что значит криволинейная поверхность симметрична оси
Гидравлика / Практикум.
Задача по определению точки приложения результирующей силы гидростатического давления F кр значительно облегчается в том случае, когда рассматриваемая поверхность является сферической или цилиндрической с круговой направляющей. В этом случае направление действия результирующей силы F кр совпадает с радиусом цилиндрической или сферической поверхностей, так как сила гидростатического давления действует по нормали к поверхности.
Определить силу и точку приложения силы гидростатического давления, действующую на криволинейную стенку резервуара при следующих заданных параметрах (см. рис. 2.9 и таблица 2.4): показание манометра, установленного на крышке резервуара p м ; заглубление верхней точки криволинейной поверхности под уровень жидкости в резервуаре h ; вид жидкости в резервуаре; криволинейная поверхность представляет собой четвертую часть кругового цилиндра радиусом R и длиной l с горизонтальной осью.
Рис. 2.9. Расчетная схема
Выбор индивидуальных данных
* – шифр присваивается каждому сту-
Отчет выполненной работы оформляется с учетом общих требований, представленных на стр. 7.
Определить силу, действующую на криволинейную поверхность MN (см. рис. 2.8), представляющую собой четвертую часть кругового цилиндра радиусом R = 0,5 м и длиной l = 3 м. Заглубление верхней точки криволинейной поверхности под уровень жидкости h = 50 см.
F у = 0 и на криволинейную поверхность MN будут действовать две силы: F x = F г – горизонтальная составляющая, и F z = F в – вертикальная составляющая.
2. По формуле (2.20) с учетом формулы (2.12) определяем горизонтальную составляющую, предварительно определив по при-
F г p c S γ в h c R l 0,75 9810 0,5 3 11036Н,
S – площадь проекции MN на вертикальную плоскость ZOY
3. По формуле (2.21) определяем вертикальную составляющую
F в γ W 9810 0,91 8927Н,
где W – объем тела давления (сечение NMKA ),
4. Сила давления на криволинейную поверхность определяем по формуле (2.19)
1. На какие составляющие делится сила гидростатического давления на криволинейную поверхность при решении практических задач?
2. Что значит «криволинейная поверхность симметрична оси»?
3. Как определяется горизонтальная составляющая силы гидростатического давления на криволинейную поверхность?
4. Чему равна вертикальная составляющая силы гидростатического давления на криволинейную поверхность и как определяется объем тела давления?
5. Как определяется точка приложения результирующей силы гидростатического давления?
3.1. Лабораторная работа «Измерение расхода жидкости»
1. Ознакомится с различными методами и приборами для измерения расхода жидкости.
2. Овладеть практическими навыками определения расхода жидкости различными методами.
Расходом называется объем или масса жидкости, проходящий в единицу времени через определенное поперечное сечение потока. Соответственно различают два понятия расхода: 1) объемный расход, размерность которого представляет собой отношение объема ко времени (м 3 /сек, м 3 /час, л/сек); 2) массовый расход, размерность которого представляет собой отношение массы ко времени (кг/сек, т/час). В практике чаще используется понятие объемного расхода.
При установившемся движении несжимаемой жидкости расход во всех сечениях потока одинаков и определяется уравнением постоянства расхода (уравнение неразрывности жидкости)
где υ – средняя скорость движения жидкости в данном сечении; S – площадь поперечного (живого) сечения потока жидкости.
На практике для определения расхода жидкости в гидравлических системах используют различные методы и приборы.
Для измерения объема жидкости V используется мерный сосуд или механический счетчик, при помощи которого можно определить объем жидкости прошедший через прибор за определенный промежуток времени.
При измерении расхода объемным способом секундомер включается в момент прохождения стрелки счетчика, или указателя наполнения мерного сосуда через деление шкалы, принятое за начальное, и выключается в момент окончания отсчета намеченного объема жидкости.
При помощи мерного сосуда можно обеспечить высокую точность измерения расхода жидкости при условии применения емкости, наполнение которой происходит за достаточно большой промежуток времени. И чем больше промежуток времени, тем выше точность измерения. Погрешность измерения расхода определяется
погрешностями прямых измерений объема
Абсолютная погрешность измерения
объема V определяется
Абсолютная погрешность измерения времени t определяется неточностью включения и выключения секундомера и округлением при отсчете. Современные электронные секундомеры определяют время с точностью до сотых или тысячных долей секунды. Поэтому при пользовании ими абсолютная погрешность измерения зависит преимущественно от реакции человека при включении и выключении секундомера, и может быть принята равной 0,4 с.
При использовании счетчика для определения расхода жидкости погрешность измерения объема V является величиной не постоянной и зависит от значения измеряемого расхода. Поэтому измерение расхода счетчиком не относится к высокоточным методам и используется, только в инженерной практике.
Массовый расход весовым методом определяется по формуле
Для определения объемного расход весовым методом необходимо правую часть формулы (3.3) разделить на плотность жидкости, расход которой определяется, то есть
Весовой метод измерения расхода жидкости также является косвенным. В данном случае погрешность измерения расхода определяется погрешностями измерения массы, плотности и времени.
Плотность жидкости, значение которой зависит от температуры, определяется по справочным данным (например, приложение 7), которые получены с высокой точностью, поэтому погрешностью определения плотности в инженерных расчетах можно пренебречь.
Абсолютная погрешность измерения времени t такая же, как и при объемной методе определения расхода.
Весовой метод является одним из наиболее точных, но применим для измерения относительно малых расходов жидкости.
Дрос селирующие ра сходомеры получили широкие приме-
нение для измерения расхода жидкости в напорных трубопроводах. Дросселирующие расходомеры представляют собой сужающие поток устройства. К таким устройствам относятся труба Вентури, диафрагма или сопло. Принципиальные схемы дросселирующих расходомеров показаны на рис. 3.1
Для определения расхода с помощью дросселирующих расходомеров по показаниям пьезометров находится перепад удельной потенциальной энергии (потенциального напора), который возникает в приборе при сужении поперечного сечения. Расход Q определяется по тарировочному графику H п = f ( Q ).
Точность измерения расхода жидкости дросселирующими расходомерами зависит от точности его тарировки и может быть достигнута не ниже 5, что достаточно для использования данных устройств в инженерной практике.
Рис. 3.1. Устройства для измерения расхода: а – труба Вентури; б – диафрагма; в – сопло
Расходомер Вентури (рис. 3.1, а) является лучшим в гидравлическом отношении – он оказывает наименьшее сопротивление потоку жидкости. Недостатком данного прибора являются сложность изготовления и относительно большие размеры.
Диафрагменный расходомер (рис. 3.1, б) оказывает наибольшее сопротивление потоку жидкости, но он наиболее простой в изготовлении и занимает мало места. Эти преимущества во многих случаях являются решающими, поэтому диафрагменные расходомеры получили широкое применение.
Расходомер «сопло» (рис. 3.1, в) по своим параметрам занимает промежуточное положение в сравнении с рассмотренными выше.
Мерные водосливы позволяют измерять как относительно небольшие, так и очень большие расходы жидкости. Поэтому водосливы нашли широкое применение для измерения расхода воды в гидротехнических сооружениях, например, в мелиоративных каналах. Простая методика измерения также способствовала распространению мерных водосливов и в лабораторной практике.
Мерный водослив представляет собой тонкую стенку, через которую переливается жидкость (рис. 3.2). Верхняя кромка водослива называется гребнем. По форме выреза в стенке такие водосливы делятся на следующие виды (рис. 3.2, а-г) : а) прямоугольные; б) треугольные; в) трапецеидальные; г) криволинейные. Треугольная форма выреза, как правило, под углом 90°, применяется для измерения малых расходов и обычно используется в лабораторных условиях. Для измерения расхода воды в гидротехнических сооружениях чаще используется прямоугольная или трапецеидальная форма, которая лучше соответствует поперечному профилю канала.
Рис. 3.2. Мерный водослив
При определении расхода Q с помощью водослива измеряется напор H над гребнем водосливного отверстия. Вблизи от гребня свободная поверхность жидкости искривлена, поэтому напор H измеряется на расстоянии L = (3…4)· H от верховой грани водослива.
Осевая и центральная симметрия
Что такое симметрия
Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия.
Ось симметрии фигуры — это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части. Чтобы наглядно понять, что такое ось симметрии, внимательно рассмотрите рисунок.
Центр симметрии — это точка, в которой пересекаются все оси симметрии.
Вернемся к рисунку: на нем мы видим фигуры, имеющие ось и центр симметрии.
Рассмотрите фигуры с осевой и центральной симметрией.
Витрувианский человек да Винчи — хрестоматийный пример симметрии. Принято считать, что, чем предмет симметричнее, тем он красивее. Хотя, по секрету, в природе нет ничего абсолютно симметричного, так уж задумано. Вся идеальная симметрия — дело рук человека.
Осевая симметрия
Вот как звучит определение осевой симметрии:
Осевой симметрией называется симметрия, проведенная относительно прямой. При осевой симметрии любой точке, расположенной по одну сторону прямой, всегда соответствует другая точка на второй стороне этой прямой.
При этом отрезки, соединяющие эти точки, перпендикулярны оси симметрии.
Осевая симметрия часто встречается в повседневной жизни. К сожалению, не на фото в паспорте и не в стрелках на глазах. Но её вполне себе можно встретить в половинках авокадо, на морде кота или в зданиях вокруг. Осевая симметрия — неотъемлемая часть архитектуры. Оглядитесь и поищите примеры осевой симметрии вокруг вас.
В геометрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Давайте разберемся, как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Пример 2. Постройте треугольник, симметричный треугольнику ABC относительно прямой d.
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно прямой l.
Центральная симметрия
Теперь поговорим о центральной симметрии — вот ее определение:
Центральной симметрией называется симметрия относительно точки.
Фигуры с центральной симметрией, как и фигуры с осевой симметрией, окружают нас повсюду. Центральную симметрию можно заметить в живой природе, в разрезе фруктов и в цветах на 8 марта.
Давайте разберемся, как построить центральную симметрию и рассмотрим алгоритм построения фигур с центральной симметрией.
Пример 2. Постройте треугольник A1B1C1, симметричный треугольнику ABC, относительно центра (точки О).
Пример 3. Построить отрезок A1B1, симметричный отрезку AB относительно центра (точки О).
Задачи на самопроверку
В 8 классе геометрия — сплошная симметрия: центральная, осевая, зеркальная да какая угодно. Чтобы во всем этом не поплыть, больше тренируйтесь. Чертите и приглядывайтесь, угадывайте вид симметрии и решайте больше задачек. Вот несколько упражнений для тренировки. Мы в вас очень верим!
Задачка 1. Рассмотрите симметричные геометрические рисунки и назовите вид симметрии.
Мы рассмотрели примеры осевой и центральной симметрии и знаем, что:
Симметрия относительно прямой — осевая
Симметрия относительно точки — центральная
Задачка 2. Пусть M и N какие-либо точки, l — ось симметрии. М1 и N1 — точки,
симметричные точкам M и N относительно прямой l. Докажите, что MN = М1N1.
Подсказка: опустите перпендикуляры из точек N и N1 на прямую MМ1.
Задачка 3. Постройте фигуру, симметричную данной относительно прямой a.
Основные поверхности пространства и их построение
Данная статья носит справочный характер и по своей структуре очень напоминает материалы о графиках и свойствах элементарных функций. С тем отличием, что вместо «плоских» графиков мы рассмотрим наиболее распространенные пространственные поверхности, а также научимся грамотно их строить от руки. Я довольно долго подбирал программные средства для построения трёхмерных чертежей и нашёл пару неплохих приложений, но, несмотря на всё удобство использования, эти программы плохо решают важный практический вопрос. Дело в том, что в обозримом историческом будущем студенты по-прежнему будут вооружены линейкой с карандашом, и, даже располагая качественным «машинным» чертежом, многие не смогут корректно перенести его на клетчатую бумагу. Поэтому в методичке особое внимание уделено технике ручного построения, и значительная часть иллюстраций страницы представляет собой handmade-продукт.
Чем отличается этот справочный материал от аналогов?
Обладая приличным практическим опытом, я очень хорошо знаю, с какими поверхностями чаще всего приходится иметь дело в реальных задачах высшей математики, и надеюсь, что эта статья поможет вам в кратчайшие сроки пополнить свой багаж соответствующими знаниями и прикладными навыками, которых в 90-95% случаев должно хватить.
Что нужно уметь на данный момент?
Во-первых, необходимо уметь правильно строить пространственную декартову систему координат (см. начало статьи Графики и свойства функций).
Во-вторых, необходимо уметь откладывать точки в этой системе координат; об этом я достаточно подробно рассказал на уроках Уравнениях прямой в пространстве и Треугольная пирамида.
Далее считаем, что все события происходят в прямоугольной системе координат.
Что вы приобретёте после прочтения этой статьи?
Бутылку После освоения материалов урока вы научитесь быстро определять тип поверхности по её функции и/или уравнению, представлять, как она расположена в пространстве, и, конечно же, выполнять чертежи. Ничего страшного, если не всё уложится в голове с 1-го прочтения – к любому параграфу по мере надобности всегда можно вернуться позже.
Информация по силам каждому – для её освоения не нужно каких-то сверхзнаний, особого художественного таланта и пространственного зрения.
На практике пространственная поверхность обычно задаётся функцией двух переменных или уравнением вида
(константа правой части чаще всего равна нулю либо единице). Первое обозначение больше характерно для математического анализа, второе – для аналитической геометрии. Уравнение
, по существу, является неявно заданной функцией 2 переменных, которую в типовых случаях легко привести к виду
. Напоминаю простейший пример c первого урока по теме ФНП:
– уравнение плоскости вида
.
– функция плоскости в явном виде
.
Давайте с неё и начнём:
Распространенные уравнения плоскостей
Типовые варианты расположения плоскостей в прямоугольной системе координат детально рассмотрены в самом начале статьи Уравнение плоскости. Тем не менее, ещё раз остановимся на уравнениях, которые имеют огромное значение для практики.
Прежде всего, вы должны на полном автомате узнавать уравнения плоскостей, которые параллельны координатным плоскостям . Фрагменты плоскостей стандартно изображают прямоугольниками, которые в последних двух случаях выглядят, как параллелограммы. По умолчанию размеры можно выбрать любые (в разумных пределах, конечно), при этом желательно, чтобы точка, в которой координатная ось «протыкает» плоскость являлась центром симметрии:
Строго говоря, координатные оси местами следовало изобразить пунктиром, но во избежание путаницы будем пренебрегать данным нюансом.
Тем, кто ещё не успел, настоятельно рекомендую ознакомиться с указанной выше статьёй и понять неформальный смысл этих уравнений. Повторим заодно и соответствующие неравенства:
– (левый чертёж) неравенство задаёт дальнее от нас полупространство, исключая саму плоскость
;
– (средний чертёж) неравенство задаёт правое полупространство, включая плоскость
;
– (правый чертёж) двойное неравенство задаёт «слой», расположенный между плоскостями
, включая обе плоскости.
Для самостоятельной разминки:
Изобразить тело, ограниченное плоскостями
Составить систему неравенств, определяющих данное тело.
Из-под грифеля вашего карандаша должен выйти старый знакомый прямоугольный параллелепипед. Не забывайте, что невидимые рёбра и грани нужно прочертить пунктиром. Готовый чертёж в конце урока.
Пожалуйста, НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ учебными задачами, даже если они кажутся слишком простыми. А то может статься, раз пропустили, два пропустили, а затем потратили битый час, вымучивая трёхмерный чертёж в каком-нибудь реальном примере. Кроме того, механическая работа поможет гораздо эффективнее усвоить материал и развить интеллект! Не случайно в детском саду и начальной школе детей загружают рисованием, лепкой, конструкторами и другими заданиями на мелкую моторику пальцев. Простите за отступление, не пропадать же двум моим тетрадям по возрастной психологии =)
Следующую группу плоскостей условно назовём «прямыми пропорциональностями» – это плоскости, проходящие через координатные оси:
1) уравнение вида (здесь и далее
) задаёт плоскость, проходящую через ось
;
2) уравнение вида задаёт плоскость, проходящую через ось
;
3) уравнение вида задаёт плоскость, проходящую через ось
.
Хотя формальный признак очевиден (какая переменная отсутствует в уравнении – через ту ось и проходит плоскость), всегда полезно понимать суть происходящих событий:
Построить плоскость
Как лучше осуществить построение? Предлагаю следующий алгоритм:
Сначала перепишем уравнение в виде , из которого хорошо видно, что «игрек» может принимать любые значения. Зафиксируем значение
, то есть, будем рассматривать координатную плоскость
. Уравнения
задают пространственную прямую, лежащую в данной координатной плоскости. Изобразим эту линию на чертеже. Прямая проходит через начало координат, поэтому для её построения достаточно найти одну точку. Пусть
. Откладываем точку
и проводим прямую.
Теперь возвращаемся к уравнению плоскости . Поскольку «игрек» принимает любые значения, то построенная в плоскости
прямая непрерывно «тиражируется» влево и вправо. Именно так и образуется наша плоскость
, проходящая через ось
. Чтобы завершить чертёж, слева и справа от прямой
откладываем две параллельные линии и поперечными горизонтальными отрезками «замыкаем» символический параллелограмм:
Так как условие не накладывало дополнительных ограничений, то фрагмент плоскости можно было изобразить чуть меньших или чуть бОльших размеров.
Ещё раз повторим смысл пространственного линейного неравенства на примере . Как определить полупространство, которое оно задаёт? Берём какую-нибудь точку, не принадлежащую плоскости
, например, точку
из ближнего к нам полупространства и подставляем её координаты в неравенство:
Получено верное неравенство, значит, неравенство задаёт нижнее (относительно плоскости
) полупространство, при этом сама плоскость не входит в решение.
Построить плоскости
а) ;
б) .
Это задания для самостоятельного построения, в случае затруднений используйте аналогичные рассуждения. Краткие указания и чертежи в конце урока.
На практике особенно распространены плоскости, параллельные оси . Частный случай, когда плоскость проходит через ось, только что был в пункте «бэ», и сейчас мы разберём более общую задачу:
Построить плоскость
Решение: в уравнение в явном виде не участвует переменная «зет», а значит, плоскость параллельна оси аппликат. Применим ту же технику, что и в предыдущих примерах.
Перепишем уравнение плоскости в виде из которого понятно, что «зет» может принимать любые значения. Зафиксируем
и в «родной» плоскости
начертим обычную «плоскую» прямую
. Для её построения удобно взять опорные точки
.
Поскольку «зет» принимает все значения, то построенная прямая непрерывно «размножается» вверх и вниз, образуя тем самым искомую плоскость . Аккуратно оформляем параллелограмм разумной величины:
Готово.
Уравнение плоскости в отрезках
Важнейшая прикладная разновидность. Если все коэффициенты общего уравнения плоскости отличны от нуля, то оно представимо в виде
, который называется уравнением плоскости в отрезках. Очевидно, что плоскость пересекает координатные оси в точках
, и большое преимущество такого уравнения состоит в лёгкости построения чертежа:
Построить плоскость
Решение: сначала составим уравнение плоскости в отрезках. Перебросим свободный член направо и разделим обе части на 12:
Делаем дроби трёхэтажными:
Именно так! – ведь знаменатели могут оказаться и дробными. Но в данном случае всё разделилось нацело:
Таким образом, плоскость проходит через точки . В целях самоконтроля координаты каждой точки устно подставим в исходное уравнение
. После чего выполним чертёж:
В отличие от предыдущих примеров здесь фрагмент плоскости изображается в виде треугольника, который в общем случае может «прорисоваться» в любом из восьми октантов.
Задание для тренировки:
Построить плоскость
Краткое решение и чертёж в конце урока.
Переходим к другой обширной группе обитателей 3D-мира:
Цилиндрические поверхности
Или, если короче – цилиндры.
! Примечание: в ряде источников информации под цилиндром понимается исключительно геометрическое тело, а не поверхность!
Следует отметить, что в математике под этими терминами скрывается не совсем то, что обычно подразумевает обыватель, и класс цилиндрических поверхностей не ограничивается чёрным цилиндром на голове:
Построить поверхность, заданную уравнением
…что за дела? Не опечатка ли здесь? Вроде как дано каноническое уравнение эллипса…
Нет, здесь не опечатка и все дела происходят именно в пространстве! Исследуем предложенную поверхность тем же методом, что недавно использовали для плоскостей. Перепишем уравнение в виде , из которого следует, что «зет» принимает любые значения. Зафиксируем
и построим в плоскости
эллипс
. Так как «зет» принимает все значения, то построенный эллипс непрерывно «тиражируется» вверх и вниз. Легко понять, что поверхность бесконечна:
Данная поверхность называется эллиптическим цилиндром. Эллипс (на любой высоте) называется направляющей цилиндра, а параллельные прямые, проходящие через каждую точку эллипса называются образующими цилиндра (которые в прямом смысле слова его и образуют). Ось
является осью симметрии поверхности (но не её частью!).
Координаты любой точки, принадлежащей данной поверхности, обязательно удовлетворяют уравнению .
Пространственное неравенство задаёт «внутренность» бесконечной «трубы», включая саму цилиндрическую поверхность, и, соответственно, противоположное неравенство
определяет множество точек вне цилиндра.
В практических задачах наиболее популярен частный случай, когда направляющей цилиндра является окружность:
Построить поверхность, заданную уравнением
Бесконечную «трубу» изобразить невозможно, поэтому художества ограничиваются, как правило, «обрезком».
Сначала удобно построить окружность радиуса в плоскости
, а затем ещё пару окружностей сверху и снизу. Полученные окружности (направляющие цилиндра) аккуратно соединяем четырьмя параллельными прямыми (образующими цилиндра):
Не забываем использовать пунктир для невидимых нам линий.
Координаты любой точки, принадлежащей данному цилиндру, удовлетворяют уравнению . Координаты любой точки, лежащей строго внутри «трубы», удовлетворяют неравенству
, а неравенство
задаёт множество точек внешней части. Для лучшего понимания рекомендую рассмотреть несколько конкретных точек пространства и убедиться в этом самостоятельно.
Построить поверхность и найти её проекцию на плоскость
Перепишем уравнение в виде из которого следует, что «икс» принимает любые значения. Зафиксируем
и в плоскости
изобразим окружность
– с центром в начале координат, единичного радиуса. Так как «икс» непрерывно принимает все значения, то построенная окружность порождает круглый цилиндр с осью симметрии
. Рисуем ещё одну окружность (направляющую цилиндра) и аккуратно соединяем их прямыми (образующими цилиндра). Местами получились накладки, но что делать, такой уж наклон:
На этот раз я ограничился кусочком цилиндра на промежутке и это не случайно. На практике зачастую и требуется изобразить лишь небольшой фрагмент поверхности.
Тут, к слову, получилось 6 образующих – две дополнительные прямые «закрывают» поверхность с левого верхнего и правого нижнего углов.
Теперь разбираемся с проекцией цилиндра на плоскость . Многие читатели понимают, что такое проекция, но, тем не менее, проведём очередную физкульт-пятиминутку. Пожалуйста, встаньте и склоните голову над чертежом так, чтобы остриё оси
смотрело перпендикулярно вам в лоб. То, чем с этого ракурса кажется цилиндр – и есть его проекция на плоскость
. А кажется он бесконечной полосой, заключенным между прямыми
, включая сами прямые. Данная проекция – это в точности область определения функций
(верхний «жёлоб» цилиндра),
(нижний «жёлоб»).
Давайте, кстати, проясним ситуацию и с проекциями на другие координатные плоскости. Пусть лучи солнца светят на цилиндр со стороны острия и вдоль оси . Тенью (проекцией) цилиндра на плоскость
является аналогичная бесконечная полоса – часть плоскости
, ограниченная прямыми
(
– любое), включая сами прямые.
А вот проекция на плоскость несколько иная. Если смотреть на цилиндр из острия оси
, то он спроецируется в окружность единичного радиуса
, с которой мы начинали построение.
Построить поверхность и найти её проекции на координатные плоскости
Это задача для самостоятельного решения. Если условие не очень понятно, возведите обе части в квадрат и проанализируйте результат; выясните, какую именно часть цилиндра задаёт функция . Используйте методику построения, неоднократно применявшуюся выше. Краткое решение, чертёж и комментарии в конце урока.
Эллиптические и другие цилиндрические поверхности могут быть смещены относительно координатных осей, например:
(по знакомым мотивам статьи о линиях 2-го порядка) – цилиндр единичного радиуса с линией симметрии, проходящей через точку
параллельно оси
. Однако на практике подобные цилиндры попадаются довольно редко, и совсем уж невероятно встретить «косую» относительно координатных осей цилиндрическую поверхность.
Параболические цилиндры
Как следует из названия, направляющей такого цилиндра является парабола.
Построить поверхность и найти её проекции на координатные плоскости.
Не мог удержаться от этого примера =)
Решение: идём проторенной тропой. Перепишем уравнение в виде , из которого следует, что «зет» может принимать любые значения. Зафиксируем
и построим обычную параболу
на плоскости
, предварительно отметив тривиальные опорные точки
. Поскольку «зет» принимает все значения, то построенная парабола непрерывно «тиражируется» вверх и вниз до бесконечности. Откладываем такую же параболу, скажем, на высоте (в плоскости)
и аккуратно соединяем их параллельными прямыми (образующими цилиндра):
Напоминаю полезный технический приём: если изначально нет уверенности в качестве чертежа, то линии сначала лучше прочертить тонко-тонко карандашом. Затем оцениваем качество эскиза, выясняем участки, где поверхность скрыта от наших глаз, и только потом придаём нажим грифелю.
1) Проекцией цилиндра на плоскость является парабола
. Следует отметить, что в данном случае нельзя рассуждать об области определения функции двух переменных – по той причине, что уравнение цилиндра
не приводимо к функциональному виду
.
2) Проекция цилиндра на плоскость представляет собой полуплоскость
, включая ось
3) И, наконец, проекцией цилиндра на плоскость является вся плоскость
.
Построить параболические цилиндры:
а) , ограничиться фрагментом поверхности в ближнем полупространстве;
б) на промежутке
В случае затруднений не спешим и рассуждаем по аналогии с предыдущими примерами, благо, технология досконально отработана. Не критично, если поверхности будут получаться немного корявыми – важно правильно отобразить принципиальную картину. Я и сам особо не заморачиваюсь над красотой линий, если получился сносный чертёж «на троечку», обычно не переделываю. В образце решения, кстати, использован ещё один приём, позволяющий улучшить качество чертежа 😉
Гиперболические цилиндры
Направляющими таких цилиндров являются гиперболы. Этот тип поверхностей, по моим наблюдениям, встречается значительно реже, чем предыдущие виды, поэтому я ограничусь единственным схематическим чертежом гиперболического цилиндра :
Принцип рассуждения здесь точно такой же – обычная школьная гипербола из плоскости
непрерывно «размножается» вверх и вниз до бесконечности.
Рассмотренные цилиндры относятся к так называемым поверхностям 2-го порядка, и сейчас мы продолжим знакомиться с другими представителями этой группы:
Эллипсоид. Сфера и шар
Каноническое уравнение эллипсоида в прямоугольной системе координат имеет вид , где
– положительные числа (полуоси эллипсоида), которые в общем случае различны. Эллипсоидом называют как поверхность, так и тело, ограниченное данной поверхностью. Тело, как многие догадались, задаётся неравенством
и координаты любой внутренней точки (а также любой точки поверхности) обязательно удовлетворяют этому неравенству. Конструкция симметрична относительно координатных осей и координатных плоскостей:
Происхождение термина «эллипсоид» тоже очевидно: если поверхность «разрезать» координатными плоскостями, то в сечениях получатся три различных (в общем случае) эллипса. В зависимости от значений эллипсоид может быть вытянут вдоль любой оси, причём вытянут достаточно далеко.
Если две полуоси совпадают, то данную поверхность/тело называют эллипсоидом вращения. Так, например, эллипсоид получен вращением эллипса
вокруг оси
(представьте мысленно).
Небольшая задачка для самостоятельного решения:
Построить эллипсоид . Записать уравнение порождающего эллипса и ось, вокруг которой осуществляется его вращение.
Чертёж и краткий комментарий в конце урока.
В случае равенства всех полуосей , эллипсоид вырождается в сферу:
– данное уравнение задаёт сферу с центром в начале координат радиуса
.
Тело, ограниченное сферой, называется шаром. Неравенство определяет шар с центром в начале координат радиуса
. И, соответственно, противоположному условию
удовлетворяют координаты любой внешней точки.
Разделаемся с аппетитным Колобком:
Построить поверхность . Найти функции, задающие верхнюю и нижнюю полусферу, указать их области определения. Записать аналитическое выражение шара, ограниченного данной сферой и проверить, принадлежат ли ему точки
Решение: уравнение задаёт сферу с центром в начале координат радиуса 2. Здесь, как и в примерах с параболическими цилиндрами, выгодно уменьшить масштаб чертежа:
Выразим «зет»:
– функция, задающая верхнюю полусферу;
– функция, задающая нижнюю полусферу.
Областью определения каждой функции является круг с центром в начале координат радиуса 2 (проекция полусфер на плоскость
).
Неравенство определяет шар с центром в начале координат радиуса 2. Подставим координаты точек
в данное неравенство:
1)
Получено неверное неравенство, следовательно, точка «дэ» лежит вне шара.
2)
Получено верное неравенство, значит, точка «эф» принадлежит шару, а конкретнее – его границе (сфере).
Материал о сферах и шарах достаточно прост, и я предлагаю вам чисто символическое задание для самостоятельного решения:
Найти область определения функции двух переменных и построить соответствующую поверхность.
Краткое решение и чертёж в конце урока.
Кстати, наша планета, кто не знает, чуть-чуть, но таки не шар.
Коническая поверхность
Каноническое уравнение в декартовых координатах задаёт коническую поверхность 2-го порядка или, если короче, конус. Но это опять же не совсем тот конический колпак, который всем знаком со времён далёкого детства.
Форму многих поверхностей удобно исследовать методом сечений, который я потихоньку начал использовать ещё в предыдущих параграфах. Суть метода состоит в том, что мы «рассекаем пациентов» плоскостями (прежде всего, координатными), и получившиеся сечения позволяют нам хорошо понять, как выглядит та или иная поверхность.
Перепишем уравнение в виде и исследуем сечения конуса плоскостями
, параллельными плоскости
. Подставим
в уравнение конической поверхности:
Очевидно, что случаю соответствует уравнение
, задающее пару мнимых пересекающихся прямых с единственной действительной точкой пересечения в начале координат. Данная точка называется вершиной конуса.
Если же , то уравнение
задаёт эллипсы различных размеров, причём из последнего уравнения хорошо видно, что с увеличением абсолютных значений «цэ большого» полуоси эллипсов неограниченно возрастают. Таким образом, коническая поверхность бесконечна:
Если коническую поверхность «разрезать» произвольной плоскостью (которая проходит через ось
), то в сечении получатся две пересекающиеся в начале координат прямые. Множество таких сечений, собственно, и образует коническую поверхность.
И логично, что каждая из этих прямых называется образующей конуса.
На практике почти всегда приходится иметь дело с конусом вращения, в котором сечения плоскостями представляют собой окружности. И во многих практических задачах типичен следующий «опознавательный» вид уравнения:
– с «зет» в левой части и равными коэффициентами при
и
.
Как многие догадались, функция задаёт верхнюю часть конуса, а функция
– его нижнюю часть.
Распространённая вариация по теме:
Построить поверхность
Решение: уравнение имеет вид и определяет половину конуса, располагающуюся в верхнем полупространстве. Вершина конической поверхности, понятно, расположена в начале координат, но как построить всё остальное?
Возведём обе части исходного уравнения в квадрат:
Далее выберем небольшое положительное значение «зет», например , и найдём линию пересечения этой плоскости с нашей поверхностью:
– окружность радиуса
.
Пояснение на всякий случай: подставили в 1-е уравнение
Теперь на высоте изобразим окружность
и аккуратно проведём 4 образующие конуса:
Образующие, в принципе, можно было продолжить и выше плоскости .
Не забываем, что уравнение задаёт только верхнюю часть поверхности и поэтому никаких «хвостиков» в нижнем полупространстве быть не должно.
Пожалуй, простейшая коническая поверхность:
Построить коническую поверхность . Записать неравенства, определяющие внутреннюю и внешнюю часть конуса.
В образце решения изображён фрагмент конуса, расположенный между плоскостями . Ну, а с неравенствами, думаю, сообразите самостоятельно. В случае мучительных сомнений всегда можно взять точку (внутри или снаружи конуса) и проверить, удовлетворяют ли её координаты неравенству.
В заключение статьи подробно рассмотрим ещё одну мегапопулярную поверхность:
Эллиптический параболоид
Каноничный эллиптический параболоид в прямоугольной системе задаётся уравнением . Данная поверхность выглядит бесконечной чашей:
Название «эллиптический параболоид» тоже произошло из результатов исследования сечений. В горизонтальных сечениях плоскостями получаются различные эллипсы:
, в частности, при
эллипс вырождается в точку (начало координат), которая называется вершиной эллиптического параболоида.
А вертикальные сечения плоскостями, параллельными оси , представляют собой различные параболы. Например, сечение координатной плоскостью
:
– парабола, лежащая в плоскости
.
Или сечение плоскостью :
– парабола, лежащая в плоскости
.
Отсюда и эллиптический параболоид.
На практике обычно встречается упрощенная версия поверхности с горизонтальными сечениями-окружностями. Перепишем каноническое уравнение в прикладном функциональном виде:
– характерным признаком функции, как и в ситуации с конусом, является равенство коэффициентов при
.
Построить поверхность . Записать неравенства, определяющие внутреннюю и внешнюю часть эллиптического параболоида.
Решение: используем ту же методику, что и при построении конической поверхности. Рассмотрим какое-нибудь не очень большое значение «зет», здесь удобно выбрать , и найдём сечение эллиптического параболоида этой плоскостью:
– окружность радиуса 2.
Теперь на высоте изобразим данную окружность и аккуратно соединим её с вершиной (началом координат) двумя параболами. В результате получится такая вот симпатичная чашка:
Рассматриваемый частный случай параболоида с горизонтальными сечениями-окружностями также называют параболоидом вращения, поскольку его можно получить вращением параболы вокруг оси
С неравенствами ничего нового. Нетрудно догадаться, что неравенство или, если развернуть запись в более привычном порядке,
определяет множество точек внутри чаши (т.к. неравенство строгое, то сама поверхность не входит в решение). И, соответственно, неравенство
задаёт множество внешних точек.
По моим наблюдениям, на практике часто встречается эллиптический параболоид вида , который выглядит точно так же, но мигрировал вершиной в точку
. Именно такую поверхность мы исследовали с помощью линий уровня в Примере № 14 первого урока темы.
Ещё одно типичное расположение эллиптического параболоида:
Построить поверхность
Решение: если коэффициенты при отрицательны (сразу оба), то чаша параболоида «смотрит вниз». Вершина поверхности расположена в точке
. Это понятно не только интуитивно, но и подкрепляется простым аналитическим рассуждением: очевидно, что рассмотрев любую другую пару значений
мы уменьшим функцию
. Таким образом, в точке
достигается максимум функции двух переменных.
В целях построения поверхность удобно «отсечь» плоскостью . Сечение представляет собой:
– окружность радиуса 2.
Выполним чертёж:
Готово.
Заключительное задание для самостоятельного решения:
Построить эллиптический параболоид
Чертёж в конце урока, который приблизился к своему завершению.
Среди поверхностей 2-го порядка за кадром остались редко встречающиеся на практике:
( ниже перечислены канонические уравнения, в которых – положительные числа)
– гиперболический параболоид («седло»);
– однополостной гиперболоид;
– двуполостной гиперболоид.
Более подробную информацию об этих поверхностях можно почерпнуть в учебнике аналитической геометрии либо другом источнике информации, в частности, в Википедии, на которую проставлены ссылки. Если возникнет необходимость выполнить их построение – используйте метод сечений, он действительно прост и эффективен!
Я бы с радостью всё рассказал, но, во-первых, это нецелесообразно с практической точки зрения, а во-вторых, размер статьи подходит к той опасной грани, после которой посетители сайта будут считать автора не только фанатом, но и начнут всерьёз опасаться за его здоровье. Впрочем, санитары разрешили мне ещё немного посидеть за компьютером =)
А если серьёзно, то этой статьи я опасался чуть ли не с первых дней создания сайта ввиду большого объема работы. Но вот, наконец, клуб любителей функций двух переменных широко распахнул двери, и теперь-то уж мы с вами оттянемся в полный рост =)
Пример 1: Решение: выполним чертёж:
Данное тело определяется системой
Пример 3: Решение: а) Сначала удобно построить прямую , лежащую в плоскости
. Используем начало координат, и, например, точку
. б) Сначала удобно построить прямую
, лежащую в плоскости
. Используем начало координат, и, например, точку
.
Пример 6: Решение: запишем уравнение плоскости в отрезках:
Выполним чертёж:
Пример 10: Решение: функция задаёт верхнюю часть цилиндра
:
Проекция на плоскость : часть данной плоскости, ограниченная «плоскими» прямыми
(включая прямые).
Проекция на плоскость : часть данной плоскости, ограниченная прямыми
(
– любое), включая сами прямые.
Проекция на плоскость : полуокружность
Пример 12: Чертежи:
Пример 13: Решение: данный эллипсоид получен вращением эллипса (плоскость
) вокруг оси
:
Примечание: также можно считать, что вращается эллипс , лежащий в плоскости
.
Пример 15: Решение: областью определения данной функции является круг с центром в начале координат радиуса
. Функция
задаёт полусферу, лежащую в верхнем полупространстве, с центром в начале координат радиуса
:
Пример 17: Решение: сечения конуса плоскостями представляют собой окружности
. Выполним чертёж:
Неравенство задаёт множество точек, находящихся внутри конуса; неравенство
задаёт множество внешних точек.
Пример 20: Решение: вершина параболоида находится в точке . Выполним чертёж:
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам