что значит лама в буддизме
Кто такие ламы?
Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.
Что касается термина «Лама» в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.
И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.
Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?
Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.
Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути «Видения» и «Медитации», нет освоивших «Ясный свет» и «Иллюзорное тело». Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.
Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.
Буддийские ламы и Римпоче. Кто такие и чем занимаются
Кто такие Ламы?
Лама означает «ЛАдони Матери». Лама продвинувшись в духовных практиках буддийских монахов и сострадании, о чем мы говорили в прошлый раз, читает в сущности человека, что он из себя представляет, что ему суждено в этой жизни, каковы его намерения и какова его карма.
Лама знает, что нужно человеку и тонко чувствует его природные наклонности, и сопровождает человека на пути развития этого потенциала.
Мы все дети Космоса, и как всё мироздание растет и развивается, также сердце Ламы движется к совершенству и увлекает за собой тех, кто его состраданием притянулся и готов осознанно идти вперед.
Чем занимаются буддийские ламы?
А так как миров много и живых существ, страдающих в невежестве мириады, Лама занимается и непрестанно трудится в поиске тех, кому он мог бы помочь. Днем и ночью, в бодроствании и во сне, он неутомим в своих поисках и нахождения его множат армию тех, кто идет за ним, а они прося помощи умножают его силы чтобы смог он всем им помочь выбраться из невежества.
Лама исцеляет язвы на телах и разумах, он расцвечивает своими прикосновениями сердца и дарует им радость. Лама сопровождает растущих из мира в мир.
И столько много становится спасенных им и столько многие тянутся к нему во всех мирах, что дух его обретает способность находится в нескольких местах одновременно и в разных мирах, и чтобы успеть всем помочь, постигает он лучшие методы помощи непрестанно. Так становится он спасителем для мириадов живых существ.
Как учатся Ламы дальше?
Лама учится у своего Учителя, и чем сложнее задачи перед ним поставленные, тем сильнее его жажда учиться, ведь новые вызовы требуют более утонченных решений. Старыми методами в сложных условиях не пройти.
И растет сердце ламы, и учится он жадно, и заражает жаждой обучения всех, кого касается его сострадательное сердце. И тянутся к нему не только за помощью, но и за обучением.
Со временем Лама понимает, что учить очень непросто. Он видит, как прилагает силу и как она действует. Он понимает, что можно лучше и изучает, и исследует. Он находит лучшие решения у других Учителей и применяет их со всем усердием.
Он оценивает результаты и смотрит на новые методы, комбинирует их и создает свой неповторимый узор действия. Так Лама восходит в искусстве освобождения живых существ от страданий и невежества.
И Когда его методы уже отточены, а ученики растут в переизбытке силы и чистоты, Космос обращает внимание на Ламу и возводит его на новую ступень, в статус Римпоче, высший духовный статус в буддизме и у буддийских монахов.
Кто такой Римпоче?
В переводе Римпоче означает «Сокровище». Но он сокровище не столько в понимании людей, сколько в понимании Космоса. И чтобы он не делал, чем бы не занимался, его дух неутомимо сотрудничает с Космосом на всех планах бытия.
Римпоче находится среди людей, у него много учеников. Он возводит их удивительно прекрасными ступенями Знания Духа, и они восходя возводят и его. Римпоче это центр Знания и Роста для того мира, в котором он активен и которому он созвучен.
Круг самосовершенствования во вселенной
Учитель даёт Знания, ученик получает и приумножая возвращает то что взял сторицей.
Но и сам ученик умножил своё.
Откуда же берётся умноженное? Труд и опыт дают умножение движения, так Космос прирастает.
Почему Римпоче называют «сокровищем»?
Римпоче для буддистов есть центр. Ученики есть окружность. Движение их есть Жизнь Космоса, из которой всё и состоит. Потому Римпоче сокровище в глазах Космоса, что если не будет его, не будет движения, не будет жизни, не будет Космоса.
Существует лишь Мысль, существует лишь движение к совершенствованию Мысли. И Римпоче есть центр из которого это движение порождается и которое это движение поддерживает.
Потому Римпоче зовется Сокровищем. Но как выглядит он? Как обычный человек, с мудростью и достоинством, но всё же он деятелен и сурово смотрит в реалии мира.
Римпоче есть центр совершенствования, и его мало заботят мирские дела, но всё же ученики его процветают, и сила его множится.
И когда однажды он уйдёт, то плеяда прекрасных учеников даст миру новых Лам и Римпоче, и в том его забота, чтобы они прибывали.
А также советую обратить внимание на рассказы о настоящей йоге Индии и еще одном нестандартном событии в духовной жизни планеты, о тайнах и неизвестных событиях из жизни Иисуса Христа, ну и конечно о том, что из себя представляет буддизм как учение и мировая религия.
Кто такой лама в буддизме? Ламаизм и его особенности
Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.
Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.
Значение основных понятий
В переводе с санскрита «лама» означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:
Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.
Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.
История ламаизма
Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.
Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.
Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.
Выбор Далай-ламы
Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.
После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.
Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.
Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.
Монахи
В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:
Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.
Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.
Духовная роль ламы
«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.
Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.
Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.
Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.
Заключение
Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!
Что значит лама в буддизме
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто такие ламы?
Автор: Аюр Цырендоржиев
Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.
Что касается термина «Лама» в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.
Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?
Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.
Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути «Видения» и «Медитации», нет освоивших «Ясный свет» и «Иллюзорное тело». Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.
Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.
Сарва Мангалам!
http://asiarussia.ru/buddhism/4623/
Иерархия в буддизме — какие саны и звания существуют
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Тема нашей сегодняшней беседы – иерархия в буддизме. В статье ниже мы расскажем, какие существуют саны, звания в буддийской системе, как они проявляются в различных направлениях. Также вы узнаете, кто такие ламы и какова иерархия буддийского монашества в российских реалиях.
Будет интересно, а главное – познавательно!
Иерархическое деление в разных направлениях
В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.
Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.
В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.
Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки».
Важно помнить, что и в тхераваде есть некоторые различия. Так, например, шри-ланкийские монахи стремятся изучить как можно больше сутт, бирманские – строки из «Абхидхармы», а тайские – из «Виная-питаки».
В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.
При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их. В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы.
Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.
Кто такие ламы
Лама в Тибете буквально означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу.
Ламой могут называть:
Среди лам, в свою очередь, существует определенный соподчиненный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.
Невоплощенные
Невоплощенные – низшая ступень лам, и тут тоже присутствует своя структура. Когда юноша решает отказаться от обычного существования и найти монастырское пристанище, он становится банди, или рабженгом. Пока он должен соблюдать лишь 5 обетов.
Спустя пять-семь лет упорного обучения банди принимает уже 36 обетов и становится гецулом. Высшая ступень уровня невоплощенных – гелонг, обязующийся принять 253 обета.
Ученые ламы
Для достижения этой ступени буддистам необходимо обучаться буддийскому учению несколько лет – от десяти до двадцати. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. В секте гелуг это обучение именуется системой цанид.
Монастырь Сэра в Лхасе
Всего существует пять степеней учености:
Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун.
Тулку
Тулку – ламы-перерожденцы, которые помогают всему живому выбраться из оков сансары и для этого постоянно перерождаются в новом воплощении. Тулку можно стать только при рождении, унаследовав духовные качества от предшественника.
Существуют особые способы поиска тулку: гороскопы, высчитываемые компетентными ламами-геше, вещие сны, предзнаменования, прямые указания предшественника. Когда предполагаемого кандидата в виде маленького мальчика находят, ему предлагают выбрать вещи, принадлежавшие ламе в прошлом воплощении.
У перерожденцев тоже есть собственный иерархический порядок:
Всем известен нынешний Далай-лама Четырнадцатый Тэнцзин Гьяцо, борющийся за мир на планете и даже удостоенный Нобелевской премии мира. Он считается духовным лидером тибетских, монгольских, бурятских, калмыцких, тувинских буддистов.
В российских реалиях
Собственная иерархическая система есть и в России, так как российские республики Бурятия, Калмыкия, Тува считаются северным направлением тибетского буддизма.
Самым главным человеком в структуре российской традиционной сангхи является Пандито Хамбо-лама.
Среди всех монастырских настоятелей коллегиально избирается Хамбо-лама и его помощники – Дид Хамбо-ламы. Настоятелем каждого монастыря выбирается Соржо-лама и два его заместителя – унзад и човомба. Унзад должен отвечать за расписание служб, обрядов, а човомба – за административную, материальную, дисциплинарную часть.
XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.
К Далай-ламе и Хамбо-ламе принято обращаться как «Ваше Святейшество», а к остальным монахам – «досточтимый».
Заключение
Как мы поняли, структура монашества в буддизме довольно сложная. Если в таких направлениях, как тхеравада или дзен, она почти не проявляется, то в тибетском буддизме имеет несколько степеней, каждая из которых может разделяться на более мелкие иерархические виды.
Продвижение в духовной карьере длится не просто годами, а десятилетиями. При этом некоторые титулы, например, Панчен-ламы или Кармапы, остаются для большинства недоступными, так как ими нельзя стать, а можно только родиться.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Чтобы продолжить вместе изучать буддизм, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог!.
Желаем вам духовного роста, добра, и увидимся скоро вновь в нашем блоге!