что значит ликвидируемый должник

§ 2. Понятие ликвидируемого должника и особенности рассмотрения дел о его банкротстве

Ликвидируемый должник — это должник, находящийся в процессе ликвидации. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке общего правопреемства к другим лицам.

Для применения норм Закона о банкротстве не имеет значения размер задолженности и срок неисполнения обязательств и обязанностей. На практике, как правило, эти параметры превышают минимально необходимые для возбуждения конкурсного процесса, но даже если в ходе ликвидации выяснится, что срок неисполненных обязательств менее трех месяцев и для полного удовлетворения всех требований не хватает суммы менее 100 тыс. руб., все равно дальнейшая ликвидация должна будет проходить по правилам Закона о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых, помимо ликвидируемого, к отсутствующим должникам, не способным покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также бездеятельным. В отношении бездеятельного должника должны наличествовать признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, в частности, когда в течение последних двенадцати месяцев не проводились операции по его банковским счетам.

Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства. Фактически используется только одна процедура банкротства — конкурсное производство.

Причины, по которым должник — юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут не быть связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения всех требований. Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии с нормами Закона о банкротстве.

В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ) правом на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе о банкротстве (п. 2, 3 ст. 224) лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Особенности рассмотрения дел о банкротстве ликвидируемого должника начинаются с оснований для обращения в суд. Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Недостаточность или достаточность имущества должника для полного удовлетворения требований всех кредиторов может быть достоверно установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, за исключением ситуации, когда кредиторы предъявляют свои требования позже, после истечения указанного срока. В этом случае недостаточность будет определяться при предъявлении и признании каждого требования.

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд согласно положений Закона о банкротстве приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности:

— по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника (п.

— по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 226).

К этой ответственности будут привлекаться лица, на которые законодательством о несостоятельности возложена обязанность в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления. В таком качестве выступают собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).

С момента назначения ликвидационной комиссии на ее председателя и членов возлагаются обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, а до ее назначения — на руководителя должника.

В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве в указанном законе (п. 3 ст. 225) осуществляется без учета особенностей, предусмотренных в законе для банкротства ликвидируемого должника.

Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.

Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если имеются основания полагать возможность восстановления платежеспособности.

В целях ускорения осуществления конкурсного производства в п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве устанавливается, что срок для предъявления требований кредиторами определяется в один месяц с момента публикации о признании ликвидируемого должника банкротом. К моменту такой публикации кредиторы могут быть извещены о ликвидации юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ. Более того, решение о ликвидации должника (принятое самим юридическим лицом либо судом) подлежит оглашению в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Источник

Банкротство ликвидируемого должника. Меняется практика?

За последние годы мы привыкли к единообразию применения норм пп. 1 гл. XI «Банкротство ликвидируемого должника», касающихся условий, необходимых для инициирования соответствующей упрощенной процедуры банкротства.

В частности, наряду с условиями установленными законом (стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований, а в отношении должника должно быть принято решение о ликвидации), судебной практикой сформулирован подход при котором решение о ликвидации может быть принято должником только до возбуждения производства по делу о банкротстве. А если оно принимается после – то процедура банкротства идет по общим основаниям.

Правовое обоснование такой позиции строилось на:

— применении ст.10 ГК РФ к решению о ликвидации, принятому должником после возбуждения производства по делу о несостоятельности, как к недобросовестным действиям с противоправной целью.

— п.3 ст.225 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», распространяющим прописанное в законе ограничение для должника (когда производство по делу о банкротстве возбуждено по заявлению должника до назначения ликвидатора) на кредитора.

Подробнее о таком правоприменении см., например, определение ВС РФ от 07.02.2020 г. №310-ЭС19-26723, постановление АС УО от 10 февраля 2020 г. № Ф09-9367/19 по делу N А07-5490/2019.

Идентичная практика сложилась и по вопросу оспаривания решений/протоколов о ликвидации. Так, кредитор успешно оспаривал корпоративные решения должника о ликвидации, принятые после инициировании процедуры его банкротства.

Правовое обоснование такой позиции строилось наряду с ранее упомянутыми нормами на ст.181.5 ГК РФ, указывающей на ничтожность решения собрания по причине противоречия основам правопорядка или нравственности.

Подробнее о таком правоприменении см., например, определение ВС РФ от 19.04.2019 г. по делу №306-ЭС18-26010; определение ВС РФ от 08.10.2018 г. по делу №304-ЭС18-15637.

26.02.2020 г. ВС РФ принимает определение по делу №305-ЭС20-156, где при аналогичных рассматриваемым в настоящем материале обстоятельствам приходит к выводу, что дата начала ликвидации должника по отношению к дате возбуждения производства по делу о несостоятельности не имеет значения для введения упрощенной процедуры (применительно к п.1 ст.224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовое обоснование такой позиции построено на:

Еще один довод в поддержку занятой ВС РФ правовой позиции был сформирован в постановлении 9 ААС от 18.09.2019 № 09АП-49747/2019 по делу N А40-57685/2019. В частности, суд пришел к выводу, что закон о банкротстве не предусматривает каких-либо правовых последствий для должника с момента возбуждения в отношении него дела о банкротстве. Соответствующие ограничения, в том числе запрет на принятие решения о добровольной ликвидации должника, наступают после введения процедуры наблюдения (п. 3 статьи 64 Закона о банкротстве).

И еще один довод в поддержку, высказанный ВС РФ в определение от 27.07.2017 по делу № 305-ЭС17-4728: В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации, состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, к данной организации в силу п.2 ст. 1 ГК РФ невозможно применить реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), целью которых является сохранение юридического лица.

Если определение ВС РФ от 26.02.2020 г. по делу №305-ЭС20-156 рассматривать как первый судебный акт в измененном подходе к вопросу банкротства ликвидируемого должника, то откровенно слабым местом остается практика ВС РФ, позволяющая кредитору признавать ничтожным решение о ликвидации.

В этой связи представляется перспективной правовая защита от такого оспаривания, поддержанная 11 ААС в постановлении от 6 апреля 2018 г. по делу N А65-31018/2017 со ссылкой на постановление Пленума ВАС от 10.04.2008 г. №22. В частности, суд пришел к выводу: при определении сферы применения ст. 169 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои . К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение определенных видов объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте; сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком. В данном случае они отсутствуют.

Сегодня идентичные правила закреплены в п.85 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25.

Вывод о повороте судебной практики в вопросе введения процедуры банкротства ликвидируемого должника отчасти преждевремен. Но сделанные выводы в определении ВС РФ от 26.02.2020 г. по делу №305-ЭС20-156 диаметрально отличаются от правовых позиций ВС РФ последних лет. Их целесообразно учитывать в работе.

Источник

Ликвидация должника: что нужно знать бухгалтеру

что значит ликвидируемый должник. Смотреть фото что значит ликвидируемый должник. Смотреть картинку что значит ликвидируемый должник. Картинка про что значит ликвидируемый должник. Фото что значит ликвидируемый должник

В статье, опубликованной на сайте ранее, был рассмотрен вопрос о проблеме восстановления НДС, принятого к вычету при перечислении аванса, позднее списанного в результате признания его безнадежной задолженностью.

Так, в частности, задолженность признается безнадежной при ликвидации должника и исключении его из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 266 НК РФ).

И, допустим, только сегодня или вчера, то есть в конце июля — начале августа 2019 года, получена информация о том, что ООО «Рога и копыта», которому была перечислена предоплата в марте 2018 года, было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в ноябре (или декабре) 2018 года.

Не будем сейчас задавать первый классический вопрос: — Кто виноват? То есть, кто конкретно должен был вести слежку за нерадивым контрагентом — бухгалтерия, или те службы, которые и заключили с ним договор?

Сразу перейдем ко второму: — Что делать?

Финансовое ведомство, на наш взгляд, вполне правильно, считает, что в этом случае данную задолженность надлежит признать расходами на дату исключения должника из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813, от 01.07.2019 № 03-03-06/1/48327).

То, что кредитор узнал об этом факте почти год спустя, значения не имеет*.

*— Кто же мог знать, что будет революция.

— Надо было знать — холодно сказал Корейко.

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»

Таким образом, при составлении финансовой и налоговой отчетности за 2018 год была занижена сумма понесенных расходов, и завышен размер финансового результата и налогооблагаемой прибыли. Была допущена ошибка, которую необходимо исправить.

Если ошибка признана несущественной, то есть не повлияла на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности за 2018 год (п. 3 ПБУ 22/2010), то исправление ее отражается проводкой за июль (или август) 2019 года:

В этом случае достаточно отразить по сумму расхода прошлого года по строке 400 приложения № 2 к Листу 02. Далее она отразится в строке 100 листа 02 и, соответственно, уменьшит налогооблагаемую прибыль текущего периода.

Если сумма выявленного прошлогоднего расхода превышает прибыль текущего периода, то, вероятнее всего, данную ошибку оптимально признать существенной.

В этом случае в регистрах бухгалтерского учета (п. 14 ПБУ 22/2010) она исправляется записью:

И, далее, в зависимости от суммы прибыли прошлого года, возможны следующие три варианта.

Первый. Итогом внесения исправления по-прежнему остается прибыль, пусть и в меньшем размере.

В Листе 02 увеличится значение строки 040 «Внереализационные расходы» и уменьшатся строки 60 «Итого прибыль (убыток)», 100 «Налоговая база», 120 «Налоговая база для исчисления налога», 180 «Сумма исчисленного налога» (с разбивкой по бюджетам).

Фактическую переплату налога, соответственно, покажем проводкой:

Второй. Показанная в прошлом году прибыль стала убытком.

Ликвидированному поставщику было выплачено 590 000 руб.

Таким образом, сумма убытка за 2018 год после исправления ошибки составила 290 000 руб.

В Листе 02 на те же 590 000 руб. увеличится значение строки 040 «Внереализационные расходы» и уменьшатся строки 60 «Итого прибыль (убыток)» и 100 «Налоговая база». В строках 120 «Налоговая база для исчисления налога» и 180 «Сумма исчисленного налога» (с разбивкой по бюджетам) поставим прочерки (то есть значения этих строк равны нулю).

На эти 290 000 руб. в 2019 году организация имеет право уменьшить свою прибыль (ст. 283 НК РФ). В I полугодии этого не было сделано (не знали).

Можем этим правом воспользоваться при составлении отчетности за 9 месяцев.

Третий. Понесенные в 2018 году убытки стали еще больше.

Но при этом следует учесть, что при составлении декларации за Iквартал 2019 года в ее состав было включено Приложение № 4 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» к Листу 02.

В нем в строке 010 «Остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода — всего», а также в строке 040 «за 2018 год» сумма убытка была показана на 590 000 руб. меньше. Подавать ли уточненную декларацию за I квартал?

Думаю, что не обязательно. Заполнения этого приложения (с новыми данными) при составлении годовой декларации будет вполне достаточно.

Источник

Когда ликвидация компании «внезапно» становится банкротством. И когда так лучше не делать

что значит ликвидируемый должник. Смотреть фото что значит ликвидируемый должник. Смотреть картинку что значит ликвидируемый должник. Картинка про что значит ликвидируемый должник. Фото что значит ликвидируемый должник

При ликвидации компании в установленном законом порядке должно соблюдаться одно важное требование. А именно: имущества, активов, средств компании должно хватить, чтобы удовлетворить претензии всех ее кредиторов, которые заявили свои требования.

А вот как быть, если требования всех кредиторов удовлетворить не удается? Тогда нужно использовать процедуру упрощенного банкротства.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации компании. И назначении ликвидатора

Начинается процесс избавления от ненужной компании с принятия решения ее участниками. Решение должно быть принято единогласно. Если есть пропавшие участники, или те, с которыми нет связи, придется сначала навести в этом порядок. Как правило, таких участников исключают через суд, как систематически нарушающих свои обязанности, и делающих невозможной работу общества (будем рассматривать все на примере ООО, как самой частой коммерческой ОПФ).

После того, как есть необходимый кворум (100% голосов), на общем собрании участников необходимо принять решение по следующей повестке дня:

Ликвидатором может быть любое лицо, имеющее право быть руководителем компании. Можно назначить и ликвидационную комиссию, формально разницы между ними нет.

Как правило, ликвидатором назначают действующего директора.

Если в обществе один участник, он принимает единоличное решение по тем же вопросам. После этого нужно зарегистрировать в ЕГРЮЛ факт начала процедуры ликвидации компании. И назначения ликвидатора (главы ликвидационной комиссии).

Этап 2. Публикации

Сразу после получения Листа записи о начале ликвидации, необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». И в реестре ЕФРСФДЮЛ. Для второго есть срок — три рабочих дня с момента регистрации сообщения о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Основание — пп. «в» п. 7 ст 7.1

Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Насчет срока — это не совсем точная трактовка нормы закона, когда нужно вносить сведения «в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта». Собственно, возникают вопросы, когда факт возник — когда принято решение о ликвидации, или когда оно зарегистрировано в налоговом органе? Но, поскольку внесение в ЕГРЮЛ длится 7 рабочих дней, внести после принятия решения в течение трех дней проблематично. Тем самым была принята трактовка, начинающая течение срока с момента государственной регистрации сообщения о начале ликвидации.

Соответствующие публикации нужны для того, чтобы кредиторы компании, если они есть, смогли в установленный срок (как правило, это два месяца, меньше нельзя), заявили свои требования.

Как правило, в публикации указывается адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ.

Важно: если после публикации налоговая внезапно признала адрес компании недостоверным, и было принято этот адрес сменить (или пришлось уточнять его вплоть до офиса и помещения), придется снова подать публикацию в «Вестник».

В ЕФРСФДЮЛ нужно вносить сведения только о начале процедуры ликвидации. Все остальные сведения туда внесет регистрирующий орган. Но если не внести — возможен отказ в регистрации на следующем этапе. Особенно этим «грешат» региональные регистрирующие налоговые инспекции. Но и в столицах иногда бывают случаи таких отказов, особенно в последнее время.

Есть вероятность, что налоговики обязательно проверят этот момент.

Этап 3. Промежуточный ликвидационный баланс

Этот этап является некой «развилкой», на которой прекращается сходство данной процедуры с добровольной ликвидацией. Именно при составлении промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) должно прийти понимание, есть ли у ликвидируемой компании средства для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Если их не хватает, или их нет вообще — пора переходить в банкротство.

До составления ПЛБ ликвидатор должен провести сверку с налоговой, отправить запросы в ГИБДД, Роспатент, Росреестр, и другие регистрирующие организации в целях розыска и уточнения имущества, которое может быть у компании. По сути, он собирает «конкурсную массу», из которой будут удовлетворяться требования кредиторов.

Итак, составляется ПЛБ, сообщение об этом подается в регистрирующий орган.

Важно: сам ПЛБ в налоговую подавать, по закону, нет обязанности. Но иногда может быть отказ в регистрации, хоть он и незаконен. Каждый сам выбирает, как поступить — правильно, или чтобы точно зарегистрировали.

Итак, после получения Листа записи о регистрации этого этапа, пора переходить в упрощенное банкротство.

Этап 4. Упрощенное банкротство. Начало

Упрощенным это банкротство называется потому, что у него отсутствует период наблюдения. По сути, все предшествующие этапы и были наблюдением — ликвидатор собрал всю информацию, пришел к выводу что средств не хватает, а значит, нужно сразу вводить конкурсное производство.

Собственно, пункт 3 статьи 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об этом гласит:

«В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков».

Важно: Ликвидатор, не подавший заявление в 10-дневный срок, может быть привлечен к субсидиарной ответственности по вновь возникающим долгам предприятия. К примеру, если процедуру банкротства начнут кредиторы — это вознаграждение арбитражного управляющего и затраты на проведение процедуры.

Чтобы процедура была именно завершена ликвидацией, а не повисла в воздухе, нужно:

Если арбитражный суд признает заявление о банкротстве ликвидируемого должника, он вводит конкурсное производство. После этого ликвидатор передает все свои полномочия конкурсному управляющему. А также, имущество, документацию ликвидируемой компании.

Этап 5. Конкурсное производство

Арбитражный суд вводит конкурсное производство, назначает конкурсного управляющего. Поскольку тут должник банкротит сам себя, конкурсного назначает сам суд.

После своего назначения, в течение 10 дней конкурсный управляющий делает публикацию о введении конкурсного производства в газете «Коммерсантъ», а также в реестре ЕФРБ.

С даты введения конкурса:

Полномочия руководителя должника переходят от ликвидатора к конкурсному. Ликвидатор должен по акту передать все документы и ценности управляющему.

Важно: если кредиторы не заявили свои требования повторно, в указанный 30-дневный срок, суд не будет завершать конкурсное производство. Он его прекратит с рекомендацией завершить ликвидацию по закону, поскольку формально долгов у компании нет. Опоздание с подачей требований тоже сюда относится.

Также конкурсный управляющий:

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В срок от 30 до 60 дней суд направляет это определение в регистрирующий орган, Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. Долги, который в процедуре упрощенного банкротства не погасили — будут считаться погашенными.

В каких случаях не стоит использовать упрощенное банкротство

Процедуру упрощенного банкротства не стоит применять, если компании угрожает выездная налоговая проверка (ВНП).

Когда еще применяется упрощенное банкротство

Упрощенное банкротство применяется не только при невозможности рассчитаться с кредиторами. Еще его применяют при банкротстве отсутствующего должника.

Вот что говорит п. 1 ст. 227 ФЗ «О несостоятельности»:

«В случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности».

Уполномоченный орган — это налоговая служба. И они подают на банкротство только если точно знают, что у организации есть средства на оплату процедуры. Из бюджета они её оплачивать не будут.

Не лишним будет уточнить, что выбирать тот или иной способ закрытия компании нужно только после детальной консультации со специалистами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *