что значит лишний человек в литературе

Образ лишнего человека в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образ лишнего человека в русской литературе

В русской литературе одним из ключевых образов во все времена являлся образ лишнего человека. Кто такой лишний человек, какого человека можно назвать «лишним»? Ответы на все эти вопросы можно найти, проанализировав самые популярные произведения, содержащие образ «лишнего человека».

Какие же отличительные особенности имеет образ «лишнего» человека в русской литературе:

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что тема «лишнего человека» в русской литературе довольно актуальна и популярна. Тема эта отражает поведение и взгляды русской дворянской молодежи девятнадцатого века (в совокупности всех произведений, содержащих данную тему). Так, данная тема, безусловно, вызывала и вызывает до сих пор интерес у читателей. Тема «лишнего» человека в русской литературе неразрывно связана с темой эгоизма, равнодушия, отсутствия сочувствия и милосердия в человеке, а также с темой любви, бескорыстия, дружбы и искренности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что тема лишнего человека в русской литературе весьма актуальна и интересна читателю. Произведения, содержащие данную тему, всегда вызывают множество споров, поэтому они имеют большое значение в русской литературе.

Значение образа лишнего человека в русской литературе

Естественно, образ лишнего человека в русской литературе имеет большое значение. Именно благодаря ему появилось множество новых жанров и направлений. Так в чем же еще состоит значение образа лишнего человека в русской литературе?

Во-первых, как уже говорилось выше, благодаря теме лишнего человека в русской литературе появилось множество новых жанров и направлений. Стоит отметить, что данная тема оказала влияние на формирование и развитие русской литературы «золотого» века в целом.

В-четвертых, персонажи – представители «потерянного поколения» являются скорее антиподом нормального и действительно счастливого человека. Лишние люди, не нашедшие себя и свое призвание глубоко несчастны внутри и сами осознают это, но не могут и не хотят ничего менять.

В-пятых, в подобных произведениях, как это обычно бывает, все переворачивается с ног на голову. Мы видим, что автор показывает нам картину успешного человека, который глубоко несчастен внутри оттого, что не нашел свое призвание. Здесь, с одной стороны, говорится о том, что пороки и жажда наслаждений, равнодушие и эгоизм приводят к одиночеству и влекут за собой беды и несчастья, но при всем этом, с другой стороны, читатель начинает невольно сочувствовать главному герою такого произведения, сопереживать ему.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что образ лишнего человека имеет большое значение в русской литературе.

Источник

Лишний человек

что значит лишний человек в литературе. Смотреть фото что значит лишний человек в литературе. Смотреть картинку что значит лишний человек в литературе. Картинка про что значит лишний человек в литературе. Фото что значит лишний человек в литературе

что значит лишний человек в литературе. Смотреть фото что значит лишний человек в литературе. Смотреть картинку что значит лишний человек в литературе. Картинка про что значит лишний человек в литературе. Фото что значит лишний человек в литературе

Ли́шний челове́к — литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Примечания

что значит лишний человек в литературе. Смотреть фото что значит лишний человек в литературе. Смотреть картинку что значит лишний человек в литературе. Картинка про что значит лишний человек в литературе. Фото что значит лишний человек в литературе Амплуа и архетипы персонажей
АмплуаAction hero · Final girl · Байронический герой · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Резонёр · Субретка · Травести · Трагический герой
АрхетипыБезумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Король под горой · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина

Полезное

Смотреть что такое «Лишний человек» в других словарях:

лишний человек — Ср. Я неудачник, лишний человек. Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества. Мы вырождаемся. А.П. Чехов. Дуэль. 3. Ср. Понимаете так, мол, что не он виноват (что он лишний человек), а виноват Тургенев, выдумавший неудачника,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Лишний человек — крыл. сл. Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после появления «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева. В русской литературе XIX в. «лишние люди» типы дворян, порвавших с крепостнической идеологией,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Лишний человек — («Лишний человек») социально психологический тип, запечатленный в русской литературе 1 й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного… … Большая советская энциклопедия

«Лишний человек» — ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК лит. тип. Наименование ему было дано И. Тургеневым в пов. Дневник лишнего человека (1850), но герои такого рода появились значительно раньше (Онегин, Печорин, Бельтов, романтики, поведение и взгляды на жизнь к рых не обусловлены… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Лишний человек — Лишній человѣкъ. Ср. Я неудачникъ, лишній человѣкъ. Что вы хотите, батенька, отъ насъ, осколковъ крѣпостничества. Мы вырождаемся. А. П. Чеховъ. Дуэль. 3. Ср. Понимаете такъ, молъ, что не онъ виноватъ (что онъ лишній человѣкъ), а виноватъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

«лишний человек» — персонажныйтип, сложившийся в рус. литературе первой пол. 19 в. (сам термин закрепился в критическом обиходе после появления повести И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», 1850) и запечатлевший характерные особенности дворянской… … Литературная энциклопедия

лишний человек — ли/шние люди В русской литературе 19 в.: тип человека, не умеющего найти применение своим силам в общественной жизни … Словарь многих выражений

«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК», социально психологический тип, запечатленный в русской литературе 1‑й половины XIX в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного… … Литературный энциклопедический словарь

Лишний человек (лишние люди) — ЛИШНИЙ, яя, ее; лишне, лишни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Лишний человек («Дневник лишнего человека») — Смотри также … Словарь литературных типов

Источник

Лишний человек

«Лишний человек» это социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе первой половины 19 века; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование «Лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И.С.Тургенева, сам же тип сложился раньше: первое яркое воплощение — Онегин («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени», 1839-40, М.Ю.Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?», 1845 А.И.Герцена), тургеневские персонажи — Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859) и др. Черты духовного облика «Лишнего человека» (подчас в усложненном и измененном виде) прослеживаются в литературе второй половины 19 — начала 20 века. В западноевропейской литературе «Лишний человек» в известной мере близок герой, разочарованный в социальном прогрессе («Адольф», 1816, Б.Констана; «Исповедь сына века», 1836, А.де Мюссе). Однако в России противоречия общественной ситуации, контраст цивилизации и рабства, гнет реакции выдвинули «Лишнего человека» на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний.

На рубеже 1850-60х критика (Н.А.Добролюбов), ведя наступление на либеральную интеллигенцию, заостряла слабые стороны «Лишнего человека» — половинчатость, неспособность к активному вмешательству в жизнь, однако при этом тема «Лишнего человека» неправомерно сводилась к теме либерализма, а его историческая основа — к барству и «обломовщине». Не принималось во внимание также соотношение типологии «Лишнего человека» как культурологической проблемы с художественным текстом, в котором — в наиболее сложных случаях — устойчивость психологического комплекса характера оказывалась проблематичной: так, душевная усталость и индифферентность Онегина сменялась в заключительной главе пушкинского романа юношеской страстностью и увлеченностью. В общем, более широком, контексте литературного движения тип «Лишний человек», возникнув как переосмысление романтического героя, развивался под знаком более разносторонней и подвижной характерологии. Существенным в теме «Лишнего человека» был и отказ от просветительских, морализаторских установок во имя максимально полного и беспристрастного анализа, отражения диалектики жизни. Важно было и утверждение ценности отдельного человека, личности, интерес к «истории души человеческой» (Лермонтов), что создавало почву для плодотворного психологического анализа и подготовляло будущие завоевания русского реализма и постреалистических художественных течений.

Источник

Литературный тип

что значит лишний человек в литературе. Смотреть фото что значит лишний человек в литературе. Смотреть картинку что значит лишний человек в литературе. Картинка про что значит лишний человек в литературе. Фото что значит лишний человек в литературе

Литературный тип – это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение.
(определение: «Справочник по литературе» под ред. Скубачевской).

То есть литературный тип отражает те черты, которые свойственны для некоторых героев, схожих друг с другом мировоззрением, жизненной позицией манерой социального поведения, представлением о счастье и т.д.

Каждое время рождает свои типы героев – характерных представителей этой эпохи. А писатели выбирают этих героев и изображают в произведении для того, чтобы отразить колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. То есть герой, который представляет определённый литературный тип, становится объектом исследования писателя, а его использование способствует раскрытию авторского замысла.

Литературные типы сменяют один другой. Например, на смену «лишнему человеку» (Чацкий, Онегин, Печорин) пришёл «новый человек», воплотившийся в герое «Отцов и детей» И.С.Тургенева – в Базарове.

Чем отличается литературный тип от характера героя

Литературный тип и характер героя (литературного персонажа, действующего лица) – понятия нетождественные, то есть обозначают не одно и то же.
Характер персонажа – это индивидуальные особенности в поведении героя, психологические свойства, уникальные черты и качества личности.
Литературный тип – обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения, типизации разных героев.Слово «тип» произошло от греческого «typos», что в переводе означает – отпечаток, образец.

Характер часто бывает уникальным, неповторимым. Но даже в тех случаях, когда мы говорим о чертах характера, повторяющихся у разных героев (например, смелость или трусость), мы всегда подразумеваем особые свойства личности, индивидуальные проявления характера. Два героя, обладающие одинаковыми чертами характера, например, два честных человека (Петр Гринев и Пьер Безухов) не всегда будут соответствовать одному и тому же литературному типу.

Литературные типы и замысел автора

Важно: литературных персонажей больше, чем литературных типов. Не каждый герой в произведении будет соответствовать какому-то типу. Многие герои неповторимы, уникальны, они создаются в помощь писателю – двигают сюжет и помогают раскрыть авторский замысел. Некоторые герои наделяются особыми, уникальными чертами характера, как например Татьяна Ларина и Наташа Ростова – которые при некоторой схожести не соответствуют какому-то определенному литературному типу.

В то же время некоторые персонажи создаются писателем специально для того, чтобы изобразить типические черты, охарактеризовать типических представителей своего поколения, отразить цайтгайст (дух времени), обозначить некую болевую точку в развитии общества. И тогда писатель создает типического персонажа. Иногда осознанно, иногда нет.

Любопытно, что названия типам часто придумывают не писатели, а литературные критики, проявляющие интерес к классификациям, или писатели более поздних эпох. То есть Пушкин, создавая Онегина, хотел изобразить современный ему тип очень молодого светского человека, позера, циника, заложника общественного мнения, и конечно, рассчитывал поиронизировать над байроническим героем, так же известным, как романтический герой. Но такой категорией, как «лишний человек», Пушкин не мыслил. Понятие «лишний человек» вошло в литературный обиход позже – после выхода в 1850-м повести Тургенева «Дневник лишнего человека».

Типы литературных героев: определение и примеры

Байронический герой

Чайльд-Гарольд, Мцыри, Алеко, Данко. Персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье.

Лишний человек

Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов. Представители этого типа имеют общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам, скептицизм и общественная пассивность. Предается праздным развлечениям, дабы развеять скуку, но все равно не способен утолить экзистенциальной тоски, и это зачастую приводит к саморазрушительному поведению.

Маленький человек

Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич («Шинель»), герои «Белых ночей», Мармеладов («Преступление и наказание») герои рассказов Чехова, жители ночлежки («На дне»), герои рассказов Шукшина. Представители этого литературного типа занимают невысокое социальное положение, часто незнатного происхождения, не одарены выдающимися способностями, не отличаются силой духа и характера, но при этом добродушные, безобидные. Выбирая маленького человека в качестве объекта изображения, Пушкин, Гоголь, Достоевский стремились обратить на него внимание читателя и напомнить, что обычный человек тоже достоин сочувствия и внимания.

Новый человек

В 50-60 годах 19 века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека. Этот литературный тип отличает активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер, вера в общественный прогресс, духовная свобода личности. Образы новых людей представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.

«Босяк»

(«Бывший» человек, попавший на «дно» жизни, бродяга) тип, появившийся в произведениях Горького 1890-х — в рассказах «Челкаш», «Бывшие люди», «Мальва», в пьесе «На дне». «Босяки» — выходцы из различных слоев общества, оказавшиеся на обочине, а часто на «дне» жизни. Это бродяги, обитатели ночлежек, притонов, живущие случайными заработками, воровством или подаянием. У них нет собственности, они презрительно относятся к быту. Горький подчеркнул в своих героях особые духовные качества: гордость, свободолюбие, жесткость, даже жестокость по отношению к людям и в то же время готовность отдать последнее. «Босяки» презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а, напротив, любят подчеркивать, что это они отвергли фальшивый мир людей, их ложные ценности. У них складывается своя романтическая философия жизни, основанная на культе свободного, гордого и сильного человека.

Самодур

Госпожа Простакова и Скотинин («Недоросль»), Фамусов («Горе от ума»), Кабаниха и Дикой («Гроза»), Костылев («На дне») – деспотичный, наглый, уверенный в собственной безнаказанности человек, который рассчитывает на абсолютное повиновение окружающих. При этом трусливый, часто малообразованный, корыстный и стремящийся обогатиться любыми путями.

Резонёр

Слово происходит от французского raisonneur «рассуждать». Это герой, который, не принимая активного участия в действии, призван увещевать и обличать других персонажей, а также произносить нравоучительные монологи. Литературный тип «резонёр» воплотился в образе Чацкого.

Источник

Лишний человек

Полезное

Смотреть что такое «Лишний человек» в других словарях:

Лишний человек — Онегин за маникюром: что занимало целый день его тоскующую лень Лишний человек литературный тип, характерный для произведений русских … Википедия

лишний человек — Ср. Я неудачник, лишний человек. Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества. Мы вырождаемся. А.П. Чехов. Дуэль. 3. Ср. Понимаете так, мол, что не он виноват (что он лишний человек), а виноват Тургенев, выдумавший неудачника,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Лишний человек — крыл. сл. Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после появления «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева. В русской литературе XIX в. «лишние люди» типы дворян, порвавших с крепостнической идеологией,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

«Лишний человек» — ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК лит. тип. Наименование ему было дано И. Тургеневым в пов. Дневник лишнего человека (1850), но герои такого рода появились значительно раньше (Онегин, Печорин, Бельтов, романтики, поведение и взгляды на жизнь к рых не обусловлены… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Лишний человек — Лишній человѣкъ. Ср. Я неудачникъ, лишній человѣкъ. Что вы хотите, батенька, отъ насъ, осколковъ крѣпостничества. Мы вырождаемся. А. П. Чеховъ. Дуэль. 3. Ср. Понимаете такъ, молъ, что не онъ виноватъ (что онъ лишній человѣкъ), а виноватъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

«лишний человек» — персонажныйтип, сложившийся в рус. литературе первой пол. 19 в. (сам термин закрепился в критическом обиходе после появления повести И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», 1850) и запечатлевший характерные особенности дворянской… … Литературная энциклопедия

лишний человек — ли/шние люди В русской литературе 19 в.: тип человека, не умеющего найти применение своим силам в общественной жизни … Словарь многих выражений

«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК», социально психологический тип, запечатленный в русской литературе 1‑й половины XIX в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного… … Литературный энциклопедический словарь

Лишний человек (лишние люди) — ЛИШНИЙ, яя, ее; лишне, лишни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Лишний человек («Дневник лишнего человека») — Смотри также … Словарь литературных типов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *