что значит межполушарная асимметрия отсутствует это
Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга.
Во-первых, левое полушарие всегда немного больше по размеру, чем правое.
Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках. Асимметрия мозга – это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев.
Асимметрия – это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.
ОПЫТЫ С РАСЩЕПЛЕННЫМ МОЗГОМ
Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. Правое полушарие, наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов – ложки или клубка ниток – оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.
Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет. Р. Сперри доказал, что при рассечении мозолистого тела происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия – это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.
АГНОЗИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ МОЗГА
Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.
Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение мыслительных функций на две большие сферы – пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.
ФУНКЦИИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую мыслительную операцию, как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу – от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ: ДРУГИЕ ОТЛИЧИЯ
Восприятие текущих событий в хронологическом порядке – это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас». Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении. Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.
АСИММЕТРИЯ В ПРИРОДЕ
Межполушарная асимметрия
Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. [1] [2] Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:
Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.
Содержание
Понятие межполушарной асимметрии
Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.
Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Краткая история изучения проблемы
Современные представления о межполушарной асимметрии
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005).
Объяснения причин возникновения
Эволюционная теория асимметрии
Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. [5] Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела. [6] [7] [8]
Объяснение с точки зрения этологии
Основные функции полушарий и связь между ними
Логика и распознавание образов
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.
Распознавание цветов
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.
Организация речи
Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей. [11]
Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.
Синдром «расщеплённого мозга»
Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».
Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. [12] [13] Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин. [13] [14]
Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. [15] [16] [17] [12] [13] У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. [14] Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. [18] Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.
Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы
Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. [22] Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения. [19]
Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако все больше и больше накапливается данных, свидетельствующих о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней, распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных. [1] [2]
Что значит межполушарная асимметрия отсутствует это
Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.
Процесс ее формирования длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически и даже существуют комплексы по занятий по развитию межполушарной ассиметрии. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.
Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления. В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.
Историческая справка: Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.
Свойства мозговой асимметрии.
Доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.
Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.
По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.
Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.
Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:
Современные представления также позволяют выделить:
В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).
Их удобнее представить в виде таблицы.
Левое
Правое
Оперирует целостными конкретными образами
Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить
Функция сформирована недостаточно
Происходит последовательная обработка поступающей информации
Осуществляется параллельная обработка данных
Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному
Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.
Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее
Дает восприятие момента «здесь и сейчас»
Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы
Дает оценить конкретное пространство
Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат
Участвует в запоминании образов и событий
Дает понимание смысла
Дает понимать эмоциональные реакции
Позволяет воспринимать реальность детально
Осуществляет целостное восприятие
Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего
Определяет пессимистичное восприятие мира
Отвечает за восприятие ритма музыки
Отвечает за определение мелодии
Формирует вербальный интеллект
Отвечает за невербальный интеллект
Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.
Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.
Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.
Луценко Е.Л. Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов
Особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма у студентов
Е.Л. Луценко
Украина, г. Харьков, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассмотрены особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областях. Прослежены связи между коэффициентом межполушарной асимметрии, темпераментом и способностью к саморегуляции с помощью БОС. В исследовании приняли участие 40 студентов университета. Обнаружено, что большинство имеют левополушарную асимметрию, что объясняется вероятным стрессовым состоянием.
The paper describes the features of alpha rhythm asymmetry index in the occipital brainregions. It was researched the relationships between the coefficient of asymmetry, temperament and ability to self-regulation with biofeedback. The study involved 40 students of the university. Found that most of participants have left hemisphere asymmetry that explains by the probable stress state.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, альфа-ритм, темперамент, саморегуляция, биологичесая обратная связь
В настоящее время появляется все больше работ, в которых различные показатели межполушарной асимметрии головного мозга используются как своего рода маркеры функциональных состояний, личностных особенностей, когнитивных процессов и психических нарушений [2, 7, 9]. Понимание и выработка методов регуляции межполушарных отношений открывает возможности управления функциональными состояниями человека. В этом смысле большой интерес представляет асимметрия основного ритма ЭЭГ человека – альфа-ритма, а также ее взаимосвязь с особенностями саморегуляции и базовой психологической характеристикой – темпераментом.
Альфа-ритм – наиболее часто встречающийся ритм, который состоит из волн синусоидальной формы, с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50-100 мкВ. Наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности. В первую очередь появляется в затылочных областях [6]. Десинхронизация альфа-ритма возникает при интенсивном поступлении сенсорных стимулов, активной деятельности. Депрессия альфа-ритма и повышение сенсорной чувствительности являются двумя компонентами ориентировочной реакции (реакции активации) [1].
Индекс ритма – время наличия определенного ритма (активности) по отношению ко всему времени регистрации ЭЭГ, выраженное в процентах. Асимметрия – отсутствие соразмерности, сходства, соответственности размерности потенциала в одноименных структурах двух полушарий мозга [5].
Низкий индекс альфа-ритма в затылочных областях соответствует невротическим и неврозоподобным расстройствам [5]. Повышение индекса альфа-ритма в затылочных областях благодаря альфа-стимулирующему тренингу с биологической обратной связью вызывает устойчивость к стрессу, развитие навыков глубокой психической релаксации, улучшение творческих способностей и памяти [3].
В норме наблюдается наличие функциональной асимметрии с незначительным превышением амплитуды в правом полушарии, что является следствием функциональной асимметрии мозга, связанной с большей активностью левого полушария [5]. Есть сведения, что противоположная левосторонняя асимметрия альфа-ритма в затылочной области у девочек-подростков связана со склонностью к суицидам и агрессивности, что объясняется в терминах сниженной левосторонней задней активации [12]. Программа тренинга с биологической обратной связью (БОС), обучающая способности увеличивать альфа-активность в правом полушарии при одновременном снижении альфа-активности в левом полушарии, может быть использована в терапии депрессивных расстройств у подростков [3]. Отличающийся паттерн ЭЭГ-асимметрии наблюдается у маленьких детей с высоким риском аутизма по сравнению с детьми с низким риском этого расстройства [11]. Доминирование правого полушария в противоположность наиболее распространенному доминированию левого полушария достоверно чаще встречается у больных алкоголизмом [2]. Некоторые исследователи говорят о циклах переключения доминантности полушарий, например, важную роль нарушения переключения полушарий головного мозга играют в патогенезе биполярного расстройства (маниакально-депрессивного психоза) [там же].
Таким образом, межполушарная асимметрия, и в частности, асимметрия альфа-ритма, является значимой физиологической характеристикой, имеющей отношение к психическому статусу человека. Однако специфика этого отношения не является достаточно ясной. Исходя из этого, нам показалось интересным проследить взаимосвязи межполушарной асимметрии альфа-ритма в областях его наибольшей представленности с базовыми свойствами психики – темпераментом, и со способностью к саморегуляции как необходимому условию успешной адаптации человека в окружающей среде.
Способность к саморегуляции в широком смысле состоит в сознательном умении управлять своими психическими, физическими состояниями и поведением в процессе достижения жизненных целей [10].
Темперамент рассматривается в качестве «относительно устойчивой, врожденной базовой диспозиции, определяющей вариативность многих поведенческих черт» [цит. по 8, с. 32]. Многочисленные исследования доказывают значительно большую, чем для других психологических характеристик, связь темперамента с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека [там же].
Цель данного исследования – выявить связь межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма со свойствами темперамента, психофизиологическими особенностями и способностью к саморегуляции с помощью БОС у студентов.
1. Предполагается, что особенности асимметрии индекса альфа-ритма могут быть связаны со свойствами темперамента, как базовыми психологическими особенностями, наиболее сильно «привязанными» к материальной основе психики – нервной системе.
2. Так как, согласно литературным данным, от асимметрии альфа-ритма зависят особенности доминирующего эмоционального фона (депрессивность, агрессивность, тревожность), она может быть ассоциирована с физиологическими проявлениями стресса и со способностью к саморегуляции. В качестве физиологических проявлений стресса были выбраны рекурсия дыхания и потенциал кожи. Показателями саморегуляции выступали способность к увеличению объема диафрагмального дыхания по сравнению с грудным и снижению потенциала кожи с помощью БОС-тренинга.
1. Измерить индекс альфа-ритма в затылочных областях и коэффициент межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма.
2. Измерить рекурсию грудного и диафрагмального дыхания, и потенциал кожи пальцев руки до и после БОС-тренингов по рекурсии дыхания и снижению ПК.
3. Проследить связь кМПА со свойствами темперамента.
4. Выявить связь кМПА с психофизиологическими особенностями исследуемых лиц – рекурсией грудного и диафрагмального дыхания и способностью к снижению ПК.
Материал и методы исследования
Выборку исследования составили 40 студентов 2 курса факультета психологии ХНУ им. В.Н. Каразина (медиана возраста 18 лет, диапазон возраста 17-20 лет), из них 34 девушки и 6 юношей.
Для диагностики темперамента использовался психометрический тест – «Опросник формально-динамических характеристик поведения» Я. Стреляу, измеряющий следующие свойства темперамента: динамичность, настойчивость, сенсорную чувствительность, эмоциональную реактивность, выносливость, активность). Шкалы содержат по 20 пунктов, поэтому максимально возможный балл по каждому свойству темперамента – 20, минимальный – 0 [8].
Для оценки психофизиологических показателей использовались:
1. Двухканальная монополярная ЭЭГ в затылочных отведениях А1-О1 и А2-О2 по международной системе 10-20 [6] с автоматизированной количественной обработкой индексов мощности основных ритмов. Коэффициент межполушарной асимметрии (кмпа) подсчитывался по формуле кМПА=((П-Л)/(П+Л))*100%, где П – значение спектральной плотности мощности альфа-ритма ЭЭГ в правом полушарии, а Л – в левом полушарии [13]. Положительное значение кМПА соответствует правостороней асимметрии индекса альфа-ритма, а отрицательное – левосторонней.
3. Потенциал кожи (ПК) измерялся по методу Тарханова, от крайних фаланг 2-го и 3-го пальцев левой руки. Ранее электрический потенциал кожи и электрическая проницаемость кожи (метод Ферре) объединялись общим термином – кожно-гальванический рефлекс (КГР).
Запись физиологических показателей производилась на программно-аппаратном комплексе «РЕАКОР» (Медиком мтд, г. Таганрог, РФ) с четырьмя полиграфическими каналами и возможностью предъявления сигнала биологической обратной связи. При записи электрических сигналов (ЭЭГ, ПК), кроме основных датчиков, применялся референтный электрод, одеваемый на руку испытуемых [3].
Исследование со студентами проводилось после занятий с 13.30 до 17.00. Доминирующее субъективное состояние испытуемых – легкое утомление и расслабление. Запись ЭЭГ производилась сидя в кресле с закрытыми глазами в течении 2-х минут. Лаборатория не являлась звуко- и светоизолированной. Запись рекурсии дыхания и ПК производилась во время прохождения БОС-тренингов в тех же условиях с открытыми глазами. Респираторный тренинг был направлен на увеличение рекурсии диафрагмального дыхания и уменьшение рекурсии грудного, так как этот способ дыхания является более физиологическим, способствующим релаксации, снижению гипервентиляции и невротических состояний. Ритмическое диафрагмальное дыхание используется в большинстве техник саморегуляции – йоге, медитации, аутотренинге и т.п. Во время БОС-тренинга испытуемые старались дышать согласно задаваемому ритму. Увеличение РДД и уменьшение РГД подкреплялось улучшением аудио-визуальной стимуляции. БОС-тренинг по ПК состоял в задаче расслабиться и уменьшить демонстрируемый в виде графика на экране потенциал кожи во время появления неприятных аудиостимулов. ПК возрастает при эмоциональном напряжении, что выражается в усилении потоотделения кистей рук. Психологический тест темперамента выполнялся дома в свободное время. Все испытуемые добровольно и с интересом приняли участие в исследовании.
Для обработки данных использовались: критерий Колмогорова-Смирнова для проверки данных на нормальность, критерий значимости различий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона и Спирмена. Обработка выполнена с помощью программы STATISTICA 6.0.
Проверка данных на нормальность показала, что все показатели, кроме рекурсии дыхания являются нормально распределенными. Показатели теста темперамента измеряются в ранговой шкале. Поэтому для обработки показателей рекурсии дыхания и темперамента использовался непараметрический корреляционный анализ Спирмена, а для остальных данных – вышеуказанные параметрические методы.
В среднем индекс мощности альфа-ритма в общем спектре ЭЭГ у исследуемых лиц в левом затылочном отведении (А1-О1) составил 38,3% и в правом (А2-О2) – 35,1%. Согласно t-тесту Стьюдента для зависимых выборок различия по индексу альфа-ритма между полушариями значимы: для выборки студентов-психологов характерен значимо более высокий индекс альфа-ритма в левом полушарии: n=40; df=39; t=2,79; р=0,008.
Хотя в целом в выборке и преобладала левосторонняя асимметрия, она была свойственна не всем: 65% (26) участников исследования имели левостороннюю асимметрию и 35% (14) – правостороннюю, которая считается более благоприятной. Сравнение средних значений выраженности альфа-ритма в полушариях по группам исследованных с левополушарным и правополушарным доминированием показывает, что значимые различия по группам наблюдаются только по индексу альфа-ритма в левом полушарии. В группе с левополушарной асимметрией средний индекс альфа-ритма в левом полушарии составил 42,6%, а в группе с правополушарной асимметрией – 30,4% (n=40; df=39; t=2,6; р=0,012). В правом полушарии индекс альфа-ритма в группах с разным межполушарным доминированием практически одинаков: 35,2% и 34,8% соответственно (n=40; df=39; t=0,1; р=0,92). Для этого анализа применялся t-тест Стьюдента для независимых выборок.
Основные статистические параметры изучаемых психофизиологических показателей отражены в таблице.
Таблица. Статистические параметры изучаемых психофизиологических показателей
Показатели
Сред.
Макс.
Ст. откл.
Динамичность (св. темперамента)
Настойчивость (св. темперамента)
Сенсорная чувствительность (св. темперамента)
Эмоциональная реактивность (св. темперамента)
Выносливость (св. темперамента)
Активность (св. темперамента)
Индекс альфа-ритма в левом полушарии
Индекс альфа-ритма в правом полушарии
РГД, исходный уровень
РГД, итоговый уровень (после БОС-тренинга)
Разница между исходной/итоговой РГД
РДД, исходный уровень
РДД, итоговый уровень(после БОС-тренинга)
Разница между исходной/итоговой РДД
ПК, исходный уровень
ПК, итоговый уровень(после БОС-тренинга)
Разница между исходным/итоговым ПК
При проверке корреляционных связей кМПА альфа-ритма и характеристик темперамента студентов обнаружена прямая связь между кМПА альфа-ритма и сенсорной чувствительности, как формально-динамической характеристикой темперамента: rs=0,42; p=0,008. То есть, чем больше выражена правополушарная асимметрия альфа-ритма в затылочных областях – тем больше сенсорная чувствительность и наоборот, чем больше левополушарная асимметрия – тем меньше сенсорная чувствительность. Не обнаружено достоверных связей кМПА с другими свойствами темперамента (динамичностью, настойчивостью, эмоциональной реактивностью, выносливостью и активностью).
Корреляционный анализ кМПА альфа-ритма и респираторных показателей позволил выявить достоверную обратную связь между кМПА альфа-ритма и итоговой рекурсией грудного дыхания после дыхательного БОС-тренинга: rs=-0,57; p
Обнаружена прямая связь между кМПА альфа-ритма и способностью к угашению потенциала кожи в результате прохождения БОС-тренинга по данному параметру: кМПА связан со степенью снижения ПК (разницей между исходным и итоговым уровнем ПК после БОС-тренинга)r=0,48; p=0,004. Это означает, что чем больше у исследуемых лиц выражена правополушарная асимметрия спектральной мощности альфа-ритма в затылочных областях – тем лучше они могут угасить кожный потенциал с помощью БОС, и, наоборот, чем более у испытуемых выражена левополушарная асимметрия альфа-ритма, тем меньше они могут произвольно снизить такой показатель симпатической активации НС как кожный потенциал.
Наличие левосторонней асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областях у большинства студентов можно объяснить возможным пребыванием их в трессовом состоянии по различным причинам. Стресс может менять межполушарные отношения, так как уже есть сведения об асимметричной представлености волокон вегетативной НС в полушариях (преимущественой представленности волокон симпатической НС в правом полушарии и парасимпатической НС – в левом), а также преимущественной связи правого полушария с диэнцефальными структурами и левого полушария – с мезенцефальными (ретикулярной формацией). При стрессе активируются диэнцефалические системы, а также симпатическая нервная система, которые приводят чаще всего к увеличению активности правого полушария [4]. А так как альфа-ритм – это ритм покоя, то активизация правого полушария приводит к снижению индекса альфа-ритма в правом полушарии и соответственно он оказывается более выраженным в левом полушарии.
Сенсорная чувствительность в тесте темперамента Я. Стреляу понимается как способность субъекта реагировать на слабовыраженную стимуляцию, например, на стимулы с низкими показателями интенсивности. В частности, лица с высокой сенсорной чувствительностью сразу замечают на себе ползающее насекомое, чувствуют слабые запахи цветов, кофе, косметики, дыма, бытовой химии, замечают мерцание звезд, мелкие дефекты предметов, различают вкус воды из разных источников и т.п. Люди с низкой чувствительностью плохо ощущают вкус и запах пищи, с трудом разбирают шепот, оттенки красок, не ощущают слабое движение воздуха (легкий сквозняк) и п.д.
Прямая корреляция между сенсорной чувствительностью и кМПА означает, что правостороннее доминирование альфа-ритма связано с более высокой сенсорной чувствительностью к слабым раздражителям, а левостороннее доминирование альфа-ритма характерно для лиц с низкой чувствительностью к слабым стимулам.
Обратная связь кМПА альфа-ритма с рекурсией грудного дыхания после респираторного БОС-тренинга показывает, что лицам с левосторонней асимметрией затылочного альфа-ритма хуже удается уменьшить амплитуду грудного дыхания в результате БОС-тренинга и перейти к другому стереотипу дыхания – диафрагмальному. Чем более у испытуемого выражена правосторонняя асимметрия – тем меньше у него амплитуда грудного дыхания после тренинга, а значит, он лучше научился методу дыхательной саморегуляции. Грудное дыхание связано с повышением симпатической регуляции организма и свойственно тревожным лицам [3]. Интенсивное поверхностное (грудное) дыхание наблюдается во время панических атак. Оно приводит к гипервентиляции, нарушениям мозгового кровообращения, судорожной активности. Вероятно, поэтому левосторонняя асимметрия альфа-ритма и устойчивость стереотипа грудного дыхания связаны.
Способность к угашению потенциала кожи связана с большей правополушарной асимметрией альфа-индекса. То есть более высокий индекс альфа-ритма в правом полушарии характерен для лиц, способных к произвольному снятию такого физиологического показателя стресса как потливости рук методами саморегуляции, в частности методом БОС.
Заключение. Для большинства студентов-психологов (преимущественно девушек) характерна левополушарная асимметрия индекса альфа-ритма, что может объясняться стрессовым состоянием. Количество участников с левополушарной асимметрией по отношению к участникам с правополушарной асимметрией составляет примерно 2:1. Правополушарная асимметрия альфа-индекса в затылочных областях связана с более высокой сенсорной чувствительностью как характеристикой темперамента и с большими способностями к саморегуляции. Напротив, лица с левосторонней асимметрией имеют более низкую чувствительность к слабым сенсорным стимулам, меньшую способность к снижению потенциала кожи и изменению стереотипа дыхания на более эффективный, то есть имеют пониженную способность справляться с эмоциональным напряжением. Таким образом, правополушарная асимметрия альфа-ритма в затылочных областях сопровождается более тонким восприятием мира и является преимуществом для выработки способности к саморегуляции и управлению стрессом с помощью метода БОС. С другой стороны, для лиц с левополушарной асимметрией БОС-тренинг на изменение межполушарных отношений может стать резервом для коррекции психологических проблем.
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Речь, 2011. – 635 с.
2. Егоров А.Ю. Нейропсихология и паттерны аддиктивного поведения / А.Ю. Егоров // В кн.: Руководство по аддиктологии. Наркология и аддиктология. / Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. – СПб: Речь, 2007.
3. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «РЕАКОР»: методические указания. – Таганрог: НПКФ «Медиком МТД», 2007. – 162 с.
4. Левашов О.В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга / О.В. Левашов // Асимметрия. – 2012. – №4. – С. 40-50.
5. Поворинский А.Г. Пособие по клинической электроэнцефалографии / А.Г. Поворинский, В.А. Заболотных. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. –64 с.
6. Психофизиология. Учебник для вузов / Под. ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.
8. Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): учебно-методическое пособие / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. – М.: Смысл, 2009. – 104 с.
9. Фокин В.Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний / В.Ф. Фокин // Асимметрия. – 2007. – №1. – С. 4–9.
10. BoekaertsM. Handbookofself-regulation/ M. Boekaerts, P. Pintrich,M.Zeidner.–ElsevierAcademic Press. – 2005.
11. Gabard-DurnamL. Patterns of Hemisphere Asymmetry in EEG Activity in Infants at High Risk for Autism / L. Gabard-Durnam,A. L. Tierney,C. A. Nelson,H. Tager-Flusberg// Proceedingofthe International Meeting for Autism Research. May, 2010, Philadelphia, USA.URL: https://imfar.confex.com/imfar/2010/webprogram/Paper6954.html
12. GraaeF. AbnormalityofEEGAlfaAsymmetryinFemaleAdolescentSuicideAttempters/ F. Graaeetal. // Biol Psychiatry. – 1996. – Vol. 40.–P. 706-713.