что значит муниципальная школа
Что такое муниципальная школа
У меня сын закончил школу, выдали аттестат с ошибкой в слове муниципальная, без,, цы. примут ли такой аттестат в вуз, дали справку, что он оригинал.
1 сентября в городе открывается новая отстроенная муниципальная школа.
Если с набором в первый класс все ясно, в плане льготников и прописки, то про набор в классы со 2 по 10, сказали что ни каких льгот и прописка не действует, ссылаясь на 458 приказ от 02.09.2020 Мин просвещения. Однако в п. 4 данного приказа сказано, что школа обеспечивает приём детей на все уровни общего образования, а также закреплённых за территорией школы. Так как же все-таки интерпретируется этот приказ, дает ли прописка преимущество при поступлении/переводе в школу со 2 по 10 класс?
Школа все-таки новая и набирает все классы с нуля. Родители переживают, что те кто прописан на территории закреплённой за школой не попадут в неё, так как заявление может подать любой желающий.
Я работаю в Муниципальной общеобразовательной школе учителем, при этом занимаю должность классного руководителя. За каждым классом закреплен кабинет. И вот в конце учебного года директор выдвинула требование всем классным руководителям провести ремонт этих кабинетов на средства родителей учеников и своими собственными силами. Все родители моего класса отказались сдавать деньги, ссылаясь на документ, который подписывали вначале учебного года. Там значилось, что школа не имеет никакого права взимать с них средства, учитывая также, что организация муниципальная и должна располагать госбюджетом. В этом случае директор обязывает учителей за свои деньги приобретать все необходимое для ремонта и, опять же, делать его своими руками, в срок менее месяца параллельно со сдачей огромного объема отчетной документации. Это требование закреплено в итоговом приказе директора. Насколько законна подобная политика (взимание денежных средств с работников и их использование в качестве раб. силы) и в случае незаконности в какие инстанции обращаться?
Пожалуйста вопрос такой У моего мужа от первого брака есть старшая дочь 25 лет практически не живёт с нами живёт у парня своего. За коммунальные платежи не платить квартира муниципальная двух комнатная. У нас с мужем двое несовершеннолетние дети я постоянно то с одним то с другим дома сижу то болеют то проблемы в школе у старшего посылаю и направляют на лечение в 6 больницу психоневрологическую муж один работает меня не берут много больничных что делать чтоб дочь старшая мужа платила за себя?
В 2017-м году в Сочи. по решению мэра мне было предоставлено жилье в доме как служебное (бессрочный договор) для работников муниципальных (в частности культурных. Организаций). На тот момент я работала в библиотеке. Однако спустя 1,5 года я уволилась и утроилась в школу (муниципальная, но образовательная сфера).
Также, уже год как я призналась малоимущей и встала на городскую очередь. Я бы хотела изменить договор с городом на социальный найм, на основании нуждающейся в жилом помещении. Я уже подавала запрос а Департамент имущественных отношений и получила отказ, мотивированный тем, что выданное мне жилое помещение было якобы переведено в спецфонд по Постановлению мэра. Беретесь ли вы за такие дела? Если да, пока какому принципу работаете?
Хочу оформить опеку над племянницами (близнецы), сейчас им по 9 дет. Мама (сестра родная умерла), лишили ее прав еще до смерти, что с отцом их неизвестно. На данный момент дети в школе-интернате. Также жилищные условия на сейчас не совсем соответствуют нормам. Я сама вышла замуж. Имею сына (12 лет). Живу с родителями, мама-инвалид, отец-не работает. Квартира муниципальная 77 кв. метров (общая), честно говоря особо там не развернешься, т.к. муж проживает с нами. Как быть в данной ситуации, ведь будут проверять жилищные условия.
Дочь бывшей жены от ее первого брака (и ее сын приходя из школы) очень часто не закрывают входную дверь. Приходя с работы удивляюсь что еще не обчистили. Сама дочь привела мужчину в квартиру, ни с кем не согласовывая. В квартире и так на 45,6 М проживает семь человек. В туалет и то по очереди, не говоря об утреннем рационе. На вопросы посылает куда подальше. Ранее на этом фоне (также приводила мужчину) отреагировала ударами утюга, но имея несовершеннолетнего ребенка, уголовное дело не возбудили, попала под амнистию. Что могу предпринять. Ответственный квартиросъемщик ее мать, для меня бывшая жена, в разводе. Квартира муниципальная.
Есть муниципальная 2 комн. Квартира. Прописаны мать и дочь с маленьким сыном. Дочь передала на воспитание сына бывшему мужу. Сама вышла замуж и уехала к новому мужу. Ребёнок тут прописан, а его отец нет. Планы такие: ребёнок, его отец и новая гражданская жена отца хотят жить в этой квартире полноценной семьёй. Бывшая тёща не возражает. Осталось получить письменное согласие от бывшей жены. Мы хотим нелегально платить бывшей жене/матери ребёнка за проживание в её комнате. Но опасность в том, что она может в любой момент выгнать новую семью бывшего мужа. Или просто вернуться в квартиру и жить там с ними назло всем. И семье придётся уходить, срывая ребёнка из местной школы.
Как обезопасить всех нас от подобного?
Заранее спасибо за ответ.
Муж болел более 3-х лет (имеется медицинское заключение, где указаны болезнь и лекарства при приёме которых, не то что работать, а двигаться с трудом можно было). Инвалидности нет.
Старший сын студент дневного отделения (не работает). Младший окончил школу и будет также являться студентом дневного отделения.
На данный момент я готова начать погашать задолженность, но в течение 6-и месяцев+ конечно ежемесячные платежи.
Извещения в суд не получала, но получила уведомление из отдела юридического взыскания ГУП ДЕЗ, в котором приводятся статьи закона ГК РФ и ЖК РФ. На конверте дата получения письма почтой стоит 20.07.2012, а в уведомлении указано погасить задолженность до 01.06.2012 г.
1. Могут ли указанные мной выше причины образования задолженности, являться объективными и уважительными для отсрочки задолженности? (хотя конечно вряд ли).
2. Могут ли выселить меня и моих детей, если я пока не подписала договор соц. найма, и не получила извещения в суд? (может он и был не знаю).
3. На сколько велика возможность принятия судом решения о выселении?
Я Фомин Максим Романович, д.р 21.06.1995. С Раннего детства проживал в разных детских домах и школе интернат, где очень сильно издевались.. Родителей нет умерли. В 2009 году меня под Опеку взяла бабушка Фомина Любовь Алексеевна. Для того чтобы мне закончить школу и последний 9 класс она меня оформляла в школу, у меня не было прописки и она меня прописала у себя в квартире где прописаны ее 8 детей и мой отец Фомин Роман Александрович д.р 21.06.1974 После окончания школы и 9 класса я поступил в Училище на Профессию ПОВАР по окончанию училища мне социальный педагог сообщила что я как сирота стою на очереди на получения жилья,, и мне как нужно скорее собирать документы, я сходил в опеку и спросил у них список необходимых документов и начал собирать документы, после того как я все собрал и принес им они все оформили на протяжении 1-2 дня мне звонят с опеки и сообщают о том что я исключен из списка детей сирот подлежащих жилому помещению так как имеется прописка.. Обращался в Жэо мне сообщали что за вами нет никакого закрепленного жилья вы вправе стоять на очереди как сирота, так как квартира муниципальная и не приватизирована вы просто там прописаны то что был прописан ваш отец. Я начал обращаться в прокуратуру и в опеку мне давали ответ устанавливать факт невозможности проживания в бабушкиной квартире. в 2012 году я находился еще в бабушкиной квартире проживал в комнате 8.5 кв.м Когда она узнала что у меня и у моей жены будет ребенок она и ее дети начали гнобить то что нужно иметь свою квартиру, щас все деньги будете тратить на своего ребенка а кто будет платить за квартиру и все такое подобное, она и ее дети начали утверждать что на жил площадь можешь не на ребенка и на себя не рассчитывать это наша квартира и тебе здесь ничего не светит. Нам с женой пришлось съехать мы постоянно снимали квартиру, Жена тоже сирота она получила квартиру Студия 41,5 кв.м. На данный момент у меня своя семья и 3-е несовершеннолетних детей 2 сына и дочь. 30.10.2020 я обратился в опеку и подал документы для того чтоб установить факт невозможности проживания в бабушкиной квартире, 05.11.2020 мне пришел ответ об отказе. Я обратился к юристу они сказали мне что как по праву они не законно исключили из списка когда возникает такая трудная ситуация от этого ордера отказаться и включить в список нуждающегося в помещении так как еще имеется трое детей и в этой квартире-студии очень мало места для 5-х человек. Как молодая семья мы не подходим нет официальной работы и стабильного заработка. (считаемся как малоимущая семья) Посоветовали написать обращение на имя президента для того чтоб разобраться в этом вопросе что делать и какие действия нужно сделать чтобы встать в очередь как нуждающийся ведь разные могут быть случаи ссора в семье и прочие.. И потом некуда даже куда то пойти в квартире бабушки там у детей уже свои планы на квартиру. На данный момент квартира у бабушки не приватизирована жил площадь ее составляет 81,8 / жилая 61,5 с семьей из 10 человек детей и внуков! Так же мне сказали обратится в администрацию То что когда мама была жива она жила по адресу Усть-Кут, Маркова д 24 Кв 15 или 16 (но этот дом был расселен и ей предоставилась квартира по переселению.. Я уже не знаю куда обратится не у кого не данных и сведений о переселении и места жительства.. Даже в Архиве уже запрашивал и в Загсе. Если обращаться в суд как посоветовали что лучше не стоит так как тут все оговорено и суд может пройти безрезультатно. Я прошу вас помочь в данной ситуации. На данный момент я проживаю в квартире жены: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пушкина д 91 кв 10 тел: +79246086601
Я Мельников Константин Александрович мне 23 года. Прошу Вас помочь мне в моей нелегкой ситуации!
Эту ситуацию я изложу так: Я воспитанник Детского дома школы №1 Челябинской области г.Бакала, воспитывался я там по причине пьянства моих родителей там я пробыл все 9 лет (1994-2004). У меня есть сводный брат по матери он меня старше на 9 лет. У меня родители давно уже погибли и от них у нас осталась квартира (муниципальная). Конечно же в очень плохом состоянии и с огромным долгом (примерно в 100 000 рублей) Пока я проживал в интернате мой брат не занимался благоустройством этой квартиры он устраивал свою личную жизнь! Когда я уже выпустился из Детского дома (2004 г.) решил проведать нашу квартиру, конечно же я не знал что она находится в таком плохом состоянии! Там просто был проходной двор меня привлекло в ужас, но я чтобы предотвратить этот беспорядок снял деньги которые были мною накопленные и вставил дверь. Я решил связаться с братом отдать ему ключ от двери и за одно спросить почему он не занимался нашей квартирой и так ее запустил, в ответ брат мне сказал она мне не нужна так как я не проживаю и не собираюсь за нее платить! Я не однократно призывал его платить, помогать в благоустройстве квартиры, а он игнорировал. Вообщем я перед уходом в армию (2007 г.) навожу в квартире небольшой ремонт, пускаю квартирантов предупреждаю об этом брата (он не возражал) и ухожу в армию. По приходу в 2008 я узнаю что квартиранты прожив около 8 месяцев съехали из квартиры т.к они говорят квартира не в пригодном состоянии они практически там не жили! Также в этом году я делаю ремонт в квартиры, провожу перерасчет (проживание в детском доме, училище и армии) ежемесячно плачу квартплату, а долг все копиться и копиться из-за брата т.к он не оплачивает коммунальные услуги. Меня как добросовестного человека по неуплате вызывают по всяким инстанциям т.к я наниматель жилья! У нас уже прошло около 3 судов все из разных инстанций о взыскании с меня и брата долга по оплате. В итоге в 2011 году я подаю в суд на выселение моего брата из квартиры. У нас уже прошло три заседания назначено четвертое на 2 декабря 2011 года, и все бесталку он утверждает что я ему препятствовал проживанию, а также заставляет меня платить половину этой квартиры! Когда квартира была разбитой он не нуждался в ней, а сейчас он претендует на благоустроенную квартиру. Я просто не знаю что мне делать помогите мне, дайте пожалуйста совет как лучше поступить!
Муниципальное образование
Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований. Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Города государственного значения — установленная ч. 3 ст. 133 Конституции Украины категория административно-территориальных единиц Украины первого уровня, к которой отнесены города Киев и Севастополь. Статус этих административных единиц определяется отдельными законами Украины.
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако.
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях.
Коммуна (нидерл. gemeente, фр. commune, нем. Gemeinde) — низшая административная единица Бельгии. Входит в состав провинции (Фламандский и Валлонский регионы) или непосредственно в состав округа (Брюссельский столичный округ). Коммуна может состоять из одного или нескольких поселений, не имеющих статус города, небольшого города и нескольких сельских поселений или одного большого города (во фламандском и валлонском регионах). Коммуны Брюссельского столичного района являются городскими районами.
Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.
Муниципальное образовательное учреждение
Смотреть что такое «Муниципальное образовательное учреждение» в других словарях:
Образовательное учреждение муниципальное — Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Источник: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266 1 (ред. от 12.11.2012) Об образовании … Официальная терминология
Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… … Энциклопедия права
Учреждение начального профессионального образования — (англ institution of primary professional education) в РФ гос ное, муниципальное или негосударственное образовательное учреждение, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям… … Большой юридический словарь
Красноярское муниципальное образование (Энгельсский район) — Красноярское муниципальное образование Страна … Википедия
Школа юных лётчиков — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Школа юных летчиков» Директор Коробейникова Людмила Михайловна Тип Центр Дополнительного Образования Адрес 426063,… … Википедия
Ливенская детская художественная школа — Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ливенская детская художественная школа» (МОУДОД ДХШ) … Википедия
Ратчинская средняя общеобразовательная школа — Муниципальное образовательное учреждение Ратчинская средняя общеобразовательная школа Основана 1976 … Википедия
Средняя школа №104 (Новосибирск) — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 104 Основана: 1953 год Тип: средняя общеобразовательная школа Учеников: 560 Адрес: Новосибирск, Панфиловцев ул., 41 Телефон: Work+7 (383) 267 07 41 Координаты … Википедия
МОУ СОШ №1 (Тверь) — Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 1 (МОУ СОШ № 1) города Твери ассоциированная школа ЮНЕСКО. МОУ СОШ № 1 г. Твери В школе обучается более 970 учащихся (с 1 х по 11 е классы). Работают 72 педагогических… … Википедия
Школа № 12 (Новосибирск) — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 Основана 30 августа … Википедия
Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные.
Выполнила студентка 4 курса
заочной формы обучения
профиль «Специальная психология»:
Шевякова Татьяна Петровна.
Дата выступления: 22.11.2019г.
Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные.
Система образования – социальный институт, целенаправленно созданный обществом, имеющий организованную систему связей и социальных норм, которые соответствуют потребностям конкретного социума к подготовке подрастающего поколения.
Система образования представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на формирование и развитие личности человека. Образовательная система России представлена системой образовательных учреждений, каждое из которых относится к определенной ступени образования, имеющей конкретную цель по обучению и воспитанию детей. Кроме того, каждая ступень образовательной системы направлена на создание эффективных условий обучения, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями учащихся.
Таким образом, система образования – это систематизированный комплекс учебно-воспитательных учреждений, существующий в рамках конкретного государства.
В систему образования входят [6]:
— Дошкольная система образования – детские сады, детские ясли, частные дошкольные учреждения (клубы, комплексы и т.д.).
— Школьная система образования – начальные, общеобразовательные, специализированные и профессиональные школы.
— Система профессионального образования – колледжи, техникумы, ВУЗы и т.д.
— Система дополнительного образования – внешкольные организации, клубы, культобразовательные учреждения и т.д.
Основными признаками современной образовательной системы в России являются:
— Соответствие системы образования уровню развития общества и государства. То есть, образовательные учреждения, входящие с систему образования, полностью удовлетворяют требования общества и государства по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соответственно в странах с более высоким уровнем развития и требования к обучению значительно выше, что естественно сказывается и на количестве учебных заведений.
— Государственная политика оказывает влияние на всю образовательную систему страны, ее функциональное и системное развитие.
— В системе образования находят свое отражение этнические и национальные особенности, исторический опыт народа. Они оказывают и влияние на ее дальнейшее развитие.
— Учет педагогических факторов, среди которых наиболее актуальными являются ранее воспитание и обучение детей, подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности [9].
Современная Российская образовательная система является одной из лучших в мире и входит в первую десятку мировых образовательных систем. В настоящее время в образовательную систему России входят не только государственные учреждения, но и частные, что значительно расширяет её образовательные возможности.
Основными тенденциями развития современной образовательной системы являются [7]:
1. Гуманизация образования – личность учащегося признается высшей ценностью общества. Образование должно быть направлено в первую очередь на формирование и развитие полноценной, развитой личности, обладающей высокоморальными, интеллектуальными и физическими качествами.
2. Индивидуализация образования – направлено на организацию педагогического процесса, с учетом возрастных, психологических и физических особенностей ребенка. Организованный образовательный процесс должен отвечать индивидуальным возможностям и потребностям учащихся, удовлетворять их потребности в получении знаний и умений. Данная тенденция является усилением одного из основных традиционных принципов обучения и реализуется через личностно-ориентированный подход обучения, основанный на ЗУН учащегося.
3. Демократизация образования – направлена на организацию педагогического процесса, в котором все его участники имеют равные права и принимают равное активное участие в учебном процессе. Общение и взаимодействие между педагогом и учащимися основано на взаимном уважении. При демократизации образования, такие стили взаимодействия как авторитарный (присущий советской школе) и либеральный просто не допустимы. Демократичное общение в процессе обучения способствует формированию свободной личности, умеющей отстаивать свою точку зрения и обладающей чувством собственного достоинства.
4. Диверсификация и вариативность образования – предусматривает разностороннее разнообразное развитие учащихся, посредством организации различных образовательных учреждений, имеющих разные виды и типы направленности обучения. В настоящее время открывается все больше колледжей, лицеев, гимназий и т.д., каждый из которых имеет определенную направленность в обучении и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин.
5. Интегративность образования – направлено на осуществление преемственности между всеми ступенями образования, начиная с детского сада. Все чаще возникают такие комплексные образовательные учреждения как «детский сад – школа» или «школа – институт». Данные учреждения сотрудничают между собой, путем реализации преемственности, усиления межпредметных связей, создания разнообразных интегративных курсов и т.д.
6. Психологизация образования – процесс обучения направлен не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на развитие мышления. Современное общество требует от подрастающего поколения умения мыслить в различных ситуациях, принимать решения быстро, решать проблемные ситуации качественно и не стандартно. Все это достигается путем развития у детей различных видов мышления, при проведении в рамках образовательного процесса психологических исследований и интеграции практической психологии и педагогики в образовательный процесс.
7. Переход от информативных методов обучения к активным – включение в процесс обучения элементов проблемности, научного поиска, исследовательской и проектной деятельности. Все это способствует тому, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем поиска новой информации и ее последующего усвоения. Такого рода обучение способствует не только более качественному усвоению учебных знаний, но и стимулирует развитие творческой и креативной личности.
В соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды [2]:
• частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);
• государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);
• муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).
Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях») [3].
Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными.
Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ [1], однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») [4].
Общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.
Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности». Сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы. Это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора.
Так провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.
Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области [6].
Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования.
Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми. Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2019 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей. Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.
Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2018 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей [8].
Развивается и сегмент частного общего среднего образования. Ежегодно в стране открывается 30-36 частных школ, самое большое их число приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Всего на начало года в стране действовало 819 частных организаций, в которых проходили обучение 114 тыс. детей (общее количество школ в России по состоянию на 2016 год — 43 374).
В большей же степени частным сектором сегодня охвачен сегмент дополнительного школьного образования, который на 100% приходится на частный бизнес. Его развитие также связано с «майскими указами», согласно которым 75% детей в возрасте от 7 до 18 лет должны быть охвачены дополнительной программой образования, прежде всего, технической и научной направленности. Ежегодно количество организаций, оказывающих такие услуги, увеличивается в 3,5 раза, в 2018 году в них обучалось 67 тыс. детей.
Самый большой охват школьников допобразованием демонстрирует Московская, Белгородская области, ХМАО, Хабаровский край. Общий объем рынка дополнительных образовательных услуг для школьников по итогам 2018 года оценивался в 130,3 млрд рублей и по прогнозам, в среднем показатель будет увеличиваться на 2–3% в год, к 2021 году достигнув 149,2 млрд рублей.
Но в двух сегментах сферы образования ситуация с развитием частного сектора не столь радужная – речь идет о среднем профессиональном и высшем образовании. На конец 2018 года в России действовало всего 283 частных профессиональных образовательных организаций, всего в них обучается 168 тыс. студентов, и за два года число таких организаций выросло на 40 структур [9].
Число частных вузов и вовсе сокращается — если в 2016 году в России действовал 401 негосударственный вуз, то в 2018 году их осталось 316 (всего в стране функционирует 896 организаций высшего образования). И, несмотря на то, что в таких вузах законодательно предусмотрены квоты на обучение студентов за счет государства, их активность снижается, и в 2019 году только 23 заведения приняли участие в таком распределении (на 38% меньше, чем годом ранее).
В 2018-ом негосударственные вузы в виде платы от студентов получили около 33,9 млрд рублей, и по прогнозам к 2021 году объем поступлений сократится до 26 млрд рублей. Справедливости ради стоит отметить, что, начиная с 2009-го устойчиво уменьшается количество учреждений высшего образования, снижается и численность обучающихся в них студентов. И эта тенденция характерна как для государственных и муниципальных вузов, так и для частных.
В ближайшее время будем наблюдать перетекание студентов из системы высшего образования в систему среднего профобразования — в основном на программы подготовки специалистов среднего звена. Прогнозируемый экспертами темп роста численности студентов в частном секторе профобразования в 2021 году составит 47%.
Для развития этого сегмента рынка планируется снять ограничения по лицензированию программ в профучреждениях. Чтобы профессионалы, которые хотят и могут передать свои знания, мастерство, технологический потенциал молодежи, могли бы приходить в такие учреждения и формировать свои программы [10].
В целом, эксперты видят большой потенциал в развитии онлайн-образования во всех сегментах рынка. Среднегодовой прирост этой индустрии в России составляет, по разным оценкам, 17–25%. Если в 2016 году на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей) всего рынка, то к 2021 году эксперты ожидают роста доли до 2,6% (53,3 млрд рублей).
Самый активный рост ожидается в сегментах дополнительного школьного и дополнительного профессионального образования. Впрочем, эксперты считают, что препятствием на пути активного развития цифрового образования может стать слабая IT-грамотность участников образовательного процесса, а также система образования в России, которая чрезвычайно централизована и остается главным образом государственной.
Список использованной литературы:
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко – педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3-9.
Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
Кричевский, В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России / В.Ю. Кричевский // Непрерывное образование. 2017. № 3 (21). С. 8-14.
Прокудина, Е.Д. Сравнительный анализ систем образования в России и за рубежом / Е.Д. Прокудина // Интеграция наук. 2017. № 6 (10). С. 98-105.
Соколова, Е.В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е.В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147-152.