что значит мытарства души до 40 дней
О смерти
Происхождение слова и понятия «смерть»
Явление смерти на земле
Сколько времени жили в раю Адам и Ева – неизвестно. Злоба врага не замедлила. Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие, существо в высшей степени нравственное, безгрешное. Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей.
О высшем совершенстве наших прародителей можно заключить уже из того, что не дано им было никаких заповедей, никаких нравственных законов, как нам, а только самая легчайшая заповедь. Вероятно, в душе человека уже были все главные законы духа; иначе и быть не может. Если человек поставлен царем всего видимого, значит он составлял венец творения Божия.
Определение смерти
Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души с телом в утробе матери, так равно таинственно опять бывает и разделение души от тела.
Всеобщность смертного закона
«Человекам положено однажды умереть» ( Евр.9:27 ).
И нам заповедано за все благодарить промыслителя Бога; следовательно: слава Тебе Боже, строившему все для пользы нашей. Да будет Имя Твое, Господи, благословенно от ныне и до века. Св. Антоний Великий, проникая в глубину судеб Божьих, однажды обратился к Богу с такою молитвою: «Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости?» И был ему ответ от Бога: «Антоний, себе внимай! а то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их» (Дост. сказ о подв. св. От.).
Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом. Чему же после того ужасаться, когда во всем воля Божья, а мы Господни?
Мы не готовились к первому рождению на земле и ничего не помним о нашем первом состоянии; будем же теперь готовиться ко второму рождению, в загробную жизнь и вечную. Мы имеем руководства, как готовиться, и знаем уже, что будет за гробом.
Причина смерти
Слово Божье свидетельствует, что Бог смерти не сотворил, но создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), но «завистью дьявола вошла в мир смерть» (там же, 24), следовательно, и грех.
Если бы Ева не вступила в союз с дьяволом, не прельстилась его обольщением, не отступила бы от общения с Богом, то не было бы греха. Своеволие, непослушание было причиною смерти души. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» ( Прем.1:13–16 ) – эти слова Соломона, определяющие значение и происхождение на земле явления смерти, вместе с тем служат и свидетельством бессмертия человека, ибо Соломон говорит, что только одни неразумные видят в смерти конец, прекращение бытия (там же, 3:2–4). Следовательно, человек одарен бессмертием.
Неестественность и необходимость смерти
Но с падением, с тех самых пор, как человек обратит свою любовь к запрещенному, любовь к вечности заменилась любовью к вещественному, временному, душа изменила себе. Она вся в больном состоянии и любит, и привязана к тому, что не соответствует ее природе.
Теперь, когда держава смерти разрушена крестного смертью Христа Спасителя, верующие в Него искуплены и оправданы от первородного греха. Корень зла в природе человека заключается в самом плотском зачатии, а, следовательно, в том союзе, который связывает тело с душой. Он и истреблен может быть не иначе как с разрывом этого союза. Отсюда вывод: сколько бы ни очищал себя человек на земле, и как бы ни совершенствовал себя в святости, не может полностью истребить в себе корень зла и достигнуть такого состояния, чтобы не тяготиться телом и не вздыхать вместе с апостолом Павлом: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ).
Благотворность смерти
Неблагоприятные обстоятельства, которые, как камень, ложатся на душу, приводят ее в скорбь, смущение и часто угрожают опасностью потерять вечное спасение, лишиться царства небесного. Такое стечение прискорбных обстоятельств называется искушением.
Следовательно, искушение для человека не радость, а скорбь. Не красна сделалась жизнь для человечества с минуты падения прародителей, когда определилось человеку в поте лица приобретать себе средства к существованию. Непрестанный труд, болезни тела, душевные скорби, смущения, искушения – вот что наполнило нашу жизнь на земле. Только одни Святые радовались в скорбях; следовательно, нет ни одного человека, который лишен был бы искушений. Святый, праведный, многострадальный Иов говорил, что и самая жизнь не есть ли искушение?
Нет ни одного человека, который не тяготился бы своею жизнью под конец ее. Как ни дорога человеку жизнь в первое время, однако часто слышим желание смерти под конец ее.
Смерть всех и каждого из верующих заключается в смерти Господа Иисуса, даровавшего нам Своим воскресением жизнь блаженную, вечную. «Я есть воскрешение и жизнь», – учит Богочеловек, – и мы веруем, что в Нем умершие – живы, если только были не сорной травой, а членами Церкви Христовой.
Смерть для них, по слову Божьему, «красна», как достижение желаемого отрешения от земного, временного, суетного, как возможность быть вечно с Христом. «Имею желание разрешиться и быть с Христом» (1Флп.1:23), а именно – быть там, где определено Творцом по самому назначению человека.
Исход души
Душа, соединенная по воле Божьей с телом, отделяется, опять же по воле Божьей, от тела, с которым прежде составляла человека.
Разделившись, душа переходит в царство существ ей однородных, в царство духовное, ангельское; а за усвоенные ею добрые или злые качества, присоединяется или к добрым ангелам – в раю, или к злым, падшим ангелам – в аду. Эту истину открыл Сам Господь в притче о богаче и Лазаре, научив нас, что души, по разлучении с телом, в тот же день поступают или в рай, или в ад. «Днесь со мною будешь в раю» сказал Иисус Христос благоразумному разбойнику.
Значит, каждая душа, по отделении от своего тела, будет или в раю, или в аду. Когда? «Днесь», сказал Господь Иисус Христос
Как слово «днесь» понять? Как согласовать с учением Церкви о днях 3-м, 9-м и 40-м?
На земле есть дни и ночи, и годы, а за гробом вечность – или светлая, или темная. Чтобы достигнуть душе светлого или темного состояния за гробом нужно известное пространство времени, которое и соответствует земным сорока дням. Различные состояния, в которых бывает душа после отделения от тела, соответствуют известным дням на земле. Поскольку известно загробное состояние души в первые три дня после смерти, затем в следующие 30-ть дней, то Церковь и близкие усопшего употребляют в эти дни особенные средства, чтобы умилостивить Бога.
Итак, слово «днесь» означает время за гробом – вечность. Дни 3-й, 9-й и 40-й это дни на земле, а за гробом их нет: там только «днесь» и другого дня нет.
Таинство смерти есть дверь, через которую душа, расставшись со своим телом, вступает в вечность.
Что происходит тогда с телом, мы видим и знаем, что же бывает с невидимой душой – не видим, однако, доподлинно знаем из учения нашей св. Церкви, которая есть столп и утверждение истины, ибо научается Святым Духом.
Исход души и что в это время происходит около нее, св. Отцы рассказывают так: душе предстанут ангелы добрые и злые. Видение последних до крайности смутит душу: отраду она находит в видении и защите ангелов добрых. Тогда человеку великою помощью, отрадой служат его добрые дела и чистая совесть. Тогда послушание, смиренномудрие, добрые дела и терпение помогут душе и она, сопровождаемая ангелами, в великой радости идет к Спасителю. Душу же страстную, грехолюбивую отводят злые духи в «ад для мучения (Св. Феодор Студ.).
Однажды явились святому Макарию Александрийскому два ангела. Душа, – говорил ангел, – как благочестивого человека, так не благочестивого, приходит, в испуг и устрашается присутствием страшных и грозных ангелов. Она слышит и понимает слезы и рыдания окружающих ее людей, но не может произнести ни одного слова, ни подать голоса. Ее смущают предстоящий дальний путь, новый образ жизни и разлучение с телом (Св. Макарий Александрийский).
Сказания Феодора Студита и Макария Александрийского дополняются следующими сведениями в слове Св. Кирилла Александрийского на исходе души: «В каком страхе и трепете пребывает душа, пока не произнесется окончательный приговор! Божественные силы стоят против лица нечистых духов и представляют добрые помышления, слова и дела, принадлежащие душе, и она, в страхе и трепете, посреди препирающихся о ней ангелов и демонов ожидает или оправдания своего и освобождения или осуждения и погибели» (Св. Кирилл Алекс.).
Предыдущие сведения дополняют показания Таксиота. Он говорит, что добрые ангелы имели при себе ковчежец, из которого вынимали его добрые дела на мытарствах и противопоставляли их его злым делам.
Бесы смутись и стали показывать злые мои дела, совершенные в юности, и кричали: «а это чьи грехи, не она ль сделала то и то?»
Потом отсекла мне голову, и я не могла приводить в движение головы моей, сделавшейся мне чужой. После того она растворила в чаше какой-то состав и, приложив к устам моим, насильно напоила меня. Так горько было это питье, что душа моя не могла вынести сего, содрогнулась и выскочила из тела, отторгнувшись от него.
Ангелы приняли ее на свои руки. Оглянувшись назад, я увидела тело мое, лежащее бездушным, нечувственным, недвижимым. Как будто другой человек, сбросив с себя одежду, стоял и смотрел на нее, так и я смотрела на свое тело и удивлялась. Ангелы держали меня, и демоны приступили к нам, показывая грехи мои. Ангелы начали искать мои добрые дела и по благодати Господа находили их. Они собирали все мои добрые дела, когда-либо сделанные с Божьей помощью и готовились положить их на весы против моих злых дел. В то время неожиданно появился наш преподобный отец Василий и сказал святым ангелам: «эта душа много послужила мне при старости моей; я молился о ней Богу, и Бог даровал мне ее».
С этими словами он вынул из недр червленный полный мешец и, подавая его ангелам, сказал: «Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать душу, выкупите ее этим из долгов ее. Благодатью Божьей я богат, потом и трудами моими собрал многое сокровище и дарую этот мешец душе, послужившей мне».
Сказав это, он ушел. Лукавые духи пришли в недоумение, потом подняли плачевные вопли и удалились. И опять пришел пр. Василий, неся с собой многие сосуды чистого елея и драгоценного мира.
Он открыл их один за другим и возливал на меня; я исполнилась духовного благоухания и ощутила, что изменилась и просветилась.
Преподобный сказал святым ангелам: «когда совершите этой душе все подобающее, тогда введите ее на жительство в обитель уготованную мне Господом». После этого Преподобный сделался невидимым. Ангелы взяли меня, и мы отправились на восток».
Св Иоанн Дамаскин пишет: «Бог спасет создание рук Своих, исключая лишь тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру, так что левая сторона весов слишком много перетягивает правую. Ибо богопросвещенные мужи говорят, что при последнем издыхании дела человеческие как бы взвешиваются на весах, и если во 1-х) правая сторона возьмет перевес над левою, тот человек, очевидно, испустит душу между сонмом благих ангелов; во 2-х) если та и другая в равновесии, тогда без сомнения побеждает человеколюбие Божье; в 3-х) если весы преклоняются на левую, но мало, то милосердие Божье и тогда восполняет недостаток. Это три божественных суда Владыки: правосудный, человеколюбивый и преблагой. В 4-х) когда злые дела берут весьма великий перевес».
– От нас самих, разумеется, при помощи благодати Божьей, зависит наш исход, наша смерть; мы можем ее сделать красною или лютою, судя по тому, как примем и исполним опять же заповедь Христову: «Быть готову на всякий час к смерти» и «кайтеся и веруйте во Евангелие». Следовательно, непрестанное покаяние и деятельная, живая вера в Господа Иисуса Христа сделают наш исход благоприятным.
Предсмертный страх и томление свойственны человеку. Все Святые приготовляли себя к этому ужасному часу слезами, и кончина их была величественна.
«Господи! для рабов Твоих, – говорит св. Василий Великий, – разлучающихся с телом, приходящих к Тебе, Богу нашему, нет смерти, но преставление от печального на полезнейшее и сладостнейшее, и на успокоение и радость» (Молит. на вечер. Пятид. Требн.).
Исход души праведной
Из ангельского откровения св. Макарию Александрийскому видно, что исход праведной души представляет совершенную противоположность исходу грешной души. Душа праведная, по разлучении с телом, принимается святыми ангелами, охраняется ими и относится в страну, исполненную света, радости и блаженства. Не удивителен исход таких душ, ибо еще будучи на земле они пребывали с ангелами.
Вот что пишет св. Ефрем Сирин об исходе души праведной:
«Делатели и совершенные подвижники радуются в час разлучения.
Имея у себя пред глазами великий труд своего подвижничества, бдений, постов, поклонов, молитв, слез, души их ликуют, потому что призываются они из своего тела войти в покой».
Исход души грешной
Смерть грешника – люта ( Пс.33:22 ), свидетельствует само слово Божье. Почему же так? Рассмотри, что такое грешник?
Пр. Макарий Великий рассуждает об исходе грешной души так:
«Когда исходит из тела грешная душа, тогда совершается некое великое таинство. К ней приступают полчища демонов и ангелы супротивные, и силы темные, и похищают душу в область свою.
И не следует этому удивляться. Если человек, живя еще в этом мире покорился им и стал их рабом, тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленен и порабощен».
Разлучение с жизнью, – пишет св. Ефрем Сирин, – крайне опечаливает грешника, который видит у себя перед глазами свое нерадение с его горькими плодами. Какое раскаяние сжимает сердце, того, кто не заботился здесь о своем спасении.
Из духа отеческих писаний открывается, что иногда Господь, по неисповедимым судьбам Своим, удостаивает пред смертью св. Причащения людей, не отличавшихся благочестием, и напротив: за какие-либо прежние грехи, хотя в свое время и очищенные покаянием, Он лишает этого последнего напутствия и самого праведника.
Третий день и мытарства. Значение дней: девятого, сорокового и годового
Где же душа сразу после разлучения с телом? Что же значит 3-й, 9-й и 40-й день? В какой срок душа проходит воздушные мытарства и когда, после разлучения с телом, совершается частный суд?
Св. Макарий Александрийский передает нам следующее ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые сорок дней после отделения их от своих тел.
Когда совершается таинство смерти и душа отделится от тела, она – душа, в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. Она скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день, в подражание воскресению Христову, происшедшему в третий день, всякой христианской душе полагается вознестись на небеса для поклонения Богу. Вот причина, почему св. Церковь имеет благое обыкновение в третий день совершать приношение и молитву за душу умершею.
Третий день после смерти человека называют и тризнами, и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы – служат панихиду. Этот день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное отношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему (следовательно, и твоему усопшему) блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Предавая земле дорогое нашему сердцу тело, обратим ум и сердце к Победителю смерти, даровавшему торжество жизни над смертью; торжество наше, а, следовательно, и твоего усопшего торжество, совершившееся в воскресении Христовом. Церковь торжественно уверяет нас, своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах даровал жизнь. И твоему покойнику, – слышишь ли? – дарованы жизнь и воскресение только через Христа.
В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» ( Еккл.12:7 ).
Неизмеримое пространство между небом и землею, или между Церквами торжествующею и воинствующею, это пространство в обыкновенном разговорном языке человеческом, и в св. Писании, и в писаниях святых Отцов, называется воздухом. Итак, здесь воздухом называется не тонкое эфирное вещество, окружающее землю, а самое пространство.
Это пространство наполняют отверженные, падшие ангелы, вся деятельность которых состоит в том, чтобы отклонять человека от спасения, делая его орудием неправды. Они хитро и враждебно действуют на наши внутреннюю и внешнюю деятельность, чтобы и нас сделать сообщниками их погибели: «Ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ), – свидетельствует о дьяволе ап. Петр. Что воздушное пространство есть жилище злых духов, о том свидетельствуют избранные сосуды Св. Духа, и мы веруем этой истине.
Так зритель великих тайн Божьих в Апокалипсисе свидетельствует, что падшие ангелы лишились своего небесного жилища ( Откр.12:8,9 ). Поэтому, где же их пристанище? В книге Иова поднебесная является их жилищем ( Иов.1:7 ), и учитель языков уже прямо называет их духами злобы и поднебесными, а главу их – князем власти воздушной ( Еф.2:2 ).
С того самого момента, как последовало падение наших прародителей и изгнание из рая сладости, к древу жизни был поставлен Херувим ( Быт.3:24 ), но и другой, падший ангел, в свою очередь стал на пути к раю, чтобы пресечь человеку вход. Врата небесные заключались для человека, и Князь мира с того времени не пропустил к раю ни одной души человеческой, разлучившейся с телом.
И праведники, кроме Ильи и Еноха, и грешники нисходили в ад.
Первым безобидно прошел этот непроходимый путь к раю Победитель смерти, Разрушитель ада; и двери райские с того времени открылись. За Господом безобидно прошел и благоразумный разбойник и все ветхозаветные праведники, из ада Господом изведенные Святые проходят этот путь безобидно, или, если и терпят иногда бесовские остановки, то добродетели их перевешивают падения.
Если мы, будучи уже просвещены светом Христовым и имея свободную волю делать правое или неправое, постоянно делаемся пленниками их, делателями неправды, исполнителями их гнусной воли, то тем более не оставят они душу, когда она отлучится от тела и должна будет идти к Богу через воздушное пространство.
Разумеется, они представят душе все права на обладание ею, как верною исполнительницею их внушений, мыслей, желаний и чувствований.
Бесы ей представляют ее греховную деятельность во всей полноте и душа осознает справедливость этого показания.
Христиане, проводящие земную жизнь не без грехов, не получают прямо блаженной вечности. Необходимо, чтобы их недостатки, падения, уклонения были взвешены и оценены.
Если душа не познала себя, не сознала себя совершенно здесь на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости сознать себя за гробом; сознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее пищу и удовольствие. Сознать себя и таким образом самой произнести над собою суд, прежде суда Божьего – этого хочет небесное правосудие. Бог не хотел и не хочет смерти, но сам человек ее пожелал. Здесь на земле душа, при помощи св. причастия может придти в сознание, принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Но за гробом же, чтобы привести душу к сознанию своей греховности, стоят падшие духи, которые, являясь наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховною деятельность, напомнят все обстоятельства, при которых совершалось зло. Душа осознает свои грехи. Этим она предупреждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.
Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде.
Ангелы добрые на мытарствах с своей стороны представляют добрые дела души.
Все пространство от земли до неба представляет двадцать отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище или, как называется в отеческих писаниях, мытарство, а злые духи – мытарями, соответствует группе известного рода грехов.
Мытари не только уличают душу в совершенных ею грехах, но и в таких, которым никогда не подвергалась, как свидетельствует св. Иоанн Лествичник(Лествица, степень 7-я).
Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствуем из повествования о них преподобной Феодоры. На пути к небу, направленном к востоку, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей ее грехи словом (многословие, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и т.п.).
Второе мытарство – лжи (всякая ложь, клятвопреступление, излишние призывание имени Божьего, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов перед духовником на исповеди).
Третье мытарство – клеветы (оклеветание ближнего, осуждение, уничтожение, обесславление его, ругательство, насмешки при забвении собственных согрешений и недостатков, при невнимании к ним).
Четвертое мытарство – чревоугодие (объедение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом – все роды угождения чреву).
Пятое мытарство – лень (леность и нерадение в служении Богу, оставление молитвы, тунеядство, наемники, исполняющие свою обязанность с небрежением).
Шестое мытарство – воровство (всякого рода похищение – грубое и благовидное, явное и тайное).
Седьмое мытарство – сребролюбия и скупости.
Восьмое – лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого).
Девятое мытарство – неправды (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды).
Десятое мытарство – зависти.
Одиннадцатое мытарство – гордости (гордость, тщеславие, самомнение, самовеличание, невоздаяние должной чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение им и ослушание их).
Двенадцатое – ярости и гнева;
пятнадцатое – волхование (чародейство, прельщение, составление отравлении, наговоры, шепоты, чародейное призывание бесов).
Шестнадцатое мытарство – блудное (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самыми делами; блуд лиц, не связанных таинством брака, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения).
Семнадцатое – прелюбодеяние (несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу).
Осьмнадцатое мытарство – содомское (противоестественные блудные грехи и кровосмешение).
Девятнадцатое мытарство – ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство) и, наконец, последнее, двадцатое мытарство – немилосердия (немилосердие и жестокость).
Прохождение мытарств бывает в третий день после смерти.
Преосвященный Макарий пишет: «Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особенно между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествующих веков и основывается на предании апостольском» (Прав. Догм. Богос. Том 5-й, стр. 85 и 86).
Зная загробное состояние души, т.е. прохождение мытарств и явление к Богу для поклонения, соответствующее третьему дню, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, молят Господа о безобидном прохождении душой воздушных мытарств и о прощении ее согрешений. Освобождение души от грехов составляет для нее воскрешение для жизни блаженной, вечной. Итак, по примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в третий день, служится панихида по усопшему, дабы и он воскрес в третий день для безконечной, славной жизни со Христом.
После поклонения Богу, повелевается показать душе различные обители Святых и красоту рая. Хождение и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Создателя всего – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в безпечности и не послужила Богу, как должно. После рассмотрения рая душа в 9-й день (от своего разлучения с телом) опять возносится на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, что приносит приношение и молитвы в 9-й день за умершего.
Зная загробное состояние почившей души, соответствующее девятому дню на земле, в которой происходит второе поклонение Богу, Церковь и родственники молят Вседержителя о причислении преставившейся души к девяти ликам ангельским.
После второго поклонения, Владыка повелевает показать душе ад со всеми его муками. Водимая душа видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов. В продолжении 30-ти дней душа водится по адским отделениям, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной там на заключение. Наконец, в 40-й день после разлучения с телом, душа в третий уже раз возносится на поклонение Богу. И только теперь праведный Судья определяет ей приличное по ее делам и земной жизни местопребывание. Значит, частный суд на душою происходят в 40-й день после ее исхода из тела. Итак, правильно св. Церковь совершает поминовение по умершим в 40-й день.
Сороковой день, или сорочина, является днем определения участи души в загробной жизни. Это частный суд Христов, определяющий судьбу души только до времени страшного всеобщего суда. Это загробное состояние души, соответствующее нравственной жизни на земле, не окончательное и может измениться.
Господь наш Иисус Христос в сороковой день от Своего воскресения превознес человеческое естество, воспринятое Им в Свою Личность, в состояние славы – восседание на престоле Его Божества «одесную Отца» ( Мф.22:44 ); так, по этому первообразу, умершие, в сороковой день после смерти входят своими душами в определенное, соответственное своему нравственному достоинству, состояние.
Как Господь, совершив дело нашего спасения, Своею жизнью и смертью увенчал его Своим вознесением в 40-й день, так и души усопших, завершая свой жизненный путь, в 40-й день после смерти получают воздаяние – свой загробный жребий.
Как Господь, в 40-й день вознесшись, всегда сидит одесную Бога Отца, ожидая покуда положатся враги Его у подножия ног Его ( Евр.10:12,13 ), так и души усопших, получив по частному суду Христову свой загробный жребий, остаются в нем (хотя и не без возможности перемены) до всеобщего суда Христова (Слово о помин, усоп. арх. Феодора, стр. 37 и 38).
Это соответствие между Христовыми состояниями и состояниями душ усопших признается словом Божьим ( Евр.9:27,28 ).
Итак, сетуя о смерти близкого твоему сердцу, в сороковой день с верою возведи ум и сердце к восшедшему в 40-й день по воскресении Начальнику жизни нашей, чтобы предстал Он «ныне пред лице Божье за нас» ( Евр.9:24 ), живых и усопших. Откажет ли всещедрый Отец Ему в этом ходатайстве, имея пред Собою Своего возлюбленного Сына в крестных за нас язвах? Держись же верою крепко такой любви Господа, в славе Своей занятого вечной судьбою нашей, судьбою твоей и твоего покойника. Умоляй Его за усопшего, чтобы благодатью Своею уврачевал немощное в отшедшей душе, оскудевающее – восполнил, все согрешения простил и очистил и дал бы ей жребий помилованных. Твоя вера и молитва, осененная св. Церковью, много поможет усопшему на частном суде Христовом при определении его участи до страшного суда.
Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, когда решается, хотя и не окончательно еще, участь почившего, Церковь и родственники спешат ему на помощь.
Служится в этот день панихида, чтобы сколько зависит от нас, умилостивить Бога относительно почившего.
Итак, из предыдущего видно, что душа, после разлучения с телом, два дня бывает на земле и в третий день возносится к Богу на поклонение; затем в следующие шесть дней бывает в раю и, наконец, далее следующие тридцать дней бывает в аду; и в сороковой день она уже на месте, в состоянии еще не окончательно решенном.
Окончательное решение душа получит в день всеобщего суда.
Мы молим и надеемся несомненно на Его обещание услышать молящихся: «Просите и дастся вам», ибо Я не хочу смерти грешника, за которого пострадал, пролил Свою кровь и которому теперь дарую жизнь. только веруй!» ( Мк.5:36 ).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»