что значит набивной рисунок на ткани
Виды набивных тканей по способу нанесения рисунка и составу
Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.
Техники нанесения набивного рисунка
В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.
Обзор и описание технологий
В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.
Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.
Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.
Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.
Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.
Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.
Способы нанесения изображения
По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.
Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.
Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.
Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.
Хлопчатобумажные ткани
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.
Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.
Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.
Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.
Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.
Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.
Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.
Другие популярные виды
Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.
Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.
Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.
Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.
Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.
Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.
Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.
Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.
Как определить лицевую сторону
Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.
Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.
У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.
Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.
Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.
Обзор красочной набивной ткани: от свойств и истории происхождения до сферы использования
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
С давних времен люди стремились к красоте во всем. А когда им надоело носить однотонную одежду, они попытались добавить в нее новых красок. Так появился набивной рисунок на ткани. Он плотно закрепился в жизни человека и прошел с ним сквозь столетия, развивался и модернизировался. Но все так же популярен, как и много лет назад.
Что это за тип ткани?
Набивная ткань – это материал, на который нанесен печатный рисунок. Раньше он добавлялся на полотно вручную при помощи набивки красителей рельефной формой на полотно. Отсюда и пошло название «набивная».
Сейчас процесс нанесения рисунка автоматизирован и осуществляется тканепечатающими машинами. От старой технологии досталось только название.
Но и в наше время есть мастера, которые занимаются набивкой вручную. В основном они производят небольшие партии материала для эксклюзивных дизайнерских проектов.
История происхождения
Родиной набивной ткани считается Индия, издавна знаменитая тканями из хлопка и разнообразием природных красителей. Затем это искусство освоили народы Азии и Египет. В Китае хранятся образцы ткани, которые датируются 220 годом н.э.
В Европу набивная техника пришла в конце XIV века. Особой популярностью пользовалась набойка с золотыми и серебряными узорами. Главными производственными центрами тканей с набивным рисунком считались Италия и Германия. На территории Руси ткани с печатным рисунком были известны еще в XII веке.
У каждого народа были свои особенности нанесения рисунка на полотно. В Китае использовали трафареты, а в Европе вместо них использовали деревянные штампы.
Постепенно технология совершенствовалась; на замену примитивным штампам из дерева и подручных материалов пришли металлические пластины. А в 1850 году процесс был механизирован, началось бурное развитие текстильной промышленности.
Состав ткани и его свойства
Основой для печати служит материал натурального происхождения, но для улучшения их физических свойств добавляют синтетические волокна.
Основы для набивной ткани:
Виды ткани
Основные виды:
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Ткани, производимые на предприятиях, должны соответствовать эталонным образцам художественно-эстетических показателей, утвержденных в соответствии с ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.004.
Ткань, на которую в дальнейшем будет наноситься печать, должна соответствовать техническим характеристикам установленным для каждого типа ткани.
После обработки, полотно с набивным рисунком проверяют на наличие пороков внешнего вида в соответствии с ГОСТ 161-86. Особое внимание уделяется равномерности нанесения узора и качеству прокраски.
Для каких целей может использоваться эта ткань?
Ткань может использоваться для пошива:
Что представляет собой набивная ткань
Очень часто при описании различных видов текстиля можно встретить определение «набивной». Но все ли знают, что это за ткань, как выглядит набивная ткань и откуда произошло такое название?
Набивная ткань – это полотно из любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название такое идет из прошлого, когда ткани украшались путем набивания рисунка при помощи деревянных трафаретов и красок. Сначала узор наносился на специальные дощечки, потом их прикладывали к поверхности полотна рисунком вниз и постукивали по ним. Краска впитывалась хорошо, и на материи оставался цветной узор. Зародилось это ремесло в Индии, затем распространилось по Европе. Русские виды также отличались разнообразием узоров и яркостью красок.
В наше время ручной способ покраски уже практически не используют, но название осталось старым. Производится такой вид полотна теперь промышленным способом с помощью специальных печатных машин. За основу берут различные по типу переплетения и составу волокон ткани: натуральные, искусственные, смешанные. Современные виды красителей позволяют сохранять все основные свойства материала, при этом получать яркие, устойчивые рисунки разнообразных геометрических форм: от обычного горошка до 3Д картин. При выборе подобных изделий нужно обращать внимание на качество краски, а также состав волокон, ведь каждый тип ткани обладает различными свойствами и требует определенного ухода.
Шейте с удовольствием, а качественные натуральные ткани приобретайте в магазине Народный Лён.
Ручная набивка на ткани
Набивка – древний вид декоративно-прикладного искусства, зародившийся в Египте. Наиболее старые сохранившиеся образцы изделия датируются IV веком нашей эры, их обнаружили в 1894 году в детской гробнице Панаполиса на родине данной технологии.
В Россию техника изготовления набивных тканей пришла ориентировочно в X веке, а массовое производство началось в XVIII столетии. В Европе этот способ обработки ткани обрел популярность в Средние века и повсеместно применялся до XIX века, на который пришлось изобретение тканепечатной машины.
Технология набойки применялась в изготовлении рабочей одежды и подкладок, а также для имитации дорогостоящих бархатных и парчовых полотен. Позже она заняла нишу в производстве обивочных материалов, платков, платьев, а также многих других видов повседневной и праздничной одежды для мужчин и женщин.
Технология набивки на ткани
Суть методики заключается в нанесении оттиска на ткань путем удара по деревянной форме специальным молотком киянкой. Для создания узора используют заранее окрашенное полотно. Издавна штамп изготавливался вручную, поэтому четкость рисунка в значительной мере зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких граней основу начали дополнять медными пластиками или проволоками.
Сегодня набойные доски выпускают на станках, вырезающих заготовку по нарисованному на компьютере макету. Но в некоторых регионах России по сегодняшнее время можно встретить мастеров, продолжающих давние традиции ручной резки.
Мотивы набивных рисунков
По типу композиции современные и старинные рисунки подразделяются на два вида: геометрические и растительные.
Чаще всего на изделиях, оформленных методом набойки ткани, встречаются кружочки, квадратики, треугольники, горошинки и прочие фигуры, которые рисуют обильно или редко.
В народном творчестве пользуются успехом «звездочки», размещаемые на полотне в хаотическом порядке или объединяемые по вертикали с вертикальной цветной полосой. Изображение выделяется оригинальным переливанием цветов, которые сочетаются с более мелкими узорами. Это придает полотну чувство динамичности и торжественности. Более крупные элементы направлены на формирование определенного художественного образа, а основу в таких изображениях составляют орнаментальные мотивы.
Широкое распространение получили композиции из тонких полос, разделенных ромбиками, кружочками, квадратиками или иными орнаментальными мотивами. Такие комбинации позволяют создавать уникальные орнаментальные мотивы с разной вариацией размеров полос и характером рисунка. Для большего разнообразия можно использовать симметрию параллельных полос в вертикальном порядке, позаимствованных из орнаментальных мотивов, а также прямых и волнообразных линий.
Растительный орнамент обрел популярность в народном стиле. Визуальные букеты делают из малых и больших цветов, листьев, веток. Часто дизайнеры прибегают к плавным переходам стеблей растений в волнистые ветви, на которых (одном или обоих концах) изображаются разные виды растительности. В сочетании с полосатыми мотивами такие рисунки создают гармоничные композиции. Популярностью пользуется имитация разводов с геометризированным цветком по центру рисунка, такой эффект достигается за счет сложных мотивов.
Отдельного внимания заслуживают набивные платки, в которых центральная композиция объединяется с каймовой или сетчатой. По центру плоскости располагаются цветочные мотивы по шахматному принципу, окружаемые крупными цветами на широкой кайме. Сочетание малых и больших цветов добавляет стильному образу энергичности.
Инструкция по ручной набивке ткани
Набор для создания орнамента состоит из следующих элементов:
Порядок набивки рисунка на ткань
Изделия из набивных тканей нужно стирать в деликатном режиме как обычные текстильные изделия из натурального полотна.
Для покупки материала обращайтесь в компанию Vulkana. Мы занимаемся производством и продажей ткани из длинноволокнистого хлопка, выращенного на полях Индии.
Набивная ткань: что это такое. Виды с рисунком, фото
Набивная ткань — это любая материя с нанесенным рисунком. В далеком прошлом ткань разрисовывали с помощью деревянных трафаретов, которые вбивали краску в полотно.
Что такое набивная ткань
Сегодня набивная ткань – это ткань из практически любой материи, на которую нанесен рисунок. Название это пришло от полотна, на которое набивали рисунок при помощи красок и досок. В самом начале узор или рисунок наносился на дощечки, а потом они прикладывались к полотну и простукивали до отпечатывания. Краска впитывалась и на текстиле оставался узор.
В наше время набивной рисунок на ткани – это рисунок, созданный механическим путем. Современную набивную ткань делают при помощи печатных машин. В качестве основы берут не только натуральные, но и синтетические и полусинтетические.
Важно! Красители, употребляемые сегодня, позволяют избежать негативных последствий и сохранить все свойства материала. При этом получаются очень качественные и насыщенные узоры разных форм. Это могут быть и обычные точки, и трехмерный узор.
При выборе набивного полотна следует учитывать качество краски и тип полотна и его переплетение, ведь каждый вид ткани требует разного ухода.
Набивное полотно и одежда из него
Технология современной покраски
Сегодня в промышленных масштабах краску наносят специальными печатными машинами. Качественные красители позволяют добиться яркого рисунка любой сложности, вплоть до изображений в 3D. При этом структура материи не меняется. Именно такая ткань продается в интернет-магазине «Ткани 3000». Набивные ткани на отечественный рынок поставляют фабрики Китая, Белоруссии, Турции, КНР и России.
История набивной ткани
Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.
Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.
Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.
В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».
Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.
Технология нанесения
Современные набивные ткани получают несколькими способами разрисовывания. Сейчас это делается с помощью машин, но умельцы могут наносить краску вручную, что является продолжительным и трудоемким процессом. Стоимость у такой продукции соответствующая. Остальные рассматриваемые методы требуют наличия специального оборудования.
Машинная печать
Одна из самых масштабных технологий, применяемых сегодня. Суть процесса заключается в том, что рисунок на полотне печатается с помощью машины, действия которой делают ее похожей на принтер. При окраске в один цвет используется один вал. Если цветов несколько или требуется сделать узор, то нужны многовальные автоматы.
Важно! Вал – это полный цилиндр из сплавов меди. На него наносится выгравированный узор, в дальнейшем используемый для припечатки изображения к полотну.
Красители наносятся на цилиндр несколькими способами:
Машинная печать
Распыление
Еще его называют аэрографией. Способ покраски, заключающийся в распылении красящих средств на поверхность ткани через трафареты, заранее размещенные на ткани и образующие узоры. Эта технология не такая массовая, как первая, поскольку не всегда удобна:
Аэрография
Использование сетчатых шаблонов
Такой способ позволяет создать красивую фотофильмпечать через несколько стадий:
Шаблоны для фотофильмпечапти
Полихроматический способ
Эта технология разработана и внедрена британскими умельцами и текстильщиками. Популярна она благодаря тому, что процесс покраски полностью автоматизирован. Ткань закрепляется в горизонтальном положении и движется по конвейеру. В это время на нее из сопел брызгается краска.
Важно! Самое главное, что состав красителя и интенсивность можно регулировать, как и направление подачи, получая большое количество разнообразных рисунков и узоров.
Полихроматический способ
Сублистатик
Последний метод представляет собой термопечать, при которой:
Сублистатик ткань
Описание основных свойств тканей
Все, что называется натуральным, создано природой. Человек издавна стремится слиться с ней и использовать по максимум ее ресурсы. Это же касается и получения материи для создания одежды, мебели и других предметов обихода. Качество тканей натуральной группы зависит от их подвидов: хлопковые, шерстяные, льняные или шелковые.
Хлопковая материя производится на основе растительных волокон. Добывают сырье для натурального материала из семян хлопчатника. Готовый хлопок отличается по длине волокон – от коротких до длинных. Именно это разнообразие и определяет множество видов тканей, которое производится на основе хлопка. Их можно разделить по сезонам:
Современные ткани, сделанные из шерсти, красивы и разнообразны. К ним относятся войлок, драп, фетр, мохер. Для их производства используют шерсть разных животных, поэтому эта материя известна людям еще с древних времен, когда охота была самой распространенной деятельностью. Изделия не мнется, хорошо сохраняет тепло, трудно загрязняется.
Льняной материал используют как в быту, так и на крупном производстве. Из технического изготавливают чехлы, мешки, упаковку, а из бытового постельное белье, одежду и кухонный текстиль. Видов материй из льна не так много, к ним относятся мешковина, бортовка и лен. Они считается особой прочностью, но имеют неприятное свойство сильно сминаться.
Перечисляя разные виды тканей, какие они бывают, нельзя не отметить и шелковый материал. Это известный всем атлас, шифон, шелк, а также дюпон, бархат, муар. Они имеют очень привлекательную внешность –блестят на солнце, мягкие и приятные к коже. Но их получение — это дорогостоящий и трудоемкий процесс, ведь сырьем служит коконы тутового шелкопряда. Поэтому обладателей натурального шелка можно отнести к людям хорошего достатка и вкуса.
Общие характеристики натуральных видов материала отличны: они хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, не вызывают аллергии, прочны и приятны к телу. Они по праву носят название – лучшие материалы всех времен.
Популярные набивные ткани
По существующим технологиям рисунки можно нанести на любые материалы. Наибольшее распространение получили ткани, применяемые для пошива штор, постельного белья, домашнего текстиля, одежды.
Атлас
Набивная атласная ткань используется для пошива вечерней одежды и постельного белья.
Красивым внешним видом с нарядной глянцевой поверхностью характеризуется набивной атлас. Вырабатывается много видов и сортов этого тканого материала, который используют для пошива вечерней одежды, элементов домашнего декора, эксклюзивных наборов постельного белья. Атлас:
При бережном, правильном уходе изделия сохраняют изысканный внешний вид на протяжении долгого времени.
Благоприятную атмосферу для каждодневного отдыха можно создать постельным комплектом из набивной бязи. Износостойкая хлопковая ткань:
Она окрашивается легко и прочно. Бязь удобна в использовании, проста в уходе. Существующий ассортимент набивных видов этой ткани разнообразен, позволяет удовлетворить любой вкус.
Поплин
Материал в некоторой мере подобен бязи. Отличается от нее меньшей:
Широко используется для производства постельных принадлежностей, домашних текстильных изделий, одежды. Поплин требует более бережного ухода при стирке и носке.
Ситец
Ткань, горячо любимая народом в советские времена, в настоящее время применяется в основном для пошива детской одежды. Материал:
Украшение ситца набивкой – самый распространенный метод окрашивания ткани. Ассортимент чрезвычайно широк:
Сатин
Плотные полотна из сатина с гладкой, блестящей поверхностью незаменимы как ткань для постельного белья. Существующие технологии позволяют прочно наносить на него яркие рисунки, создающие эффект объема. В большинстве случаев материал окрашивают полностью.
Вафельная ткань
Материал с особым видом плетений до настоящего времени популярен, используется для пошива полотенец. Благодаря рельефу на поверхности:
Чаще всего окраске подвергают не всю площадь ткани. На отбеленные полотна наносят пигменты максимум на 50 % поверхности. Материал стоит недорого, широкодоступен.
Набивка позволяет нанести рисунок на любую тканую основу. В продаже имеются материалы из синтетических, смесовых материалов, украшенные рисунком. Мастера текстильных дел не останавливаются во внедрении новых методов производства тканей, украшая их набивкой.
Исключение не составляют трикотажные материалы. В продаже присутствуют:
Окрашенные трикотажные полотна используются для изготовления одежды для взрослых и детей, палантинов, шарфов, декоративной продукции.
Советы по уходу за изделиями из набивного материала
Современные способы получения набивных материалов и используемые красители делают изображения на текстиле стойкими к воздействию воды и высоких температур. Отличия в уходе за изделиями из них обусловлены видом и свойствами ткани.
Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.
Кулирка
Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.
Набивная жаккардовая ткань
Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.
Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.
Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.
Характеристики, классификация и виды
Характеристики и классификация видов тканей подводит к следующей группе – натуральные и ненатуральные. О натуральных тканях написали чуть выше в основных свойствах. А ненатуральные сделаны на основе синтетических и натуральных нитей, которые обработаны химическим способом. Эту общую группу можно разделить на две более конкретные:
Многие модные ткани относятся именно к ненатуральной группе. С ними стоит считаться, ведь это прочный и дешевый материал. Но в некоторых случаях лучше быть осторожней – искусственные и синтетические материи могут вызвать аллергию на нежной детской коже, а так же на чувствительной коже взрослых людей.
Тандем материалов, или плюсы смешанного вида тканей
Практически весь рынок наполнен материей смешанного типа. Современные технологии позволяют комбинировать различные материалы, получая отличные прочные дуэты и трио. Основные свойства смешанных видов тканей и их описание невозможно ограничить несколькими пунктами. Ведь их вариаций невероятное множество.
Как определить лицевую сторону
Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.
Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.
У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.
Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.
Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.
Виды новых тканей
Приведем в пример виды новых тканей, вошедших на текстильный рынок не так давно.
Первым хотелось бы отметить гобелен. Чаще всего его используют в производстве мебели. Сейчас это хлопок и полиэстер пополам. Прочный, износостойкий, красивый материал отлично подойдет для украшения любой квартиры, а богатство цвета и вида тканей привнесет в нее роскошь. Размеры тканей не ограничены, поэтому с их помощью можно задекорировать крупную мебель или изготовить широкое полотно шторы. Особо интересно то, что из гобелена изготовляют даже картины.
Абсолютно противоположным по красоте видом материала является брезент. Он содержит в своем составе хлопковые и льняные волокна. Он очень стоек к механическим воздействиям, поэтому часто используется в спецодежде.
Третьей формой является сочетание гипюра и кружев. Ажур очень тонок и соблазнителен, широко используется в производстве женских платьев и нижнего белья. Он облегчен, тонок и изыскан, что очень уместно в данных областях применения.
Эти разные виды тканей и их свойства важны в повседневной жизни – они украшают быт, помогают на производстве, а смешанные виды тканей позволяют получить множество вариаций и для других целей.
Литература
Виды материалов без ткачества
К нетканым относятся те, при изготовлении которых не используется переплетение волокон. Они служат утеплителями или основой для шитья одежды и обуви. Нетканые материалы получают как из натуральных волокон, так и из химически обработанных. Так же для их создания подходит вторичное сырье – переработанные остатки одежды и лоскутов.
Из войлока, например, изготавливают теплую зимнюю обувь, верхнюю одежду и ковры. Это очень плотный материал, который отлично держит заданную форму.
Тайвек же наоборот, очень тонок. Процедура его изготовления сложна и трудоемка, но конечные свойства того стоят. Он относится к новым тканям, но при этом уже распространен в промышленной области. Тайвек может быть разным – один его представитель защищает от влаги, другой от химических воздействий. Но все из них отличаются тончайшей, практически невесомой структурой с максимальными защитными свойствами.
Особым нетканым материалом является синтепух. Его используют как утеплитель для верхней одежды или в качестве наполнителя для мягких игрушек. Он представляет собой множество мелких волокон полиэстера. Он теплый, пышный, экологически чистый, удобный в носке, не повреждается при стирке, хорошо пропускает воздух. В настоящее время все чаще и чаще синтепух приходит на смену синтепону, холофайберу и другим наполнителям. Это не удивительно, ведь он легок и удобен в использовании.
Красивые ткани: фото и названия
Такие разные материи существенно облегчают жизнь современному человеку своей дешевизной, при этом имея отличные практические свойства.
Дополнительный раздел «Полезное» расскажет:
Раздел «Уход» поможет домохозяйкам с такими вопросами: