что значит наследовать землю летов
Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)
3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.
Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.
Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.
Гражданская Оборона: Русское поле экспериментов; разбор смысла
Его́р Ле́тов (настоящее имя: И́горь Фёдорович Ле́тов; 10 сентября 1964, Омск — 19 февраля 2008, Омск) — советский и российский поэт, музыкант, а также звукорежиссёр, художник-оформитель и коллажист; основатель, лидер и единственный постоянный участник группы «Гражданская оборона», также известен по музыкальным проектам «Егор и Опизденевшие», «Коммунизм» и другим. Младший брат джазового музыканта Сергея Летова.
«Русское поле экспериментов» — самая бескрайняя, как русский пейзаж, песня в творчестве рок-поэта (чуть более 14-ти минут). Текст её как живописен, так и бесконечно сложен. Мозаика образов, отсылок, криков, надрывов, обрывов, нагромождений настолько осложняет понимание, что, кажется, это произведение неуловимо. Но это не так.
Данная песня в первую очередь имет политический и репресивный подтекст, в ней говорится о происходящем на «русском поле эксперементов» и рассказывается про эти самые эксперименты и даже про тех кто их проводит. п.с. про сказанное выше никаких подверждений не встречал, и похоже это какой то вброс. Чтобы её понять надо обращать внимание на совокупность разрозненных четверостишей, между строк которых лежит смысл и почти на поверхности, и видиние безысходности в том, что происхощдит на «
«русском поле» но всё же с некоторой надеждой.
«Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами,живыми хуями
. вечность пахнет нефтью
. вечность пахнет нефтью»
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей
Новейшее средство находить виновных»
о репрессиях по полит мотивам.
«За открывшейся дверью — пустота
Это значит,что кто-то пришёл за тобой»
«Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознаменного страха
Правильный праздник для праведных граждан
Наточенный серп для созревших колосьев»
«А поутру они неизбежно проснулись
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное»
«Все посеяли, все назвали
Кушать подано честь по чести
На первое были плоды просвещения
И вот опять жертвы войн.
«Яма, как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь, нет»
О том кто погиб в той войне, и о том кто вышел реальным победителем.
«Так кто же погиб в генеральном сражении
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В сталинградской битве озверевшей похоти?»
«Гениальные мыслишки — мировые войнушки»
Тут Летов хотел сказать, что гениальные мыслишки приводят к мировым войнушкам.
«Неофициальные пупы земли
Эмалированные части головных систем
Во имя вселенной и хлебной корочки»
«Иных хоронили в упаковке глазенок
Иных хоронили в упаковке газет
А то, что на бойне умертвили бычка
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая вера, всеобщая воля»
и всё это «Славно валится на. на. на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
А так же пора отсылок к мировому порядку сионизма, что идёт вперемешку с тем что было выше.
«Самолет усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной земли»
«Вавилонская азбука налипла на пальцах»
Кстати антисемитская тема всплывает не раз, и особено ярко в песне Общестов «память»: [C] Вспыхнули раны рассветным лучом
Гордое племя,на битву вставай
Мы призываем крестом и мечом
Вешай жидов и Россию спасай!
И под каждой из безысходностей постоянно повторяется:
Так же ещё проглядываются его взгляды относительно свастики и солнцеворота, которые пересекаются ещё и в других песнях (солнцеворот, свобода- «Как бежал за солнышком слепой Ивашка» и ещё часто попадается, так сразу всё не перечислю):
«принцип движения к Солнцу»
Так же чтобы понимать Егора, надо понимать его тексты как единое целое и одновременно огромную роль играет интонация каждого слова, суть формируется из отрывков, и осознаётся далеко не всеми, и и не сразу. Кто научился его понимать, делает это далеко не с первого раза, т.к. для этого надо хорошо знать всё его творчество, которое сливается во что то единое. как и разрозненные слова в каждой из песен.
Но в корне: протест системе. за солнцем. провитв войны. и особенно «войны дураков» таких как гражданская. или на сегодняшний манер хохло травля и любые другие между одним народом, под дудку.
«Люди пишется с большой буквы
Слово «Люди» пишется с большой буквы.»
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение».
«Однажды, только ты повеpь,
Маятник качнётся в правильную сторону
И времени больше не будет.»
«А поутру они неизбежно проснулись
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное»
В одном из интервью Летов говорил, что написал эту песню под впечатлением от фильмов «Лики смерти» и «Морда дьявола», сцены из которых (вскрытие трупов, мёртвые животные и прочие) впечатлили и испугали его так, что он боялся после этого сойти с ума. Кстати, такая реакция вызвала недоумение у его товарищей, смотревших фильм вместе с ним.
Вот цитата оттуда, которую можно
рассматривать как ответ именно на этот вопрос:
«Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.»
Нельзя не добавить, что в песне явно присутствуют множество аллюзий на русскую действительность.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Русское Поле Экспериментов» (песня) (муз. и сл. — Е. Летов)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Е. Летов, 1990г.:
Я вообще замечаю, что подошёл к некоей условной грани — к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которым слова, звуки, образы уже «не работают», вообще, всё, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал «Русское Поле Экспериментов». Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта. Дальше — у меня нет слов, нет голоса. Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, просто являя иной его ракурс. Это и «Хроника пикирующего бомбардировщика» с «Мясной избушкой» и «Туманом», и «Прыг-скок» с «Песенкой про дурачка» и «Про мишутку». Выше них для меня — зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще — материальная невоплощаемость меня самого. А вот именно туда-то и надо двигать.
***
Из комментариев Е. Летова к переизданию 2007-го года:
Во время записи композиции «Русское поле экспериментов» слегка сместился гитарный звук. По словам Летова ничем иным как электрическим и энергетическим скачком во всей записывающий аппаратуре он это обьяснить не может.
***
Целеустремленно набивать карманы / Мертвыми мышатами… — См.:
— Что означает строчка «набивать карманы мертвыми мышатами»?
— Песня написана после того, как я посмотрел два документальных фильма — «Морда дьявола» и «Лики смерти», в которых много и долго убивали разных животных. Это один из поворотных пунктов вообще моего творчества. Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.
***
Покончить с собою, уничтожить весь мир… — см.:
Я, вот, где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир!». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот «весь мир» и уничтожил, расхуярил, величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т. д. и т. п., не сотворит чуда, не «остановит мир». На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже «кончились патроны». Пусть в глазах всего мира это — разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это — полный и окончательный мат, триумф и торжество! Имеющий уши слышать — услышит. Если ты посмел и не отрекся, не предал в глубине души сам то, во имя чего ты жертвуешь — то никогда не проиграешь.
***
Интервью с Е. Летовым, журнал «FUZZ», июнь, 1997г.:
— В одной из песен ты только что спел: «вечность пахнет нефтью«, такой геополитический образ… Чем тебя лично интересует нефть?
— А знаете, чьи это слова? — Бертрана Рассела. Россия сейчас скатывается к положению сырьевого придатка Запада. Процессы в геополитике и геофизике происходят столь стремительно и непредсказуемо, что говорить о том, что произойдет через год, просто невозможно.
Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: «Повсюду пахнет нефтью». То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение.
***
Словно иней, сердобольный снег… / Славно валится на… / на… / Русское поле экспериментов… — ср.:
«И увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители, как побеждённые, а побеждённые, как победители.
И что идёт снег и земля пуста…
И победа побледнела в моей душе. Потому что побледнела душа. Потому что, где умирают, там не сражаются. Не побеждают, не бегут.
Но остаются недвижимыми костями, и на них идёт снег.»
***
Устами младенца глаголет яма (пуля)… — ср. с поговоркой «Устами младенца глаголет истина».
***
Искусство быть посторонним… — образ из книги французского писателя и философа-экзистенциалиста А. Камю — «Посторонний». См. также:
Интервью Е. Летова, «РИО» №10, 1989г.:
-Ты не задавался вопросом, для чего — или, иначе — почему ты поешь?
— Я уже писал об этом в «Урлайте.». Если же с другой стороны зайти, то все, что мы делаем, это «отстранение». Как некая, громко говоря, религия. То, о чем Камю говорил в «Постороннем».
— А как же насчет, общинного мировоззрения?
***
Сеяли доброе, разумное, вечное — ср. с отрывком из стихотворения Н. Некрасова «Сеятелям» (1877), в котором говорится о долге народовольца:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
***
…кровавые мальчики… — кошмар из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», преследующий царя Бориса, якобы убившего маленького царевича, чтобы самому взойти на царство. См.:
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. —
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком, стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
***
Кашу слезами не испортишь, нет… — ср. с рус. поговоркой «кашу маслом не испортишь».
акустическая версия 1988 г.:
электрическая версия 1989 г.:
Любительская съемка:
Уличный музыкант играет «Русское поле экспериментов» на аккордеоне:
_______________________________________________________________________
Текст песни «Русское поле экспериментов»:
Hm G
Трогательным ножичком пытать свою плоть
Em Hm
Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами живыми хуями
Шоколадными конфетами
F# Hm G
И нерукотворными пиздюлями.
G Em F#
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собой уничтожить весь мир
Покончить с собой уничтожить весь мир
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Hm A G
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Hm G Hm G
Русское поле экспериментов
Hm G Em F#
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Hm G
Устами ребенка глаголет пуля
Em F#
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
Мастерство быть излишним подобно мне
Мастерство быть любимым,подобно петле
Мастерство быть глобальным как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним.
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей
Новейшее средство находить виновных
Новейшее средство находить виновных
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
Hm G
За открывшейся дверью — пустота
Em Hm
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
G
Это значит, что теперь ты кому-то
Em F# Hm G
Понадо-понадо-пона-надобился…
Em F#
А снег всё идёт, а снег всё идёт
Hm G Em F#
Русское поле источает снег…
Иных хоронили в упаковке глазёнок
Иных хоронили в упаковке газет…
А то, что на бойне умертвили бычка —
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля, да всеобщая старость…
Набить до отказа собой могилу
Это значит наследовать Землю
Что же такое наследовать Землю?
Hm G
Это значит исчерпать терпение
Em F#
Что и требовалось доказать…
Что и требовалось доказать!
В дверной глазок, в замочную щель —
Гениальные мыслишки, мировые войнушки
Неофициальные пупы Земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились, не замарались
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное
Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано — честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе — кровавые мальчики.
Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
Яма — как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь, нет.
Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы…
Так кто погиб в генеральном сражении
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы…
Проигрыш:6 раз.
Hm G
А свою любовь я собственноручно
Em Hm
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил её пряником
подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу (3р.)
Словно иней сердобольный смех (3р.)
Славно валиться на, на, на…
Русское поле экспериментов (4р.)
Вечность пахнет нефтью (4р.)
_______________________________________________________________________
Смысл песни «Русское поле экспериментов» — Егор Летов
Егор Летов – поэт, музыкант, икона и «патриарх» панк-культуры. Для многих людей его образ ассоциируется с вечным бунтом против системы, бесконечной борьбой с железным веком и каменным, холодным и бездушным миром.
«Русское поле экспериментов» — самая бескрайняя, как русский пейзаж, песня в творчестве рок-поэта (чуть более 14-ти минут). Текст её как живописен, так и бесконечно сложен. Мозаика образов, отсылок, криков, надрывов, обрывов, нагромождений настолько осложняет понимание, что, кажется, это произведение неуловимо. Но это не так.
Смертью пронизано всё произведение поэта. Она пропитывает рабство русского народа, ею пахнут тоталитарные лидеры («орденоносный господь краснознамённых сил», «свастика веры»), косящие людей, как «созревшие колосья». Нефть, добываемая из земли, как будто субстанция смерти. Нефтью пахнет даже вечность.
Стоит отметить, что в мире, как его видит Летов, бушует пир глупости, глобальное невежество, подлость. На фоне этого выделяется строка «мифология оптимизма», как типично русская черта: вера, что страдания однажды закончатся, и наступит царство справедливости. Этим постоянно пользуются экспериментаторы, «сеющие разумное, доброе, вечное», которые кормят людей сначала «плодами просвещения», а потом мертвыми детьми. Их «гениальные мыслишки» выливаются в «мировые войнушки». Истиной в смертецентричном мире Летова является «пуля» и «яма».
Единственный возможный бунт для людей – убивать себя, однако это тоже является смертью. Система находит способы нажиться даже на этом: возникают новые эксперименты: «средства» для очищения вещей от следов самоубийства. В мире, по мнению Летова, невозможно торжество бунта и победы над системой, поскольку любое «движение к солнцу» начинается с ямы (читай: могилы).
Для Летова единственный способ как-то выйти за границы системы – это стать отщепенцем: «искусство быть посторонним». Идти и наблюдать за этим бесконечно уродливым миром, но пытаться не соприкасаться. Даже любовь в этом мире насилуется и уродуется. А, может, любви, как и неба, нет вовсе?
Летов не видит смысла ни в чём, даже в самоликвидации. К слову, интересным образом также является «сердобольный смех», который валится на поле. Правда, неясно откуда, но создаётся впечатление, что это что-то внеземное как-то странно (смеясь) жалеет прогнивший до самых глубин мир. Это будто смех бога или ангела смерти.
Библейский пласт в этом стихотворении очень интересен. Летов переиначивает известные цитаты и дети начинают «глаголить яму» и «пулю», а «наследовать землю» означает исчерпать терпение, то есть умереть, что противоположно словам Христа.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 15