что значит некрасивый человек
Значение слова «некрасивый»
2. Разг. Нечестный, непорядочный, предосудительный. Некрасивый поступок. □ Поручика же Миткалева Генкель накрыл на совсем уж некрасивом деле, — на подлоге. Сергеев-Ценский, Зауряд-полк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
некраси́вый
1. неприятный для зрения; отличающийся неправильными очертаниями, формами, отличающийся неприятным сочетанием красок
2. неблагозвучный, неприятный для слуха
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: охранница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некрасивость
Говорят что некрасиво, некрасиво, некрасиво.
Отбивать девчонок у друзей своих.
С человеком водочка и пиво поступают очень некрасиво.
Бить лежачего некрасиво. Зато безопасно.
Некрасивость как качество личности – склонность поступать с людьми нечестно, непорядочно, бессовестно; вести себя предосудительно, неприглядно, нечистоплотно.
— Молодые люди, попрошу покинуть бассейн. Вы ведёте себя крайне некрасиво, два часа пьёте пиво и ни разу не сходили в туалет. – Мы писаем в бассейн. Все писают в бассейн, что ж тут некрасивого? – Да, но вы писаете с вышки!
Есть люди, которые даже не замечают, когда поступают некрасиво и низменно. Поступать с людьми некрасиво – значит, грубо, безобразно и дурно. Ещё Марк Твен предупреждал: «Никогда не следует поступать дурно при свидетелях». Он исходил из того, что некрасивость обожает безнаказанность и анонимность.
За день до выборов один старый мерзопакостный кляузник, страдающий склерозом, долго мучился: какую бы гадость выкинуть, но так, чтобы никто не догадался. Наутро решил: написал анонимку, где матом ругает власти, на чем свет стоит, а сам пошел и проголосовал за них. По дороге домой зашел на почту и опустил в почтовый ящик письмо. Приходит домой: твою мать! Оказывается, перепутал конверты: анонимку вместе с паспортом опустил в урну для голосования, а избирательный бюллетень послал по почте!
Некрасивость может говорить и писать очень даже красиво, а поступать будет некрасиво. Постоянство в некрасивых поступках говорит о том, что человек прочно подсел на энергию невежества и деградации. Если человек постоянно поступает некрасиво, значит, для него верно одно из трёх: либо он потерял совесть, либо утратил разум, либо потерял и совесть и разум.
Некрасивость поведения свидетельствует об отключённом разуме и совести. Разум и совесть воспринимают критично наши мысли, намерения и поступки. Разум говорит человеку: — Так поступать категорически нельзя. Это некрасиво, предосудительно и дурно. Совесть, если с ней налажена тесная, прочная связь, всегда стопроцентно расскажет, что такое красиво и некрасиво, подскажет правильное решение в любой сложной ситуации. Если связь с совестью и разумом утрачена, человек действует некрасиво по велению ненасытных чувств и беспокойного, вожделенного ума. Всё, что благородно, совестливо и порядочно одновременно и красиво. Некрасиво то, что порочно и мерзопакостно.
Некрасивость некрасива бессовестностью, бесчестностью, грубостью и непорядочностью. Судьба видит и документирует всё. Ничего скрыть не удастся. Судьба смотрит осуждающим взглядом на наши некрасивые поступки и возвращает нам, подобно бумерангу, всю сотворённую нами некрасивость.
Некрасиво осуждать кого-либо за глаза. Все это знают, но продолжают злословить, поступая, тем самым, очень некрасиво. Злословие во множестве своих проявлений всегда связано со злом и нечистым сердцем (мотивом). У Фаины Раневской есть замечательное высказывание о людях, для которых злословие такое же обычное дело, как мытье рук, завтрак или сон: «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты». Эти люди, занимаясь злоречием, всегда находят себе оправдания: «Я никого не осуждаю, просто говорю, что думаю». Для этих людей пустой звук, что говорить о других за глаза, подличать за их спиной некрасиво и грешно.
Один человек злословил о другом. Ученый, присутствующий при этом, сказал: — Не отзывайся дурно при мне о другом! Это некрасиво! Не заставляй меня дурно думать о тебе! Ибо, когда ты злословишь о другом, я начинаю тебя считать плохим человеком. И я не знаю, что будет от твоего злословия. Я предполагаю, что, злословя о нем, ты умаляешь его достоинство, но то, что ты отнял у него, не прибавят к твоему достоинству!
Некрасиво прожить жизнь, эксплуатируя других и, в то же время, ни о ком не заботясь. Психолог Вячеслав Рузов говорит: «Если люди дружат, если у них есть отношения, привязанности, они заботятся друг о друге – это очень красиво. Но когда все эксплуатируют друг друга, это очень некрасиво, это очень нехорошо. Поэтому когда все друг о друге заботятся, это прекрасная, возвышенная атмосфера. Это нормальные отношения. Но когда все друг друга эксплуатируют, выжимают – вот это некрасиво».
Индивидуальный перечень некрасивости каждый пишет в соответствии со своим внутренним нравственным кодексом. Для кго-то некрасиво предать и сподличать, а для кого-то просто быть знаменитым. Борис Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» пишет:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
DR (Дания): что делает человека уродливым или красивым? Вот три научных предположения
Из-за ассиметричного лица или неровной кожи окружающие могут считать вас менее привлекательными
Мама считает тебя очень красивой девушкой.
Подруги говорят, что ты выглядишь просто отлично. Твой парень тоже от тебя в восторге.
Да и сама ты, смотрясь в зеркало, видишь, что в целом все хорошо.
Но можно ли верить близким? И даже собственному суждению по результатам осмотра в зеркале?
Новое исследование свидетельствует, что некрасивые люди склонны переоценивать свою внешность. Они считают себя красивее, чем о них думают окружающие. Зато симпатичные люди более реалистично подходят к делу, оценивая собственную внешность. Они себя не переоценивают так, как некрасивые.
Это исследование породило кучу вопросов. Значит ли оно, что ты на самом деле уродлив, просто не способен распознать это?
На этот вопрос трудно ответить. Но наука может кое-что нам рассказать, чтобы мы стали немного мудрее.
И не забывайте, что большинство из нас совершенно обычные. Не слишком красивые и не слишком уродливые.
Мы — среднестатистические люди, и даже если у многих из нас набирается мало баллов по одному из нижеперечисленных пунктов, это еще не значит, что мы уродливы.
Ассиметричное лицо
Лицо симметрично, если его правая и левая части одинаковы.
Вы и сами можете проверить, симметрично ли оно, если поднесете зеркало к носу и посмотрите на себя в другое зеркало.
Если при этом вы окажетесь сами на себя не похожи — значит, лицо у вас не совсем симметричное.
У большинства из нас некоторые черты лица ассиметричны. Если у вас много ассиметричных черт или они очень заметные, вы рискуете оказаться менее привлекательным в чужих глазах.
«Исследование свидетельствует, что если взять фотографию и отфотошопить ее, сделав нос или уши немного кривыми, то на оригинальном снимке человек будет восприниматься более привлекательным», — говорит Мадс Мейер Йегер (Mads Meier Jæger). Он — профессор кафедры социологии Копенгагенского университета и занимается исследованиями красоты.
Почему люди предпочитают симметричные лица? Есть разные предположения.
«Считается, что симметрия отражает процессы экспрессии генов. Проще говоря, она сигнализирует о наличии у человека особых комбинаций генов, которые, например, связаны с лучшим здоровьем или большей мышечной массой, — говорит он. — То есть она отражает хорошее здоровье или другие полезные качества, которые можно передать потомству по наследству. А асимметрия, напротив, сигнализирует о плохих генах».
Мадс Мейер Йегер объясняет, что люди предпочитают симметрию вовсе не потому, что общество просто договорилось считать это красивым.
«Наш мозг так запрограммирован, ведь таким образом мы можем найти более здорового партнера с лучшими генами», — говорит он.
Черты лица, отличающиеся от среднестатистических
Иногда очень хочется думать, что выделяться толпы — хорошо. Но когда речь идет о внешности, это не так.
Здесь-то как раз лучше всего обладать чертами, как можно более типичными для среднестатистического представителя вашего народа.
«Нам не кажется красивым, когда у человека есть какие-то явные особенности. Например, большой нос, большое расстояние между глазами или оттопыренное ухо», — говорит Мадс Мейер Йегер.
Контекст
Красота — признак здоровых генов?
DN: чтобы добиться успеха в Москве, важно быть красивой
NoonPost: как историческое наследие формирует стандарты красоты
Он объясняет, что если сфотографировать тысячу человек с улицы Стрёгет в Копенгагене, можно определить типичные черты лица: например, величину ушей, ширину рта и расстояние между глазами.
«Если мы возьмем среднее значение после измерения всех этих лиц, мы получим лицо среднестатистическое. Люди, у которых больше всего „стандартных» черт, скорее всего, покажутся остальным красивыми. А те, кто выбивается из стандартов, весьма вероятно, будут восприниматься как менее красивые».
Но среднестатистические черты лица меняются в зависимости от места, где вы находитесь. Так что если вас не считают красавцем в Дании, может быть, вам стоит переехать куда-то еще.
Об этом говорит социолог Катерина Хаким (Catherine Hakim). Она написала книгу «Эротический капитал» (Erotic Capital) о привлекательности и внешнем виде.
«Если в вашей местной культуре распространены азиатские черты лица, то человек с африканскими, например, будет восприниматься как менее привлекательный, — объясняет она. — Просто черты лица африканца слишком уж новы для такой культуры, даже если в его родной культуре они считаются красивыми».
Неровная кожа
Если вы из тех, кто каждое утро и вечер очищает, скрабирует и увлажняет кожу, возможно, вы тратите время не зря.
Во всяком случае это сделает вашу кожу красивой и свежей. А то, как выглядит кожа, кое-что значит.
Дело в том, что ровная кожа кажется более привлекательной. Темные круги под глазами, сыпь или тусклый цвет лица — все это может ухудшить оценку внешности другого человека.
«Неважно, какой у вас цвет кожи — смуглый, белый или черный. Если кожа неровная и неоднородного цвета, это могут воспринимать как признак плохого здоровья. А это непривлекательно», — говорит Катерина Хаким.
Ученые также выяснили, что следы воздействия солнца и морщины расцениваются как признак старости. И их тоже могут посчитать следствием плохого здоровья.
В ходе исследования участникам эксперимента показывали сгенерированные на компьютере лица — совершенно одинаковые, за исключением кожи. Лица, на которых было меньше морщин, а кожа выглядела здоровой и свежей, испытуемые отмечали как более красивые.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Все комментарии
Владимир Лем
Джей Катлер
Жукомух
Кровавый Звездюк
Губернатор о.Борнео
Джей Катлер
Владимир Лем
Кровавый Звездюк
Жукомух
Джей Катлер
Джей Катлер
Жукомух
Джей Катлер
Жукомух
Джей Катлер
в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)
Популярное
The Telegraph: Британия совершила ошибку. Платить будут все
Болгары: у БелАЗа название русское, а сам самосвал японский (Факти)
NYT: Кремль готовит нападение на Украину?
Ipsos: россияне больше не верят ни в НАТО, ни в США
Страна: поддержал Украину, а она запретила его фильм. Судьба Валерия Гаркалина
NYT: Кремль готовит нападение на Украину?
Страна: поддержал Украину, а она запретила его фильм. Судьба Валерия Гаркалина
The Telegraph: Британия совершила ошибку. Платить будут все
Ipsos: россияне больше не верят ни в НАТО, ни в США
День: когда Таганрог был украинским
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
8 вещей, которые становятся проще, если ты некрасивый
Привлекательность — понятие субъективное. Но есть немало людей, которых большинство не считает красивыми, и это обидно. У таких людей специфическая внешность или, наоборот, типичная стереотипная.
Если ты не особо красив и не становишься центром притяжения для противоположного пола, не отчаивайся, ведь множество вещей в таком случае становятся простыми.
1. Быть одиноким
Людям с более-менее привлекательной внешностью приходится постоянно придумывать оправдания, почему они одиноки. Кто-то просто не хочет отношений, кому-то не везёт с противоположным полом, и он постоянно натыкается на неприятных людей, а кто-то наслаждается другими вещами.
Если ты некрасив, тебе не нужно объяснять, почему у тебя нет второй половины, ведь по умолчанию все всё прекрасно понимают. Никто не будет спрашивать «ну что, когда женишься?» или «уже пора бы заводить семью и детей, почему ты один?» и так далее.
2. Стареть
Многие красивые люди очень боятся старения, ведь оно редко когда делает человека привлекательным. Но для некрасивого человека старение — просто очередной этап жизни. Да, появятся морщины и складки, кожа обвиснет, но если ты некрасив, тебя это не сильно испортит. Более того, для некрасивого человека старение — это даже своеобразный шанс стать более привлекательным.
3. Оставаться незаметным
Красивые люди постоянно привлекают к себе внимание, и не могут просто взять и затеряться в толпе. Человек с непривлекательной внешностью может оставаться незаметным и легко соблюдать анонимность своей жизни. Это что-то вроде камуфляжа, который помогает не сталкиваться каждый раз с нарушением своей зоны комфорта.
4. Преуспевать в жизни
Разумеется, не все красивые парни и девушки глупые, но многие из них действительно безразлично относятся к своему образованию, считая, что их прокормит внешность. Совсем другой путь у непривлекательных людей. Просто взгляни на самых богатых людей мира и политиков, и поймёшь, что среди них мало не то что красивых, но даже обладающих средней внешностью.
Вместо того, чтобы заниматься самолюбованием, рассчитывать только на свою внешность, тратить время на развлечения, они развивают свои таланты, ведь другого пути у них нет. Благодаря стараниям, не отвлекаясь на другие вещи, они добиваются высот.
5. Быть верным
Люди по своей природе больше полигамны, чем моногамны, хотя в любви к одному партнёру много достоинств. Природа заложила в нас полигамию для того, чтобы разнообразить наш вид, сделать его как можно более многочисленным. Больше всего соблазнов у красивых людей, которые нередко сталкиваются с предложениями, подразумевающими измену своему партнёру.
Некрасивым людям с этим намного проще, ведь предложений не поступает, а значит, нет и соблазнов. Понимаем, так себе достоинство, но вот для партнёров некрасивых людей это определённо хорошо.
6. Найти партнёра, который полюбит тебя за твои качества
Многие люди делают свой выбор, основываясь только на внешности. Это вполне нормально, ведь эволюция заложила в нас тягу к более привлекательным людям, так как это говорит о том, что они здоровы и больше подходят для продолжения рода, даже если это не так.
Некрасивые люди не задаются вопросом «она любит меня как человека, или только за мою внешность», ведь всё и так понятно. А когда люди любят друг друга в первую очередь за личные качества, и уже потом за внешность, это позволяет создавать по-настоящему крепкие семьи.
7. Понимать истинную сущность людей
Красота искажает восприятие людей. Они становятся либо слишком дружелюбными, если человек их привлекает, либо наоборот, агрессивными, так как видят в нём своего соперника. Некрасивый же человек не вызывает таких эмоций, и их восприятие менее искажено. Это помогает лучше узнать людей без предвзятого отношения с их стороны.
8. Быть тем, кто успокаивает людей
Фраза «посмотри на меня, я всего добился сам», призванная успокоить провалившегося в чём-то человека, произнесённая красавчиком — это издевательство. Разумеется, тебя же все рады видеть в своём коллективе и с большей вероятностью продвинут на руководящие должности, просто потому, что партнёрам и конкурентам будет приятнее общаться с красивым представителем.
Уродливая правда: почему у красивых всегда больше возможностей?
Nastia Sevastianova
Все мы знаем, какое пристальное внимание уделяется в нашей культуре внешности. Значит ли это, что некрасивых людей всюду притесняют, и можно ли избавиться от социокультурных установок, формировавшихся веками? Преподаватель Принстонского университета Джони Таккар рассуждает на эту тему в статье, написанной для журнала Aeon.
У дискриминации множество форм и лиц, и большинство из них порождено несправедливостью: несоответствием между тем, что мы заслуживаем, и тем, что мы получаем. Конечно, очень сложно определить, кто чего заслуживает, но в современном мире нам кажется, что заслуга — это что-то, что достается нам собственными силами. Например, мы не можем контролировать цвет нашей кожи, поэтому относиться к плохо из-за цвета кожи — это притеснение. Такое отношение не обязательно будет эксплицитным: общество, в котором притесняют гомосексуалов, производит не такое угнетающее впечатление, как то общество, в котором сексуальные меньшинства вообще объявляются вне закона, — но оно все равно подавляет. Очень просто притеснять за сексуальность и расовую принадлежность, точно так же, как за пол и социальное положение. Но если притеснять — это относиться к людям не так, как они этого заслуживают, то есть еще одна разновидность притеснения, которая не так бросается в глаза: это притеснение некрасивых людей.
Мы не выбираем ни свои черты лица, ни цвет своей кожи, однако люди склонны дискриминировать друг друга именно из-за внешности. Как обнаружила Комила Шахани-Деннинг, психолог и профессор университета Хофстра, в своем исследовании в 2003 году, привлекательной внешности отдавали предпочтение в таких разных областях, как оценка студентов преподавателем, выбор кандидата на выборах или решение судьи. Привлекательность также играет не последнюю роль при выборе претендентов на рабочее место. Начиная с самого детства, с того момента, как малыш смотрит вверх на вас, а вы вниз на него, предпочтение безжалостно отдается красивому. Уродливых никто не любит.
Аристотель прямо говорит, что мы не можем быть счастливы, если наши дети не счастливы, и никто не может быть по-настоящему счастлив, если он некрасив
Кстати, у древних греков не было моральных метаний по этому поводу. Как отмечает швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт, красота не просто имела огромное значение для древних греков, они повсеместно и открыто выражали свое преклонение перед ее ценностью. В момент в «Илиаде» Гомера появляется простолюдин по имени Терсит, который оспаривает авторитет Агамемнона и которого молниеносно осаживает Одиссей, чье презрение к выскочке абсолютно бескомпромиссно: «Самый он был безобразный из всех, кто пришел к Илиону». Так, из дальнейшего описания мы узнаем, что для Гомера, по большей части, «безобразный приравнивается к «худшему»:
Муж безобразнейший, он меж Данаев пришел к Илиону:
Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади
Плечи на персях сходились; глава у него подымалась
Вверх острием и была лишь редким усеяна пухом.
Приравнивание «уродливого» к «наихудшему» — это не только особенность поэтики Гомера. Само греческое прилагательное καλός, обозначающее «красивый», также обозначает «благородный», в то время как άσχημος, то есть «уродливый», также обозначает «постыдный», «бесчестный». Если снова процитировать Буркхардта, то в Древней Греции «связь между красотой и душевным благородством была практически неоспорима».
Греки открыто восхищались красивыми людьми, увековечивали идеально сложенных атлетов в мраморе и приравнивали прекрасных юношей к полубогам. Но не стоит забывать, что общество, которое восхваляет красоту, в то же время умаляет все уродливое. Буркхардт приводит сказание об одной спартанской девочке, впоследствии жене царя Демарата, которая была настолько уродлива, что ее каждый день водили в храм Елены Прекрасной, чтобы она излечила ее недуг.
Наше общество боится уродства ничуть не меньше греческого, хотя сейчас больше доверяют хирургическому вмешательству, а не божественному. Родители все так же хотят, чтобы их дети были красивыми, приберегая липосакцию, имплантанты и ринопластику для более зрелых лет, но брекеты ставят как можно раньше. Ведь кривые зубы означают некрасивую улыбку, а некрасивая улыбка может слишком дорого обойтись в будущем. Конечно, взрослые скажут, что это для здоровья, а не для привлекательности, но ребенок, который вынужден носить брекеты, прекрасно понимает настоящую причину. Брекеты стали современной альтернативой китайскому бинтованию ног.
Греки не стали бы скрывать правду о брекетах. Аристотель прямо говорит, что мы не можем быть счастливы, если наши дети несчастливы, и никто не может быть по-настоящему счастлив, если он некрасив. Из этого логически следуют две вещи: что мы хотим видеть наших детей красивыми и что люди, не обладающие красотой, скорее будут несчастны. Мы и сейчас придерживаемся такого мнения, хотя и не до конца сознаемся себе в этом.
Почему всех так взволновала волна ожирения? Очевидно, что лишний вес опасен для здоровья, но давайте будем откровенны — и я надеюсь, я не шокирую вас сейчас низостью своей натуры, — но вся эта кампания по борьбе с жировыми отложениями держится не столько на обеспокоенности о здоровье тучных, сколько на отвращении. Когда мы — или же только я — встречаем неуемно располневшего, в нас зарождается чувство ужаса и даже злости на него. Кажется, что быть таким просто неправильно. Очень сложно признаться в подобном и не выглядеть безнравственным, поэтому я перейду к «Сумеркам богов» (1889 г.) Фридриха Ницше, который был свободен от подобных комплексов:
«Если поверять физиологией, то все безобразие ослабляет и огорчает человека. Оно напоминает ему о гибели, опасности, бессилии… Когда человек вообще подавлен, то он чует близость чего-то «безобразного». Его чувство могущества, его воля к власти, его мужество, его гордость — все это умаляется вместе с безобразным и возрастает вместе с прекрасным… Безобразное понимается как намек на вырождение и его симптом: что хоть самым отдаленным образом напоминает о вырождении, то вызывает в нас суждение «безобразно». Каждый признак истощения, тяжести, старости… прежде всего запах, цвет, форма разложения, — все это вызывает одинаковую реакцию, все это «безобразно». Ненависть рвется здесь наружу — кого ненавидит тут человек? Но в этом нет никакого сомнения: упадок своего типа».
Другими словами, Ницше бы сказал, что нам неприятно смотреть на страдающих ожирением, потому что они безобразны, — и оттого напоминают нам об упадке нашего рода. Ницше больше интересовала не нация в целом, а отдельные ее индивиды. В то время как красивые люди склоняют нас к обожествлению человеческой расы и примирению с собой, некрасивые иссушают наш дух и вгоняют в депрессию относительно будущего рода человеческого. Вам кажется, это уже слишком? Возможно. Но вспомните мультфильм «ВАЛЛ-И» (2008 год), в котором люди будущего больше похожи на раздутые свиные окорока с заплывшими подбородками, прикованные к инвалидным коляскам и неспособные встать без посторонней механической помощи. Неужели такой кошмар никак не влияет на восприятие ожирения?
Конечно, нам бы не хотелось, чтобы это было так. С одной стороны, в этом есть что-то протонацистское. С другой, это просто мелочно и злобно, а нам стыдно быть мелочными и злобными. Судить о книге по ее обложке довольно поверхностно. А быть поверхностным означает быть уродливым в другом, внутреннем плане.
Ницше связывает это изменение понятия красоты от внешней ко внутренней с революцией, совершенной неприглядными мыслителями прошлого: священниками и философами, к которым и относился сам Сократ. Он отрицал греческую связь между физической красотой как необходимой составляющей для счастья. Напротив, он считал, что ум принесет добродетель, а добродетель принесет счастье.
Как известно, Сократ был далеко не красавцем, однако ему удалось возвести мысль до такого уровня красоты, что прекрасные юноши безнадежно влюблялись в него, проклиная свое духовное уродство и умоляя его о внимании. У Ницше было этому циничное объяснение: «Благодаря диалектике чернь оказывается наверху». Сложно придумать лучший ответ обществу, в котором красота воспринимается как отражение благородства, чем просто переопределить само понятие красоты как качество, которое присуще только интеллектуалам и мыслителям.
Перестановка, совершенная Сократом, и впрямь помещает интеллектуалов (художников или священников) в привилегированное положение. По современным меркам это все равно кажется категоричным и оценочным. Мы хотим и дальше двигаться в революционном направлении. Мы хотим вообще отрицать чье-либо уродство. Либо мы все прекрасные внутри, либо физическая красота в целом слишком относительна, поэтому кто же может судить? В любом случае примечательно, насколько сложно заставить хоть кого-нибудь признать, что тот или иной человек уродлив. Спустя некоторое время наша внешность все же отражает принятые когда-то решения (как заметил Джордж Оруэлл: «К 50 годам вы имеете то лицо, которое заслужили», что делает отделение физической красоты от остального затруднительным. И все же.
Значит ли это, что в нашей культуре не так притесняют уродливых/некрасивых, как в Древней Греции? Правда в том, что мы не хотим показать себя ограниченными и жестокими, но это не значит, что мы не являемся таковыми. Чтобы прикрыть этот несимпатичный факт, мы притворяемся, что уродства просто не существует, таким образом создавая новый уровень угнетения. В некотором смысле ситуация для некрасивых складывается так же, как для чернокожих в так называемом пострасовом обществе: самой категории, из-за которой происходит подавление, будто бы не существует.
Для некрасивых ситуация складывается еще более печальным образом, потому что никто всерьез не воспринимает некрасивость как отдельную категорию для притеснений. Те беды, которые происходят на расовой почве, конечно, даже не могут сравниться с теми, которые были вызваны некрасивостью, но это не делает их менее реальными. Можно подумать о них с точки зрения возможностей и шансов, которые имеет каждый из нас при стремлении к мечте. Скажем, вы хотите стать космонавтом, акробатом или актером. Одного желания здесь недостаточно: многое зависит от ваших талантов и способностей.
Чем меньше у нас талантов, тем меньше наши шансы на успех, а привлекательная внешность, безусловно, считается одним из дарований. Она важна для карьерного роста, который, как показывают исследования, начинается еще в школе. И не нужно быть гением, чтобы заметить, что для любых человеческих взаимоотношений она также важна. У красивых всегда больше возможностей. Проблема выбора — это, конечно, тоже проблема, и у красивых она возникает гораздо чаще. Например, люди с привлекательной внешностью чаще совершают супружеские измены просто потому, что такая возможность у них постоянно имеется. Но все равно все бы мы хотели иметь больше шансов в различных жизненных лотереях, а у некрасивых людей, в конечном счете, их меньше.
Может, это не угнетение, а просто невезение? В конце концов, нет же никаких законов, которые бы отсылали некрасивых на задворки истории? Вы, конечно, можете расстраиваться или негодовать от того, что бегуны самые быстрые, а у акробатов лучше всех с равновесием, но это едва ли притеснение: в некоторых случаях награда достается действительно тем, кто этого заслуживает. При этом, чтобы быть хорошим веб-дизайнером, необязательно иметь привлекательную внешность, поэтому при приеме на работу этот фактор не должен учитываться. Такой закон, конечно, было бы сложно принять, и не только потому, что окончательное решение при приеме на работу не всегда логически объяснимо.
В реальной жизни есть множество профессий, где внешность сильно помогает. Не только очевидные киноиндустрия, модельный или ресторанный бизнес, но и сфера продаж, менеджмента и даже преподавания: пока клиенты, сотрудники или учащиеся остаются восприимчивы ко внешности, некрасивым людям будет сложнее расположить аудиторию к себе.
Те беды, которые происходят на расовой почве, конечно, даже не могут сравниться с теми, которые были вызваны некрасивостью, но это не делает их менее реальными
Это показывает, что притеснение некрасивых не опирается на законы или осознанные решения, а происходит на подсознательном уровне во время наших каждодневных взаимодействий. Некрасивые люди заслуживают того же, что и все остальные: чтобы к их словам прислушивались, их жесты замечали и прямо смотрели им в глаза. Но они получают не совсем это, и не по своей вине.
Как вы, наверное, уже слышали, жизнь вообще несправедлива. Едва ли многие дискредитируют некрасивых специально. Как бы досадно это ни звучало, но отношение древних греков просто передалось нам. Иногда мы все же замечаем, что внешняя красота не всегда означает внутреннюю, но наше первое впечатление всегда будет положительным: кажется, он неплохой парень. Нам уже нравится смотреть в его красивые глаза, слушать слова из красивого рта, хочется задержаться рядом подольше. Но для некоторых красивых людей, особенно женщин, такой магнетизм может работать в двух направлениях: внешность перетягивает на себя все внимание, и слова уже пролетают мимо. Тоже разновидность невезения.
Проблема в том, что мы сформировавшиеся существа с уже сложившимися установками. Воображать, будто мы можем полностью избавиться от нашего естественного наследства, что мы будем получать то, что нам причитается, или хотя бы быть теми, кем заслуживаем быть, — это иллюзия: иллюзия, которую греки, со своей идеей Рока и Судьбы, никогда не питали. Но наше воображение, как и черты нашего лица, не всегда нам подчиняются. Но это же не значит, что мы не стараемся сделать их лучше.