что значит неравнозначный перекресток фото
Нерегулируемый перекресток: как проезжать, когда главная поворачивает и когда ее не определить
Проезд нерегулируемых перекрестков кажется простым, пока дороги равнозначные или главная дорога пересекается со второстепенной под прямым углом без поворота. А вот столкнувшись с поворотом главной дороги на перекрестке, некоторые водители задумываются, кто и в каком случае должен уступить при проезде. Рассмотрим этот случай, а попутно вспомним еще один нюанс: как определяется приоритет движения при пересечении грунтовой и асфальтовой дорог и что делать, если тип покрытия вообще нельзя определить. Ведь на практике все эти случаи регламентируются всего двумя короткими пунктами ПДД.
Для начала одной строкой напомним забывчивым, что такое нерегулируемый перекресток. Пункт 13.3 ПДД поясняет, что перекресток считается нерегулируемым, если на нем нет светофора или регулировщика, либо светофор есть, но он выключен или работает в режиме мигающего желтого сигнала. Очередность проезда на таких перекрестках определяется правилами проезда нерегулируемых перекрестков и знаками приоритета, если они есть.
На нерегулируемых неравнозначных перекрестках, где главная дорога меняет направление, стоит помнить одно простое правило: водители сначала на главной, а затем на второстепенной дороге разъезжаются по правилам проезда равнозначного перекрестка – с учетом помехи справа. Это прямо указано в пункте 13.10 ПДД. То есть транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют приоритет и проезжают перекресток первыми – а действуют так, будто перекресток для них равнозначный, никаких знаков приоритета нет, и действует только правило помехи справа. После них перекресток могут проезжать автомобили на второстепенной дороге, действуя по тому же принципу.
Для лучшего понимания поясним сказанное на примере. Если смоделировать ситуацию, когда на перекрестке оказываются сразу четыре машины, движущиеся прямо, то вот какой будет очередность проезда.
А теперь перейдем ко второму случаю проезда неравнозначных перекрестков, который помнят не все. Для начала вспомним, можно ли определить на перекрестке главную дорогу, если на нем вдруг нет знаков приоритета. Правила напоминают, что можно: в определении главной дороги сказано, что дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой является главной, и даже наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с твердым покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. Таким образом, двигаясь по грунтовке, пересекающей асфальтовую дорогу, водитель обязан уступить всем, кто движется по асфальту.
Вышеуказанное правило несложное, но на практике встречаются случаи, когда определить тип покрытия своей и/или пересекаемой дороги невозможно – например, если они покрыты слоем снега или льда. На этот случай в ПДД тоже есть четкое указание. Пункт 13.13 в такой ситуации предписывает перестраховаться: если водитель не может определить наличие покрытия на дороге, а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге. То есть в таком случае нужно уступить дорогу машинам, приближающимся и справа, и слева, и даже спереди, если ваши траектории движения пересекаются.
Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.
Что считать перекрестком, а также его разновидности
Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.
Все перекрестки можно разделить на 2 группы:
Также существует деление по визуальному признаку:
Общие правила проезда
Чтобы Вам было легко понять, чем руководствоваться при проезде абсолютно любого перекрестка, представляю следующую схему:
Проезд регулируемого перекрестка
Проезд нерегулируемого перекрестка
Как разъезжаться с трамваем
А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?
Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:
Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий жест регулировщика), то трамвай всегда имеет преимущество.
Тонкости кругового движения на перекрестке
Собственно говоря, с 08.11.2017 года, после вступления в силу изменений никаких тонкостей не стало. А появилась вполне себе однозначная фраза: при въезде на перекресток, который обозначен знаком 4.3 водитель должен уступить дорогу тем, кто находится на круге.
Только позволю напомнить, что въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой из попутных полос, а выезжать только с крайней правой.
Лирическое отступление
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
Проезд нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог: определения в ПДД
Проезд нерегулируемых перекрёстков, независимо от их типа, считается одним из самых проблемных манёвров на дороге, поскольку может вызывать ряд сложностей у водителей. Чтобы избежать опасных ситуаций при передвижении через перекрёсток, специалисты советуют тщательно повторить правила ДД и освоить главные особенности езды на данном участке автодороги.
Проезд нерегулируемых перекрёстков по ПДД
В соответствии с ПДД все перекрёстки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. Первый обозначает, что на данном участке езда на дороге контролируется посредством светофора или регулировщика. Подобные перекрёстки не имеют ни главной, ни второстепенной дороги, и указатели приоритета здесь не действуют.
Если светофор отсутствует, либо функционирует в режиме жёлтого мигающего света, а также нет регулирующего инспектора, перекрёсток считается нерегулируемым. Проезд по такому участку должен базироваться на приоритетных знаках, установленных на линии трассы либо на анализе дорог, для которых организован перекрёсток (асфальтные или из грунта).
Важно! Независимо от типа перекрёстка не разрешается выезжать на него, если на проезжей части сформировалась пробка. Такие действия приведут к блокировке движения ТС, которые едут с правой и левой стороны.
Для неравнозначных дорог
Подъезжая к перекрёстку, который является нерегулируемым, прежде всего, автовладелец должен чётко осознавать:
Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно определить тип нерегулируемого перекрёстка: равнозначный или неравнозначный. Последним считается такой, в котором перекрещиваются главная дорога со второстепенной.
Распознать главную участники движения имеют возможность по следующим факторам:
Кроме этого, отличить неравнозначные дороги можно по наличию двух указателей:
Проезжать перекрёсток с неравнозначными дорогами необходимо, руководствуясь такими правилами:
Согласно пункту 13.9 ПДД, при проезде перекрёстка с неравнозначными участками водитель ТС, передвигающегося по второстепенной дороге, обязуется пропустить транспорт, который едет по главной, независимо от его дальнейшей схемы движения.
Видео: нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
Для равнозначных дорог
Как уже отмечалось, прежде, чем проезжать перекрёсток необходимо установить его тип.
Равнозначный можно узнать по следующим характеристикам:
Важно! Число линий передвижения и количество проезжих частей не оказывает влияние на тип перекрёстка.
Дополнительно, чтобы обозначить равнозначный перекрёсток устанавливают специальный указатель 1.6, представленный в виде белого треугольника с красной окантовкой по краям, в середине которого, буквой «Х», перекрещиваются две линии.
Чтобы освоить технологию проезда подобных участков дороги, специалисты советуют действовать согласно трём основным правилам — общим нормам проезда перекрёстков, по принципу «первое главнее второго, второе — главнее третьего». В том случае, если первый вариант не подходит, переходят ко второму.
Итак, на практике данные правила работают следующим образом (п. 13.1 ПДД РФ):
Знаете ли вы? Одно из рекордных по величине штрафное взыскание за превышение скоростного режима имело место в Финляндии, в 2004 году. Размер штрафа составил 170 тыс. евро и получил его финн Юсси Салоноя.
Что касается поворота в правую сторону, то во время такого манёвра транспорт не пересекается с другими ТС, а значит, может беспрепятственно продолжить дальнейшее передвижение. При езде прямо водитель должен действовать согласно правилу «правой руки» и уступить дорогу всем авто, находящимся с правой стороны. Если на равнозначном участке сложилась ситуация с проездом безрельсовых авто и трамваев, то в любом случае, преимущество в езде имеют последние. В отношении других действуют выше прописанные нормы.
Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Т-образного перекрёстка
Все выше описанные правила ДД касаются проезда ТС на традиционных перекрёстках, которые представляют собой пересечение двух дорог. Но, какими нормами руководствоваться при переезде Т-образного, многие начинающие водители не знают. Нужно отметить, что правила проезда на таких участках являются аналогичными тем, что и для обычного перекрёстка, но имеют некоторые особенности.
Безусловно, если автодорога располагает светофором или знаками приоритета, то движение по ней не вызывает особых сложностей у участников дорожного движения. Больше всего возникает сложностей при переезде равнозначного Т-образного перекрёстка, на котором отсутствует любая регулируемая или приоритетная разметка.
Рекомендуем для прочтения:
В подобном случае владельцам авто нужно руководствоваться следующими правилами (п. 13.11 и 13.12):
Что касается разворота на трёхполосном дорожном участке, то ПДД не накладывают в данном случае никаких ограничений.
Однако совершая манёвр, водитель должен:
Даже, несмотря на то, что закон разрешает осуществлять разворот на участках Т-образного типа, не всегда он может быть выполнен из-за строения и размера самого перекрёстка.
При переезде нерегулируемого перекрёстка всегда необходимо быть крайне осторожными. И даже если шофёр находится на главной дороге и, по закону, обладает приоритетом в проезде, не стоит забывать, что другие участники движения могут досконально не знать ПДД и попытаться осуществить манёвр первыми. При подъезде к такому участку автодороги нужно убедиться на все сто процентов, что другие ТС действительно уступают.
Как не растеряться на дороге, если встретился равнозначный перекресток
Пересечений равнозначных дорог достаточно много за городом, где принято использовать большую скорость. Поэтому важно знать, как проезжать через этот участок, кто должен уступать, а также особенности выполнения маневров на нем. Иначе нарушение правил приведет к аварии, последствия которой трудно предсказать. О том, чем отличается равнозначный перекресток, как на нем обгонять, разворачиваться, читайте в статье.
Как определить перекресток равнозначных дорог: знаки и особенности
Водитель должен хорошо представлять себе, как определить равнозначный перекресток, чтобы еще на подъезде быть готовым пересечь его строго по правилам. А они отличаются от условий следования через схождение главной и второстепенной дорог. Как понять, что пересекающиеся направления имеют равноценное значение:
Символ 1.6 представляет собой равносторонний треугольник с белым основным фоном и красной окантовкой. На нем черным цветом изображен крестик, похожий на литеру Х.
Перекресток равнозначных дорог может быть регулируемым. То есть на нем порядок движения определяется сигналами светофора или полицейского с жезлом. Особенности проезда здесь понятны. Но участок может быть и нерегулируемым. И чтобы проследовать через него, необходимо придерживаться определенных ПДД условий. А они отличаются от того, что требуется на регулируемом участке.
Равнозначный и неравнозначный в ПДД
Равнозначные и неравнозначные перекрестки в «Правилах…» разделены, хотя в документе отсутствуют разъяснения обоих терминов. Зато имеется понятие «главная дорога»:
Если она есть, пересекающее ее направление является второстепенным. А перекресток – неравнозначным. Отсутствие такого деления сходящихся путей меняет его статус на противоположный.
Среди основных терминов, использующихся в ПДД, есть также следующий:
Он имеет отношение и к неравнозначным пересечениям путей, и к тем, где сходятся дороги с одинаковым статусом. Но требование в обоих случаях выполняется по разным правилам.
В самом же определении перекрестка отсутствует разъяснение о том, какие они бывают. Но это не отменяют различий.
Правила проезда
О том, как следовать через пересечение путей, сказано в пункте 13 ПДД. Среди требований есть общие, которые нужно выполнять вне зависимости от его статуса. Но равнозначный перекресток правила проезда диктует особые, отличающиеся от существующих для схождения главной и второстепенной дорог.
Кто уступает
Главное, что интересует водителей, возможность скорее покинуть сложный участок. Если это равнозначный перекресток, кто уступает, следует смотреть в подпункте 13.11:
На данном участке преимущество перед автомобилями, автобусами, мотоциклами имеет трамвай. Его следует пропускать вне зависимости от того, с какой стороны приближается рельсовый транспорт.
Не снимается необходимость уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть, на которую поворачивает автомобиль. Она установлена подпунктом 13.1.
Если на участке стоит светофор, приоритет проезда определяется его сигналами. По ПДД равнозначный перекресток делает обязательными следующие правила:
Разворот
Как выполняется разворот на равнозначном перекрестке, сказано в подпункте 13.12 ПДД. Необходимо пропустить тех, кто едет по встречной полосе прямо или собирается свернуть направо. То же требование существует и при работающем на участке светофоре. Только разворачиваться можно лишь на зеленый сигнал. И в обоих случаях на участке не должно быть запрещающих маневр символов.
Обгон
Чтобы понять, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, нужно заглянуть в подпункт 11.4 ПДД. Маневр запрещен на этом участке, если:
Пересечение путей с одинаковым статусом отвечает либо обоим этим условиям, либо только одному из них. Это значит, маневр запрещен вне зависимости от того, есть на участке светофор или нет.
Допускается в обоих случаях только опережение. То есть двигаться ради того, чтобы обойти более медленный автомобиль, можно по полосе попутного направления, но не встречной.
Если равнозначный нерегулируемый
Равнозначный нерегулируемый перекресток – один из самых непростых участков на дороге. Но проблем можно избежать, придерживаясь следующих правил:
Пример ДТП на перекрестке равнозначных дорог
Равнозначный перекресток делает вероятными следующие ситуации, способные привести к аварии:
В таком ДТП при несоблюдении правил могут поучаствовать все автомобили. Избежать его можно, если каждый водитель сбросит скорость перед участком, оценит обстановку. А затем с помощью жестов им следует договориться, кто все же проедет первым.
А здесь подробнее о причинах, которые чаще всего приводят к ДТП на перекрестке.
Пересечения равнозначных дорог – достаточно проблемные участки, несмотря на то, что проезд регулируется несколькими правилами. Но в реальной ситуации иногда трудно сходу их применить. Чтобы иметь на это время, нужно подъезжать к перекрестку с адекватной скоростью. А также знать ПДД, уважать других участников движения.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о правилах проезда на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог:
Проезд нерегулируемых перекрестков
Последнее обновление: 09.10.2021
22 комментария
В предыдущих публикациях этой серии был рассмотрен алгоритм движения через перекресток, а также правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
Эту статью будем считать продолжением предыдущей, в которой описаны правила проезда нерегулируемых перекрестков.
Речь пойдет непосредственно о том, как проехать нерегулируемый перекресток в соответствии с ПДД.
Известно, что нерегулируемые перекрестки подразделяются на два вида: перекрестки, образованные неравнозначными дорогами, и перекрестки, получившиеся в результате пересечения равнозначных дорог.
Есть еще один подвид перекрестков — на которых организовано круговое движение. Им посвящена отдельная публикация. Далее в статье:
Проезд перекрестка неравнозначных дорог
Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, вам нужно точно знать, по какой дороге вы движетесь — по главной или второстепенной. Определиться в этом помогут знаки приоритета.
В статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков представлена методика определения главной и второстепенной дорог, в т.ч. если не видны (например, за листвой деревьев) знаки приоритета.
Как быть в случае, если часть знаков не просто не видна перед перекрестком, а отсутствует, ответ есть в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.
Проезд перекрестка по главной дороге
Предположим, что по вашему направлению перед перекрестком установлен знак 2.1 «Главная дорога», или вы с помощью представленной методики определили, что движетесь по главной дороге.
Главная дорога пролегает прямо, т.е. своего направления на перекрестке не изменяет. Трамвайных путей на перекрестке нет.
В соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрестков порядок определения очередности движения по отношению к другим участникам движения будет следующий:
Видите, что ваш перекресток образован неравнозначными дорогами, трамвайные пути отсутствуют. Остается «Приоритет главной дороги».
В этом случае пункт 13.9 ПДД наделяет вас правом на первоочередное движение по отношению к ТС, которые подъехали к перекрестку по второстепенной дороге, независимо от направления вашего дальнейшего движения.
Поскольку перекресток нерегулируемый, помните о требовании уступить пешеходам, переходящих дорогу на перекрестке, или намеревающихся перейти.
В этих обстоятельствах возможны два варианта: на перекрестке организован нерегулируемый пешеходный переход (есть знаки пешеходного перехода или «зебра»), и нерегулируемый перекресток может быть без пешеходного перехода.
Требование уступить пешеходам относится абсолютно ко всем нерегулируемым перекресткам, где есть пешеходный переход, при этом не важно, по какой дороге вы движетесь — по главной или второстепенной.
На нерегулируемом пешеходном переходе пункт 14.1 ПДД обязывает вас уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для перехода дороги.
При повороте направо или налево пункт 13.1 ПДД обязывает вас уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.
На перекрестке без пешеходного перехода пункт 4.3 ПДД разрешает пешеходам переходить проезжую часть дороги по линии тротуара или обочины, но только убедившись в отсутствии приближающегося транспорта.
Если вы на нерегулируемом перекрестке пересекаете путь пешехода, идущего по организованному пешеходному переходу, то учитывая требования этих трех пунктов, необходимо уступить ему дорогу независимо от направления своего маршрута на перекрестке.
Если на перекрестке нет организованного пешеходного перехода, то уступать пешеходам (и велосипедистам) Правила обяжут вас только в процессе поворота на этом перекрестке направо или налево.
Подробнее о пересечении пешеходных переходов на перекрестке — в одноименной статье Проезд пешеходных переходов на перекрестках.
Продолжаем обсуждать проезд нерегулируемого перекрестка по главной дороге.
После въезда на перекресток, ваши дальнейшие действия будут зависеть от направления вашего маршрута через этот перекресток.
Если вы едете через перекресток по главной дороге в направлении «прямо» или «направо», то беззаботно проезжаете его, при необходимости пропуская пешеходов, и следуете дальше.
Если вам необходимо повернуть на перекрестке налево или развернуться, то в соответствии с пунктом 13.12 ПДД необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся навстречу вам по равнозначной (главной) дороге в направлении «прямо» или «направо».
При повороте налево помните про пешеходов: на выезде с перекрестка, пункт 13.1 ПДД обязывает уступить им дорогу.
Главная дорога поворачивает, проезд по главной дороге
Известно, что из двух дорог перекрестка, статус главной будет носить та, по которой проходит основной поток движения автотранспортных средств, и данный трафик далеко не всегда «прямой».
На перекрестках, на которых направление главной дороги изменяется, вместе со знаками 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу» устанавливают знак 8.13 «Направление главной дороги».
Если главная дорога поворачивает на перекрестке, то порядок движения по ней остается таким же, как если бы она была «прямая»: ТС, которые едут по главной дороге, имеют преимущество перед теми, кто едет по второстепенной дороге.
Между собой порядок разъезда устанавливается пунктом 13.10 ПДД:
Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам (об этом — ниже по тексту).
Теперь, несколько слов о ситуации, когда у вас есть намерение выполнить поворот налево с главной дороги нерегулируемого перекрестка на второстепенную дорогу.
Когда вы едете по главной дороге и впереди нерегулируемый перекресток, на котором вам нужно повернуть налево, то прежде чем включить указатель левого поворота, убедитесь, что вас никто не обгоняет.
Обгон на нерегулируемом перекрестке по главной дороге не запрещается (если отсутствуют условия, запрещающие обгон, такие как наличие пешеходного перехода и «осевой» сплошной линии дорожной разметки).
Обгон также может быть совершен вопреки запрещающим этот маневр условиям, поэтому есть смысл убедиться в том, что опасность сзади отсутствует.
Необходимо вплоть до поворота «мониторить» ситуацию слева-сзади вашего авто, а непосредственно перед самим поворотом, целесообразно быстро повернуть голову налево-назад и проконтролировать взглядом мертвую (слепую) зону зеркал.
Если едущий сзади автомобиль уже пошел на обгон – нельзя ему препятствовать – лучше сбавьте скорость, пусть обгонит, после чего спокойно подготовитесь к выполнению поворота.
В статье Дтп при обгоне на перекрестке наглядно показано, что бывает, если проигнорировать данный совет.
Вариант безопасного поворота налево, когда обгоняющих сразу несколько машин, рассмотрен в статье Поворот налево и обгон на перекрестке.
На фотографии выше, главная дорога на перекрестке меняет свое направление направо. В этом случае, если продолжаете двигаться через перекресток по главной дороге, включение указателя правого поворота обязательно!
В случае, если намереваетесь съехать с главной дороги «прямо», включение левого «поворотника» не обязательно (ПДД этого не требуют), но целесообразно.
Подробнее о такой ситуации — в статье Съезд с главной дороги. При повороте по главной дороге на перекрестке налево, включение левого «поворотника» также обязательно.
Проезд перекрестка по второстепенной дороге
Как поступить, если перед перекрестком по вашему направлению оказался знак 2.4 «Уступите дорогу»? Ваша дорога пролегает «прямо», трамвайные пути на перекрестке отсутствуют.
Это означает, что перекресток образован неравнозначными дорогами без трамвайных путей, и вы подъехали по второстепенной дороге.
Из трех пунктов определения очередности движения, приведенных в начале статьи (приоритет главной дороги, приоритет трамвая, помеха справа), остается один: «приоритет главной дороги».
Знак 2.4 и пункт 13.9 ПДД обязывают вас уступить транспортным средствам, которые движутся по главной дороге. Ваши дальнейшие действия будут зависеть от направления вашего маршрута.
Если ваш путь через перекресток лежит «прямо», по второстепенной дороге, то останавливаетесь и пропускаете всех (уступаете им дорогу), кто едет по главной дороге как с левой, так и с правой стороны. Как только появится возможность — проезжаете перекресток.
Если вам с второстепенной дороги необходимо повернуть на этом перекрестке направо, то обратите внимание на тех участников движения, которые приближаются по главной дороге с левой стороны.
Среди них есть те, которые едут «прямо», т.е. мимо вас, и есть те, которым нужно повернуть направо, на вашу, второстепенную дорогу, т.е. не доезжая до вас. Пропускаете тех, которые едут по главной мимо вас, и въезжаете на перекресток, т.е. поворачиваете направо.
Если вам с второстепенной дороги нужно повернуть на этом перекрестке налево, то вполне возможно, что придется набраться терпения.
Сначала останавливаетесь и пропускаете всех (уступаете им дорогу), кто едет по главной дороге и слева, и справа от вас. Одновременно смотрите на встречные вам машины на второстепенной дороге.
При повороте налево или развороте пункт 13.12 ПДД обязывает уступить своим встречным, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».
Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Как безопасно выехать на главную дорогу.
На представленном ниже рисунке нерегулируемый т-образный перекресток. Обратите внимание — это тот случай, когда знаки приоритета закрыты листвой деревьев и увидеть их удается не сразу.
Если вместо знака 2.4 «Уступите дорогу» на вашем пути будет стоять знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то это также означает, что вы подъехали к перекрестку по второстепенной дороге.
Но в этом случае ПДД обязывают вас остановиться перед краем проезжей части или стоп-линией (при наличии), т.е. полностью прекратить движение, прежде чем проследуете через перекресток.
Знак 2.5 обычно устанавливают на закрытых перекрестках, которые плохо просматриваются. Поэтому целесообразно остановиться (этого требует знак), и оценить дорожную обстановку. И только после того, как убедитесь, что проезду ничто не угрожает, можно продолжить движение.
Когда поворачиваете с второстепенной дороги на главную, есть один важный технический момент. Он касается общей безопасности проезда перекрестка и вашего спокойствия во время маневра.
Это может случиться в процессе поворота с второстепенной дороги на перекрестке, в процессе поворота с прилегающей территории, в общем, в случае, если следом за вами движется кто-то еще.
Суть в следующем. Если вы остановились перед перекрестком, выполняя требование «уступить дорогу», то стойте на месте и не двигайтесь до тех пор, пока точно не решитесь выехать на пересечение.
Как и почему такое происходит в этих обстоятельствах во время поворота с второстепенной дороги, рассмотрено в статье Выезжая на главную, будь осторожен.
Главная дорога поворачивает, проезд с второстепенной дороги
Если вы подъезжаете к перекрестку по второстепенной дороге, и видите, что главная дорога на нем изменяет свой направление, то спешить не нужно.
Перед перекрестком будут установлены знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак (табличка) 8.13 «Направление главной дороги» со схематичным изображением перекрестка.
Помните, что преимущество в движении через перекресток у ТС, которые движутся по главной дороге.
Если по отношению к вам главная дорога поворачивает со встречного направления направо, то вам необходимо уступить автомобилистам, едущим только по главной дороге.
Некоторые автомобилисты на главной дороге не всегда включают указатели поворота, несмотря на то, что пункт 8.1 ПДД обязывает это делать.
Поэтому, пока автомобиль с выключенными поворотниками не выедет на перекресток, невозможно определить направление его дальнейшего движения: то ли он едет «прямо», то ли он поворачивает по главной дороге.
Выход в такой ситуации — стоять и ждать, пока не появится ясность, и с ней — возможность безопасного выезда на перекресток.
Если же по отношению к вам главная дорога поворачивает с левой стороны и «уходит» от вас как бы «прямо вдаль», то перед въездом на перекресток необходимо уступить автомобилистам, едущим с любого направления.
При данных обстоятельствах это самая «невыгодная» позиция. Придется ловить момент для проезда с учетом требования «не создавать помех» имеющим приоритет.
На фото, которое вы видите ниже, светофоры отключены, а это значит, что перекресток нерегулируемый, а главная дорога на этом перекрестке меняет направление направо.
В статье Если светофор на перекрестке не работает рассмотрена именно эта дорожная ситуация и разобраны ошибки участников ДТП.
Проезд перекрестков равнозначных дорог
Предположим, что с помощью той же методики (дана в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков) вы определили, что перед вами перекресток равнозначных дорог (покрытие перекрестных дорог однородное, знаки приоритета перед перекрестком отсутствуют) без трамвайных путей.
На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Поворот направо на равнозначном перекрестке самый простой — никому, кроме велосипедистов, едущих попутно по дороге, и кроме пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую вы поворачиваете, уступать не нужно.
Если ваш маршрут пролегает в прямом направлении, пункт 13.11 требует уступить транспортным средствам, которые приближаются справа.
Соответственно, выполняя поворот налево или разворот на равнозначном перекрестке, вы должны сначала уступить дорогу транспортному средству, которое приближается справа (пункт 13.11), затем встречным ТС, движущимся навстречу вам в направлении «прямо» или «направо» (пункт 13.12).
Выполняя разворот на равнозначном перекрестке, автомобиль опишет окружность, пересекая путь других машин, которые въезжают на этот перекресток с других его дорог.
В процессе разворота все эти другие машины (ТС) будут как бы в роли «помехи справа». Поэтому, на дуге разворота на равнозначном перекрестке необходимо им всем, по очереди, уступить дорогу.
Подробнее об этой ситуации — в статье Разворот на равнозначном перекрестке.
В следующей статье из этой серии будут рассмотрены особенности проезда т-образных перекрестков.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 09.10.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Еще по теме из раздела: Вождение
Самые читаемые разделы сайта
22 комментария
Поворот налево с второстепенной автодороги через двухполосную. Уступил ТС слева и въехал на свободную крайнюю к осевой разметке полосу. Бросил взгляд направо на отсутствие ТС, и в это время навстречу мне выехал с встречной второстепенной автодороги другой авто с намерением тоже повернуть налево. И мы столкнулись. Кто виноват? Пожалуйста, рассудите нас.
Если я правильно понял, то у вас, фактически, был обоюдный поворот налево на перекрестке, каждый в свою сторону. Но разъезд не получился, и машины столкнулись.
На мой взгляд, виноваты оба водителя. Оба поворачивали налево в равных условиях и правах. Но, возможно, были какие-то «нюансы», которые почти всегда есть в любом происшествии по обоюдной вине, и которые водители пытаются скрыть. Например, как один из вариантов, разговор по телефону в этот момент. Задача инспектора – собрать эти нюансы вместе, чтобы определить юридического виновника ДТП.
Всем доброго времени суток. У меня получилась следующая конфликтная ситуация. Выезжаю по второстепенной асфальтированной дороге на перекресток с главной дорогой. У меня стоит знак «уступи дорогу». На главной дороге с обоих сторон установлены знаки «главная дорога». Навстречу мне по второстепенной, но грунтовой дороге, к перекрестку подъезжает второй автомобиль. С его стороны так-же установлен знак «уступи дорогу». Ему нужно пересечь главную дорогу в прямом направлении, мне повернуть налево. Кто из нас должен проехать первым, ну естественно, пропустив автомобили, движущиеся по главной дороге?
Первым проезжает автомобиль, который следует по второстепенной дороге «прямо» через перекресток, вторым – ваш автомобиль, поворачивающий налево со встречной второстепенной дороги (пункт 13.12 ПДД).
Когда установлены знаки приоритета, дорожное покрытие роли не играет.
Разъясните ситуацию. Еду по главной дороге и съезжаю на второстепенную на Т-образном перекрёстке. Главная дорога имеет две полосы в одном направлении. Главная дорога меняет направление направо.
Я еду в правом ряду и в прямом направлении пересекаю перекрёсток. В левом ряду едет другая машина, но она показывает поворот на право и препятствует моему движению. Водитель ссылается на то, что он едет по главной, а я съезжаю с неё и должен ему уступить. Так ли это?
Нет, ваш оппонент вводит вас в заблуждение. Главная дорога всего лишь меняет свое направление на этом перекрестке направо, а непосредственно маневр «поворот направо» должен выполняться из крайнего правого положения, т.е. в вашем случае из правого ряда (пункт 8.6).
Повернув направо с левой полосы, ваш оппонент нарушил правила расположения ТС на проезжей части. Вам же с правой полосы разрешено движение и «прямо» и «направо».
На нерегулируемом неравозначном перекрёстке в центре разделительная полоса — газон. Ширина разделительной полосы на обоих дорогах — пять метров. Диаметр газона в центре — тоже. При повороте со второстепенной дороги налево ТС пропустил движущихся по главной в обоих направлениях и повернул налево. Можно ли считать манёвр поворота завершённым? Движется ли он теперь по главной дороге? Должен ли он пропускать ТС, движущиеся по второстепенной проезжей части?
Форма перекрестка неравнозначных дорог понятна. Если одна дорога имеет разделительную полосу (газон посередине), то пересечений будет два, если обе дороги имеют центральные газоны, то пересечений будет четыре.
Проблема состоит в том, что границы пересечений проезжих частей условны, и в реальности, когда на дороге не хватает соответствующих знаков, непонятно как их различать: либо это один такой большой перекресток, либо два (четыре) разных перекрестка.
Если коротко ответить на ваш вопрос в рамках ПДД, то повернув на перекрестке, вы оказались лишь в направлении главной дороги, и пункт 13.12 требует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо.
В этой ситуации возникает парадокс. Поскольку ваш автомобиль уже находится в направлении главной дороги, то вы своей остановкой вынуждены тормозить движение машин, догоняющих вас по главной дороге, а ведь у них преимущество в движении! Но они будут вынуждены остановиться, и ждать, пока не освободится проезд.
Поэтому на перекрестках этого типа, выезжая с второстепенной дороги, нужно как бы «забыть» о существовании пункта 13.12, а просто уступать дорогу тем, кто подъехал слева в направлении главной дороги. ДТП случаются по причине того, что не уступают. Вам, в свою очередь, поворачивая налево, нужно быть внимательным, и проезжать только когда убедитесь, что вам действительно уступают дорогу.
Вопрос безопасности проезда подобных участков дорог решается очень просто, но это уже тема отдельной статьи. В статье Противоречивый перекресток проезд перекрестка подобного типа подробно рассмотрен.
Вы же сами сказали что границы пересечений условны и повернув на перекрестке я оказался в направлении главной дороги. А автомобиль справа находится в направлении второстепенной, о чем и говорит ему знак 2.4.
А если представить что я обязан ему уступить, а за ним собралась уже целая колонна, то ехавшие по главной тоже обязаны стоять и ждать пока проедут все с второстепенной? Это же нонсенс!
И еще. Разве он не обязан дать мне завершить маневр, хотя бы потому, что я уже нахожусь на перекрестке, а он на него еще не выехал?
Обязанность дать оппоненту завершить маневр касается только проезда регулируемых перекрестков (пункт 13.8). К нерегулируемым перекресткам это не относится. Но, вот, требование пункта 13.2 (затор) касается любых перекрестков.
Ваше замечание справедливо, и ваш вариант расстановки приоритетов – самый рациональный из всех, которые применяются на таких перекрестках, но этот вариант входит в противоречие с пунктом 13.12 ПДД (может показаться странным, но это так). В одной из следующих статей рассмотрим на рисунках эти противоречия и вариант компромиссного разъезда.
Когда вы повернули из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» налево и въехали в пространство на перекрестке между газонами (в направлении главной дороги), вы с которой дороги заехали на перекресток? – с второстепенной. В такой же ситуации находится водитель, выезжающий симметрично по отношению к вам (с встречной второстепенной, расположенной через газон).
Учитывая, что это один перекресток с двумя пересечениями, а не два разных перекрестка, то действует пункт 13.12 ПДД, следование которому и вызывает ситуативное противоречие, о котором вы упомянули. Если бы перед вторым пересечением был установлен знак 2.1 «Главная дорога», тогда, находясь между газонами, вы были бы твердо уверены, что находитесь на главной дороге.
Проблема разъезда с второстепенных дорог на этом перекрестке заключается в том, что одни водители (с встречной второстепенной, расположенной через газон) слепо используют приоритет, который дает пункт 13.12, а другие (которые с второстепенной поворачивают налево) считают, что приоритет после поворота уже! на их стороне, и оба друг друга не понимают. В итоге они не разъезжаются.
Можно долго спорить, на чьей стороне преимущество и кто проедет первым, но пока не будут установлены дополнительные знаки приоритета (на газонах перед пересечениями) на таких перекрестках, машины будут продолжать биться.
Есть вариант безопасного или компромиссного проезда перекрестков такого типа, но нужно быть готовым где-то проявить солидарность, или, в зависимости от ситуации, уступить свой приоритет. В статье Противоречивый перекресток этот вариант рассмотрен подробно.
Спасибо за ответ, но позвольте с вами не согласиться. Во первых на этом перекрестке не 2, а 4 пересечения, потому что и главную и второстепенную разделяет газон, еще и клумба в центре. Пункт 13.12 ПДД говорит про равнозначные дороги. В данном случае выезжая со второстепенной, я проезжаю одно пересечение, а на втором я поворачиваю налево и оказываюсь в направлении главной дороги. Я уже двигаюсь по другой дороге, по главной. Я поменял направление. Где ж тут равнозначные дороги?
Если и это не дает мне право первоочередного проезда, тогда возникает другой вопрос. А если я двигаюсь к перекрестку слева «по главной» и совершаю на нем разворот в обратную сторону, значит автомобиль перед знаком 2.4 обязан мне уступить? Из этого выходит что водитель данного автомобиля должен контролировать кто откуда выехал? А если там интенсивное движение? А если два одинаковых автомобиля?
Очень интересует ваше мнение. Мнение юриста. Ведь в случае ДТП инспектор в первую очередь смотрит на то, кто где находился, а не на то, кто откуда заехал на перекресток.
И еще. Извините за назойливость. Вы же не будете отрицать что при выключенном светофоре, перекресток считается нерегулируемым? А по ПДД обгон на таких перекрестках разрешен. Естественно для тех, кто на главной, что дает им право первоочередного проезда. Но вы утверждаете что.
«В этой ситуации возникает парадокс. Поскольку ваш автомобиль уже находится в направлении главной дороги, то вы своей остановкой вынуждены тормозить движение машин, догоняющих вас по главной дороге, а ведь у них преимущество в движении! Но они будут вынуждены остановиться, и ждать, пока не освободится проезд.»
Какой тут парадокс? Мой автомобиль уже находиться четырьмя колесами «в направлении главной дороги»! Почему это я должен уступать второстепенной, тем самым создавая помехи основным? Я завершу маневр и всё! По главной мчатся, второстепенные ждут.
Проще говоря, если я пересекаю нерегулируемый перекресток по главной, которая не меняет направление, то с какой стати я должен уступать кому то, кто оказался там откуда бы ни было?Я долго копался в инете, но так и не нашел похожий перекресток. Это только доказывает что Норильск-уникальный город!
Вы правильно пишите о солидарности и компромиссах на дороге. Я бы еще добавил уважение. Но в билетах по ПДД нет такого раздела.
Очень хочу услышать ответ от компетентного лица. А то, может я 37 лет не правильно нерегулируемые перекрестки проезжаю? С уважением.
Мы с вами рассуждаем об одном и том же, более того, я полностью согласен с вашей расстановкой приоритеов. Это рациональный подход, несмотря на то, что юридически он никаким правилом не подтвержден. И я не спорю с вами. По сути, вопрос лишь в том, кто обязан уступить дорогу и кого признают виновным в случае ДТП. Но именно в этих вопросах все неоднозначно.
Вы совершенно верно заметили, что на данном! перекрестке (когда газон широкий, хотя «широкий» — не юридический термин) выезжающий из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» не должен отслеживать, какой транспорт и с которой дороги заехал на перекресток: перед ним знак – уступи дорогу, значит, обязан в любом случае уступить. Но, поверьте, этому правилу следуют далеко не все, и причина тому – пункт 13.12, он в головах у людей сидит!
Газоны бывают широкие, как на вашем перекрестке, про них еще говорят, что они имеют прямой срез, и узкие, шириной меньше длины автомобиля. В вашем конкретном случае все понятно – широкий газон, траектория поворота налево проходит по длинной дуге, есть знак 2.4 – требуется просто без рассуждений уступить, и все! Не нужно отслеживать с какой дороги автомобиль заехал на перекресток.
А там, где газончики узкие, этот газон выполняет роль разделительной линии, как на простом перекрестке, естественно, водители отслеживают, кто откуда заехал на перекресток, и руководствуются п.13.12. Это входит в привычку и «на широких газонах» воспроизводится то же самое.
Этот спорный момент в Правилах не отражен, и какая должна быть ширина газона в метрах, чтобы этот участок между газонами можно было считать «главной дорогой»? А вот установка доп.знаков на перекрестках этого типа вполне могла бы решить вопрос с безопасностью.
Это беда всех подобных перекрестков, независимо от ширины газона (дело не в том, кто прав, а кто не прав, а в том, что водители не понимают друг друга и машины бьются), и чем газон посередине шире, тем вероятность ДТП выше. По этой причине я считаю важным не тот факт, на чьей стороне юридическое преимущество, а способ, как избежать ДТП на этом участке дороги.
Юрист смотрит на то, как ситуацию обосновать со стороны закона. Ширина газона юридически не делает участок дороги в разрыве газона (или газонов) на перекрестке «главной дорогой». Это перекресток. И этот «кусок» принадлежит и главной дороге, и второстепенной. Тем более что понятие «дорога» в Правилах есть, а понятие «пересечение» — отсутствует. Выражение «расположение в направлении главной дороги» было бы уместно, если бы присутствовал соответствующий знак 8.13 «Направление главной дороги».
Отсюда, подход юриста (я таковым не являюсь) к данной ситуации будет зависеть от разных причин. Юристу нужно обосновать каким-то пунктом закона, т.е. указать на пункт Правил, который был нарушен. И если есть возможность толковать двояко, то который из вариантов выберут? Наверное, тот, который удобен.
На разборах чаще всего мнение инспекторов под сомнение не ставится. На кого укажут – виновен, тот и будет оправдываться. Поэтому, вопрос, кто прав, а кто не прав, предлагаю оставить для жаждущих. А вместо этого – понять внештатность данной ситуации, и научиться делать прогноз, чтобы не попасть в ДТП.
Касаемо обгона. Обгон разрешен при отсутствии условий, запрещающих выезд на встречную полосу, а также следует иметь в виду, если в этой зоне имеется пешеходный переход, то на нем обгон запрещен.
Есть неписаное правило: перед тем, как воспользоваться приоритетом, сначала нужно убедиться, что вам уступают дорогу.
Подъезжаю к т-образному (правильней Y-образный, а знак для крестообразного, почему-то) перекрестку, поворотник, поворачивать на право, тут знаки 2.4-Уступите дорогу и 8.13-Направление главной дороги. 8.13 показывает мою и направо — главная. Значит, уступить только тем кто справа? Не уступил тому, кто слева налево поворачивал, заругались) у него помеха справа получается? В интернете не нашел картинок 2.4 и 8.13 главная.
Причина разногласий – несоответствующий реальной обстановке знак 8.13 «Направление главной дороги», но если бы произошло столкновение, то виновным признали бы ваш автомобиль. 8.13 – это знак дополнительной информации, а знак 2.4 «Уступите дорогу» — знак приоритета, обязывающий уступить дорогу.
Знак 2.4 не может быть установлен на главной дороге, а поскольку перекресток «трехлучевой», то единственная второстепенная дорога – та, по которой ехал ваш автомобиль. Следовательно, вам было необходимо уступить едущим по второй дороге с обоих направлений.
Здравствуйте. Нерегулируемый перекрёсток без знаков. На одной дороге асфальтовое покрытие, на другой тоже покрытие, но щебёночное. У кого преимущество?
Это перекресток неравнозначных дорог. Асфальтированная дорога (твердое покрытие) является главной по отношению к щебеночной дороге (щебенистый грунт). Соответственно, преимущество будет у автомобиля, движущегося по асфальтированной дороге.
Не могу однозначно решить задачу: нерегулируемый перекресток, дороги с одинаковым покрытием. 3-х полосная примыкает к 2-х полосной, знаков нет. Какую из дорог считать главной?
Покрытие дорог одинаковое, знаки приоритета отсутствуют — все признаки равнозначного перекрестка.
Здравствуйте! Дорога минимальной значимости примыкает к дороге местного значения Y образным образом, покрытие асфальт у одной и другой. Знака преимущества нет. Проезжая место примыкания 2 метра произошло столкновения двух авто движущихся навстречу друг другу (с минимальной значимости проехал дальше). Кто виноват?
Непонятно, что значит «дорога минимальной значимости»? Отсутствие знаков приоритета при одинаковом дорожном покрытии означает, что это перекресток равнозначных дорог.
Далее, целесообразно ставить вопрос: как проехать такой перекресток, чтобы избежать ДТП. А кто виновен в сложившейся ситуации, словесного описания недостаточно, нужно смотреть по месту происшествия.
При повороте налево на крестообразном перекрестке неравнозначных дорог (нахожусь на второстепенной), само собой пропускаю автомобили, едущие по главной дороге и встречный автомобиль (также находится на второстепенной), при его повороте направо или движении прямо. Верно?
Совершенно верно. Этого требует пункт 13.12 ПДД.