что значит обучающая больница
Порядок повышения квалификации медиков за счёт средств НСЗ в 2021 году
Преподаватель в «ЦОКО№1», кмн со стажем более 20 лет
Пока что правила обучения медицинских работников за счёт средств нормированного страхового запаса (НСЗ) регулирует приказ № 575 от 04.08.2016 года. Однако Минздрав уже подготовил новое распоряжение, которое изменит порядок. Разберёмся, как получить нормированный страховой запас и что для этого нужно сделать.
Новые правила повышения квалификации медиков за счёт средств НСЗ
В целом новый проект Минздрава, который скорее всего уже вступит в силу в 2021 году, конкретизирует условия предоставления средств нормированного страхового запаса. Регулятор уточнил, как выбирать образовательную программу, где смотреть список доступных курсов в рамках дистанционного и симуляционного образования, а также прописал правила прохождения стажировки.
Фрагмент приказа Минздрава о порядке финансирования обучения за счёт средств НСЗ
Новый приказ также устанавливает, что главное условие для получения средств НСЗ ТФОМ — действующий в этом году договор на оказание и оплату медицинской помощи ОМС. При этом система аккредитации предусматривает два варианта обучения — не менее 150 часов за 5 лет или до 30 часов ежегодно. Помимо всего прочего в приказе отражены и требования к выбору курсов или дальнейшего обучения.
Алгоритм получения нормированного страхового запаса ТФОМС в 2021 году
1 этап. Сформируйте заявку на повышение квалификации за счёт средств ТФОМС. Для этого запросите у работника информацию о том, какое обучение он хочет пройти. Например, он может его выбрать на портале НМО. Главное, чтобы программа соответствовала критериям оплаты по ОМС, а у учебного центра была действующая лицензия.
2 этап. Определите потребность в обучении. В целом опирайтесь на ч. 1 ст. 196 ТК РФ.
3 этап. Подготовьте соглашение с ТФОМС в двух экземплярах по форме, которая утверждена приказом Минздрава № 354н от 06.06.2016 года. Подкрепите его договором на обучение и заявлением работника. Если в территориальном органе выявят ошибки в документах, их вернут на доработку.
Фрагмент приказа Минздрава № 354н
4 этап. Составьте заявку на оплату обучения. Возьмите типовую форму в постановлении Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года. Особое внимание уделяйте содержанию графы «Обоснование стоимости повышения квалификации». В ней вы можете написать, что выбранная программа отражает специфику работы врача, привести цифры и сравнить стоимость курсов в разных регионах.
Фрагмент формы для оформления заявки на обучение за счёт средств НСЗ
5 этап. Оформите расход средств НСЗ. Для этого впишите специальные коды:
Средства для оплаты обучения за счёт НСЗ должны поступить в соответствии с утверждённым графиком обеспечения образовательных мероприятий медицинских работников. Тратить их ни на какие другие цели нельзя.
Как должны обучать пациентов-школьников?
Минздрав и Минпросвещения приняли Рекомендации по организации обучения школьников, которые нуждаются в длительном лечении. В документе указано, кто и как должен учить маленьких пациентов, и разъясняются права детей и их родителей
Кто должен обучать маленьких пациентов?
1. Стационары первого уровня оказывают пациентам конкретного муниципального образования первичную медико-санитарную, паллиативную, скорую медицинскую помощь и специализированную помощь, обычно педиатрического и хирургического профилей. Чаще дети находятся в них менее трех недель. Количество школьников, которым нужно более длительное лечение, составляет от 1 до 10 одновременно. В таком случае целесообразно обучение ребенка школой по месту жительства.
2. В стационарах второго уровня, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований, одновременно могут проходить длительное лечение от 30 до 100 детей; в стационарах третьего уровня, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, – от 30 до 250 детей и больше.
В стационарах второго и третьего уровней обучение может быть организовано по нескольким моделям. Они указаны в Рекомендациях, а подробнее рассказала о них адвокат Анна Мамонова. Обучением пациентов может заниматься:
По словам адвоката, разновидности образовательных организаций в Рекомендациях определены недостаточно четко. Например, в Письме Минобрнауки от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях» они указаны в более доступной форме. Согласно этому документу, получать общее образование дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут: 1) в образовательной организации по месту жительства ребенка, в которую он зачислен, в том числе с использованием дистанционных технологий; 2) в образовательном подразделении медорганизации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление; 3) в подразделении образовательной организации, расположенном в помещении медорганизации; 4) в близлежащей образовательной организации – в этом случае детей обучают приходящие по расписанию педагоги.
Согласно Рекомендациям, если на территории муниципального образования работают несколько стационаров одного или разных уровней, целесообразно обучать детей в одной школе для учеников, нуждающихся в длительном лечении.
Обучение ребенка, находящегося на лечении в стационаре менее 21 дня, осуществляется школой, учеником которой он является. Но если краткосрочное пребывание школьника в стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении, то он может обучаться так же, как и дети, находящиеся в больнице более трех недель.
Адвокат Елена Цыпина обратила внимание на то, что для ребенка обучение сотрудниками школы, которую он посещал, скорее будет более комфортным. Но при этом в Рекомендациях за пациентом и его родителями сохраняется право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность. И можно считать, что такое право есть и у детей, находящихся на кратковременном лечении.
Как наладить процесс обучения во время непродолжительного лечения в больнице?
Совместно с родителями должны определяться документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):
Анна Мамонова предупредила: «Как следует из Рекомендаций, школа по месту жительства ребенка обязана принимать все необходимые меры для реализации образовательных программ. То есть организация учебного процесса в случае кратковременного лечения в стационаре или лечения на дому является обязанностью школы. Однако родителям следует быть готовыми к взаимодействию с педагогами, в том числе обеспечить передачу ребенку необходимых учебных материалов, домашних заданий и т.п.».
Елена Цыпина добавила, что если ребенок может учиться только в домашних условиях, то родители должны получить заключение медорганизации о необходимости обучения ребенка на дому и подать заявление в образовательное учреждение. Если же ребенок лечится в больнице, то родителям нужно будет выбрать вид образовательного процесса путем подачи заявления в администрацию лечебного учреждения.
Как проходит урок в больнице?
При организации процесса обучения в больнице чаще используется классно-урочная система. Однако схема «один возраст – один класс – одна программа обучения – один год» в условиях лечения изменяется, и допускается обучение детей в разновозрастных группах.
Вместе с тем санитарные правила нередко не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, и потому для них не может быть организован единый школьный сектор. Занятия могут проходить в больничных палатах и боксах.
При некоторых заболеваниях во избежание передачи инфекции педагоги используют материалы не на бумажных, а на электронных носителях – планшетах или ноутбуках, которые до и после занятий обрабатываются дезинфицирующими средствами.
Обучение школьников в больницах, как и на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей обучение ребенка, и согласовываются с лечащим врачом и родителями. При прохождении обучения по индивидуальному планому расписание занятий и объем учебной нагрузки могут изменяться образовательной организацией с учетом текущего состояния здоровья ребенка и назначенного ему лечения.
Могут ли вместе с пациентами обучаться их братья и сестры?
В Рекомендациях предусмотрены ситуации, когда из-за длительного ухода за ребенком в больнице семья находится далеко от дома, и никто из детей не может посещать школу. Ответственным за организацию образовательного процесса пациентов-школьников в таких случаях рекомендуется после согласования с лечащим врачом найти возможность для обучения вместе с больными детьми их братьев и сестер.
Анна Мамонова пояснила, что «хотя Рекомендации не являются обязательными для исполнения, они представляют собой правовую позицию руководства Минпросвещения и Минздрава. Это означает, что, например, в случае отказа обеспечить права ребенка на получение образования родители должны направить жалобу в вышестоящие органы, и она с высокой долей вероятности будет удовлетворена. Однако нужно учитывать, что совместное обучение больных детей и их здоровых сиблингов не представляется возможным, когда ребенок болен инфекционным или другим опасным заболеванием и существует угроза здоровью второго ребенка».
Какие права пациентов-школьников и их родителей предусмотрены в законах?
Ребенок и его родители вправе выбрать образовательную организацию, педагоги которой будут обучать школьника во время лечения.
«Если право на такой выбор ограничивают, то необходимо обращаться к руководству образовательного учреждения с заявлением, в котором следует описать ситуацию и аргументированно изложить свою позицию», – пояснила Елена Цыпина. Анна Мамонова добавила, что, если организация учебного процесса не соответствует предъявляемым требованиям, родители могут обратиться с жалобой в региональные органы исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения и в органы прокуратуры.
Согласно Рекомендациям до начала обучения родителям пациента должны предложить подписать согласие:
Работники образовательных и медицинских организаций должны уважительно относиться к позиции ребенка и его родителей при отказе передавать кому-либо информацию о заболевании. Сведения о здоровье ребенка могут передаваться посторонним только по письменному согласию пациента или его родителей, если ему еще не исполнилось 15 лет, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
Елена Цыпина привела примеры таких случаев: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается при оказании медпомощи несовершеннолетнему для информирования его родителей; в целях проведения обследования и лечения пациента, который из-за своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; при расследовании несчастного случая в школе, во время соревнований или занятий спортом в секции; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора; при обмене информацией медорганизациями в целях оказания помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных; в целях осуществления контроля в системе обязательного социального страхования, а также контроля качества и безопасности медицинской деятельности и т.д. 6 ».
Анна Мамонова напомнила, что права и обязанности родителей прописаны в ст. 63 и 64 Семейного кодекса: «Родители обязаны воспитывать своих детей и обеспечить получение ими общего образования. При этом им дается право выбора образовательной организации и формы обучения с учетом мнения детей. Также родители обязаны защищать интересы ребенка. Если он жалуется на условия пребывания в стационаре или на отношение медицинского или педагогического персонала, они не вправе игнорировать такие жалобы и должны удостовериться, что все в порядке».
Как организовать обучение после выписки из больницы?
Елена Цыпина рассказала, что в случае возникновения серьезных проблем со здоровьем учебное учреждение должно направить ребенка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, которая определит вид коррекционного образовательного учреждения, где и в дальнейшем он может проходить обучение.
Обучение школьника после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. При электронном обучении школам рекомендовано назначить тьютора для сопровождения ребенка в очной форме.
Как будет проходить аттестация?
Основанием для прохождения государственной итоговой аттестации на дому или в больнице являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Рекомендации Минздрава и Минпросвещения должны обязательно исполняться?
Анна Мамонова объяснила, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, а потому не могут считаться обязательными к применению. «Они представляют собой скорее “дорожную карту” по разрешению крайне актуальной проблемы обучения детей, находящихся на длительном лечении. Это подтверждает тот факт, что в документе указано на необходимость разработки и принятия нормативных актов на региональном уровне и говорится об отсутствии законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности, учитывающих специфику обучения детей в условиях стационаров. Все эти вопросы требуют надлежащего правового регулирования», – отметила адвокат.
Вместе с тем Анна Мамонова обратила внимание родителей на то, что право на образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ. Любое его необоснованное ограничение, в том числе в связи с состоянием здоровья, является грубейшим нарушением. «Поэтому в случае возникновения проблем не теряйте уверенности в себе и самообладания и незамедлительно обращайтесь за защитой своих прав и прав ребенка», – посоветовала адвокат. Елена Цыпина в заключение пояснила, что обращаться можно в региональный орган исполнительной власти в сфере образования, в прокуратуру и суд – выбор будет зависеть от ситуации.
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2 Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 14 и 17 октября 2019 г.).
3 Часть 5 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).
5 Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
6 Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
7 Часть 6 ст. 34 и ч. 4, 8, 9 ст. 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8 Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
9 Письмо Минздрава России от 14 сентября 2016 г. № 15-3/10/2-5810.
10 Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дворец в красной зоне
Андрей Сергеевич! Не холодно пациентам во дворце? Все-таки температура в здании, где катаются на коньках, наверное, предусматривалась, чтобы лед не таял?
Андрей Шкода: Специальная климатическая система поддерживает температуру на уровне плюс 24-26 градусов. Больные в пижамах, никто не жалуется. И вообще все сделано, чтобы они чувствовали себя здесь комфортно. Чтобы не смущало слово временный, расскажу, как выглядит наш госпиталь. Рассчитан на 1347 коек, к каждой подведен кислород. Как и любой стационар, он начинается с приемного отделения. Госпиталь цифровой. На поступающего пациента сразу заводится электронная история болезни, которую персонал подключает к его электронной медкарте. Это дает врачам возможность сразу узнать, сделана ли больному компьютерная томография, и ознакомиться с ее результатами. Если не сделана, ее сделают здесь же в госпитале. Снимут в приемном отделении и ЭКГ, возьмут анализ крови, все результаты поступают в электронную историю болезни. Технологии помогают не терять ни минуты.
Лечащий врач у каждого пациента в цифровом госпитале тоже есть? Возможность вызвать медсестру?
Можно ли сказать, что временный госпиталь в Крылатском устроен проще, чем, скажем, ваша 67-я больница?
Где вы набрали сразу такое количество персонала для обслуживания временного госпиталя?
Андрей Шкода: Госпиталь был подготовлен весной, когда в городе росла заболеваемость, но в начале лета уровень пошел на спад и госпиталь был законсервирован. С наступлением осени уровень заболеваемости начал расти, и 5 октября наш временный госпиталь начал прием пациентов. Открывали его поэтапно: сначала 356 коек, отделения интенсивной терапии, приемное и диагностическое отделения. Затем по очереди еще 449 и 500 палатных коек. Также поэтапно набрали и обучили персонал. Мы в абсолютно спокойном режиме лечим коронавирусных больных, продолжая оказывать плановую и экстренную помощь нековидным пациентам, поступающим в 67-ю больницу. Клиника уже выполнила на 67% процентов годовой план по высокотехнологичной помощи по сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии и другим направлениям. До конца года плановые показатели выполним на сто процентов.
Есть разница между коронавирусными больными, которые поступали весной и поступают сейчас?
У молодого человека, катавшегося на скейте без маски, я недавно спросила: почему вы так невнимательно относитесь к рекомендациям врачей? На что услышала: «Мы, молодые, не умрем. » Что бы вы ему сказали?
Андрей Шкода: Я разочарую его. Поступают к нам в тяжелом состоянии и молодые и, случается, умирают. Вирус паспорта не спрашивает. Больно бьет по всем органам человека. Мы научились его лечить. Но если пациент занимается самолечением, потом приходится в буквальном смысле бороться за жизнь, независимо от возраста. Крайне запущенных больных у нас не меньше десятка.
Больные на своих ногах к вам не приходят?
Андрей Шкода: Нет. Их доставляют на «скорой». Хочу выразить благодарность работающим там ребятам. На них легла огромная нагрузка: они доставляют каждый день заболевших в КТ-центры, везут в стационары и госпитали. И такая напряженная работа продолжается уже не первый месяц.
Андрей Шкода: Конечно. Применяем все лекарства, которые указаны в рекомендациях клинического комитета.
После выписки из госпиталя пациент уже здоров или в дальнейшем за его состоянием наблюдает врач поликлиники?
Андрей Шкода: Все как обычно при выписке из стационара. Пролечили, скажем, больного с пневмонией. Стабилизировали состояние. У него стала нормальная температура, исчезла одышка, восстановилось насыщение крови кислородом. Значит, можно выписать домой, под наблюдение участкового врача. Он может по показаниям продлить больничный.
Более пяти тысяч больных коронавирусом вылечилось с начала пандемии в вашей 67-й больнице. Что дал вам этот опыт?
Андрей Шкода: Мы начали эту работу 23 марта. Начали с полной неизвестности. Вместе с клиническим комитетом отбирали лучшие мировые практики, наиболее эффективные методы и лекарства. И каждый день, прожитый в ковид-центре, делает нас сильнее в борьбе с инфекцией.
Андрей Сергеевич, 9 сентября вы сделали прививку от ковида. Как чувствуете себя?
Андрей Шкода: Прекрасно! Не было ни повышения температуры, ни каких-либо других побочных реакций. Я каждый год прививаюсь от сезонных инфекций. И в этот раз сделал прививку не только от ковида, но и от гриппа. И не жалею. Проверил наличие антител после прививки против коронавируса, и уже на 21-й день у меня были титры на достаточно высоком уровне. Поскольку прививка двухэтапная, второй раз проверил на 42-й день, увидел, что имею максимальные цифры по выработке антител. Так что я убедился, что наша вакцина очень эффективная. Призываю и всех остальных сделать эту прививку. Только управляемая эпидситуация поможет нам победить.
Ваш совет москвичам: как им дожить до массовой вакцинации?
Андрей Шкода: Прежде всего набраться терпения. И соблюдать перчаточно-масочный режим. А вот посещать массовые мероприятия я бы пока не рекомендовал. Любое ограничение делает человека только сильнее.
Андрею Сергеевичу Шкоде 61 год. Выпускник Саратовского медицинского государственного института, он доктор медицинских наук, профессор. Опытный управленец, он автор более 40 научных работ. Возглавлял детский санаторий «Малаховка», с 2005 года работает главным врачом Московской городской клинической больницы N 67 имени Л. А. Ворохобова.
«Спрашиваем родителей, хватает ли дома еды». Выпускница медвуза из России — о работе в больнице Нью-Йорка
«Ребята по два года сидят в ординатуре по хирургии и максимум, что умеют на выходе, — накладывать швы», — жалуются студенты российских медвузов. А как учат врачей, например, в США? Мы попросили рассказать об этом выпускницу одного из наших вузов, которая после выпуска поступила в резидентуру в Америке.
Меня зовут Варя, и я будущий детский доктор. Казалось бы, что такого: наверняка на белом свете немало врачей, из них многие специализируются на детях и детских болезнях, и совершенно точно некоторых из них зовут, как и меня, Варварами. Но в моем госпитале педиатр Варя точно один: во-первых, я из России, во-вторых, моя больница — в Нью-Йорке. Я окончила медицинский факультет в Москве и поступила в резидентуру в Америке. Три года я буду учиться медицине здесь.
Резидентура — это трехлетнее обучение врачей после окончания института. Американская система отличается от российской в большей степени своей организацией. Резиденты первого года — интерны — обучаются под контролем старших резидентов второго и третьего года.
Каждые две недели или месяц интерны меняют отделение: месяц работают, к примеру, детским психиатром, затем неонатологом, участковым педиатром или в детской реанимации. Помимо своих обязанностей по лечению больных, интерны учат студентов. Можно вести пациентов вместе со студентами и обучать их неформально, у постели больного, или читать небольшие лекции для всех.
Наши ротации — то есть две недели или месяц в новом отделении — делятся на основные, обязательные для прохождения всеми будущими педиатрами, и элективные, которые мы можем выбрать сами по своим интересам.
Одни из самых важных — месяцы в детском стационаре. Работу детского стационара в обучающем госпитале в американской больнице обеспечивает команда из нескольких интернов, старших резидентов, аспирантов и старшего врача. Интерны принимают новых пациентов, пишут историю болезни, обсуждают диагноз и план диагностики и лечения со старшими резидентами.
Наши назначения и план лечения обсуждаются с врачом во время обхода
Обход занимает несколько часов, в нем участвуют студенты, интерны, резиденты, аспиранты, доктор и медсестры. Интерн или студент должен рассказать о пациенте, анализах и доложить план лечения. Во время обхода врач проверяет план интернов и резидентов, рассказывает о важных деталях по лечению болезни или просто дает комментарии.
Самый любимый день недели в резидентуре — день клиники. Один день каждую неделю я веду прием как педиатр в поликлинике: принимаю и осматриваю пациента, потом рассказываю о пациенте и плане лечения врачу, и мы вместе обсуждаем план лечения. В клинике я учусь многому — общению с разными пациентами и их родителями и лечению болезней, с которыми часто сталкиваются врачи в поликлинике.
В США педиатры в большей степени вовлечены в решение социальных проблем пациентов. Мы спрашиваем всех родителей, хватает ли дома еды, есть ли деньги на основные потребности, есть ли какие-то сложности дома, и всегда можем привлечь социального работника. Например, дети могут получить направление на местную «молочную кухню», а родители — талоны на еду.
Работать в США — всегда значит смотреть пациентов со всего света
Каждый день в клинике я несколько раз звоню медицинскому переводчику. Мои пациенты говорят на гаитянском креольском (он звучит как странный французский), на испанском, арабском языках. Иногда бывают русскоязычные пациенты.
В расчет надо принимать и культурные различия: надо знать о традициях, предпочтениях в еде, отношении к прививкам и многом другом у разных народов. Работа в клинике дает свободу: я могу общаться с пациентами в своем стиле, обучать их чему-то — и сама учусь чему-то у них.
Мне нравится клиника еще и потому, что дети чаще всего здоровы или приходят с небольшими проблемами. Поэтому они почти всегда радостные, и иногда мы успеваем поиграть или обсудить что-то. Конечно, самые классные моменты — когда мои маленькие пациенты обнимают меня или говорят «Спасибо, док!» на разных языках.
Я часто радуюсь, что выбрала из многих медицинских специальностей именно педиатрию
Во-первых, маленькие пациенты в большинстве случаев выздоравливают быстрее и просто очень милые. Во-вторых, мои пациенты совершенно разного возраста — в один день я могу посмотреть 5-дневного недоношенного новорожденного малыша, а через 30 минут — 19-летнего подростка, которому рассказываю о вреде курения. Такое разнообразие помогает постоянно учиться у своих пациентов и никогда не дает заскучать.
Две недели я провела на ночных дежурствах в детском стационаре в загруженной городской больнице. Ночью только интерн и старший резидент занимаются отделением новорожденных и детским стационаром. Конечно, всегда можно позвонить врачу и посоветоваться, но физически вы решаете проблемы вдвоем. Это тяжелое (16-часовые ночные смены без сна) и ответственное время, но интересное.
Помимо решения проблем с пациентами, которые уже лежат в больнице, ночная команда отвечает за прием новых пациентов. Ответственность интерна — отделение для здоровых новорожденных и прием всех малышей, кто рождается за ночь. Очевидно, что узнать, сколько детей родится за ночь, невозможно, поэтому, когда начинается смена, мы проверяем, сколько женщин сейчас находится в родильном отделении, и пытаемся угадать, сколько детей появится на дежурстве.
Когда рождается новый малыш, я должна пойти в родильное отделение и осмотреть ребенка
Вес и рост малыша сообщает медсестра, я провожу тщательный осмотр. Проверяю рефлексы, осматриваю кожу, слушаю сердце — услышать шум у ребенка в сердце сразу после рождения в большинстве случаев нормально, но я должна быть внимательной и отмечать все особенности. Нет ли признаков внутриутробной инфекции? Генетического заболевания? Есть ли какие-то последствия родов?
После моего осмотра я обсуждаю с мамой ее предпочтения насчет кормления малыша и отвечаю на вопросы, рассказываю о своем осмотре. Потом мы переводим ребенка в отделение для новорожденных. Чтобы рассказать о том, как переводят малыша, надо знать о некоторых особенностях американских госпиталей.
Сразу после рождения ребенку на руку и на ножку надевают браслет с данными мамы, номером пациента и временем и датой рождения. Данные на браслете должны обязательно содержать пол малыша. Обычно детей записывают так «Смит, Джейн, девочка» — если маму зовут Джейн Смит.
Какие же браслеты будут у близнецов? Близнецов или тройняшек рассчитывают на первого, второго и третьего и дают бирки «Смит, Джейн, девочка А» и «Смит, Джейн, девочка Б».
Также малышу надевают специальный браслет с датчиком: если датчик пересечет двери отделения новорожденных, все двери в госпитале блокируются. Все эти меры для безопасности и идентификации малышей в больницах США были приняты после сообщений об ошибках в лечении, когда детей путали. Так как новорожденные не могут подтвердить свое имя и часто рождаются одновременно, в редких случаях их мам могут звать полностью одинаково — риск перепутать их, к сожалению, выше, чем у взрослых пациентов.
Ошибки могут привести к опасным последствиям для пациентов, поэтому были созданы строгие правила
Так вот, когда ребенка переводят в отделение новорожденных, две медсестры сверяют бирки на руке и ножке, читают вслух имя мамы и точную дату рождения и таким образом проверяют друг друга. Теперь ребенку можно назначить первую прививку и анализы.
Если ночью с кем-то из детей возникают проблемы, я могу отправить сообщение по пейджеру моему доктору. Он или она перезванивает, и мы обсуждаем план. Да, система пейджеров, которую часто показывают в сериалах про американских врачей, до сих пор используется в большинстве больниц США.
Сейчас в более богатых госпиталях ее заменяют внутрибольничные смартфоны или специальные приложения на телефон, но наша больница работает по старинке. У каждого доктора и резидента есть пейджер. На него медсестры отправляют свои сообщения. Причины для ночных сообщений очень разные. Это могут быть как странные и несрочные вопросы, так и серьезные ситуации, которые потребуют неотложного лечения.
Продолжение следует. Фото на обложке: Shutterstock / Iryna Rahalskaya