что значит один возьмется а другой оставится
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 24:40
Свт. Иоанн Златоуст
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Ефрем Сирин
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: живущии о Господе, восхищени будут на облацех на воздусе, и всегда с Господем будут (1 Сол. 4:17). Как оставляются неправедные? Ангелы соберут избранныя от четырех ветр (Мф. 24:31), а нечестивых сожгут огнем негасающим (Мф. 3:12).
Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Прп. Антоний Великий
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Вопрос. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах – один будет взят, а другой останется».
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 206.
Прп. Иустин (Попович)
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 40-41 Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 40-41 Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется
Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах – бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных – в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука (17:34) иначе говорит об этом: будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими – тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:44). Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Ст. 40-41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
(Лк. 17:34, где содержится добавочная мысль к сказанному у Мф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от “дней Ноя” к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. То же и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. “Две мелющие в жерновах” — перевод неточен, — потому что в “жерновах” в подлиннике единственное число (εν τω μύλω), — и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях εν τω μυλωνά- на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение εν τω μύλω значит “жерновом,” и таким образом, выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat instument; с εν; см. Blass Gram. с. 114). На обычай женщин молоть указано в Исх. 11:5; Ис. 47:2. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе.
Толковая Библия.
Троицкие листки
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 17:34
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится
Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения: тогда внезапу нападет на них всегубительство (1 Сол. 5.3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать. По причине слепоты мира день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5.2). Указывая на эту слепоту, Господь назвал время пришествия Своего ночью.
Аскетическая проповедь.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-37 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы
И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43).
Лопухин А.П.
Ст. 34-36 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится
Стих 36 признается западными издателями Евангелий вставкой из Мф.24:40. В Новом Завете св. Алексия этого стиха также не имеется.
Евангелие по Матфею 24:40
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 40-41 Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Евфимий Зигабен
Ст. 40-41 Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется
Лопухин А.П.
Ст. 40-41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Прп. Антоний Великий
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Вопрос. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах – один будет взят, а другой останется».
Прп. Ефрем Сирин
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.
Прп. Иустин (Попович)
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 40-41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Свт. Иоанн Златоуст
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Троицкие листки
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
110. Один возьмется, другой оставится
Видим это в мире, что один возьмется, другой оставится, – например: один берется на почетную должность, а другой оставляется; один берется в воинство, а другой оставляется; один берется на пир, а другой оставляется, и прочее. Христианин! Так будет и во второе пришествие Христово. В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая вставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится ( Лк. 17:34–36 ). Благочестивый возьмется, а нечестивый оставится. Муж благочестивый возьмется, а жена нечестивая оставится; и жена благочестивая возьмется, а муж нечестивый оставится. Отец благочестивый возьмется, а сын и дочь нечестивые вставятся; и сын и дочь благочестивые возьмутся, а отец нечестивый оставится. Брат и сестра благочестивые возьмутся, а другие брат и сестра нечестивые вставятся. Сосед благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Начальник благочестивый возьмется, а подчиненный нечестивый оставится; и подчиненный благочестивый возьмется, а начальник нечестивый оставится. Князь, вельможа и господин благочестивый возьмется, а раб и слуга его нечестивый оставится; и раб и слуга благочестивый возьмется, а князь, вельможа и господин нечестивый оставится. Богач благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Нищий благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Судья благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Господин благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, вставится. Купец благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Земледелец благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Мастер и художник благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Раб и слуга благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Так один возьмется, а другой оставится.
Куда? Ко Христу, в царствие небесное. Где труп, там соберутся и орлы ( Лк. 17:37 ). Где Глава, там и тело будет. Где Христос, там и христиане будут. Где Я, там и слуга Мой будет ( Ин. 12:26 ). Ибо будет избрание и собрание по вере и правде, а не по сану, званию, внешности, именам и титулам. Бог на лица не взирает, но судит по внутреннему, по вере и совести. Как золото и серебро, царскую печать и надписание имеющее, изымается и берется в казну, а не имеющее же оставляется, так душа, имеющая печать правды Христовой, избирается и берется в царство Божие, а не имеющая ее отметается. Правда Христова в благочестивой душе, как печать царская, которая показывает, что душа эта Христова. Такая душа возьмется в царство Божие как Христова. Тогда повелением Божиим разойдутся Ангелы по всей вселенной и соберут благочестивых, верой оправданных, печать правды Христовой имеющих, как монеты с изображением царя в казну, в вечную жизнь.
И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:31 ). Тогда исполнится слово это: один возьмется, а другой оставится; благочестивый возьмется, а нечестивый оставится. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Божия ( Мф. 24:37 ). Прежде потопа ели, пили, женились, и неожиданно пришел потоп, и погубил всех. Таким же образом будет и в пришествие Сына Божия: будут люди есть, пить, устраивать банкеты, веселиться, жениться, и неожиданно придет день Господень (там же, 38– 39). Тогда услышится глас трубный: «Идите на суд!». Тогда услышится вопль: Вот, Жених идет, выходите навстречу ему ( Мф. 25:6 ). Тогда исполнится апостольское слово: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ( 1Фес. 5:3 ).
Близок уже день Господень ( Откр. 1:3 ). Вот неожиданно явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24и 27). Христиане! Покаемся и постараемся сокровище благочестия внутри себя иметь – чтобы и нам тогда не быть оставленными, но да будем взяты и восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес. 4:17 ).
Источник: 2006 г. «Сокровище духовное от мира собираемое». Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.
Толкование на От Матфея 24:40
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 24:40 / Мф 24:40
Иларий Пиктавийский (
Ст. 40−41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Христос показывает, что наступит суд, ибо будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется; двое на ложе: один берется, а другой оставляется. Этим Он учит, что разделение верующих и неверующих состоит в том, что один принимается, а другой отвергается. Когда гнев Божий разгорится, святые, как пророк говорит, укроются в хранилищах Божиих, а неверные останутся незащищенными перед огнем небесным. Двое на поле тем самым воплощают верующих и неверующих, и всех их застанет день Господень среди мира, среди обычных жизненных забот. И они будут разделены: одни берутся, а другие оставляются. То же касается мелющих в жерновах, воплощающих дела закона. Только часть иудеев, подобно Илии, уверовала через апостолов в то, что оправдание должно быть от веры. Одни взяты будут по причине веры, производящей дела добра, а другие будут оставлены по бесплодным делам закона: напрасно мелющие в жерновах никогда не обретут пищи небесной. Двое на ложе возвещают упокоение Господа после страдания, которое одинаково исповедуют и приверженцы кафолической веры, и еретики. Но когда истина кафолической веры проповедует единство Отца и Сына, которое мы называем их Божественностью, лжеучение еретиков разрушает это единство самыми разными выпадами — потому один из лежащих на ложе возьмется, а другой будет оставлен. Принимая одного и отвергая другого, суд Божий явит заслугу тех и других.
Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.
Ефрем Сирин (
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Слышал ты, что два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется. Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. Двое на крове (Мф. 24:41), и так далее. Стоящие на крове — это люди на высоте почестей: судии, правители, цари, властелины. Ино есть судия праведный, и есть судия неправедный; и праведный изъемлется из огня, а неправедный оставляется. А находящиеся на селе, то есть, в мире сем, — это земледельцы, люди необразованные и незначительные по роду и богатству, прославленные и не прославленные, и одни праведные, а другие неправедные. И праведные поемлются, а неправедные оставляются в огне. Мелющие же — это все множество жен, а в частности и души, принявшие на себя рабское иго, и окончившие жизнь в немощи. Ибо есть жены праведные и неправедные, есть и рабы праведные и неправедные. Есть и немоществующие праведные, каковы Иов и Лазарь, а также и неправедные, каковы Каин и Гиезий. Посему говорит: два будета на одре (Лк. 17:35), означая их немощь. Праведные поемлются, а неправедные оставляются.
Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: живущии о Господе, восхищени будут на облацех на воздусе, и всегда с Господем будут (1 Сол. 4:17). Как оставляются неправедные? Ангелы соберут избранныя от четырех ветр (Мф. 24:31), а нечестивых сожгут огнем негасающим (Мф. 3:12).
Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Антоний Великий (
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Вопрос. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах — один будет взят, а другой останется».
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 206.
Иероним Стридонский (
Ст. 40−41 Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется
Тогда, — говорит Он, — будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или: или] Церковь, потому что они, — по видимости, — одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божих; или же понимай прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 40−41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Ст. 40−41 Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется
Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах — бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных — в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука (17:34) иначе говорит об этом: будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими — тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:44). Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 40−41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
(Лк. 17:34, где содержится добавочная мысль к сказанному у Мф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от “дней Ноя” к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. То же и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. “Две мелющие в жерновах” — перевод неточен, — потому что в “жерновах” в подлиннике единственное число (εν τω μύλω), — и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях εν τω μυλωνά- на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение εν τω μύλω значит “жерновом,” и таким образом, выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat instument; с εν; см. Blass Gram. с. 114). На обычай женщин молоть указано в Исх. 11:5; Ис. 47:2. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе.