что значит охотно декламировать стихи
Что значит охотно декламировать стихи
Техника речи и постановка дыхания
«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».
Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.
Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.
Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.
В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.
При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.
Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.
Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно.
Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.
Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.
Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.
«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Горгий
Что такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь.
Я бы определила чтение вслух, как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.
Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами.
В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.
Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.
В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.
К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.
Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.
С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.
Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.
Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.
Как, и какими методами достигается красота звучания декламируемого слова, мы рассмотрим в следующий раз.
С любовью к читателям. Поэтические странички.
ДЕКЛАМИРОВАТЬ
Смотреть что такое «ДЕКЛАМИРОВАТЬ» в других словарях:
декламировать — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, ДЕКЛАМОВАТЬ déclamer >, нем. deklamieren <лат. declamare. 1. Выразительно произносить <речь>, читать <стихи>. Сл. 18. Говорить или читать что л. с декламацией, сопровождая то и другое надлежащими жестами и игрой в … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — (этим. см. предыд. сл.). Читать выразительно поэтические произведения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКЛАМИРОВАТЬ выразительно читать, умело произносить стихи и говорить прозой. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
декламировать — См … Словарь синонимов
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несовер., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение. | совер. продекламировать, рую, руешь; анный. | сущ. декламация, и, жен. | прил. декламационный, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
ДЕКЛАМИРОВАТЬ — лат. говорить или читать с большою выразительностию, как на театре; говорить с заученными приемами и движениями. ся, быть декламируему. Декламированье ср., ·длит. декламировка, декламация жен., ·об. действие по гл., выразительный говор, с… … Толковый словарь Даля
декламировать — декламировать. Произношение [дэкламировать] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
декламировать — (иноск.) говорить выразительно, высокопарно, напыщенно, с заученными приемами (намек на изученное чтение стихов или речей) Декламация. Ср. Бальзак. поставил на сцену настоящих людей, тех, что. не выспренние, выдуманные всякие нелепости… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Декламировать — I несов. перех. и неперех. Выразительно читать вслух стихи или прозу. II несов. перех. и неперех. Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
декламировать — деклам ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
Мастер-класс «Ритмодекламация»
Таисия Посашкова
Мастер-класс «Ритмодекламация»
МАСТЕР КЛАСС «РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ«.
«Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи» (Я. А. Коменский).
Искусство родилось не случайно. Оно всегда, даже в первобытные времена, было зеркалом жизни, отражением в художественных образах мыслей и чаяний человека. Оно сеяло зерна добра и красоты. Подлинное правдивое искусство всегда несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к переживанию увиденного и услышанного. Каждое из искусств, чтобы обрести большую наглядность и действенность, большую доходчивость, часто вступает в союз с другими искусствами.
Творческие занятия музыкой с дошкольниками и младшими школьниками обогатились в нашей практике двумя новыми разделами; ритмической декламацией и словотворчеством.
1. РИТМИЧЕСКАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ
Одним из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, является метод речевой ритмической декламации, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи. Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно является упражнением на речевое творчество. Незаметно на основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается без счета и абстрактных объяснений богатство метроритмических форм. Но речь идет не просто о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего о внутреннем эмоци-ональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов). Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно «полифоническое» ощущение.
Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм,но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе все звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь «хныкающим» и «горловым» голосом. Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. По Орфу, слово — элемент речи и поэзии, из которого рождается пение. Поэтому особое внимание уделяется метрической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию (светлому — гулкому, прозрачному — тусклому, легкому — вязкому).
Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом.
Основной акцент в выборе приемов деятельности приходится на движение, декламацию стихов и музыку.
Почему именно стихи? Стихи — это обязательно какой-нибудь ритм (трудовой, игровой, пульсирующий, изобразительный и т. д.). А ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.
Все это, вместе взятое, служит главной цели. До сих пор на уроках словесности больше внимания уделялось именно смысловой нагрузке слова. Потерялось умение дорожить самим словом, обеднилась эмоциональная окрашенность речи. Мы забыли, как учить детей интонировать. Декламация, музыкальные, ритмические игры — это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, интеллекта и воображения.
СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Игра со звуком (выявление звукописи, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).
2. Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.
3. Игра «Буквы заблудились».Игра со стихами: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, орфографическими ошибками. 4.Игра со словами:
а) загадывание слова жестом, действием;
б) загадывание слова синонимом;
в) интонирование слова с разным оттенком;
г) загадывание глаголов, прилагательных.
5. Придумывание за учителем новых рифм-словообразований.
а) дорифмовывание стихов;
6) игра в рифмы с мячом.
7. Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.
8. Чтение стихов жестами.
9.Игра со скороговорками:
а) выявление выразительной звукописи;
б) чтение про себя, только артикулируя;
в) чтение с ритмическим сопровождением;
г) чтение с тембровым инструментальным сопровождением;
д) составление композиций, рассказов и других форм из скороговорок;
е) сочинение собственных мелодий для инструментального и вокального исполнений.
10. Декламация и «телесная игра».
11. Сочинение словесной музыки.
12. Словесное рисование картин.
13. Рисование под музыку.
14. Изображение красками настроения, динамики, лада, формы и т. д.
15. Иллюстрация рисунками рассказов, стихов, музыки.
16. Сочинение самостоятельных музыкальных произведений.
17. Сочинение стихов.
Мастер-класс «Фонарик» Здравствуйте! Хочу представить вам как сделать фонарик своими руками, использовались фонарики для танца гномиков во 2 младшей группе Используемый.
Мастер-класс «Фоторамка 3D» Подготовили воспитатели группы раннего возраста Шестакова Ольга Ивановна, Якушева Галина Сергеевна, МАДОУ»Детский сад 44″ г. Березники Пермского.
«Кораблик». Мастер-класс Для нашено мастер-класса » Кораблик» нам понадобится: клей, цветная бумага, ножницы, черный фломастер. Для начала мы берем голубую бумагу.
Мастер-класс по пластилинографии Мастер класс по пластилинографии. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается.
Мастер-класс по самомассажу План проведения мастеркласса для педагогов и родителейпо самомассажу 1. Вступительное слово. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.
Мастер-класс «Тюльпаны» Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом. Задачи: заинтересовать и вовлечь в работу по изготовлению тюльпанов.
Метеостанция. Мастер-класс Расскажу и покажу, как мы сделали метеостанцию для нашего участка Для начала вырезали из фанеры заготовки кроны дерева Раскрасили в.
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:
«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори
http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog
Словари
I несов. перех. и неперех.
Выразительно читать вслух стихи или прозу.
II несов. перех. и неперех.
Произносить напыщенные речи, полные ложного пафоса.
ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, декламирую, декламируешь, несовер. (от лат. declamo).
1. (совер. продекламировать) что. Выразительно произносить художественные произведения. Декламировать стихи.
2. (совер. нет) без доп. Говорить торжественно, напыщенно, непросто (книжн. ирон.).
Выразительно читать художественные произведения.
[Косьма Васильич] декламировал со слезами на глазах Некрасова. Эртель, Гарденины.
Своих стихов он не стал декламировать, но прочитал наизусть стихотворение Никитина «Хозяин». Скиталец, Кандалы.
Говорить напыщенно, в приподнятом тоне, с ложным пафосом.
Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. Лермонтов, Княжна Мери.
В. Стасов. С Парижской выставки („Новости» 14 июня 1898 г.).
Ср. Вы, сколько я мог расслышать, декламировали «Анчар» Пушкина.
Тургенев. Затишье. 3.
Ср. Я ничего не декламировала, я никогда не «декламирую».
деклами́ровать. Произношение [дэклами́ровать] устарело.
ДЕКЛАМИРОВАТЬ, ДЕКЛАМОВАТЬ déclamer >, нем. deklamieren <лат. declamare.
ДЕКЛАМИРОВАТЬ (этим. см. предыд. сл.). Читать выразительно поэтические произведения.