что значит пауза над нотой
Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре (стр. 23 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
[91] Правило для выбора темпа
— Так как слова largo, allegro и т. д. рассчитаны на то, чтобы указывать
определенную степень скорости, то можете ли вы сформулировать такое правило, чтобы учащийся, не имеющий возможности прибегнуть к помощи учителя, был бы в состоянии определить, в каком темпе он должен играть то или иное произведение?
— Если метроном не указан, то руководствуйтесь своим собственным художественным вкусом. Возьмите самые быстрые места вашей пьесы, играйте их так скоро, как это эстетически допустимо ее общим характером, и соответственно этому установите общий темп.
[92] Как играются украшающие ноты
— Как играются украшающие ноты в следующих тактах вальса Шопена ор. 42 украшающие и когда такие ноты берутся не вместе с басом?
— Украшающие ноты и главенствующие над ними, то есть те ноты, к которым украшающие относятся, нужно всегда играть одним и тем же мышечным импульсом. Время, занимаемое украшающими нотами, должно быть настолько минимальным, чтобы нельзя было различить, вступают ли они одновременно с басовой нотой или чуть-чуть раньше. В современной музыке они обычно играются перед басовой нотой, однако художественный вкус играющего может по временам предпочесть иное исполнение.
[93] Паузы, расположенные под или над нотами
— Что означает пауза над или под нотами скрипичного ключа?
— Паузы, о которых вы говорите, встречаются лишь тогда, когда на одном и том же нотоносце выписан больше, чем один голос (или партия); они указывают, на сколько времени задерживается вступление другого голоса.
[94] Что означает двойная точка
— Что означает нота, сопровождаемая двойной точкой, например:
Вначале я думал, что это опечатка, но это, по-видимому, не так, поскольку она встречается слишком часто.
— Так же как первая точка продлевает звучание ноты на половину стоимости последней, вторая точка прибавляет половину стоимости первой точки. Половинная нота с одной точкой длится три четверти, с двумя точками — семь восьмых.
[95] Исполнение слигованных нот
— Нужно ли акцентировать первую ноту под лигой, таким образом:
и следует ли поднимать руку в конце лиги, то есть:
— Лиги и акценты не имеют ничего общего между собой, потому что акценты относятся к ритму, в то время как лиги затрагивают область туше. Последняя нота под лигой обычно слегка укорачивается для создания той еле заметной паузы, которая отделяет одну фразу от другой. Вообще говоря, лига в фортепьянной музыке соответствует периодам дыхания (От вдоха до полного выдоха, то есть тому, что берется «на одном дыхании».) у певца.
[96] Чем отличаются друг от друга связка и лига
— В чем различие между лигой и связкой?
— Ни в чем по внешнему виду, но во многом по характеру действия. Связка продлевает звучание взятой в начале ноты на величину, равную стоимости шоты, стоящей в конце связки. Последняя может стоять лишь над двумя одноименными нотами в одной и той же октаве, следующими одна за другой. Как только вторгается другая нота, связка становится лигой и обозначает туше легато (Это объяснение неточно; более удачны те определения лиги, какие даны в предыдущем и последующем ответах. В самом деле лига, как справедливо отмечает сам Гофман в следующем своем ответе, не всегда означает легато; она может стоять и над группой нот, составляющих одну фразу и исполняемых «на одном дыхании», но другим игровым приемом, чем легато (портаменто, нон-легато, стаккато и т. д.).
[97] Лиги и акценты не имеют отношения друг другу
— Как нужно акцентировать начало лиги?
— Лиги и акценты не имеют между отношения друг собой ничего общего. Лигами обозначается либо туше легато, либо группировка нот. На какую из сгруппированных таким образом нот должен пасть акцент, зависит от ее ритмического положения в такте (Не только от этого, но нередко и от причин мелодического или гармонического порядка.).
Сильное и слабое время (или положительное и отрицательное биение) — вот что всегда управляет акцентировкой, если только нет противоположного указания, причем такое указание должно выполняться весьма разумно и редко буквально.
[98] Как долго длится действие случайного знака на ноту
— Когда на последней доле такта имеется случайный знак, не восстанавливает ли данная нота по ту сторону тактовой черты свой постоянный ключевой знак, если она не слигована? В случае, о котором идет речь, в ключе стояло два бемоля, размер— 4/4. Четвертую долю такта занимало ми с бекаром, а первой нотой следующего такта было ми со знаком бемоля. Я полагаю, что знак бемоля был лишним, и хотел бы знать, верно ли это.
—Теоретически вы совершенно правы. Тем не менее, изменение, которому подвергся постоянный тональный знак ноты, очень часто остается в силе и тогда, когда та же самая нота повторяется по ту сторону тактовой черты. Хотя с теоретической точки зрения нет необходимости в упоминаемом вами специальном знаке, практика показала, что это не напрасная предосторожность.
[99] «Ми-диез и си-диез» и дубль-бемоль
— Что означают диезы к ми и си и дубль-бемоль? Не имеют ли они только теоретическое значение?
— Их значение не теоретическое, а орфографическое (Противопоставление неправомерное, ибо орфография определяется теорией.).
Вы смешиваете ноту до с клавишей того же названия. Си-диез играется на клавише, называемой до, но музыкальная функция которой весьма далека от ноты до.
То же самое можно сказать и о дубль-бемолях и дубль-диезах, ибо ре-дубль-бемоль играется на клавише, называемой до, но не имеет никакого отношения к ноте до. Это в точности соответствует омонимам в языке: «поласкать» и «полоскать» (Этот пример подобран редактором настоящего издания взамен непереводимых на русский язык английских омонимов подлинника: «sow» (сеять)—«sew» (шить)—«so» (так).) звучит одинаково, но пишется по-разному в соответствии со смыслом того, что выражено этими словами.
[100] Действие дубль-бемоля
— Как нужно играть октаву, написанную следующим образом:
— Так же как простой бемоль понижает ноту на полтона, так дубль-бемоль понижает ее на два полутона, то есть на целый тон.
[101] Дубль-диез, напечатанный по ошибке вместо дубль-бемоля
— Играя недавно одну оперетту, я обнаружил, что знак дубль-диеза употребляется также для обозначения дубль-бемоля. Правильно ли это?
— Возможно, это опечатка. Но если этот знак встретится повторно, советую вам, прежде чем счесть это за опечатку, точно удостовериться, не означает ли он все же дубль-диеза.
[102] Что означает случайный знак, взятый в скобки
— Скажите, пожалуйста, как надо исполнять аккорд или интервал, помеченные таким образом:
Что означает случайный знак в скобках?
— Аккорды, помеченные так, как показано выше, исполняются слегка арпеджированно, так же как в том случае, когда они помечены волнистой линией, если только указанный знак не обозначает присоединения данных нот к партии другой руки. Какое из этих двух значений имеется в виду, это вы легко поймете из контекста.
Случайные знаки в скобках являются просто предостережением, к которому прибегают некоторые композиторы, когда появляется возможность сомнения в правильности прочтения, вследствие возникающей на мгновение гармонической двусмысленности. Такие случайные знаки в скобках я находил пока что только в произведениях французских композиторов (В позднейших произведениях композиторов XX столетия эти знаки получили более широкое распространение.).
[103] Нотоносцы друг от друга независимы
— Влияет ли случайный знак в партии правой руки на партию левой?
— Так как фортепьянная музыка написана в форме партитуры, оба нотоносца независимы друг от друга так же, как партии в оркестровой партитуре. В случаях, где подозреваются опечатки, мы можем по одному нотоносцу сделать известные выводы насчет другого, если эти выводы будут оправданы доминирующей гармонией. Как правило же, оба нотоносца независимы друг от друга в отношения случайных хроматических знаков.
[104] Зачем нужны два названия для „одной и той же» тональности?
— Меня часто спрашивают: почему в музыке должно быть пятнадцать тональностей вместо двенадцати (Имеются в виду тональности мажорные.), то есть отчего не писать всегда в Си мажоре вместо До-бемоль мажора, в Ре-бемоль мажоре вместо До-диез мажора или наоборот?
— Я могу только сказать, что квинтовый круг был бы неполон без семи диезных и семи бемольных гамм, однако Бах в своих 48-ми прелюдиях и фугах не воспользовался всеми пятнадцатью тональностями, опустив совершенно из мажорных тональностей Соль-бемольную, Ре-бемольную и До-бемольную; а из минорных — ля-диезную и ля-бемольную.
[105] Сочинения, написанные в диезных тональностях
— Можно ли считать, что сочинения, написанные в диезных тональностях звучат более ярко, чем те, что написаны в бемольных? Принимают ли композиторы в расчет возможные модуляции при выборе тональности?
— Ответ на ваш вопрос зависит от того, рассматриваете ли вы музыку просто как игру звуков или же подходите к ней со стороны ее интеллектуального и психологического содержания. В первом случае способ написания — обозначить ли звук как до-диез или как ре-бемоль — действительно не имеет значения. В последнем же случае вы должны будете признать необходимость музыкальной орфографии, предназначенной для ясной передачи звукового смысла и музыкальных мыслей тому, кто читает или играет произведение. Хотя в темперированной гамме и нет разницы между до-диезом и ре-бемолем, читающий ноты воспримет их как отличные друг от друга отчасти из-за их связи с другими родственными гармониями. Это обычно и определяет выбор композитора в случаях энгармонического тождества. В правописании каждого языка вы найдете весьма удачные аналогии. В английском, например, имеются «to», «too» и «two»—слова, различное значение которых передается только их написанием, а не произношением
Запись и чтение нотного текста
Из прошлого урока мы с вами узнали о мажорных гаммах и интервалах. Сегодня же перейдем к изучению записи и чтения ноткого текста.
Со стороны может показаться, что точечки и закорючки нот не имеют ничего общего со звуками, которые ими записаны. На самом деле это не так. И музыканту так же просто «прочитать» эти знаки, как любому человеку – фразу из букваря «мама мыла раму».
В нашем очередном уроке самоучителя речь пойдет о том, как записывается и как воспроизводится на инструменте мелодия.
Самая сложная нотная запись называется партитурой. В ней учтено множество голосов симфонического или другого оркестра, мелодия, или партия, каждого инструмента в отдельности. При этом некоторые инструменты имеют свой особый «ключ» к записи, то есть, говоря по-простому, свой принцип записи. И человек, который управляет оркестром – дирижер – видит перед собой несколько десятков нотных строк в партитуре и внутренним слухом объединяет в стройное звучание.
В случае с исполнением музыки на фортепиано в качестве такого «дирижера» будет выступать ваш внутренний слух. Немного практики – и вы уже сможете следить за двумя голосами – правой и левой рукой. Не правда ли, неплохо для начала?
Из предыдущих уроков вы узнали, как записывается длительность звучания ноты и как именно в записи ноты отличаются одна от другой.
Вот простая пьеска из 12-ти тактов, и, если вы смогли ее сыграть, то узнали, что…
…это песенка «Маленькой елочке холодно зимой». Молодцы, можно взять с полки пирожок! Проанализируем проведенную работу. Вы увидели скрипичный ключ – как известно, ключ «соль». Из этого понятно, что нота на второй линейке нотного стана – это и есть она, соль, и на клавиатуре находится она между первой и второй черной клавишей из трех.
Точно так же, пользуясь приобретенными знаниями, вы определили, что вторая нота – ми, и длится она ровно в два раза меньше, чем соль. Да, ведь восьмая часть – это в два раза меньше, чем четверть, об этом знают даже первоклашки.
А теперь представьте, что две ваши руки – это два голоса оркестра. Давайте запишем ту же самую музыку иначе, на двух нотных станах (ну, а чтобы было понятно, что музыка исполняется одновременно, объединим нотные станы чертой).
В то время, как свою роль исполняет правая рука, левая «отдыхает» (пауза), а на самом деле она должна (то есть вы) чутко прислушиваться к другой партии и не пропустить свое вступление. Но так будет не всегда, в музыке чаще всего обе руки играют одновременно, как и музыканты в оркестре или ансамбле.
Получилось? Значит, после некоторой тренировки вы сможете исполнить и более трудный фрагмент.
Басовый ключ
Посмотрите теперь на клавиатуру фортепиано. Некоторые клавиши расположены «в зоне действия» левой руки, некоторые – посередине, а другие – высоко, для правой руки. Есть понятие о регистрах. Нижний, средний и высокий регистры. Ноты пишутся на добавочных линейках, если их не вмещает нотный стан.
Вот как пишутся ноты в скрипичном и басовом ключе:
Согласитесь, не очень удобно для прочтения. Для облегчения этой задачи был придуман басовый ключ. Ключ «фа». Этот ключ говорит о том, что нота, расположенная на четвертой линейке снизу, будет считаться нотой «фа», и, принимая во внимание это условие, можно расположить и другие ноты по порядку:
Вот и знакомая нам пьеса в скрипичном и басовом ключах:
Чаще всего запись нотного текста для фортепиано так и делается: на двух нотных станах, один из которых в басовом ключе, второй – в скрипичном. Но представьте, что читаете книгу, в которой одновременно два языка, и на каждом написано свое. Это сложно. Поэтому рекомендуется сначала выучить расположение клавиш для правой руки, а потом для левой. Дело в том, что, играя, мы не каждый раз проводим параллель между нотой и звуком, чаще всего со временем движения доводятся до автоматизма.
На пробу вот простенькая пьеса:
Если вы распознали, что это вальс, то можно вас поздравить: вы начали осваиваться с нотной записью.
Нотная запись – это не только изображения нот, паузы и указание длительностей. Кроме самых простых изображений, вроде азбуки, существует ряд более сложных знаков, которые можно встретить на нотной бумаге. Расскажем о них.
Знаки, которые увеличивают длительность ноты
Часто требуется увеличить время звучания ноты, иногда на строго точно определенное время, а порой – на неопределенное время, которое зависит от общего настроения и характера музыки.
Вот знаки, увеличивающие длительность звучания:
Как выглядят паузы?
Паузы – это как местоимения в русском языке: они замещают время, когда вместо ноты звучит… тишина. Пишутся паузы не так, как ноты. Исторически сложилось такое написание пауз:
Для увеличения времени «звучания» пауз употребляются все те же приемы, включая фермату, описанные выше, кроме лиг. При записи нотного текста не так уж важно, каким количеством пауз изображается «молчание»: двумя восьмыми или одной четвертной, главное, чтобы общая длительность была верно указана.
Поговорим и о таком понятии, как ранжир. Этот термин значит, что при записи текста на двух и более нотоносцах звуки, которые должны звучать в одно и то же время, расположены строго друг под другом: вертикально.
Итак, теперь вам под силу сыграть любой музыкальный фрагмент!
Знаки сокращения музыкального текста
Зачастую бывает, что какой-то музыкальный фрагмент или его часть нужно повторить заново. Для экономии бумаги и (ранее) чернил, а главное, сил переписчиков (когда еще не было копировальных аппаратов, все ноты переписывались людьми) музыканты приняли знаки сокращения нотного письма.
Итак, перед нами относительно сложный нотный текст. Для того чтобы сыграть его, не нужно сразу кидаться воспроизводить ноты. Для начала нужно его проанализировать: отметить для себя размер (количество четвертей в такте), ритмический рисунок, ключи, в которых записана музыка, а также отметить, что «при ключе» имеется знак: бемоль. При записи произведений в тональностях, отличных от «до мажор» и «ля минор», используются ключевые знаки для того, чтобы не прописывать каждый раз около нот диез или бемоль. Знак си бемоль при ключе обозначает, что все ноты си в данном произведении будут сыграны, как си бемоль.
После краткого анализа можно начинать разучивать музыкальный фрагмент. Не торопитесь, не отчаивайтесь при неудачах, идите вперед – и у вас все непременно получится!
На следующем уроке мы с вами начнем знакомиться с аккордами и музыкальной фактурой.
Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Подробнее об уроках фортепианоМероприятия
21 сентября Рок-Академия «Москворечье» приглашает всех на отчётный концерт учеников класса вокала Эллы Швайгер!
20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!
13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова
18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»
18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова
Паузы в музыке: их название и написание
В музыкальном ритме большую роль играют не только звуки разной длительности, но и моменты тишины – ПАУЗЫ. Паузы имеют точно такие же названия, как и длительности нот: существует целая нота и есть целая пауза, половинная длительность и половинная пауза и т.д.
Если вы забыли, как выглядят различные длительности нот, и какую информацию они передают музыканту, то освежить свои знания можно ЗДЕСЬ. Названия длительностей нужно держать в голове всякому, кто хочет до конца разобраться в нотной грамоте. А вот для записи в нотах пауз тоже существуют особые графические знаки.
Виды пауз и их написание
Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.
ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).
ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.
СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.
ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.
ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)
Как считаются паузы?
Если вы при разборе произведения просчитываете ритм вслух, то подготовьте себя и к восприятию пауз, на которых счет никогда, кстати, не останавливается, потому что музыкальное время в произведении течет непрерывно.
На картинке вы можете познакомиться с принципами счета тех или иных пауз. Все там аналогично тому, как считаются обыкновенные длительности нот. Целая пауза считается РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, половинная — до двух (РАЗ-И ДВА-И или ТРИ-И ЧЕТЫРЕ-И). Четвертная пауза занимает один полный счет, восьмая — половину доли.
Значение пауз в музыке
Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.
Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).
В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.
Упражнения на ритмы с паузами
Предлагаем вам немного попрактиковаться – изучить несколько ритмов, в которых будут встречаться паузы. Все упражнения снабжены нотными примерами и аудиозаписями, чтобы вы параллельно могли получить и визуальные, и слуховые представления.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Здесь мы знакомимся на практике с четвертными паузами. Сначала предлагаем вам послушать равномерные удары пульса четвертями на ноте ЛЯ первой октавы. Считаем до четырех, другими словами – у нас четырехдольный метр (4 удара пульса = 4 доли).
В следующих примерах четвертные паузы приходятся на разные доли: сначала на первую (вторая и третья доли играются четвертными нотами), потом – наоборот (на первую долю звук, на остальные – две паузы).
Закрепление пауз и длительностей
Если вы занимаетесь изучением нотной грамоты со своим маленьким ребенком, то есть смысл закрепить тему «Паузы» письменными заданиями в специальных прописях (ссылка прилагается ниже). Образцы в этих прописях очень крупные, поэтому в руки малышу лучше всего дать цветные карандаши с толстым стержнем, фломастеры или маркер. Также при желании можно составить
НОТНЫЕ ПРОПИСИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Также в занятиях с детьми могут пригодиться карточки с изображением пауз. При желании можно также разработать музыкальную азбуку с паузами. А карточки с паузами мы уже заготовили.
НОТНЫЕ КАРТОЧКИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ
Традиционные задания по длительностям нот и паузам – это музыкально-математические примеры. Если вы с ними справляетесь быстро и «на ура», то обрадуйте нас своими успехами в комментариях. Успех в этих заданиях говорит о том, что базовые ритмические принципы вами усвоены.
Примеры с длительностями нот
На этой нотке, пожалуй, остановим урок на сегодня. Ритм в музыке – это такая вещь, которой нужно заниматься постоянно, а можно заниматься – бесконечно.
В следующих выпусках вы узнаете о том, как с помощью точек и специальных знаков можно удлинить обычные паузы. А пока, если у вас появились вопросы, напишите их в комментариях. Ваши сообщения не останутся без внимания.
В конце – традиционная «музыкальная пауза». Предлагаем вам послушать великолепные ритмичные Румынские танцы для скрипки и фортепиано Б. Бартока. Приятного прослушивания!