что значит педагог может распознать и устранить пользовательские неполадки
Современный учитель и его цифровые компетенции
Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года» специалисты ответили на актуальные вопросы о навыках современного учителя, а также обсудили, что он уже сейчас может делать, чтобы эффективно использовать в работе новые технологии.
Фото сайта pixabay.com
Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие
«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. — Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации». По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции.
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.
Новое поколение детей требует новых компетенций учителей
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.
«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне», — рассказала во время «Августовки Учи.ру» Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи.ру по работе с учителями. По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.
1. Поиск и работа с информацией
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.
2. Безопасность в интернете
Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.
3. Управление информацией и данными
Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
4. Организация обучения в цифровой среде
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
5. Кооперация в цифровой среде
Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
6. Коммуникация в цифровой среде
Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.
7. Саморазвитие в условиях неопределенности
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Европейская модель компетенций учителя
Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.
Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.
Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:
В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.
Как учителю работать с учениками с трудностями обучения
Ксения Вотякова
24 ноября 2020 • 19:14
Учитель в своей практике часто встречается с детьми, которым по какой-то причине сложно учиться. Например, у ребёнка может быть дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или у него полностью отсутствует мотивация к учёбе. Что делать педагогу, если в его классе есть ученики с трудностями обучения, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.
Как понять, что ребёнку трудно учиться
Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.
Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации.
Есть несколько основных проявлений трудностей обучения: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СВДГ), нарушение чтения и плохая успеваемость. С какими бы вариантами трудностей обучения педагог не столкнулся, алгоритм работы с ними состоит из трех основных шагов.
Общий алгоритм работы с трудностями обучения
Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.
Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.
Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.
Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.
1. Дислексия и дисграфия
По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.
Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.
Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.
Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.
Работа ученика с нарушениями письма
Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.
Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.
Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.
Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.
Что делать, если у ребёнка СДВГ
3. Неуспешность и отсутствие желания учиться
Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.
Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.
Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться
Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.
Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.
Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.
Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.
Подробнее о том, что рассказали на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе» другие спикеры, можно почитать в нашем конспекте.
Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.
Что нужно знать учителю об информационных технологиях
Георгий Аствацатуров
11 декабря 2018 • 20:00
От этого никуда не деться. Информационные технологии пришли в школу, чтобы остаться навсегда. Или, по крайней мере, надолго. Но информационные технологии могут быть интегрированы эффективно, если они внедряются с целью изменить работу учителя и учение учащихся. В ходе своих поездок не раз убеждался, какова огромная разница в ИКТ-компетентностях учителей. Сегодня я хотел бы прописать тот базовый технологический минимум, которым, на мой взгляд, должен обладать каждый современный учитель.
Офисные приложения
Каждый учитель должен владеть этими инструментами повышения производительности.
Учителям приходится обрабатывать большое количество данных разных типов. Инструменты производительности (текстовый редактор, электронные таблицы и приложение для создания презентаций) доступны на всех компьютерах и являются очевидными инструментами для большинства задач обучения. И все же, по данным исследователей 80 процентов пользователей компьютеров знают только 20 процентов того, что может сделать компьютер.
Большинство учителей считают себя компетентными, используя, к примеру, текстовой редактор WORD. А знаете ли вы, как сделать слияние полей (которое включает в себя умение работать с базами данных)?
Это не самые сложные приёмы работы с текстом. Современный текстовый редактор — это мультимедийный инструмент. Его умелое использование может позволить творческим учителям создать множество визуально привлекательных, богатых информацией учебных материалов. Каждый учитель должен научиться правильно его использовать.
Каждый учитель также должен знать, как пользоваться числовыми данными в электронной таблице, использовать формулы для управления этими данными и отображать их в диаграммах и графиках.
Каждый учитель должен быть знаком с программами презентаций, такими как PowerPoint, Impress и другие.
Но знаете ли вы, как с помощью программы презентаций:
Инструменты программы презентаций нужны не только для создания докладов и отчётов. И не только для создания линейных мультимедийных уроков с целью усиления наглядности. У нас под рукой мощный инструмент для усиления эффективности обучения.
Инструменты рисования в сочетании с другими инструментами бесценны для подготовки раздаточных материалов, рабочих листов, слайдов и т. д. Проверьте их!
Учителя должны иметь достаточный опыт в использовании офисных приложений не только для того, чтобы облегчить свой труд по составлению отчётов, рабочих программ и календарно-тематических планов. Офисные приложения являются мощными инструментами для обучения. Попробуйте!
Устранение технических неисправностей
Каждый учитель должен уметь быстро устранять возникающие технические проблемы, которые часто возникают в классе.
Например, вы должны знать, что если компьютер начинает вести себя «странно», зависает, самое простое решение часто заключается в том, чтобы просто перезагрузить его. Иногда штепсельные вилки чувствуют себя слишком свободно свободно в розетках или диски не до конца вставлены в приводы. Или у вас не появляется второй экран, хотя проектор вы подключили правильно. Настроить изображение, подаваемое из проектора до нужных размеров. Подкорректировать трапецию.
И таких мелких задач много. Не стоит каждый раз надеяться только на учеников. Не ленитесь.
Сколько случаев, когда даже на профессиональных конкурсах я убеждался, что учителя даже не знают, как запустить свою презентацию.
Техническая помощь
Каждый учитель должен знать, куда обратиться за технической помощью.
Иногда возникают технические проблемы, выходящие за рамки компетенции учителя. В хороших школах с вас снимут эту головную боль. Там имеется отзывчивый и квалифицированный технический персонал, доступный для вас полный рабочий день.
Если у вас нет такой возможности, узнайте, к кому в вашем населённом пункте вы можете обратиться. Установите хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и обязательно запишите, как быстро связаться с ними, когда возникает необходимость.
WEB-ресурсы
Каждый учитель должен быть знаком с тем, что доступно в интернете в его предметной области.
Интернет — это великолепный ресурс для обучения. И он развивается в последние годы невероятными темпами. Найдите время, чтобы изучить то, что доступно и бесплатно. Это может в разы обогатить ваш профессиональный опыт. Если вы только начинаете внедряться в интернет-пространство, уверен, Дидактор является одним из удачных мест для вашего старта.
Навыки поиска в интернете
Каждый учитель должен владеть отточенным алгоритмом поиска в Интернете.
Поиск в Интернете стал важным навыком для всех пользователей компьютеров. Многие учителя проводят много времени в интернете в поисках мультимедийных ресурсов, а также общего информационного материала. Почти всё, что вы желаете, доступно в Интернете. Если вы только знаете, как его найти. Узнайте, как облегчить работу учителя в Интернете.
Интерес и гибкость
Каждый учитель должен быть открыт для новых информационно-образовательных технологий.
Это так важно сегодня! Почти каждую неделю становятся доступными новые технологии, которые могут изменить, а иногда и полностью меняют наши представления о цифровых инструментах обучения.
Хорошие учителя сохраняют заядлый интерес к новым технологиям с целью повышения эффективности их преподавания. Не отвергайте с порога новое. Присмотритесь! Вдруг ваше первоначальное отрицательное мнение было ошибочным?
Хорошие учителя должны быть постоянно в состоянии поиска, как улучшить свою работу. Один из лучших способов сделать это: присоединиться к какому-либо профессиональному педагогическому сообществу, где учителя собираются вместе в открытом форуме, чтобы поделиться идеями из образовательной практики.
Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям
Воронина Т.С., учитель химии МБОУ СОШ № 65, заместитель директора по УВР
Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание
методической помощи учителям
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических подходов в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Для выявления затруднений педагогов, у меня имеется довольно богатый инструментарий. Это различные анкеты и опросники, посещение уроков, беседы с учителями на предмет выявления проблем в педагогической деятельности.
Анализ анкет педагогов школы и опыт работы в качестве руководителя показывает, что, к счастью, не у всех педагогов школы, но все же инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что иногда она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:
— формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
— отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;
— невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Для работы с молодыми педагогами, а также, с вновь прибывшими педагогами, назначаются учителя-наставники. Для изучения трудностей молодых специалистов также есть опросники.
Не всегда необходимо проводить масштабное анкетирование педагогов. Например, у тех учителей, у которых во время проведения уроков традиционные формы работы на уроках преобладают над современными, кто тяжело принимает инновационную деятельность, во время проведения менторинга просто задавались вопросы для выявления причин неприятия инноваций. Вопросы были из анкеты «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций». Главными причинами были названы:
1. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
2. Плохое здоровье, другие личные причины.
3. Большая учебная нагрузка.
Посещенные уроки показали, что многие педагоги в своей практике успешно внедряют и используют активные современные формы работы на уроке. Интересно, что не всегда наибольшие затруднения в этом процессе возникают у молодых педагогов.
Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом со слабой методической подготовкой. Имея запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике: он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой целью в нашей школе работает и приносит свои положительные плоды программа наставничества. Наставники посещают уроки молодых специалистов, проводят совместные анализы и самоанализы посещенных уроков. Для того, чтобы выявить направления работы наставника со своим подопечным, также используется анкетирование.
Сейчас без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов испытывают потребность в индивидуальных консультациях методистов, педагогов – практиков, часть называют желательным участвовать в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Но, обязательным условием инновационной работы, называли наличие достаточного количества времени, учебно-методической литературы и современной материально-технической базы. Если со вторым и третьим условием в нашей школе положение относительно благополучное, то большая учебная нагрузка не всегда позволяют учителю уделять достаточное время на апробацию инноваций в своей урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, моя задача, как методиста школы, скоординировать методическую работу таким образом, чтобы интересно учиться и интересно учить стало возможным всем участникам образовательного процесса.
Для этого, в 2017/2018 учебном году была определена методическая тема школы:
«СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧАСТНИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».
В основе инновационной деятельности МБОУ СОШ № 65 следующие принципы:
принцип социального заказа;
принцип личностно-ориентированного образования;
принцип преемственности в обучении;
принцип развития научного и творческого мышления;
принцип инфомационно-коммуникационного развития;
принцип здоровьесбережения участников образовательного процесса.
В рамках работы по данной теме, мною был проведен коучинг «Психотипы учащихся». На нем учителя, работая в группах, разбирали различные типы учащихся, сравнивали их с нашими учениками и находили пути взаимодействия и главное, искали возможность успешного и результативного вовлечения учащихся, носителей данных психотипов в учебный процесс. Данный коучинг вызвал наибольшую заинтересованность.
Еще один коучинг «СМАРТ-ЦЕЛИ урока» показал учителям, как с наибольшей результативностью ставить цель урока. В обратной связи учителя математики и биологии отмечали, что данная постановка целей дает положительные результаты и мотивирует учащихся на урочную деятельность.
Помимо коучингов, проводятся демонстрации новых форм работы. Например, на неделе естественного цикла, учителями была устроена выставка концепт-карт. Это новая для наших учителей и учащихся форма выполнения домашнего задания.
Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, в апреле второй год будет проходить научно-исследовательская конференция «Шаг в науку». Победители которой были заявлены для участия в районной научно-практической конференции. В этом году в апреле будет проведена конференция для 8 классов, в которой примут участие все 8-классники, которых готовят все учителя, работающие с 8 классами. Для успешной подтоговки, проводятся коллективные и персональные консультации педагогов.
Таким образом, проблемы, возникшие у учителей при использовании инновационных технологий должны решаться совместно всеми участниками образовательного процесса. Технологии нужно использовать совместно, с преобладанием одной из них, в зависимости от цели и задач урока. Любая созданная среда зависит не только от преподавателя, но и от школы, родителей, государства. Использование в процессе обучения новых технологий, и средств обучения, позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Эффективность обучения, и мотивация учащихся будет выше, если учителя научатся правильно реализовывать инновационные технологии на уроках, уверенно решив возникшие проблемы.
Еще много предстоит сделать. Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива школы № 65.