что значит поехать по этапу
Как этапировали заключённых в царской России и в СССР, и Почему это было частью наказания
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Освоение Сибири России во многом произошло благодаря ссыльным и каторжанам, которые тяжело работали в неблагоприятных погодных условиях. Удалось подсчитать, что за 20 лет 18 столетия в ссылку в сибирские районы было отправлено более 50 тысяч человек! До 19 века по этапу отправлялось не более двух тысяч человек в год. Вхождение Сибири в состав государства в 16 веке открыло не только бескрайние возможности для пушного бизнеса, но и для так называемой естественной тюрьмы. Экстремальные условия для заключенных предоставляла сама природа. Неудивительно, что ссыльные отправились в этом направлении сразу после первопроходцев.
Первые ссыльные отправились за Урал в конце 16 века. Это было 50 жителей Углича, которых обвинили в убийстве царевича Дмитрия. В последующие 50 лет в том же направлении было сослано полторы тысячи человек. Для уровня тех лет это крайне высокий показатель.
В начале 18 века в Сибири проживало 25 тысяч человек, сосланных туда за преступления. Ссылка в те времена не имела срока давности, с нее попросту не возвращались. И это происходило не из-за жестокости или желания тяжело наказать, дорога за Урал была слишком сложной и даже невыполнимой задачей для того чтобы ее повторять. Приехать с Сибири обратно могли только дворяне, чиновники, да и многим из них это было не по карману. Осваивать ссыльными Забайкалье начали к концу 17 века.
Что такое этапирование и как оно было организовано в царской России
В 17-19 веке отправка ссыльных за Урал или, как принято, было говорить «за Уральский камень», проводилась эпизодически. То есть отправка в ссылку производилась после того как набиралось достаточное количество заключенных. Сопровождать их должны были стрельцы Сибирского приказа. Само по себе мероприятие было рискованным и далеко не все заключённые добирались до места назначения.
Большое количество людей должны были пройти тысячи километров, преодолеть несколько климатических зон, на это могли уйти месяцы, а то и годы. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идет об арестантах, а значит, за ними постоянно нужно было наблюдать. Это требовало большой организованности как от надсмотрщиков, так и принимающей стороны – властей территорий, через которые проходили каторжники.
Отвечать за беглецов должны были сопровождающие, причем за это надсмотрщиков самих могли сослать по тому же маршруту. Впрочем, бежать, будучи закованным в кандалы и прототип наручников все равно было непростой задачей. Тех, кто представлял социальную опасность, привязывали еще и за шею. В конце 18 века каторжанам в знак наказания и в виде опознавательного знака ставили клеймо и вырывали ноздри.
Петр Первый решил отправлять арестантов на строительство каналов и в качестве гребцов на балтийский флот. Но и первая сибирская тюрьма для этапируемых была построена именно в это время. То есть эта тюрьма была неким пунктом, где конвоируемые содержались до того момента как за ними не придут конвоиры с других городов.
Заключенных не кормили. И во время эта никакой провизии им не полагалось. Они могли взять еду с собой, могли просить милостыню. Проще говоря, это целиком и полностью было их проблемой. Несмотря на то, что каторжанам все же подавали милостыню, это вовсе не было выходом из ситуации, поскольку большая часть пути проходила по безлюдным местам. Не по центральным городским улицам же было везти каторжан в кандалах и цепях. Немудрено, что многие погибали еще во время этапирования, так и не добравшись до места назначения.
Маршруты этапирования
Уже к 18 веку были определены основные маршруты этапирования. Тех, кого готовили для отправки в Сибирь, привозили в Самару или Калугу, там они дожидались лета и уже затем отправлялись до места назначения. Сначала их путь пролегал по рекам Ока и Волга Казани, оттуда по реке Кама до Перми. Дальнейший путь пролегал пешком, пройти нужно было до Верхотурского острога, а оттуда по речушкам до Тобольска, а затем до Иркутска и Нерчинска.
Если до этого момента все сводилось к ухудшению положения ссыльных, то в 1754 году произошел первый шаг к относительному улучшению их положения. Елизавета приказала не вырезать женщинам ноздри не клеймить их. Причем аргументировала она это тем, что эта практика применялась для того чтобы пленники не бежали, а женщины в таких регионах бежать и не может, потому и смысла в данном предприятии нет.
В разные периоды предпринимались попытки систематизировать этапы по доставке заключенных, но на создание работающей схемы понадобился почти целый век. Михаил Сперанский стал автором системы этапов, которые принято считать «классическими». Реформы стали проводить из-за того чтобы сопровождать по этапам преступников было некому. Работа эта была крайне тяжелой и опасной, потому желающих браться за нее было, мягко говоря, не много.
Поначалу эту обязанность пытались переложить на коренных жителей Урала – башкир. Однако через три года конвоированием стало заниматься казачество. И только после Первой мировой войны, когда солдаты смогли приступить к внутригосударственным задачам, было создано командование по этапам, тогда же отменили указ о нанесение телесных повреждений ссыльным.
Сперанский на тот момент являлся губернатором Сибири, тогда же он разработал «Устав о ссыльных», это первый в истории страны документ, который поделил на этапы огромные территории с Москвы и до Сибири. Тогда же был введен термин «этап». Слово это заимствовано с французского и обозначает «шаг». Устав определял работу государственных органов, кроме того, начал работу Тобольский приказ – госорган, отвечающий за этапирование. У приказа были филиалы на всех этапах следования.
Стали активно строиться тюрьмы на всем пути следования, там заключенные и их конвоиры должны были останавливаться. Причем строились они на таком расстоянии, чтобы конвоируемые могли пройти за один день. Как правило, 15-30 км.
19 век и изменения в системе этапирования
Арестантов собирали в Тобольском приказе и там они ожидали следующего этапа, но бюрократическая система была куда менее совершенна, потому ждать им приходилось по несколько месяцев. Из-за этого остроги бывали переполнены, а нахождение в них было крайне сложным.
Именно в ту пору в словарный обиход вошло выражение «места не столь отдаленные». Если Сибирь была местом отдаленным, то остроги, в которых томились арестанты, находились в не столь отдаленных местах.
Вплоть до начала 19 века никак не систематизировалось способ заковывания в кандалы. Конвоируемые часто на свое усмотрение и для собственного удобства, скрепляли всех арестованных одной цепью, иногда это было несколько десятков человек. Причем разного пола. Порой в таком прикованном состоянии к друг другу мужчины и женщины проводили по нескольку недель. Позже кандалы на ноги стали надевать только мужчинам, а женщинам только на руки. Причем нужно было использовать те, которые обшиты кожей и стирают руки и ноги в кровь. Однако в тот же период стали использовать особый прут, на концах которых были скреплены наручники, то есть конвоир вел на таком пруте всех каторжников.
После того как перестали вырывать ноздри и клеймить, арестантам стали сбривать половину головы, причем делалось это ежемесячно, чтобы опознавательный признак не зарастал. Но даже эти странности были ничем, по сравнению с теми нормами, которые действовали ранее. Ведь теперь их кормили и в острогах разделяли по камерам по половому признаку, что сократило количество изнасилований.
Впрочем, не стоит забывать, что дело происходило в России и, несмотря на выделенные суммы, строительство острогов, возложенное на местные власти, шло из рук вон плохо. Нередко в них не было печей, либо они быстро разрушались из-за плохой укладки, крыша протекала, из-за того что при ее строительстве использовался непросушенный лес, стропила гнулись.
Впрочем, то обстоятельство, что дело происходило в России приводило еще и к тому, что коррупция процветала на всех этапах следования. За деньги можно было договориться о том, что не пристегивали к пруту. Деньги у конвоируемых водились редко, потому их можно было вычесть из тех, что полагались на его пропитание. Если же заключенный был при деньгах, то для него могли найти и выпивку, и разрешить играть в карты и ночевать в женской камере. Впрочем, в тюрьмах поменьше женщин часто устраивали в одной комнате с солдатами.
Время либеральных перемен
Александр Второй, помимо всего прочего, реформировал и эту сферу. Запретил телесные наказания, не говоря уже о выдирании ноздрей и бритье головы, стали ввозить возможность перевозки арестантов на повозках. Этапировать стали и зимой, поскольку санный путь позволял перевозить довольно большое количество людей с минимальными затратами. Во время весеннего и осеннего бездорожья перевозки останавливались на половину месяца. Обычно несколько повозок, которые следовали одна за другой называли «арестантским поездом».
Заключенных приковывали за ногу к повозке. Цепь была довольно короткая – около 70 см. Если кто-то буянил или изначально был социально опасным, то пристегнуть могли и за руки. С начала и до конца арестантов сопровождал один офицер (у него и были ключи от цепей), а солдаты менялись на каждом этапе.
С очередного этапа поезд выходил ранним утром и ехал весь день, каждые два часа повозки останавливались на перерыв. На одного человека в день выделялось по 10 коп в день. Это если арестант был крестьянином, для представителей высших сословий было положено в полтора раза больше. Эта сумма тратилась на полкило хлеба четверть килограмма мяса или рыбы. Таким образом, чтобы довезти одного арестанта с Нижнего Новгорода до Тюмени нужно было потратить 18 рублей.
После того как появилось железнодорожное сообщение, арестантский поезд стал поездом фактически. Поезд для перевозки заключенных стал использоваться достаточно быстро, едва ли не сразу же после массового развития железнодорожного сообщения. Арестанты ехал в специальных поездах с восемью вагонами, в каждом из них находилось по 60 человек. Перевалочным пунктом стал Нижний Новгород, а надобность в мелких этапах и полуэтапах практически полностью отпала.
Нижний Новгород во времена правления Александра Третьего стал практически криминальной столицей страны. Сюда (и в Москву) привозили преступников с остальных губерний, в Нижнем уже было девять тюрем, где этапированные ждали своего поезда. Те, кто занимался конвоированием, зарабатывали вполне прилично. Командование получало порядка 20 рублей жалования.
Пешее этапирование было отменено уже при Николае Втором, это следовало делать только по железной дороге. Тобольский приказ был ликвидирован за ненадобностью. зато появилось главное тюремное управление.
В начале 20 века появилась своя железнодорожная система этапирования заключенных. Был разработан новый тип вагона, один был рассчитан на 72 места, другой на 48. В народе его прозвали «столыпинский». Вагон делился на место для заключенных и конвоиров. В вагоне было место для приготовления пищи и чая. Территорию конвоиров и заключенных разделяла стена с небольшим окошком с решеткой, сами конвоируемые сидели на скамейках, которые были привинчены к полу, в вагоне было несколько небольших зарешёченных окошек, и то почти у самого потолка. Иного освещения не было.
Страна советов и репрессии
Коллективизация 30-х годов, раскулачивание, «очистки» границ и другие «мероприятия» в масштабах страны не давали пустовать столыпинским вагонам, чисто этапируемых только возрастало. В систему включились комендатуры, их создавали десятками. Число лагерей при стране Советов многократно возросло, этапирование если и происходило, то не так масштабно как раньше, зато уровень комфорта, по сравнению со временами Николая Второго, снизился. Огромные лагерные комплексы создавались по всей стране, в некоторых из них содержалось до миллиона человек, число заключенных зачастую превышало количество местного населения, диаметрально меняя жизненный уклад всего населенного пункта.
СССР был поделен на 8 зон территориальных управлений тюремной системы, в каждой из них было свое централизованное управление, тюрьмы, этапы и пункты временного содержания. На сегодня известно, что по стране было более двух тысяч объектов, относящихся к системе ГУЛАГа.
Теперь арестантов перевозили в вагонах с нарами, в них часто нарушались все допустимые нормы перевозки, людей просто везли как скот. Окна в вагоне были, но где-то под потолком чаще всего забитые железом или закрытые густой решеткой. В вагоне не было освещения, воды, а канализацией служило небольшое отверстие в полу.
Теперь арестантские поезда формировались не из восьми вагонов. Их число доходило до двух десятков и многие ездили не по графику, а сверхнормы. Конечно, миллионную армию заключенных еще нужно было доставить по местам. А что их ожидало на местах уже совсем другая история и совсем иные испытания.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как заключенных распределяют по этапам и по тюрьмам
Понятие «этап» является народным наименованию перемещения арестованных между местами лишении свободы. Идет оно с дореволюционных времен, когда осужденных гнали пешком к местам каторг и ссылок.
Какие этапы проходит заключенный?
Всё начинается, когда судебный приговор вступает в силу.
Заранее время отправки не сообщат. Уже непосредственно перед самой отправкой за осужденным в камеру придёт сотрудник изолятора и даст некоторое время на сборы.
В этап с собой разрешается взять до 50 кг вещей и продуктов. Если имеются крупные тяжелые вещи (например, телевизор), их можно оставить на спецскладе при СИЗО. Родственники потом смогут их забрать.
По правилам, после вступления приговора в силу и до момента отправки по этапу, осужденному предоставляется одно краткосрочное свидание с родственником. Также до отправки, администрация СИЗО должна уведомить одного из родственников заключенного о том, в какое исправительное учреждение его направят.
Бывает, что осужденного из вагон-зака доставляют непосредственно в колонию, минуя пересыльную тюрьму. Но нередко случается так, что к моменту прибытия заключенного свободных мест в тюрьме уже нет. Тогда осужденному обречен долго сидеть в пересыльной тюрьме и ждать от ФСИН своего перераспределения в другую колонию.
4. ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Наконец, осужденный попадет в место отбывания наказания. Там «новичка» отправят на обязательный 2-х недельный карантин. После этого заключенного определят в отряд.
Тем временем, в первые 10 дней с момента прибытия нового «постояльца», руководство исправительного учреждения обязано уведомить семью заключенного о его прибытии и месте нахождения. Эти уведомления обычно посылаются почтой, что затягивает информирование родственников осужденного о его судьбе. Также этими данными располагают следователь и адвокат, которые вели дело.
Как происходит распределение заключенных по исправительным учреждениям
В какое именно ИУ отправить осужденного решает руководство СИЗО согласно «разнарядки» центрального управления ФСИН. Они опираются в своем выборе на вид режима учреждения, его отдалённость и наличия в нём свободных мест.
Такое распределение делит осужденных на категории:
«Тайна» этапирования и другие проблемы родственников заключенных
Тюремный этап может длится несколько месяцев. Это является большим испытанием не только для самого осужденного, но и для его семьи. Заключенный буквально «пропадает» из внешнего мира: родственники ничего не знают о его здоровье и местонахождении всё это время.
Кроме того, Европейский суд по правам человека признал, что отбывание наказания далеко от дома является нарушением прав. За то время, пока человек находится в местах лишения свободы, его связь с семьей и близкими сильно ослабляется: родственникам сложно посещать заключенного, потому что добраться в отдаленный регион очень проблематично, долго и дорого.
Правозащитники и юристы уже давно всерьез поставили перед законодательством две проблемы, связанные с отбытием наказания по месту жительства:
Так было, но благодаря многолетней борьбе правозащитников и уполномоченных по правам человека в России эти задачи были решены.
Что такое этап: как перемещают осуждённых
Любите путешествовать? Сегодня расскажем о том, что такое этап – как перемещают осуждённых. Само слово «этап» происходит понятия «этапирование» – базового принципа, лежащего в основе перемещения подследственных и осуждённых в России (и не только в России).
Страна наша, как известно, широка – много в ней лесов, полей и рек, а также следственных изоляторов, тюрем, лагерей и колоний. Людей между ними перемещают поэтапно – от учреждения к учреждению или, как говорят в тюрьмах, «от централа к централу».
Куда этапируют подследственных и осуждённых
Основное направление этапирования – из СИЗО к месту отбывания наказания, но бывают исключения. Подследственного могут этапировать из СИЗО в СИЗО – например, для проведения следственных действий. Допустим, человека задержали в другом регионе – его поместят в изолятор по месту задержания, а затем отправят по этапу в тот регион, где ведётся следствие и будет суд (обычно по месту совершения преступления).
Осуждённого могут везти и из зоны в изолятор – например, для обеспечения его участия в следствии по другому делу, а также в суде. Сегодня для обеспечения участия арестантов в судах активно используют системы видеоконференцсвязи (ВКС), но колонии оборудованы такими системами нечасто, а вот СИЗО – почти всегда. Вот и приходится таскать людей по всей стране.
Что такое централ?
Централами некоторые осуждённые называют пересыльные тюрьмы – узловые СИЗО, через которые происходит этапирование подследственных и осуждённых. Собственно, централы – это и есть «этапы» перемещения.
Вообще-то, раньше централами назывались главные каторжные тюрьмы – прославленный Михаилом Кругом Владимирский централ (Учреждение Т-2 УФСИН России по Владимирской области) – как раз такая тюрьма. Кстати, этот объект упоминается не только в одноимённой песне Круга, но и в его же произведении «Еврейский арестант».
Применительно к пересыльным тюрьмам слово «централ» стало употребляться именно благодаря песням Михаила Круга. Прежде слова этого боялись – уж больно много легенд и слухов ходило вокруг Владимирской Тюрьмы.
На чём возят осуждённых и подследственных
На самом деле, вариантов перевозки не так много. Обычно осуждённых и подследственных возят или на автозаке (сокращение от «АВТОмобиль для перевозки ЗАКлючённых»), или в специальном вагоне («вагонзак»)– так называемом «Столыпине».
Об обоих этих транспортных средствах мы обязательно расскажем в отдельных статьях – ибо есть, что рассказывать.
Кроме того, есть ряд осуждённых, которых можно перевозить на обычных автомобилях – как правило, это ФСИНовские «Газельки», да «Нивы». Речь идёт о так называемых «расконвоированных» арестантах и осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Считается, что эти осуждённые не представляют опасности для общества и особый режим охраны им не нужен.
Вот и все виды транспорта для этапирования осуждённых.
Могут ли из колонии-поселения отправить по этапу
Да, могут. К сожалению, ФСИН умеет транспортировать людей на далёкие расстояния только этапами. Так что если человека перемещают далеко – придётся потерпеть тяготы и лишения, хлебнуть настоящей тюремной жизни.
Хотя, дух закона говорит о том, что можно было бы выдавать «поселенцам» деньги на дорогу и отправлять их своим ходом.
ZNBM.ru последовательно пытается оспаривать постановления об этапировании поселковых. Напишите нам на znbm.ru@yandex.ru, если у вас есть такое постановление.
Пересчёт срока этапирования
Много раз мы пытались отстоять право осуждённых на пересчёт срока нахождения на этапе, как наиболее жестоких условий содержания из всех возможных – суды продолжают считать этот ад нормой жизни и «издержкой». Мы, впрочем, не оставляем попыток – продолжаем требовать зачёта этапов – минимум как день в дороге за два в колонии. Повторимся, некоторые зеки проводят в пути месяцы, а иногда и годы.
На сегодняшний день (март 2020 года) пересчёт срока этапирования российским законодательством не предусмотрен.
Если за последние несколько лет вы провели много времени на этапах – напишите нам, мы попробуем зачесть время в срок лишения свободы.
UPD: Законопроект о пересчете срока этапирования представлен Минюстом в Государственную Думу в октябре 2021 года. Чтобы это случилось, мы обращались в суды более 60 раз.
Важный «этап» в тюремной жизни
Говорят, переезд – хуже пожара. В тюрьме это понимаешь особенно явно – этап хуже любого переезда. И хотя некоторые опытные сидельцы бравируют тем, что им нравятся этапы – поверить в это непросто. Конечно, на этапах происходит общение между арестантами из разных учреждений и регионов, обмен новостями (а иногда предметами – в том числе и запрещёнными), но стоит ли игра свеч?
Так, питерское СИЗО «Новые Кресты» построены с нуля, в нескольких сотнях метров от станции «Колпино» железной дороги. При этом собственной ветки у изолятора нет – людей грузят в автозаки и возят на вокзалы.
Даже поездки между соседними регионами могут запросто занимать несколько месяцев. В пределах одного УФСИН, как правило, возят осуждённых и подследственных автозаками – хотя бывают и исключения.
В практике юристов ZNBM.ru встречались случаи, когда человек практически провёл на этапах весь свой срок – более года. Подследственный содержался в СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но несколько раз в месяц его отправляли в Волхов – к месту совершения преступления.
При этом сначала человека этапировали в СИЗО-4 («Лебедевка»), а затем спецконвоем доставляли к следователю. Через год состоялся суд, бедолаге назначили два года колонии-поселения и зачли год в СИЗО по формуле «день за два».
Когда человек находится на этапе, его как бы нет – ни родственникам, ни адвокатом, ни ему самому не сообщают, куда и как его везут, где он находится в настоящий момент. Передать тоже ничего нельзя – даже тёплые вещи. Передачи принимают только в пересыльных тюрьмах, но навряд ли вы сможете что-то передать, ведь узнать, где именно находится заключённый – практически невозможно.
Зачем нужны этапы при перевозке заключённых?
Перевозка людей, содержащихся под стражей – сложный и дорогостоящий процесс, связанный с серьёзными мерами по обеспечению безопасности. Этапирование позволяет значительно оптимизировать логистику при перемещении спецконтингента.
На самом деле, тот же принцип применяется и при дальних поездках обычных граждан – для оптимизации расходов на поездку. Когда мы едем или летим куда-то с пересадками – это тоже этапирование.
Что такое «спецэтап» («спецконвой»)
Особо опасных преступников могут перевозить и без этапов – прямыми рейсами автомобильного, железнодорожного или авиационного транспорта. На языке ФСИН такая перевозка называется термином «спецэтап».
В среде арестантов часто можно услышать и название «спецконвой». На самом деле, оно не совсем верно. Конвой – это команда вооружённых людей, сопровождающих этап.
Бьют ли осуждённых на этапах
Бывалые сидельцы рассказывают, что сейчас бьют уже не так, как прежде – всё же системы видеофиксации делают своё дело. Хотя, если кому-то из конвоиров придёт в голову сделать что-то запрещённое – регистратор в нужный момент сломается, сервер будет перезагружаться, а плёнка – потеряется.
На вопрос «за что бьют на этапах» 100% сидельцев отвечают одинаково.
Что брать с собой на этап
Объясняя менее опытным товарищам, что такое этап, бывалые пассажиры «Столыпина» дают лишь несколько советов. Список рекомендаций невелик и относительно прост. Однако всякий, кто путешествовал таким образом, знает – нет ценнее этих нескольких пунктов:
Большинство пунктов связаны с тем, что осуждённых не выводят в туалет (хотя и должны). Если выводят – по одному и «на время». В этих условиях у многих людей отказывается своевременно работать организм – особенно у «первоходов». Иногда могут и сутки не выводить, в том числе и умышленно – ради издевательства.
Не есть и не пить советуют для того, чтобы в дороге не хотелось в туалет. Поэтому же берут с собой сухие продукты. Пластиковая бутылка также нужна для того, чтобы иметь возможность «отлить», если приспичит.
Во сколько обычно перевозят осужденных?
Из камеры осужденного вызывают рано – задолго до подъёма, иногда и в четыре утра, иногда около шести. О предполагаемом перемещении предупреждают за несколько часов: «С вещами на выход».
Большинство перемещений в городе конвойная служба старается осуществить максимально рано утром – пока в городах мало людей. Впрочем, часто конвои растягиваются на весь день, особенно в больших городах.
Движение регулярного конвоя организовано «по кругу» – автозак идет от учреждения к учреждению и возвращается на базу в конце, как маршрутное такси. Если учреждений в регионе много, это занимает довольно много времени.
В практике ZNBM.ru есть случай, когда осужденный добирался из СИЗО-4 («Лебедевка») в КП-8 («Старые Кресты») более 12 часов – между расстояние между учреждениями при этом составляет менее километра. Это УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Столыпинские составы тоже в основном отправляются рано утром, когда на станциях меньше пассажиров. Движение вагонов осуществляется в соответствии с расписаниями поездов, к которым вагоны цепляются. Маневрирование осуществляется по большей части в ночное и вечернее время и утренние часы.
Путь от изолятора до перрона
Путь от изолятора до перрона заключённый проводит в спецтранспорте для заключённых – в народе, «автозаке». Обычно это цельнометаллическая «Газель», более крупный «Валдай» или совсем огромный «ГАЗ». Для перевозки большого количества людей или в непростой местности иногда применяют «Камазы».
Железный фургон разделён на секции – «стаканы». Окон, как правило, нет, дверцы зарешёчены. Ящики рассчитаны на одного-трёх пассажиров. Более опасных транспортируют в одиночку, в наручниках. Обитателей «колоний-поселений» возят так – набивают полную секцию и везут. С баулами вдвоём уже тесно, а если ехать далеко – тесно и одному.
Внутри города (особенно такого большого, как Питер или Москва) осуждённых и подследственных тоже этапируют – то есть собирают по всем учреждениям. Машина идёт по кругу, как маршрутное такси. В фургонной клетке можно просидеть весь день. В туалет могут вывести на одной из остановок – и то, только если конвой «нормальный».
Если поездка дальняя, могут выдавать сухой паёк. Несмотря на то, что многие на эти пайки ругаются, есть можно. Суточная пайка (чай, каша, второе (иногда – тефтели), несколько галет и пакетики сахара) обходится государству примерно в 300 рублей – в пять раз дороже, чем еда в учреждении.
Впрочем, на поезд обычно везут сразу – рано утром, до того, как проснутся обычные пассажиры. Вагон подгоняют к крайней платформе. Машина подъезжает почти вплотную – дверь в дверь. Осуждённых и подследственных выгоняют из машины и загоняют в вагон – как скот.
Иногда (особо опасных) через ряд кинологов с собаками, могут и поколотить. Это момент устрашения и попытка поломать, никакого смысла в этом действии нет. Убежать некуда. При попытке могут и пристрелить.
По отзывам наших подопечных, особой жестокостью отличается Вологодский конвой.
Что такое столыпинский вагон («вагонзак»)
С вещами через вагон протиснуться непросто. Как непросто и уместиться в тесном «стакане» автозака, без ступенек выпрыгнуть из высокого фургона – падать нельзя, можно получить дубинкой. Баулы вообще мешают. Вот почему на этап не советуют брать много. Опытные сидельцы собирают весь свой нехитрый скарб в спортивную сумку – с ней хоть как-то можно путешествовать через турфирму под названием ФСИН.
При передаче человека от конвоя к конвою сверяют заключённых с личными делами, нужно безошибочно назвать свои данные – имя, дату рождения, статьи обвинения, каким судом осуждён, срок, даты начала и конца срока. Вообще, называть все эти «реквизиты» сидельцам приходится довольно часто – буквально чуть что.
Фсиновские вагоны называют «столыпинскими» в честь одноимённой аграрной реформы – после неё для перевозки крестьян впервые придумали использовать скотные вагоны. Принцип работы ФСИНовских конвоев полностью поддерживает и развивает эту практику.
Как и обычный вагон, «Столыпин» разделён на купе. По размеру они такие же, как в простом поезде, на котором ездят на юг. Только окон в купе нет – есть лишь в проходе (на них, разумеется, решётки). Вместо дверей тоже решётки.
В купе шесть мест – лавки в три этажа. Нижние, разумеется, оставляют полным и пожилым людям, а также разного рода уважаемым арестантам. Это если пассажиров шесть. Часто бывает, что их восемь, а иногда и гораздо больше. Все с вещами – тесно, а главное – жарко.
Окна конвойные иногда открывают в пути (это не запрещено) для проветривания. А иногда не открывают – вагон превращается в форменную душегубку. Иногда так делают и специально – вымогают у подопечных вещи, деньги, курево.
ВИП-купе для особо избранных (или особо обеспеченных) – тоже есть. «Виповость», правда, тоже весьма условная.
Время от времени в купе проводят «шмон» – людей уже досматривали при выезде из учреждения. Новый обыск нужен, чтобы не передавали запрещённых предметов друг другу, а также для того, чтобы найти что-то ценное, чем может поживиться конвой. К вещам относятся ещё хуже, чем к людям – после шмона всё оказывается мятым, рваным, грязным и валяющимся по всему купе. Собрать багаж обратно – целая наука.
Если не есть сутки до этапа – можно всю дорогу обходиться без туалета. Влага уходит из организма с потом. Жаль тех, кто не курит – в поезде будут курить все остальные. Представьте, как здорово в купе поезда, где курят 17 человек.
Вагонзак едет медленно – его постоянно отцепляют от одних поездов и прицепляют к другим. Часто он стоит на запасных путях днём, а едет только в тёмное время. Нет ничего удивительного в том, что такие перевозки спрятаны от глаз обычных людей. Вы и не знаете, что в конце вашего поезда есть «столыпинский» прицеп – едите спокойно курочку, чаёк пьёте.
Осуждённые коротают время за разговорами – о судьях, о тюрьмах, об общих знакомых. Как говорят бывалые путешественники – «те же на манеже». Если ездить в «Столыпине» более или менее регулярно, одни и те же лица будут попадаться достаточно часто.
В поезде редко кто-то проводит меньше суток – до следующей станции и следующего автозака. В пути люди сходят с ума от вони, собственного пота, сигарет и пустых разговоров. Вот почему на любом централе всегда обогреют прибывших с этапа, а тем, кому только предстоит адская поездка – помогут собраться в путь.
Дорожная или прогон
Данные всех прибывших в пересыльную тюрьму зеков фиксируются в специальную дорожную маляву (или «прогон»). Смотрящий камеры отправит записку по «дороге» – она пройдёт все камеры, и если у кого-то из арестантов есть претензии к прибывшим («предъявы»), придётся ответить. Могут поколотить, посадить на бабки или выкинуть из камеры.
Пока идёт «дорожная», положено пить чифирь с обитателями камеры. Все садятся вокруг стола («дубка»), пьют по очереди – из одной кружки. Есть множество тонкостей и нюансов, связанных с этим знаменитым тюремным напитком – потянет на отдельную статью.
Если предъяв нет – можно располагаться на ночлег и ждать следующего этапа. Ну, а если прибыл на лагерь – обживаться и надеяться, что больше никуда не сдёрнут.
Прибытие на зону
Зона – конечная точка маршрута, но важный этап зловещего путешествия. Если всё предыдущее время вместе с осуждёнными попадались подследственные, то на зону приезжают уже только те, кому назначен срок. Отношение к людям резко меняется на отвратительное – ты преступник, ты вообще не человек. Максимум беспородная собака.
Автозак надёжно спрятан за двумя слоями высоких стен – никто не увидит и не услышит, как осуждённые бегут с баулами от машины к приёмному пункту. Бегут – это, впрочем, громко сказано. Передвигаться можно только на корточках, смотреть только вниз. Замешкался – получил дубинкой.
Всё это сопровождается лаем собак – собак держат на поводках представители отдельного подразделения ФСИН. Иногда они веселятся – спуская собаку подальше от себя – если она прихватит уголовника, никому ничего не будет.
Жалобы за пределы учреждения не выходят – никакие, как бы не заклеивали конверты особо отважные сидельцы. Это только на бумаге письма адвокатам, прокурорам и правозащитникам не вскрываются и не подвергаются цензуре.
Вообще, жестокий приём (с собаками, корточками и автоматчиками) положен только осуждённым, которым назначено отбывание наказания в учреждениях строгого и особого режима. На деле, встречаются такие встречи и на общем, и даже в колониях-поселениях.
Заборы надёжно защищают фсиновцев от любых претензий со стороны гражданского общества.
В 2017 году международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой знаменитый отчёт «Этапирование заключённых в России – Путь в неизвестность». В нём зафиксированы страшнейшие нарушения человеческих прав при этапировании осуждённых и подследственных в нашей стране.
ПАСЕ рекомендовал российскому Правительству привести ситуацию к требованиям международного законодательства – но воз и ныне там.
Вот, что такое этап: вместо послесловия
Мы не нашли адекватных фотографий того, как в России этапируют осуждённых и подследственных. В основном, доступны постановочные кадры, подобранные самим ФСИН. Единственный способ понять, что такое этап – прочувствовать это на своей шкуре. Перевозка заключённых тщательно прячется от глаз людей – на вокзалы арестантов привозят в неурочное время. После погрузки вагон отгоняют на запасный путь и цепляют к составу последним.
Автозаки грузятся на закрытых территориях. Единственное место, где можно увидеть погрузку или разгрузку – подкараулить автозак перед зданием суда. Навряд ли вы увидите что-то необычное – людей просто грузят в железный фургон. Впрочем, не обольщайтесь. Конвойным очень хочется показать силу – они стесняются вас. Отыграются, когда будут по ту сторону колючей проволоки.