что значит портретник объектив
Что такое портретный объектив и каково его истинное предназначение?
Здравствуйте, посетители моего фотоблога! С вами вновь я, Тимур Мустаев. Не писал почти две недели и на это была веская причина. Я устроил себе рождественские каникулы. Побывал 6 дней в Москве и 6 дней в Казани. В ближайшее время напишу статью о моих приключениях.
Но сегодня я бы хотел вам рассказать сразу о двух вещах — о портрениках и немного о том, когда и где их использовать, то есть коснусь вопроса специфики фотографирования людей. Своего рода, получится обобщающая статья.
Казалось бы, очевидно: портретный объектив нужен для создания портретов! Однако это далеко не все, что можно о нем сказать. Главные секреты впереди!
Искусство портрета
Портретная съемка так же интересна, как и сложна. Не могу не выделить здесь пару важных моментов до того, как приступлю к заявленной теме статьи. В фотографии выделяют множество ее видов и три основных жанра:
Каждое из них имеет яркую направленность на что-то одно. Разумеется, они совмещаются, но для достижения успеха и высокого уровня мастерства фотолюбители зачастую выбирают определенный жанр и в нем совершенствуются.
Отличительные черты есть и у съемки предметов, и людей, и природных и городских объектов. Но сейчас нас интересует портрет. Итак, его специфика заключается в:
Особенности объектива
Не хочу напрямую вам говорить и раскладывать по пунктам, в чем же назначения портретника. В итоге прочитанного я очень надеюсь сформировать у читателя четкое понимание данного вида оптики и ее функций.
Начну с описания значимых критериев, по которым выбираются любые объективы. Указанные ниже характеристики ценны в том числе и для портретного оптического устройства, и я по ходу буду объяснять, почему.
Помимо предпочтения конкретной марки оптики для соответствующего фотоаппарата, например, для Canon, для Nikon – у всех на слуху эти фирмы, есть три аспекта, которые я отмечаю лично для себя. Полагаю, большинство со мной согласится. А именно это:
1. Фокусное расстояние F, разделяющее оптику на широкоугольные (ширики), нормальные и с длинным фокусом.
Считается, что середину занимают потретники, или штатные. Причем чаще всего F для них вполне определенное и равно 50. Действительно, одно из требований к такой оптике – передача реальных пропорций лица и формы тела человека.
С данным показателем это реально осуществить, если же фокусное расстояние будет меньше, то начнут возникать неприятные искажения. Модель они точно не обрадуют, а вам придется потом засиживать в фоторедакторах, чтобы исправить. Поэтому и говорят, что 50 мм – необходимый минимум для портрета.
Порой, называют цифру 85 для хорошего портретного объектива. Правда, тут возникает новая проблема: с большим F придется далеко отходить от клиента, чтобы его сфотографировать, я уж молчу о ростовом варианте.
Как думаете, сможете ли вы комфортно себя чувствовать на такой дистанции и будет ли уютно клиенту? Также нужно подумать о помещении, ведь оно должно быть большим по площади.
Альтернатива 50 мм-вому расстояние в 35 мм. Объясню: видите ли, не все пользуются полнокадровыми камерами, а остальные имеют матрицу меньшего размера. В связи с последним каждый обладатель фотоаппарата с усеченной матрицей вынужден считаться кроп-фактором (коэффициент 1,5 или 1,6), меняющий фокусное расстояние объектива. Умножая на него величину 35 мм, мы и получим стандартное F для портретов.
2. Диафрагменная величина f, в мире фотографов – светосила объектива.
Из совершенно понятного: чем шире открывается диафрагма, тем больше светосильность объектива. Безусловный плюс. Апертура в 1,8 или 1,4 и аналогичные значения также дают красивое размытие фона, выделяя таким образом модель съемки. Многие портретисты любят баловаться боке.
3. Дополнительные опции типа стабилизации, сверхтихого мотора и т.д.
Сюда же можно отнести общее качество картинки – ее четкость, насыщенность, рисунок боке, и состояние стекла. Например, линзы могут обладать, так называемым, люксовым уровнем, то есть иметь низкую вероятность появления искажений на фото.
Хочу привести в пример несколько прекрасных объективов, подходящих как раз для индивидуальных фотосессий. Это может быть фикс от Кэнон EF 85mm f/1.8 USM или классический EF 50mm f/1.4 USM, никоновцам могу предложить AF-S 50mm f/1.4G, недорогой 35mm f/1.8G или AF-S 85mm f/1.8G
Советую присмотреться к зумам на любой вкус: Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, Nikon AF-S 28-85mm f/3.5–4.5G VR.
В принципе, рассмотрите модели Сигма и Тамрон.
Некоторую информацию об этих объективах вы найдете в моих предыдущих статьях, посвященных выбору портреника для разных фирм фотоаппаратов.
И помните, серьезно занимаясь любым типом фотографии, полезно иметь хотя бы парочку разных объективов. Ситуация фотосъемок может быть разной, так что на всякий случай запаситесь нужной техникой.
Если вы хотите больше узнать о возможностях своего зеркально фотоаппарата, то вам в этом поможет видео курс приведенный ниже. В чем преимущества курса? Вы научитесь разбираться со своей фототехникой и узнаете много полезных фишек в ее работе. Самое главное вы узнаете, на что способен зеркальный фотоаппарат.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас фотоаппарат CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас фотоаппарат NIKON.
Прощаюсь на сегодня! Я приготовил для вас еще много всего интересного и полезного, поэтому заходите чаще на мой блог, и вы точно ничего не пропустите!
Статья про объективы, фотографию
Что такое портретный объектив?
В этой статье рассказывается про основные характеристики и особенности портретных объективов для узкого формата.
Итак, какие же объективы принято считать портретными и какими характеристиками должны обладать лучшие из них?
К портретным объективам для 35мм камер принято относить объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы), имеющие фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Если говорить о классических портретниках здесь фокусное расстояние еще уже: от 70 до 180 мм.
Давайте разберемся, почему именно так.
Диапазон фокусных расстояний от 50 до 200 мм. используется потому, что именно в пределах него минимизируются оптические искажения, которые крайне нежелательны в портретной съемке. Но здесь тоже есть ограничения.
Так на 50 мм. объектив можно без искажений снять ростовой портрет (для ростового, в принципе, подойдет и 35 мм.) и портрет «чуть выше колен». На 85 мм. хорошо, без искажений выйдет поясной портрет и портрет «по грудь». А вот снимать без искажений лицо крупным планом следует уже объективами от 135мм и выше. Как правило, объективы с фокусным расстоянием выше 200 мм. для портретной съемки уже практически не используются.
(илл. 1) Портретный объектив Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 на байонет c/y
Постоянное фокусное расстояние дает ряд преимуществ, которые существенны для портретных объективов:
Справедливости ради, следует сказать, что есть и зум-объективы, которые можно с успехом применять для портретной съемки, например, многие вариации зум-объектива с фокусным расстоянием 70-200мм. Но они все равно проигрывают фиксам по качественным характеристикам, прежде всего, по светосиле и характеру рисунка боке.
1. Фокусное расстояние.
Как мы выяснили, для портретного объектива оно находится в диапазоне 50-200 мм.
2. Постоянное ФР.
Фокусное расстояние рекомендуется, чтобы было постоянным.
3. Небольшое количество линз.
Обычно количество линз в портретных объективах не превышает 7-8. Чаще всего, в портретных объективах используется оптическая схема Planar (Планар) или Sonnar (Зонар). Схема Планар позволят добиться большей светосилы (большинство объективов со светосилой от 1 до 1.8 построены по схеме Planar или ее вариациям). Кстати, хорошим вариантом портретника является простейший объектив монокль, состоящий всего из одной выпукло-вогнутой линзы (мениска).
(илл. 2) Оптические схемы Sonnar (Зонар) и Planar (Планар)
4. Высокая светосила.
Позволяет работать с большими диафрагмами (от 0.7 до 2.8) и малой глубиной резко-изображаемого пространства (ГРИП), выделять отдельные детали (глаза, ресницы). Картинка, снятая на большой диафрагме становится объемнее и пластичнее, плюс эффективно отделяется объект съемки от фона. Как правило, портреты снимаются на диафрагмах до 4.0. Высокая светосила позволяет также комфортно снимать портреты в условиях недостаточного освещения. Величина диафрагмы напрямую влияет на рисунок Боке.
5. Пластика и объем картинки.
У хорошего портретного объектива есть достаточная резкость для выделения сюжетно-важных областей (глаза, ресницы, волосы, брови), но в то же время присутствуют мягкость и пластичность, плавность тональных переходов. При всем при этом изображение выглядит очень объемным.
Контраст для портретов, как правило, предпочтительнее средний, или ниже среднего. Кожа смягчается легким оптическим размытием, дефекты кожи сглаживаются. Для этого в конструкцию объектива могут вносить линзу с дополнительным рассеиванием.
Часто эффект усиливается с помощью специальных диффузионных светофильтров или самодельных приспособлений (съемка через капроновый чулок, съемка через светофильтр с нанесенным на него тонким слоем вазелина и т.д.).
6. Боке.
Японским термином Боке́ — (от яп. ぼけ Bokeh — «размытость», «нечёткость») называют рисунок оптического размытия части изображения оказавшейся не в фокусе (вне ГРИП) на фотографии. Причем имеется ввиду рисунок оптической размытости, как заднего плана, так и переднего.
Наиболее красивое и гармоничное боке обычно получается на диафрагмах от 1.0 до 4.0 у объективов с постоянным фокусным расстоянием от 50мм и выше. Оценка рисунка боке, достаточно субъективный фактор, но есть явные раздражающие всех элементы: двоение линий, резкие и грубые тональные переходы, некрасивая форма кружков рассеивания, хроматические аберрации на границах и пр.
7. Количество лепестков диафрагмы.
Параметр, связанный, в том числе с предыдущим пунктом. Как правило, чем больше лепестков у диафрагмы, тем более круглое отверстие у диафрагмы, и тем гармоничнее рисунок боке и лучше пластика картинки. У лучших портретных объективов, зачастую в конструкции больше 10 лепестков диафрагмы (например, Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8).
Хотя у каждого правила есть исключения, существуют отличные портретные объективы, обходящиеся всего 6 лепестками (например, Asahi Pentax Super-Takumar 85mm f/1.9). Правда результат впечатляет только на открытых диафрагмах, дальше начинает проявляться слишком характерная «гаечность», которая в ряде случаев может быть и оправданной сюжетом. Еще предпочтительно, чтобы диафрагма менялась не дискретно, а плавно с возможностью выставления промежуточных значений (чаще всего это ирисовые диафрагмы с ручным управлением с помощью кольца). Это очень удобно и для фотосъемки и для съемки видео.
Надо сказать, что внедрение «прыгающих» диафрагм оказало в свое время «медвежью услугу» этому параметру. Так как в механизме прыгающей диафрагмы по технологии не предполагали, как правило, использование больше 8 лепестков, а чаше всего ограничивались шестью.
У современных автофокусных объективов редко когда используется более 9 лепестков, но в дорогих моделях делается дополнительное скругление диафрагмы.
(илл. 5) Лепестки диафрагмы у портретного объектива Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8
8. Оптическое качество объектива
Портретные объективы не слишком критичны к оптическому качеству объектива, в классическом «технологическом» его понимании. Более того, некоторые характеристики и аберрации объектива, которые рассматриваются в других видах съемок как крайне нежелательные, в портретной съемке идут даже на пользу.
Что касается фирм производителей, хорошие портретные объективы есть почти у каждого крупного бренда, но особенно хочется выделить портретные объективы фирм Dellmeyer, Carl Zeiss, Rodendtock, Voigtländer, Schneider Kreuznach, Leica, Meyer-Optik Görlitz.
И, на последок, приведу несколько выборок портретных объективов для зеркальных и беззеркальных фотокамер со сменной оптикой из базы сайта Lens-Club.ru
В следующей статье на эту тему, я расскажу вам о лучших мануальных портретных объективах, которые легко устанавливаются на современные зеркальные и беззеркальные цифровые фотокамеры.
(с) 2010 Сергей Бородин
166676
14
Как выбрать портретный объектив
Современный рынок объективов имеет огромнейший ассортимент моделей с самыми различными характеристиками, и выбрать среди них наиболее подходящий для портретной фотографии может быть крайне непросто. Сам выбор сильно усложняется субъективной стороной данного вопроса, ведь у каждого человека есть свой личный стиль съемки, цели, а также свои рамки бюджета. Сегодня я подробно расскажу вам о том, как же все таки выбрать портретный объектив, который будет долго радовать вас своей работой.
Фикс-объектив или зум, вот в чем вопрос
Фикс-объективами называют объективы с постоянным фокусным расстоянием, то есть при необходимости вы не сможете приблизить объект съемки, стоя на одном месте. В то же время существуют зум-объективы, которые имеют переменное фокусное расстояние. Они способны визуально приближать объект съемки за счет изменения фокусного расстояния.
Для портретной съемки отлично подходят именно фиксы. Их основным преимуществом является наличие более широкой максимальной диафрагмы, чем у зум-объективов, которые покрывают аналогичные фокусные расстояния. Это положительно сказывается на “боке”, что делает его более выразительным, позволяя придать фотографии художественный эффект. Кроме того, более широкая диафрагма положительно влияет на съемку в условиях с плохим освещением, так как вы сможете делать снимки с более длинными выдержками или низкими настройками светочувствительности ISO.
Другим преимуществом фиксов является качество изображения. Объективы с постоянным фокусным расстоянием, как правило имеют меньше оптических элементов в конструкции, чем зумы, поэтому полученные снимки получаются более четкими, обладают большей контрастностью и меньшим количеством бликов. Если стоимость объектива является одним из решающих факторов для вас (подробнее в следующем пункте), то недорогой фикс-объектив обеспечит более качественные результаты, нежели недорогой зум.
Это очень важный вопрос, который встает при выборе оптики, ведь, как и многие вещи в этом мире, хорошие качественные объективы стоят дороже. Наилучшим примером будет линейка фикс-объективов Canon с фокусным расстоянием 50 мм. На данный момент на рынке представлено 5 моделей, стоимость которых варьируется от 4000 до 60000 рублей, и это очень большая разница, поэтому ваш бюджет порой может напрямую определять наиболее подходящую вам модель.
Более дорогие объективы, как правило выдают более четкие и резкие снимки с меньшим количеством бликов. У них более высокое качество корпуса, который к тому же бывает защищен от проникновения внутрь пыли и влаги. Также такие объективы зачастую имеют практически бесшумный механизм автофокуса. С другой стороны, для достижения лучшего качество сборки приходится сильно жертвовать общим весом конструкции. Топовые объективы чаще всего сделаны из металла, а потому ощутимо тяжелее, чем их менее дорогие пластиковые собратья.
Выбор фокусного расстояния вашего будущего объектива напрямую зависит от предпочитаемого вами стиля съемки. Если вы не придерживаетесь какого-либо конкретного стиля, то будет лучше вернуться к первому пункту, и взглянуть в сторону зум-объективов, так как они являются более универсальным решением. Вместо того, чтобы обсуждать какие-то конкретные фокусные расстояния, лучше разделим объективы на четыре категории: широкоугольные объективы, стандартные объективы, короткие телеобъективы и телефотообъективы.
Широкоугольники имеют фокусное расстояние в диапазоне от 10 до 28 мм и отлично подходят для съемки портретов вместе с окружающим антуражем. Основной идеей таких снимков является то, что человек в кадре имеет одинаково важную роль с предметами, которые его окружают. Это позволяет довольно точно передать атмосферу всей сцены целиком, а может быть даже рассказать целую историю в одном снимке. В то же время классические крупноплановые портреты получатся плохо, так как на снимке будет слишком сильно заметна дисторсия, которую далеко не всегда можно до конца исправить в Photoshop или Lightroom.
Стандартные объективы имеют фокусное расстояние около 50 мм в полнокадровом эквиваленте, либо около 35 мм в формате APS-C, либо около 25 мм при съемке камерой с форматом сенсора Micro 4/3. Вероятнее всего, вы уже читали о том, что такие объективы обладают практически идентичным человеческому зрению углом обзора. Это довольно спорная точка зрения, однако нет сомнения в том, что эти объективы довольно хорошо справляются с портретами, занимая промежуточное положение между широкоугольниками и короткими телеобъективами. Со стандартными объективами вы уже можете делать вполне качественные крупноплановые портреты, хотя небольшое количество дисторсии всё равно будет присутствовать на ваших снимках. Особенно хорошо получатся портреты, в которых будет виден торс человека.
Эти объективы зачастую называют портретными объективами, так как они имеют идеальное фокусное расстояние (от 85 до 135 мм) для создания поистине потрясающих портретов. Вы сможете делать снимки крупным планом без дисторсии, либо немного отойти и охватить всю фигуру в целом, при этом вы будете оставаться достаточно близко для того, чтобы продолжать общаться с вашей моделью.
Если ваш короткий телеобъектив будет иметь постоянное фокусное расстояние, то в качестве бонуса вы опять же получите широкую диафрагму, что, как мы уже выяснили, является несомненным плюсом. Большинство таких объективов, особенно фиксы, чаще всего имеют довольно умеренный ценник.
Телефотообъективы чаще всего используются профессиональными фотографами, занимающимися модельной съемкой. Для портретов подойдут “телевики” с фокусным расстоянием до 200 мм. Эти объективы ценят за плотную перспективу и возможность практически полностью изолировать модель от заднего фона с помощью “боке”. Недостатком таких объективов является их дороговизна по сравнению с более короткофокусными собратьями, особенно если вы захотите получить широкую диафрагму. Кроме того, такие объективы зачастую имеют заметно больший вес. Несмотря на это, при желании можно найти довольно много относительно недорогих зум-объективов с диапазоном фокусных расстояний от 100 мм до 200 мм, но в таком случае на действительно качественные снимки в темное время суток можно не рассчитывать.
Специально для Фотосклад.ру
Тимур Бублик
Выбираем портретный объектив
Одним из жанров фотографии является портретная съемка, основанная на создании изображения человека на размытом фоне или в условиях красивого интерьера, они могут быть погрудными, полуростовыми или полноростовыми. В связи с этим возникает необходимость выбора портретного объектива. Сейчас розничные и интернет-магазины предлагают широкий ассортимент моделей, которые могут использоваться для создания фотопортретов. Осталось лишь определиться с выбором и сделать покупку. А для того, чтобы выбор был более легким, остановимся на основных параметрах объективов.
Что такое портретный объектив?
Начнем с основного определения – что такое портретный объектив. Существует широкий спектр моделей, которые могут использоваться для портретной съемки. Каждый имеет свою специфику и особенности.
Основными критериями выбора являются:
И самое главное — опыт, индивидуальные предпочтения фотографа и стоимость оборудования.
При помощи какого объектива можно вести портретную съемку?
Основных вариантов покупки объектива четыре:
Начинающим фотографам портретную съемку лучше вести при помощи стандартных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Это модели с фокусным расстоянием от 50 мм (об этом поговорим чуть позже, такие объективы называют «полтосами» или «полтинниками») в полнокадровом эквиваленте (35 мм в формате APS-C и 25 мм в формате Micro 4/3). Это начальный уровень, позволяющий делать полноростовые и поколенные фотопортреты, крупноплановые портреты, фотографии будут с высокой четкостью, без дисторсии и других искажений.
Широкоугольные объективы используются для портретной съемки с задним удаленным планом, имеют фокусное расстояние от 10 до 28 мм. То есть такой тип объектива применяется, чтобы сделать портрет человека на фоне окружающей обстановки с акцентом на деталях, передать атмосферу сцены или рассказать удивительную историю в одной фотографии. Для крупноплановых портретов данный тип объективов не подходит, искажения будут очень заметны.
Короткие телеобъективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм зачастую и называют портретными, так как позволяют создавать портреты любой сложности, как крупноплановые погрудные, так и полноростовые.
Телефотообъективы, они же «телевики» — это весьма сложный вид объективов, для их использования необходимо иметь знания и большой опыт. То есть это оборудование для профессионалов, которые занимаются, например, модельной съемкой. Фокусное расстояние у них до 200 мм. Главные преимущества – плотная перспектива и существующая возможность отделить человека от заднего фона при помощи размытости (так называемое «боке»). Телефотообъективы, пожалуй, самый дорогой вариант и самый тяжелый.
Особенности конструкции
По конструкции портретные объективы можно условно разделить на две группы:
Многие фотографы считают, что идеальный вариант для портретных объективов это фиксы, прежде всего, из-за широкой максимальной диафрагмы (светосилы), что:
Конструктивно фиксы позволяют получать более четкие портреты, с большей контрастностью, хорошей светосилой, цветопередачей и резкостью, меньшим количеством бликов. Кроме того, в большинстве случаев они компактные и легкие. Но в итоге все зависит от стиля работы фотографа и его привычек, хорошие портреты можно делать и при помощи зумов, их главное преимущество – универсальность.
Характеристики
Главная характеристика портретного объектива – фокусное расстояние:
Важно! Если камера не полноформатная (фулфрейм), то нужно учитывать кроп-фактор, из-за которого фокусное расстояние увеличивается. Например, простой «полтинник» (50 мм) при установке на фотоаппарат с кроп-матрицей будет равноценен фулфрейму с объективом с фокусным расстоянием 85 мм.
Также при покупке необходимо обращать внимание на такие параметры как:
На первых порах можно не вдаваться в сложные нюансы, например, типы оптических искажений, таких как сферическая аберрация, астигматизм, виньетирование и ряд других. Указанной информации на первых порах достаточно.