что значит практико ориентированный проект
Практико-ориентированный подход обучения в профессиональном образовании
Назарычева Надежда Фёдоровна
Практико-ориентированный подход обучения в профессиональном образовании
является формирование у обучающихся професиональных компетенций, практической работы, востребованной сегодня работодателями,а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике. Квалификация обучающихся была и остаётся одним из главных конкурентных преимуществ любого учебного заведения. Сегодня в любом учебном заведении важно иметь инструменты и технологии развития навыков своих обучающихся,быстрого включения их в работу,адаптация их умений,к меняющимся условиям.
ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров. Решение проблем находится не только в сфере профессионального образования, но и в создании отлаженного механизма взаимодействия техникума и реального производства. Поэтому в настоящее время актуальной для образовательной организации является реализация образовательных программ совместно с базовыми предприятиями через внедрение практико-
ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Растим чемпионов» «Растим чемпионов» или «По стопам Родиона Талигина» На протяжении многовековой истории хантыйский народ придавал большое значение физическому.
Информационно-практико-ориентированный проект «Скоро Новый год» Актуальность проекта Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. А. Эйнштейн Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Информационный практико-ориентированный проект «Огород на подоконнике» Информационный (практико-ориентированный) проект: «Огород на подоконнике». Участники проекта:дети подготовительной к школе группы, родители.
Краткосрочный семейный, практико–ориентированный проект «Моя дружная семья» Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху.
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.
Познавательный практико-ориентированный проект «Безопасные дороги детства» Познавательный (практико-ориентированный) проект «Безопасные дороги детства» Составитель проекта: воспитатель Андронова Юлия Владимировна.
Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.
Практико-ориентированный проект «Наш Авто ВАЗ» Технологическая карта педагогического проекта Название проекта «Наш Авто ВАЗ» Тип проекта практико-ориентированный Возраст детей 6-7 лет.
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему.
Практико-ориентированный проект для детей 5–7 лет «Семья» МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края ПРОЕКТ «СЕМЬЯ» Разработал:.
Практико-ориентированные проекты
Проектная деятельность, как часть учебного процесса
Метод проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает учебный процесс личностно значимым для обучающихся, помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности студентов.
Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет студенту при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.
Для студента проект – это возможность:
• научиться проводить анализ;
• познакомиться с другой формой ответа;
• научиться применять полученные знания, умения и навык;
• создать продукт (материальный, вербальный);
• продемонстрировать достигнутый результат;
• проявить инициативу и самостоятельность.
Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.
Для педагогов проект – это дидактическое средство решения педагогических и образовательных задач (компетентностных задач):
• развитие аналитических способностей;
• усиление побуждения к инновациям;
• личностное развитие, проявление инициативы и креативности;
• содействие открытому обсуждению и обмену опытом;
• развитие способности демонстрировать результативность своих планов и решений.
Проектная работа является фактором общения и пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Проектная деятельность выводит студентов на подлинное сотрудничество и создаёт условия для внутренней активности личности.
Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Проекты бывают творческими, исследовательскими и практико-ориентированными.
Творческие проекты
Проекты этого типа направлены на получение творческого продукта: газеты, сочинения, видеоролика, мероприятия и так далее.
Поэтому такие проекты не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов и преподавателей.
Работа над творческим проектом только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом.
При этом требует продуманности формы и структуры конечного результата:
ключевые показатели эффективности;
Исследовательские проекты
Исследовательские проекты направлены на получение научного знания, характеризующегося новизной и теоретической или практической значимостью.
Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную или курсовую работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы.
После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи.
Исходя из этого, выдвигается гипотеза решения проблемы и описываются теоретические и эмпирические методы исследования.
Практико-ориентированные проекты
Цель прикладных проектов заключается в получении результата, ориентированного на социальные интересы самих участников проектной работы.
Например, на основе результатов исследований разрабатываются следующие документы:
• программа действий по решению выявленных проблем;
• проект технического решения – дизайн витрины аптеки.
В отличие от творческих, прикладные проекты требуют тщательно продуманной структуры.
Для этого необходимо:
• определить поэтапные действия с указанием промежуточного и конечного результатов;
• определить функции каждого участника;
• скоординировать и скорректировать их деятельность;
• оценить возможные способы внедрения результатов проекта;
• учесть возможные риски и прочее.
Процесс оценивания индивидуального проекта непрерывен и проходит через все этапы проектной деятельности. Оценивание в проектной деятельности играет ведущую роль, поскольку в стратегии и инструментах оценивания закладываются цели проектной деятельности:
• Оценивание в технологии проектной деятельности не сводится к оценке предметных знаний обучающихся или полученных ими продуктов проектной деятельности.
• Оно разворачивается как сквозной процесс, позволяющий проследить за личностным ростом обучающихся, их активностью, познавательной деятельностью, ходом работы над проектом.
Кто должен оценивать?
• Через создание проверочных листов,
• через вопросы, позволяющие проследить и оценить этапы проектной деятельности;
• через постановку целей предстоящей деятельности;
• через определение трудностей и путей их преодоления.
• Через защиту проекта (критерии оценки качества продуктов проектной деятельности предварительно разрабатываются )
• Через шкалу мнений
• Оценочных листов наблюдений
По каким критериям оценивать?
• При разработке критериев преподаватель соотносит каждую цель с одним из инструментов оценивания.
• Язык описания критериев должен быть понятен студенту, поэтому необходимо избегать сложных для понимания терминов, ограничить количество критериев и расположить их в определенном порядке.
• Чтобы убедиться в достаточности критериев соотнесите их с поставленными целями, выполните работу от имени студента и оцените ее в соответствии с разработанными критериями.
• Критерии оценивания должны быть известны обучающимся до выполнения проекта.
Чаще всего в проектной деятельности используются для предъявления критериев таблицы оценивания (проверочные листы), которые содержат показатели, (левая колонка) и их индикаторы (колонки справа), описывающие уровень достижения.
По какой шкале оценивать?
o Бальное оценивание
o Рейтинговое оценивание
o Система зачет/незачет
o Вербальное поощрение.
Где накапливать и фиксировать материал?
Как оценить проектную деятельность?
ü Расширения и углубления предметных знаний;
ü Знания о структуре и проектной исследовательской деятельности;
ü Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;
ü Выполнять эксперимент;
ü Умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента.
Таким образом, в проектной деятельности должна быть большая доля самостоятельности студентов.
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Какой проект мы создаем?! Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательских и практико-ориентированных проектов учащихся в образовательных учреждениях
Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
КАКОЙ ПРОЕКТ МЫ СОЗДАЕМ?!
по созданию учебно-исследовательских
и практико-ориентированных проектов
учащихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации разработаны по итогам проведения районного Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской».
Представленные работы на Форум имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ. В настоящее время имеется большое количество литературы по организации проектной деятельности, авторами даются ключевые понятия в различной трактовке. Представленные работы на Форум выявили, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов. Пособие является компиляцией из различных источников необходимой информации для разработки и написания проектных работ. Список использованных источников представлен.
В методических рекомендациях можно найти классификацию проектов, этапы реализации проекта, основные различия исследовательских и практико-ориентированных проектов, ключевые понятия методологии исследования. Предложены общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов.
Рекомендуется заместителям директоров, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
Цели проектной деятельности
Этапы реализации проекта
Структура и различия в написании исследовательского и практико-ориентированного проектов
Содержательные и пошаговые компоненты исследовательского проекта
Содержательные и пошаговые компоненты практико-ориентированного проекта
Критерии оценивания проекта
Критерии оценки устного выступления
Общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов
Список использованной литературы
Модернизация системы образования требует, чтобы обучение по образовательным программам было нацелено на формирование у обучающегося ключевых компетентностей. Концепция компетентностно-ориентированного образования, принятая 19 мая 2004 года Постановлением Правительства Самарской области за № 24, указывает четкий путь решения задачи формирования ключевых компетентностей через:
1) введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанника по достижению определенной цели и его самооценку;
За последние пять лет через руки авторов-составителей прошло достаточно большое количество детских проектов, участвовавших в районных научно-практических конференциях и районном Форуме «Умы и таланты Земли Похвистневской», что дало возможность проанализировать ситуацию.
Представленные работы имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ, было выявлено, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов.
Наши методические рекомендации адресованы заместителям директоров образовательных учреждений, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
2. Классификация проектов [5;11]
В научной и практической литературе встречаются различные классификации.
— долгосрочные (от полугода до нескольких лет);
— среднесрочные (от 1 недели до нескольких месяцев);
2) По характеру контроля и руководства:
— с непосредственным жестким и гибким контролем;
— с опосредованным (руководитель проекта является участником, консультантом и контролером).
3) По характеру взаимодействия и связей:
Пример практико- ориентированного проекта
«В подарок природе – реальные дела»
Автор: Виноградова Юлия,
обучающаяся МОУ СОШ №10, 16 лет.
Руководитель: Околодкова Людмила
Августовна, учитель биологии МОУ СОШ №10,
педагог дополнительного образования
ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».
город Ярославль, 2014 г.
В жизни любого человека окружающая его среда имеет огромное значение. От состояния биосферы зависит самое главное богатство человека – его здоровье, эмоциональное и душевное состояние.
Кр асота восторгает и исцеляет человека. Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветочке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев…
А какой красоте может идти речь, если берега рек завалены горами мусора, а когда- то взятые в дом животные выброшены на улицу.
Появление человека как “ Homo sapiens ” (человека разумного) качественным образом изменило биосферу, к сожалению, не в лучшую сторону. Биосфера сама по себе в целом пассивно реагирует на вмешательство человека, а живое вещество активно приспосабливается к новым условиям существования и присутствию в природе человека. Многие виды животных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни по соседству с человеком. Но многим живым организмам необходима постоянная, реальная помощь человека.
Не все творения человека находятся в гармонии с окружающей средой. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных людьми: зданиях, сооружениях, дорогах, свалках мусора. Поэтому каждый человек должен бережно относиться к природе, защищать и оберегать, содержать в чистоте среду своего обитания.
Школьники не в состоянии решить общегосударственные проблемы загрязнения окружающей среды и сокращения биологического разнообразия видов. Но мы можем сделать чище свои реки и пруды, помочь нашим братьям меньшим. Принять посильное участие в разных мероприятиях, организуемых не только нами самостоятельно, но и различными учреждениями дополнительного образования на уровне города и области, а также общественными организациями в рамках общероссийских программ с международным участием.
Принять участие в очистке берегов Волги в районе «Павловской рощи» от бытового мусора в рамках городской акции «Чистые берега».
Принять участие в городской акции «Поможем бездомным животным», которая, ежегодно проводится в рамках осенней, весенней недели добра.
Принять участие в городской акции «Покормите птиц зимой», «Пернатая радуга» (изготовление искусственных гнездовий и кормушек, изготовление плакатов по проблемам защиты птиц).
Этапы проекта с детьми:
1. Мотивационный этап (сроки: март 2014 года). Цель этапа: мотивация школьников среднего звена на участие в проекте по сохранению чистоты окружающей среды и защите животных.
2. Подготовительный этап (сроки: март – апрель 2014 года). Цель этапа: погружение школьников среднего звена в проект и разработка плана действий.
Основополагающий вопрос: Зачем нужно заботиться об окружающей среде и о животных?
Проблемный вопрос: Могут ли учащиеся школы оказывать серьезную помощь в вопросах защиты окружающей среды и защиты животных?
Фамилия, имя обучающегося
Что такое окружающая среда и ее значение для жизни человека?
Среда место нашего обитания.
Какую помощь окружающей среде и животным могут оказывать школьники?
Изучение отношения учащихся МОУ СОШ № 10 к вопросу охраны природы.
Учащиеся 8- 11 классов.
Участие в акции «Чистые берега» по уборке бытового мусора на береге реки Волга.
Бездомным животным можно облегчить жизнь?
Животным нужна наша помощь.
Учащиеся 1- 11 классов.
Изготовление поделок. Организация ярмарки по продаже овощей и фруктов, выращенных учащимися. Участие в благотворительной акции «Помоги бездомным животным».
Ждут ли нашей помощи птицы?
Учащиеся 8- 10 классов.
Изготовление искусственных гнезд и кормушек. Подкормка птиц зимой. Участие в городских акциях: «Покормите птиц зимой» и «Пернатая радуга».
3.Этап реализации проекта (сроки: апрель 2014 – апрель 2015 года). Цель этапа: реализация разработанного плана действий.
4. Презентация проекта (защита проекта) (сроки: апрель 2015 года). Цель этапа: подготовка презентации и защита проекта.
5. Рефлексивно-оценочный этап (сроки: апрель 2015 года). Цель этапа: внутренняя и внешняя оценка эффективности реализации проекта.
В рамках подготовительного этапа проекта учащиеся 10 класса провели анкетирование, по результатам которого определились 3 основные направления природоохранной деятельности: помощь животным и птицам, охрана берегов реки Волги.
Проект был успешно защищен на выступлении перед учащимися, учителями и родителями учащихся МОУ СОШ № 10. В процессе реализации проекта дети приобрели ценные общечеловеческие качества такие как: милосердие, сострадание и забота о близких, отработали навыки проектирования, активно участвуя во всех его этапах, овладели правилами создания презентаций по темам мини-проектов.
Всего в проекте, на различных этапах его реализации, приняли участие 256 ребят, многие из них участвовали всей семьей. Проект «В подарок природе – реальные дела» получил одобрение у детей, учителей, администрации МОУ СШ №10, родителей. Эффективность данного проекта несомненна, т.к. позволила обратить внимание, задуматься над такой важной для всех проблемой загрязнения водоемов и сокращения численности животных. Работа по приобщению детей к защите окружающей среды и оказания помощи животным должна быть систематической, поэтому планируется проведение подобных проектов в следующем учебном году.
Мини – проект 1. Участие в акции «Чистые берега» вдоль берега в районе парка «Павловская роща».
В рамках общероссийской программы с международным участием «Зеленые школы» по вопросам охраны водных объектов была объявлена акция «Чистые берега» в ходе, которой школьники различных школ приняли участие в уборке берегов реки Волга.
Наша школа расположена в Дзержинском районе города Ярославля и берег Волги в районе парка «Павловская роща» для многих ребят и членов их семей является одним из любимых мест отдыха. Но в результате пребывания отдыхающих на природе, берега реки просто завалены мусором и требуют постоянной уборки. Учащиеся нашей школы в количестве 22 человек вышли на уборку берегов любимой реки. Организаторы акции перед началом мероприятия все участникам выдали футболки с логотипом, мусорные мешки и перчатки. В течение 5 часов ребята убирали различный мусор, сортируя его по мешкам (отдельно отбирали пластик, стекло и бумагу). Наиболее активные участники акции зарабатывали баллы, которые по завершению мероприятия можно было обменять на различные призы.
В ходе проведения акции звучала музыка, проходили различные конкурсы, что не могло оставить без внимания отдыхающих, многие из них получив от организаторов акции перчатки и футболки, также принимали активное участие в уборке территории.
Общими силами учащихся, преподавателей, прохожих и организаторов мероприятия по берегам реки Волги было собрано более 50 мешков различного мусора, который затем был отправлен на различные предприятия для переработки.
Участники акции с чувством выполненного долга!
Мини – проект 2. Участие в акции «Помоги бездомным животным»
В школе был объявлен призыв на изготовление поделок среди учащихся 1- 11 классов для помощи бездомным животным, живущим на территории приютов «Ковчег» и «Вита». Силами ребят и их родителей было создано большое количество достойных работ таких как: плюшевые медвежата (20 штук); прихватки (40 штук); фенечки (50 штук); декоративные сумочки и коробочки под украшения (15 штук) и многое другое.
Особенно активное участие приняли учащиеся 4-х, 5-х, 8-х и 10 классов.
Все изготовленные поделки были проданы в детском парке отдыха при проведении городской благотворительной акции: « Помоги бездомным животным». Сумма, вырученная от продажи сувениров, была передана организаторам акции.
Силами учащихся 7 « а» класса была организованна благотворительная овощная ярмарка, на которой ребята продавали сельскохозяйственную продукцию со своих дачных участков по символическим ценам посетителям парка. Весь принесенный урожай был продан, а вырученные средства переданы в приют. Всего учащимися МОУ СОШ № 10 в приюты для бездомных животных было передано три тысячи восемьсот девяносто четыре рубля.
В рамках акции учащимися школы были собраны корма для животных приюта, а также разнообразные крупы, ошейники, поводки и лекарственные препараты.
Все собранные товары были привезены в парк и торжественно переданы для благотворительных целей вместе с товарами, принесенными учащимися других школ.
Шаги, направленные на реализацию данного проекта касались вопросов изготовления гнездовий и кормушек для птиц, ежедневной подкормки птиц в зимний и весенний периоды года.
Изготовленный учеником 10 класса Мальцевым Семеном, скворечник был передан в парке « Юбилейный» работникам станции юных натуралистов для дальнейшего использования.
Ребята изготовили кормушки, разместили их на территории школы и ежедневно подкармливали птиц.
Ученицами 9 «А» класса Фатеевой Юлией и Тимофеевой Екатериной был создан плакат, отражающий реальные проблемы перелетных птиц: гибель на линиях электропередач, гибель в результате разлива нефти и ухудшения условий среды.