что значит православная песня
Песни для любителей русской жизни
Беседа с певицей Евгенией Смольяниновой
Фольклор не относится к числу жанров популярных. Все слышали, что есть народная музыка, но мало кто представляет, какая она на самом деле, – пожалуй, такое знание сейчас доступно только специалистам. «Те, кому все же посчастливилось открыть это богатство, могут полностью переосмыслить свою жизнь», – считает известная певица, исполнительница русских песен и романсов Евгения Смольянинова. За более чем 25 лет жизни на концертной эстраде ее творчество развивалось, в репертуаре появлялись не только народные песни, но и городской романс, духовные стихи, собственные сочинения, необычные аранжировки. Но оставалась неизменной удивительно искренняя манера исполнения – именно так, не просто вживаясь в образ, а живя в нем, пели народные песни наши предки. Возможно, секрет в том, что Евгении Смольяниновой удалось пообщаться в юности в фольклорных экспедициях с носителями живой народной традиции. Память о них осталась на всю жизнь.
– Евгения, какой урок получили вы от общения с носителями живой народной культуры?
– Когда я слушала и Ольгу Федосеевну Сергееву, и других, я удивлялась тому, что некое великое знание дано простой крестьянской женщине. Все они поразили меня своей удивительной мудростью и цельностью. Как не похож был мир, в котором они живут, на наш! И мне захотелось прикоснуться к нему, узнать его – то есть научиться петь, как они.
– Есть ли сейчас такие певцы?
– Да, думаю, что еще есть, ведь ученые ездят в экспедиции и сейчас, собирают фольклор. Но другое дело, что я поехала в деревню уже после того, как «заболела» песней, услышав ее по радио. А сейчас уже немыслимо такое услышать в радиоэфире или телепередачах.
– Но ведь то же радио и телевидение явились во многом причиной того, что в деревнях перестали петь: люди слушали радиоприемник, приучались к современным песням, забывали свои, народные.
– Да, конечно, наша жизнь меняется. Но раньше все-таки было место в эфире для классики и народной музыки. Теперь же городскому жителю вообще не дают выбора, что слушать. И мы даже не знаем своей родной музыки, а это – как не знать собственной семьи, своих отца и мать. Проблема в том, что что-то настоящее, живое – а ведь именно в этом ценность народной песни – никогда не укладывается в формат. Профессиональная деятельность на эстраде, как правило, подчинена каким-то схемам – чтобы были определенные шаблоны, как частички мозаики. Хотят сконструировать нечто такое, чтобы все детали были пригнаны и из них складывалась картинка. Но народная песня – это какая-то «неправильная» деталь, которую нельзя упорядочить. Поэтому так часто вместо народных песен нам предлагают примитивные ее замены в «попсовой» обработке. Жаль, что профессионалы, знающие и понимающие, не пропагандируют песню; этим занимаются как раз те, кто не смыслит в народной культуре ничего, а ведь ее нельзя в одночасье постичь. Нужен богатый опыт слушания, нужно прочувствовать и научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к внутренней слуховой вокальной культуре. Не случайно у тех народов, которые сохранили национальное пение, крепкие корни.
– Что, кроме памяти о предках, может дать народная песня уму и сердцу?
– В народной музыке удивительно точные интонации, которые выражают разные душевные переживания, – нет ничего фальшивого. И вот мне в свое время очень захотелось уловить такую чистую интонацию, какую я слышала от бабушек в деревне. Ведь насколько человек может быть красив, когда он нелицемерен! И если узнаешь народную песню, то и самому стать таким захочется. Захочется найти путь к самому себе. Это как камертон: так звучит твой народ.
– И все же где можно услышать и узнать народную песню?
– Это сделать очень сложно. Но если поинтересоваться, то можно узнать, что до сих пор есть фольклорные центры. Для детей есть кружки народной песни, но выбирать их нужно очень тщательно, ведь педагог, который поет народную песню, должен быть и сам одаренным и духовным человеком.
То есть чтобы прикоснуться к родной культуре, надо самому поработать, поискать: есть же библиотеки, музеи, есть сайты в интернете.
Конечно, хорошо было бы, чтобы наши дети могли на соседней улице найти занятия, где бы им адекватно рассказали о русской традиционной культуре. Или чтобы в музыкальных школах была бы лучше развита работа на фольклорных отделениях. Но этого нет – а значит, мы должны сами пошевелиться и найти то, что нам важно, что важно для наших детей.
– Как вы познакомили своих детей с народной песней? Знают ли они и любят ли ее так же, как и вы?
– Конечно же, все начинается с колыбельных. Многие современные мамы ведь и не знают никаких колыбельных песен. Я своему сыну старалась все время петь – то, что я когда-то слышала в деревне в экспедициях. Мне кажется, что это помогает воспитать у ребенка хороший вкус, понимание какое-то подсознательное того, что есть хорошая музыка, а что только засоряет слух, мешает. Я надеюсь, что мне доведется дожить и до внуков, чтобы и им тоже петь.
– Может быть, и музеям, и архивам следует быть более открытыми? Ведь не каждый может туда попасть.
– У нас в архивах есть огромное количество записей народных исполнителей, самых разных. Но, действительно, они доступны только специалистам. А вот, например, в любом европейском музее сделано все для того, чтобы посетитель мог ближе познакомиться с экспозицией. Там берут детей в коляске с собой, так как для этого созданы условия, и они с младенчества видят свою культуру.
Так создается возможность воспитывать в себе механизмы творчества. Неважно, какую профессию выберет ребенок, когда вырастет. Будет ли он художником, бизнесменом или поваром, но развитое творческое мышление поможет самореализоваться в любой области и делать свое дело с любовью и увлечением.
Мне кажется, что нашим детям в современной школе и вузе как раз и не хватает творчества, и введение традиционной компоненты в образование помогло бы решить эту проблему.
Когда я бывала в странах Прибалтики, то обратила внимание: по радио звучат народные песни, и рядовые обыватели знают их и относятся к ним бережно. За столом народные песни поют все – от самых маленьких до самых старших. Маленькие народы умеют хранить свою культуру. Того же хочется и для нашего народа.
– Многие православные не интересуются народной песней еще и по причине ее языческого происхождения. Некоторые считают, что лишние душевные переживания развлекают и лучше петь и слушать даже вне храма более строгие по стилю и содержанию духовные песнопения. Что вы, как прихожанка храма, к тому же иногда поющая на клиросе, думаете по этому поводу?
– Я не обладаю духовной властью, чтобы говорить, какие действия приведут к спасению или, наоборот, к погибели. Да и, на мой взгляд, не может быть готовых рецептов: эту песню слушай, а эту – не слушай.
Человек должен на пустыню души своей пустить воды – все-таки постараться прочувствовать, узнать себя и тогда уже сделать свободный выбор.
Кто сказал, что Бог мне дал дар петь на клиросе? Все-таки мое – это народное пение, в этом мой дар и мое призвание, как мне кажется. И нужно с благодарностью принимать то, что тебе дано.
Даже до принятия христианства наши далекие предки знали, что не все равно, как ты будешь жить на земле, не все равно, что ты будешь делать, – все твои поступки имеют смысл и последствия. И это мудрое мироощущение и передает нам народная песня.
Евгения Смольянинова. Райская птичка | |
Евгения Смольянинова. В лунном сияньи | |
Евгения Смольянинова. Слово «мама» дорогое | Скачать Евгению Смольянинову не часто можно услышать по телевидению и радио, зато она любит выступать «вживую» и часто гастролирует по всей России. Следующий концерт этой замечательной исполнительницы состоится 22 декабря в Московском Государственном театре эстрады. Здесь будет представлена новогодняя программа: русский романс, народные, духовные песни – и новый диск под названием «“Как у нашем у раю”. Утешительные песни для любителей русской жизни». 5 причин ликвидировать христианскую музыкупо мнению католического блогераПриблизительное время чтения: 8 мин. Статья католического журналиста и блогера Марка Барнса — о том, полезны ли христианам «христианские» песни как отдельный жанр современной рок- и поп-музыки. Понимая намеренно провокационный характер статьи (начиная с заголовка), «Фома» счел этот текст интересным и достойным перевода с английского. Мы — люди, обладающие свободной волей, интеллектом и пламенным стремлением к чему-то высшему — должны перестать создавать христианскую музыку. Вот пять причин из ста — почему. 1. Написать «христианскую» песню — значит, свести христианство к функции прилагательного-определения.2. Музыка — всегда христианскаяСочинять какую-то особенную «христианскую» песню — пускай опять-таки из самых благих побуждений — значит ставить под сомнение, что Христос — трансцендентный источник всех песен вообще. Мы не можем попытаться создать что-либо по-настоящему прекрасное без оглядки на Того, кто есть Сама Красота — на Бога. Мы не можем провозгласить в песне какую-либо истину — даже если это самая плохо понятая на свете истина типа «all you need is Love» — без оглядки на Того, кто есть Сама Истина — на Бога. Мы не можем даже попытаться вдохновить кого-либо на стремление к чему-либо высшему — что генетически является целью музыка вообще — если не признаем существование этой высшей реальности, к которой наши души в принципе способны стремиться. Гармония, мелодия, ритм, рифма, динамика — все эти чудеса принадлежат не к миру вещей и даже не к миру животных. Музыка возникает только там, где возникают «созданные по образу и подобию Божию» — люди. Пение — признак человеческого достоинства. Пение уже само по себе восхваляет Бога, Который отделил нас от всего остального, лишенного возможности петь. Даже самые пошлые металлисты, косящие под сатанистов, с их ритуальным закалыванием козла прямо на сцене, по-своему тоже становятся частью христианской действительности — просто за счет того, что дергают три струны и называют это мелодией. Их песни все равно строятся по законам восприятия — а эти законы созданы Богом. В их песнях все равно есть гармония — пускай и с перегрузом — и значит, есть хотя бы жалкая попытка иметь дело с прекрасным, а Сама Красота — это и есть Бог. Разумеется, такие группы не понимают ни что они делают, ни зачем, упиваются грехом, неспособны сочинить что-либо стоящее, транжирят время, давая волю самым низменным, языческим чувствам, но даже такое заблуждение — это отражение христианства. Отказаться от Добра, Истины и Красоты можно только пред лицом Добра, Истины и Красоты. Их музыка недобрая — то есть, в ней не хватает добра. А нехватка добра подразумевает, что добро все-таки существует. А Бог — и есть Само Добро. Дьявольская музыка в чистом виде не была бы собственно звучащей музыкой, потому что зло — это Ничто, его нет самого по себе, оно лишь отсутствие блага. Если бы музыканты-сатанисты захотели бы по-настоящему бросить вызов Богу, им бы следовало на час включить свои усилители так, чтобы они издавали просто белый шум, — и назвать это концертом. 3. «Как только Вы называете меня, Вы отрицаете меня»Эти слова Кьеркегора находят свое подтверждение в мире христианской музыки. Упорно насаждая христианскую музыку как отдельный жанр, мы тем самым загнали музыку-о-Христе в своего рода гетто. У нас свои радиостанции, свои лейблы и даже свое собственное — особое — «христианское» звучание. Христиане, вы никогда не замечали, что в книжных магазинах книги для атеистов стали отдельной секцией? С чего вдруг мы так уверены, что атеист, сокрушаясь, вдруг упадет на колени пред лицом Воскрешение Христова? Стоит вытатуировать себе на лбу слова Льюиса: «Я считаю, что любой христианин, достаточно компетентный, чтобы написать хорошую научно-популярную книгу, принесет этой книгой больше пользы, чем любой прямой апологетикой… Люди могут внимательно вслушиваться в нашу христианскую точку зрения не более получаса; но как только они вышли с нашей лекции или отложили в сторону нашу статью, они снова погружены в мир, где убеждения, противоположные христианским, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся… Что нам нужно — так это не новые книги о христианстве, а новые книги на самые разные темы, написанные христианами, — где все христианское читается между строк. Вы это легко увидите, если посмотрите вот под каким углом. Едва ли нашу веру сможет поколебать какая-нибудь книга об индуизме. Но нас поколебало бы, если бы, читая самую простую книгу по геологии, ботаники, политики или астрономии, мы обнаружили, что выводы ее сами подводят нас к индуизму. Материалистом современного человека делают не книги, напрямую проповедующие материализм, а тот факт, что в разных других книгах авторы изначально исходят из материалистических предпосылок. Так и тут: современного человека не тронут книги о христианстве. Но его бы по-настоящему тронуло бы, если бы, захотев найти недорогое, написанное доступным языком введение в какую-нибудь науку, лучшая книга в магазине по любой теме оказалась бы написанной автором-христианином». То же самое — в музыке. Христиане, которые сочиняют «христианскую» музыку, не нужны. Что нужно — так это чтобы христиане сочиняли лучшую на свете музыку и чтобы через это весь мир мог познать подлинность, глубину и истину христианства как действительности, данной в ощущениях, а не как лавину штампов, приспособленных к поп-музыке, которые сводят на нет все самое главное в этой богатой всеобъемлющей религии. 4. Христианство как лейбл становится оправданием заурядностиЛюбая песня о Христе по определению полезна, разве не так? Не так. Любовь искупает множество грехов, но клишированное повторение Его Святого Имени не искупит того, что твоя мелодия и гармоническая цепочка — это всего лишь переделка последнего сингла группы «Nickelback». Писать песню, полагая что через нее Святой Дух достучится до людей, — значит подвергать сомнению, что Святой Дух должен достучаться до людей через тебя, и даровал тебе с этой целью глубину эмоций, воображение поэта, просвещенный ум и духовную чуткость. И все для того, чтобы ты мог наконец написать неплохую песню. Талант писать песни — небольшой, но все-таки дар Святого Духа. А когда Святой Дух становится оправданием заурядности — когда на его божественные плечи мы сваливаем груз ответственности за стихосложение, музыкальное мастерство и выражение собственной индивидуальности — тогда мы не пребываем в единстве с Ним, но пытается сами себе оправдать и сочиняем какую-то нелепую ересь… А тем самым мы видим в Боге некоего волшебника, который должен взять наши песни, книги, стихи, картины, статьи и т.д. и сделать их содержательными и цепляющими уже после того, как мы их создали. Но именно мы сами — и никто другой — в соработничестве с Богом делаем искусство потрясающим. Если ты пишешь плохую музыку, но молишься Богу, чтобы Он потом сотворил с ней что-нибудь великое, — перестань молиться и напиши музыку получше. 5. «Христианская» музыка — это не по-христианскиСамые популярные в Америке христианские радиостанции (СНОСКА: Некоммерческая организация «K-Love Air 1 Foundation» (США) является учредителем двух христианских радиостанций: «K-Love» и «Air 1») формулируют свою миссию следующим образом: «K-Love проповедует Евангелие через средства массовой информации, чтобы привести как можно больше людей к спасению и духовному росту. Air 1 Radio предлагает подросткам и молодым людям передовую позитивную христианскую музыку». Если христианский опыт — это то, о чем поется в большинстве «христианских» песен, и то, что в «K-Love» взяли за основу, — я бы лучше остался атеистом. K-Love передают «позитивную» музыку (можно я не буду комментировать то, что она еще и «передовая»?). Любая христианская радиостанция перед каждой песней почему-то стремится заверить слушателя, что эта песня «позитивная», «вдохновляющая» и «по-семейному дружелюбная». Христианство — это, конечно же, позитив, но совсем не в том смысле, в каком это понимают на христианских радиостанциях. Определение слова «позитивный» — это «ясно заявленный, выраженный, утвержденный». Христианство — именно такое (и чем ближе ты подходишь к Церкви, тем яснее становится все заявленное). Но «позитив» — в смысле «быть на позитиве», «испытывать позитивные эмоции» — это какое-то поверхностное ощущение благополучия, столь же чуждое христианству, как, например, сайентология. Мы любим Бога, который страдает. Любовь ко Христу — а именно в этом для меня суть христианства — непохожа на позитивные эмоции по отношению к Нему. Ты можешь себе представить, как, глядя прямо в глаза любимому человеку, скажешь: «спасибо тебе за позитив!» Если нет и для тебя это немыслимо — запомни это ощущение и имей его в виду, когда будешь сочинять очередную «позитивную» песню о Женихе Церкви Иисусе Христе. Все мы путешественники в юдоли слез. Велика радость наша, но она неотделима сердечной скорби нашего Спасителя. Наша новая жизнь куплена ценой Его смерти. Музыка должна красочно выразить наш подлинный христианский опыт, а в «позитивном» христианстве ничего подлинного нет. Католический мыслитель Жак Маритен сформулировал это очень емко: «Бог не ждет от нас «религиозного» искусства или «католического» искусства. Он ждет от нас собственно Искусства, которому мы отдадимся до конца». Русская Православная Церковь Московский Патриархат Крутицкая и Коломенская Митрополия Сергиево-Посадская и Дмитровская Епархия Клинское Благочиние Храм Воскресения ХристоваКлин, Московская область«Русская песня – душа народа» статья Ирины Скорик о русской песне.Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру. Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни? Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца. Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем». Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров, «Варяг»— Я. Репинский, «Вечерний звон» — И. Козлов, «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня. Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика. С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.) Ой, ты, доля горькая – лучинушка, Плачет в поле девичья краса, Словно долю женскую – судьбинушку У России – матушки взяла. И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера. Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси. И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох. Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!» Русь святую разоряют, Ты бери коня, Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего, Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать, Сердце просится на бой! Во святую Русь. «Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею» Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков. Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры. В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека. Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена: «Вспомним братцы, Русь и славу, И пойдем врагов разить. Защитим свою державу, («Вспомним, братцы, Русь и славу») Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью: Как затянет, как зальется Песней русскою народ, И откуда что берется, Прямо к сердцу так и льнет.» Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания. Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия. Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы». Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу. Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру. Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность. Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей. Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура. А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает! Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год
|