что значит профильная смена в лагере
Лагеря тематические и профильные: в чем разница?
Совсем недавно у родителей, решивших отправить своих детей на каникулы в лагерь, выбор был не так уж велик. По предлагаемому набору занятий и развлечений все лагеря были похожи один на другой. Можно было выбрать только место расположения лагеря, да и то не всегда. Чаще ребенку приходилось ехать туда, куда давали путевка.
Сегодня выбрать можно не только место отдыха ребенка, но и то, чем он будет заниматься в лагере. Кто-то хочет, чтобы их школьник просто отдохнул и поднакопил сил для следующего учебного года, кто-то считает, что нельзя попусту тратить время и даже каникулы должны быть проведены с пользой.
Тематические лагеря и профильные лагеря – отличная возможность совместить учебу и отдых. Но это два разных типа лагеря, и чтобы не ошибиться в выборе, надо очень четко представлять, чем один отличается от другого.
Если ребенок из всех школьных предметов выделил какой-то один и с удовольствием им занимается, или же чем-то серьезно увлекается: спортом, танцами, живописью или музыкой, то, возможно, без любимого занятия он будет скучать. В этом случае ему отлично подойдет профильный лагерь.
Программа профильных лагерей ориентирована на какой-то определенный школьный предмет или конкретный род занятий. А группы комплектуются по интересам и по уровню подготовки. К профильным лагерям относятся: лингвистические, математические, журналистские, театральные, экологические, спортивные. Конечно, как и в любом другом лагере, много времени будет уделяться отдыху и развлечениям, но основное – это занятия по выбранному профилю, которые обычно проводят специально приглашенные преподаватели или тренеры. Набор в профильные лагеря часто проводится по рекомендациям школ или детских центров, иногда ребятам предлагается пройти тестирование для определения уровня подготовки. Задача таких лагерей – за смену дать углубленные знания по какому-то предмету и развить определенные способности ребенка.
Тематические лагеря – в них принимают всех желающих. Выбирается какая-либо тема, к примеру, путешествие в сказку, детективная история, поиски сокровищ или съемки приключенческого фильма. Главное – чтобы тема была интересна и понятна ребенку. Программа разрабатывается так, чтобы все проводимые мероприятия соответствовали заданной теме. Не важно, какими знаниями или умениями обладает ребенок, возможность проявить себя предоставляется каждому.
В рамках заданной темы предлагается творить, искать и предлагать свои пути решения задачи, пробовать свои силы в разном, а также по ходу дела учиться самому и учить других. Каждый день ребятам дается возможность узнавать что-то новое из самых разных областей и тут же применять на практике полученные знания. Помимо того, что тематические лагеря дают возможность приобрести полезные для жизни навыки и знания, это еще и хороший командный тренинг. Ведь успех – общий, и для его достижения необходимы совместные усилия.
Из тематического лагеря ребенок не вернется классным математиком и не заговорит вдруг на каком-либо иностранном языке. Но интересно проведет время, хорошо отдохнет, получит разноплановые знания и станет более коммуникабельным.
Отдых и оздоровление детей
в Курганской области
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
Профильные смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Профильные смены имеют свои особенности:
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился.
Примеры профильных смен:
Моделирование профильной смены в детском лагере
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в лагере.
О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения от 26.03.2020 г.) скачать
Опыт организации профильных смен на территории Курганской области
В Курганской области особой популярностью пользуются профильные смены, при разработке которых учитываются интересы, склонности и способности отдыхающих, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными способностями.
В регионе реализуются порядка 30 профильных смен для различных категорий детей с общим охватом более 2 тысяч по следующим направлениям: военно-исторические, профориентационные, туристические, социально-значимые, экологические, тренировочные сборы и особое место занимают олимпиадные смены по предметам.
Из традиционных и известных смен можно назвать «Патриот Зауралья» (военно-исторический лагерь), «Команда» (смена для активных школьников по 4 направлениям), «Разноцветные реки» (лагерь мира и дружбы).
Методическое пособие «Организация и проведение профильных смен и других форм профилизации детского отдыха в организациях отдыха детей и их оздоровления (методические рекомендации для организаторов детского отдыха)» (2021 г.) скачать
Чем отличаются профильные смены от тематических в детском лагере?
Тематический лагерь — это детский отдых, организованный таким образом, чтобы в рамках какой-то тематики — искатели сокровищ, охотники за привидениями, юные геологи, детективы, кинокомпании и т.п., — составить программу летнего оздоровительного лагеря. При этом нужно учесть, чтобы каждый день дети получали новые знания из разных областей, которые могли бы применить на практике. И всё это наряду с обязательными оздоровительными, воспитательными и творческими мероприятиями.
Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.
Иногда к летним профильным лагерям относят детский отдых, основанный на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия. Однако специалисты всё же выделяют их в отдельную группу. При этом делят их на две группы: 1 — для тех, кто серьезно занимается каким-то видом спорта, 2 — для общего физического развития. Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.
Тематические детские лагеря отличаются от профильных ещё тем, что здесь каждая смена имеет свою тематику. «Тема» лагеря меняется каждую смену и все основные мероприятия посвящены ей. Например, даже занятия английским языком могут проводиться в рамках текущей темы летнего лагеря. Кстати, подобная программа деятельности лагеря считается очень трудной для разработки и проведения. Потребуется весь методический и педагогический профессионализм, чтобы провести смену на высоком уровне. Однако опыт показывает, что именно такая практика имеет большую пользу для детей.
Тематические смены в лагере заставляют детей включаться в общую работу — думать, разгадывать, показывать, создавать и т.д., — где они получают практический опыт по актерскому или ораторскому мастерству, логическому мышлению, умению находиться в условиях природы и многое другое. Не каждому лагерю по силам такая программа летних каникул. Ведь тут не просто нужны вожатые или специалисты какой-то отдельной области. На работу приглашаются высококлассные педагоги, умеющие сочетать свои таланты с артистизмом. В то же время многие лагеря стараются хотя бы иногда в рамках своих программ проводить «Тематические дни в лагере».
Программа летнего загородного лагеря профильного, трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря, всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам и возрасту, то на отдых в тематический могут приехать школьники от 7 до 15 лет, так как программа организации детского отдыха составляется тут с учетом всех категорий.
Программы загородных лагерей и их тематики интересны и разнообразны, но общей для любого детского отдыха является воспитательная программа лагеря. Она может выражаться разными мероприятиями, но цель у всех одна — сформировать личность ребенка, обогатить его духовный мир, привить любовь к спорту, родине и экологии, привить главные ценности общества. Таким образом, подбирая ребенку лагерь, обратите внимание на его категорию и обсудите с ребенком, что ему интереснее: развить какие-то определенные знания (профильный лагерь), укрепить здоровье (спортивный) или получить разные знания и большой практический опыт (тематический). Программа детского летнего (оздоровительного) лагеря, вывешенная на сайте либо, предоставленная Вам по запросу, поможет сделать окончательный выбор.
Чем отличаются тематические лагеря и профильные
Тематический лагерь — это детский отдых, организованный таким образом, чтобы в рамках какой-то тематики — искатели сокровищ, охотники за привидениями, юные геологи, детективы, кинокомпании и т.п., — составить программу летнего оздоровительного лагеря. При этом нужно учесть, чтобы каждый день дети получали новые знания из разных областей, которые могли бы применить на практике. И всё это наряду с обязательными оздоровительными, воспитательными и творческими мероприятиями.
Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.
Некоторые типы профильных лагерей в свою очередь делятся на подгруппы. Так это относится к летним профильным лагерям, где детский отдых, основан на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия.
Но всё же тут можно выделить внутри их отдельные две группы:
Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.
Тематические детские лагеря отличаются от профильных ещё тем, что здесь каждая смена имеет свою тематику. Или же «тема» лагеря меняется каждые две недели, и все основные мероприятия посвящены ей. Например, даже занятия английским языком могут проводиться в рамках текущей темы летнего лагеря. Программа отдыха в подобном детском лагере такова, что ни одна из смен здесь не повторяется. Кстати, подобная программа деятельности лагеря считается очень трудной для разработки и проведения. Потребуется весь методический и педагогический профессионализм, чтобы провести смену на высоком уровне. Однако опыт показывает, что именно такая практика имеет набольшую пользу для детей.
Тематические смены в лагере заставляют детей включаться в общую работу — думать, разгадывать, показывать, создавать и т.д., — где они получают практический опыт по актерскому или ораторскому мастерству, логическому мышлению, умению находиться в условиях природы и многое другое. Не каждому лагерю по силам такая программа летних каникул. Ведь тут не просто нужны наёмные вожатые или специалисты какой-то отдельной области. На работу тут приглашаются высококлассные педагоги, умеющие сочетать свои таланты с артистизмом. В то же время многие лагеря стараются хотя бы иногда в рамках своих программ проводить «Тематические дни в лагере».
Программа летнего загородного лагеря профильного ( трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря), всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными Дню Нептуна, волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам, то тематическом лагере программа организации детского отдыха по возможности составляется тут с учетом всех категорий интересов.
Программы загородных лагерей и их тематики интересны и разнообразны, но общей для любого детского отдыха является воспитательная программа лагеря. Она может выражаться разными мероприятиями, но цель у всех одна — сформировать личность ребенка, обогатить его духовный мир, привить любовь к спорту и экологии, привить главные ценности общества. Таким образом, родителям, подбирая ребенку лагерь, стоит обратить внимание на его категорию и обсудить с ребенком, что ему интереснее: развить какие-то определенные знания и умения (профильный лагерь), просто укрепить общефизическое здоровье (спортивный) или получить разные знания и большой практический опыт (тематический). Программа детского летнего (оздоровительного) лагеря, вывешенная на сайте конкретного детского лагеря либо, предоставленная родителям по запросу, поможет сделать им окончательный выбор.
Что значит профильная смена в лагере
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.
Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.
К первой группе мы относим принципы:
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.
Целеопределяющая модель смены
Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
Структурная модель смены
Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.
Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:
На первом этапе происходит:
На втором этапе происходит:
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Эмоциальные ритмы лагерной смены
Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.
Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.
В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.
Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.