что значит прогимназический класс
Значение слова «прогимназия»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В конце XX — начале XXI века институт прогимназий был восстановлен в некоторых странах постсоветского пространства.
В Российской Федерации прогимназия — вид общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста с 4-х до 10 лет.
Сейчас действует более 200 прогимназий.
ПРОГИМНА’ЗИЯ, и, ж. [от латин. pro — перед и слова гимназия] (дореволюц.). Учебное заведение с неполным гимназическим курсом (4 — 6 классов). Шестиклассная п. Женская п..
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прогимна́зия
1. истор. неполное среднее общеобразовательное учебное заведение для мальчиков или девочек (в Российском государстве до 1917 г.) ◆ Женская прогимназия, классическая мужская прогимназия, только что выстроенное здание запольской уездной земской управы, целый ряд новых магазинов с саженными зеркальными окнами и т. д. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Хлеб», 1895 г.
2. в современной России — вид общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста с 3-х до 10 лет ◆ Уровень компетентности педагогов в прогимназиях, как правило, выше, чем в общеобразовательной школе. Екатерина Мохова, «Выбираем школу» // «Homes & Gardens», 15 мая 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прогимназия — это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 3 до 10 лет), которое создаётся для воспитания и обучения детей с приоритетным направлением (интеллектуальным, художественно-эстетическим, физическим). «Учёба — очень серьёзный труд» // «Труд-7», 14 сентября 2005 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тиснёный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Образовательные программы для начальной школы в моу «Гимназия №3» г. Ивантеевки Московской области Прогимназия
Общеобразовательные классы – «Школа России».
Чем отличается прогимназический класс от общеобразовательного?
а) Программами: прогимназические классы обучаются по программам развивающего обучения (более сложным), а общеобразовательные классы – по программе традиционной с элементами развивающего обучения.
б) Результатами обучения по окончанию начальной школы:
Общеобразовательный класс получает знания соответствующие государственному образовательному стандарту.
Прогимназический класс получает тот же стандарт плюс дополнительные знания, умения, навыки, позволяющие детям быстрее адаптироваться в 5 классе. Знания детей шире, они выходят за рамки стандарта.
в) Прогимназический класс имеет преимущество перед общеобразовательными классами – учиться в первую смену (если в одном кабинете учатся общеобразовательный и прогимназический класс), если в кабинете учатся два прогимназических класса, то тогда они учатся два года в первую и два года во вторую смену.
Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу.
Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?
Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) http://schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
По этой программе учились не одно поколение. Все выросли достаточно образованными людьми.
Эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.
Развивающая система обучения Л.В. Занкова http://www.zankov.ru/ представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по всем образовательным областям;
– формы организации обучения;
– система изучения успешности обучения и развития школьников.
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
ФГОС второго поколения в МОУ «Гимназия №3»
Наша гимназия с 2008 года является экспериментальной площадкой Министерства образования Московской области по апробации новых государственных стандартов второго поколения в начальных классах.
С 1 сентября 2011 года все первые классы по всей России переходят на эти новые стандарты.
Что нового внесут стандарты в обучение ваших детей?
К 20 часам в неделю общеобразовательных предметов, положенных по учебному плану, добавятся еще 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Что такое внеурочная деятельность?
В таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, студии, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.
За счет часов внеурочной деятельности Гимназия реализует дополнительные образовательные и воспитательные программы.
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Сегодня перед школой и учителем стоит непреходящая цель – способствовать формированию интеллектуального потенциала страны, становлению и развитию высших потребностей личности, её гражданского и духовного возрождения. Современная школа должна обеспечить получение учащимися современного образования: комплексного, универсального, мировоззренческого; должна способствовать раскрытию склонностей детей, развитию индивидуальных интересов, образовательных и духовных потребностей учащихся, развитию личности ребенка.
Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привели к созданию в нашей стране педагогической системы с различными видами и типами школ.
Обучение в гимназических классах строится с использованием программ развивающей направленности «Гармония», «Планета знаний», системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
В учебном плане выделен гимназический компонент, решающий задачу гуманитаризации образования, расширяя и логически продолжая программы учебных предметов. Он включает в себя такие развивающие дисциплины, как: «Психология в начальной школе», «Уроки эстетики в начальных классах», «Изобразительная деятельность», «Шахматы», «Ритмика и бальные танцы». При наполнении гимназического компонента для каждого конкретного класса учитываются индивидуальные особенности учащихся, их склонности и творческие способности, в результате чего обеспечивается вариативность образования.
С целью приобщения младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности создано малое научное общество младших школьников «Эврика».
Работают кружки по интересам: кукольный театр «Колибри», вокальная студия «Радуга», спортивно-оздоровительный кружок «Народные игры», детское объединение «Мастерилка».
Для создания оптимальных условий развития личности детей организовано тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования п. Уренгой – МОУ ДОД «Детская художественная школа» и МОУ ДОД «Дом детского творчества». На базе художественной школы организованы занятия гимназического компонента «Изобразительная деятельность», на базе Дома детского творчества – занятия шахматами.
Большое внимание уделяется воспитательной работе с учащимися-гимназистами. Реализуется модель воспитания, основанная на духовно-нравственных ценностях отечественной культуры, включающая в себя мини-программы семейного и духовно-нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического, экологического, патриотического, социального воспитания, а также мини-программу формирования навыков здорового образа жизни. В рамках программ патриотического и социального воспитания организована детская правовая игра «Школьная планета». Учащиеся гимназических классов являются жителями «Школьной планеты». «Школьная планета» имеет свои символы – флаг, герб и гимн. Каждый гимназический класс – это отдельная страна. Каждую страну, то есть, класс возглавляет президент. В каждом гимназическом классе «работают» министерства образования и науки, культуры, спорта, внутренних дел, печати и информации.
Важнейшим фактором и условием становления системы гимназического образования является научно-методическое обеспечение. За многие годы в школе сложилась система методической работы, которая существенным образом влияет на повышение профессиональной компетентности педагогов и достижение ими высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Однако, внедрение в практику инновационного проекта привело к необходимости некоторой корректировки направлений, форм и способов научно-методической деятельности.
На сегодняшний день научно-методическое обеспечение образовательного процесса в гимназических классах представляет собой определённую систему, реализующую возможность создания педагогом собственной модели организации обучения, развития и воспитания учащихся и включающую в себя выбор педагогических технологий, их внедрение и отработку; опытно-экспериментальную деятельность; изменение содержания образования (в частности, введение нетрадиционных курсов, авторских и индивидуальных программ); дифференциацию и индивидуализацию обучения (внутреннюю дифференциацию, индивидуальные образовательные маршруты на год, на тему, на урок).
Неотъемлемым, на наш взгляд, условием успешной реализации гимназического образования школьников является психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса. С этой целью создана социально-психологическая служба. В неё входят педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, социальный педагог, классные руководители гимназических классов.
Социально-психологическая служба осуществляет психолого-педагогический анализ социальной ситуации развития в гимназических классах, выявляет основные проблемы, определяет причины их возникновения, пути и средства их разрешения, содействует личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности, организует индивидуальное сопровождение школьников на образовательном маршруте. Работа службы направлена на формирование у учеников способности к самоопределению и саморазвитию, содействие в гармонизации социально-психологического климата в гимназических классах, психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям учащихся. Социально-психологическая служба принимает активное участие в комплексной психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, осуществляет мониторинг образовательного процесса в гимназических классах. Отслеживаются уровни сформированности обязательных результатов обучения, усвоения учебных программ, развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, общеучебных умений и навыков учащихся, воспитанности, развития ученического коллектива, состояния здоровья учащихся, медицинского обслуживания детей.
Анализируя результативность реализации проекта «Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы», следует отметить, что положительные результаты есть и их немало.
Ученики гимназических классов – неоднократные победители, призёры, лауреаты, дипломанты предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов разного уровня: школьного фестиваля исследовательских проектов, школьных олимпиад, Всероссийского интеллектуально-творческого марафона «Познание и творчество», Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», Всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио», международного математического конкурса «Кенгуру», международного дистанционного проекта «Эрудит-марафон учащихся».
Из года в год число участников олимпиад, интеллектуальных конкурсов растёт. Следует отметить, что более 90% учащихся из принявших участие становятся лауреатами и дипломантами конкурсов.
К положительным моментам следует отнести и расширение диапазона интеллектуальных конкурсов. В 2006-2007 учебном году ученики гимназических классов приняли участие только в школьном фестивале творческих исследовательских проектов, в 2008-2009 учебном году число конкурсов выросло до 7.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что реализация гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы обеспечивает оптимальные педагогические условия развития, обучения и воспитания высокомотивированных детей, способствует раскрытию интеллектуально-творческих способностей учащихся.
Школа, лицей, гимназия, академия… кто вообще все это придумал?!
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Что общего у школы с отдыхом? Почему в гимназии раньше было принято заниматься без одежды? Какого древнегреческого героя похоронили в академии? Что связывает языческого бога Аполлона с лицеем?
Школа — это про отдых
Школа. Кто бы мог подумать, что это про отдых! Однако, если мы обратимся к древнегреческому языку, откуда это слово перекочевало к нам, окажется, что это действительно так. Sholē (схоле) означает досуг, отдых, возможность проводить время свободно, праздно. Причем сам этот досуг воспринимался древним греком как абсолютная ценность, как единственно достойный способ времяпрепровождения. Физический труд в античности потому и презирался, что он не досуг, а значит, отклонение от нормального образа жизни. Для нас, современных людей, это, конечно, нонсенс. Мы живем в таком обществе, где не трудиться просто не принято, а того, кто от работы отлынивает, мы называем «тунеядцами» или «сачками».
Но для древних греков все было наоборот: если ты трудишься, значит, ты раб и обязан обеспечивать всем необходимым класс свободных людей, которые, в свою очередь, могли использовать имеющийся у них досуг, чтобы стать достойными гражданами. И образовательная система как раз служила этой цели — воспитать такого человека, чья деятельность, как замечает Аристотель, будет добродетельна. Причем подлинное обучение — для древних это было очень важно — мыслилось возможным только, когда человек освобожден от «трудностей» труда, когда голова его не занята заботами и тревогами о завтрашнем дне. И здесь интересно отметить, что слово «схоле» означало еще и завороженное созерцание, своеобразное отсечение всего, что мешает чистому и непосредственному восприятию природы или какого-то явления. А этот смысловой оттенок «схоле» удивительным образом перекликается с христианским богословием, а если конкретнее — с идеалом монастыря и монашеской жизни.
Монастыри, как известно, стали образовываться в IV веке. Основывались они поначалу, как правило, вдали от многолюдных и шумных городов. Почему? Как раз потому, что одна из основных целей монашеской жизни — это богомыслие, то есть полная устремленность ума к Богу. А возможно это, когда окружающий человека мир и его мир внутренний полностью успокоены, когда суета, шум и тревоги оставлены где-то там, за закрытой дверью. Сама возможность созерцания Бога, как писал знаменитый святой блаженный Августин, открывается тогда, когда человек отказывается от любой формы активности. Достижение «покоя» мысли и есть путь к богомыслию. И когда святой говорит о «покое», то употребляет латинское слово «otium», которое по своему смыслу очень близко к греческому «схоле». Получается, что подлинная, возвышенная школа — это путь к богомыслию.
Гимназия — это про аскетику
Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.
А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.
Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.
Академия и ее святые выпускники
Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. Х. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.
По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.
Лицей: почему прогулки полезны для учебы
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.
Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.
Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.
ПОЛОЖЕНИЕ О ГИМНАЗИИ
Гимназия — среднее общеобразовательное учебное заведение, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с I по XI (XII) класс.
Основные цели и задачи гимназии — активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей личности, гражданского и духовного ее возрождения; выявление наиболее способных и одаренных детей; создание условий для развития индивидуальных способностей, каждой личности на основе расширения базового компонента; формирование потребностей к саморазвитию и самообучению; подготовка учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.
Гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучение, форм и методов его реализации.
Гимназия состоит из прогимназических и собственно гимназических классов:
прогимназия — I-VII классы (I-IV классы начальной школы, V-VII классы основной школы),
собственно гимназия — VIII-XI классы и XII (абитура, 1 год по желанию).
Гимназии могут иметь направления гуманитарное, педагогическое, техническое и открываются в индивидуальном порядке министерствами народного образования АССР, краевыми, областными управлениями (главными управлениями), комитетами по народному образованию по согласованию с Главным управлением содержания образования, методов обучения и воспитания Министерства народного образования РСФСР. По вопросам организации, обеспечения учебно-воспитательного процесса гимназии взаимодействуют с соответствующими их профилю высшими учебными заведениями. Выпускникам гимназии выдаются аттестаты о среднем образовании установленного образца с указанием типа учебного заведения.
ПОРЯДОК ПРИЕМА УЧАЩИХСЯ
Комплектование I классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую готовность независимо от мета жительства, с приоритетным правом проживающих вблизи гимназии. В состав комиссии входят представители Совета гимназии, органов народного образования, а также психолог, врач, логопед. Дополнительный набор во II-VII классы прогимназии производится комиссией при нали-
чии свободных мест по результатам собеседования с учетом психолого-педагогического обследования и рекомендаций педагогических коллективов. Прием в VIII класс осуществляется на конкурсной основе с учетом выбора учащимися профиля углубления. Порядок и форма перевода учащихся по ступеням гимназии определяется ее уставом. При необходимости целесообразно создавать классы, в которых обучение ведется по вариантным учебным планам для общеобразовательных школ.
Экзамены проводятся на основании типовых инструкций Государственного комитета по народному образованию, Министерства народного об-. разования РСФСР, а также приказов и рекомендаций Министерства народного образования АССР, краевого, областного управления (главного управления), а также приказов и рекомендаций комитета по народному образованию. Выпускные экзамены принимаются государственной экзаменационной комиссией, в состав которой входят преподаватели гимназий, представители высших учебных заведений, органов народного образования и другие.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гимназия работает по индивидуальному учебному плану и программам, включающим в обязательном порядке базовое содержание, которые утверждаются педагогическим советом и согласовываются Министерством народного образования АССР, краевым, областным управлением (главным управлением), комитетом по народному образованию.
Прогимназия обеспечивает развивающее обучение, предусматривающее комплексное формирование лингвистических, математических, гуманитарных, эстетических, физических способностей, умений и навыков, достаточных для систе- ‘ матического изучения наук. При этом предусматривается вариативность начального образования в зависимости от основного направления гимназии.
Гимназия обеспечивает изучение основ наук в соответствии с базовым компонентом и изучение наук по профилю (физико-математическому, гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися.
В целях создания оптимальных условий для гуманизации учебно-воспитательного процесса внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу кружков,
клубов, студий, научных обществ и других объединений.
Выпускнику гимназии после получения аттестата о среднем образовании предоставляется право обучения в XII классе (абитуриентском) с целью совершенствования знаний по избираемой специальности.
I-VII классы комплектуются в количестве по 25 человек, VIII-XI (XII) классы — в количестве 20-25 человек. Группы продленного дня формируются в том же количественном составе. Классы
делятся на 3 группы при изучении иностранного языка, на 2 группы при изучении информатики и вычислительной техники, на занятиях по физической культуре, начальной военной подготовке, трудового обучения, а также при проведении лабораторных и практических работ по профильным предметам. Деление на подгруппы по другим предметам производится по решению Совета гимназии в пределах имеющегося финансового фонда.
Правительственный вестник. — 1990. — №30.