что значит р65 рельсы
Рельсы Р 65: назначение, описание, размеры
Основу железнодорожной сети России составляют рельсы Р 65 – линейные конструкции двутаврового поперечного сечения, которые служат для восприятия нагрузок от подвижного состава, их упругой «переработки» и последующей передачи на опору – шпалы. Характеристики этих «стальных балок» регламентированы ГОСТом Р 8161-75. Он устанавливает конструкцию и размеры закаленных и незакаленных рельс и рельсовых плетей типа Р65.
Рельсы Р 65
Любые рельсы предназначены для решения нескольких задач. Во-первых, они воспринимают и передают поездную нагрузку. Это необходимо для сохранения долговечности как земляного полотна, так и колес. Во-вторых, они задают направление движения подвижного состава. И, наконец, они создают площадку с наименьшим сопротивлением для качения колес. Поверхность соприкосновения рабочих элементов составляет несколько сантиметров (3-5 в зависимости от класса пути).
Область применения представленных линейных конструкций довольна обширна. Так, рельсы Р 65, равно как и Р50, Р75, используются для укладки звеньевого и бесстыкового пути широкой колеи. Они также используются при создании стрелочных переводов. В последнем случае используются линейные изделия с видоизмененным профилем (РК65).
Элементы рельса
Рельсы Р65, как и любые другие типы, нельзя назвать обычной двутавровой балкой.
Специалисты выделяют в его конструкции несколько условных частей:
Кроме того, в пределах рельса выделяют две области, расположенные по левую и правую сторону от шейки и занимающие пространство от нижнего края головки до средней части подошвы. Это так называемые левая и правая пазухи. В них располагаются клиновидные накладки, которые скрепляют рельсы Р 65 между собой на некоторых участках пути.
Размеры рельса Р65
Мало кто задумывался, почему рельс Р 65 имеет именно такую форму. Между тем каждый радиус закругления, ровная площадка и уклоны специально подбирались опытным путем или расчетами, чтобы создать оптимальные условия для взаимодействия с подвижным составом.
Большинству из нас известно, что имеет рельс Р 65 вес, равный 65 кг, что на самом деле является неверным. Точная масса погонного метра составляет 64,72 кг. Другие же параметры имеют следующее значение:
Ежедневно колоссальным нагрузкам подвергается рельс Р 65. Вес его в промышленности России нельзя недооценить. Но если бы не особая конструкция, он бы не смог справиться со своей задачей, быстро бы деформировался и нуждался в замене.
Рельсовая сталь
Все рельсы железнодорожные (Р 65, РК65, Р75, Р50) изготавливают исключительно из рельсовой стали. Она отличается высокой прочностью на изгиб, твердостью и износостойкостью, что достигается высоким содержанием углерода (0,82 %) и добавлением легирующих добавок – марганца, ванадия, циркония, кремния, титана.
М76ВТ – основная марка стали, применяемая при производстве рельсовых плетей. В зависимости от способа получения она может быть первой (выплавляемые исключительно в мартеновских печах) или второй группы. Отлитая или прокатанная «болванка» проходит сложный многоступенчатый этап термической обработки. Во многом именно поэтому на рельс Р 65 цена находится на столь высоком уровне — от 50 тыс. рублей за тонну.
Какие типы рельсов бывают?
Важная часть железнодорожного полотна — верхнее строение пути, которое состоит из рельсов, скреплений, опор, балластной призмы, соединительных элементов. Самый важный элемент ВСП — это рельсы, именно по ним определяются основные типы пути:
Все типы рельсов служат для создания поверхности для направления колес подвижного состава с наименьшим сопротивлением. Основные виды элементов, используемых на железной дороге, закреплены и стандартизованы ГОСТ Р 21585-2000. Согласно документы, все рельсы можно разделить на 4 вида:
установленным допуском и размером поперечного профиля;
прямолинейностью в обоих плоскостях;
Все виды рельсов могут быть уложены в бесстыковых и в звеньевых участках.
Критерии классификации рельсов
Внешний вид и конструкция рельсов разных типов и назначения отличаются мало. Эти части ВСП состоят из шейки, головки и подошвы. Металл расположен по сечению равномерно. Форма похожа на двутавровую балку с широкой нижней полкой — это повышает сопротивляемость опрокидыванию и скручиванию, упрощает создание стыковых скреплений, сокращает ресурсные затраты на закрепление элемента на подрельсовом основании.
Разные типы рельсов применяются для путей с различной грузонапряженностью. Помимо этого, элементы могут отличаться проведением термической обработки для упрочнения металла, наличием отверстий под болты, видом и способом обработки стали, охлаждением. Все эти особенности отражены в маркировке рельсов, по которой легко отследить их классификацию.
Грузонапряженность
Измеряется в миллионах тонн на километр в год:
Обратите внимание: рельсы Р65К относятся к типу с грузонапряженностью 25-75, но в отличие от Р65, применяются для кривых участков пути (создание наружных нитей) и помогают уменьшить интенсивность бокового износа. Их легко можно отличить по специфической верхней части и боковым граням головки рельса.
Качество
Этот параметр подразумевает увеличение прочности элемента под воздействием высоких температур.
Рельсы типа В имеют ресурс допустимой нагрузки более 1100 миллионов тонн и отличаются повышенной прямолинейностью.
Отверстия под болты
В зависимости от целей на элементе могут быть болтовые отверстия с одной или обеих сторон. Некоторые типы рельсов выпускаются без отверстий.
Вид сырья
Элементы ВСП могут производиться из исходных или непрерывно-литых заготовок, а также из слитков. Используемая сталь:
Тип обработки
В финальном этапе производства в обязательном порядке проводится противофлокенная термическая обработка методом:
Как правильно определить тип рельса
Тип рельса определяется согласно общепринятой классификационной характеристике:
E — наличие отверстий под болты;
Например, если на изделии написано Р75-В-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000 — это значит, что эти рельсы относятся к типу Р75 высшего качества из мартеновской стали с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах, изготовлено по ГОСТ.
Цифры, которые идут после буквы Р в классификации грузонапряженности, означают массу одного метра рельса, округленную до целого числа.
Срок службы Р65 выше, чем у Р50, на 43%, а при укладке экономится 15% металла. Дешевле всего обходится содержание путей с типом рельсов Р75, они же лидируют по итоговому качеству (на 40% меньше выявленных дефектов при одиночном изъятии, чем у Р65).
В маркировке вида стали буквы в начале означают, каким методом производилась выплавка изделий, а цифры показывают среднюю массовую долю углерода (в сотых долях %). Буквы в конце демонстрируют, чем была легирована сталь — цирконием, титаном, ванадием, хромом, кремнием. Расшифровав часть примера выше (М76Т), узнаем, что для данного типа рельсов применялась мартеновская сталь с 0,76% углерода, легированная титаном.
В интернет-магазине «Портал-К» можно купить по выгодной цене с быстрой доставкой любое количество разных видов рельс стандартной длины (25 метров) или предназначенных для стрелочных переводов и в качестве уравнительных длиной 12,5 метров. За подробной консультацией обратитесь к менеджеру по телефону 8 (800) 775-87-95 или закажите обратный звонок на сайте.
Что значит р65 рельсы
ГОСТ 8161-75*
(СТ СЭВ 1667-79)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65
Конструкция и размеры
Railway rails type P65.
Design and dimensions
Дата введения 1977-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 июня 1975 г. N 1573
Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1994 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1979 г., январе 1981 г., апреле 1985 г. (ИУС 7-79, 3-81, 7-85).
1. Настоящий стандарт распространяется на закаленные и незакаленные железнодорожные рельсы типа Р65 и устанавливает их конструкцию и размеры.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 1667-79 в части конструктивного исполнения рельса и регламентирования способов сварки короткомерных рельсов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Выполнение отверстий по черт.4-6 производится потребителем.
* Фаску выполняют у объемно-закаленных рельсов.
Примечание. (Исключено, Изм. N 2).
По заказу потребителя рельсы могут быть изготовлены без отверстий в шейке и без закалки поверхности катания головки на одном или обоих концах.
По требованию потребителя допускается изменять размещение, число и диаметр отверстий на концах рельсов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
Пример условного обозначения железнодорожного рельса типа Р65 длиной 25 м исполнения 1:
Рельс 1 Р65-25 ГОСТ 8161-75
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Для конструкции (черт.1а) отклонение от симметричности подошвы относительно головки не должно превышать 2,15 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
5. На кромках отверстий в шейке рельса должна быть снята фаска размером от 1 до 2 мм под углом около 45°.
На объемнозакаленных рельсах снятие фаски по ГОСТ 18267-82.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
6. Длина рельсов должна соответствовать указанной в таблице.
Допускаемые отклонения по длине, мм, для рельсов
Наличие отверстий в шейке на концах рельса
* Для поверхностно-закаленных по всей длине рельсов с нагрева токами высокой частоты допуски на длину должны устанавливаться одинаковыми с допусками для незакаленных рельсов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
7. Допускается контактная или газопрессовая сварка рельсов длиной до 25 м из рельсов длиной не менее 6 м, изготовленных из стали одного способа выплавки. Количество кусков в свариваемом рельсе должно определяться по соглашению между изготовителем и потребителем.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
10. Расчетные данные приведены в приложении к настоящему стандарту.
Железнодорожные рельсы
Рельсы — важнейший элемент верхнего строения пути — представляют собой балки специального сечения, изготовленные из углеродистой стали. Они укладываются на шпалы и опоры и направляют движение подвижного состава, упруго принимают и равномерно передают силу давления колёс на шпалы и другие элементы ВСП.
Рельсы применяют для создания железнодорожного пути, обустройства промышленных железнодорожных веток и подъездных путей в шахтах и карьерах, а также для обеспечения подвижности строительных и грузовых кранов.
Тип рельса определяется его удельным весом и маркируется сочетанием буквы «Р» и числа, соответствующего массе одного погонного метра изделия в килограммах. В России чаще всего используются рельсы Р65, Р50 и Р43. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами, составляет 12,5 25, 50 и 100 метров.
Чтобы правильно выбрать нужный тип рельса, необходимо учитывать множество факторов: грузонапряженность линии, осевую нагрузку скорость движения поездов и другие. Более тяжелый рельс распределяет давление колёс подвижного состава на большее число шпал, тем самым замедляя их механический износ, уменьшая истирание и измельчение частиц балласта. При увеличении массы рельса уменьшается расход металла на единицу пропускаемого тоннажа, сокращаются расходы по замене рельсов из-за увеличения срока их службы.
Рельсы Р43
Рельсы типа Р43 ( ) для путей промышленного транспорта применяются на предприятиях, эксплуатирующих железнодорожные пути с довольно низкими объемами подачи и уборки вагонов, что позволяет не переходить на рельсы более тяжелого типа.
Стандартная длина рельсов Р43 составляет 12,5 метров. Вес одного погонного метра рельса Р43 равен 44,65 кг.
Области применения рельсов Р43
Рельсы Р43 первой группы износа имеют вертикальный износ головки до 3 мм и не имеют бокового износа, что является большим плюсом при ремонте путей с таким типом рельс. Снижаются материальные и трудовые затраты на устранение ступенек при стыковке рельс с уже лежащими в пути, так как вертикальный износ лежащих в пути рельс, намного больше, чем у новых. В противном случае потребовалась бы наплавка концов рельс или установка перегнутых железнодорожных стыковых накладок. Еще одним плюсом является более низкая цена по сравнению с новыми рельсами этого типа.
Рельсы Р50
Рельсы типа Р50 ( ) — железнодорожные рельсы широкой колеи, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
В прошлом рельсы типа Р50 имели широкое распространение на магистралях России, но сейчас их заменили Р65 и Р75.
В настоящее время рельсы Р50 применяются для строительства железнодорожных путей, по которым будет осуществляться перевозки интенсивностью менее 30 млн. т.км/км за год. Кроме этого, такие рельсы широко применяют на предприятиях с целью создания промышленных путей, благодаря чему рельсы Р50 признаны самыми популярными ходовыми рельсами.
Рельсы Р50 первой группы износа имеют вертикальный износ головки до 3 мм и не имеют бокового износа, что является большим плюсом при ремонте путей с таким типом рельс. Снижаются материальные и трудовые затраты на устранение ступенек при стыковке рельс с уже лежащими в пути, так как вертикальный износ лежащих в пути рельс, намного больше, чем у новых. В противном случае потребовалась бы наплавка концов рельс или установка перегнутых железнодорожных стыковых накладок. Еще одним плюсом является более низкая цена по сравнению с новыми рельсами этого типа.
Рельсы Р65
Рельсы типа Р65 ( ) — это рельсы широкой колеи, которые служат для устройства звеньевого и беccтыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Применяются рельсы такого типа для железнодорожных путей с грузонапряженностью от 25 до 75 млн.т.км /км в год. Вес одного погонного метра такого рельса составляет 64,88 кг.
Рельсы Р65 первой группы износа имеют вертикальный износ головки до 3 мм и не имеют бокового износа, что является большим плюсом при ремонте путей с таким типом рельс. Снижаются материальные и трудовые затраты на устранение ступенек при стыковке рельс с уже лежащими в пути, так как вертикальный износ лежащих в пути рельс, намного больше, чем у новых. В противном случае потребовалась бы наплавка концов рельс или установка перегнутых железнодорожных стыковых накладок. Еще одним плюсом является более низкая цена по сравнению с новыми рельсами этого типа.
Рельсы Р65 и сфера их применения
Прогресс семимильными шагами движется вперед. Мировое сообщество, взаимодействуя со всеми собственными частями постоянно осуществляет транспортировку товаров самого разного назначения. Одним из наиболее распространенных путей таких поставок является железнодорожный транспорт. В настоящее время практически во всем мире железные дороги прекрасно оснащены. Для выполнения полотна железных дорог используются рельсы Р-65, которые пользуются спросом во всем мире. Их производство осуществляется на специально оборудованных производственных комплексах. Здесь https://mskukraine.com/products/black-metal/relsy/rel-s-r-65/ можно найти компанию, которая достаточно продолжительное время, радует клиентов высоким качеством рельс Р-65. Данные рельсы используются на железнодорожном транспорте, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки и, кроме того, для промышленных целей. Прокладка данного типа рельс осуществляется путем применения одного из двух типов соединения – звеньевого или бесстыкового, но в любом из вариантов, такой тип рельсов способен полностью обеспечить грузооборот по заданным параметрам.
Элементы конструкцииа рельс
Конструкция рельс Р-65 включает в свой состав три части: головку, шейку и подошву. Форма головки рельс должна обеспечивать крепкую опору для колес железнодорожного транспорта. Функцией шейки является снятие напряжения с рельсов и передача его шпалам. Подошва же включает в себя два вида перьев, левое и правое. Она обеспечивает равномерное распределение нагрузки по поверхности опорного бруса. Следует заострить внимание на пазухах, которые располагаются с обеих сторон от шейки рельса. Они идут от низа до середины подошвы. В них располагаются клиновидные насадки, соединяющие отдельные двутавры. Двутавровые направляющие не применяются на всем протяженности железнодорожного пути, а используются лишь на отдельных его участках.
Металлопрокат в виде рельсов имеет строго выверенную форму, с учетом каждого уклона, определенного радиуса закругления и площадки. Поверхности для укладки рельс подбираются как с применением расчетных показателей, так и опытным путем. Такая точность необходима для оптимального сцепления рельс с колесами железнодорожного транспорта, учитывая и серьезные нагрузки, которым подвергаются данные элементы. Ведь для все типов рельс, в том числе и рельсов Р-65 необходимо стойкое сопротивление деформации на протяжении десятков лет.
Сферы применения рельс Р-65
Высокие эксплуатационный качества рельс Р-65 позволяют применять их на участках с высоким и средним уровнем загруженности. По таким рельсам возможно переправить от двадцати пяти до семидесяти пяти миллионов тонн на километр в течение года. Рельсы Р-65 производятся из мартеновской стали, содержащей в своем составе высокий процент углерода, кроме того, дополнительная закалка позволяет улучшить характеристики прочности.
Рельсы Р-65 благодаря своим характеристикам используются достаточно широко. Их можно увидеть во многих сферах деятельности человека, в частности:
Данные рельсы являются самыми востребованными на сегодняшний день, благодаря своей доступной цене.