что значит раб божий в христианстве

Кто такой раб Божий?

что значит раб божий в христианстве. Смотреть фото что значит раб божий в христианстве. Смотреть картинку что значит раб божий в христианстве. Картинка про что значит раб божий в христианстве. Фото что значит раб божий в христианстве
Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices). Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).

В доме были также пряхи (quasilliriae), швеи (sarcinatrices), ткачихи (textrices), кормилицы (nutrices), няньки, акушерки (obstetrices). Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores), кучера (rhedarii), носильщики паланк`инов (lectarii), карлики, карлицы (nani, nanae), дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae).

Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.

Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.

Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» [7] .

Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу».

А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас….!

[1] «Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

[2] Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).

Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.

«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности – dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему– либо в данный момент не имеет господина – например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.

Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.

Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.

Признаются далее и кровные родственные связи рабов – cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников – жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели – это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.

Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать – конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина – ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)

[3] «Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…

Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто – и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. « (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).

[4] Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.

На фоне такого ужасающего положения рабов странным может показаться традиция богатых людей в древнем обществе держать при себе кучу нахлебников, которых называли паразитами.

«Паразит – греческое слово; так назывались в древности лица, распоряжавшиеся в Афинах общественным столом; в последствии этим именем пятнали всякого питавшегося за чужой счет; лучшие писатели Рима, как Плавт, Гораций, Ювенал и др. боролись с этим осадком деморализации древнего общества; но в их произведениях паразит служит еще только предметом осмеяния. Сидоний (выходец одной из самых знатных фамилий Галлии, префект Рима, а затем епископ в гор. Клермоне. Скончался в 488 г. – В. Б) старался внушить омерзение к людям, которые…незадолго перед тем временем пользовались еще большим почетом в римском обществе»

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:

«…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).

[5] Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.

« В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).

[6] «Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).

[7] Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из – за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

[8] См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.

[9] A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.

Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin – Muenchen – Zuerich, 1976. S. 119.

В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более многозначное, чем doulos. Это – раб, домочадец, слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Указ. соч. С. 165-167.)

Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого – нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).

[10] Приведем несколько примеров.

«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).

«O Daniel, servant of the living God!» (Dan.6, 20). Servant – слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский Словарь. М., 1971. С. 687)

«Daniel, du Diener des lebendigen Gottes» (Dan. 6. 21). Diener – слуга, служитель (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Deutsch-Russisch. Band 1. Berlin – Muenchen, 1997. S. 408)

«Danielu, slugo zyjacego Boga!» (Dn. 6, 21). Sluga –(книжн.) слуга. Sluga Bozy – раб Божий (Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва – Варшава, 1967. С. 978

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).

«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).

«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)

«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).

«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).

«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» ( Tit. 1, 1).

«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).

Или известный стих из Благовещения Девы Марии:

«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).

«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid – (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).

«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).

Na to rzekla Maryja: « Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica – прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)

Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.

The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, ( New Test.) 631, 586, 162.

Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.

Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan – Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.

Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) – около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) – выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа – около 500 раз, а Magd (служанка) – около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).

В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня – более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) – около 120 раз, служанка, служанки – около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).

[11] Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма «роб» означает слуга, раб, соответственно роба – служанка, рабыня. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987. С. 487.)

[12] Лосский В. Догматическое богословие. Богословские труды, № 8. М., 1972. С. 172-173.

[13] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 21. О неведении и рабстве. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 287.

[14] Святитель Феофан Затворник. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла. М.: Репринт, 1894. С. 435, 29.

Источник

Раб Божий

Раб Божий

1) чело­век, веру­ю­щий в Еди­ного и Истин­ного Бога, созна­ю­щий свою зави­си­мость от Него как от Творца и Про­мыс­ли­теля, при­ни­ма­ю­щий Его власть как власть Небес­ного Царя, стре­мя­щийся испол­нять Его благую волю. ( Гал.1:10 );

2) (в Ветх. Зав., мн. ч) пред­ста­ви­тели вет­хо­за­вет­ного Изра­иля ( Лев.25:42 );

3) (в Нов. Зав., мн. ч.) хри­сти­ане ( Рим.6:22 ).

Когда мы гово­рим, что чело­век явля­ется рабом дру­гого чело­века, то это озна­чает, что его воля насильно огра­ни­чена рабо­вла­дель­цем. В случае же раб­ства Богу всё наобо­рот — Бог даёт чело­веку сво­боду духовно-нрав­ствен­ного само­опре­де­ле­ния, а чело­век сво­бодно под­чи­няет свою волю все­бла­гой воле Отца Небес­ного.

Раб­ство Богу в широ­ком смысле – вер­ность Боже­ствен­ной воле, в про­ти­во­по­лож­ность раб­ству греху.

В более узком смысле (аске­ти­че­ском) – состо­я­ние доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния своей воли Боже­ствен­ной из-за страха нака­за­ния, как первая из трёх сту­пе­ней веры (наряду с наём­ни­ком и сыном). Святые отцы выде­ляют три уровня под­чи­не­ния своей воли Богу – раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наём­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние сына есть наи­бо­лее совер­шен­ное. По словам св. апо­стола Иоанна Бого­слова: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» ( 1Ин.4:18 ).
Сле­дует учесть, что дви­же­ние по этим сту­пе­ням совер­ша­ется по мере духов­ного вос­хож­де­ния, сынов­ству обя­за­тельно пред­ше­ствуют две низшие сту­пени. Вне аске­ти­че­ского опыта осо­знать это сложно. Дело в том, что сынов­ство — это образ жизни, а не просто мнение о себе, как о сыне; это испол­не­ние запо­ве­дей Бога из любви к Отцу, состо­я­ние обо­же­ния, свя­то­сти.

Хри­стос не назы­вает нас рабами: «Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями..». ( Ин.15:14-15 ). Но мы гово­рим о себе так, имея в виду доб­ро­воль­ное согла­со­ва­ние своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Гос­подь чужд вся­кого зла и неправды, и Его благая воля ведёт нас к бла­жен­ной веч­но­сти. То есть страх Божий для хри­стиан — это не живот­ный страх, а свя­щен­ный трепет перед Твор­цом.

Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ).

Если Сын осво­бо­дит вас, то истинно сво­бодны будете ( Ин.8:36 ).

Если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники, и позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными ( Ин.8:31–32 ).

Раб, при­зван­ный в Гос­поде, есть сво­бод­ный Гос­пода… ( 1Кор.7:22 )

Гос­подь есть Дух; а где Дух Гос­по­день, там сво­бода. ( 2Кор.3:17 )

«Се, Раба Гос­подня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:28-38 ).

Неужели вы не знаете, что, кому вы отда­ете себя в рабы для послу­ша­ния, того вы и рабы, кому пови­ну­е­тесь, или рабы греха к смерти, или послу­ша­ния к пра­вед­но­сти?

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду – полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим! Как без­рас­судно захва­ты­вать себе иму­ще­ство, а отвер­гать здо­ро­вье; очи­щать тело, а очи­ще­ние души иметь только в запасе; искать сво­боды от доль­него раб­ства, а горней не желать; при­ла­гать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не забо­титься, чтобы самому стать достой­ным боль­шего; иметь усер­дие бла­го­де­тель­ство­вать другим, а не хотеть сде­лать добро себе! Если бы благо это поку­па­лось на деньги, ты не пожа­лел бы ника­ких сокро­вищ. А если пред­ла­га­ется из чело­ве­ко­лю­бия, пре­не­бре­га­ешь готов­но­стью бла­го­тво­ре­ния.» (Слово 40, На Святое Кре­ще­ние).

диакон Михаил Першин:
«Для хри­сти­ан­ского уха в сло­во­со­че­та­нии раб Божий уда­ре­ние ста­вится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы миро­зда­ния, значит, ника­кой узур­па­тор не вла­стен над моим серд­цем. Стать рабом Божиим озна­чает обре­сти неве­ро­ят­ную сво­боду».

Все сму­ще­ния этой фразой про­ис­хо­дят от незна­ния Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источ­ник жизни, истины, любви, правды, всех доб­ро­де­те­лей. Раб­ство пред­по­ла­гает труд, работу, а в кон­тек­сте отно­ше­ний с Богом – со-работ­ни­че­ство, ведь Бог само­до­ста­то­чен, ему нет необ­хо­ди­мо­сти в нашем труде. Разве уни­зи­тельно быть в таком пони­ма­нии рабом Любви, рабом Истины, рабом Мило­сер­дия, рабом Пре­муд­ро­сти; рабом Того, кто ради Своего Тво­ре­ния доб­ро­вольно восшел на Крест?

Одна­жды монахи раз­го­ва­ри­вали о сми­ре­нии. Один из знат­ных граж­дан города Газы, слыша слова, что чем более кто при­бли­жа­ется к Богу, тем более видит себя греш­ным, удив­лялся и гово­рил:
— Как это может быть?
И, не пони­мая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Име­ни­тый гос­по­дин, скажи мне, кем ты счи­та­ешь себя в своём городе?
Он отве­чал:
— Считаю себя вели­ким и первым в городе.
— Если же ты пой­дёшь в Кеса­рию, то кем будешь счи­тать себя там?
— Послед­ним из тамош­них вель­мож.
— Если же ты отпра­вишься в Антио­хию, кем ты будешь там себя счи­тать?
— Там буду счи­тать себя одним из про­сто­лю­ди­нов.
— Если же пой­дёшь в Кон­стан­ти­но­поль и при­бли­зишься к царю, то там кем ты ста­нешь счи­тать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше при­бли­жа­ются к Богу, тем более видят себя греш­ными. Ибо Авраам, когда увидел Гос­пода, назвал себя землёю и пеплом.

Досто­ин­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Совре­мен­ное обще­ство выс­шими цен­но­стями счи­тает жизнь и досто­ин­ство чело­века, что каса­ется жизни – всё понятно. Тут цер­ковь зани­мает пере­до­вые пози­ции, защи­щая ребёнка даже в утробе матери, а вот с досто­ин­ством не всё так просто. Воз­ни­кает вопрос – почему веру­ю­щие люди назы­вают себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь досто­ин­ство?

Дело в том, что наш раз­го­вор­ный язык очень отли­ча­ется от языка Свя­щен­ного Писа­ния, а такое поня­тие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наи­бо­лее древ­ней её части, кото­рая назы­ва­ется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и про­ро­ков Изра­иля. Назы­вая себя «рабами Божи­ими», цари и про­роки Изра­иля тем самым сви­де­тель­ство­вали, что они более никому не под­властны, они не при­знают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Еван­ге­лии есть такая притча: о злых вино­гра­да­рях ( Лк.20:9-16 ). Там рас­ска­зы­ва­ется о том, как гос­по­дин наса­дил вино­град­ник, при­звал рабо­чих рабо­тать в этом вино­град­нике, воз­де­лы­вать его, и каждый год он при­сы­лал к ним своих рабов, чтобы те посмот­рели за рабо­той, при­няли отчет­ность. Этих рабов работ­ники вино­град­ника про­го­няли, тогда он при­слал к ним своего сына, сына они убили и после этого гос­по­дин вино­град­ника уже выно­сит свой суд. Так вот – обра­тите вни­ма­ние – рабо­тают в вино­град­нике не рабы, а наем­ные рабо­чие, а рабы пред­став­ляют гос­по­дина – это его дове­рен­ные лица, они сооб­щают волю гос­по­дина рабо­чим. Этими рабами были про­роки Изра­иля, кото­рые сооб­щали волю Божию людям. Через про­ро­ков с людьми гово­рил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высо­кий титул, кото­рый ука­зы­вал на особые отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком, на особый духов­ный статус чело­века.

Сего­дня в подоб­ном смысле «раб Божий» содер­жится, пожа­луй, только в титу­ла­туре рим­ского пон­ти­фика. Среди многих наиме­но­ва­ний Рим­ского Папы, а это: и намест­ник Иисуса Христа, и пре­ем­ник князя апо­сто­лов, пат­ри­арх запада, архи­епи­скоп и мит­ро­по­лит Рим­ской про­вин­ции, монарх города-госу­дар­ства Вати­кана и так далее. И вот закан­чи­ва­ется этот длин­ный пере­чень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым рим­ский епи­скоп как бы тоже ука­зы­вает на свое исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, на свой исклю­чи­тель­ный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» полу­чил более широ­кое рас­про­стра­не­ние, рабом Божьим стал назы­вать себя каждый хри­сти­а­нин, каждый кре­ще­ный чело­век, и многих людей, дей­стви­тельно, это шоки­рует. Но в нашем созна­нии, раб – это такое бес­прав­ное суще­ство, зако­ван­ное в цепи, и люди гово­рят – мы не хотим назы­вать себя рабами, мы сво­бод­ные граж­дане, да, мы веру­ю­щие люди, но назы­вать себя рабами мы не согласны! Если вду­маться, то рабом Бога в том смысле, в кото­ром мы себе пред­став­ляем раб­ство, быть просто невоз­можно, ведь раб­ство – это наси­лие над чело­ве­че­ской лич­но­стью, ну а Бог никого ни к чему не при­нуж­дает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то под­чи­нять – она абсурдна, потому что это будет про­ти­во­ре­чить замыслу Божьему о чело­веке. Ведь Бог сотво­рил чело­века совер­шенно сво­бод­ным и чело­век хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – испол­няет то, что ему Бог гово­рит, а хочет – не испол­няет то, что Бог ему гово­рит. Вот помните, в притче о блуд­ном сыне – сын под­хо­дит к отцу и гово­рит ему: «Дай мне пола­га­ю­щу­юся часть моего наслед­ства, и я от тебя ухожу». И отец не пре­пят­ствует, он даёт ту часть наслед­ства, кото­рая была поло­жена млад­шему сыну и тот уходит. И вот сего­дня, как и во все вре­мена, масса людей отво­ра­чи­ва­ется от Бога и уходит от него, и Бог их никак не при­нуж­дает быть с Собой, Он никак их за это не нака­зы­вает. Он бережно отно­сится к чело­ве­че­ской сво­боде, поэтому о каком раб­стве тут вообще может идти речь? Вот кто дей­стви­тельно пора­бо­щает чело­века, так это дьявол. Чело­века пора­бо­щает грех и, одна­жды попав в орбиту при­тя­же­ния зла, чело­веку бывает сложно выбраться из этого пороч­ного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей соб­ствен­ной жизни – как сложно бывает пре­одо­леть грех. И ты в нем рас­ка­и­ва­ешься, ты при­но­сишь пока­я­ние, ты пони­ма­ешь, что этот грех мешает тебе жить, что он при­но­сит тебе стра­да­ния, но вырваться вот из этих когтей дья­вола у чело­века далеко не всегда полу­ча­ется. Только с помо­щью Божьей. Только милость Божия может вырвать чело­века из власти греха. Вот я при­веду пример. Конечно, пример этот край­ний, но зато он всем понят­ный. Посмот­рите на нар­ко­мана – он ведь и рад бы стать здо­ро­вым чело­ве­ком, он пони­мает, что эта болезнь ведет его к стра­да­нию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сде­лать не может! Это самый насто­я­щий раб, ско­ван­ный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он испол­няет волю своего хозя­ина, он испол­няет волю своего гос­по­дина, он испол­няет волю дья­вола. И вот в этом смысле, посмот­рите, от Бога чело­век может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не пре­пят­ствует, а вот вырваться от дья­вола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он исполь­зу­ется только в сакра­мен­таль­ной жизни Церкви, в таком про­стом чело­ве­че­ском обще­нии мы друг друга не назы­ваем рабами Божьими. Допу­стим, на службе я не говорю своему алтар­нику: «Раб Божий Вла­ди­мир, дай мне кадило», я его назы­ваю просто по имени. А вот когда совер­ша­ются цер­ков­ные Таин­ства, то тогда мы добав­ляем вот этот титул «раб Божий». Напри­мер, «кре­ща­ется раб Божий такой то», «при­ча­ща­ется раб Божий такой то». Или молитва о здра­вии, или за упокой – тоже перед именем добав­ля­ется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть сви­де­тель­ство веры этого чело­века в Гос­пода Иисуса Христа и его наме­ре­ния испол­нять то, что Бог велит, потому что без веры чело­века и без его наме­ре­ния сле­до­вать тому, что ему гово­рит Гос­подь, любое Таин­ство будет про­фа­ни­ро­вано.

Но вот, что еще важно пони­мать – раб Божий – не отра­жает сущ­ность наших отно­ше­ний с Богом, ведь через Бого­во­пло­ще­ние Бог стал чело­ве­ком, Он стал одним из нас, Он назы­вал нас своими бра­тьями, более того Он гово­рит: «Я не назы­ваю вас уже рабами, Я назы­ваю вас своими дру­зьями». Хри­стос научил нас обра­щаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – гово­рим мы в молитве. И между чле­нами семьи есть обя­за­тель­ство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небес­ному Отцу про­яв­ляем тем, что служим Ему, испол­няя Его запо­веди. Как об этом сказал Сам Гос­подь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблю­дать запо­веди Мои!» Раб Божий, значит, слу­жи­тель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Сво­бода, то чело­век, дер­за­ю­щий назы­вать себя «рабом Божиим», должен пони­мать, что это обя­зы­вает быть его не слу­жи­те­лем дья­вола, не рабом греха, а слу­жи­те­лем любви, истины и сво­боды. И вот в чем здесь ущем­ле­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства я, честно говоря, понять не могу!

В молит­вах, когда веру­ю­щие люди про­из­но­сят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не уни­же­ние – срав­ни­вать чело­века со сви­ньей? Я вот знаю такой пример про Льва Тол­стого, кото­рый в книге «Псал­тирь» на полях напро­тив фразы: «Я в без­за­ко­ниях зачат и во грехе родила мать моя», напи­сал: «Но это уже слиш­ком!» И сего­дня срав­не­ние со сви­ньей, сми­ре­ние, послу­ша­ние, наиме­но­ва­ние рабами – явля­ется неким поро­гом, кото­рый просто невоз­можно пере­шаг­нуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока сми­ре­ние и послу­ша­ние оста­вим в сто­роне, а вот пого­во­рим о словах этих молитв, кото­рые кому-то, может, кажется, заде­вают их досто­ин­ство. Ведь все эти молитвы, о кото­рых Вы сейчас ска­зали, они носят пока­ян­ный харак­тер, а когда чело­век в чем то рас­ка­и­ва­ется, когда он сокру­ша­ется, то он не только в молитве, он в повсе­днев­ной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, нака­зы­вать самого себя за тот про­сту­пок, кото­рый ты сам совер­шил. Иногда эти дей­ствия сопро­вож­да­ются срав­не­ни­ями с живот­ными, прямо скажем, не с самыми бла­го­род­ными. То, что каса­ется 50-го псалма, то он так и назы­ва­ется – пока­ян­ный псалом и очень широко исполь­зу­ется в молит­вен­ном пра­виле. Давид напи­сал этот псалом после того как пророк Нафан обли­чил его в двой­ном пре­ступ­ле­нии – в убий­стве чело­века и в воров­стве чужой жены. И вот, осо­знав то, что он совер­шил, придя в ужас от соде­ян­ного, Давид пишет этот пяти­де­ся­тый псалом и в част­но­сти эти слова, кото­рые столь сму­тили графа Тол­стого: «В без­за­ко­ниях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это пока­ян­ное сокру­ше­ние кон­крет­ного чело­века в его кон­крет­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции ни в коем случае нельзя вос­при­ни­мать как пози­цию хри­сти­ан­ской церкви на вопросы зача­тия и рож­де­ния ребенка. Конечно, чело­век зачи­на­ется не в без­за­ко­нии и рож­да­ется чело­век не в грехе. Зача­тие и рож­де­ние – это запо­ведь Божия, это бла­го­сло­ве­ние Божие, а уж никак не грех!

Насколько я пони­маю, мы не должны бук­вально вос­при­ни­мать Свя­щен­ное Писа­ние, в данном случае книгу «Псал­тирь»?

А: Когда мы читаем «Псал­тирь», то мы должны иметь в виду, что это опре­де­лен­ный лите­ра­тур­ный жанр, это древ­няя еврей­ская поэзия. И в «Псал­тири» содер­жится всё, что при­суще этому жанру: и образ­ность, и пре­уве­ли­че­ние, и эмоции. Псалмы люди писали по разным пово­дам – это и бла­го­да­ре­ние Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и пока­я­ние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Свя­щенно Писа­ние, мы должны четко раз­де­лять: где там слово Божие, а где там чело­ве­че­ские эмоции.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Раб Божий — слож­но­сти пере­вода^

Из книги “Совре­мен­ный биб­лей­ский пере­вод Теория и прак­тика”

Веру­ю­щий чело­век в Библии назы­вает себя слугой/рабом Божьим. Для той куль­туры это было вполне обыч­ное назва­ние, кото­рое не содер­жало ника­ких нега­тив­ных кон­но­та­ций, рабом назы­вал себя низший при обра­ще­нии к выс­шему, пусть даже это были царь и его при­бли­жен­ный. Сво­бода для нас — абсо­лют­ная цен­ность, так что в нашей совре­мен­ной куль­туре слово раб свя­зано с бес­пра­вием и уни­же­нием, да и слово слуга не намного лучше (только, в отли­чие от слова раб, оно не обра­зует устой­чи­вого сло­во­со­че­та­ния со словом Божий). Может быть, лучше ска­зать слу­жи­тель Божий? Но это выра­же­ние в свою оче­редь свя­зано с кле­ри­каль­ным под­тек­стом: так можно назвать неко­его очень важ­ного епи­скопа, но не про­стого веру­ю­щего. Иде­аль­ного реше­ния нет. В алтай­ском языке есть два слова: кул «раб» и jалчы «работ­ник» (от jал «плата»). Оба не понра­ви­лись части чита­тель­ской ауди­то­рии: первое звучит слиш­ком при­ни­женно, второе наме­кает на нали­чие платы. Было решено пере­во­дить гла­гольно: jалчы болуп “будучи слугой”, что, по словам чита­те­лей, смяг­чало нега­тив­ный эффект от вто­рого слова.

На полях стоит заме­тить, что для людей биб­лей­ской эпохи сво­бода просто не была базо­вой цен­но­стью, как для нас. В Библии прак­ти­че­ски нигде не гово­рится о ней как о необъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­сти вся­кого чело­века (такое пони­ма­ние харак­терно скорее дли греко-рим­ского мира), мы читаем на ее стра­ни­цах не столько о сво­боде, сколько об осво­бож­де­нии или избав­ле­нии (от раб­ства, болезни, несча­стий или даже смерти). Для срав­не­ния: сего­дня при­нято гово­рить о здо­ро­вье как основ­ной цен­но­сти (здо­ро­вый образ жизни и проч.), тогда как в более тра­ди­ци­он­ных обще­ствах речь идет скорее о выздо­ров­ле­нии в случае болезни, а обыч­ное состо­я­ние чело­века вовсе не вос­при­ни­ма­ется как болез­нен­ное (в отли­чие от совре­мен­ной манеры врачей назы­вать всех своих паци­ен­тов «боль­ными»). Это не значит, что в древ­но­сти болели реже и менее тяжело (скорее как раз наобо­рот!), но значит, что вос­при­я­тие здо­ро­вья и болез­нен­но­сти отли­ча­лось от совре­мен­ных. Точно так же и свое под­чи­не­ние Богу, царю или обыч­ному началь­нику люди не вос­при­ни­мали как нечто уни­зи­тель­ное, тре­бу­ю­щее немед­лен­ного вме­ша­тель­ства.

Все это можно попы­таться разъ­яс­нить в сло­варе, а еще лучше — в отдель­ной статье, но что делать в пере­воде? Вот основ­ные вари­анты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *