что значит ракета воздух земля
Американец Nike Ajax был первым оперативным управляемая ракета ЗРК и советские С-75 Двина был самым массовым ЗРК. Широко используемые современные примеры включают Патриот и С-300 системы большой площади, СМ-6 иРакета MBDA Aster военно-морские ракеты и переносные системы малой дальности, такие как Жало и Стрела-3.
Содержание
История
Первая известная идея управляемой ракеты земля-воздух была в 1925 году, когда лучевая езда Была предложена система, при которой ракета должна следовать лучу прожектора на цель. Селеновый элемент был установлен на конце каждого из четырех хвостовых стабилизаторов ракеты, причем ячейки были обращены назад. [1] Когда одна селеновая ячейка больше не находилась в луче света, она направлялась в противоположном направлении обратно в луч. Первое историческое упоминание о концепции и конструкции ракеты земля-воздух, на которой был представлен рисунок, было сделано изобретателем Густавом Расмусом в 1931 году, который предложил конструкцию, которая основывалась бы на звуке двигателей самолета. [2]
Вторая Мировая Война
Немецкие усилия
Первым серьезным рассмотрением проекта разработки ЗРК стала серия переговоров, состоявшихся в Германии в 1941 году. В феврале Фридрих Гальдер предложил концепцию «зенитной ракеты», которая привела к Уолтер Дорнбергер спросить Вернер фон Браун подготовить исследование управляемой ракеты, способной достичь высоты от 15 000 до 18 000 м (от 49 000 до 59 000 футов). Фон Браун был убежден, что лучшим решением будет пилотируемый ракетный перехватчик, и сказал об этом директору T-Amt, Ролоф Лучт, в июле. Директора Люфтваффе Flak Arm не интересовались пилотируемыми самолетами, и возникшие разногласия между командами отложили серьезное рассмотрение ЗРК на два года. [5]
Фон Акстхельм опубликовал свои опасения в 1942 году, и эта тема впервые была серьезно рассмотрена; начальные программы разработки жидких и твердотопливные ракеты стал частью Программы развития зенитной артиллерии 1942 года. [6] К этому моменту серьезные исследования Пенемюнде была подготовлена группа, и было предложено несколько проектов ракет, в том числе 1940-х гг. Feuerlilie, и 1941-е Wasserfall и Henschel Hs 117 Шметтерлинг. Ни один из этих проектов не получил реального развития до 1943 года, когда первые крупномасштабные рейды союзников военно-воздушные силы начал. По мере роста актуальности проблемы добавлялись новые конструкции, в том числе Энциан и Rheintochter, а также неуправляемые Тайфун который был разработан для запуска волнами. [7]
Альберт Шпеер особенно поддерживал разработку ракет. По его мнению, если бы они были последовательно развиты с самого начала, крупномасштабные бомбардировщики 1944 г. было бы невозможно. [8]
Союзнические усилия
Тяжелые транспортные убытки в камикадзе нападения во время Освобождение Филиппин и Битва за Окинаву дало дополнительный стимул для разработки управляемых ракет. [9] [12] Это привело к тому, что британцы Fairey Stooge и Тормозная мина усилия, [13] и ВМС СШАс ЗРК Н-2 Жаворонок. [14] В Жаворонок столкнулся со значительными трудностями и так и не вошел в оперативное использование. Конец войны привел к тому, что британские усилия использовались строго для исследований и разработок на протяжении всей их жизни. [12]
Послевоенное развертывание
В послевоенную эпоху разработки ЗРК велись по всему миру, и некоторые из них поступили на вооружение в начале и середине 1950-х годов.
Развитие Oerlikonс 58 динаров [17] началась в 1947 году и до 1955 года держалась в секрете. Ранние версии ракеты были доступны для покупки еще в 1952 году. [18] но так и не поступил в строй. RSD 58 подержанный лучевая езда наведение, которое имеет ограниченные характеристики против высокоскоростных самолетов, поскольку ракета не может «привести» цель к точке столкновения. Примеры были приобретены несколькими странами для целей тестирования и обучения, но не были проданы. [19]
В Советский союз всерьез приступили к разработке системы SAM с открытием холодная война. Иосиф Сталин был обеспокоен тем, что Москва подвергнется американскому и британскому воздушный налет, как и те, кто против Берлин, а в 1951 году он потребовал, чтобы ракетная система для противодействия налету бомбардировщиков 900 была построена как можно быстрее. Это привело к С-25 Беркут система (SA-1 в терминологии НАТО), которая была спроектирована, разработана и развернута в спешке. Первые подразделения вступили в строй 7 мая 1955 года, а к июню 1956 года вся система связи с Москвой была полностью активирована. [20] S-25 был статической системой, но усилия были также вложены в меньшую конструкцию, которая была бы намного более мобильной. Это появилось в 1957 году как знаменитый С-75 Двина (SA-2), портативная система с очень высокими характеристиками, которая оставалась в эксплуатации до 2000-х годов. [21] Советский Союз оставался в авангарде развития ЗРК на протяжении всей своей истории; и Россия последовала их примеру.
Ранние британские разработки с Stooge и Тормозная мина были успешными, но в послевоенное время дальнейшее развитие было свернуто. Эти усилия снова активизировались с началом «холодной войны» после «поэтапного плана» по совершенствованию противовоздушной обороны Великобритании с помощью новых радаров, истребителей и ракет. Для «Этапа 1» были предложены две конкурирующие конструкции, основанные на общих радарах и блоках управления, и они появились как RAF. Бристольская ищейка в 1958 г., [22] и армия Английский Electric Thunderbird в 1959 г. [23] Третий дизайн последовал за американским Шмель усилия с точки зрения роли и сроков, и поступил на вооружение в 1961 году как Морская улитка. [24]
Война во Вьетнаме
Вьетнамская война была первой современной войной, в которой управляемые зенитные ракеты бросили серьезный вызов высокотехнологичным сверхзвуковым реактивным самолетам. Также это будет первый и единственный раз, когда последний и самый современный ПВО технологии Советский союз и самый современный самолет истребители и бомбардировщики Соединенных Штатов противостояли друг другу в бою. [25] Около 17000 советских техников-ракетчиков и операторов / инструкторов направлены в Северный Вьетнам в 1965 году, чтобы помочь защитить Ханой против американского бомбардировщики, а северовьетнамские ракетчики прошли от шести до девяти месяцев обучения в Советском Союзе. [26]
С 1965 по 1966 год почти все из 48 реактивных самолетов США, сбитых СА-2 над Северным Вьетнамом, были сбиты советскими ракетчиками. В ходе ПВО Северного Вьетнама в 1966–1967 годах один российский оператор ЗРК лейтенант Вадим Петрович Щербаков, [nb 2] приписывали уничтожение 12 самолетов США в 20 боях. [29]
В ВВС США ответил на эту угрозу все более эффективными средствами. Ранние попытки прямого нападения на ракетные объекты в рамках Операция Spring High и Операция Iron Hand в целом были неудачными, но внедрение Дикая ласка авианосец Сорокопут ракеты и Стандартный ARM Ракета кардинально изменила ситуацию. Уловки и подделки следовали, поскольку каждая сторона вводила новую тактику, чтобы попытаться одержать верх. Ко времени Операция Полузащитник II в 1972 году американцы получили важную информацию о характеристиках и действиях S-75 (арабские системы S-75 были захвачены Израилем) и использовали эти миссии как способ продемонстрировать возможности стратегические бомбардировщики работать в среде, насыщенной ЗРК. Их первые миссии, казалось, продемонстрировали прямо противоположное, с потерей трех B-52 и нескольких других поврежденных в ходе одного полета. [30] Последовали кардинальные изменения, и к концу серии миссии были выполнены с дополнительными мячами, ECM, Iron Hand и другими изменениями резко изменили счет. [31] По завершению кампании Linebacker II, скорость сбития С-75 против В-52 составила 7,52% (было сбито 15 В-52, сильно повреждено 5 В-52, из них 266 ракет). [32]
Во время войны Советский Союз поставил в Северный Вьетнам 7 658 ЗРК, а их силы обороны провели около 5 800 пусков, обычно кратными трем. К концу войны США потеряли в бою 3374 самолета. Однако США подтвердили, что только 205 самолетов были потеряны из-за ракет класса «земля-воздух» Северного Вьетнама. [33] Многие американские самолеты «разбились в летных происшествиях», фактически, разбились из-за ракет С-75. При посадке на аэродром в Таиланде один B-52 был сильно поврежден ЗРК, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и подорвался на минах, установленных вокруг аэродрома для защиты партизан, выжил только один член экипажа. Впоследствии этот B-52 был засчитан как «разбившийся в летных происшествиях». [ нужна цитата ]
Меньше, быстрее
Все эти ранние системы были «тяжелыми» конструкциями с ограниченной мобильностью и требовали значительного времени на настройку. Однако они также были более эффективными. К началу 1960-х применение ЗРК сделало высокоскоростной полет на большой высоте в бою практически самоубийственным. [№ 3] Чтобы избежать этого, нужно было лететь ниже, ниже прямой видимости радарных систем ракеты. Это потребовало совсем других самолетов, таких как F-111, ТСР-2, и Панавиа Торнадо.
Следовательно, в 1960-е годы ЗРК быстро развивались. Поскольку их цели теперь были вынуждены лететь ниже из-за наличия более крупных ракет, столкновения обязательно будут происходить на близких дистанциях и происходить быстро. Меньшая дальность означала, что ракеты могли быть намного меньше, что помогало им с точки зрения мобильности. К середине 1960-х годов почти все современные вооруженные силы имели ракеты малой дальности, установленные на грузовиках или легкой броне, которые могли перемещаться вместе с вооруженными силами, которые они защищали. Примеры включают 2К12 Куб (SA-6) и 9К33 Оса (СА-8), МИМ-23 Ястреб, Рапира, Роланд и Crotale.
Вступление к подводные ракеты В конце 1960-х и 1970-х годах были разработаны дополнительные конструкции средней и малой дальности для защиты от этих целей. Великобритании Морской кот был ранним примером, который был разработан специально для замены Bofors 40 мм орудие на его установке и стало первым действующим ЗРК точечной защиты. [34] Американец РИМ-7 Морской воробей быстро распространился на самые разные конструкции, используемые большинством военно-морских сил. Многие из них адаптированы из более ранних мобильных разработок, но особые потребности военно-морских сил привели к тому, что многие специальные ракеты продолжали существовать.
Одна из особенностей современного ракетного вооружения заключается в широком разнообразии образцов боевых ракет. Ракеты современных армий отличаются по назначению, виду траектории, особенности конструкции, способу управления, типу двигателей, положению целей, месту старта и по многим другим показателям.
По второму показателю (по характеру полета) ракеты бывают крылатыми или баллистическими.
Ракеты «земля – воздух»
Историческая справка! 7 августа 1970 года США добились от Египта и Израиля договора о прекращении войны на истощение. Согласно этому соглашению 20 мильная полоса, находящаяся вдоль Суэцкого Канала должна стать демилитаризованной зоной и США обязалась «использовать всю свою мощь», чтобы выполнить это соглашение. Но уже через пять дней оно было нарушено египтянами. В зону канала передвинули батарею ПВО. В будущем нарушения не прекращались. Когда Израиль обратился к США, чтобы те использовали всю мощь, они ответили, что соглашение нарушать нельзя. Такая причине была не столько в клиническом антисемитизме Киссинджера (тогда занимал должность советника по вопросам нацбезопасности) и абсолютной аморальности Никсона, а в невозможности решать и израильские проблемы, когда США хватало проблемами на Кубе (нахождение советских подводных лодок) и в Камбодже, а также приближались президентские выборы. Как следствие, «демилитаризованная» зона превратилась в зону беспрецедентной концентрации батарей ПВО. За эти гарантии была заплачена цена в войне судного дня 1973 года.
Стоит отметить то, что зенитные ракеты бывают управляемыми и неуправляемыми. Все первые ракеты изначально были неуправляемыми. На сегодняшний день все существующие зенитные ракеты, которые состоят на вооружении разных стран, управляемые. Зенитная управляемая ракета – неотъемлемая составляющая зенитного ракетного вооружения любой страны, наименьшей огневой единицей которого выступает зенитный ракетный комплекс.
В период с 1960 по 1990 года зенитная управляемая ракета постоянно совершенствовалась, но сейчас, словно достигнут предел и выход новых конструкции становится реже. Кроме того совершенствуют свое противодействие ракетам и воздушные цели. Это требует от конструкторов ракет работать над новыми ответными контрмерами.
Использование зенитных ракет началось еще в период Второй мировой войны, и уже к средине 20 века они считались довольно точными, чтобы прийти на замену тяжелой артиллерии в борьбе с высоко летящими воздушными целями. На самом деле, первые зенитные управляемые ракеты имели недостаточную точность, как бы хотелось их разработчикам. Известно, что в период вьетнамской войны было израсходовано 4244 ракеты SA-2 «Гайдлайн» с целью сбить 76 самолетов авиации США. В 1960 году потребовалось целых 14 ракет, чтобы сбить один самолет U-2 Гэри Пауэрса над г. Свердловск.
С того времени характеристики зенитных управляемых ракет существенно улучшились, но и противодействие их тоже развивается. В зависимости от вида системы наведения ракеты, способа наведения на конечном участке траектории и прочих физических факторов, которые можно измерить и обнаружить, стало возможной разработка радаров и прочих систем постановки помех, чтобы «обмануть» ракету. В свою очередь, это привело к ответным контрмерам изготовителей ракет, и этот процесс не прекращается.
К сожалению, по мере приближения к концу столетия, было остановлено много проектов (чаще всего, по финансовым соображениям). Британская ракета «Бладхаунд» устарела, но пока аналогов для ее замены нет. На вооружении стоит «Рапир 200». Американцы, еще не выбрал и мобильную установку противовоздушной обороны, и возлагают большие надежды на новую пусковую установку, построенную на базе колесного бронетранспортера формулы 8х8, вооруженного 8 ракетами «Стингер» и пушкой «Гэтлинг».
Чем отличаются крылатые и баллистические ракеты и какие они ещё бывают?
Ввиду неспокойной политической обстановки в мире, новостные сводки все чаще пестрят такими словами, как ”ракета”, ”ракетный удар”, ”баллистическая ракета”, ”крылатая ракета” и многими другим словами, связанными с артиллерией и, собственно, самими ракетами. Проблема в том, что не все понимают, что кроется за столь знакомыми словами. Мы привыкли, что есть ракета, которая ”увозит” человека в космос и есть ракета для уничтожения целей. Давайте разберемся в этом многогранном мире и поймем, чем отличается крылатая от твердотопливной, а криогенная от гиперзвуковой.
Ракета в воздухе выглядит очень красиво. Вот только эта красота не сулит ничего хорошего.
В свою очередь определение самой ракеты в данном контексте звучит следующим образом:
РАКЕ́ТА (от итал. rocchetta – маленькое веретено), летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы (тяги), возникающей при отбрасывании массы сгорающего ракетного топлива (рабочего тела), являющегося частью собственной массы
В военной терминологии можно встретить следующее определение:
Так выглядела прабабушка современной ракеты.
По-настоящему широкое распространение ракетное вооружение получило после Второй мировой войны. Так, например, в 1948 году дальность полета советских ракет Р-1 составляла 270 км, а спустя всего 11 лет были созданы ракеты Р-7А с дальностью до 13 000 км. Как говорится, ”разница на лицо”.
Чем отличаются ракеты
Теперь можно поговорить о том, чем между собой отличаются ракеты. Как правило, обыватели слышат упоминания о крылатых и баллистических ракетах. Это действительно два основных типа, но есть и некоторые другие. Разберем главные из них, но сначала приведу классификацию типов ракет.
Ракеты делятся по типам в зависимости от:
Бесчисленное множество типов ракет.
Теперь остановимся более подробно на основных пунктах, которые могут показаться непонятными.
Отличие ракет по классу
Класс ракет говорит сам за себя. Ракета класса ”воздух-воздух” предназначена для поражения воздушных целей при запуске в воздухе. Такие ракеты запускаются с летательных аппаратов, таких, как самолеты, вертолеты и многочисленные типы беспилотников (БЛА).
Ракеты класса ”земля-воздух” предназначены для поражения воздушных целей с земли. Они могут базироваться как на стационарных пусковых установках, так и на переносных. Самыми известными переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) являются Советско-российские ”Игла” и ”Стрела”, а также Американский ”Stinger”. Примечательно, что почти все ПЗРК, применяемые в современных военных конфликтах, создавались еще в восьмидесятые годы прошлого века. Так, например, первая модификация ”Stinger” под номером FIM-92А была создана в 1981 году. Примерно в это же время появились и ”Стрела”, и ”Игла”, и французские ”Mistrale”.
Ракетный комплекс Stinger.
Как видим, класс ракет говорит сам за себя. Особняком стоит только класс ”воздух-поверхность”, который включает в себя ракеты, как для поражения наземных, так и водных целей.
Ракеты наземного базирования в зависимости от их предназначения, размера, дальности и других параметром могут размещаться в шахтных пусковых установках, на специальных наземных площадках и на специальном гусеничном или колесном транспорте. Так же они могут запускаться с кораблей и подводных лодок. Именно поражение наземных целей такими ракетами особенно оправдано, так как можно запускать их в непосредственной близости от территории противника.
Подводные лодки, способные нести мощные ракеты, являются настоящей головной болью военных всего мира. Стоит не заметить ее и в случае удара ракета полетит не с расстояния в несколько тысяч километров, а с нескольких сотен километров. В итоге, на реагирование почти не останется времени.
Не забывайте заходить в наш Telegram-чат. Там самое место для обсуждения высоких технологий. Каждый будет услышан.
Ракета с ядерной боеголовкой
Межконтинентальные ракеты
Несмотря на это, ядерным зарядом могут оснащаться даже ракеты малой дальности. Правда, на практике это не имеет большого смысла, так как применяются такие ракеты, как правило, в региональных конфликтах.
Полет межконтинентальной ракеты.
По дальности полета ракеты делятся на ”ракеты малой дальности”, предназначенные для поражения целей на расстоянии 500-1000 км, ”ракеты средней дальности”, способные нести свой смертоносный груз на расстояние 1000-5500 км и ”межконтинентальные ракеты”, которые могут и через океан перелететь.
Какое топливо используется в ракете
При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.
Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.
Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.
Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.
Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.
Системы наведения ракет
В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.
Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.
Ракета с системой наведения под крылом самолета.
Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.
Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.
Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.
При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.
Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.
Что такое баллистическая ракета
Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.
Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.
Это не самолет, а крылатая ракета.
Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.
Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.
Еще один пример крылатой ракеты.
Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.
Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.
Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.
С какой скоростью летают ракеты?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.
Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.
Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.
Ракеты могут запускаться с самолета.
Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.
Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.