что значит раннее обучение иностранному языку

Именно дети 3-5 лет

что значит раннее обучение иностранному языку. Смотреть фото что значит раннее обучение иностранному языку. Смотреть картинку что значит раннее обучение иностранному языку. Картинка про что значит раннее обучение иностранному языку. Фото что значит раннее обучение иностранному языку «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.”

Макаренко А.С.
педагог и писатель

Януш Корчак
польский педагог, писатель

Современное дошкольное образование: расстановка приоритетов

В современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7–8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope» [1, 2].

что значит раннее обучение иностранному языку. Смотреть фото что значит раннее обучение иностранному языку. Смотреть картинку что значит раннее обучение иностранному языку. Картинка про что значит раннее обучение иностранному языку. Фото что значит раннее обучение иностранному языку

Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, то есть чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования.

Современные исследования подтверждают то, что прогрессивная отечественная и зарубежная психология утверждала всегда. А именно, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

1. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.

2. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.

Источник: «Современные проблемы дошкольного образования» Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19

Источник

Что значит раннее обучение иностранному языку

Автор: Бадулина Наталья Михайловна

Организация: ГОАОУ «ЦОРиО»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк

Включение иностранного языка в систему дошкольного воспитания и начального образования свидетельствует о качественно новом этапе в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отметим, что в современной системе образования детский сад и начальная школа стали настоящей основой, определяющей возможности дальнейшего формирования и развития личности, что значительно повышает требования, которые предъявляются к образовательной организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Огромное значение приобрела проблема определения времени начала обучения, а, значит, проблема влияния раннего обучения на развитие, воспитание и становление ребенка.

Под ранним обучением иностранным языкам следует понимать такое обучение, которое осуществляется в период с момента рождения ребенка до его поступления в образовательное учреждение. Значение такого обучения состоит в том, что за счет более раннего начала обучения происходит более глубокое осмысление всей системы языка, приобретается больший объем лексического и грамматического материала, страноведческой информации. Кроме того, раннее обучение иностранным языкам стимулирует речевое и общее развитие ребенка, приобщает его к культуре другой страны, также готовит к обучению в школе, воспитывает самостоятельность, коммуникабельность, усидчивость, трудолюбие, активность. Заметим, что раннее обучение иностранному языку снижает возникновение психологических барьеров, которые могут возникнуть при начале изучения иностранного языка.
Однако существует и ряд проблем, а именно:

1) обеспечение преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой;

4) нехватка современных учебных пособий и учебников по иностранным языкам для детей младшего возраста.

Преемственность может снизить проблемы адаптационных периодов, которые образуются на соединении отдельных частей системы образования, в связи с тем, что они отличаются по содержанию, формам и методам обучения, требованиям, объему учебного материала, режимом работы, коллективам. Фундаментом осуществления преемственности между детским садом и начальной школой является единство внутренних законов психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (психологическая преемственность).

Содержательная преемственность позволит соединить в процессе обучения, полученные ребенком на предыдущем этапе знания, например, знания о культуре страны изучаемого языка, и, сформированное положительное отношение к общечеловеческим ценностям: правам человека, чувстве долга, справедливости.
Раннее обучение иностранному языку должно осуществляться в процессе моделирования на учебных занятиях определенных сфер и ситуаций общения. Это могут быть общение дома и в семье (обычный и выходной день, семейный праздник, гости, развлечения, домашние животные, игрушки, хобби, помощь в семье, уборка дома, день рождение, Рождество, Пасха, Новый год, чтение, рисование, лепка, пение, музыка), детский сад (режимные ситуации и предметные занятия, прогулки, экскурсии, игры, праздники, воспитатель, сверстники, драматизация), мир игрушек и увлечений.

Занятия по обучению детей младшего возраста иностранному языку должны быть комбинированными, речевыми и коммуникативно-направленными. Необходимо, чтобы каждое занятие содержало такие виды работы, как обобщающую беседу по теме, работу над произношением, введение, презентация и автоматизация лексики в типовых фразах, клише в диалогах, играх, инсценировках.

Целью первого года обучения должно стать создание стойкой по ложительной мотивации к изучению иностранного языка. Отметим, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, занятия должны проводиться в игровой форме, а их содержание должно быть связано с другими предметами: развитием речи, математикой, рисованием, знакомством с окружающим миром, музыкой, физкультурой. На втором и третьем году обучения идет повторение и закре­пление пройденного материала, а также накопление нового лексиче­ского и грамматического материала, развитие монологических и диалогических умений. Важно, чтобы изучение иностранного языка сопровождалось неязыковыми видами практической деятельности, например, рисованием, аппликацией, физическими упражнениями, конструированием.
Для дошкольника иностранный язык должен стать не только средством выражения мысли, но и источником сведений о национальной культуре, традициях и обычаях страны, язык который ребенок изучает.

Источник

Раннее обучение иностранному языку

Раннее обучение иностранному языку

К настоящему времени развитие педагогики и методики, в частности, по вопросу раннего обучения детей достигло небывалых высот. Помимо этого, в современном мире достаточно широко проявляется желание родителей вырастить из своего чада умного и образованного человека, способного реализоваться в обществе и добиться высоких результатов в дальнейшем обучении и работе. А как известно, спрос порождает предложение. Неудивительно, что Интернет и прочие информационные ресурсы пестрят объявлениями об обучении и развитии детей чуть ли не с рождения.

Не менее актуален вопрос раннего обучения иностранному языку. В данной сфере помимо желания родителей способствующую роль играют и такие факторы, являющиеся необходимостью в современном мире, как приобщение детей к путешествиям в зарубежные страны, широкое использование иностранных языков в СМИ, необходимость владения иностранными языками при пользовании сетью Интернет, а также просто при использовании компьютеров и мобильных устройств.

История развития педагогической мысли в вопросах раннего обучения иностранному языку насчитывает уже не одно столетие. Так, например, на данную тему размышляли французский философ и педагог Жан-Жак Руссо («Эмиль, или О воспитании»), швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци («Письма по раннему обучению») и др. Однако вышеперечисленные педагогические светила отзывались негативно о необходимости раннего обучения детей иностранным языкам, считая, что изучение языков бесполезно в воспитании.

Современные педагоги и методисты относятся к вопросу раннего обучения детей иностранным языкам достаточно положительно. Данное заключение можно сделать в связи с разработкой и появлением большого количества методических и учебных пособий по изучению языков в дошкольном возрасте.

Однако при решении родителей посвятить детство своего ребенка изучению иностранного языка, необходимо задаться следующими вопросами. Кому необходимо раннее изучение иностранного языка – детям или родителям? Для чего необходимо раннее изучение иностранного языка? В каком возрасте целесообразно начинать изучение иностранного языка? Каковы методические основы, приемлемые для раннего изучения иностранного языка?

В настоящее время среди педагогов, методистов и научных деятелей нет единого мнения в каком возрасте начинается «раннее» обучение.

Одни считают, что билингвизм возможен с рождения. Подобные случаи зачастую встречаются в семьях, где родители являются носителями разных языков, либо ребенку целенаправленно нанимается няня – носитель иного языка. Например, М.Ю. Сафронова отмечает, что жизнь только что родившегося младенца наполнена открытиями и всевозможными впечатлениями. В самый первый год своей жизни он получает большое количество различной информации. [9] В связи с этим может успешно складываться погружение ребенка в двуязычную среду.

Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку возможно с 3 лет, когда ребенок уже освоился в своем родном языке, способен строить предложения и выражать свои мысли. В противном случае у ребенка могут возникать сложности с формированием речи даже на родном языке, т.к. разница в грамматике родного и иностранного языка для детей такого возраста является еще очень размытой.

Н.А. Горлова под «ранним обучением иностранному языку» понимает такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно – практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу. Дальнейшее обучение квалифицируется как школьное, потому, если ребенок приступил к обучению иностранного с первого или с второго класса начальной школы, то такое обучение называют «раннее школьное обучение». [4]

Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко выделяют раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое осуществляется в детском дошкольном учреждении с 5 лет (а в некоторых случаях и раньше, например, с 4 лет) и до поступления ребенка в школу. В свою очередь, раннее школьное обучение — это первая ступень обучения младших школьников (с 1 или со 2 по 4 класс). [3]

Однако большинство психологов, педагогов и методистов склонны определять возраст детей, оптимальный в отношении раннего обучения иностранному языку, с 5 до 8 лет. Они обосновывают свое мнение тем, что в данном возрасте дети наиболее чувствительны к восприятию и осознанию иностранных языков. К данному возрасту дети уже обладают определенным языковым и речевым опытом в родном языке и способностью совершать основные мыслительные операции на этом языке. По словам Н.Д. Гальсковой и З.Н. Никитенко, процесс усвоения ребенком новых языковых средств не сопровождается одновременным формированием понятий об окружающей его действительности, овладением мыслительными операциями. В ходе этого процесса происходит лишь приобщение учащегося к новым для него способам выражения мысли (в том числе имеющим национально-культурные особенности), но не к новому типу мышления. Отсюда очевидно, что в учебном процессе по иностранному языку имеются возможности опереться на сформированное на базе родного языка мышление учащегося и совершенствовать его мыслительные операции. [3]

В то же время указанный возраст является наиболее благоприятным для усвоения языкового материала преимущественно благодаря развитым способностям к зрительному и слуховому восприятию информации, активно работающей языковой памяти, а также наличию высокой чувствительности к восприятию звуков и способности их имитировать, что крайне необходимо для постановки правильного произношения.

Раннее обучение иностранному языку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

В первую очередь необходимо обратить внимание на интерес ребенка. С самого рождения ребенок учится, но делает это не привычным нам, взрослым, образом, сидя за партами и штудируя учебники, а непосредственно погружаясь в окружающий мир и занимаясь его познанием. Неслучайно психологи в своих работах упоминают о том, что в период с рождения до школы ребенок узнает и научается гораздо большему, чем за всю свою дальнейшую жизнь, причем именно эти знания и умения являются наиболее важными. Ребенок старается разобраться во всем, что вызывает у него хоть малейший интерес, будь то букашки, растения, техника или космос. А значит, для достижения высоких результатов в изучении иностранного языка в первую очередь необходимо возбудить у ребенка интерес к таковому.

А.А. Майер и Ю.П. Азаров в своих работах выделяют положительные стороны раннего обучения иностранному языку:

— положительное влияние раннего обучения иностранному языку на развитие интеллектуальной сферы ребенка;

— развитие фонематического слуха в ходе раннего обучения иностранному языку, а также раскрытие представления ребенка о разнообразии звуков в мире;

— формирование коммуникативных навыков и умения правильно и четко формулировать свои мысли;

— усвоение иностранного языка на более прочном уровне и закрепление более свободного владения языком;

— формирование и развитие богатого нравственного потенциала у ребенка при раннем обучении иностранному языку. [1] [6]

Однако несмотря на все плюсы раннего обучения иностранному языку, необходимо обратить внимание и на сложности, которые могут возникать.

Во-первых, необходимо очень четко определить психологическую готовность ребенка к раннему изучению иностранного языка. Как писал Лев Толстой, нужно начинать «учить детей только тогда, когда их психика готова к обучению». Вопрос психологической готовности является очень важным, и на него следует обращать внимание в первую очередь, так как если начать обучать иностранному языку ребенка, который психологически не готов, не только не будут получены ожидаемые результаты, но и можно нанести ребенку вред, навсегда лишив его желания учиться.

Также необходимо понимать, что психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка ни коим образом не зависит от возраста. Ребенок может быть готов к восприятию и усвоению языкового материала, например, в 4 года, ровно также как может быть не готов в 7 лет. Поэтому родителям, прежде чем окончательно делать выбор в пользу раннего обучения иностранному языку рекомендуется решить вопрос о психологической готовности ребенка с психологом.

Следующим препятствием к раннему обучению иностранному языку является несформированность у ребенка речевой и звуковой системы родного языка. В настоящее время существует немалое количество детей, у которых даже к школьному возрасту не поставлены и не введены в речь некоторые звуки русского языка, а также неразвита речевая система, что выражается в неумении четко формулировать свои мысли, облекая их в правильные грамматические формы родного языка. Данные упущения не позволят ребенку качественно изучать иностранный язык, а также повлекут за собой сложно исправимые последствия при дальнейшем освоении родного языка. Соответственно, прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, родителям рекомендуется получить заключение дефектолога о готовности ребенка к раннему обучению иностранному языку.

И, наконец, еще один негативный момент в отношении раннего обучения иностранному языку заключается в отсутствии преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой. Ребенок, начав обучение иностранному языку, например, в 5 лет, за три года получает достаточно большое количество знаний в области иностранного языка. А так как в общеобразовательных школах иностранный язык начинают учить со 2-го класса и, естественно, с нуля, ребенку в школе на уроках может быть неинтересно, что может негативно сказаться на дальнейшем процессе обучения.

Говоря о содержании раннего обучения иностранному языку необходимо выделись следующие составляющие:

лексический языковой материал, на основе которого формируется словарный запас ребенка;

грамматический языковой материал, который в дальнейшем будет использоваться для правильного построения фраз и предложений;

основные сведения о стране изучаемого языка, которые окажут помощь в изучении языка с социокультурной позиции;

коммуникативные умения, которые раскрывают степень владения изучаемым языком и показывают насколько ребенок может сориентироваться в той или иной ситуации.

Рассмотрим вышеперечисленные составляющие более подробно.

Лексический языковой материал должен состоять из тех понятий, которые ребенок уже хорошо усвоил в родном языке. Чаще всего методисты рекомендуют использовать слова из таких категорий, как «животные», «овощи, фрукты», «семья», «игрушки», «цвета» и другие. Данную лексику можно изучать с помощью игрушек и картинок, разучивая стишки и песенки, разыгрывая небольшие спектакли.

С грамматическим языковым материалом на данном этапе ребенок знакомится исключительно на интуитивном уровне, повторяя за педагогом несложные грамматические конструкции. Не следует перегружать детей обилием грамматики, а тем более объяснениями почему здесь необходимо строить предложение так, а там иначе.

Основные сведения о стране изучаемого языка необходимы ребенку для того, чтобы более полно погрузиться в среду обучения иностранному языку. Очень положительно на процесс обучения влияет обстановка в кабинете или комнате, выполненная в стиле страны изучаемого языка, а также включение в процесс обучения «гостей»-игрушек, приехавших специально из страны изучаемого языка, чтобы познакомиться с ребенком и поиграть с ним, естественно, на иностранном языке.

Коммуникативные умения ребенка развиваются в ходе непрерывного общения на изучаемом языке. На раннем этапе обучения иностранному языку не следует объяснять ребенку правила чтения, а тем более письма. Занятия необходимо строить таким образом, чтобы ребенок говорил, причем, желательно больше, чем педагог. Помимо этого, родителям рекомендуется ежедневно стимулировать ребенка к повторению изученного.

Кроме этого, ребенок 5-8 лет постоянно проявляет активность и подвижность, а также требует регулярной смены деятельности. Данный факт также необходимо учитывать при построении занятий. Урок пройдет гораздо успешней, если в течение получаса у ребенка будет возможность поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать и даже пошуметь.

Таким образом, содержание раннего обучения иностранному языку должно полностью соответствовать возрасту ребенка, а сами занятия необходимо строить в форме непрерывной подвижной игры. Именно так ребенок будет получать от занятий положительные эмоции, что поможет сформировать интерес и желание к дальнейшему изучению иностранного языка.

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». — СПб:Изд-во «Питер», 2011. — 400 с.

Волкова Г. Английский без риска! Всегда ли чем раньше, тем лучше? http://www.7ya.ru

Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс,2004. — 240 с.

Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения ИЯ на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе. – 2000. – №5. – С. 11.

Загороднова А.А. К вопросу о раннем обучении иностранному языку. http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/4_3/

Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.:Педагогика, 1981. — 416 с.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании. — М.:Педагогика, 1981. — 656 с.

Сафронова М. Н. Раннее изучение иностранного языка плюсы и минусы // Сообщество учителей английского языка. 2015. N7.

Источник

Раннее обучение иностранному языку

Реферат по дисциплине:

«Методика обучения иностранному языку»

«Раннее обучение иностранному языку»

Белоусова Татьяна Вячеславовна

1. Обоснование введения раннего обучения иностранным языка.

2. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, учитываемые при обучении иностранным языкам.

3. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста.

В 1998 году в рамках проекта Совeтa Европы в Австрии (г. Грац) состоялся международный семинар, посвященный проблемам раннего обучения иностранным языкам. Этот семинар подвел итоги многолетних экспериментов и научных исследований, связанных с включением предмета иностранного языка в программу начальной школы стран – участниц Совeтa Европы, включая Россию. На семинаре были сформулированы рекомендации, реализация которых может быть рассмотрена как фундамент для успешного включения иностранного языка в начальный этап обучения.

При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно

Цель данного реферата – рассмотреть разные точки зрения по поводу раннего изучения иностранного языка, учитывая возрастные и психологические особенности.

Обоснование введения раннего обучения иностранным языка.

В настоящее время проблема раннего обучения становится все более и более актуальной. Во многом, как мне кажется, это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Тем не менее проблема раннего обучения активно изучается и современными учеными: психологами, педагогами, методистами. Особенно много дискуссий вызывают проблемы раннего обучения детей иностранному языку. Может показаться, что данный вопрос довольно нов и только начал изучаться, однако если мы посмотрим историю развития педагогической мысли, то мы увидим, что проблемы раннего обучения иностранному языку рассматриваются уже несколько столетий. Так, например, великий французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» следующим образом отзывается о раннем обучении иностранным языкам: «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там ни толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок — я не говорю о чудесах — мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка» [3, с. 74–75]. Далее он поясняет, что рассматривает изучение иностранного языка, как овладение иным образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на родном языке. С его точки зрения формирование второй системы мышления в то время, когда еще не сформирована первая — не совсем логично, а порой — даже вредно.

Не мене интересны и рассуждения И. Г. Песталоцци о подводных камнях раннего обучения детей. В «Письмах учителю Петерсону» он предостерегает о возможных негативных последствиях раннего обучения, если оно будет строиться с нарушением законов внутреннего становления и развития ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из многих причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [2, с. 9]. Его замечание о том, что «наиболее серьезный недостаток современного воспитания, несомненно, следующий: от детей требуют слишком многого, и притом таких вещей, который обладают лишь мнимой ценностью» [2, с. 13], высказанное в 1782 году, звучит необычайно актуально и сегодня. «Природа и правильное воспитание требуют созревания» [там же] считает он и предостерегает от преждевременного обучения словам и суждениям до того, как сами понятия сформируются в разуме и душе ребенка. Нет бòльшего несчастья для человека, чем когда его с ранних лет приучают к скороспелым суждениям и поспешной поверхностности в рассмотрении тех предметов, которые заслуживают длительного внимания» [2, с.14]. Какую же цель преследуют современные родители при выборе образования на ранней ступени развития их детей и насколько это необходимо самому ребенку?

Думают ли родители о будущем своих детей или на первый план выходят их собственные амбиции и желания? Насколько необходимо раннее обучение ребенка в целом? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Не будут ли это занятия слишком утомительными? Будет ли от них польза?. Обращаясь к теории, как в отечественной (С. И. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю. П. Азаров), так и в зарубежной психологии (Т.Элиот, Дж.Брунер, Б.Уайт, Р.Робертс,) есть данные о том, что в целом ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными учеными по-разному Робертс и Пенфильд определяют его с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет.

Большинство исследователей сходится во мнении, начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3–10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно. Мы считаем, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно. Поэтому в основу исследования лег именно этот возрастной промежуток.

Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны, со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в свои 5–7 лет? Во-первых, нельзя забывать о том, что для ребенка в данном возрасте любое учение — это, прежде всего, познание мира. Любая деятельность ребенка в данном возрасте — это знакомство с окружающим миром. Это как новая игрушка, которую нужно разобрать, посмотреть, что внутри. Чем больше таких «игрушек» «запустить» в раннем возрасте, тем больше у него потом будет инструментов для общения с миром, что является очень важным для формирования мировоззрения человека. Во-вторых, через познание окружающего мира происходит взросление, ребенок старается заполнить знаниями весь свой вакуум, который сможет в дальнейшем помочь ему в реализации себя, как нужной «ячейке» обществу.

В-третьих, ребенок с удовольствием изучает ИЯ в том случае, если ему это нравится, он чувствует, что изучения иностранного языка делает его немножечко особенным, не похожим на своих сверстников.

не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал. Следующий наш вопрос: как правильно организовать занятия? Основная ошибка родителей (как, впрочем, и некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что чем больше информации усваивает на уроке ребенок, тем они более эффективны. Однако первоочередной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка. Обучение должно учитывать интересы ребенка, а значит и быть построено в соответствии с тем, что ему нужно, а не с тем, как об этом думают родители или как удобно преподавателю.

Поэтому наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Кроме того, игра — это естественный путь познания окружающего мира в данном возрасте, наиболее естественная активность, вид деятельности. К тому же игра помогает решить еще две сложности, возникающие в процессе изучения ИЯ — необходимость многократного повторения изучаемого материала и необходимость создания условно-коммуникативных ситуаций, позволяющих формировать коммуникативную компетенцию детей. Именно в процессе игры детям легче всего учиться задавать вопросы и отвечать на них, формулировать запрос, учиться передавать информацию, выражать свои эмоции, свое мнение и т. п. Поэтому основным умением учителя иностранного языка, который хочет работать с детьми дошкольного возраста является умение создавать ситуации с элементом неизвестного, например, с помощью загадок, поиска и нахождения различных предметов и заинтересовать этим детей.

2. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, учитываемые при обучении иностранным языкам.

Воображение ученика данного возраста достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. В свою очередь, развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному.

Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и в этом большое значение будет иметь и первая встреча с детьми (как, впрочем, и с учащимися любого возраста),

ласковый голос и приветливая улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам [Гальскова, Никитенко 2004].

Статья приводит доводы в пользу обучения учащихся иностранному языку в раннем возрасте, а также перечисляет методические отличия при работе с младшими школьниками, обусловленные их психологическими особенностями. Выделяется проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы. Также отмечается, что необходимость раннего обучения иностранному языку, наконец, официально признана государством. Каменская А.Г. пишет: «Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном, так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Ребёнок оказывается способным к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых». Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка.

На основе изучения литературы по возрастным особенностям младшего школьника, можно сделать вывод, что видами деятельности, которые способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, являются: игровая, музыкальная и театральная. Именно эти виды деятельности считаются ведущими в этом возрасте. Они помогают детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как творческую личность.

3. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста

В начальной школе ставится цель заложить основы коммуникативной компетенции, то есть сформировать у учащихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне.

Начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у школьников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов, обеспечивающих положительную мотивацию учения, так как основывается на таких психологических особенностях детей, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д.

Младший школьный возраст в силу специфики ведущей для этого возраста деятельности – игры, дает возможность уже на начальном этапе реализовать коммуникативную направленность обучения.

На начальном этапе обучения иностранному языку реализуются следующие цели:

— формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

— формировать элементарные коммуникативные умения в 4-х видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

При достижении поставленных целей учитываются психологические особенности младших школьников. В процессе овладения учебным материалом подавляющее большинство детей 6-7 лет ориентируются на конкретные признаки вещей и явлений. Поэтому в процессе преподавания иностранного языка учитель должен принять активное участие в формировании и развитии у учащихся младших классов теоретического мышления, опираясь при этом на то, что у ребенка уже есть. Что же может быть опорой в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе?

Соболева М.В. в своих исследованиях большую роль при обучении иностранному языку в начальных классах отводит подражательности, которая представляет собой непроизвольное и произвольное следование какому-либо образцу, примеру и проявляется в воспроизведении чьего-либо речевого и неречевого поведения, поступков. По ее словам, в подражательную активность вовлекается весь ребенок. Именно подражательность лежит в основе овладения иностранным языком на имитативной основе [Соболева 1995].

Таким образом, учитывая психологические особенности учащихся младших классов, можно сделать общий методический вывод: то, что в изучаемом иностранном языке совпадает с родным может быть усвоено детьми преимущественно на имитативной основе, с опорой на механизмы подражания; то, что в изучаемом языке явно отличается от родного, ученик должен так или иначе осознать, понять это отличие и овладеть иноязычным явлением в результате выполнения необходимого количества упражнений.

При обучении иностранному языку на начальном этапе учащиеся, осуществляя ту или иную деятельность, овладевают коммуникативным механизмом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне.

Понятно, что раннее изучение иностранного языка отнюдь не мода, а жизненная необходимость. И цель педагога в этой ситуации сделать процесс более приемлемым для ребенка. Целесообразность раннего обучения считаю доказанной, следовательно, просто необходимо использовать этот факт в интересах самого ребенка. Кроме того, обучая ребенка иностранному языку, мы в то же время развиваем его личность. Доводов в пользу раннего обучения иностранному языку вполне достаточно, дело только за инициативными, компетентными и увлеченными своей работой педагогами, родителями, осознающими всю важность образования и развития своих детей, и, конечно, государством, которое должно осуществлять политику в пользу своих юных граждан, а значит своего будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *