что значит риск ориентированный подход
Что значит риск ориентированный подход
Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)
1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.
8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
Что такое риск-ориентированный подход
Закон 243-ФЗ, который изменил закон о ветеринарии
Объясняем цитату из закона про риск-ориентированный подход. Коротко: когда чаще проверяют бизнес с высокой категорией риска, и реже — с низкой.
Из федерального закона 294-ФЗ
В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
Что это значит
«Риск-ориентированный подход помогает нам экономить деньги и силы, а вам меньше переживать из-за проверок. Еще так результаты работы надзорных органов лучше становятся»
Риск-ориентированный подход используют для проверок бизнеса. Если проверять всех подряд, компаниям будет тяжело работать, государство потратит слишком много ресурсов, а в воздухе будет витать напряжение от кошмаривания бизнеса.
Принцип такой: больше внимания уделять заведениям с высокой степенью риска и меньше — с низкой. Критерии риска есть разные, вот примеры:
С помощью критериев рассчитывают категорию риска. Фирмы с высоким риском планово проверяют раз в 1-2 года, с низким — проверяют только внепланово.
Риск-ориентированный подход при организации госконтроля
3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.
Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.
Что собой представляет риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:
С 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений) действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.?
Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.
К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.
Базовые принципы риск-ориентированного подхода
Рассмотрим базовые принципы РОП:
Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.
Как определяется класс риска?
Категория риска присуждается на основании двух факторов:
Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.
Категории риска
При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:
Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.
Периодичность проверок
Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:
Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.
Структура системы риск-ориентированного подхода
Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:
После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.
Нюансы сбора информации о субъекте
В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:
При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.
Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода
При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:
Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:
К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.
Риск-ориентированный подход: что это и для чего нужен
С 1 января 2018 года Правительство РФ изменило порядок государственного (муниципального) надзора за работой организаций и ИП. Рассмотрим, что представляют собой новые проверки, каким сферам деятельности стало легче, а кто попал под тотальный контроль.
Что такое риск-ориентированный подход
До внедрения риск-ориентированного подхода надзорные органы проверяли все предприятия и ИП подряд с определенной периодичностью. Такая модель оказалась ресурсозатратной и недостаточно эффективной.
Дело в том, что количество проверяемых объектов существенно превышает трудовые, материальные и финансовые ресурсы надзорных органов. К примеру, при острой нехватке кадров контролерам сложно досконально проверить каждое предприятие в установленные сроки.
В связи с этим надзорные мероприятия проводились поверхностно и реже, а львиная доля нарушителей оставалась незамеченной. Как результат — плохое качество услуг, оказываемых потребителю, нерегулируемые цены, повышенная опасность для населения и т. п.
Чтобы повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить нагрузку на проверяющих, Правительство решило уйти от прежних тотальных проверок. В общей массе поднадзорных предприятий было немало ответственных фирм и ИП, которые не нуждаются в частом контроле, но зато отнимают уйму времени у проверяющих.
Новую модель проверок так и назвали — риск-ориентированный подход. А первое упоминание о нем появилось еще в 2015 году, когда в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» включили статью 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».
Риск-ориентированный подход официально вступил в действие 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.
Классы и категории опасности: кому и зачем присваивают
По мнению Правительства, в глубоком и регулярном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом. А чтобы отделить опасную деятельность от безопасной, разработали специальную шкалу рисков.
В ст. 23 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ представлены категории, обозначающие степень вреда (ущерба), который могут нанести предприятия и предприниматели в ходе своей работы:
Теперь виду деятельности и (или) объектам, принадлежащим организациям и ИП, присваивают соответствующую категорию. Именно эта категория и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.
Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие или ИП не будут соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований предприятиями и ИП.
При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности (п. 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).
Частота проверок по риск-ориентированному подходу
Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе указана в Приложении к Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806.
Категории риска | Классы (категории) опасности | Сроки проведения плановых проверок | |
Федеральный контроль | Региональный контроль | ||
Чрезвычайно высокий риск | 1 | 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | 1 раз в год |
Высокий риск | 2 | 1 раз в 2 года | |
Значительный риск | 3 | 1 раз в 3 года | |
Средний риск | 4 | 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет |
Умеренный риск | 5 | Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет | |
Низкий риск | 6 | Не проводятся |
Согласно перечням, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 08.2016 № 806, применять риск-ориентированный подход могут разные ведомства, но для некоторых из них он обязателен.
Так, риск-ориентированный подход должны применять ведомства в области экологического, строительного, жилищного, ценового надзора, а также в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранности автомобильных дорог регионального значения, технического состояния самоходных машин, аттракционов и другой техники.
Применять риск-ориентированный подход вправе ведомства, контролирующие пожарную, медицинскую, санитарно-эпидемиологическую, транспортную, трудовую, энергетическую, ветеринарную деятельность, а также сферы связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения.
Что такое риск-ориентированный подход. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это когда чаще проверяют бизнес с высокой категорией риска и реже — с низкой. В законе говорится, что такой подход используют для:
Таким образом, ресурсы распределяются равномернее в зависимости от риска, а это влияет на частоту проверок и их глубину.
Пример употребления на «Секрете»
«Как заявил один из собеседников издания, сейчас налоговая проверка может занимать продолжительное время, за которое недобросовестные бизнесмены успевают распродать всё своё имущество, вывести капитал и объявить себя банкротом. По словам источника, признаки возможного ухода от налогов «будут установлены по определённому риск-ориентированному подходу«».
(Из новости о том, что налоговикам хотят дать право блокировать активы при проверке.)
Нюансы
В государственном надзоре используют такую классификацию уровней опасности:
Существуют разные критерии риска:
Тяжесть последствий. Например, что может случиться при нарушении техники безопасности и противопожарной безопасности, сколько людей могут пострадать.
Вероятность нарушений. При одном виде деятельности нарушения могут быть чаще, чем при другой деятельности.
Вид деятельности и размер компании. Например, частная стоматология потенциально опаснее и может принести больше вреда, чем газетный ларёк. Логично, что клинику стоит проверять чаще. От крупной торговой сети людей может пострадать больше, чем у маленького продуктового киоска.
По таким критериям можно рассчитать категорию риска бизнеса. Фирму с низким уровнем риска проверяют только внепланово, с высоким — планово и регулярно.
Представители бизнеса могут сами повлиять на категорию риска. Например, одним из путей перемещения в категорию с более низким риском может стать добровольное страхование предпринимателем своей ответственности.