что значит сама в наруто
Именные суффиксы в японском языке (яп. 日本語の敬称 нихонго но кэйсё:) — суффиксы, которые добавляются к имени (фамилии, прозвищу, профессии и т. п.) при разговоре с человеком или о нём. Именные суффиксы играют важную роль в общении японцев. Они указывают на социальный статус собеседников относительно друг друга, на их отношение друг к другу, на степень их близости. Употребив какой-либо именной суффикс, можно нанести собеседнику оскорбление, или наоборот — выразить ему своё глубочайшее почтение.
Обращения без суффикса обычны в отношении взрослых к детям-подросткам, друзей друг к другу и т. д. Если же человек вообще не пользуется суффиксами, то это явный показатель грубости. Обращение по фамилии без суффикса — признак фамильярных, но «отстраненных» отношений (характерный пример — отношения школьников или студентов).
-сан (さん) — нейтрально-вежливый суффикс, довольно близко соответствующий обращению по имени-отчеству в русском языке. Широко употребляется во всех сферах жизни: в общении людей равного социального положения, при обращении младших к старшим и так далее. Часто используется при обращении к малознакомым людям. Кроме того, его может использовать романтически настроенный молодой человек по отношению к возлюбленной.
-кун (君, ты) — более «тёплый», чем «-сан», вежливый суффикс. Означает значительную близость тем не менее несколько формальных отношений. Примерный аналог обращения «товарищ» или «друг». Используется людьми равного социального положения, чаще всего приятелями, одноклассниками, коллегами, при обращении старших к младшим, а также при обращении начальника к подчинённому, когда на этом факте не стоит заострять внимание.
-тян (ちゃん) — примерный аналог уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке. Указывает на близость и неофициальность отношений. Используется людьми равного социального положения или возраста, старшими по отношению к младшим, с которыми складываются близкие отношения. В основном употребляется маленькими детьми, близкими подругами, взрослыми по отношению к детям, молодыми людьми по отношению к своим девушкам. В чисто мужском обществе не употребляется, более того, мужчина может расценить такое обращение к себе как оскорбление (если только его так не называет любимая девушка). Может использоваться в отношении дедушки или бабушки — в этом случае будет соответствовать русским уменьшительно-ласкательным «дедуля» и «бабуля».
-сама (様) — суффикс, демонстрирующий максимально возможное уважение и почтение. Примерный аналог обращения «господин», «достопочтенный». Обязателен в любых письмах при указании адресата независимо от ранга. В разговорной речи используется достаточно редко и только при обращении лиц низшего социального положения к высшим или очень уважительное обращение младших к старшим. Употребляется при обращении священника к божествам, преданного слуги к господину, девушки к возлюбленному, а также в тексте официальных посланий.
В современной речи такое обращение иногда используют в качестве сарказма.
-сэмпай (先輩, досл. «раньше начавший коллега») — суффикс, используемый при обращении младшего к старшему. Часто используется в учебных заведениях учащимися младших классов по отношению к учащимся старших. За пределами школы или института может употребляться для обращения к старшему, более опытному другу или коллеге. Используется и как отдельное самостоятельное слово, так же как и сэнсэй. Часто обращение «сэмпая» к младшему происходит без присоединения каких-либо суффиксов к фамилии последнего. Иногда к имени младшего прибавляют суффикс «-кун (君)».
Еще один мальчик, который выжил: секрет успеха аниме «Наруто»
Основанный на одноименной манге Масаси Кисимото аниме-сериал «Наруто» выходил с 2002 по 2017 годы и ориентировался на подростковую аудиторию. Во всяком случае сам жанр сенен, в рамках которого и появлялись произведения этой франшизы, подразумевал, что мальчики в возрасте от 12 лет будут наблюдать за историей главного героя и проходить вместе с неугомонным Наруто путь взросления. Четыре года назад аниме закончилось, обозначив начало эры уже не Наруто, а Боруто – сына главного героя. Казалось, юные зрители, с нетерпением ожидавшие выхода новых серий любимого сериала, давно должны были вырасти и перестать интересоваться аниме. Однако с появлением TikTok «Наруто» переживает новую волну популярности. Его героями восхищаются, записывая пародийные ролики, их анализируют, им пытаются подражать – и все это делают зрители, давно переросшие пресловутый пубертат. Так в чем же успех этого аниме и почему простые, но давно забытые истины обнаруживают в нем вполне состоявшиеся взрослые?
О чем сериал
«Наруто» рассказывает о мальчике-сироте, пытающемся отыскать свое место для начала даже не в мире, а в небольшой деревне Канохе. Это поселение находится где-то на территории альтернативной Японии, хотя в истории «Наруто» география совершенно иная – мир здесь разделен на страны Огня, Ветра, Воды, Земли, Молнии, Железа и других стихий и природных ископаемых. Родная деревня Наруто Каноха воспитывает защитников страны Огня – шиноби (ниндзя), обладающих недюжинными боевыми и магическими техниками. Сам мальчик при этом в искусстве ниндзя полный бездарь, да еще и слывет местным хулиганом и дуралеем, у которого нет ни одного настоящего друга (по крайней мере в самом начале истории), зато огромное количество врагов, чье внимание он привлекает озорством и ребяческими проделками.
Мальчик, который выжил, и герои-двойники
Главный герой манги Масаси Кисимото – действительно удивительный ребенок, с детства лишенный любви родителей и теплого отношения окружающих, а потому непрерывно тянущийся к этому. Сквозь озорство и непреодолимую порой глупость этот мальчик учит читателей манги и зрителей аниме никогда не унывать и не сдаваться, идти к цели и сеять вокруг добро и мир, несмотря на все удары судьбы. Кисимото наградил своего героя сильным духом и несгибаемой волей, которые способны свернуть горы и любого негодяя поставить на путь добра и истины. Неслучайно учитель Наруто Какаши Хатаке в одной из серий говорит о главной сверхспособности этого подростка – заводить друзей и спасать их души.
Манга и аниме искусно вплетают в повествование давний драматургический прием – введение героев-двойников, которые отзеркаливают историю главного персонажа и выделяют его на фоне остальных. У Наруто двойников действительно много – от Ашуры, сына мифического первого шиноби, до ближайших друзей героя, Саске и Гаары. Многие из этих персонажей поначалу оказываются соперниками Наруто – их тяжелая судьба, сиротское детство и бесконечные смерти в мире постоянных войн шиноби ломают и ожесточают их характеры. Они, в отличие от самого Наруто, становятся на путь мести и вражды. Однако пример несгибаемого подростка, который через всеобщую ненависть тянется к добру, – воодушевляет и проливает свет даже на самые темные души.
Этот мотив, как и многое другое в аниме, делает неизбежным сравнение «Наруто» и «Гарри Поттера». Отсылки к произведению Джоан Роулинг здесь далеко не случайны и странно было бы не замечать параллелей. Сирота-волшебник и сирота-ниндзя, оказывающиеся втянутыми в масштабные исторические события их волшебных миров и спасающиеся благодаря их приверженности друзьям и собственным моральным установкам – настоящий феномен современной массовой культуры, архетип, одинаково работающий как на Западе, так и на Востоке.
Как и в «Гарри Поттере», в «Наруто» нет от природы плохих персонажей – действия даже самых отпетых преступников здесь настолько жестко детерминированы, что зритель просто не может не проникнуться их историями.
Долг, любовь и дружба
«Наруто» – куда более взрослое произведение, чем могло бы показаться с первых серий. Если начинается аниме как развлекательный рассказ о юном сироте, то в завершающих эпизодах оно становится по-настоящему мрачным и серьезным сериалом, поднимающим очень глубокие философские темы.
Долг, любовь и дружба – три тематических столпа практически каждого произведения в той или иной пропорции. Однако в «Наруто» они неизменно вступают в противоречие и сеют не только мир, но и хаос. Любовь, к примеру, становится поводом для уничтожения целого клана, а то и вовсе толкает к настоящему геноциду. Долг понимается здесь по-восточному строго – ради его исполнения персонажи порой жертвуют всем, включая близких. Ну а дружба – сила поистине несгибаемая, пожалуй, лишь она в «Наруто» не способствует предательствам и кровопролитию, а, напротив, спасает и лечит.
Наблюдая за персонажами франшизы и самим главным героем, зритель проникается каждым по отдельности, начинает осознавать причины их поступков, причем далеко не сразу. Кисимото выстроил свое произведение настолько скрупулезно и сумел так продумать его мироустройство, что в рамках банальной линейной драматургии ему оказалось тесновато. Сюжет манги и аниме расширяется за счет флешбэков, углубляющих арки персонажей, и благодаря следованию за мотивами японских мифов, которые открывают для «Наруто» новые смыслы.
Японская мифология
Как и многие другие манги и аниме, «Наруто» зиждется на мифологии азиатских стран. Девятихвостый лис, к примеру, в фольклоре Японии и других государств Востока обозначающий трикстера, в «Наруто» представлен как разрушительная сила, совладать с которой, впрочем, вполне возможно – достаточно лишь капли тепла и дружбы.
Также в канву повествования «Наруто» изящно вплетаются мифы о паре богов Идзанами и Идзанаги, богине солнца Аматэрасу, олицетворении Луны Цукуеми, силе штормов и гроз Сусаноо и о других архетипах из легенд Японии.
Эта чувствительность к фольклору древней культуры порой кажется совершенно непонятной западному зрителю, однако при погружении в контекст рождает огромное количество смыслов. «Наруто» из обычного подросткового мультсериала превращается в энциклопедию мифов и легенд, удобно упакованных в развлекательную форму аниме.
Запоминающиеся опенинги
Еще одна причина, по которой «Наруто» стал частой темой для цитирований в TikTok, – его забористые музыкальные темы. Опенинги – открывающие заставки вкупе с музыкальным треком – насчитывают большое число настоящих хитов, ставших популярными, разумеется, после трансляции сериала. Каждый опенинг рассказывает свою историю, а их разнообразие включает лирические поп-композиции, будоражащий рок и даже ритмичные хип-хоп-треки.
Крайне узнаваемыми оказываются и музыкальные темы, посвященные отдельным персонажам аниме. За них отвечали известные японские композиторы Ясухару Таканаси и Тосио Масуда. Наиболее впечатляющими темами помимо самого Наруто эти два маэстро наделили героя Пэйна – сильная хоровая композиция в стиле церковной музыки – и Саске – инструментальная мелодия с упором на мексиканскую гитару, напоминающая о спагетти-вестернах.
Слабые места
Как и в любом произведении, они у «Наруто» есть – и их немало. Но самое разочаровывающее, пожалуй, – отсутствие интересных женских персонажей. Если мужчины в «Наруто» противоречивы, сильны, движут жернова истории, да и в целом оказываются в центре повествования, то девушки и женщины в своей мотивации почти во всех случаях оказываются плоскими и нелогичными. Они проявляют слабость и отступают на вторые роли, а порой и вовсе ужасно раздражают – как, к примеру, одна из основных персонажей Сакура, на протяжении всего сериала так и не сумевшая разрешить свой единственный драматургический конфликт (любовь – долг – сила).
Отчего герои-женщины оказываются в «Наруто» столь блеклыми – неизвестно. Одна из причин может быть скрыта в изначальном жанре – сенен все же ориентирован на мальчиков-подростков, которым, вероятно, за женскими судьбами смотреть менее интересно.
Другое слабое место аниме – эпизоды-филлеры, из-за которых просмотр прерывают даже самые усидчивые зрители. Филлеры – это серии, выдуманные исключительно аниматорами, чтобы разбавить сюжет и растянуть повествование на более долгий срок. Эти эпизоды не несут никакой смысловой нагрузки, почти не раскрывают персонажей и отклоняются от основного сюжета. Однако для этой проблемы заботливые интернет-пользователи давно придумали решение – в поисковике можно найти огромное количество сайтов, которые расскажут, какие серии в «Наруто» являются филлерами и совершенно спокойно пропускаются.
Зачем смотреть
Сенен – вероятно, слишком узкое обозначение для жанра «Наруто». Как и «Гарри Поттер», это аниме предлагает юному зрителю повзрослеть с главными героями, но открыться по-настоящему способно лишь зрителю более взрослому. Тем, кто не боится долгих путешествий в фэнтезийные миры (а в случае с «Наруто» этот путь действительно будет длинным, учитывая продолжительность аниме), обязательно стоит открыть для себя этот сериал – либо впервые, либо заново.
Что значит сама в наруто
Правда, особых продвижений пока незаметно, врожденные горячий характер и лень прочно держат парня в самом низу списка успеваемости Академии Ниндзя. Но тот не сдается, ведь когда-нибудь именно он наденет четырехугольную шляпу с иероглифом «Хо» (огонь) на лбу. По крайней мере, он сам так думает.
Если Наруто всегда был последним в списках успеваемости Академии Ниндзя, то Саске всегда был первым. Наследник одного из самых могучих кланов селения и без преувеличения гениальный ниндзя, Саске, известный своим ледяным спокойствием в любой ситуации, является чуть ли не полной противоположностью Наруто. Собственно, в одну команду они попали именно поэтому, так как силы всех готовых взводов генинов должны быть примерно одинаковы.
За основную цель своей жизни считает месть старшему брату — Утихе Итати. Ради достижения поставленного объектива пытается стать сильнее любыми средствами.
Его имя происходит от имени ниндзя Сасукэ Сарутоби. «Утиха» на японском очень похоже на слово «утива», веер, который является символом его клана. В Японии веер утива использовали на придворных церемониях, для защиты солдат от стрел, и в особенности для раздутия огня. Действительно, Клан Утиха (а также Сасукэ) используют техники основанные на огне.
Хината была участницей тяжелой ситуации напряжения между двумя семьями Хьюга, но т.к. девочка относится к основной ветви клана, она всегда находится под защитой (однажды ниндзя из Селения Облаков попытался украсть Хинату, но похититель был остановлен и убит её отцом).Является двоюродной сестренкой Неджи Хьюга, однако относительно их личностных черт и характеров, составляет практически полную его противоположность. Неджи всегда холоден (глаза — чистый лед) и уверен в себе, его движения отточены, кажется, что он никогда и ни в чем не сомневается. Малышка Хината же краснеет после каждого слова, смущается, смешно лопочет, да и вообще нисколько не производит впечатления Старшей дочери главы клана Хьюга. Неджи — гениальный шиноби, Хината пока не так далеко продвинулась в освоении искусства ниндзюцу (но она ОЧЕНЬ старается). Как раз из-за столь явного различия в талантах, девочку и не приветствуют особо ни в основной, ни в побочной ветвях клана.
Однако, юная шиноби не сдается, а, напротив, с каждым днем, все сильнее и сильнее стремится к своим идеалам и мечтам. Она сумела собраться и разработала свою собственную «технику полной защиты», ведь теперь у нее перед глазами есть замечательный пример верности поставленной цели… Блондинистый такой, в оранжевом комбинезоне. Хината — чуть ли не единственная девушка сериала, умирающая от любви к главному герою. Но признаться ему она просто не в силах, слишком велика ее природная, девичья скромность, а Наруто слишком наивен в делах такого рода, чтобы заметить что-то сам.
Скромная, немного страдает из-за своей непривлекательности. В начале серии Сакура становится Гэнин и вступает в Команду №7. Она обычно крайне негативно относится к Наруто, зато безумно влюблена в Сасукэ. Эта пассия к Утиха привела её к контрастам со своей лучшей подругой Ино Яманака, которую она знает с раннего детства. Первоначально, её выносливость и большинство техник ничем не выделялись, единственными более-менее значительными способностями были: аннулирование иллюзорных техник, развитый склад ума и чёткое управление чакрой (была первой, кто справился с заданием залезть на дерево без использования рук). Тем не менее она является самым слабым компонентом группы, хотя и не признаёт это, демонстрируя не редко твёрдость и решительность своего характера. О её семье нам ничего не известно, кроме голоса матери, зовущего Сакуру. Также не известно если у неё есть братья или сёстры.
Превосходный ниндзя Селения Листвы, хотя до начала экзамена, из-за его характера, немногие принимали Шикамару во внимание.
Первоначально по званию он был Гэнин, который в последствии был повышен до Тюнин. Сикамару родом из клана пастухов оленей и манипуляторов тенью. Его основная техника – это «Техника контроля тени»; позже был обучен своим отцом технике «Техника удушья тенью», которая является её следующим уровнем.
Шикамару относится к людям, которые мало чем вдохновляются и предпочитают сладко вздремнуть, а не пойти и развлечься. Ему нравятся игры, где надо много думать, какими увлекаются люди в возрасте, как, например, сёги. Этому доказательством является то, что во время атаки Конохи Селениями Звука и Песка, Сикамару предпочёл лечь спать, думая, что идти сражаться было бы очень скучно и проблематично. Он прекрасно знает эту сторону своего характера, и поэтому прозвал себя «номер один в бегстве» или «первый из трусов».
Ино вечная соперница Сакуры из-за любви к одному и тому же человеку – Сасукэ Учиха.В прошлом они были лучшими подругами и, несмотря на то, что они редко проявляют симпатию друг к другу, остаются ими до сих пор. Во время второго испытания экзамена для повышения в звании до уровня Тюнин Ино решает помочь Сакуре, когда той угрожала опасность. Девушка провалит этот экзамен после боя с подругой, доведя его до ничьи.
Родилась и выросла в селении Коноха (Селение Листвы). После того как она становится ученицей легендарного ниндзя Оротимару, изучает многочисленные Дзюцу немалой силы, среди которых многие были спрятаны или запрещены (киндзюцу).Её прошлое нам показывают во время саги филлера «В Посёлке Моря», где ей предстоит руководить Наруто, Ино и Сино в миссии по охране торгового судна. Посёлок Моря это место где нашли Анко после того как Оротимару пометил её своей проклятой меткой и впоследствии бросил, стирая воспоминания, которые связывали Анко с тем периодом, что бы предотвратить, что она раскроет все его планы. После окончания миссии Анко находит дорогу, ведущую в то место где ей досталась проклятая метка, и вспоминает, что действительно произошло: её не выбросили как ненужную вещь, Анко сама выбрала не следовать больше за свои учителем, потому что экспериментами, которые проводил Оротимару, вызывали в ней отвращение.
В первом сериале «Naruto» Анко Митараси была назначена экзаменатором на экзамене для повышения звания до Тюнин. Анко равнодушна и порой очень активна, это делает её очень похожей на Наруто, но вдобавок с некоторой долей садизма. Любимые блюда Анко — это суп из сладкой фасоли и данго, а пикантные блюда она терпеть не может. Митараси и анко являются ингредиентами данго. Обожает чайную церемонию.
Во время второго испытания, в Лесу Смерти, она вступает в бой с Оротимару, во время которого выясняется, что он был её сэнсэй. Анко, после девяти смертей, выжила первой от проклятой Метки неба, поставленной Оротимару. Но он отказался от девушки как подчинённой, утверждая, что ей не были присущи ни жажда власти, ни мести, необходимые для питания проклятой метки. Оротимару потерял к ней всякий интерес, но её оставил в живых, полагая, что в будущем это ему пригодиться. Когда он предал Селение Листвы, Анко оставляют там. Этот факт приводит её в бешенство, потому как она осознает, что была использована, а потом выброшена из-за бесполезности; с тех пор она затаила обиду на своего бывшего учителя. Анко, жертва презрения многих жителей селения из-за своей связи с предателем, изображает из себя человека с бурным темпераментом. Во время их схватки Оротимару снова приводит в действие проклятую метку Анко, провоцируя сильную боль, тем самым положив конец бою.
Она знает множество запретных техник, изученных не без помощи Оротимару. Среди них самая известная — это «Техника Убийства Двойной Змеёй» (запрещённый Дзюцу), которая использует две змеи для моментального убийства противника и её пользователя. Также умеет вызывать змей (но синего цвета), которых использует Оротимару, хотя делает это только во время саги филлера «В Посёлке Моря».
Легенды о Хвостатых: источники вдохновения при создании Биджу
Проносимся по японской мифологии с помощью лора «Наруто»
Если вы любите «Наруто» и не следили за последними новостями мире манги и аниме, то многое пропустили.
И пускай к новым переводам возникают вопросы, это все равно важное событие для всех фанатов истории про пять скрытых деревень. Поэтому, в честь перерождения манги и аниме на русском, я решил написать лонгрид про самых загадочных, самых могущественных и самых кавайных существ в лоре «Наруто» – про Хвостатых (Биджу).
Нетрудно заметить, что в «Наруто» сильно вплетена ДНК японской культуры и ее легенд. Как я изначально думал, за каждым из Биджу должен находиться богатый мифологический источник. Оказалось, что все далеко не так просто.
Чудовищное воплощение Божественного древа Шинджу, из чакры которого были порождены девять хвостатых. Образ Дерева жизни здесь соединился с живым воплощением хаоса и разрушения, которому суждено уничтожить мир… чтобы создать новый.
Дерево йокаев вырастает на полях былых сражений. Оно высасывает кровь из мертвых, а также ловит и выпивает живых людей. Но в то же время, ветви Джубоко могут лечить раненных.
Дайдаработчи – йокай-исполин, настолько гигантский, что следы от его перемещения становятся озерами и реками. По легенде, однажды он решил взвесить горы Фудзи и Цукуба, чтобы узнать какая из них тяжелее. Однако когда Дайдаработчи закончил, он случайно расколол пик Цукубы.
К другим референсам Джуби относят Амэноминакануси (божество, создавшее Вселенную), а также одноного и одноглазого кузнеца Иппон-Датару – павшего бога, ставшего йокаем и умеющего выковывать живые вещи из металла.
Однохвостый, Демон пустыни, виновник бессонницы Гаары – этот раздражительный Биджу принес немало проблем, прежде чем стать на сторону шиноби. Прообразом песчаного монстра был йокай под названием тануки – енотовидная собака-оборотень. Тануки любит пакостить людям, но чаще одураченным остается сам доверчивый дух.
Как и в случае с настоящими енотами, внешность Тануки обманчива – под пушистым мехом скрывается вор и обманщик, хоть и незадачливый
Тануки – перевертыш, что отлично соотносится со стихией песка, использованной в манге. Поверья гласили, что йокай может превратиться в человека и купить саке, которое этот жулик обожает, за фальшивые деньги-листья.
В популярной японской сказке «Чайник Бунбуку» тануки хотел отблагодарить крестьянина, освободившего его из ловушки, и превратился в чайник, предложив продать себя. Сосуд купил монах, но, когда он поставил чайник на огонь, неудачливый оборотень заверещал от боли и сбежал. Несмотря на обман, тануки в конце концов помог бедняку: они организовали представление, где чайный котелок с лапками ходил по канату.
Кроме изменчивого песка, у сил Шукаку, а точнее его джинчурики Расы, есть еще один прообраз. Тануки были покровителями торговли (особенно для продажи саке): считалось, что если завернуть в его шкурку золото и растолочь, то золотой песок (в других источниках, тонкий лист металла) многократно увеличится в объемах. Способность к расширению объема подводит нас к самой необычной особенности тануки…
У тануки очень значительное, кхм, достоинство, которое он может раздувать. «Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»
Как и в нашей культуре, в Японии с давних пор считалось, что кошки связаны с миром духов. Изначально коты появились на островах из-за китайских кораблей, где животные нужны были для истребления крыс. С развитием буддизма усатые охотники на мышей продолжили свою «работу» в храмах, из-за чего стали появляться легенды о том, что они являются духами-стражами для монахов.
Но все изменилось в 13 веке: кошек становилось все больше, и увеличивалось число диких котов, в том числе бешеных. Кроме того, у таинственных мяукающих (или някающих, как считается в Японии) созданий по своей природе было довольно много причин казаться посланниками тьмы: зрачки, меняющие форму ночью, бесшумная походка, своенравное поведение и острые когти. Все это воплотилось в легендах о коварных демонах-оборотнях бакэнэко (да, опять перевертыши).
Несмотря на опасных бродячих котов, пушистые питомцы все же оставались близки людям, что отразилось в суевериях. Коты стали в глазах людей затаившейся угрозой, которая могла в любой момент обернуться йокаем. Бакэнэко умели создавать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах, а также оживлять мертвых. И у файрболов тоже есть свое объяснение! Оказывается, японских кошек очень привлекали фонари, а точнее ламповое масло. Для его изготовления применяли рыбий жир, поэтому котов часто можно было заметить за его слизыванием. Так любовь к ночным огонькам превратилась в легенды о темном пламени.
У бакэнэко с особенно длинными хвостами они раздваивались, и кошки превращались в нэкомата. Эти духи олицетворяли двойственную сущность дикого хищника и домашнего питомца, поэтому подразделялись на два вида.
Даже нэкомата, обитавшие рядом с людьми, считались вредителями и виновниками всех бед. Однако в то же время существовало поверье, что убийцу кошки еще семь поколений будут преследовать неудачи. Поэтому японцы всего лишь отрезали питомцам хвосты, что «милосердно» уберечь от превращения в йокаев.
Число «2» относится к Мататаби не только из-за хвостов и двухцветных глаз: в Японии кошки говорят «ня», что похоже по звучанию на «ни» («два»). Даже День кошек там отмечается именно 22 февраля (22.02).
С треххвостой черепахой Исобу все несколько сложнее.
Его прототип – это морской йокай-акула исонадэ. Тело чудовища, включая огромный хвост, покрыто мелкими шипами (как и Исобу). Исонадэ охотится на людей и переворачивает рыбацкие лодки – жертвы оказываются зацеплены его зазубринами, и йокай утаскивает их на дно.
Подводный монстр появляется неожиданно, так же бесшумно сметает все на своем пути и беззвучно исчезает. Вера в исонадэ легко объясняется предательскими волнами, которые, словно легендарное чудовище, «слизывали» людей с палубы и не оставляли никаких следов борьбы.
Так как целиком исонадэ увидеть трудно, то можно предположить, что это может быть и черепаха. А крюк Ягуры, джинчурики Треххвостого, отсылает к повадкам йокая цеплять жертв.
Но у образа Исобу есть еще один первоисточник, на этот раз положительный – камэ, или японская водяная черепаха. Камэ почитаются как священные животные, символизируют власть и бессмертие. Панцирь камэ – надежная опора для Мировой горы, где находится прибежище бессмертных. Выходит так, что Исобу воплотил в себе разрушительную ярость цунами, хладнокровную несокрушимость исонадэ и спокойствие мудрой камэ.
Сон Гоку – это японский вариант написания имени Сун Укун, легенданого персонажа книг, сериалов, фильмов, видеоигр, более известного как Король обезьян.
Хитрый плут Сунь Укун из китайской литературы сумел пролезть во множество произведений
Впервые Король обезьян появился в романе 16 века «Путешествие на Запад», но сам образ героя намного старше: исследователи считают, что этот ловкий трикстер основан на индийском обезьяноподобном боге Ханумане.
Сунь Укун родился из волшебного камня на Горе цветов. От самого момента своего появления на свет он отлично ладил с другими обитателями горы и умел заговаривать любого из них. Однажды обезьяны решили погнаться за горным потоком, и увидели, что его истоком был гигантский водопад. Мохнатые бездельники решили: тот, кто осмелится пройти через Водяной Заслон, станет их царем. Смельчаком оказался, конечно же, Сунь Укун.
Хоть он и стал королем, Сунь Укун хотел большего. Спустя четыреста лет (наконец мы встретили цифру «четыре») он оставил своих подданных и отправился на поиски учителя, который раскрыл бы ему секрет вечной жизни. Даос обучил обезьяна 72 магическим превращениям, полету на облаках, боевым искусствам и технике дыхания, которая позволяла стать бессмертным.
Но Император не сдавался и отправил Сунь Укуна на новую должность – охранять персики бессмертия. Итог был ожидаем: объевшегося персиков обезьяна с тройным бонусом бессмертия не могла уничтожить ни одна армия. Сунь Укун остался невредимым даже после погружения в печь (привет, стихия лавы). В конце концов, Царя обезьян заточили под горой Пяти стихий и освободили ради того самого Путешествия на Запад спустя пятьсот лет.
По сравнению с предыдущими тремя Биджу Сон Гоку сокрушительно проигрывает в плане адаптации прообраза. Но все становится понятнее, если принять тот факт, что Четыреххвостый отсылает не к Сунь Укуну, а именно к Сон Гоку – главному герою Драгонболла, образ которого также был вдохновлен Королем обезьян.
Масаси Кисимото, автор Наруто, в имени Четыреххвостого отдал дань уважения культовой манге
Царь обезьян стал своеобразным мостиком между культурами Китая и Японии, из героя древнего сказания превратившись в персонажа манги и аниме. Но есть у Сон Гоку и еще один королевский прототип, самый очевидный и окончательно замыкающий цепочку культурного обмена. Восьмое чудо света (нуу все-таки, это делится на 4)…
Дальше все интереснее и интереснее.
Темная лошадка с ослепительно белой шкурой, Кокуо до сих пор остается самым нераскрытым хвостатым. Начнем с того, что это единственный Биджу, основанный на выдуманном звере – гибриде лошади и дельфина. Возможно, это значит, что подобные животыне есть в родном мире клана Отсутуски?
Во-вторых, я нашел для этого скромного Биджу целых три прообраза, и все они, на мой взгляд, не очень хорошо ему подходят: дух лошади сагари, призрачный кит бакэ-кудзиро и китайский король Му Чжоу.
Сагари появляются, когда лошадь умирает рядом с деревом хурмы. Конская голова отделяется от тела и цепляется за ветку выросшей рукой. В целом, сагари не желают людям зла (все-таки лошади – добрые животные), не считая вышеупомянутого воя-рассадника эпидемий. Возможно, это такое поучение не бросать труп своего коня гнить на первом попавшемся месте.
Здесь все попроще. Когда-то поимка кита могла прокормить целую деревню. Но легенды гласили, что убитый исполин вернется в виде призрака и накажет убийц. Действие бакэ-кудзира похоже на способность сагари, только тут все завязано на зрении: человек, увидевший этого йокая, принесет своей деревне мор, голод и пожары.
Имя «Кокуо» означает «почтенный король», что возможно отсылает к Му Чжоу (он же Му-ван, Сын Неба). Император мечтал о бессмертии, но, к сожалению, он не был обезьяной и путь его был не очень увлекателен. Му-ван просто посетил священные горы Куньлунь, где его встретила Покровительница Запада, Небесная красавица, Владычица Страны мертвых, Хозяйка небесных кар и болезней и просто богиня Си-Ван-Му. Титул Сына Неба ее вполне устроил и она отдала императору персики бессмертия. Вот так просто, без водопадов, посохов и раскаленных печей.
А еще императору однажды подарили механического человека, то есть робота, если можно так назвать его древнекитайский аналог.
Итак, привязка японских и китайских мифов к Кокуо шита белоснежными нитками. Но если задуматься (призраки ведут к туману, а он, в свою очередь, похож на пар), что-то в этом есть.
Немного магии чисел и Алхимии: 2 (огонь, Мататаби)+ 3 (вода, Исобу) = 5 (пар, Кокуо)
От туманных легенд Китая мы возвращаемся к простым и понятным японским референсам. Шестихвостый слизень Сайкен – «потомок» садзаэ-они. И это снова оборотень, умеющий превращаться в человека! Оказывается для таких йокаев даже придумали отдельное название – «обакэ».
Здесь ниточка, ведущая нас к японской мифологии, временно прерывается и мы оказываемся в Мире животных.
Счастливчик Чоумей, семихвостый жук, принадлежит к виду жуков-носорогов. Одно время это насекомое даже считалось самыми сильным существом на планете: этот малыш может поднять груз, масса которого в 850 раз больше, чем он сам. А еще его надкрылья под действием ультрафиолета становятся полупроводником.
В случае Семихвостого отсылка к источнику заложена не во внешнем виде, а в имени. Камо-но Темэй – японский писатель и поэт. Темэй имел знатное происхождение, поэтому был приближен к императорскому двору. Поэта современники ценили очень высоко и считали одним из лучших писателей своего времени.
Далее нас ждет классический японский йокай с совершенно неклассической внешностью. Грубоватый силач с добрым сердцем, восьмихвостый Гьюки имеет совершенно четкий прототип – уси-они, бык-демон, ядовитая морская тварь, опустошающая побережья.
Уси-они суровы, но если им помочь, они никогда больше не потревожат земли. Например, в одной легенде старушка вытащила упавшего в колодец уси-они, и с тех пор йокаи больше не появлялись в этих местах. В другой легенде уси-они с телом кита отпугнули с помощью мантры (уже что-то близкое к лору Наруто).
Если у этих йокаев и есть доброе сердце, то точно не в паукообразной версии (потому что у арахнидов сердец буквально нет в отличие от моллюсков; короткое возвращение в Мир животных). Уси-они из Nioh 2
Кицунэ отращивают новый хвост каждую сотню лет, а когда их количество достигает девяти, то мех лисы становится серебристым или золотым. Чаще всего они оборачиваются молодыми красавицами, но, в отличие от тануки, они действительно не уступают людям в интеллекте и могут водить человека за нос годами. Часто можно найти истории, где муж узнавал в своей жене кицунэ, но не мог прогнать духа, которого успел полюбить. У кицунэ есть и другие способности: они умеют вселяться в чужие тела, управлять огнем и молниями, странствовать по Миру снов и даже искривлять время.
Тануки и Кицунэ – заклятые враги, которые постоянно соревнуются в хитрости
Поверья о кицунэ сложились из двух источников. В японских легендах лисы-кицунэ были посланницами божества изобилия и успеха Инари. У него/нее нет четкого облика и даже пола: инари может появиться как в виде старого крестьянина, так и в форме гигантского змея. Именно покровительство Инари подарило Кицунэ возможность менять облик. С другой стороны, на образ этих обакэ влияли китайские поверья. В Поднебесной лисицы были демонам-вампирами, совращавшими людей. В итоге, кицунэ стали неоднозначными трикстерами с собственным понятием о морали: они легко обманывали людей, могли наносить непоправимый ущерб, но при этом всегда держали свои обещания и помогали заблудшим душам найти свой путь.
И, напоследок, немного информации про Кураму. Так называется гора, занимающая важное место в мифологии Японии. Считается, что это священное место, где живет множество духов. И, что самое важное, здесь впервые была изучена мистическая техника рэйки – искусство использования чакры для исцеления. То самое верование, которое легло в основу мира Наруто.
Как вы смогли убедиться, японская мифология довольно безумна и очень увлекательна. И далеко не только «Наруто» использует ее для построения собственного мира: легенды Страны восходящего солнца вдохновили еще очень много разных произведений. Возможно, когда-нибудь мы поговорим и об этом.