что значит сапсан поезд
Сапсан
Уважаемые пассажиры скоростных поездов «Сапсан», предлагаем вам новую услугу по оформлению дорожных/электронных карт «Деловой проездной».
Преимущества использования дорожной/электронной карты «Деловой проездной»
Где оформить «Деловой проездной»?
Где оформить билет с использованием «Делового проездного»?
Внимание! При оформлении электронного билета на сайте на этапе «Данные пассажира и оплата» необходимо поставить отметку в чек-боксе над схемой выбранного вагона «Оформить по «Деловому проездному» и в поле выбора тарифа выбрать «Деловой проездной».
В какой период можно оформить и осуществить поездку с использованием «Делового проездного»?
Оформление поездки для владельца «Делового проездного» доступно на протяжении всей глубины продажи на интересующий рейс поезда «Сапсан». При этом датой отправления может быть выбран любой день, находящийся в диапазоне срока действия оформленного «Делового проездного».
На каких маршрутах можно использовать «Деловой проездной»?
В соответствии с публичной офертой на участие в специальном маркетинговом предложении ОАО «РЖД» «Деловой проездной» данный специальный тариф может применен при оформлении проездных документов и электронных билетов на поезда «Сапсан» формирования ДОСС по маршруту Москва – Санкт-Петербург и обратно, Москва – Тверь и обратно, включая участки следования поезда от и до имеющихся на пути следования поезда «Сапсан» остановочных пунктов и станций. При этом вне зависимости от выбранной станции отправления и назначения с владельца «Делового проездного» списывается одна поездка по полному маршруту (Москва – Санкт-Петербург или Санкт-Петербург – Москва, Москва – Тверь или Тверь – Москва).
Интересные факты о поезде Сапсан
Свое название поезд «Сапсан» получил в честь хищной птицы — сокола-сапсана.
Сапсан по праву называется самой быстрой птицей в мире — во время пикирования хищник разгоняется до 322 км/ч!
От своего «небесного крестного» поезд пока отстает — максимальная скорость «Сапсана» достигает 250 км/ч. Он способен ехать еще быстрее — до 350 км/ч. После модернизации планируется увеличить скорость движения поезда на отдельных участках до 330 км/ч.
День высоких скоростей
Регулярное движение поездов «Сапсан» между Санкт-Петербургом и Москвой началось 17 декабря 2009 года. Эта дата стала не только «днем рождения» «Сапсана», но и получила второе название — День высоких скоростей.
Самые быстрые поезда — утренние «Сапсан» «Санкт — Петербург — Москва» и «Москва — Санкт-Петербург». Они преодолевают расстояние между двумя столицами за 3 часа 40 минут. Ежегодно 17 декабря на вокзалах, откуда отправляется и прибывает «Сапсан», устраиваются праздничные мероприятия.
Вагоны и локомотивы «Сапсана» разработаны компанией Siemens AG специально для России и получили маркировку Velaro RUS.
Длина каждого поезда «Сапсан» из 10 вагонов составляет 250 м. Поезд рассчитан на 538 пассажиров. В 2014 году появится новый «Сапсан»: поезд, состоящий уже из 20 вагонов, появится на маршруте Санкт-Петербург — Москва.
В «Сапсане» не курят
Именно «Сапсан» стал первым поездом в России, где полностью запрещено курить. Первые некурящие пассажиры, купившие билеты на «Сапсан», были приятно удивлены. Позднее это правило распространилось на поезда «Allegro» и «Ласточка».
С 1 июня 2014 года курение запрещено во всех поездах дальнего следования.
Досмотр, как в аэропорту
«Сапсан» стал первым поездом в России, сесть на который нельзя без предварительного досмотра. Он касается как багажа, так и самих пассажиров поезда.
«Сапсан» стал первым поездом, на борту которого появился wi-fi.
Для пассажиров бизнес-класса услуга бесплатная — еще один приятный повод купить билеты на «Сапсан». Те, кто путешествуют эконом-классом, пользуются wi-fi по специальной карте доступа.
Существует серия из 5 мультфильмов «Сапсанчик и его друзья». Кроме того, у поезда «Сапсан» есть собственный блог и аккаунт в Twitter.
Интересные факты о поезде Сапсан
Сапсан – это скоростной электрический поезд, созданный компанией Siemens, и адаптированный для эксплуатации на железных дорогах России. Начало сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом было положено в декабре 2009 года. Чуть позднее, летом 2010 года, точнее в июле, Сапсаны начали ходить и между Москвой и Нижним Новгородом. (Расписание движения Сапсана).
17 декабря 2009 года считается не только «днем рождения» «Сапсана», но и получила второе название — День высоких скоростей. В 2014 году было отпраздновано пятилетие движения «Сапсана» по маршруту между двумя столицами.
«Сапсан» стал первым поездом в России, сесть на который нельзя без предварительного досмотра. Он касается как багажа, так и самих пассажиров поезда.
Конструктивные особенности поезда Сапсан
Velaro развивает скорость вплоть до 350 км/ч, но для Сапсана были введены ограничения, снизившие максимальную скорость до 250 км/ч. Однако существуют планы по увеличению этого показателя до 330 км/ч.
Технические характеристики поезда Сапсан:
Характеристика | Значение |
---|---|
Вагонов в составе | от 10 |
Рабочая скорость | 250 км/ч |
Максимальная скорость | 350 км/ч |
Количество пассажиров | 554-604 |
Длина вагона | 25535 мм |
Ширина вагона | 3265 мм |
Высота вагона | 4400 мм |
Ширина колеи | 1520 мм |
Материал корпуса | алюминиевый сплав |
Выходная мощность | 8000 кВт |
Обслуживание поезда Сапсан
Обслуживаются поезда в специально оборудованном депо, находящемся в Санкт-Петербурге, в поселке Металлострой. Здесь «Сапсаны» ремонтируют, моют, чистят. Кроме «Сапсана», в этом же депо обслуживается электропоезд «Ласточка».
Десять технологических секретов «Сапсана». Факты, которые неизвестны рядовым железнодорожникам
Даже спустя 12 лет после появления высокоскоростных поездов на сети «Российских железных дорог» «Сапсаны» еще могут удивлять
В начале сентября в депо Металлострой прибыл первый из тринадцати новых «Сапсанов», составляющих третью партию высокоскоростных поездов. Договор на её поставку был заключён ОАО «РЖД» и Siemens в 2019 году. После дооборудования и окончательной настройки в депо новый поезд отправится на сертификационные испытания и выйдет на маршрут уже летом 2022 года. Сегодня мы расскажем вам об уникальных особенностях этих поездов.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
1. Родом из Германии
2. Инновации для России
При создании «Сапсана», получившего европейское название Velaro RUS, исходная платформа претерпела множество изменений и доработок. Начиная с того, что габариты поезда увеличились с учётом большей ширины колеи (1520 мм вместо 1435 мм), благодаря чему салон стал шире стандартного почти на 30 см, и заканчивая разработкой новых систем вентиляции и охлаждения. Также при усовершенствовании удалось сократить нагрузку на каждую колёсную пару, повысить коэффициент сцепления при ускорении и улучшить ходовые качества.
В конструкции поезда используются многочисленные специальные материалы, лучше подходящие для суровых российских условий эксплуатации. В частности, они применяются в оптимизированной и более эффективной электросистеме, которая отличается сниженными потерями энергии за счёт меньшего числа этапов её преобразования.
В каждом головном вагоне «Сапсана» устанавливается отечественная автоматическая сцепка са-3. В случае неисправности контактной линии поезд можно будет вытянуть любым тепловозом.
В целом по результатам разработки «Сапсана» оформлено более 60 патентов, зарегистрированных в Европе, Казахстане, России и Украине. Например, запатентован даже специальный профиль поверхности железнодорожного колеса, снижающий контактное давление при взаимодействии с рельсом. Патентообладателями являются ОАО «Российские железные дороги» и Siemens AG.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
3. Надёжность и морозостойкость
Умеренно-континентальный климат европейской части России предъявляет повышенные требования к характеристикам поезда. В числе прочего «Сапсан» должен без ограничений работать при температуре воздуха от –40 до +40 °C. Для выполнения этого условия при изготовлении элементов крепления, уплотнителей и пластиковых деталей используются особые материалы. А зимой воздух, охлаждающий компоненты тягового электропривода, забирается с помощью воздушных каналов крыши с защитным поддоном, сконструированных специально для Velaro RUS.
Повышенная надёжность «Сапсана» также обеспечивается распределением тяговой системы по всем вагонам и размещением двух моторных установок в разных половинах поезда. Трёхфазные асинхронные электродвигатели мощностью 8 тыс. кВт требуют минимум техобслуживания. Для движения поезду достаточно работы трёх из четырёх блоков двигателей, чтобы в случае выхода из строя одного из них достичь пункта назначения с 75%-ной тягой.
Электросистема переменного тока допускает разъединение цепи, при котором поезд сможет продолжить движение за счёт одной из двух частей системы, а при отказе одного токоприёмника постоянного тока можно использовать второй на том же вагоне. Материалы компонентов электросистемы позволяют ей работать при температуре воздуха –50 °C.
Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
4. Продвинутая электроника
Система электронного управления поезда оценивает и контролирует состояние «Сапсана». В её работе задействована коммуникационная сеть, объединяющая в себе две отдельные подсистемы: общую для состава и многофункциональную вагонную. С их помощью реализован бесперебойный обмен данными между оборудованием. Также используются усовершенствованные отечественные разработки: обеспечивающее безопасность движения устройство КЛУБ-У и система технологической радиосвязи.
При этом все технические модули распределены по составу равномерно и смонтированы в подвагонном пространстве.
Третий по счету вагон от головного является трансформатором переменного тока для всего поезда, а четвертый – преобразователем напряжения. В пятом вагоне установлена мощная аккумуляторная батарея.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
5. Экономичные тормоза
«Сапсан» оборудован системой рекуперативного торможения, снижающей энергозатраты и механический износ. Такое торможение позволяет возвращать в электросеть ток, вырабатываемый двигателями, работающими в режиме генераторов.
Переключение тормоза с электродинамического на пневматический режим автоматизировано. Также все вагоны оснащены механическими стояночными тормозами с пружинными накопителями энергии.
Каждый вагон оборудован емкостью с морским песком. Он высыпается прямо под колеса если сцепление с рельсами ослабевает, например в условиях гололеда на путях.
6. Работа в полный рост
Российский регламент требовал обеспечить машинисту возможность работать стоя, если время в пути превышает три часа, чего не предусматривали поезда Siemens до создания Velaro RUS. Поэтому кабину изменили, увеличив пространство так, чтобы составом мог управлять машинист ростом 190 см. Благодаря этому нововведению в ней также могут одновременно находиться два человека.
Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
7. Первенство и новаторство
«Сапсан» стал передовым российским поездом не только в технической части, но также и во многих других областях, а его опыт затем распространялся на другие поезда. Именно в нём впервые стал действовать полный запрет курения. Он стал первым поездом, за опоздание которого можно получить компенсацию. В нём стоимость проезда начала регулироваться специальной Системой динамического управления тарифами и стимулирования спроса (ДУТИСС), отвечающей за ценообразование. Перед поездкой в нём впервые для российских поездов стало необходимым пройти предварительный бесконтактный досмотр, как перед посадкой на самолёт. На его борту появилась беспроводная локальная сеть Wi-Fi. Кроме того, «Сапсан» стал первым отечественным поездом, у которого есть собственные аккаунты в социальных сетях.
В 2014 году полукилометровый «Сапсан» попал в книгу рекордов Гиннеса как самый протяжённый высокоскоростной поезд в мире. Длина сдвоенного состава из 20 вагонов, курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой, составила 500 м 78 см. Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в присутствии членов независимой комиссии после замеров с помощью эталонной измерительной рулетки. Пассажировместимость 20-вагонного поезда достигает 1050 человек.
Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
9. Обновления для пассажиров
В 2020 году «Сапсан» стал лауреатом XI ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Железнодорожные перевозки». Он получил признание за развитие предоставляемого сервиса и совершенствование услуг на борту.
Премия по итогам голосования экспертного совета и выбора потребителей присуждена обновлённому поезду, вышедшему в рейс в конце 2019 года, модернизация которого опиралась на пожелания пассажиров. Главные нововведения коснулись интерьера и удобства для путешественников: в каждом кресле установили розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъёмы, яркость освещения стала регулироваться в зависимости от времени суток, в вагонах установили кулеры с питьевой водой, а также заменили обивку, чехлы кресел и оконные шторы.
10. Скоростной потенциал
Максимальная конструкционная скорость «Сапсана» зафиксирована на уровне 300 км/ч. При этом для самой платформы Velaro она достигает 350 км/ч (в частности, у испанской модификации Velaro E).
На отечественных железных дорогах скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч из-за особенностей инфраструктуры. Однако во время предэксплуатационных испытаний в мае 2009 года на линии Москва – Санкт-Петербург он разогнался до рекордных 290 км/ч. Поэтому поезд обладает потенциалом для ускорения движения, хотя и сейчас он позволяет преодолеть 645-километровый маршрут с несколькими остановками между двумя крупнейшими городами страны всего за 3 часа 45 минут. При этом на большей части пути его скорость не превышает 200 км/ч.
Кстати, сокол-сапсан, являющийся быстрейшей птицей, во время пикирования способен разогнаться до 322 км/ч. И, возможно, его железнодорожный тёзка однажды перегонит своего побратима.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Все, что вы хотели знать о «Сапсане», но боялись спросить
Рассказываем: по каким маршрутам следует “Сапсан”, какие в поезде есть вагоны и чем отличаются, как сэкономить на билетах, можно ли с животными и есть ли вай-фай.
Поехали!
По каким маршрутам курсирует «Сапсан»?
Скоростной поезд следует по двум маршрутам:
Москва – Санкт-Петербург – Москва
Однако точный маршрут поезда лучше уточнить на нашем сайте при покупке билета. Некоторые составы следуют без остановок.
Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород (курсирует через Москву, Владимир и Дзержинск).
Есть специальные скидочные тарифы, о которых мало кто знает. Вот они:
Тариф
Условия
Дает скидку 20% на обратный билет, если заказ на оба билета оформляется одновременно.
Дает скидку 70% пассажирам, которым еще не исполнилось 10 лет. Распространяется на все классы обслуживания.
Дает скидку на билет 30% пассажирам от 10 до 21 года (включая день 21-летия).
Не распространяется на классы обслуживания 1Р (купе-переговорная) и 1В (первый класс).
Пассажирам, которым исполнилось 60 лет, скидка 30%.
*кроме классов обслуживания 1Р (купе-переговорная) и 1В (первый класс).
Для проезда одного пассажира на двух смежных креслах, стоимость второго кресла снижается на 50%.
Не распространяется на классы обслуживания 1Р (купе-переговорная), 1В (первый класс) и 2Е (вагон-бистро).
Какие вагоны есть в «Сапсане»?
Вагоны с местами для сидения повышенной комфортности:
Уровень повыше (и подороже):