что значит синдром отличницы
Синдром отличника
Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.
Общие сведения
Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.
Причины
Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:
Патогенез
Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.
Симптомы синдрома отличника
Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.
У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.
Осложнения
Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.
Диагностика
Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:
Лечение синдрома отличника
Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:
Прогноз и профилактика
При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.
Нарушение психики у детей
Консультация педиатра со скидкой 20%
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Доктора данного направления
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.
Что значит синдром отличницы
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Для начала разберемся в психологических установках.
Статья:
Если ребенку, начиная с раннего детства говорить «посмотри на Машу (или Петю), какие они молодцы», «не съешь кашу – ты плохой ребенок» и т.п., то у него подсознательно формируется идеальный образ, к которому он должен стремиться, чтобы заслужить любовь, похвалу и внимание. Со временем установки закрепляются в сознании, хотя до учебы в школе и отличных оценок еще далеко, а после окончания учебы стремление быть лучшим, чтобы заметили и похвалили остается устойчивой моделью поведения. Собственные ошибки воспринимаются болезненно, как не имеющие права на существование. Человек с «синдромом отличника» рассматривает собственное «я» сквозь призму оценок окружающих, подчиняя порой свои желания и цели стремлению добиться признания.
«Будешь, как папа, врачом, и ни о каком архитекторе даже не мечтай!» Так родители заставляют ребенка воплощать собственные несбывшиеся планы и надежды, навязывая ему то, к чему нет ни таланта, ни желания. И ребенок учится на врача, чтобы не разочаровать семью. Знакомая ситуация для многих. Такое давление на ребенка – явная предпосылка к формированию «синдрома отличника».
Человек, привыкший скрупулезно выполнять любую работу и получать наивысшие оценки убежден, что все в этом мире должно быть правильным и идеальным. А если, в виду несовершенства мироустройства, он столкнется с ошибкой, то это может стать причиной психологической катастрофы. Еще хуже, если работа «отличника» и вовсе останется незамеченной и неоцененной – последствия равнодушия к нему могут быть непредсказуемыми.
Людям с синдромом отличника сложно не только учиться и работать, но и выстраивать межличностные отношения, поскольку окружающие, не отягощенные стремлением к перфекционизму люди, кажутся «отличнику» неправильными, далекими от его представлений об идеалах.
Если при выполнении заданий для «отличника» важна оценка окружающих, а не результат работы, то, ко всему прочему, развивается неуверенность в себе, страх совершить ошибку, болезненная реакция на критику, он становится хорошим «роботом-исполнителем», без проявления собственной инициативы. Вследствие постоянной неудовлетворенности собой и неуверенности развивается депрессия, а это уже – повод для обращения не только к психологу, но и к медицинским специалистам.
То есть, стремиться к совершенству можно и нужно, но без фанатизма, как говорится, и главное в этом вопросе – правильная мотивация.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?
В одном из апрельских эфиров передачи «Наше время, или Взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда» при поддержке Минпросвещения и Института воспитания РАО были озвучены данные соцопроса родителей о том, нужно ли учиться «на отлично».
Примерно в таком же соотношении разделились мнения школьников в других соцопросах. И это не удивительно: отношение к учебе и стремление к знаниям, социальный психотип детей формируется в раннем возрасте, в кругу семьи. Подавляющее большинство детей и родителей, по мнению психологов, имеют взвешенный подход к учебе.
Почему? Приведем несколько примеров для понимания сути:
Отличный аттестат и золотую медаль тоже не назовешь «ключом к успеху». Медалист, конечно, может воспользоваться своим правом внеконкурсного отбора. Но позже он также может:
Отличники – увлеченные люди, «трудоголики» с огромным умственным и творческим потенциалом. Нередко ими становятся одаренные дети. Случается, наоборот – и ничего не поделаешь! Но каждый человек по-своему талантлив и имеет право на ошибки, а семья, воспитывая ребенка должна внушать ему безусловную любовь, убежденность, что знания приобретаются не ради оценок, а как инструмент, необходимый ему самому на протяжении всей жизни.
Гинекологические заболевания у женщин: симптомы, методы диагностики и лечение
Оглавление
В настоящее время выявлено большое количество гинекологических заболеваний у женщин. Практически все они проявляются нарушениями цикла, нехарактерными выделениями и болевым синдромом. Некоторые из патологий не имеют четкой симптоматики, что приводит к затруднениям при диагностике и назначении адекватного лечения. Для обнаружения и качественной терапии женщине следует обратиться к опытному гинекологу при первых же признаках заболеваний.
В клинике МЕДСИ в Санкт-Петербурге существуют все возможности для лечения кандидоза, эндометриоза, миомы матки, бесплодия и иных патологических состояний в гинекологии. Врачи используют современные методики и в совершенстве владеют необходимыми знаниями и навыками.
Воспалительные заболевания
Данные патологии вызываются бактериями и вирусами. Выделяют специфические (сифилис, гонорея и др.) и неспецифические инфекции (аднексит, вагинит и др.). Опасность таких патологических состояний заключается в том, что они могут привести к бесплодию и иным тяжелым последствиям для здоровья.
На начальных стадиях многие из заболеваний не имеют выраженных признаков. Это во много затрудняет диагностику и работу гинеколога. Женщинам очень важно тщательно следить за своим здоровьем и регулярно проходить профилактический осмотр.
Внеплановое обращение к гинекологу и диагностика обязательны при таких признаках патологий, как:
Гормональные заболевания
Такие патологии провоцируются нарушениями процессов образования гормонов. К факторам, которые увеличивают риски возникновения заболеваний, относят:
Синтез гормонов снижается и в период климакса.
Женщине следует особенно внимательно относиться к своему здоровью при любых гормональных сбоях. Это обусловлено тем, что они могут стать причиной развития эндометритов, опухолей и других опасных осложнений.
Дистрофические заболевания
Сегодня различные добро- и злокачественные образования диагностируются как у молодых, так и у зрелых женщин. К основным факторам риска относят неполноценное питание, вредные привычки и неправильный образ жизни.
Важно! Даже злокачественная опухоль не является приговором. Важно лишь выявить ее на максимально ранней стадии. Чтобы сделать это, нужно регулярно проходить осмотры и лечение у гинеколога. Особенно важным постоянное наблюдение у специалиста является для пациенток с отягощенной наследственностью (когда у близких родственников диагностировали рак шейки матки или яичников).
Диагностика
Важнейшим этапом на пути к успешному лечению болезней в сфере гинекологии является качественное обследование.
Специалист обязательно уточняет все жалобы, узнает возраст пациентки, особенности ее образа жизни (в том числе половой). При необходимости врач интересуется характером работы и др. Специалист обязательно получает сведения о наличии опухолей, эндокринных или иных расстройств. Важное значение имеет информация о перенесенных оперативных вмешательствах, инфекционных и других заболеваниях. Также врач узнает, делала ли женщина аборты, были ли у нее беременности, сколько из них закончилось рождением ребенка.
Он позволяет получить сведения о росте и массе тела, особенностях телосложения, развитии жировой ткани, состоянии кожи, характере оволосения. Врач пальпирует лимфатические узлы, измеряет артериальное давление и частоту пульса, пальпирует молочные железы и живот.
Специалист сразу же может определить наличие язв, воспалений, варикозное расширение вен, опущение стенок влагалища и матки. С помощью зеркал осматриваются слизистые оболочки, определяется форма шейки матки, выявляются полипы, рубцы и др.
Уже после осмотра и сбора анамнеза врач может поставить предварительный диагноз. Для его уточнения проводится лабораторная и инструментальная диагностика.
Лабораторное обследование включает:
Инструментальная диагностика включает:
Лечение женщин в гинекологии
Современная медицина располагает широкими возможностями для терапии различных патологических состояний. Врачи отделения гинекологии МЕДСИ проводят лечение различных воспалений, молочницы, миомы, эндометриоза и других заболеваний, а также бесплодия.
Для лечения применяются:
Большая часть вмешательств в сфере гинекологии проводится через проколы в стенке влагалища и брюшной стенке. Благодаря этому после операций пациенту не нужно долго восстанавливаться. Кроме того, современное лечение миомы у гинеколога и других заболеваний не становится причиной осложнений.
Важно! Особенности терапии всегда определяет врач. При этом он ориентируется на индивидуальные особенности пациентки, ее текущее состояние и сопутствующие патологии. Благодаря этому лечение молочницы, бесплодия, эндометриоза и других патологий в кабинете гинеколога проводится качественно, без рисков и достаточно быстро.
Преимущества диагностики, лечения и реабилитации в МЕДСИ
Если вы хотите пройти лечение заболевания у гинеколога в нашей клинике в СПб, запишитесь на консультацию по
«Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?
Ребёнок с синдромом отличника – мечта многих родителей. Серьёзный, ответственный, радует хорошими оценками и другими достижениями. Но так ли всё безобидно, как кажется?
Об этом вы узнаете в данной статье. Мы поговорим о том, как проявляется синдром отличника у детей и взрослых, в чём состоит его опасность и можно ли с ним бороться.
Содержание:
Что такое синдром отличника?
Характеристика
Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.
Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.
Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.
Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,
Основные признаки
Для синдрома отличника характерны следующие проявления:
Причины возникновения синдрома
Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.
Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:
Родительские ошибки:
Нереализованные ожидания
«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».
Тщеславие
«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».
Амбиции
«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».
Синдром отличника у мамы или папы
Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».
Особенности личности
«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».
Сильные и слабые стороны «отличников»
Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.
Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:
Ответственное отношение
«Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.
Педантичность и скрупулезность
Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.
Хорошая репутация
На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.
Целеустремлённость
«Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.
К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:
Болезненное отношение к критике
Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»
Заниженная самооценка
Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.
Зависимость от мнения окружающих
«Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.
Постоянная тревожность
«Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.
Как выявить данный синдром у детей и взрослых?
Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:
У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:
Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,
В чём его опасность?
Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.
Но это только на первый взгляд.
Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.
На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:
На психическом уровне возникают:
Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?
Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:
1. Снизьте требования к ребёнку
Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.
Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.
2. Похвала должна быть за результат, а не оценку
«Молодец, что написал контрольную работу без ошибок», «Умница, ты быстрее многих ребят пробежал стометровку».
3. Не зацикливайтесь на плохих отметках ребёнка
Помните, что пятёрки не дают гарантии дальнейшей успешной и счастливой жизни. В случаях хронической неуспеваемости обязательно выясните причину.
4. Научите ребёнка переживать неудачи и спокойно относиться к поражениям
Ошибиться может каждый, но мир при этом не рушится, и близкие люди не перестают любить.
5. Сравнение с другими детьми недопустимо
Лучше сравнивайте ребёнка с самим собой: «Как хорошо ты рассказал стихотворение! Гораздо лучше, чем в прошлый раз».
6. Не проецируйте на ребёнка собственные несбывшиеся мечты
Позвольте ему пойти собственным путём
7. Научите сына или дочь не завидовать, а радоваться чужим успехам
8. Не поощряйте стремление ребёнка к победе любой ценой
9. Не перегружайте кружками, секциями и прочей дополнительной нагрузкой
Пусть ребёнок выберет сам, что ему по душе, и сосредоточит свои усилия в определённом направлении.
«Отличники» среди взрослых: советы психологов
Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.
Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.
Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.
Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.
Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».
Психологи советуют:
Осознайте, что всё родом из детства
А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.
Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.
Поработайте над самооценкой
Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.
Учитесь отдыхать
Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.
Сравнивайте себя только с самим собой
Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?
Не стремитесь довести до идеала любую работу
Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?
Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать
Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.
Слушайте в первую очередь себя
Свои желания, свои стремления.
Поменяйте своё отношение к критике
Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.
Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет
Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.
Перестаньте винить себя за любой промах
Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».
Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына
Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.
«Неудачи сделали меня счастливой»
Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…
Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:
У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:
Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.
Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.
Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха
С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…
На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен
Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!
Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.
Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.
Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!