что значит сити менеджер
Глава города и сити-менеджер – кто за что в ответе?
Один из обсуждаемых вопросов сегодня – это появление нового управленца в городе – главы администрации, или так называемого сити-менеджера. Что будет входить в его обязанности? За что он ответственен и перед кем? На эти и другие ваши вопросы мы постараемся ответить.
Напомним, что 8 декабря 2011 года в связи с отставкой по собственному желанию главы города Ульяновска Александра Пинкова вступили в силу положения Устава города, касающиеся изменения порядка избрания главы города. Спустя неделю на внеочередном заседании городского парламента путём тайного голосования был избран новый глава города Ульяновска – Марина Беспалова.
Исполнительно-распорядительным органом теперь является администрация города (ранее она называлась мэрией). Её деятельностью руководит глава администрации города. В настоящее время функции и. о. заместителя главы администрации исполняет Сергей Панчин.
Каковы полномочия главы города и главы администрации? Кто за что в ответе? Подробнее о каждом.
Глава города
Глава города Ульяновска представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Ульяновска; направляет на согласование проект генерального плана в другие органы власти муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Ульяновской городской думой, издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; награждает от лица города наградами и вручает удостоверения почётного гражданина города Ульяновска; инициирует и принимает решение о назначении публичных слушаний, а также выполняет др. полномочия. В дополнение к этому глава города Ульяновска исполняет полномочия председателя Ульяновской городской думы, т. е. обладает правом решающего голоса и осуществляет организацию деятельности Ульяновской городской думы. Разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за главой города.
Глава администрации
Текущие дела в городе будет выполнять глава администрации. Он назначается Ульяновской городской думой по результатам конкурса, который будет объявлен в ближайшее время. С новым руководителем администрации глава города заключает контракт на срок полномочий действующей Ульяновской городской думы, но не менее чем на два года.
В рамках своих полномочий, оговорённых в контракте и Уставе города, глава администрации должен обеспечивать решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области. Можно сказать, что он занимается хозяйственными вопросами в городе – решает текущие дела и проблемы на местном уровне. Он подотчётен городской думе и главе города, вносит свои предложения об установлении межмуниципального сотрудничества и экономических связей с иными муниципальными образованиями, распоряжается средствами администрации города Ульяновска, подписывает финансовые документы; принимает решение о подготовке проекта генерального плана города Ульяновска, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план города Ульяновска изменений; принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ульяновска и его направлении в Ульяновскую городскую думу, утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, обеспечивает опубликование в установленном порядке сообщения о принятии такого решения и исполняет другие полномочия согласно Уставу и контракту. Кроме того, глава администрации ежемесячно осуществляет личный приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и организаций; рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления.
У главы города и сити-менеджера, несмотря на то что разные задачи, цель одна – управление сложным городским хозяйством, пополнение бюджета города и его рациональное использование, ремонт дорог, ветхое жильё, благоустройство дворов, детские сады и т. д. Отличие в том, что глава города реализует общегородскую политику, он должен принимать политические решения, которые касаются власти. Сити-менеджер – это профессионал-управленец, который должен рационально и обоснованно исполнять поручения и поставленные задачи.
ДОСЛОВНО
Нина Дергунова, председатель региональной Общественной палаты:
– В России первый опыт применения механизма разделения власти между думой, главой города и сити-менеджером пока не дал особо положительных результатов. Для нас это новшество станет в своём роде социально-экономическим экспериментом. Вся сложность в том, что у нас не отработаны механизмы: как будет проходить конкурс, по каким параметрам будут выбирать сити-менеджера, как будут строиться взаимоотношения между ним, думой и главой – всё это пока достаточно абстрактно. Сложностей много. К тому же я считаю, что много реформ одновременно проводить нельзя. А у нас вскоре начнётся вертикальная реформа по перераспределению полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями и горизонтальная по распределению обязанностей между думой, главой города и сити-менеджером. И всё это будет проходить параллельно. Поэтому выразить уверенность, что опыт точно будет положительным, нельзя. Может получиться достаточно эффективно, а может получиться и наоборот. Не случайно же многие регионы страны возвращаются к старой системе. С другой стороны, первые отрицательные результаты не всегда говорят о том, что идея плоха. Для того чтобы работал определённый механизм, нужны соответствующие ему условия. И тут как раз надо учитывать плачевный опыт других территорий и создавать эти условия. Ведь на Западе в ряде стран эта система великолепно работает, и наша задача – понять, что у нас, в России, мешает проявиться положительному эффекту.
Юрий Иванович Латышев, народный учитель России:
– Я должен честно признаться – в вопросах, касающихся власти и её структуры, я не компетентен. Я всегда был далёк от неё и поэтому не стал бы делать прогнозы о том, насколько удачным будет такой эксперимент. Могу сказать только одно – в одной берлоге не должно быть двух медведей. Задавать основной тон и брать на себя всю ответственность должен кто-то один. Ну и, наверное, для эффективной работы обязанности можно распределить таким образом, что стратегией занимается глава города, а тактические вопросы решает сити-менеджер. Но каким будет деление полномочий городской власти на деле, я пока не представляю. Поживём – увидим.
Дмитрий Петрович Добрынин, председатель городского совета ветеранов
– Всё зависит от людей, которые будут работать в этом тандеме. Я, например, предполагаю, что если у них не будет взаимопонимания, то и работа не сложится, начнутся разногласия. Им нужно работать сообща, иначе они не смогут решить никаких вопросов. На этих должностях должны работать совместимые люди. Сити-менеджер в первую очередь должен быть хозяйственником, а не бизнесменом. он должен определённое время проработать на предприятии, иметь опыт управленческой работы, которая показала хорошие результаты. Основные требования к сити-менеджеру: коммуникабельность, корректное обращение с людьми, умение слушать других и принимать от них советы.
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка
Глава администрации Смоленска (сити-менеджер) Константин Лазарев и его заместитель Николай Петроченко, задержанные накануне следственными органами, этапированы в Москву для проведения дальнейших следственных действий, заявил 20 сентября на брифинге мэр Смоленска Александр Данилюк.
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка
Депутаты Екатеринбургской городской думы на заседании во вторник рассмотрят кандидатуры на пост сити-менеджера уральской столицы.
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
Преимущества введения должности сити-менеджера:
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
«Полезная история». Чем сити-менеджеры лучше мэров
Управляющий городом или сити-менеджер. Казалось бы, уже вымирающий подвид чиновников, но в последнее время они вновь оказались востребованными. На днях подал в отставку мэр Калининграда, и его заменит именно сити-менеджер. В Магадане вообще не нашли ни одного кандидата на роль мэра и тоже задумались о городском управленце. Тенденция?
Глава Калининграда Алексей Силанов 23 октября объявил о том, что покидает пост «по собственному желанию». Его новым местом работы станет региональное правительство, где бывший мэр будет помогать губернатору Антону Алиханову. С уходом Силанова изменится и сама схема управления самым западным городом России.
Депутаты местного горсовета решили разделить полномочия между мэром и новой введенной должностной единицей – сити-менеджером. Отныне мэр Калининграда из «завхоза», т. е. управленца, работающего на земле, станет уже политиком – его будут избирать из числа парламентариев, причем мэр одновременно станет еще и спикером горсовета. Да, чистый политик.
В то же время, в городе вводят должность сити-менеджера – победитель должен будет пройти сито конкурсного отбора и доказать профпригодность. Интересно, что к такой схеме управления все чаще присоединяются и другие российские города. Прямые выборы мэров сейчас сохранили лишь семь российских региональных столиц: Улан-Удэ, Абакан, Новосибирск, Якутск, Томск, Анадырь и Хабаровск.
Как считают эксперты, это еще один шаг по усилению губернаторской власти на вверенных им территориях в канун высокого политического сезона в 2021 году, когда по всей стране пройдут выборы в Госдуму. Дело в том, что всенародно избранные мэры некоторых городов самим этим фактом упиваются настолько, что начинают противопоставлять свою позицию политике губернатора. В колоду же кандидатов на пост сити-менеджера лидеры субъектов вполне могут вложить свои креатуры.
А вот в Магадане вообще не нашлось ни единого претендента на должность главы города. В конкурсную комиссию, которая должна была отбирать претендентов в мэры, к 20 октября не поступило заявлений вовсе. Кстати, желание обновить власть в колымской столице объясняют обострившимся противостоянием губернатора с городничим, и выход из ситуации был предпринят кардинальный. Однако ввязаться в мэрство оказалось некому, и здесь тоже задумались о сити-менеджере.
Нежелание идти на пост мэра людей, хоть сколько-нибудь знакомых с тематикой вопроса, объяснимо. Принято говорить, что город – это огромный, живой механизм, существующий по своим внутренним законам. На самом деле, это огромный, завязанный намертво в гордиев узел острейших проблем: гнилых труб, текущих крыш, убитых дорог, криминала на темных улицах, бродячих собак и т. п.
На выборах легко побеждать – критиковать почти любого действующего мэра явно есть за что. Кандидат на пост это с удовольствием делает, люди в восторге («наконец-то, правдоруб, наш человек!»), претендент побеждает, но победа оказывается пирровой. Вспоминается отрешенное лицо нового мэра Харькова в ночь победы на выборах: «Мда-а-а, теперь крыши и трубы – это все мое…»
Тем не менее, сам принцип выглядит разумным: к руководству муниципалитетом приходит не пламенный трибун, умеющий зажечь избирателей, а профи, понимающий, как разумно использовать муниципальное имущество. Сити-менеджера назначают депутаты, выбирая из нескольких кандидатур в ходе тайного голосования.
Региональные требования несколько различны, но, как правило, претендовать на такой пост может гражданин России, в том числе, иногородний, не младше 25 и не старше 60-65 лет. Претендент должен обладать высшим профессиональным образованием, а также стажем муниципальной или госслужбы минимум в пять лет. Кроме того, он обязан защитить перед депутатским корпусом авторскую программу социально-экономического развития города и представить ключевых членов своей команды.
Впрочем, все логично в теории. В жизни – сложнее. Институт сити-менеджеров ввели в нашей стране в 2006 году. Однако, с той поры ситуация напоминает качели – «профессиональных» глав то возносят, то подвергают обструкции. Говорят, что сити-менеджеры, как временные назначенцы, неэффективны в силу своей безответственности. Что они неподотчетны горожанам, и даже мэр с гордумой не могут вмешаться в его деятельность. Что на конкурсную комиссию оказывается давление региональной власти.
Словом, мнения по поводу «двуглавого» варианта местного самоуправления, как всегда, разошлись. Возможно, мы имеем дело лишь с очередным сезонным пиком популярности сити-менеджмента. Хотя политический технолог из столицы Сибири Валерий Смородников считает, что тенденция задана верная:
«Назначение сити-менеджера на сегодня для меня, как политтехнолога, означает уход от прямых выборов, который с точки зрения профессии изменяет структуру сложившейся выборной ситуации. Но с точки зрения жизни городов, в частности, на примере Новосибирска, важно отметить, что профессионализм сити-менеджера, обладающего необходимой компетенцией, навыками работы внутри системы производственно-хозяйственных связей, он более востребован, чем просто политические амбиции».
Эксперт напомнил, что мэром Новосибирска был выбран Анатолий Локоть, и люди делали такой выбор, учитывая политическую конъюнктуру. Однако, как отмечает собеседник, в роли хозяйственника тот не преуспел — у горожан накопилась масса вопросов.
«К сожалению или к счастью, но в каждодневной деятельности сити-менеджера мало политики, – подчеркнул политтехнолог. – Там тепло, снег, уборка, снабжение, плюс еще и планомерное развитие городского хозяйства. Словом, все, чтобы эта машина работала и город не давал сбоев. А вот избранные мэры приходят порой из совершенно других областей и не имеют достаточной компетенции в работе такого сложного механизма, как муниципальное самоуправление и городское хозяйство».
С другой стороны, некоторые политики, прежде всего, из стана оппозиции, заявляют о том, что «их лишают демократических процедур, а именно права выбирать». Эту ситуацию, по мнению Валерия Смородникова, трактовать можно по-разному:
«С точки зрения возможности выбора, наверное, да. А вот с точки зрения эффективности, пользы для города и его нормальной жизнедеятельности, я склонюсь к тому, что нет. Я сторонник того, что у города должен быть профессиональный управленец, у которого есть контракт, есть свой технический KPI по показателям. Считаю, это такая полезная история».