что значит сличить карту с местностью
способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью
Ориентироваться на местности – это значит найти направление сторон горизонта (сторон света) – север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.
Способы ориентирования карты (схемы)
Процесс ориентирования по карте осуществляется в 3 этапа:
— ориентирование самой карты;
— определение по карте своего местонахождения;
— сличение карты с местностью.
Ориентирование карты заключается в предании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором северная сторона рамки карты обращена на север, и все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.
Рис. 1 Ориентирование карты по линии местности
Рис. 2 Ориентирование по направлению
Карта может ориентироваться:
— по линиям местности (рис. 1);
— по направлениям на ориентир (рис. 2);
Если наблюдатель находится на каком-либо линейном ориентире (шоссейной или железной дороге, линии электропередач и т.д.), то ориентирование проще всего осуществлять по линии местности (рис. 1). Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение этого линейного объекта на карте совпало с направлением объекта на местности и все местные предметы, расположенные справа и слева от линейного ориентира на карте, располагались соответственно справа и слева на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир (рис. 2) применяется в том случае, когда точка местонахождения на карте известна и из этой точки виден какой-нибудь ориентир, обозначенный на карте.
Для этого карту ориентируют так, чтобы направление «точка стояния – ориентир», мысленно (или с помощью линейки) с ориентированное на карте, совпадало с соответствующим направлением на местности.
Ориентирование карты по компасу (рис. 3) производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Компас прикладывают к одной из вертикальных линий карты (к линии километровой сетки (рис. 3, а) или к рамке карты (рис. 3, б)) таким образом, чтобы линия, соединяющая отметку «север-юг» на компасе, совпадала с выбранной вертикальной линией на карте. При этом отметка «север» на компасе должна быть направлена в сторону северного (верхнего) конца карты.
Затем карту вместе с компасом поворачивают в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы верхняя сторона рамки карты совпадала с северным направлением магнитной стрелки, причем магнитная стрелка должна отклониться от нулевого значения (отметка «север») на величину поправки.
Если компас прикладывается к направлению истинного меридиана (рамке карты), то поправкой будет являться угол магнитного склонения, если же компас прикладывается к вертикальной линии сетки, то поправка слагается (алгебраически) из угла сближения меридианов γ и угла магнитного склонения δ.
Если поправка положительная, то стрелка компаса должна располагаться правее отметки «север» на величину этой поправки, если же она отрицательная, то – левее.
Определение своего местоположения
Точку своего местоположения на карте наиболее просто определить, находясь около какого-либо ориентира на местности, который изображен на карте (перекресток дорог, мост, отдельно стоящее дерево и т.д.). Место расположения этого условного знака на карте и будет искомой точкой.
Во всех остальных случаях свое местонахождение можно приблизительно определить одним из следующих способов:
— по ближайшим ориентирам на глаз (рис. 4);
— промером пройденного расстояния (рис. 5);
— засечкой по местному предмету (рис. 6);
— обратной засечкой (рис. 7) и др.
Рис. 4. Определение на карте точки стояния глазомерно по ближайшим ориентирам
Рис. 5. Определение точки стояния промером расстояний
Рис. 6. Определение точки стояния засечкой по местному предмету
Рис. 7. Определение точки стояния обратной засечкой
Порядок опознавания ориентиров и сличение карты (схемы) с местностью
При ориентировании на поле боя особое внимание необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых увязываются боевые задачи подразделения.
Для того чтобы найти на карте изображение наблюдаемого объекта, нужно определить расстояние до объекта, а затем определить направление на объект (азимут или угол между известным направлением и объектом). После этого, проведя на карте полученное направление от точки своего стояния и отложив в масштабе карты полученное расстояние, найти в этом районе изображение объекта.
Для решения обратной задачи, т.е. для того, чтобы опознать на местности объект, следует:
— найти точку своего местоположения;
— определить по карте расстояние до объекта;
— определить дирекционный угол и магнитный азимут объекта и, используя эти данные, решить задачу.
При сличении местности с картой необходимо не только опознать наблюдаемые местные предметы, но и тщательно разобраться в строении рельефа, чтобы использовать его характерные формы и детали в качестве ориентиров. Для этого необходимо выявить командные высоты и найти линии водоразделов, а также определить взаимное положение наиболее характерных элементов рельефа.
После этого нужно обратиться к карте и опознать на ней формы и детали рельефа, наблюдаемые на местности.
Порядок опознавания ориентиров и сличение карты (схемы) с местностью
При ориентировании на поле боя особое внимание необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых увязываются боевые задачи подразделения.
Для того чтобы найти на карте изображение наблюдаемого объекта, нужно определить расстояние до объекта, а затем определить направление на объект (азимут или угол между известным направлением и объектом). После этого, проведя на карте полученное направление от точки своего стояния и отложив в масштабе карты полученное расстояние, найти в этом районе изображение объекта.
Для решения обратной задачи, т.е. для того, чтобы опознать на местности объект, следует:
найти точку своего местоположения;
определить по карте расстояние до объекта;
определить дирекционный угол и магнитный азимут объекта и, используя эти данные, решить задачу.
При сличении местности с картой необходимо не только опознать наблюдаемые местные предметы, но и тщательно разобраться в строении рельефа, чтобы использовать его характерные формы и детали в качестве ориентиров. Для этого необходимо выявить командные высоты и найти линии водоразделов, а также определить взаимное положение наиболее характерных элементов рельефа.
После этого нужно обратиться к карте и опознать на ней формы и детали рельефа, наблюдаемые на местности.
Определение сторон горизонта ночью.
Сличение карты с местностью.
Умение опознавать объекты по их внешнему виду, форме и взаимному расположению и находить соответствие между картой и местностью является решающим фактором в успешном освоении техники ориентирования. Такое умение приходит, безусловно, с опытом. Чем больше разнообразных ситуаций встречает при прохождении дистанций ориентировщик, тем больше становится «багаж» его знаний и тем увереннее чувствует он себя на абсолютно незнакомой местности. Вот почему опыт участия в соревнованиях в различных регионах нашей страны и за рубежом поистине неоценим, особенно на элитном уровне.
Пространственное ориентирование.
Под пространственным ориентированием мы будем понимать умение выходить в заданную точку за счет выдерживания направления и оценки расстояния, прибегая к чтению карты только в качестве вспомогательного средства. С точки зрения работы над техникой ориентирования, в рамках этого раздела можно выделить два самостоятельных технических элемента – выдерживание направления и определение расстояния, хотя и в процессе их отработки, и при прохождении дистанции на соревнованиях эти два элемента неразрывно связаны между собой и представляют собой две стороны ориентирования в пространстве.
На заре развития ориентирования как вида спорта «бег по азимуту со счетом шагов» был едва ли не единственным техническим приемом. От спортсмена требовалось умение строго выдерживать направление бега по компасу и определять пройденное расстояние с помощью счета шагов. Это было связано, в первую очередь, с низким качеством карт, преимущественно топографических карт общего назначения, которые использовались для проведения соревнований. В настоящее время, когда в соревнованиях и тренировках используются только специально подготовленные спортивные карты, отвечающие самым высоким требованиям, такой технический прием используется крайне редко, однако базовые навыки выдерживания направления и определения (или оценки) расстояния своего значения не потеряли.
Бег в заданном направлении.
В тех случаях, когда вариант бега по прямой является оптимальным, умение быстро и точно выходить в заданное место (в точку или на какой-либо поперечно расположенный ориентир), не прибегая постоянно к детальному чтению карты, может иметь решающее значение. В современной соревновательной практике движение в заданном направлении без обращения к карте применяется очень редко, однако отрабатывать этот технический элемент нужно, так сказать, в чистом виде. Во-первых, ситуация, когда до точки КП или промежуточной цели далеко, а надежных ориентиров на пути нет, может встретиться и в соревнованиях. А во-вторых, и это, пожалуй, главное, если вы не можете строго выдержать направление бега, вы, скорее всего, не заблудитесь (на современных картах всегда есть возможность определиться), но пройденный путь удлините и время потеряете.
Сущность бега по направлению одна – надо бежать как можно ближе к прямой линии, соединяющей исходную и конечную точки. А вот способы контроля над выдерживанием направления могут быть различными. Можно снимать с карты точный азимут, как это было описано выше, и проверять направление бега время от времени по компасу. Можно просто запомнить угол относительно положения севера (или юга) и поглядывать на бегу на стрелку компаса, чтобы убедиться в правильности выдерживаемого направления. Можно контролировать направление бега с помощью карты, пересекая прямые линейные ориентиры под нужным углом. Можно, наконец, найти в поле видимости хорошо заметный ориентир, лежащий как раз по курсу, использовать его в качестве промежуточной цели для стартового разгона, а затем стараться сохранить заданное таким образом направление. Для отработки каждого из этих навыков существуют различные тренировочные упражнения. К их числу относится бег по «белой» карте, бег «по коридорам», специально спланированные упражнения с выходом на поперечный линейный ориентир и некоторые другие виды технической тренировки, которые мы опишем в соответствующем разделе.
Рис. 14 Бег в направлении
| |
Бег в направлении по компасу (указаны границы возможного отклонения) | Бег в направлении с помощью линейных ориентиров. |
Тренировки по выдерживанию направления приводят в конечном итоге к развитию так называемого «чувства направления». Оно состоит в том, что спортсмен приобретает способность не только бежать строго по прямой линии, но и в случаях отклонений от заданного курса, связанных с обходом препятствий, возвращаться на «нужный азимут», оперируя такими понятиями как «чуть левее» или «чуть правее». При контроле направления с помощью чтения карты очень важно отмечать на местности и находить на карте те объекты, которые лежат строго по курсу и находятся в поле зрения. При обнаружении незначительных отклонений, нужно произвести корректировку курса, опираясь на те ориентиры, которые находятся на той же прямой линии, ведущей к цели. Если же отклонение достигло значительных величин, требуется более серьезная корректировка курса. В этом случае не следует пытаться вернуться на прежний курс, вместо этого нужно заново определить направление в сторону цели и выбрать в качестве опорных ориентиров другие объекты, лежащие вдоль скорректированной прямой. Чтобы, образно говоря, «лечь на курс», нужно пройти через два-три ориентира, лежащих вдоль заданной прямой. Если вам это удается, можно уменьшить частоту обращения к карте для контроля над выдерживанием направления. Если же вас «уводит» в сторону, произведите корректировку курса и снова пройдите через два-три опорных ориентира, чтобы убедиться в том, что вы точно «легли на курс».
Рис. 15 Корректировка курса с помощью чтения карты.
§7. Сличение карты с местностью
При ориентировании и работе с картой в полевых условиях постоянно приходится сличать ее с местностью, т. е. находить на карте изображения окружающих местных предметов и форм рельефа и, наоборот, опознавать на местности объекты, показанные на карте.
Сличая карту с местностью, можно точно определить свое местоположение, быстро и подробно изучить местность, выявить происшедшие на ней изменения (по сравнению с картой), уточнить расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, а при необходимости определить направления на объекты, изображенные на карте, но невидимые с точки стояния.
Карту сличают с местностью обычно в такой последовательности. Вначале после приближенного ориентирования карты находят на ней изображения близко расположенных и хорошо видимых на местности объектов. По ним определяют свое местоположение (точку стояния). Затем точно ориентируют карту и опознают на ней и местности удаленные объекты. При осмотре местности карту все время держат перед собой в ориентированном положении.
Для нахождения на карте условного знака объекта, видимого на местности, мысленно или по линейке проводят на ориентированной карте линию с точки стояния на объект местности, измеряют до него расстояние и откладывают это расстояние в масштабе карты по линии. Затем находят условный знак видимого объекта или убеждаются в том, что этот объект на карте не показан.
При действиях на машине, оборудованной угломером, изображение на карте удаленного объекта определяют путем измерения угла между ранее опознанным и опознаваемым объектами. Измеренный угол откладывают на карте, прочерчивают прямую линию в направлении на опознаваемый объект, на этой линии откладывают измеренное до объекта расстояние и находят его местоположение.
Нахождение на местности объекта, изображенного на карте, выполняют в таком порядке.
Вначале находят точку своего стояния и определяют по карте расстояние до отыскиваемого объекта. Затем прикладывают к точке стояния и условному знаку отыскиваемого объекта линейку, точно ориентируют карту, визируют вдоль линейки и, учитывая расстояние до объекта, отыскивают его на местности.
§8. Определение по карте точки стояния
Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером расстояния, по направлению на ориентир и расстоянию до него, по створу и засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают на карте точку своего стояния (рис. 4).
Рис. 4. Определение точки стояния по ближайшим ориентирам
Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом, изображенным на карте, то местоположение условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.
Определение своего местоположения промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. п.), а также при движении по азимутам. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние определяют шагами или по времени движения.
По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан лишь один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние до ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.
Определение своего местоположения по створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры). Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено:
а) По створу и линейному ориентиру (рис. 5). Находясь на линейном ориентире и в створе с двумя другими местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов, в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с линейным ориентиром (дорогой). Точка пересечения, линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния.
Рис. 5. Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру
б) По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 6 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. На пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния.
Рис. 6. Определение точки стояния по створу и боковому ориентиру
в) По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.
Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.
По боковому ориентиру (рис. 7) засечка производится, как правило, при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на карте изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положения линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.
Рис. 7. Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру
Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.
По двум-трем ориентирам (рис. 8) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено.
Рис. 8. Определение точки стояния засечкой по трем ориентирам
Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка называется обратной.
По измеренным (построенным) углам (способ Болотова) засечка выполняется в такой последовательности (рис. 9):
с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построении по измеренным углам;
совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.
Рис. 9. Определение точки стояния засечкой
по измеренным (построенным) углам
По обратным дирекционным углам (рис. 10) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто.
Рис. 10. Определение точки стояния засечкой по обратным дирекционным углам
В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимые на местности и опознанные на карте. Значения обратных азимутов отсчитывают по шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.
При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его стороны более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.