что значит спартанское воспитание в древней греции
Спартанское воспитание: сила духа в ущерб силе мысли
Словосочетание «спартанское воспитание» всемирно известно. Четко продуманная и отлаженная система не столько воспитания детей, сколько построения целого общества, прославила небольшое древнее греческое государство в веках.
Но мало кто знает, что строгие принципы, целью которых было создание боеспособного и готового к любым тяготам народа, привели к обеднению культуры и духовности Спарты.
По мнению многих ученых, именно «спартанское воспитание» стало причиной упадка и исчезновения этого государства.
Спартанские дети
Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».
Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.
Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.
Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.
Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.
Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.
Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.
Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.
В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.
Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.
Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.
За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.
Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.
Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).
И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.
Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.
Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.
Спартанские девушки
Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.
Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским.
За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.
Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.
Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют.
О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.
Узнайте также: о мифах дельфийского оракула, где находится храм Аполлона и как его строили, и много других исторических легенд.
Предлагаем посетить увлекательную экскурсию и узнать все о пещере Зевса: как добраться и что посмотреть в окрестностях, поможет в этом наша статья.
Археологические памятники, древний Акрополь, святилище Аполлона — все это можно увидеть в городе Гортине, читайте подробнее.
Как воспитывали детей в Спарте?
Говоря об античном воспитании, многие подразумевают вовсе не гуманную афинскую модель, а спартанскую. И это понятно: наверняка многие из нас на школьных уроках истории слышали о суровой спартанской дисциплине, которая действительно впечатляет. Насколько это правдиво и как на самом деле воспитывали детей в Спарте? Давайте узнаем!
Общие черты спартанской модели воспитания
Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.
Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.
Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать.
Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.
Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.
В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.
По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.
Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!
Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.
Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.
Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.
Воспитание мальчиков
До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.
С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.
Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.
Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».
А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями.
Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).
Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.
Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.
Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.
Воспитание девочек
О воспитании девочек в Спарте известно мало. Одно можно сказать точно: женщины оказались под влиянием мужского спартанского мировоззрения. Поэтому буквально с рождения им приходилось воспитывать девочек по мужскому типу.
Жизнь спартанских девочек, как и мальчиков, имела строгий регламент. Если в афинской модели воспитания девочек учили пению и музыке, то девочки из Спарты с младых лет занимались гимнастикой и спортом. Правда, есть предположение, что их учили ещё чтению и письму, поэтому они были намного грамотнее мальчиков-спартиатов.
Однако основным предназначением женщины спартанцы всё же считали материнство, ведь именно спартанским женщинам под силу родить здоровое и крепкое потомство — будущих воинов. Маленьких девочек убеждали в этом с самого детства. Учитывая специфику общества, их воспитывали строго — безо всякой «залюбленности», изнеженности и слабости.
Так же, как и мальчиков, спартанских девочки с раннего возраста закаляли. В морозы им приходилось выступать на праздниках и церемониях с минимумом одежды. Считалось, что закалка и хорошая физическая форма укрепит женский дух и избавит девочку от ненужной чувствительности.
К счастью, спартанские мальчики относились к девочкам если не на равных, то с большим уважением, поскольку они были крепкими, «избранными» (новорождённых девочек тоже отбирали старейшины), а также разделяли их патриотические взгляды.
Как воспитывали своих детей в Древней Спарте
Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?
Из этой статьи вы узнаете
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
Жизнь спартанца
Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.
Образ жизни спартанцев:
К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.
Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.
Спартанские девушки
О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.
С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.
В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.
Спартанское воспитание: занимательные исторические факты, особенности и цели особого метода, применяемого в греческой практике
Фразеологизм «спартанское воспитание» прославил греческое государство на весь мир. Даже сегодня многие родители в процессе воспитания сыновей придерживаются основ, заложенных еще во времена античного мира.
Из истории спартанского воспитания
Основываясь на исторических рассказах, мальчики до семи лет жили в семье совместно с девочками, поскольку до этого возраста считалось, что они не имели пола. К слову, строгость спартанской системы воспитания распространялась и на девочек. В семье допускалось воспитывать только одну девочку, в случае рождения второго и последующих детей, их оставляли в горах или лесах, — их жизнь зависела от милости богов.
Воспитание спартанских мальчиков дома начиналось уже с первых месяцев. Хотя ребенок в этом возрасте и воспитывался в семье, но участь его была не столь завидная. Младенцев не пеленали, не успокаивали и не оберегали от страхов. Малыши в греческом полисе не были прихотливы к еде, спали на жестких кроватях. В Греции спартанское воспитание распространялось и на увлечения малышей. Детские игры включали в себя военную подоплеку, чтобы с малого возраста формировался характер настоящего воина.
Спартанская система воспитания: особенности и суть методики
Спартанское физическое воспитание отличалось своей крайней жестокостью, вне зависимости от возраста ребенка. Это было связано с тем, что Спарта являлась крупным военным полисом и для того, чтобы обеспечить безопасность города необходимо было пополнять военные ряды воинами, считающимися одними из лучших в античном мире.
На чем основана система и кто является ее родоначальником
Спартанское воспитание складывалось всего из двух особенностей — высокой военной подготовки и физической культуры. Молодые люди ежедневно оттачивали до совершенства свои навыки владения мечом и луком, выполняли физические упражнения и соревновались в метании копья. Подобная система сформировала несколько различных черт, характерных самым великим воинам:
Педагогика не подразумевала проявления слабости или сочувствия, а наоборот поощряла физические наказания. Независимо от возраста, мальчики не могли жаловаться на боль или голод. Они ходили голыми даже зимой. Обеспечивать себя продуктами им приходилось также самостоятельно.
Сегодня доподлинно неизвестно, кто ввел в Спарте образовательную модель воспитания. Но историки сходятся во мнении, что Ликург стал основоположником четырех характеристик, благодаря которым юноши и превращались в хороших воинов:
Плюсы и минусы спартанского воспитания
Несмотря на суровые способы, спартанское воспитание в древней Греции имело ряд несомненных плюсов.
Суровое воспитание и образование, всецело направленное на воспитание воинов имело и значительные минусы:
Спартанская система физического воспитания
Греческий полис считал войну главным занятием, поэтому спартанское физическое воспитание было нацелено на подготовку будущих защитников государства. Контроль физического воспитания всецело осуществлялся государством. Обучение состояло исключительно из дисциплин, способствующих развитию умений, силы и стойкости в любых ситуациях. Смысл программы основывался на лишениях и жестоких испытаниях, которые выдерживали далеко не все юноши. Основными мерами спартанской системы физического воспитания являлись:
По древнему положению, обучаться военному делу принципиально могли дети только полноправных спартанцев. С первых месяцев ребенка отучали бояться одиночества и темноты, для этого их запирали в темное помещение на несколько суток. Используя палку «учителя» отучали мальчиков от нытья. Физические наказания прочно вошли в уклад семейной жизни каждого спартанца, как единственно верный вид воспитательного процесса.
В семилетнем возрасте мальчика отдавали на древнее спартанское воспитание государству, в отряды именуемые ангелами. Каждым таким отрядом, похожим на класс, из шести человек руководил опытный воин, который являлся примером воинской славы для подростков. Нередки были случаи, когда в воспитательных целях один отряд специально «стравливали» с другим. В такой схватке оценивали потенциал будущих защитников.
На 12-й год подростки спали на самодельных подстилках под открытым небом и самостоятельно заботились о питании. Воровство в Спарте не осуждалось, а наоборот поощрялись успешные «воришки». Попавшихся же на воровстве ребят наказывали плетью за нерасторопность.
Какое место отводилось в системе духовности
Спартанское воспитание в современности
Методы современного воспитания далеки от системы спартанского воспитания. Однако некоторые античные методики актуальны и в современном обучении. Военная работа и наказания за провинности применяются в военных училищах, конечно, они не такие жестокие как в Спарте. В сравнении со школами сохранился принцип многолетнего обучения, выставления оценок и выпускных экзаменов.
Что думают опытные педагоги о применении методики сегодня
Мнения и сравнительный анализ педагогов сводятся к тому, что сегодня жесткие наказания и лишения не применимы к современному обучению. Также в наше время основная цель – всестороннее развитие ребенка, а не только развитие физической силы.
Отзывы многих учителей подтверждают необходимость соблюдения дисциплины на уроках и уважение труда преподавателя. Использование физических наказаний за провинность, по мнению педагогов, в школе и других учебных заведениях, недопустимо.
Спартанское воспитание – крайне жесткое и суровое, однако во времена постоянных войн и локальных конфликтов без подготовленных воинов государство не могло существовать.
О легендарных воинах Спарты снято множество фильмов. Спартанцы стали синонимом военного искусства, рассказы о подвигах которых передаются из века в век.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Агогэ — жестокая спартанская практика, воспитавшая самых верных солдат
Спартанское воспитание сильно отличалось от того, которое получала молодежь в других городах Балканского полуострова. В Спарте даже частная жизнь молодых людей вплоть до 30 лет была полностью построена на военный лад. Легендарная спартанская пехота была результатом суровой закалки, которой подвергались все, начиная с первых дней жизни.
Геронты — старейшины племени — решали, кто из новорожденных имел право на жизнь, а кого из-за слабого здоровья следовало оставить на склоне горы. Пригодность к войне была первым необходимым качеством для получения полных гражданских прав, открывавших доступ к высшему военному сословию.
Дети подвергались суровым испытаниям, которые должны были закалить их характер, например, их купали в вине и кормили сеном. Младенцев взращивали без пеленок, которые могли сковывать их развитие и защищать от холода или жары. В раннем возрасте дети должны были преодолевать страх темноты. Пройдя начальную закалку, в шесть лет они начинали этап настоящего воспитания, когда их забирали из семьи для прохождения военной подготовки (агогэ). Роль воспитателя будущих солдат брало на себя государство, создавшее для этого специальные учреждения.
Воспитанием молодежи занималось государство
Как пишет Ник Филдс (Nic Fields) в своей книге «Легенда о 300 спартанцах: Фермопилы», мальчики жили в группах (agélai), под началом воспитателя. Лидерские способности поощрялись, внутри группы выбирались вожаки. Жили они в суровых, спартанских, условиях: спали на подстилках из тростника, срезанного по берегам реки Эвротас, и на весь год у них была только одна накидка. Со временем мальчики приучались к боли. Большую часть времени они проводили голыми и грязными, поскольку мыться им разрешалось крайне редко.
Кормили мальчиков скудно, вынуждая их грабить окрестные деревни, что само по себе было ловушкой, потому что, если воспитанника ловили, его ждали суровые наказания. Более того: любой гражданин мог наказать мальчиков, если это шло на пользу их дисциплине. Излюбленным методом были избиения палками в лесу. Для этого находили крепкое дерево, к которому приделывали цепь, а к цепи — палку, и пока двое избивали наказуемого, тот должен был держаться за палку. Били бамбуковыми дубинками, потому что удары от них очень болезненны, жгли и разрывали кожу. Если мальчик падал от боли, двое его товарищей поднимали его, чтобы продолжить наказание. Конечной целью такого рода воспитания было приучить детей к работе в группе и слепому повиновению старшим.
Контекст
Спартанцы — лучшие воины всех времён?
Правда о «Бессмертных»
Отряд древних воинов-гомосексуалистов
«Единственные настоящие служители искусства войны»
Подобным образом, в постоянном военном режиме, спартанцы жили до 30 лет, когда им выдавалось отдельное хозяйство для создания собственной семьи. Именно тогда они становились полноправными гражданами и одними из равных (homoioi). Солдаты вступали в брак поздно, а роль женщины в обществе была очень ограниченной. Все это (помимо гомосексуализма) приводило к тому, что солдаты могли по первому зову быстро прийти на поле боя, не имея лишней обузы в виде семьи. Женщины также получали в школах физическое воспитание, необходимое им для поддержания активности и возможности родить будущих здоровых и крепких воинов.
Подобное воспитание создавало самых грозных солдат в Греции. Геродот описывал спартанцев как мастеров войны, а Ксенофонт — как единственных настоящих служителей искусства войны. В отличие от остальных греческих воинов, для спартанцев война была профессией, и сражались они в стране, хорошо защищенной горами. Нигде еще в Греции не был достигнут подобный уровень военного искусства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.