что значит специфический характер
Словари
|| Характерный, особенный, сразу замечаемый. В стиле этого писателя есть какой-то специфический привкус.
1. Свойственный только данному предмету, лицу, явлению и т.п.; характерный, отличительный. С. запах больницы. С-ие черты, особенности, признаки, приметы кого-, чего-л.
2. Спец. Имеющий особое строение, состав, свойство. С-ие белки. С-ая потребительская стоимость рабочей силы.
◁ Специфи́чески, нареч. В нём не было ничего с. актёрского. С. пахнуть.
1. Составляющий отличительную черту, особенность кого-, чего-л., свойственный только кому-, чему-л.; характерный.
Специфические особенности искусства.
Петро догадался по специфическому запаху больницы, который гость внес с собой, что это врач. Поповкин, Семья Рубанюк.
Особого строения, состава, характера.
Специфические белки. Специфическая потребительная стоимость рабочей силы.
Ср. Стоило только. подняться. по не особенно чистым ступенькам. лестницы, как тотчас вас охватывал особый специфический запах, свойственный многолюдным закрытым помещениям. Тут был и запах сырости, и вонь от копоти плохого керосина ламп, и аромат кухни.
Потапенко. Дочь курьера. 1, 3.
Ср. Его обдало прокислым, специфическим запахом петербургских меблированных квартир средней руки.
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 3.
специфи́ческий, специфи́ческая, специфи́ческое, специфи́ческие, специфи́ческого, специфи́ческой, специфи́ческих, специфи́ческому, специфи́ческим, специфи́ческую, специфи́ческою, специфи́ческими, специфи́ческом, специфи́ческ, специфи́ческа, специфи́ческо, специфи́чески
прил., кол-во синонимов: 22
Syn: особый, особенный, специальный, своеобразный
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ая,ое. spécifique adj.
Свойственный чему-либо, основанный на известном свойстве: особенный в своем роде.
Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера
Приветствую вас, друзья!
Численность населения Земли приближается к отметке 8 миллиардов человек. При этом каждый индивид из этого огромного числа – уникальная и неповторимая личность. Как ни старайтесь, вы не встретите двух абсолютно одинаковых людей. Что же отличает нас друг от друга, помимо внешности? Это индивидуальный набор психологических черт, которые сплетаются в единый характер.
В этой статье я расскажу вам, что такое характер, как он формируется, какие бывают черты и типы характера.
Определение и общая характеристика понятия
Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.
Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.
Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.
Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.
Черты характера
Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.
Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.
Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты.
Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.
Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.
Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.
Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.
Формирование характера
Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.
Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.
Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.
После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.
Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:
Чем характер отличается от темперамента
Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.
Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.
Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:
Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.
Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.
Что такое акцентуация характера
Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.
При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.
Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.
Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.
Типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.
Классификация Юнга
Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:
Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.
Классификация Кречмера
Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека. Он разделил людей на три вида:
Классификация Лоуэна
Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида. Всего их получилось пять:
Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.
Классификация Леонгарда
Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера. В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:
Классификация Личко
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:
Заключение
Мы рассмотрели, что такое характер, как он формируется, чем отличается от темперамента, а также какие бывают типы характера.
Теперь каждый из вас может почувствовать себя психологом и “примерить” различные классификации на своих знакомых. Это позволит вам лучше понимать окружающих людей, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними.
Ну и про себя не забываем. Главная мысль, которую я вложила в статью, заключается в том, что над своим характером можно и нужно работать. Развивать положительные черты, избавляться от отрицательных. Это процесс длиною в жизнь.
Значение слова «специфический»
1. Составляющий отличительную черту, особенность кого-, чего-л., свойственный только кому-, чему-л.; характерный. Специфические особенности искусства. □ Петро догадался по специфическому запаху больницы, который гость внес с собой, что это врач. Поповкин, Семья Рубанюк.
2. Спец. Особого строения, состава, характера. Специфические белки. Специфическая потребительная стоимость рабочей силы.
[От лат. specificus — видообразующий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СПЕЦИФИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое; в качестве кратк. форм употр. специфи́чен, чна, чно [от латин. species — вид и facio — делаю] (книжн.). Составляющий отличительную особенность кого-чего-н., свойственный исключительно кому-чему-н. Иод обладает специфическим запахом. Специфические особенности прежнего русского крестьянского быта повсеместно исчезают. || Характерный, особенный, сразу замечаемый. В стиле этого писателя есть какой-то с. привкус. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
специфи́ческий
1. составляющий отличительную черту, особенность кого-либо, чего-либо
2. отличающийся от других по строению, составу, характеру и т. п. ◆ Специфической разновидностью твердых капсул являются спансулы. Евгений Комаровский, «Справочник здравомыслящих родителей», 2017 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подоплёка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
специфический характер
1 specifity
2 specifity
3 профиль
4 ability tests
5 tests, ability
6 V
7 variable part
8 specifity
9 substantialism
10 variable part
11 tipo
12 mutagen specificity
14 variable region
15 substantialism
16 AGRICULTURAL POLICY
17 apparel
18 attire
19 specifity
20 Movie Crazy
См. также в других словарях:
ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ — Психотерапия как метод психических (психологических) средств лечебного воздействия является точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Интердисциплинарность как понятие получила особое… … Психотерапевтическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Фактура — Специфический характер поверхности, чувственное восприятие которого входит в комплекс впечатлений от книги. Различают фактуру материальную и нематериальную … Краткий толковый словарь по полиграфии
Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия
Деньги — особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех др. товаров. Специфическое свойство денежного товара выражать стоимость любого др. товара, служить всеобщим орудием обмена. Д. при … Большая советская энциклопедия
Ошибки оценщика (rater errors) — О. о. (эксперта, судьи и т. д.) наз. искажения, допускаемые наблюдателями при использовании оценочных шкал для характеристики деятельности индивидуума. Уровень компетентности оценщика, как и его пол, соц. статус, раса, религиозная принадлежность… … Психологическая энциклопедия
просвещение (эпоха) — Девиз эпохи просвещения: имей мужество пользоваться собственным умом В работе Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? (1784) Иммануил Кант пишет: Просвещение это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по… … Западная философия от истоков до наших дней
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия
Возрождение (Ренессанс) — Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В.: в Италии ‒… … Большая советская энциклопедия
Специфические признаки характера
Специфические особенности мотивов, которые становятся чертами характера:
1) Генерализованность, т.е. обобщенность.
Признаки генерализованного мотива:
— генерализованный мотив обобщен по отношению к ситуациям, т.е. такой мотив проявляется в родственных по смыслу ситуациях;
— обобщенность по времени – это устойчивость мотива;
— высокая помехоустойчивость. Мотив проявляется или актуализируется не только благодаря обстоятельствам, но и вопреки им.
2) Автоматизация. Автоматизированный мотив проявляется не во всех поступках и формах поведения, а в привычных для человека действиях.
3) Реализуемость. Реализуемый мотив – это тот мотив, который находит реальное воплощение в поведении, т.е. в поступках человека. Поступок – это такое действие, которое подлежит социальной оценке (от нравственной, этической и моральной до юридической). Черта характера – это сплав мотива и поступка личности.
Формировать характер можно, развивая у человека соответствующие мотивы поведения.
Мотив (ситуативный) ® поступок ® привычка ® черта характера ® мотив (генерализованный)
2. Социальная природа свойств характера.
3. Пластичность свойств характера. Характер может меняться в процессе воспитания или самовоспитания.
4. Нравственное содержание черт характера. Свойства характера подлежат социальной или нравственной оценке.
Структура характера
Структура характера – это целостная организация отдельных свойств характера.
2 направления в изучении структуры характера:
1. Выделение отдельных свойств характера, их систематизация.
2. Установление связи между ними.
В психологии существуют 4 типа отношений, отсюда выделяют 4 группы свойств характера:
Отношение к другим людям. Коммуникативные черты характера. В зависимости от отношения, которое может быть положительным и отрицательным, складываются определенные черты характера.
Отношение к труду. Отношение может быть положительным (добросовестность, ответственность, трудолюбие) и отрицательным (лень).
Отношение к вещам. Может быть положительным (аккуратность, бережливость) и отрицательным.
Отношение к самому себе. Оно выражается в рефлексивных чертах характера. Это проблема самооценки.
Свойства характера могут определяться и индивидуальными особенностями основных психических процессов:
Интеллектуальные свойства характера. Они определяются индивидуальными особенностями познавательных процессов. Свойства: легкомысленность, беспечность, вдумчивость, рассудительность, последовательность.
Эмоциональные свойства характера. К ним можно отнести оптимистичность, жизнерадостность, пессимистичность.
Волевые свойства характера. Они занимают приоритетную позицию в структуре характера. Это стержневые характеристики характера. Это целенаправленность, целеустремленность, решительность, самообладание или выдержка, решительность.
Все черты характера связаны друг с другом, причем, наиболее тесная связь обнаруживается между свойствами характера, которые обусловлены особенностями одинаковой сферой личности или одним и тем же отношением.
Выделяют 3 типа связей:
«Родственная» связь обусловлена одним типом отношений или одними особенностями психического процесса.
Причинная связь проявляется в том, что одна черта может способствовать формированию другой и стать причиной ее возникновения.
Иерархическая связь предполагает, что более общие черты характера связаны с их конкретными проявлениями – узкими чертами.
Некоторые черты характера имеют сложную детерминацию и обусловлены несколькими типами отношений. Например, принципиальность.
Формальные индивидуальные особенности характера:
1. Цельность характера – это внутренняя непротиворечивость отдельных черт характера.
2. Активность характера или сила характера определяется степенью развитости и выраженности у человека волевых качеств характера.
3. Устойчивость характера, т.е. постоянство во времени.
4. Определенность характера – это наличие у человека в структуре характера каких-то ярко выраженных доминирующих черт.
5. Сложность характера. Сложный характер – это внутренне противоречивый, скрытный характер. У ч-ка имеется тенденция маскировать истинные свойства своего характера.
Типология характера (акцентуации)
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Эти черты характера называют акцентуированными. Эти черты определяют своеобразие поведения человека.
Психопатия– аномалия характера, патология. По Ганнушкину, психопатии – это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик человека или личности, которые в течение жизни не подвергаются резким изменениям и мешают приспособлению к социальной среде. По конкретным содержательным характеристикам акцентуация и психопатия идентичны.
Кербиков, выделил 3 признака психопатии, по которым она отличается от акцентуации:
Тотальность психопатии. Особенности характера проявляются во всех сферах жизни.
Стабильность психопатии по сравнению с акцентуацией. Акцентуация может меняться с возрастом или вообще исчезать. Психопатия не меняется, патологические черты зарождаются в детстве и сохраняются на всю жизнь.
Нарушение социальной адаптации при психопатии (социальная дезадаптация). Отношения с другими людьми становятся конфликтными, негармоничными.
Перечень основных акцентуаций характера Личко:
1. Гипертимный тип. Основные черты: чрезмерная подвижность или активность, общительность, склонность к лидерству, приподнятый тон настроения, жизнелюбие, оптимизм.
Возрастная динамика: в дошкольном возрасте синдром гиперактивности (чрезмерная активность детей, неугомонность, шумность, крикливость, склонность к озорству, хаотичность, суетливость), общительность (маленький гипертим легко вступает в контакт, болтлив, не любит находиться один, ему нужно с кем-то общаться, в играх обычно командует другими детьми). В младшем школьном возрасте гипертим не поддается дисциплинарным воздействиям, он отвлекается, занимается другими делами, отвлекает одноклассников. Это дети с хорошо развитым мышлением, но они не любят учиться регулярно, последовательно, поэтому учатся неровно. Неудачи не выводят их из равновесия. В подростковом возрасте двигательная активность сглаживается. Подросток-гипертим отличается эмоциональными свойствами: приподнятым тоном настроения (изредка он перемежается с аффективными вспышками). Гипертимы отличаются хорошим физическим самочувствием, хорошим сном и аппетитом. В целом они характеризуются высоким жизненным тонусом. Гипертимы отличаются неадекватно завышенной самооценкой, они любят прихвастнуть, уверенны в себе.
Отношение к гипертимам: гипертимы нравятся другим людям, они производят впечатление уверенных в себе, инициативных, активных личностей.
Положение гипертима в группе: формальное лидерство любого гипертима тяготит. Он часто занимает положение неформального лидера.
Интересы гипертима: разбросанность, поверхностность и неустойчивость интересов.
2. Астено-невротический тип. Астения, невроз. Рождаются из детских синдромов – синдром невропатии и астении. Чрезмерная утомляемость, низкий жизненный тонус. Высокая утомляемость особенно при умственных нагрузках, меньше при физических. Устают от других людей, их утомляет общение. Производят впечатление замкнутого человека, вялого, апатичного. У них настроение вялое, подавленное. Чрезмерная раздражительность – достаточно высокая отходчивость, ипохондричность. Самооценка – заниженная. Плохое самочувствие, плохой аппетит. Делать все, чтобы повысить самооценку ребенку, давать посильные поручения, хвались за их выполнение. Можно использовать элементы лечебной педагогики – помогать в учебе, спрашивать его в начале урока, на тех уроках, которые стоят в начале учебного дня. Важно следить за режимом дня ребенка – полноценное питание, доводить лечение до конца в случае болезни.
Основные черты: чрезмерная впечатлительность (чувствительность, отзывчивость к действию любого вида раздражителей), комплекс неполноценности.
Возрастная динамика: в раннем детстве самооценка еще не сформировалась, чрезмерная чувствительность проявляется в обилии страхов. Дети-сензитивы боятся всего и производят впечатление робких, застенчивых, замкнутых, боятся контактов. Сензитив общается, но предпочитает общение с маленькими детьми. В школе у сензитива выражены страхи перед различными школьными ситуациями, скоплением сверстников. Их пугает необходимость выступать у доски. Они боятся контрольных, экзаменов. Даже если сензитив хорошо знает урок, отвечая на вопрос учителя, он говорит минимум, чтобы не выделиться. Сензитив боится быть в центре внимания других, т.к. не хочет быть объектом критики и насмешек.
Положительные качества: ответственность, добросовестность, чувство долга.
Положение в группе: часто сензитив является формальным лидером. Сензитивы не склонны мириться с собственными недостатками, они хотят их преодолевать. Это реакция гиперкомпенсации, сензитивы пытаются свой недостаток превратить в достоинство.
Работа склиентом: основное направление работы – повышение самооценки.
5. Психастенический тип. Это тревожно-мнительный тип. Основные черты: нерешительность, тревожность, склонность к самоанализу и рефлексии (объектом анализа являются мотивы), склонность к навязчивым действиям и ритуалам, педантизм, мнимая решительность. Особенности тревожности:
1. Тревожность психастеника имеет футурологическую направленность (психастеник боится событий, которые еще не произошли, т.е. опасностей, грозящих из будущего).
2. Тревожность сензитива коммуникативная.
3. Ипохондрическая тревога у астеника.
Природа характера: на ребенка накладывают очень большую ответственность, гиперопека.
Коррекция: формирование позитивной самооценки.
Возрастная динамика: в детстве ребенок старается привлечь внимание окружающих. До поступления в школу появляется склонность к фантазированию, которая носит украшательский характер, капризность. Наблюдается склонность командовать другими людьми, занимать лидерские позиции. В школе наблюдается неуживчивость истероида. Если объектом похвалы становятся другие ребята, то истероид относится к ним хуже, не хочет с ними общаться. У истероида всегда высокий уровень притязаний. Хочется многого, но не всегда получается достичь желаемого, поэтому истероид старается прилечь внимание другими способами, например, по манере одеваться (яркие и контрастные расцветки, необычный фасон).
Природа характера: часто это единственные или поздние дети в семье. Ребенок становится кумиром в семьи и воспитывается по этому типу. Ребенка хвалят за каждый шаг. Он является объектом поклонения в семье, привыкает к этому и такого же поклонения ждёт от других людей.
Коррекция: нужно способствовать тому, чтобы истероид мог удовлетвориться свою потребность быть в центре внимания. Нужно организовать такую деятельность, в которой он может проявить себя (театр, спорт). Нужно бороться с лживостью, показывая, что от этого истероид только проигрывает.
7. Шизоидный тип. Основные черты: замкнутость, эмоциональная холодность и сдержанность, нонконформизм и независимость (самостоятельность, независимость в оценках, мнениях, суждениях), неспособность к эмпатии и сопереживанию, богатый внутренний мир.
Интересы шизоидов носят интеллектуально-эстетический характер. Интересы глубокие и устойчивые. Внутренний мир шизоидов всегда закрыт от окружающих. Они редко делятся своими интересами даже с самыми близкими людьми.
Отношения: люди относятся к шизоидам, как к чудакам, т.к. не понимают их внутреннего мира, мотивов их поведения.
Возрастная динамика: шизоидный тип проявляется очень рано. Предвестниками шизоидного типа являются особенности поведения младенца. Ребенок слабо реагирует на раздражители. Уже у маленького ребенка ослаблены исходные физиологические потребности. У ребенка отсутствует чувство голода. Наблюдается слабость инстинктивной сферы. В раннем детстве у ребенка-шизоида бросается в глаза неравномерность физического и психического развития. Интеллектуальное развитие опережает физическое. Маленький шизоид избегает общения с другими, любит играть один. Предпочитает общаться со взрослыми. В дошкольном возрасте еще больше проявляется опережающее интеллектуальное развитие. Обычно быстро обучается чтению, счету. Чтение ребенку позволяет компенсировать недостаток общения. Чтение становится излюбленным занятие шизоида, но уже в этом возрасте чтение приобретает специфический характер: ребенок читает серьезную литературу, научные словари, энциклопедии. При поступлении в школу проблемы общения проявляются более серьезно. Ребенок старается держаться в стороне. Особенно ярко это бросается в глаза в подростковом возрасте. Отношение шизоида к общению неоднородно. В этом периоде намечается проявление 2 типов шизоидного характера: сензитивный шизоид (дети хотят вступать в контакт, но испытывают негативные переживания) и экспансивный шизоид (внешне более активное общение, все контакты носят поверхностный характер). Все эти черты усугубляются и более активно проявляются во взрослом возрасте.
Положение шизоида в группе: шизоид всегда находится на периферии группы. Он не включается в группу. Однако если им удается раскрыться, показать свою самостоятельность, интеллект, то это может вызвать уважение. У шизоида наблюдается сочетание податливости и упрямства. Покорность и подчинение наблюдается тогда, когда дело касается не принципиальных для него моментов. У шизоидов проявляется реакция гиперкомпенсации. Она направлена на преодоление физической слабости. Поэтому шизоид занимается индивидуальными видами спорта.
Природа шизоидного типа характера: Причины детского аутизма: наследственность, травмы головного мозга, перенесенные в детстве. Предпосылкой шизоидного типа является холодность родителей по отношению к ребенку.
Коррекция: ребенок не испытывает потребности в контактах. Коррекция имеет место только при сензитивном шизоидном типе. Можно помочь ему наладить контакты с другими людьми, пригласить его на тренинг. Нужно постараться изменить отношение к шизоиду в той группе, членом которой он является.
8. Конформный тип. Основные черты: конформизм – чрезмерная податливость групповому влиянию (конформист ведет себя как все, усваивает модели чужого поведения), безынициативность, несамостоятельность, консервативность (боязнь всего нового), низкая критичность. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Коррекция: влиять на конформиста можно через его группу.
9. Неустойчивый или безвольный тип. Основные черты: безволие (неразвитость волевых качеств проявляется в неспособности преодолевать сложные ситуации, а также в неспособности выполнять трудовые действия), доминирование мотива удовольствия в поведении (праздность, безделье, тяга к удовольствиям), чрезмерная активность. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем. Часто попадают в асоциальную среду. Причины: безнадзорность, задержки психич. развития, травмы гол мозга. Необх-ма жесткая дисциплина, контроль.
Возрастная динамика: чрезмерная активность проявляется уже в детстве. В школе дети не любят учебу, часто прогуливают уроки, у них отсутствует чувство долга и ответственности, они стараются избегать трудностей. Такой ребенок учится из-под палки.
Положение в группе: этот тип никогда не является лидером. Такой человек всегда идет на поводу у других, особенно лидера группы. Они всегда подчиняются другим членам группы, выполняют их поручения. Такие люди не задумываются о своем будущем.
Коррекция: основное направление – строгий контроль.
10 Эпилептоидный тип. Основные черты: аффективная вспыльчивость со склонностью к дисфориям, чрезмерный эгоизм, «аморальность поведения», напряженность инстинктивной сферы, инертность (вязкость, неподвижность, медлительность всей психической сферы). К проявлениям инертности относят медлительность, аккуратность, бережливость, педантизм. Дисфории – тоскливое, хмурое или озлобленное настроение. Уже маленький ребенок постоянно чем-то недоволен. Склонность к дисфории приводит к аффективным вспышкам. Источником таких вспышек может стать конфликтность, которая порождается чрезмерным властолюбием. Даже ребенок устанавливает правила игры, обнаруживая склонность к власти. В аффекте эпилептоид теряет контроль над собой и обнаруживает жестокость, элементы садизма в поведении. Ребенок любит мучить более слабых: кошек, малышей.
Возрастная динамика: Уже в раннем детстве ребенок в аффективном состоянии обнаруживает склонность к агрессии, как внешней, так и внутренней. Причиной такого поведения являются любые формы физического дискомфорта, например, невкусная еда; невыполнение желаний и требований. В младшем школьном возрасте главной причиной является ограничение свободы действия эпилептоида, подавление их инициативы. В школьном возрасте все, что ущемляет самолюбие, могут вызвать аффективные вспышки. Проявляются гиперсоциальные черты: аккуратность, бережливость, внимательность к внешнему виду.
Положение в коллективе: Коммуникативные качества эпилептоида: агрессивность, грубость, эгоистичность. Эпилептоид всегда использует других людей в качестве средств для достижения целей, он стремится к власти, враждебно относится к тем, кто противостоит его воле. Он всегда пытается отомстить обидчику. Эпилептоиды чрезмерно злопамятны и обидчивы. Эпилептоид себялюбивый, эгоистичный, властный, обидчивый, мелочный и придирчивый, недоверчивый и подозрительный, мстительный, деспотичный.
Коррекция: необходимо научить эпилептоида контролировать свои эмоции. 2 варианта эпилептоидного типа: эксплозивный эпилептоид и вязкий (гиперсоциальный) эпилептоид (утрированное стремление к справедливости и порядку).