что значит статус иностранного агента
Чем грозит подписчикам и журналистам «Дождя» его включение в реестр иноагентов
Телеканал «Дождь», вещающий в России с 2010 г., включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов. С 20 августа все материалы «Дождя» распространяются с соответствующей маркировкой, указывающей, что они изготовлены СМИ-иноагентом. Главный редактор телеканала Тихон Дзядко заявил «Интерфаксу», что узнал о включении СМИ в реестр из СМИ.
Минюст должен прислать документы в течение трех дней, но в них не будут указаны конкретные основания для признания «Дождя» иноагентом, только ссылка на соответствующую статью закона о СМИ, говорит юрист Галина Арапова. Уточнить основания можно будет только в случае обжалования решения ведомства – в судебном процессе, сказала она.
«Дождь» – это «первое российское СМИ без иностранных юрлиц под капотом, которое которое попало в этот реестр», – говорит Арапова. Основанием для этого решения стала ч. 7 ст. 6 закона о СМИ, считает юрист. Эта норма позволяет признавать СМИ-иноагентами тех, кто получает финансирование из-за рубежа, распространяя информацию от уже включенных в реестр СМИ-иноагентов (сейчас их всего 43, говорится на сайте Минюста).
Это первый случай, когда российское ООО включают в такой реестр, говорит один из авторов закона о СМИ, юрист Михаил Федотов. Причем, отметил Федотов, телеканал «Дождь» зарегистрирован в Роскомнадзоре в качестве российского СМИ: «А такой категории, как российское СМИ, выполняющее функции иностранного агента, в законе нет».
Как считает Арапова, в данном случае поводом для признания СМИ-иноагентом стала не «основная» работа самого канала. Минюст мог обратить внимание на монетизацию YouTube-канала «Дождя» или на поступившие из-за границы пожертвования, отмечает она.
Для самого телеканала «Дождь» статус иностранного агента влечет указание на производимых им материалах маркировки, утвержденной Роскомнадзором, что они выпущены иностранным агентом, объясняет юрист Павел Чиков. Также «Дождь» должен будет предоставлять ежеквартальную отчетность в Минюст и проводить ежегодный аудит.
На журналистов «Дождя» подобные требования о маркировке любых собственных сообщений сейчас не распространяются, говорит Чиков: «Они не должны указывать, в том числе в соцсетях, что работают в структуре, признанной иностранным агентом. Это же касается и подписчиков – для них последствий нет». Обязанность маркировки возлагается только на самого иностранного агента, говорит юрист.
На всех материалах, распространяемых ООО «Телеканал «Дождь», теперь нужно ставить маркировку, и за отступление от закона на ООО «Телеканал Дождь» могут наложить штраф, говорит Федотов. «Но ведь этот телеканал может выпускать и другое ООО», – отметил он. Для зрителей и подписчиков «Дождя» этот статус ничего значить не будет, подтверждает Федотов.
Возможны последствия для сотрудников, допускает Арапова. Если они продолжат получать деньги от «Дождя» и участвовать в изготовлении или распространении контента СМИ-иноагента, то их по решению Минюста можно включить в тот же в реестр. Потенциальными кандидатами на попадание в реестр являются не только журналисты, но и другие работники «Дождя», которые участвуют в создании материалов, к примеру, операторы, говорит Арапова.
Член президентского совета по правам человека Павел Гусев заявил «Ведомостям», что для него включение «Дождя» в реестр – «сверхнеожиданная новость». СПЧ обсуждает варианты действий, в том числе заявление в адрес руководства страны, чтобы «обратить на такие случаи внимание». «Я бы не сказал, что «Дождь» оппозиционный канал, – отметил Гусев. – Это информационный канал. И из того, что говорит ряд членов СПЧ, я могу сказать, что существовать с этим [статусом] достаточно сложно. Но для кого-то даже почетно».
Также 20 августа в реестр были включены журналисты проекта «Важные истории».
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Что значит статус иностранного агента
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
2. Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.
3. На основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
4. От обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, освобождаются:
1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;
2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
3) иные лица по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.
5. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
6. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Форма и порядок представления отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
7. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.
8. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
9. В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, физическое лицо вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. В течение 60 дней со дня получения указанного ходатайства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган принимает решение об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Кто такие иноагенты и за что можно получить такой статус?
Картотека / Фото: unsplash.com
Иноагенты – это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению одного государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Словосочетание «иностранный агент» стоит в одном ряду с понятиями «разведчик» и «шпион».
В России статус «иноагента» могут присвоить не только иностранцам, но и гражданам РФ. Достаточно заниматься политикой, используя зарубежную помощь, в том числе материальную. Если человек или организация, получающие такое финансирование, не заявят о своём статусе иноагента, это может привести к неприятным последствиям: серьёзному штрафу, а затем – при повторных нарушениях – к тюремному заключению сроком до пяти лет.
Вообще, понятие иностранного агента в российском законодательстве появилось в 2012 году и изначально относилось только к некоммерческим организациям, однако позднее расширилось до физических лиц и СМИ. В настоящий момент в России суммарно порядка 150 объединений, журналистов, средств массовой информации и организаций, признанных иностранными агентами. Всего в нашей стране существует четыре реестра, куда включают иноагентов.
Самым первым в России был создан реестр НКО-иноагентов. Он появился в 2014 году и в него Минюст включает организации, которые ведут «политическую деятельность» (к ней относятся не только участие в пикетах и организация митингов, но и проведение дискуссий, наблюдение за выборами и даже распространение в соцсетях оценок действующей власти).
Размеры и кратность материальной помощи значения не имеют, достаточно будет даже одного такого факта. Сейчас в реестре числится более 70 организаций. Спустя три года появился реестр СМИ-иноагентов. Его Минюст начал формировать после поправок в закон «О СМИ», выявляя «засланных казачков». В этот список включают за распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц. При этом обязательным условием является одновременная финансовая поддержка или получение «иного имущества» от иностранцев или иностранных государств и организаций. Если два этих условия соблюдены – это иноагент. Кроме того, статус могут присвоить, если такая помощь поступит от российских юрлиц, получающих деньги от указанных источников, пишет «Коммерсантъ».
Попасть в этот список могут не только редакции, но и журналисты и другие граждане. Так, 29 сентября впервые за время существования этого реестра он пополнился сразу 24 позициями, из них 22 физлица, сообщил Минюст.
В 2021 году создали третий и четвёртый реестры. Один – для незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Туда Минюст вносит объединения граждан, которые ведут «политическую деятельность» и финансируются из-за рубежа. При этом у них нет статуса НКО или СМИ, что не позволяло включить их в два других реестра.
Для физлиц, осуществляющих «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ» или «политическую деятельность» в интересах иностранного государства, а также получающих финансирование из-за рубежа, существует четвёртый реестр. Закон обязывает граждан самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, Минюст может включить человека в список принудительно.
Все они обязаны отчитываться о работе, прибыли и расходах, публиковать отчёты в интернете. Физлицам необходимо создать юрлицо и тоже держать отчёт перед государством о личных доходах и расходах.
Все публикации должны выходить с маркировкой, что их размещает иноагент. Сама плашка-предупреждение включает в себя 24 слова и для СМИ с таким статусом она должна присутствовать на всех публикациях, даже на страницах с рекламой. Кстати, издания, которые распространяют сообщения лиц, признанных СМИ-иноагентами, тоже обязаны сообщать об их статусе.
В итоге СМИ теряют рекламодателей, бюджет сокращается, а журналисты, чаще всего, решают уволиться. Ведь они тоже могут попасть в этот реестр. И тогда и им придётся отчитываться перед Минюстом.
Физлица все свои публикации (даже в соцсетях) тоже обязаны маркировать этим предупреждением.
Кроме того, иностранные агенты должны маркировать все свои обращения в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.
Также внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления.
Абсолютно для всех иноагентов за нарушение этих правил предусмотрены серьёзные штрафы, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.
Чтобы стать СМИ-иноагентом, необязательно работать в СМИ. Теоретически такой статус может получить, например, любой российский учёный, который ведёт научные исследования на зарубежные гранты и при этом даёт экспертные комментарии СМИ-иноагенту. Юристы указывают, что таким образом «агентами» могут стать десятки тысяч россиян, пишет «Коммерсантъ». Поэтому многие эксперты отказываются от сотрудничества с редакциями, которым уже присвоили статус «иноагент».
По идее читать и репостить публикации иноагентов, а также поддерживать их материально (о чём они сейчас все просят, чтобы выжить) не запрещается. Но нет никаких гарантий, что такую поддержку или упоминание не расценят как самостоятельную деятельность иноагента. То есть вам лично могут присвоить статус иностранного агента, если вы получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам.
Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.