что значит суббота для человека а не человек для субботы
Что означает фраза «Суббота для человека, а не человек для субботы»?
Читая Святое Евангелие, многие православные не сразу способны понять и правильно истолковать для себя описываемые там события. Некоторым даже, на первый взгляд, кажется, что есть эпизоды, в которых Господь «перегибает палку» в общении со старейшинами и фарисеями. Такие мысли, разумеется, посещают людей от того, что они еще малообразованы в православии, не знают основ его и не понимают подоплеки происходящих с Иисусом Христом вещей.
Евангелие для того и существует, чтобы читать его непрестанно, вникать в толкование и достигать просветления, понимания Божественной мудрости и глубины.
Евангелие от Марка, глава 10
В этой главе описывается спор Господа с фарисеями по поводу субботы. Дело в том, что согласно Ветхому Завету было установлено строгое правило, заключающееся в том, что 6 дней в неделю человек добывает хлеб насущный, а один день он должен полностью посвятить Богу. И иудеи самым тщательным образом придерживались этого правила. Были установлены даже 39 видов работ, которые запрещено выполнять в субботу. В этот перечень входили, среди прочего: сбор урожая, молотьба, жатва, веяние и изготовление муки. Делать это считалось смертным грехом.
И вот, в субботу Иисус Христос с учениками шли мимо полей, засеянных пшеницей, захотели есть. Тогда они стали рвать колосья и, очищая их от мякины, ели. Фактически, они собирали урожай, веяли его и готовили себе пищу.
Увидев это, фарисеи немедленно обвинили Иисуса и его последователей в этом грехе, объявив его преступником Закона. Но Господь ничуть не смутился, ведь он не мог совершить греха по своей сути, будучи безгрешным от рождения.
Он объяснил книжникам, что они плохо знают писание. Ведь там был описан подобный случай с Давидом, когда он спасался от смертельной опасности, то он ел хлебы предложения, которые могли употреблять в пищу только священники. Значит, прецедент уже был, и поэтому Закон допускает исключения для избранных. А кто, как не Он, Иисус Христос, является избранным? Мало того — Он имеет законное право давать подобные привилегии и тем людям, которые следуют за ним.
Суббота для человека
Подводя итог спору о колосьях, съеденных в субботу, Спаситель произносит фразу из Ветхого Завета, которую фарисеи предпочитали забыть: «Суббота для человека, а не человек для субботы».
Тем самым он дал понять, что человека Господь сотворил еще до того, как появились нормы и правила, предписывающие, как ему нужно жить. То есть, сначала человек, а потом – правила. Эти правила создавались для того, чтобы упорядочить общественные отношения, сделать их более совершенными. Но книжники и фарисеи использовали их, как рычаги влияния на людей, преувеличивая значение одних и тщательно скрывая другие. Ведь в то время люди были неграмотны, все знания и правила черпали лишь из уст книжников. Но Господь постоянно обличал их, обвиняя в лицемерии и обмане.
Главное – не свод правил, а любовь
Иисус не оставил тему субботы, а сделал обличение фарисеев полным. Он исцелил человека с сухой рукой, спросив перед этим у фарисеев – можно ли делать добро в субботу? Они молчали. И он совершил доброе дело, своей Божественной властью вернув подвижность руке больного человека.
То есть Господь напомнил о самом главном, самом существенном в нашей христианской вере – о том, что первично милосердие, любовь, прощение и служение людям. И только если эти качества имеются в достатке, то только тогда следует строго придерживаться всех установленных предписаний и правил. Но без любви и служения добру, все внешние признаки религиозности теряют смысл и даже становятся лицемерием. Только любовь имеет решающее значение во всех поступках верующего человека, а не буква закона или исполнение канонов.
Заключение
Слова Господа о том, что суббота — для человека, нельзя вырывать из контекста и давать волю своим страстям в тот день, который, на самом деле, мы должны посвящать Богу. Это совсем не означает, что в воскресенье (которое в Евангелии называется субботой) можно делать все, что хочется. Нет, это тот день, который мы должны отдать Богу, но отвлечь от этого могут дела милосердия, любви и служения людям. Только так стоит понимать слова Спасителя, только так Его заповеди зазвучат для нас во всей полноте и станут откровением – любить Бога и ближнего своего – вот наша вера и православный идеал.
Как сам Господь отдал себя на растерзание ради нас, так и мы должны хотя бы небольшую часть души и времени отдать во искупление грехов, привнося в мир добро, помощь нуждающимся и внимание к одиноким.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-я Великого поста
Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Мы видим, что вопросы, касающиеся пищи, занимают большое место в нападках фарисеев на Господа. Его обвиняют в том, что Он ест и пьет с грешниками, не побуждает Своих учеников к посту, а теперь требуют, чтобы Он запретил им срывать колосья, потому что день — субботний. Фарисеи — большие специалисты по толкованию иудейского Закона. По их разумению, то, что делают ученики, — сродни сбору урожая. А сбор урожая — один из тридцати девяти видов труда, которые запрещены в субботу. Следовательно, ученики совершают грех, и их Учитель — с ними, поскольку Он позволяет им это делать.
Господь вступает в сражение с фарисеями на их собственной территории. Они апеллируют к Писанию, пытаясь извлечь из него запрет срывать колосья в субботу. Но разве само Писание не показывает, что когда нужда и голод, можно ослабить некоторые обрядовые предписания? Закон существует, чтобы служить жизни, а не наоборот. Господь приводит эпизод из жизни Давида, который фарисеи должны знать. Давид бежал, спасаясь от смертельной опасности. Он вошел в дом Божий и просил пищи, но там не было ничего, кроме хлебов предложения. Речь идет о двенадцати хлебах, которые были на золотом престоле, поставленном перед Святое Святых. Этот хлеб был приношением Богу. Раз в неделю хлебы меняли, и после этого только священники могли съедать их (Лев. 24, 9). Но во время крайней нужды Давид взял этот хлеб и ел его.
Господь показывает, что само Писание освящает такую заботу о человеке. «Суббота, — говорит Он, — для человека, а не человек для субботы». Человек был сотворен прежде закона о почитании субботы. Не для того он был сотворен, чтобы быть рабом внешних предписаний, которые были созданы, чтобы сделать жизнь человека полней и лучше.
«И пришел Иисус опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его». Господь говорит человеку, имевшему иссохшую руку, стать посредине, чтобы все могли видеть его. И задает специалистам по Закону два вопроса. Первый — «должно ли в субботу добро делать или зло делать?» Естественно, они не могут не признать, что должно делать добро. А также, что Он предлагает сделать этому человеку добро. Они не могут отрицать, что делать зло — недопустимо. А также, что несомненным злом было бы оставить человека в его беде, когда есть возможность помочь ему. И Господь спрашивает еще: «должно ли в субботу душу — жизнь — спасти или погубить?» Его слово бьет в самую цель. Господь спасает жизнь человека, а они думают, как погубить Господа. В любом случае, помощь человеку лучше, чем участие в его убийстве. Неудивительно, что «они молчали». Им нечего сказать в ответ. Силою Своей Божественной власти Господь исцеляет человека.
Недостаточно для нас ходить в храм Божий, соблюдать посты, читать Священное Писание, молиться, участвовать в таинствах Церкви. Стараемся ли мы достигнуть через все это того, что один Христос может дать, — исцеления от глухоты и слепоты к страданиям мира, обретение духа жертвенности, без которого не может быть общения с Богом Живым. Христианская вера — это служение. Это любовь к Богу и к людям. Самое главное в ней — не верность внешним правилам, а то, ради чего эти правила существуют, — верность Христу, дающему нам вместо сердца каменного сердце плотяное, живое, способное немедленно отозваться на вопль человеческой нужды.
Ин, 52 зач., 15, 17—16, 2
Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Христос — воплощенная любовь. Возлюбив Своих учеников до конца, Он дает им заповедь о любви. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Он говорит так, будто хочет многое возложить на них в их служении, но называет только это одно: «Да любите друг друга».
Но в мире существует ненависть, которая есть печать антихриста, царства диавола, как любовь — печать Христова. Те, в ком эта ненависть, и есть мир, они — дети мира сего в отличие от детей Божиих. Мир — человеческое общество, организованное без Христа и против Христа. Его составляют иудеи и язычники, которые находят согласие в противостоянии Христу и Его служителям. Христос окружает Своих великой заботой, но им дается «жало в плоть» — гонение за Христа. Христос дает верующим в Него служение, исполненное многих трудов и скорбей, и утешение, все превосходящее, — заповедь о любви друг ко другу. Чем больше ненавидит нас мир, тем больше мы должны любить друг друга. Когда мы окружены со всех сторон врагами, мы должны держаться вместе.
Велика вражда мира по отношению к тем, кто Христовы. Мир ненавидит их. Те, кого Христос благословляет, мир проклинает их. Мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес. «Они будут гнать вас», — говорит Христос. Все, желающие жить благочестно о Христе Иисусе, будут гонимы. Господь посылает их как овец среди волков. Мир будет отвергать их, потому что они не принадлежат Ему. «Если бы вы были от мира, от его духа, мир любил бы вас как своих». Но они не принадлежат миру, потому что Христос избрал их от мира. По этой причине мир ненавидит их. Мир ненавидит их, потому что их жизнь — осуждение миру. Поистине небезопасно быть подлинно благочестивым, небезопасно открыто утверждать несравненно более высокие нормы жизни, чем те, которых придерживаются все. Мы помним слово преподобного Антония Великого, сказанное в IV веке: «Придет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Слово «агиос» — святой — переводится как «отличающийся от других». Христианин — это тот, кто имеет мужество не быть как все, когда это «все» означает практический атеизм и даже сатанизм.
Мир будет ненавидеть христиан также потому, что они принадлежат Христу. «За имя Мое», — говорит Господь. Под каким бы предлогом ни совершалось гонение на Церковь, в основании его — ненависть ко Христу, к тем, кто носит имя Его в этом мире. «Но если вы страдаете за имя Его, — говорит апостол Петр, — то вы блаженны» (1Петр. 4, 14). И апостол Павел: «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Если мир так возненавидел Христа, можем ли мы ожидать, что какие-либо наши добрые дела или заслуги перед миром упасут нас от его злобы? «Помните слово, которое Я сказал вам, — говорит Господь, — раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Как в начале Христова служения немного было тех, кто принял Его проповедь, так в конце пути Церкви немного будет тех, кто примет ее.
В Священном Писании «мир» — это всегда то, чего христианин должен отвергнуться. И не может быть у него больших оснований для этого, чем то, что мир возненавидел Христа. И Господь говорит, что усугубляет вину тех, кто возненавидел Его. «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха». Но теперь они не имеют извинения в своем грехе. Чем больше знает человек, чем больше ему дано, тем большая ответственность ложится на него. Христос обнажил грех. Он показал, что это путь смерти. И Своей Крестной любовью Он явил, что есть прощение греха и жизнь вечная. Но они возненавидели Его напрасно. Разве может что сравниться с таким грехом?
Мир ненавидит учеников Христовых, потому что, говорит Христос, «они не знают Пославшего Меня». Мир не узнает Бога, даже объединив все существующие духовности в одно, если он не узнает Бога во Христе.
Во Христе Иисусе мир ненавидит Бога. «Ненавидящий Меня ненавидит Отца». Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Неужели не сожжет их огонь стыда или ужас перед тем, что неминуемо последует за таким отступничеством? Говоря о великом противостоянии мира Его благовестию, Христос показывает, какая сила свидетельства Духа Святого и апостольской Церкви будет присутствовать в мире. Нам открывается здесь тайна Пресвятой Троицы. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой — не только Утешитель, но Свидетель о Христе. Он — Дух истины, в Нем — полнота истины о Христе, и невозможно никакое человеческое свидетельство о Кресте и Воскресении без внутреннего Божественного просвещения, которое и будет дано Церкви в день Пятидесятницы. «Дух Святой будет свидетельствовать и вы будете свидетельствовать», — говорит Христос апостолам. Может ли быть большее утешение и большая слава для них, может ли быть большая сила, чем присутствие Самого Бога в их противостоянии ненависти и презрению мира?
Потому да не будет ни для кого из учеников Христовых Крест Его камнем преткновения и камнем соблазна — искушением повернуть назад. Мы не должны никогда ничего ожидать от мира. Среди неизбежных гонений, ожидающих нас в мире, лежащем во зле, самое великое испытание придет, когда «всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Не так ли было с самими христоубийцами? Дело диавола может, как показывает история, совершаться во имя Божие. Это не уменьшает греха гонителей, но безмерно усиливает страдания гонимых верных, умирающих в глазах мира врагами Божиими. Так было, когда иудеи распинали Христа, так будет во времена «человека беззакония», которого Христос, явившись во славе, убьет дыханием уст Своих. Христос предложил Своим ученикам и доныне предлагает всем слушающим Его не путь облегчения их жизни, но путь славы.
Толкование на От Марка 2:27
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Марка 2:27 / Мк 2:27
Свщисп. Василий Кинешемский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.
Источник: Беседы на Евангелие от Марка.
Григорий (Лебедев)
И сказал (Господь) им (ученикам): суббота для человека
Не ставьте человеческих обычаев выше Божиих требований. Человеческий обычай зовет в сторону от храма, к семейной и домашней жизни, он идет вразрез с Божиим законом. Откиньте его деспотизм… Пусть обычай подчинится человеку ради Бога, а не господствует над человеком, отдаляя его от Христа.
Источник: Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Максим Исповедник (580−662)
Ст. 27−28 Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы
Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится [здесь] началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого — более божественного. А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому Суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, Суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 2:27
Свщисп. Василий Кинешемский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.
Беседы на Евангелие от Марка.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
И сказал (Господь) им (ученикам): суббота для человека
Не ставьте человеческих обычаев выше Божиих требований. Человеческий обычай зовет в сторону от храма, к семейной и домашней жизни, он идет вразрез с Божиим законом. Откиньте его деспотизм… Пусть обычай подчинится человеку ради Бога, а не господствует над человеком, отдаляя его от Христа.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Прп. Максим Исповедник
Ст. 27-28 Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы
Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится [здесь] началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого — более божественного. А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому Суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, Суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы.
Главы о богословии.
Блж. Феофилакт Болгарский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Лопухин А.П.
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Суббота для человека, а не человек для субботы
Сегодня мы разберем очень важные слова Иисуса Христа, где Господь говорит, что суббота дана для человека, а не человек для субботы. Нам, как народу Библии, следует ответить на вопрос, по какой причине и кому адресованы эти слова?
Дорогие друзья, слава нашему Господу за прекрасную возможность вновь приветствовать вас из студии конец времени на программе субботняя интернет кафедра! Сегодня мы разберем очень важные слова, которые сказал Сам Господь Иисус Христос. А для этого откроем Евангелие от Марка, где Господь говорит: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Марка 2:27,28)». Нам, как народу Библии следует ответить на вопрос, по какой причине и кому адресованы эти слова? Сначала мы обозначим общий библейский контекст, чтобы нам понять суть этих слов, которые сказал Господь народу завета. «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? (Марка 2:23,24)».
Но что отвечает Иисус Христос книжникам и фарисеям, которые создали проблемы в отношении празднования субботнего дня? Они ограничили этот праздник собственными преданиями. У них были собственные установления. Даже читая книгу Деяния Святых Апостолов, мы видим, что у них есть такое понятие, как субботний путь. То есть саддукеи, книжники и фарисеи изобрели ограничения, чтобы человек в субботу был ограничен в передвижении. Поэтому Иисус Христос приходит и корректирует истину о субботе. В Евангелие фарисеи и книжники постоянно выдвигали претензии к Иисусу, говоря, что в субботу то, что делает Иисус, делать не позволено. Поэтому Иисус говорит им: не человек для субботы, а суббота для человека. И чтобы нам с вами не впадать в крайность, давайте определим истинное значение этих слов. На что ссылается Иисус Христос, когда сказал эти слова.
«Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? (Марка 2:25,26)». Другими словами история Давида поставлена нам в пример. Мы должны посмотреть, как Давид праздновал субботу, раз Сам Господь Иисус Христос использует историю Давида как пример, что можно делать в субботу, а чего делать не должно. В книге Деяний Святых Апостолов мы читаем, что Сам Господь говорит о Давиде. «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния13:22)».
Все последующие цари, которые описываются нам в книге Царств, сравниваются с верным Давидом, который исполнит все хотения Бога. «И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его (3Царств 11:6)». Читая историю царей, мы находим, что все цари сравниваются с верным Давидом. Поэтому возникает вопрос. Когда Давид был, гоним Саулом и его одержимой администрацией, как он продавал субботний день в это время? А для этого откроем первую книгу Царств, чтобы нам вместе с вами на основании вернейшего пророческого слова ответить на вопрос, что означают слова, что суббота для человека, а не человек для субботы? И так смотрим, что делал Давид, когда его гнала одержимая администрация Саула во главе с самим одержимым царём Саулом.
«И сказал Давид Анхусу: если я приобрел благоволение в глазах твоих, то пусть дано будет мне место в одном из малых городов, и я буду жить там; для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? Тогда дал ему Анхус Секелаг, посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне (1Царств 27:5,6)». Далее обозначено время, сколько времени прожил Давид в Секелаге. «Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца (1Царств 27:7)». Нам, как народу Библии, следует ответить на вопрос, а как Давид праздновал субботу, когда он был в изгнании и жил один год и четыре месяца у филистимлян в городе Секелаге. Для этого нужно открыть 118 псалом, где Давид говорит.
«Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю (Псалтирь 118:161-166)». Давайте отметим то, что Давид уповает на спасение Господне, а не на спасение человеческое. А также Давид говорит: и заповеди Твои исполняю. То есть и заповеди, которые Господь написал Своей рукой. Значит, Давид в Секелаге праздновал субботу независимо от местонахождения. Иисус Христос указывает на эту историю, говоря, посмотрите на историю Давида, почему вы предъявляете претензии Моим ученикам, которые по вашим доктринам, якобы не чтут субботу. Но эти ограничения сделали люди, а не Бог.
Иисус сказал, что можно в субботу делать то, что делали апостолы и что делал Давид. Давид не был привязан к церковной лавке, как сегодня это наблюдается в протестантских деноминациях. Давид прославлял Бога на всяком месте. Если вас гонят в одном месте, идите в другое. Но это не говорит о том, что в другом месте мы не можем прославлять Господа. Поэтому история Давида поставлена нам в пример и служит утешением для тех, кого изгнан сегодня из религиозных деноминаций за настоящую истину. Нас же не выгнали дорогие друзья за грех прелюбодеяния, за воровство, за нарушение заповедей или какой-либо другой грех? Мы предъявили претензии религиозным руководителям. Они за это нас возненавидели, подобно тому, как одержимый царь Саул возненавидел Давида за правду и изгнал его. Но Давид праздновал день субботний в Секелаге у филистимлян. Он жил отдельно и прославлял Господа в день субботний по заповеди.
Давид говорит, что я заповеди Твои люблю, в то время как князья безвинно гонят меня. Поэтому история Давида должна лечь в основу веры тех людей, которые изгнаны одержимой администрацией отступившего протестантизма из своих религиозных деноминаций. Мы не привязаны к тому или иному месту. Мы прославляем Господа на всяком месте. Но есть конкретный библейский принцип, в духе и в истине. Мы прославляем Бога в Святом Духе, опираясь на настоящую истину. Меня всегда мучает один и тот же вопрос. Я спрашиваю Господа и самого себя. Если бы сегодня был бы жив хотя бы один библейский пророк, в какой бы деноминации он сегодня праздновал субботу? Праздновал ли он субботу вместе с корпорацией адвентистов седьмого дня, которые прикрываются названием церковь. Но они не являются церковью. Прочитаете официальные документы.
Они являются религиозной корпорацией адвентистов седьмого дня, но при этом прикрываются церковью. Когда люди начинают понимать и задавать вопросы, они подобно одержимому царю Саулу и его отступившей администрации, попытались избавиться от голоса правды, который провозглашался в их уши через Давида, который был, гоним за правду. Поэтому Господь Иисус Христос, используя эту историю, желает подкрепить веру тех, кто изгнан за правду. Мы же не изгнаны с вами из этих деноминаций за грех. Нас выгнали за правду. Нас изгнали за библейскую истину, понося нас как еретиков, отступников и возмутителей спокойствия. Но давайте посмотрим, что говорит наш Господь в утешение каждого из нас. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Матфея 11:28-30)».
Давайте подчеркнём ключевое выражение: «и найдете покой душам вашим». О каком покое говорит наш Господь и спаситель Иисус Христос? Евреи искали покоя. Но нашли ли они покой в храме, который построил Соломон? Павел предупреждает: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, о котором сказал Иисус, не оказался кто из вас опоздавшим (Послание к Евреям 4:1-3)». Далее Павел призывает: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность (Послание к Евреям 4:9-11)». Для народа Божьего, для народа завета, который заключил завет с Господом благодаря пролитой крови Иисуса Христа, а не заместительных жертв, которые указывают на Иисуса Христа, для этого народа завета еще остается субботство.
Если читать буквально, остается празднование субботы. Израильский народ, который отринул Иисуса Христа не вошел в покой Его. Но народ нового завета, подобно царю Давиду, нашел покой в слове Божьем. Давид, который был гоним одержимой администрацией Саула, нашел покой не в Иерусалиме, а нашёл покой в Секелаге. Он говорит, когда гонят меня князья безвинно, но при этом я соблюдаю заповеди Твои. Давид соблюдал все заповеди на чужбине. Он не был привязан к месту поклонения. Его история поставлена нам сегодня в пример, всем страждущим и всем обремененным. Только в Иисусе покой. Мы можем праздновать субботу на всяком месте, где двое и трое, там Иисус. Мы говорили на предыдущей встрече в отношении четвертой заповеди, что суббота священное собрание. Поэтому где собрались двое и трое во имя Иисуса, Бог воспринимает нас как священное собрание, на условии, если у нас есть святое чтение.
Это не собрание по интересам, дорогие друзья. Это не клуб по интересам. Это священное собрание, чтобы читать святое слово Божье. «Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность (Евреям 4:10,11)». И так дорогие друзья, можем ли мы сегодня на основании Священного Писания ответить честно на вопрос без спекуляций, определяет ли новый завет сегодня народу место для празднования субботы? Давайте посмотрим, к чему призывает Павел христиан, которые вышли из иудаизма. До этого момента они были привязаны к храму, который находился в Иерусалиме. Сегодня этого храма нет. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (Евреям 12:22)». Павел говорит, что мы приступили к небесному Иерусалиму.
Выражение «гора Сион», напоминает нам откровение, где 144 тысячи стоят с Агнцем на горе Сионе. Мы можем приступить к этому собору. Мы приступили не к религиозным организациям, в том числе и к не религиозной организации адвентистов седьмого дня. Бог призывает нас сегодня приступить верою к небесному Иерусалиму, который находится на небесах. Здесь мы читаем очень важные слова. «К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евреям 12:23)». Давайте внимательно, сравним эти слова с книгой Откровение, где 144 тысячи названы первенцами, искупленными от земли. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр.14:1)».
«Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Откр.14:4)». Вновь вернемся в послание к Евреям, чтобы сравнить выше изложенный текст с книгой Откровение. «К торжествующему собору и церкви первенцев (Евреям 12:23)». Я хотел бы отметить дорогие друзья. Не к церкви адвентистов седьмого дня мы приступили, а к церкви первенцев написанных на небесах. Не в церковных книгах, а на небесах. «И к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евреям 12:23)». Это еще раз говорит о том, что книга Откровения, которая описывает нам сто сорок четыре тысячи, никак не может указывать нам на религиозную организацию адвентистов седьмого дня. По словам апостола Павла, мы приступили к торжествующему собору, к церкви первенцев.
Мы можем сегодня приступить к этим первенцам и усилить голос трёхангельской вести. Способствовать продвижению трёхангельской вести. Мы можем приступить сегодня к этому торжествующему собору и к духам праведников, которые, по словам апостола Павла, достигли совершенства. Эти люди достигли совершенства, чтобы исполнилось пророчество, которое представлено нашему вниманию в книге Откровение при пятой печати, где души праведников вопиют к Богу. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11)».
В послании к Евреям Павел описывая героев веры объясняет что означают эти слова, пока и сотрудники ваши как и вы дополнят число. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евреям 11:38-40)». Хотелось бы отметить, что все герои веры умерли не получив обещанного. И Павел отвечает на вопрос, почему? Потому что Бог желает, чтобы они не без нас достигли совершенства. Поэтому при пятой печати, людям, которые достигли совершенства, им Господь сказал: подождите еще малое время пока и ваши братья и сотрудники ваши, как и вы, дополнят число. Хотелось бы отметить дорогие друзья, что ни один пророк, ни один герой веры, не был привязан к иерусалимскому храму, чтобы чтить день субботний.
Все пророки были гонимы. Но мы увидели, что Давид и все остальные пророки прославляли Господа с разных мест в духе и в истине. Смотрим, что говорит Павел в пользу такого вывода. Пожалуйста. «Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евреям 11:16)». Конечно, у нас, как у народа Библии, возникает вопрос. Хорошо, все пророки были гонимы за истину и прославляли Бога в духе и в истине с разных мест на чужбине, но, тем не менее, есть же Моисей, который построил скинию и дал заповедь о субботе, как быть с ним? Давайте откроем историю, которая записана в книге Исход, где израильский народ поклонялся золотому тельцу. Что сделал Моисей после того, когда народ отступил от настоящей истины?
«Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана (Исход 33:7)». Будем запоминать ключевые моменты. Моисей поставил скинию вне стана. И что делает народ, который ищет настоящую истину? «И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию (Исход 33:8)». Заметьте, пока он не входил в скинию. Каждый человек вставал у входа в свой шатер и наблюдал за Моисеем до тех пор, пока он не входил в скинию. Каждый поклонялся со своего места. Мы живем, когда отступивший протестантизм Америки отступил от настоящей истины. Нас раньше призывали что мы должны поклоняться Богу с того или другого места определенного грешными людьми.
Но читая Священное Писание, мы видим, что эти организации, подобно древнему Израилю, отступили от истины. Поэтому Бог сегодня забрал святилище. У Него святилище на небесах и каждый, как и во время Моисея, может поклоняться Богу, наблюдая за Агнцем из своего дома. Более того, если быть честным и говорить по-христиански, не приспосабливаясь к той или иной деноминации, я скажу с уверенностью, что религиозная организация адвентистов седьмого дня изменила своей доктрине о субботе. Я повторю, своей, а не библейской доктрине о субботе. У них своя доктрина, которая предписывает, чтобы каждый член этой организации в день субботний находился на том месте, которое изберет эта организация. Но если бы два года назад мы задали вопрос руководителям этой организации, могут ли они себе представить, что через два года они будут собираться по субботам в квартирах?
Они, конечно, сказали бы нет. Суббота должна быть праздноваться только на лавке церкви адвентистов седьмого дня. Вне церкви нет спасения. Вне церкви вы не можете праздновать субботу. Вы становитесь нарушителями субботы. Но Бог допустил стечения обстоятельств. Пандемия. И адвентисты седьмого дня, которые кричали во весь мир, что суббота должна продаваться только в корпорации адвентистов седьмого дня, сегодня сами сидят по домам. Разве это не должно напрягать нас как думающий народ. Может ли пандемия повлиять на четвертую заповедь? У адвентистов оказывается, может. Поэтому мы, как народ, узнавший настоящую истину, вышедший из этой корпорации прославляя Бога в духе и в истине, мы не грешим, когда празднуем субботу в том или ином месте.
Мы верою приступаем к собору святых первенцев имена, которых написаны не в церковных книгах религиозной организации адвентистов седьмого дня, а в небесных книгах и следуем за Агнцем, Который призывает всех выйти из этих корпораций и взойти на гору Сион. Пусть добрый Господь благословит нас, чтобы мы думали о настоящей истине! Чтобы настоящая истина была для нас связующим звеном с нашим Творцом, Который имеет небесный храм! И все кто преступает верою в этот храм, Бок рассматривает таковых как собрание святых, которые следуют за Агнцем. Библия не привязывает нас к тому или иному месту. Вы сами подумайте о героях веры и о всех пророках, которые были гонимы за настоящую истину. Они праздновали субботу по Библии на всяком месте, где желали прославить Бога и Бог благословлял всех этих людей. Мы находим историю Моисея.
Когда Израиль был послушен Богу, тогда суббота праздновалась и центром поклонения была скиния. Когда же они сделали себе ложного Бога золотого быка, Моисей забирает скинию и выносит её за стан. И все кто жаждал настоящей истины, не поклонялись в скинии, но они наблюдали за Моисеем и поклонялись Богу каждый из своего шатра. В заключении просто напомню. Сегодня по причине преступления и беззакония мы не имеем земного храма. Мы имеем храм на небе, в котором находится Иисус Христос как великий первосвященник и 144 тысячи следуют за Агнцем. Они не привязаны к земному месту поклонения. Потому что они следуют за Агнцем, Который находится в небесном святилище и идет закрывать дверь благодати. 144 тысячи предупреждают отступивший протестантизм, который подобно древнему Израилю поклоняются золотому тельцу.
Только современный протестантизм поклоняется зверю и его образу. Они подобно времен Моисея говорят: мы не знаем, что произошло с Иисусом, он уже очень долгое время подобно Моисею не сходит с горы. Но 144 тысячи верою следуют за Агнцем, понимая, что Иисус Христос, Который долго не сходит с горы, идет закрывать двери благодати. Слава нашему Господу за искупленный народ и за Его истину, которая делает нас свободными от религиозных организаций! Пусть добрый и любящий Господь благословит Своих детей, которые изгнаны из всех религиозных деноминаций за настоящую истину! А Ему слава и сегодня и в день вечный! Аминь