что значит суверенный фонд
Суверенные фонды: понятие и признаки
Курочкин Сергей Владимирович, выпускник кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, магистр права.
В настоящей статье автор ставит перед собой задачу на основе анализа международного и российского опыта правового регулирования и саморегулирования выявить признаки суверенных фондов, на основе которых сформулировать определение понятия «суверенный фонд».
Ключевые слова: суверенный фонд, инвестиционная деятельность, государственные инвестиции, фонд национального благосостояния, Российский фонд прямых инвестиций.
Sovereign Funds: Notion and Attributes
Kurochkin Sergey, Graduate of the Department of Entrepreneurial Law of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University (MSU), Master of Law.
The author sets in this article a task to reveal the sovereign fund attributes based on the analysis of the international and Russian experience of legal regulation and self-regulation, and word a definition of the «sovereign fund» notion based on these attributes.
Key words: sovereign fund, investment activity, state investments, sovereign welfare fund, the Russian Direct Investment Fund.
The 2016 Preqin Sovereign Wealth Fund Review. URL: https://www.preqin.com/docs/samples/The-2016-Preqin-Sovereign-Wealth-Fund-Review-Sample-Pages.pdf; SWFI Sovereign Wealth Funds Ranking; www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings (дата обращения: 17.03.2017).
В научной литературе существуют споры в отношении используемого термина («суверенный фонд благосостояния», «суверенный фонд», «суверенный инвестиционный фонд», «фонд благосостояния» и др.). В рамках данной работы используется наиболее устоявшийся в научной литературе и официальных актах Правительства РФ, Банка России, Счетной палаты РФ термин «суверенный фонд». Кроме того, высказываются различные точки зрения в отношении определения понятия «суверенные фонды». В таблице ниже приведены лишь некоторые подходы к определению данного понятия.
Министерство финансов США
International Financial Services London
Существует 5 видов государственных инвестиционных механизмов:
Коллектив авторов из Гарвардской школы Кеннеди
4 группы суверенных инвесторов:
(1) суверенные фонды;
(2) центральные банки;
(3) публичные пенсионные резервные фонды;
(4) суверенные фонды развития, банки развития и агентства развития.
Критерии: основной источник капитала, основные функции, типичные инвестиционные модели
Международный валютный фонд
Фонды делятся на стабилизационные фонды, фонды сбережений для будущих поколений, корпорации по инвестированию резервов, фонды развития и фонды условных пенсионных резервов
Sovereign Wealth Fund Institute
Исходя из функций выделяются 5 групп суверенных инвесторов:
Sovereign Wealth Funds: Generally Accepted Principles and Practices. URL: http://www.ifswf.org/sites/default/files/santiagoprinciples_0_0.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
The Brave New World of Sovereign Wealth Fund // Wharton Leadership Center. 2010. P. 2. URL: http://d1c25a6gwz7q5e.cloudfront.net/papers/download/052810_Lauder_Sovereign_Wealth_Fund_report_2010.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
владение: суверенные фонды принадлежат государству в лице правительства или иных государственных органов;
инвестиции: инвестиционные стратегии включают в себя инвестиции в зарубежные финансовые активы и исключают те фонды, которые инвестируют исключительно в национальные активы;
Global Financial Stability Report: Grappling with Crisis Legacies. Washington: International Monetary Fund, 2011. P. 94.
Sovereign Wealth Fund Institute, What Is a Sovereign Wealth Fund? November 16, 2009. URL: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund/ (дата обращения: 16.03.2017).
Отсутствие универсального определения суверенного фонда порождает трудности в правовой квалификации природы создаваемых государствами и уже функционирующих институтов. Разумеется, различие в системах законодательства государств, обладающих суверенными фондами, а также практика функционирования таких фондов усложняют выработку единого подхода. Тем не менее необходимость в создании международной системы правового регулирования, предупреждающего возможность злоупотребления со стороны суверенных фондов, но одновременно и не позволяющего их дискриминировать, требует предпринять попытки вывести универсальное юридическое определение данного понятия.
Сущность института суверенных фондов проявляется через его публично-правовую природу и инвестиционный характер деятельности. Именно названное сочетание определяет особенности правового статуса суверенных фондов, которые могут быть раскрыты через следующие признаки.
URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2017).
Agaciro Development Fund. Santiago Principles Self-Assessment Report. URL: http://www.ifswf.org/assessment/rwanda (дата обращения: 15.03.2017).
Korea Investment Corporation Act, Adopted on March 24, 2005 (Act No. 7393). URL: http://www.kic.go.kr/en/04/01/01.jsp (дата обращения: 08.03.2017).
Вторым признаком, характерным для суверенных фондов, является их создание и последующее инвестирование их средств в целях решения задач публичного характера, притом что суверенные фонды не являются благотворительными организациями и стремятся к получению прибыли. В качестве основной цели суверенного фонда можно выделить сохранение и приумножение его активов, так как, только увеличивая свою ресурсную базу, суверенный фонд сможет реализовать возложенные на него государством задачи по финансированию общественно значимых проектов. В этой связи стоит отметить, что большинство инвестиций, осуществляемых суверенными фондами, в том числе и бюджетного характера, по своей правовой природе больше соответствуют деятельности классических инвестиционных фондов, однако в дальнейшем средства суверенного фонда могут (и должны) быть использованы для решения стоящих перед ним задач (например, финансирования дефицита бюджета).
Кудряшов В.В. Указ. соч. С. 44.
В качестве четвертого признака суверенного фонда можно выделить отсутствие «прямых» обязательств, тесно взаимосвязанных с источником финансирования фонда. Данный признак позволяет проводить разграничение с некоторыми смежными финансовыми институтами, например с государственными пенсионными фондами или фондами социального обеспечения. Основное отличие заключается в следующем: в рамках пенсионных фондов и фондов социального обеспечения существуют «прямые обязательства» перед гражданами, которые являются формальными или фактическими бенефициарами таких фондов. Обязательства же суверенных фондов не могут быть в достаточной степени конкретизированы, поэтому их следует считать «непрямыми».
Помимо перечисленных признаков суверенных фондов, при идентификации суверенного фонда важно также выявлять некоторые дополнительные признаки, присущие не всем суверенным фондам, но позволяющие наиболее точно описать статус конкретного фонда. Речь идет о таких признаках, как специфическая инвестиционная политика, в том числе наличие этической политики инвестирования, специфический состав активов, специфические источники финансирования, ограничения в отношении географии инвестирования, особая схема корпоративного управления, повышенные требования к прозрачности и раскрытию информации.
Суверенный фонд
Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.
Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.
Были попытки разделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.
Содержание
Термин
Термин sovereign wealth fund был впервые использован в 2005 году Andrew Rozanov в статье ‘Who holds the wealth of nations?’ в Central Banking journal. [2] В первоначальной версии термин использовался для описания сдвига от традиционного управления резервами к управлению суверенным благосостоянием, а уж затем стал широко применяться для обозначения покупательной способности мировой бюрократии.
Опасения
Существует несколько причин почему рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание.
Крупнейшие суверенные фонды
* Включает нефтяной стабилизационный фонд России
** Наилучшая оценка
Что такое Фонд национального благосостояния
Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги
Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.
Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.
В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.
Что вы узнаете
Что такое ФНБ
Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.
Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.
Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».
Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.
В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.
ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.
Для чего нужен ФНБ
ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.
Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.
В какой валюте формируется ФНБ
Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.
Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.
Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.
В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.
По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.
Бюджет фонда
Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.
Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.
Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.
Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.
До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».
С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.
На что хотят потратить сверхдоходы
В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.
Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».
Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ
На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.
Что будет, если «распечатать» ФНБ
Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.
Критика ФНБ
9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.
Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.
Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.
Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ
Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.
79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.
Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.
Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.
Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.
Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.
Сравнение с норвежским суверенным фондом
Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.
Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.
2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Суверенные фонды в Российской Федерации: происхождение, формирование и управление
Бюджет и другие фонды
В самом широком смысле следует говорить о фондах публичных ресурсов государства, в числе которых можно выделить материальные фонды и фонды с денежным содержанием (схема 1).
Ст. 6 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», упоминаются в ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ст. 6, 9 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
См., например, Закон Республики Бурятия от 26 сентября 2001 г. N 824-II «Об исполнении бюджета республиканского государственного внебюджетного фонда жилищного строительства Республики Бурятия «Жилинвест» за 2000 год».
См.: Закон Республики Бурятия от 27 сентября 2001 г. N 820-II «Об исполнении бюджета внебюджетного территориального дорожного фонда Республики Бурятия за 2000 год».
Закон Республики Ингушетия от 1 мая 1997 года N 4-РЗ «О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия» (утратил силу).
Закон Читинской области от 5 октября 1995 г. N 21-ЗЧО «О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области» (утратил силу); Закон Магаданской области от 8 апреля 2000 года N 118-ОЗ «О внебюджетном фонде социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны» (утратил силу).
Например, согласно Закону Республики Ингушетия «О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия» государственными внебюджетными фондами Республики Ингушетия являются не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые органами государственной власти.
С 2001 года перечисленные целевые бюджетные фонды были ликвидированы. Однако, уже с 2002 года появились вновь. Их отличие от существующих ранее состоит в направленности не на развитие отдельных направлений и отраслей народного хозяйства, а на регулирование межбюджетных отношений.
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации».
Ст. 179.4 БК РФ.
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 года N 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве».
Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Суверенные фонды и их классификация
A. Rozanov. Who Holds the Wealth of Nations. Central Banking Journal. 2005. Vol. 15. N 4. URL: http://www.docstoc.com/docs/8086792/Who-Holds-The-Wealth.
Дораев М.Г. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов (правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2012. N 1. URL: http://www.academia.edu/2141535/_Sovereign_Wealth_Funds_as_Participants_of_International_Capital_Market_Legal_lssues.
Золотарева А.Б., Дробышевский С.М., Синельников С.Г., Кадочников П.А. Перспективы создания Резервного фонда в Российской Федерации // Институт экономики переходного периода. 2001. N 27.
Sovereign Wealth Funds Generally Accepted Principles and Practices («Santiago Principles») // International Working Group of Sovereign Wealth Funds (IWG), 2008, October. URL: http://www.iwg-swf.org/pubs/eng/santiagoprinciples.pdf.
What is SWF? // Sovereign Wealth Fund Institute. URL: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund/.
M. Gould. Managing Manna from Below: Sovereign Wealth Funds and Extractive Industries in the Pacific // Economic Roundup Issue 1. Australian Government, The Treasury (2010). URL: http://archive.treasury.gov.au/documents/1783/HTML/docshell.asp?URL=05_SWFs_in_the_Pacific.htm.
Виды суверенных фондов
По основным целям деятельности выделяют следующие суверенные фонды:
Суверенные фонды также рассматриваются как субъекты международных инвестиционных отношений. С этой точки зрения особое значение представляет проблема защищенности инвестиций суверенных фондов как ключевого условия их функционирования.
С точки зрения правового основания деятельности суверенных фондов можно выделить суверенные фонды:
По организационно-правовой форме суверенные фонды могут быть:
Система управления суверенными фондами
Приняв за основополагающий признак субъект управления и степень его независимости от государственной власти, действующие системы управления можно поделить на три типа (схема 3).
Классификация систем управления суверенными фондами
Botswana’s Management of the Pula Fund Observance of the Santiago Principles. URL: http://www.bankofbotswana.bw/assets/uploaded/botswana-pula-fund-santiago-principles-2.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan. Management. URL: http://www.oilfund.az/en_US/about_found/idareetme/uemumi-melumat-2.asp (дата обращения: 01.02.2016).
State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan. Executive Director. URL: http://www.oilfund.az/en_US/about_found/idareetme/icraci-direktor.asp (дата обращения: 01.02.2016).
Government Pension Fund Global. Management Mandate. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/fin/statens-pensjonsfond/formelt-grunnlag/gpfg_mandate_30.nov.2015_published.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
Ministry of Finance. Sovereign Wealth Funds. URL: http://www.hacienda.cl/english/sovereign-wealth-funds/about-the-funds.html (дата обращения: 01.02.2016).
Treasury Board and Finance. A History of the Heritage Fund. URL: http://www.finance.alberta.ca/business/ahstf/history.html (дата обращения: 02.02.2016).
Statement of Investment Policy and Goals. Alberta Heritage Savings Trust Fund. 2011. P. 6. URL: http://www._finance.alberta.ca/business/ahstf/heritage-fund-statement-investment-policy-and-goals.pdf. (дата обращения: 02.02.2016).
Statement of Investment Policy and Goals. Alberta Heritage Savings Trust Fund. 2011. P. 6. URL: http://www.finance.alberta.ca/business/ahstf/heritage-fund-statement-investment-policy-and-goals.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
Alberta Investment Management Corporation. Board of directors. URL: http://www.aimco.alberta.ca/Who-We-Are/Board-of-Directors (дата обращения: 16.03.2016).
National Pensions Reserve Fund. URL: http://www.nprf.ie/home.html (дата обращения: 02.02.2016).
National Treasury Management Agency. URL: http://www.ntma.ie/about-the-ntma/ (дата обращения: 02.02.2016).
National Treasury Management Agency. Agency members. URL: http://www.ntma.ie/about-the-ntma/governance/agency-members/ (дата обращения: 02.02.2016).
Второй тип системы управления отличается от первого опосредованным влиянием государства, которое заключается в наличии специально созданных органов.
Australia’s Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Board of Guardians. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/board_member_profiles (дата обращения: 01.02.2016).
Australia’s Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Management Agency. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/future_fund_management_agency2 (дата обращения: 01.02.2016).
Australia’s Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. The Future Fund Board of Guardians URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/board_member_profiles (дата обращения: 01.02.2016).
Australia’s Sovereign Wealth Fund. The Future Fund. Governance. URL: http://www.futurefund.gov.au/about_the_future_fund/governance (дата обращения: 01.02.2016).
The Future Fond Act 2006. Part 5. URL: https://www.comlaw.gov.au/Details/C2015C00560/Htm1/Text#_Toc_434411506 (дата обращения: 01.02.2016).
The New Zealand Superannuation Fund. Governance. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/nz-super-fund-explained/governance (дата обращения: 02.02.2016).
Guardians of New Zealand Superannuation: Governance and management of the New Zealand Superannuation Fund. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/sites/default/files/documents-sys/OAG%20report%20on%20Guardians%20of%20New%20Zealand%20Superannuation%20Fund%2029%20May%202008.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
The New Zealand Superannuation Fund. Board. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/nz-super-fund-explained-governance/board (дата обращения: 02.02.2016).
Guardians of New Zealand Superannuation Board Charter. URL: https://www.nzsuperfund.co.nz/sites/default/files/documents-sys/Board%20Charter.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
Kuwait Investment Authority. Governance structure. URL: http://www.kia.gov.kw/en/Pages/orgStruct.aspx (дата обращения: 02.02.2016).
Kuwait Investment Authority. Principles. URL: http://www.kia.gov.kw/en/ABOUTKIA/Pages/Principles.aspx (дата обращения: 02.02.2016).
The Libyan Investment Authority. Lia Governance. URL: http://www.lia.com.mt/en/lia-governance/ (дата обращения: 02.02.2016).
The Qatar Investment Authority. Board of directors. URL: http://www.qia.qa/AboutUs/Pages/Our-Governance._aspx (дата обращения: 03.02.2016).
The Abu Dhabi Investment Authority. Governance. URL: http://www.adia.ae/En/Governance/Board_Of_Directors.aspx (дата обращения: 04.02.2016).
Для третьего типа систем управления характерно полное делегирование управленческой функции профессиональному менеджеру.
Folketrygdfondet. About us. URL: http://www.folketrygdfondet.no/about-us/category390.html (дата обращения: 03.02.2016).
Folketrygdfondet. Formal framework. URL: http://www.folketrygdfondet.no/formal-framework/category396.html (дата обращения: 03.02.2016).
Management Mandate for the Government Pension Fund Norway. URL: http://www.folketrygdfondet.no/getfile.php/Dokumenter/Engelske%20dokumenter/Management%20mandate%20for%20the%20Government%20Pension%20Fund%20Norwav%202011.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
Folketrygdfondet. Board. URL: http://www.folketrygdfondet.no/board/category392.html (дата обращения: 03.02.2016).
The Alaska Permanent Fund Corporation. Board of trustees. URL: http://www.apfc.org/home/Content/aboutAPFC/board.cfm (дата обращения: 04.02.2016).
Temasek. URL: http://www.temasek.com.sg/abouttemasek/faqs (дата обращения: 03.02.2016).
Temasek charter. URL: http://www.temasek.com.sg/abouttemasek/corporateprofile/charter_context (дата обращения: 03.02.2016).
The Government of Singapore Investment Corporation. Corporate Governance URL: http://www.gic.com.sg/about-gic/corporate-governance (дата обращения: 03.02.2016).
Korea Investment Corporation. Investment philosophy and policy. URL: http://www.kic.go.kr/en/ki/ki010000.jsp (дата обращения: 02.02.2016).
Korea Investment Corporation. Overview. URL: http://www.kic.kr/en/in/in010000.jsp (дата обращения: 02.02.2016).
Korea Investment Corporation. Corporate governance. URL: http://www.kic.go.kr/en/in/in030100.jsp (дата обращения: 02.02.2016).
В Российской Федерации управление суверенными фондами полностью сосредоточено в руках государства. Бюджетный кодекс допускает доверительное управление, но на сегодняшний день данная возможность не реализуется. Так что действующую в нашей стране систему управления можно отнести к первому типу.
Суверенные фонды Российской Федерации
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30989/.
Федеральный закон от 23 декабря 2004 года N 184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации».
Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. N 2. С. 13.
Глава 13.2 БК РФ «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».
Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.
Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если его накопленный объем средств не достигает его нормативной величины (7% от ВВП).
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в определенные виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов, австралийских долларах, канадских долларах, швейцарских франках и иенах) (схема 4).
Ст. 96.11 БК РФ, Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 года N 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».
Источники формирования суверенных фондов РФ
Фонд национального благосостояния
Согласно Бюджетному кодексу РФ