что значит святая четыредесятница

Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Часто спрашивают: Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятницаОтвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Потому что Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории

Страстная седмица 2018

Богослужения Страстной седмицы

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Святая Четыредесятница

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопиим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди)
ВВЕДЕНИЕ

ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления.

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней.

О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.

О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.

Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

С глубокой древности был определен и самый образ хранения поста Святой Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа дня (по нынешнему счету до третьего часа пополудни). Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи, воздерживаясь от мяса и вина, а также сыра и яиц, даже в субботние и воскресные дни. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем церковном Уставе (см. Типикон, гл. 32 «От правил святых апостол и святых отец о Святей Велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особенно строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в дни первой и Страстной седмиц. В Чистый понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В прочие седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи один раз в день – вечером (сухоядение). В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем, и только два раза в день. И только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную седмицу и не на Вербное воскресенье, разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Святую Четыредесятницу запрещено VI Вселенским Собором (правило 56) на основании Апостольского предания.

Нарушающих пост Святой Четыредесятницы Церковь строго осуждает. Лаодикийский Собор (50 правило) определил: «Аще епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирской человек не постится, да отлучится». В книге церковных правил Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу или в среду и в пяток, лета два да не причастится» (Малый Требник, правило 85).

ПОНЯТИЕ О ТРИОДИ ПОСТНОЙ

Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель, начиная с первой подготовительной недели о Мытаре и фарисее и до Великой Субботы, составляющие период в 70 дней, заключены в книге, называемой «Триодью Постной».

Богослужебная книга «Триодь» (греч. «Триодион», т. е. трипеснец) получила свое название «от большого числа заключенных в ней трипеснцев», как объясняет составитель Синаксарей Постной Триоди, церковный писатель XIV века патриарх Константинопольский Никифор Каллист (см. Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее).

Распространение и употребление Триоди, как указывает Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее, обязано святому Косме Маиумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Пятка, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделях Великого Поста.

В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много стихир и канонов собственного произведения и, таким образом, образовалась Триодь – богослужебная книга, заключающая в себе около ста шестидесяти служб больших и малых, начинающихся от Недели о Мытаре и фарисее и оканчивающихся Великой Субботой. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными святителем Никифором Каллистом.

Святой Иоанн Златоуст – Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй».

Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне.

Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне.

Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3.

Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах».

Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне.

Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2.

Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне.

Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне.

Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Святая Четыредесятница: что это в православии, и как ее проводить

В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятница

Что такое Святая Четыредесятница

В третьем веке появились первые упоминания о Четыредесятнице.

Происхождение выражения

Само слово говорит за себя, оно состоит из слов: «четыре» и «десять». Это значит, что период состоит из сорока дней. Он восходит своими корнями к земной жизни Христа. Спаситель провел в строжайшем посте именно сорок дней в пустыне. В честь этого события и был создан самый главный пост у христиан. Он имеется у католиков и православных.

Значение понятия

История Появления Великого поста

В третьем веке был обычай принимать Таинство Крещение на Пасху. Перед ним оглашенные постились сорок дней по примеру поста Спасителя в пустыне. В знак солидарности с ними держали пост и остальные христиане. Также число «сорок» могло происходить и от количества часов, которые провел Спаситель во гробе.

На Востоке

На Западе

В Католической Церкви количество дней установилось не сразу. Сначала пост составлял 36 дней, позже ради числа «сорок» были добавлены еще четыре дня. Насчет воздержания в пище на Западе были не такие строгие правила, как в православии. Нельзя было вкушать только мясо, но позже ввелись запреты и на молочные продукты.

У католиков всегда существовал обычай вкушать пишу в пост только после вечерней службы. А поскольку это было не всем под силу, они стали служить ее раньше, после полудня. Позже было разрешено есть и по утрам. До наших дней на Западе сохранился такой режим питания в пост — одна обильная трапеза и две небольших.

Насчет строгости воздержания — у католиков пост более щадящий, чем у православных. В прошлом веке Папа официально издал указ — строго поститься только два дня (в Великую Пятницу и Пепельную Среду).

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятница

Как проводить Великую Четыредесятницу

Всем понятно, что это — время особого покаяния, осознания своих грехов, желания и попытки исправления своей жизни. Поэтому в такие дни надо отложить всякие развлечения, которые рассеивают ум.

Надо по возможности чаще ходить в храмы в этот период, читать духовные книги. Обязательно надо хотя бы раз поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Воздержание в пище способствует успокоению плоти, которая нередко мешает духовному восхождению. Ведь именно обилие жирной пищи и излишний покой расслабляют душу.

Однако, воздержание в пище не является самоцелью. Главное в посте — все же молитва и духовный рост.

Дата и сроки

Святая Четыредесятница состоит из пяти недель и пяти дней.

Великий пост каждый год имеет одинаковое количество дней и включает в себя:

Каждая неделя носит название по порядковому номеру (Первая седмица, Вторая седмица и т. д.). Каждый год пост начинается в разные дни, это зависит от того, в какой день празднуется Пасха. Как известно, празднование Пасхи связано с весенним полнолунием, а оно в каждый год приходится на новый день.

Этот пост может начаться в период с 15 февраля по 21 марта. В будущем году, например, он начнется 11 марта.

Подготовка к событию

К главному посту Церковь начинает подготавливать своих чад задолго, словно заботливая мать.

Подготовка состоит из трех недель:

Воскресенье последней недели (Масленицы) называется «прощеным», потому что в этот день все просят прощения друг от друга. На вечерней службе храмы облачаются в черный цвет, служится Чин прощения. Все — от настоятеля до прихожан — встают на колени и просят друг у друга прощения. Этот благочестивый обычай пришел из монашества — древние иноки уходили в затвор на весь период Великого поста и перед этим прощались со всеми.

Важно вступить в период поста, примирившись и попросив прощения у всех, особенно у тех, с кем мы были в ссоре.

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятница

Питание во время поста

Необходимо воздерживаться от скоромной пищи. Делается это для того, чтобы усмирить плоть, очистить душу и поднять дух. Все это имеет цель — с помощью молитвы приближение к Богу. Ведь непросто молиться и мыслить о духовном, если тело пресыщено пищей.

Что можно есть

Этот пост считается самым строгим, ведь он служит приготовлением к самому главному православному празднику — Пасхе. Возникает справедливый вопрос: что же можно есть в этот период?

Послабление поста допускается только по воскресеньям, субботам и праздникам. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сыроядение. В остальные дни можно есть вареную пищу без масла. На Первой и Страстной неделе устав предписывает вкушать только хлеб с водой. На праздник Благовещения и Вербное воскресенье разрешается рыба. В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. В первый день поста и Страстную пятницу обычно вообще ничего не едят.

Такой строгий устав рекомендуется только здоровым взрослым христианам. Больным же людям, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым разрешается послабление. Строгость воздержания все индивидуальна, поэтому надо обязательно советоваться с духовником.

В пост разрешается пища растительного происхождения, а именно:

Что нельзя есть

Людям с некоторыми хроническими заболеваниями разрешаются молочные продукты, но мясо обычно не благословляется даже тяжело больным, за исключением редких случаев.

В этот период нельзя есть пищу животного происхождения, а именно:

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятница

Особенности Богослужения

Каждая неделя этого периода индивидуальна, носит свое название и имеет свои особенности в богослужениях. Великопостные службы отличаются красотой и неповторимостью. Весь период читается особая молитва с тремя великими (земными поклонами), которая называется «молитва Ефрема Сирина».

В этот период бывает особая служба — Литургия Преждеосвященных Даров. На ней причащают уже заготовленными заранее Святыми Таинами. Поэтому на этой службе нет евхаристического канона, а вместо Херувимской песни поют песнопение «Ныне Силы Небесные с нами».

Особенности каждой недели:

что значит святая четыредесятница. Смотреть фото что значит святая четыредесятница. Смотреть картинку что значит святая четыредесятница. Картинка про что значит святая четыредесятница. Фото что значит святая четыредесятница

Значение Святой Четыредесятницы

Надо понимать, что воздержание в пище — не самоцель, главное: очистить душу с помощью покаяния, избавиться от страстей, приблизиться к Богу и подготовиться к Празднику Праздников — Пасхе.

Важно не переборщить с ограничением в пище, чтобы не ослабить свое здоровье. Мы должны убивать не свою плоть, а страсти.

Поэтому не надо доводить себя до истощения, поститься следует разумно, в соответствии со своими физическими силами и состоянием здоровья. Как сказал один подвижник: «Тело наше как осел, не докормишь, не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится».

А для определения своей личной меры воздержания надо посоветоваться со священником.

Видео

Этот видеоролик поможет лучше понять суть поста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *