что значит святой доброты
Что означает выражение святая доброта?
Вероятно имеется ввиду уровень доброты.
А точнее доброта, не обремененная выгодой, например.
Альтруистическая доброта, если хотите.
В моем понимании термин «святая доброта» нужно толковать как ничем не «замаранное» проявление доброты.
«Горе побеждённым» означает, собственно, что после поражения в войне рассчитывать на какую-то счастливую участь и успех, как минимум, опрометчиво. Если в результате вы хотя бы останетесь живы, то и это можно считать замечательным итогом.
Данное выражение актуально, конечно, не только при войне в собственном смысле, но и при любой серьёзной неудаче, необходимости уступить более сильному оппоненту.
Обычно так говорят про тех, кто
Любой из этих пунктов ведет к провалу всего предприятия и может вызвать данную (довольно обидную) пословицу. Потому что никто не хочет применять к себе образ дурака с разбитым лбом, который переусердствовал в снискании благодати Божией и во время молитвы разбил лоб об пол, совершая поклон во время молитвы.
Так говорят о легкодоступных женщинах. О тех, кого легко склонить к сексу, и даже ничего особенного взамен обещать не надо (а иногда они ещё и сами приплатить могут, если мужчина в их вкусе).
Это унижающее и оскорбляющее высказывание, так говорят о женщине, если её не уважают и не хотят с ней считаться, сводят её к функционированию сексуальных органов.
Вода в реке течет, поэтому второй раз это будет уже другая река. Одно и то же событие не повторяется дважды. Даже если в том же самом месте собрать тех же самых людей, то они уже будут старше, у них будут другие взгляды.
В основе этого специфического интернетовского сленга популярный мем «Кот с лампой». Эта картинка выглядит примерно так:
Время появления мема точно установить практически невозможно. Как и сказать, где он появился впервые. Предположительно, это произошло на развлекательном ресурсе ЯплакалЪ, где некто неизвестный запостил фото милого котика, восседающего рядом с торшером, а другой некто, наделенный живым воображением, дополнил фото фразой «Настало время ох@уительных историй».
В таком виде картинка разлетелась по другим развлекательным сайтам типа Пикабу и Лурка и вскоре стала весьма популярной.
Появление этого мема в посте обычно означает, что в нём будут изложены разнообразные истории и байки, большинство из которых — явная выдумка или нелепость. Картинка Кота с лампой в ответ на рассказанную историю подразумевает нечто вроде «Не верю, прекрати врать».
Видимо связь «лампа — история» возникла по ассоциации с добрыми советскими мультиками, где эта сцена (уютная лампа, полумрак, рассказчик, повествующий о чём-то необычном и увлекательном) время от времени возникала. Например, в «Докторе Айболите» истории в свете лампы рассказывал попугай:
Ну, а почему попугая (или иного рассказчика) заменил кот — объяснять не надо. Достаточно вспомнить популярность котиков в Интернете.
Так что котоламповая история — это заведомая небылица, байка, нечто неправдоподобное и выдуманное (но стоит отметить — выдуманное красиво и творчески).
Что означает выражение «святой доброты»
Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила… » написано в 1891 году.
Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.
Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Я ничего не пойму.
Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Для А. А. Фета осень – пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.
Человечество спасет доброта, покаяние и любовь
Многие годы вблизи столицы Афона Кареи в келье Святого Христодула подвизается известный Афонский старец Гавриил (Карейский), за советами к которому съезжаются паломники со всего мира. Со старцем побеседовал главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко).
– Отец Гавриил, что бы вы пожелали православным людям в России?
– Заботиться о своей семье, о своих детях и потомках. Желаю, чтобы вы не ссорились с вашими женами, чтобы всегда был мир в доме. Когда женщины нервничают, надо вспомнить Черчилля. Одна женщина как-то сказала ему: «Если бы вы были моим мужем, то я бы вас отравила». А он ей ответил: «Если бы вы были моей женой, то ради вас я выпил бы этот яд».
Я желаю, чтобы вы попали в рай; чтобы у вас была возможность побывать с Авраамом, с Иовом. Но чтобы получить благословление от Бога, вы должны в правильных интервалах исповедоваться, постоянно ходить в церковь, молиться и соблюдать посты, каждый день хотя бы немного читать Священное Писание, совершать благотворительные дела людям, которые в этом нуждаются. Когда нас положат в гроб, у нас уже не будет возможности ни что-нибудь хорошее сделать, ни молиться. На саванах нет карманов – и после жизни человек теряет все, помимо того, что он раздаст. Богатство и бедность находятся не в наших домах, а в наших сердцах. То, что принадлежит только тебе, – не твое. У безрукого нет рук, но его руки намного ценнее, чем руки жадного. Хочешь стать богатым – раздавай. Хочешь умереть от голода – закрой свои глаза и уши от человеческой боли. Радость тем глазам, которые плачут от боли другого, потому что эти глаза увидят рай. Радость тем устам, которые говорят слова утешения, потому что эти уста будут петь вместе с Ангелами. Радость тому дому, который открывает двери мимо идущему, потому что эта дверь открывается Божией Матери и Иисусу Христу.
Один святой сказал, что в самые трудные времена человечество спасет доброта, покаяние и любовь. Доброта открывает ворота в рай, покаяние ведет в рай, а любовь раскрывает самого Бога. Нас спасет наша доброта. Если кто-то хвастается, если у него нет любви, если он осуждает грешного, если не прощает своему врагу – Бог не принимает его покаяния и не слушает его молитвы. Святые нам советуют: жертвуйте, чтобы вам жертвовали, прощайте, чтобы вас прощали, не осуждайте, чтобы вас не осуждали. Мы стираем грехи исповедованием, молитвой, когда прощаем своих врагов, когда терпим искушения, совершаем добрые дела, когда осуждаем себя. Если мы себя оправдываем, то Бог нас за это осудит.
Чтобы немного развеселить, расскажу один анекдот. Русский офицер, коммунист и безбожник, выступал с докладом, в котором доказывал, что Бога нет. Обращаясь к аудитории, он спросил:
– Вы видите этот карандаш?
– Видим.
– Значит, он существует.
– Книгу видите?
– Видим.
– Значит, она существует.
– Бога видите?
– Нет.
– Значит, Бога нет.
Тогда один из слушателей попросил слова.
– Вы видите офицера? – спросил он людей, сидящих в зале.
– Сапоги видите?
– Видим.
– Его фуражку?
– Видим.
– А его мозги?
– Нет.
– Значит, он без мозгов.
Я желаю, чтобы все мы попали в рай и Господь записал наши имена в вечную жизнь.
– Батюшка, могут ли сегодня современные родители воспитать своих детей в святости?
– Могут. Своим примером, настоящим христианским поведением, тем, что они постоянно молятся, постятся, жертвуют. Тогда дети берут с родителей пример и сами становятся настоящими христианами. Детям нужны не советы, а примеры. Уши детей не слушают советы, зато их глаза открыты примерам. Тот, кто только советует, – строит одной рукой, а тот, кто дает и хорошие советы, и примеры, – строит обеими руками. Тот же, кто дает хороший совет, но плохой пример, – одной рукой строит, а другой разрушает то, что построил.
Один родитель обратился к педагогам всех уровней – от простых учителей до преподавателей университетов. Мы доверяем вам самое ценное, – сказал он, – наших детей, а главное, что мы передаем детям, – это наш пример, а не то, что мы знаем.
Когда наши дети видят наше плохое поведение – ссоры с супругой, например, они перестанут нас уважать и отвернутся от нас, когда станут взрослыми.
– Отец Гавриил, в чем, на ваш взгляд, заключается разница между иноческой жизнью и мирской жизнью христианина?
– Монахам ничто не поможет, если в монастыре есть компьютер и телевизор, – сатана вас разнесет через эти средства. Есть такая притча. Пришел сатана в один монастырь, постучался, и ему ответил детский голос. «Ну, раз ты здесь, – сказал сатана, – значит, я не нужен».
– Как одержать победу над самим собой, над своими грехами?
– Есть три варианта. Первый – пойти к гробу Ленина и попросить его вылечить от своих слабостей. Второй – найти супермаркет, в котором продается килограмм терпения, килограмм любви, килограмм смирения, килограмм прощения. А третий вариант – соединиться с Богом – источником любви. А как с Ним соединиться? Только через молитву, через любовь, доброту, жертвование. Только тогда от Него будет нам благословение.
– На Афоне много монахов, которые молятся за людей всего мира. Каково значение Афона для человечества?
– В России жил старец Парфений, которому явилась Божия Матерь. Он спросил у нее: «Какова роль схимонаха?» Она объяснила, что он должен молиться и просить за все человечество. Мы никогда не спасем сами себя. Мы будем спасены другими за наше отношение к ним. Один старец закрылся в келье и никого к себе не допускал. Однажды он увидел сон: его топтала медведица, но его духовные чада прогнали эту медведицу и спасли его.
Если нужно перечислить 1000 пунктов руководства «Как попасть в рай», то батюшкой уже 500 собраны за его терпение со столькими монахами, другие 500 можно собрать его молитвами, жертвами.
Есть притча. Умер один дедушка и пришел к воротам рая. Святой Петр ему говорит: «Чтобы сюда попасть, надо собрать 1000 баллов».
– Я был хорошим священником.
– За это два балла. Что еще хорошего сделал?
– Катехизис прихожанам читал.
– Тоже один балл.
– Проповедовал Слово Божие.
– Один балл. А что еще?
Старик разочаровался, расстроился: «Где же мне собрать 1000 баллов, если он за все по одному–два балла начисляет?» И говорит: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, не попадаю я в рай. Где мне взять 1000 баллов?» И тут святой Петр отвечает: «Вот за эту молитву ты набираешь 996 баллов плюс эти 4 – проходи».
Умер один аскет, пришел к дверям рая, стучится. Его спрашивают: «Кто там? Он отвечает: «Я, аскет». Двери рая остались закрытыми. Аскет разочаровался, вернулся в свою пещеру, начал там перечислять свои подвиги и понял, почему двери рая остались закрытыми. Пошел снова стучаться, его опять спрашивают: «Кто там?» Он не сказал «это я». Он ответил: «Это ты, Господи, мои шаги направляешь». И тогда открылись двери рая.
что озночает : святой доброты?
Важное лицо указывает,что Башмачкин обратился к нему»не по форме»,жестоко распекает несчастного Акакия Акакиевича,желая произвести впечатление на своего приятеля.Башмачкин в ужасе уезжает домой,у него начинается сильная горячка и бред,он умирает.Лишь через четыре дня после похорон,в департаменте замечают отсутствие Акакия Акакиевича.Никто не скорбел и не горевал о бедном Башмачкине.
Ответ:
Лірика великого російського поета А. С. Пушкіна різноманітна по своїй тематиці й проблематиці, але мені найбільше подобається любовна лірика
Для Пушкіна любов – одне з найдужчих людських почуттів і самий природний прояв людських відносин» Любов, як і поезія, опановує всією суттю людини, і всі його внутрішні сили приходять вдвижение.
Не випадково в Пушкіна любов і поезія – рідні сестри. Все це доносить до нас вірш, присвячений Ганні Петрівні Керн «Я пам’ятаю дивовижне мгновенье…» Так, цей вірш знають всі, про нього стільки сказано й написано, що багато хто вже просто читають його як якусь давно відому й «банальну» істину. Але саме в цій простоті й банальності вся сила цього вірша, сила всіх почуттів і переживань, зображених внем.
Цей вірш був написаний в 1825 році в період Михайлівська посилання поета. Михайлівський період становить новий і найважливіший етап в ідейно – художньому розвитку поета. Саме в цю пору у весь свій богатирський ріст розгортається колосальна творча міць Пушкіна
Саме тут написані й зароджуються великі полотна поета. І тому такий простий вірш є на тлі різноманіття добутків як би невидимим і неяскравим. Але це тільки на перший погляд. Воно саме концентрує в собі самого Пушкіна і його почуття. Адже в цей час поет живе в «ув’язненні»: немає особистого спілкування із друзями, однодумцями. І тому будь – яка зустріч із людиною з «тої» життя приносить багато спогадів, переживань, щастя й горя одночасно.
У вірші «ДО***» Пушкін прагне намалювати зроблений образ жіночої краси. Всі, про що поет пише у своєму невеликому добутку, він переживає сам. Спочатку – несподівана зустріч із юною прекрасною дівчиною, потім – розлука з нею, роки в ув’язненні, прожиті без усього прекрасного, і от знову довгоочікувана зустріч, зустріч із любов’ю, хоча й уже минулої, котра тільки навіває прекрасний спогад і невідомо, що обіцяє в сьогоденні:
И серце б’ється в упоеньи,
И для нього воскресли знову
И божество, і вдохновенье,
И життя, і сльози, і любов
У вірші Пушкіна тема зачарування красою сполучилася з іншими темами роздуму про життя, про радість творчості, про почуття повноти буття
Мені дуже подобається цей вірш. Воно стає короткої духовної й, звичайно, опоетизованою біографією А. С. Пушкіна. Вірш виконаний великої сили, щирості й чистоти почуття. Воно носить глибоко особистий характер, тут переважає лірична стихія: плавний хід думок і переживань ліричного героя – автора (тому що вони тут зливаються в одне «я»), взаємодія суб’єктивного й об’єктивного зображення з перевагою, звичайно ж, першого початку
Что такое «плоды Святого Духа» и как их получить?
В православной литературе часто можно встретить выражение «плоды Святого Духа». Такими плодами называют, например, любовь, радость, милосердие и даже саму веру. Но при чем здесь Дух и Его плоды? Разве все это не личные свойства отдельного человека, которые он сам в себе развивает? И вообще — Кто такой Святой Дух? Разбираемся в «Слайдах» «Фомы».
Кто такой Святой Дух?
Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. Библия говорит о едином Боге и резко отвергает представление, будто бы богов много. Однако та же Библия дает нам основания утверждать, что Бог триедин: един по существу и троичен в Лицах. Священное Писание ясно говорит об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге и о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает апостолов крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).
В чем роль Святого Духа?
В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16—17). Святой Дух вечно пребывает с Церковью, которую основал Христос. Как и обещал Спаситель, Он наставляет нас на всякую истину (Ин 16:13). И производит в христианах то, что называется «плодами Святого Духа». Эти плоды перечисляются в Послании святого апостола Павла к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Итак, Дух Святой наставляет нас в истине и дает дары, помогающие нам жить в этом мире по-христиански.
Но разве эти дары — не черты характера самого человека?
Конечно. Но действие Святого Духа как раз и проявляется в перемене характера. Как сказал о своем обращении ко Христу святой князь Владимир — Креститель Руси: «Я был зверь, а стал человек». Святой Дух меняет наши желания, предпочтения и привычки, просвещает наш разум и дает воле правильные ориентиры, так что мы начинаем проявлять эти плоды в своей жизни. Святой Дух входит и действует в нас через нашу веру во Христа, которая проявляется в молитве (как личной, так и общецерковной), в нашем участии в таинствах Церкви, в жизни по заповедям Божиим.
То есть Святой Дух воздействует на нас помимо нашей воли? Разве это не манипуляция сознанием, пусть и во благо?
Нет, Святой Дух как раз никогда не действует насильно (в отличие от духов не святых). Он ждет нашего свободного решения: захотим ли мы измениться или нет? Захотим ли перестать грешить — или нам комфортнее оставаться такими, какие мы есть? Читая утренние и вечерние молитвы, верующие ежедневно обращаются к Господу Духу Святому с такой просьбой: «Прииди и вселися в ны (по-церковнославянски „в нас“. — Прим. ред.), и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Если Он увидит, что мы не лукавим и действительно приглашаем Его войти в нас и очистить нашу душу, то непременно воспользуется приглашением. Но насильно делать ничего не станет.
Для чего нам плоды Святого Духа? Чтобы вести себя хорошо с точки зрения Бога?
Вести себя хорошо тоже очень важно. Но цель, с которой Дух Святой подает нам Свои плоды, выходит далеко за рамки хорошего поведения. Бог хочет сделать нас не просто хорошими, а святыми — вечными, бессмертными, бесконечно прекрасными существами, в которых струится Его жизнь и отражается Его благость. Святой Дух постепенно меняет нас изнутри, и Его цель — превратить нас в святых.
Что такое любовь, которую дает Святой Дух? Это восторг, какие-то необычные переживания?
Обычно мы часто называем словом «любовь» чувство, переживание, например влюбленность. Но в Библии речь идет скорее не об эмоциях, а об определенном расположении воли человека, когда он признает уникальную ценность своего ближнего и ищет ему блага. Это тем более так, когда о любви говорится как об одном из плодов Святого Духа.
Что значит искать блага для ближнего?
Высшее благо для любого человека, с точки зрения христианина, — это его, человека, спасение. А спасение — это вхождение в соприкосновение с Богом, достижение такого состояния, когда Дух Святой живет в человеке и освящает человека. Поэтому искать для кого-то блага — значит делать все для того, чтобы этот человек узнал Бога и полюбил Его. Вести себя с этим человеком по-Божьи — кротко, милосердно, заботливо, забывая все обиды. И не скрывать той самой радости, которую дарит Святой Дух нам самим.
А радость во Святом Духе — это всегда быть «на позитиве»?
Не совсем так. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4) — пишет апостол Павел, причем пишет он это, находясь в тюрьме в ожидании мученической смерти. Его не вгоняют в отчаяние лишения, побои, угроза лютой смерти. Почему? Он знает, что делает важное и спасительное дело — проповедует Евангелие. Он знает, что, когда его земной путь завершится, он окажется на небесах, в непредставимом блаженстве. И осознание правильности, спасительности избранного пути наполняет его радостью. Как говорил сам Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле. — Прим. ред.] (Флп 1:23). Мы обретаем такую радость, когда решаемся служить Господу. Она прорастает в нас постепенно, вместе с уверенностью в вечной жизни.
Что это за мир, который дает Святой Дух? Я вроде и так не воюю ни с кем.
Для нас слово «мир» чаще всего означает отсутствие войны. Но библейское слово «шалом», которое у нас переводится как «мир», имеет гораздо более глубокое значение: это правильные, должные отношения между людьми и Богом, людьми между собой, людьми и природой. Поссорившиеся родственники могут не воевать, а просто держаться друг от друга подальше. Между ними нет войны, но нет и «шалома», любви. «Шалом» появится, когда они помирятся и сядут все вместе за одним праздничным столом.
И как семейные дрязги связаны с верой в Бога?
Подлинный мир мы обретаем благодаря вере во Христа: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Мы в мире с Богом; пребывая в Его Церкви, мы приняты в Его доме; приступая к Евхаристии, мы питаемся за Его столом. Сознание того, что мы прощены и приняты, наполняет христиан миром — и способностью быть миротворцами в отношении других людей.
Что такое долготерпение? Это пассивность, когда ты ни на что не реагируешь?
Вовсе нет. Во-первых, это способность переносить что-то неприятное: болезни, лишения, обиды — и не ломаться, не срываться в озлобленность или отчаяние. Во-вторых, способность прилагать усилия, которые не приносят немедленного результата, награды. Долготерпение нужно и во многих мирских делах — когда вы учите иностранный язык или проходите длинный курс лечения. Но оно особенно важно в духовной жизни, когда вы молитесь, читаете Библию и участвуете в богослужениях просто из послушания Господу, не получая каких-то немедленных духовных радостей и утешений.
А благость? Это всегда быть невозмутимо-благодушным?
Этот плод Святого Духа можно было бы назвать привычным словом «доброта», но на самом деле речь тут идет о гораздо большем — о подражании Самому Богу. Благим Библия называет именно Бога: Бог проявляет богатство благости по отношению к грешникам; Его благость ведет их к покаянию (Рим 2:4); Бог совершает все, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф 2:7). Причем Бог благ не к тем, кто этого заслуживает, а ко всем вообще: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Христиане призваны подражать благости Бога.
Как именно подражать?
Как говорит Господь Иисус: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:43-44).
У меня нет власти и я не распоряжаюсь судьбами людей — как я могу проявлять милосердие?
Милосердие — это любовь, доброта и забота, обращенная к тем, кто не может (и часто не хочет) ничем воздать нам за них. Речь здесь идет о любых людях, а не о подвластных нам. Как говорит Христос: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14:12-14).
Можно поподробнее — что слова Христа значат на практике?
Христиане, которые помогают страдающим людям, могут столкнуться с тем, что иногда это люди не самые приятные и благодарные. Часто они сильно биты жизнью — и приобрели разные дурные привычки. Они могут пить или лгать, или высказывать претензии вместо благодарности. Наши первые порывы быть хорошими быстро разбиваются о то, что мы далеко не всегда получаем немедленную награду за нашу добрую волю. Такой плод Святого Духа, как милосердие, делает нас способными проявлять любовь и сострадание, подобные любви и состраданию Бога, Который благ и к неблагодарным и злым (Лк 6:35).
Вера — тоже дар Духа? Разве я не могу уверовать в Бога сам?
Нет, без благодати Божией мы не могли бы ни уверовать, ни даже захотеть этого. Грешный человек относится к Богу с глубоким недоверием. Ему кажется, что Бог лишит его чего-то, сделает его жизнь несчастной и несвободной. На самом же деле несчастными нас делает наше яростное противление Богу. Главное препятствие для веры лежит совсем не в области разума (разум, напротив, ведет к вере, свидетельством тому множество больших ученых, верующих в Бога), а в области воли.
И что же делает Святой Дух с нашей волей?
Он освобождает нас от ожесточения и страха; мы доверяемся благому Промыслу Божиему и полагаемся на те обещания, которые Бог дает в Священном Писании. Дух удостоверяет нас в истине Благой Вести, причем в ее истинности по отношению к нам, ко мне лично. Христос умер и воскрес и ради меня тоже; и мне тоже в таинствах Церкви передается вечная жизнь. Как говорит апостол Павел, вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15-16). Слово «Авва» — как наше «батя» или «папа» — очень теплое, семейное слово, с которым дети обращаются к Отцу. Именно такое теплое, сыновнее доверие и созидает в христианах Святой Дух.
А кротость? Даже не очень понятно, что значит это слово.
Да, это слово редко встретишь сегодня в повседневной речи. Что же оно означает? Качество, противоположное гневливости. Кроткий человек сохраняет благожелательное спокойствие в обстоятельствах, которые человека, лишенного этой добродетели, бесят. Кроткий человек даже в ситуации, которая требует исправления, высказывает свою позицию мягко и терпеливо, без неприязни и раздражения. Как пишет апостол Павел: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал 6:1).
А воздержание — это про то, что ничего нельзя?
Нет, совсем про другое. Воздержание — это способность обуздывать свои аппетиты, держать свои желания под контролем. Это не значит, что мы считаем желания, свойственные нам по природе, плохими. Мы с благодарностью к Богу вкушаем любую пищу; Церковь давно сочла еретиками тех, кто гнушался супружеским общением. Но наши желания должны находиться под нашим контролем — а не мы под их. Тело подобно коню: пока им управляет благоразумный всадник, оно и полезно, и прекрасно. Однако когда конь понес и всадник утратил над ним власть, оба находятся в опасности погибнуть. Святой Дух дает христианам способность воздерживаться от того, чтобы следовать нашим желаниям в тех случаях, когда это было бы вредным, пагубным для нас самих или других людей.
Так как же получить эти плоды Духа Святого?
Во-первых, просить об этом Его Самого, не забывая, что Тот, Кто раздает дары, действует согласно собственному Промыслу, ведомому только Ему: . каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор 12:7—11).Обладая всеми дарами сразу, мы бы страшно возгордились и уже никогда не смогли бы покаяться. Вероятно, поэтому Господь дает каждому только некоторые дары.
И во-вторых, приобщаться к жизни и таинствам Церкви. Ведь именно через них Господь воздействует на нас наиболее явно и ощутимо.