что значит убой казахский
Казахский мат
Предупреждение: Если вы не любите матерщину и бранные слова вызывают у вас негативные эмоции, прошу вас не читать текст. Заранее спасибо.
Вступление: Несколько лет тому назад, забавы ради вбивал в строку поиска в Google матерные слова на разных языках ( в частности: на русском, английском, турецком, испанском) и находил просто громадное количество информации: словари, инструкции по применению, видео-гайды, аудио записи с произношением, даже рефераты.). И решил найти инфу про казахские плохие слова. И что вы думаете? Какого было моё удивление когда я наткнулся на страшный информационный дефицит. И вот тогда то в голову закрались мысли о том чтобы написать полноценный матерный словарь казахского языка. В конце концов мы ведь в Казахстане живём и люди имеют право знать даже такие стороны нашего невероятно красивого языка. Естественно, многих данная статья возмутит: мол, это унижает казахский язык, неужели не нашлись другие интересные стороны казахского языка, надо развивать нормальный казахский язык а не это, это позорит на язык, иностранцы будут смеяться над казахским языком и думать что у нас все некультурные и так далее. Народ, включите логику! От того что, казахи перестанут материться, чиновники не будут брать меньше взяток, люди не станут более ответственными, наркопритоны не закроются и мир во всём мире не настанет! Мат это просто слова и только! Во Вы, знаете кого-нибудь кто из-за мата начал пить, курить и ширяться? Нет? То то и оно! Практически все развитые страны с богатым культурным наследием и сильный национальным сознанием имеют очень развитую, и постоянно дополняемую базу неприличных слов. Так чем мы хуже?
Не смотря на то что казахский мат не столь богат по сравнению с Великим и Могучим, в связи с почти 300-летним поэтапным уничтожением языка, он остаётся достаточно разнообразным и широко используемым. К сожалению в сети мне не удалось найти ни одного нормального словаря казахских матов в связи с чем и был создан этот словарь, дабы исправить это досадное недоразумение так сказать 🙂 Стоит отметить что казахские маты практически никогда не используются самостоятельно, чаще всего они обязательно совмещены с русской матерщиной.
Примечание: Честно скажу, я шала-казах ( то есть казах плохо или вообще не говорящий по казахски), поэтому Вы можете обнаружить энное количество ошибок в тексте, о чём прошу вас незамедлительно сообщить, дабы они были исправлены. Пока что это только черновой вариант. Заранее приношу извинения за возможные неточности, ошибки и недочёты.
Основы.
Көтен ( или сокращенно. Көт)- жопа, задница
Боқ- какашка, говно( в казахском языке нету разницы по грубости между: какашка и говно, пукать и пердеть, какать и срать, ссать и писать- то есть вы можете употреблять эти выражения как при детях, так и при взрослых)
Посылания. Грубый отказ. Выражение презрения неверия, резкого несогласия, неприязни.
қотағымды жеме (қотағымды жей берме, қотақты жеме)- буквально означает « Не ешь (мой) хуй). Данное выражение является одним из самых популярных казахских матюгов и используется очень часто. Смысл схож с русским выражением « Не еби мозги» но в казахском звучит наа много грубее! По смыслу это что-то среднее между не « еби мне мозг» и иди на хуй». Употребляется по всему Казахстану.
Идёт парень по улице и ему кричит гопник:
— Эй, Братишка, мұнда кел!
Парень не колеблясь отвечает
көтін жеме- тоже самое, только чуть менее грубо.
Сігіл- абсолютно полный эквивалент русского посылания «отъебись». Слово в ходу по всей стране.
Твой друг навящего просит тебя дать ему в долг? Ты имеешь полное право сказать
сігіліп кет – полный эквивалент русского « съебись». Слово довольно таки распространенное.
Пьяные подростки затеяли драку во дворе. Мужик высунувшись из окна:
— Кәз полицияға звандаймын! Осы жерден сігіліп кетіңдер! ( Ща в полицию позвоню! Съебались отсюда!).
сігіліп бар- прямой перевод «будь выебан и уходи»- эквивалент «иди на хуй». Данное выражение является диалектизмом и употребляется только в Атырау. Опять же, я его лично сам никогда не слышал, всё со слов знакомых.
сіктір бар ( или просто сіктір)- ещё один диалектизм употребляемый только в Актау. Опять же уже приевшееся выражение « иди на хуй» является наиболее близким по смыслу. Как видите, казахи никак не могут определиться как же посылать и грубо отказывать друг другу.
сікпе- вообще, означает «не еби», но имеется ввиду «не наёбывай», или «не пизди». Будьте спокойны! Поймут вас везде=) Употребляется тоже довольно часто. И всё же, есть один нюанс по поводу того, что нельзя сказать ол бізді сікті- « он нас наебал», « он нам напиздел». Это неправильно- вас не поймут.
көтті қысу- также очень часто проскальзывает в казахской речи в значении «заткнувшись», «не залупаясь», «не выпендриваясь»
Например: төбелестен кейін олар көттерін қысып отырды- после драки они сидели заткнувшись.
қотақты шайнама- тоже самое что и қотақты жеме – только употребляется уж оочень редко!
көтіңе қой- «засунь себе в жопу».
Два школьника ссорятся из-за того что один купил бутылку кока-колы и не делится с другим. В итоге, один всё же протягивает другому, мол, можешь выпить. На что другой школьник ему говорит:
Слова для выражения гнева, злости, удивления, радости, разочарования, и досады а также для заполнения как междометия и слова-паразиты.
— ақшаны бер ( дай деньги). Это будет звучат грубовато, но всё же приемлемо.
А, вот представьте что вы забыли ручку в универе или в школе а у вас сегодня экзамен или начальник вам не дал долгожданный отпуск. Тогда вы имеете полное право заорать:
— Шешең Амыыыы. ( в этом смысле будет близко русскому «блядь» или «пиздец»).
Или вы с друзьями едете на машине, веселитесь и в друг… БАБАХ! Вы сбили человека, выходите из машины проверяете пульс бедолаги и тогда…:
әкең сігейін (полная версия әкеңнің аузын сігейін)- употребляется редко и непонятно где- вот области в которых может применяться Актюбинской, Алматинской, Павлодарской, Семейской области. Прямой перевод, смешно сказать – «ебать твоего отца (в рот)». Применение такое же как и у вышеупомянутых выражениях.
енең сігейін- прямой перевод « ёб твою тёщу или свекровь», но употребление как и у выше упомянутых выражений. Употребляется на севере Казахстана, опять же я никогда не слышал как кто-то это говорил. Мне рассказывали.
басың сігейін- означает « ёб твою голову» и употребляется только для выражения крайнего удивления и не может употребляться для оскорбления. В русском языке схожа со словосочетанием « Ёбанный в рот».
Характеристика человека.
Э, ты под каблуком ходишь?
Иду как-то раз по улице и вижу как девушка остервенело бросается и кричит.
— сен сол жәлепті сүйесін ба? Йя? Йя? ( ты ведь любишь ту шлюху? Да!? Да!?).
Сайқал- тоже самое. Употребляется редко.
— точно не знаю, но так терпил называют.
Как-то раз обсуждая одного знакомого попавшего в тюрьму с приятелем, мой приятель сказал о нём:
Боқмұрын (мұрынбоқ)- вообще означает «дерьмовый нос или нос из дерьма». Но по смыслу это « сопляк» или « щегол», то есть человек значительно младше тебя по возрасту. Мне кто-то говорил что это детское обзывательство.
Маңқа- прямой перевод- «сопля». Но смысл типа «сопляк» или «щегол». То есть есть человек значительно младше тебя по возрасту.
Угрозы:
амың шығарамын( может сокращаться до «амың шығарам»)- буквально « я выверну твою пизду» или «я вытащу твою пизду». Слово очень ходовое и является популярнейшим из угроз.
Два пацана трутся возле ресторана. Их кенты их разнимают. И один из пацанов орёт другому:
сігіп тастаймын- «выебу». Полнейшая калька с русского.
сігіп аламын (сігіп алам)- тоже самое?
Примеру: «қотағы ма қарайсың»- смысл вроде « хули палишь».
мені сігпейды, маған сігпейды- и опять калька. « меня не ебёт», хотя второй вариант- это вообще по идее « ко мне не ебёт» или « в меня не ебёт».
Кондуктор и пассажир ссорятся. Кондуктор материт пассажира. На что пассажир отвечает:
Маты созданные путём смешения русских и казахских слов.
Так как, за время царского и советского правления казахская культура подверглась сильнейшей русификации. Произошло смешение культур и естественно это не могло не отразиться на казахском языке. Такой симбиоз породил смешанные ругательства включающие в себя слова и словоформы из двух языков.
маған похуй- «маған»- с казахского «мне». Думаю дальше обьяснять не надо.
Два друга купив обед в столовой садятся за столы и один выпив свой бокал чая берёт бокал своего друга и отпивает из него, друг увидев это неодобрительно говорит:
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Правовая гильотина, или Почему в Алтайском крае запретили подворный убой скота на продажу
Мясо / Фото: pexels.com
Фермерам и скупщикам мяса в Алтайском крае с 11 ноября придётся жить и работать в новых условиях – подворный убой КРС и свиней с целью реализации официально станет незаконным. Теперь, чтобы пустить мясо на продажу, частники должны везти животных на специально оборудованные пункты убоя. Других вариантов нет – региональное управление ветеринарии больше не будет выдавать сопроводительно-ветеринарные документы, и это решение окончательное. 9 ноября его большинством голосов поддержали члены межведомственной противоэпизоотической комиссии Алтайского края.
Тянули как могли
С сегодняшнего дня на продажу заколоть поросят в своём дворе уже не получится. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», забой скота разрешён только на специально оборудованных для этого площадках. Чиновники и ветеринары объясняют: это необходимо, чтобы навести порядок на рынке мясной продукции и снизить риски распространения опасных инфекций.
Проблема в том, что в трети районов Алтайского края убойных площадок и пунктов до сих пор нет. А это значит, что фермерам придётся за много километров везти скот на убой (заказывая и оплачивая спецтранспорт для животных) или искать перекупщиков, которые выкупят скот живым весом. В любом случае на крестьянина лягут дополнительные расходы, а это приведёт к росту цен на мясную продукцию, и в целом к дефициту «домашнего» мяса на рынке. (Некоторые фермеры говорят о нерентабельности животноводства в регионе и собираются от него отказаться, – прим. ред.)
Заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов с такой точкой зрения не согласен. Выступая на заседании противоэпизоотической комиссии 9 ноября, он сообщил, что до сегодняшнего дня в крае подворно забивалось лишь 17% животных на мясо с целью реализации населению, а остальные животные забивались на специализированных боенских предприятиях. В любом случае, отменить новые правила руководство края не в силах.
«До прошлого года ещё работали ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утверждённые Минсельхозом СССР в 1971 году. По ним убой разрешался на аттестованных убойных площадках. В тех районах, где их не было, мы проводили аттестацию бойщиков, которые производили убой. Теперь это невозможно. Произошла правовая гильотина – мы оказались вне рамок закона», – объяснил начальник управления ветеринарии Алтайского края Владимир Самодуров.
Алтайский край на новые правила переходит одним из последних регионов Сибири. По словам Лукьянова, задачу по обустройству убойных площадок бизнесу и муниципалитетам ставили ещё полтора года назад. Но за это время их возвели только в девяти районах края, ещё в нескольких начали строительство, но потом «заморозили», понадеявшись на отсрочку.
Всего на данный момент в Алтайском крае работает более 120 боен. С частниками сотрудничают половина из них, сообщил заместитель председателя регионального правительства.
«Мы переносили сроки начала действия запрета сколько могли. Томская, Омская, Новосибирская области, Республика Алтай уже перешли на новые правила. Мы многократно разговаривали с нашими предпринимателями, просили на местах решить вопрос строительства боенских пунктов. Дальше разговор о послаблении идти не может. Перед нами стоит задача не запретить выращивать скот на частных подворьях, а упорядочить и наладить контроль, чтобы не затянуть в регион заразу», – подчеркнул Лукьянов.
Дело в безопасности
Эпизоотическая ситуация, связанная с распространением опасных заболеваний сельскохозяйственных животных, сейчас действительно сложная, причём во всём мире, сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Андрей Миронов. В Забайкальском крае, Свердловской, Белгородской, Псковской, Самарской областях бушует вирус африканской чумы свиней (АЧС). Только с начала 2021 года выявлено более 370 вспышек этого заболевания.
«По 80 тысяч животных еженедельно сжигают в 20-километровой зоне от места заражения, в том числе изымают скот в частных подворьях. Это страшно, у людей животных забирают с ОМОНом, они их прячут. Ликвидировать заболевание гораздо сложнее, чем предупредить. А его распространение неизбежно ударит не только по карману региона, но и жителей, которые держат скот», – подчеркнул Андрей Миронов и добавил, что кроме этого, «под боком» у нашего края Казахстан, сильно отстающий в развитии ветеринарного контроля и очень проблемный с точки зрения заболеваемости скота.
Руководитель ведомства сообщил, что нередко сотрудники ветконтроля сталкиваются с тем, что жители привозят на экспертизу уже разделанные туши. Тогда выяснить истинную причину забоя животного, и было ли оно здорово на этот момент, очень сложно. Все это повышает риски распространения опасных заболеваний, сказал Миронов.
«На боенском пункте ведётся наблюдение за животными от 24 до 48 часов и только потом их отправляют на убой. Если выявляется какое-то заболевание, ликвидация происходит намного быстрее и с наименьшими последствиями. Главная идеологическая задача «мясного техрегламента» – обеспечение безопасности для конечного потребителя. Убой животных на бойнях позволяет выполнить все процедуры, предусмотренные ветеринарными требованиями», – подчеркнул Миронов.
Кроме того, если Алтайский край не будет работать по новым правилам, уже в 2022 году он лишится возможности вывозить скот и животноводческие грузы в другие субъекты РФ, а также за границу, сообщил Александр Лукьянов. В настоящее время в Международное эпизоотическое бюро направлены документы на признание Алтайского края зоной, свободной от ящура. Недопущение случаев подворного убоя животных – основное условие. И если наш регион не будет работать по этим правилам, Всемирная организация по охране здоровья животных откажется присвоить краю статус благополучной территории. Напомним, в 2020 году Россельхознадзор России внёс наш регион и ещё 32 территории страны в список неблагополучных по ящуру.
Цена вопроса – 2,5 миллиона рублей
Сейчас в Алтайском крае намерены добиться того, чтобы боенские площадки появились во всех районах. При этом к решению проблемы собираются активно привлекать предпринимателей, которые, как отметил Александр Лукьянов, «должны нести ответственность за продукт». Убой животных на бойнях, по его словам, позволяет выполнить все процедуры, предусмотренные ветеринарными требованиями: осмотр животного, проведение комплексной ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя, оформление сопроводительных документов.
«Владельцы ЛПХ, занимающиеся выращиванием скота или свиней, могут передать животных на убой тому, кто занимается реализацией мяса, или доставить его самостоятельно. Обязать (строить убойные пункты, – прим. ред.) власти не могут – это рыночные отношения. Это бизнес должен делать», – сказал Лукьянов.
Цена вопроса организации убойного пункта – от 2,5 до 15 миллионов рублей. Самые экономичные варианты – передвижные модульные и мобильные пункты убоя и первичной обработки.
При этом, как отметил зампредседателя регионального правительства, предприниматели могут воспользоваться программами Минсельхоза, Управления поддержки предпринимательства, Управления экономического развития. По некоторым из них предусмотрена компенсация затрат в размере 50-60%, напомнил Александр Лукьянов.
Один пункт по убою скота сможет обслуживать личные подсобные хозяйства сразу нескольких поселений.
Контроль теневого рынка
За теневую торговлю мясом предусмотрено серьёзное наказание, предупредил руководитель регионального Россельхознадзора Андрей Миронов. Так, за выписку ветеринарных подложных документов сотруднику грозит лишение работы и уголовная ответственность.
Если будет задержан автомобиль при перевозке мяса без документов, оно будет изыматься и после анализа утилизироваться. Назад владельцу мясо уже точно не отдадут.
Для личного потребления мяса скот можно забивать и подворно, но в этом случае рекомендуется обращаться в ветеринарную службу по месту жительства для осмотра животного и проведения экспертизы. Если потребуется транспортировка из одного населённого пункта в другой, в сельсовете необходимо взять справку. Она станет официальным подтверждением, что мясо не краденое, на случай, если автомобиль остановят для досмотра сотрудники ГИБДД.
Напомним, Управление ветеринарии Алтайского края прекратило выдавать ветеринарные сопроводительные документы на мясо скота, забитого на частных подворьях, ещё с 1 октября 2021 года. Однако запрет через несколько дней отложили из-за многочисленных обращений заинтересованных лиц. Управление дало фермерам и предпринимателям отсрочку на месяц. Окончательное решение, как и планировалось, приняли коллегиально на заседании межведомственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Алтайского края.
Русско-казахский армейский словарь
Русско-казахский армейский словарь
Российские военные спасли панамское судно от пиратов
На видео показана высадка российских морпехов на опустевший контейнеровоз, а также перемещение военных по судну, чтобы освободить экипаж.
Российский палубный вертолет спугнул пиратов, пытавшихся захватить панамское судно, они погрузились в лодку и резко удалились, сообщил командир отряда боевых кораблей Северного флота капитан 1-го ранга Станислав Варик.
По его словам, отряд российских боевых кораблей шел своим курсом, а палубный вертолет Ка-27 уже находился в воздухе. В этот момент военные РФ получили сообщение от Международного бюро противопиратской деятельности по системе спутниковой связи о том, что захвачено судно.
Экипажу вертолета была поставлена следовать в район инцидента, несмотря на сильный тропический ливень.
Затем корабли были приведены в полную боевую готовность, по тревоге подняты антитеррористические группы морской пехоты на всех кораблях нашего отряда, и отряд Северного флота начал с максимальной скоростью переход в район инцидента.
Как уточнил капитан, к этому моменту было известно, что экипаж на связь не выходит, на верхней палубе никого нет, лодка с пиратами ушла на достаточно большое расстояние.
Командир отряда Северного флота уточнил, что в тот момент не было известно, что кто-то из пиратов мог остаться на борту. Поэтому штурмовая группа и группа прикрытия из состава морской пехоты были вооружены и проинструктированы и направились к панамскому судну на лодке.
Был повторно поднят вертолет для огневого прикрытия с воздуха. Также велся контроль с беспилотного средства, которое было запущенно с БПК «Кулаков».
На удалении 1-2 километра удалось связаться с экипажем судна, который укрылся в цитадели.
Военная подготовка граждан СССР
Всех приветствую! Данная подборка фотографий посвящена военной подготовке граждан СССР. (Описания находятся НАД фото)
Дата съемки: 1942 год
22 апреля 1918 года в Советской России был принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству» с целью создания системы военной подготовки боевых резервов Красной армии.
2-4. 1-я Советская объединенная военная школа РККА имени ВЦИК (ныне – Московское высшее военное командное училище). Летние военные лагеря. Физическая подготовка.
Дата съемки: 1934 год
5. Военная подготовка пионеров
6. Занятия по военной подготовке
7. Юрий Вячеславович Куликов (сидит 2 слева) в школе на занятиях по военной подготовке
8. Бойцы всевобуча идут по улице Москвы
Дата съемки: сентябрь 1941
9. Изучают приемы боя
Дата съемки: 1941 год
10. Завод «Магнезит». Занятия в лагере Всевобуча
Дата съемки: 1942 год
11. Стрельба по мишеням
Дата съемки: 1943 год
12. «Ребята из 613 школы хотят вырасти умелыми защитниками родины»
Дата съемки: 1943 год
13-15. На занятиях по военной подготовке
16. Военная подготовка
Дата съемки: 1952 год
17. Подготовка детей к походу
Дата съемки: 1961 год
18-21. Военно-спортивная подготовка рабочих ЗИЛ допризывного возраста
Дата съемки: 17 июня 1968
На ЗИЛе совместно с организацией ДОСААФ развернута оборонно-массовая работа с рабочими-допризавниками. Летом они отправляются в оборонно-спортивный лагерь, где проходят военную подготовку к службе в армии.
Дата съемки: апрель 1976
Средняя школа № 453 Волгоградского района (в 1991 году упразднен). НВП – начальная военная подготовка.
23. Начальная военная подготовка школьников
Так же Вам может быть интересно:
Бойцы 24-й ОБрСпН ГУ ГШ ВС РФ
Система активной защиты российского танка
YouTube закрыл канал создателя «языковых рейдов» в Казахстане
Фото: Татьяна Флегонтова / ТАСС
«Аккаунт заблокирован за многочисленные или серьезные нарушения правил YouTube в отношении оскорблений, издевательств и угроз», – сообщил YouTube, передает РИА «Новости».
Ахметов публиковал на YouTube серию видеозаписей, на которых запечатлены конфликты, возникшие из-за того, что сотрудники магазинов и объектов общественного питания не смогли обслужить его и других людей на государственном языке.
В описаниях к видео в адрес запечатленных на них лиц автор использует термины «фашисты», «гастарбайтеры» и другие.
В конце августа правоохранительные органы Казахстана начали расследование уголовного дела о возбуждении национальной розни из-за размещения в Сети ролика о так называемых языковых рейдах.
МВД России запретило Ахметову въезд в Россию на 50 лет. МВД Казахстана сообщило, что проверяет видеозаписи, чтобы дать им процессуальную оценку.
Ранее жительница Казахстана рассказала о травле со стороны «языковых патрулей».
Знакомые Ахметова сообщали в социальных сетях, что тот сейчас уехал из Казахстана и находится в Грузии.
Газета ВЗГЛЯД писала о том, что сначала власти страны не замечали подобных инцидентов или считали их чисто бытовыми, однако со временем им пришлось отреагировать на действия русофобов.
Казахские ветераны «горячих точек» пригрозили смертью депутатам Госдумы
Председатель казахского «Союза ветеранов» (участников боевых действий на таджикско-афганской границе и военных конфликтов — прим. «Ленты.ру») и глава незарегистрированной партии «Ел Тірегі» Мурат Мухамеджанов и Нуржан Альтаев пригрозили смертью нескольким депутатам Государственной Думы России за «посягательство» на территорию Казахстана. Видеозапись обращения публикует Telegram-канал издания Readovka.
По словам «общественников», российские политики давно вынашивают «грязные намерения» захватить Казахстан и отторгнуть «исконно казахские территории» в пользу России. Речь идет о депутатах Владимире Жириновском, Павле Шперове, Вячеславе Никонове и Евгении Федорове. «Я предупреждаю — два метра ширины, два метра глубины вам найдется на нашей казахской земле. Лично я обещаю, что эти люди будут уничтожены, кто сюда придет», — сказал Мухамеджанов.
На записи активисты также обратились к организации «Офицеры России», назвав ее членов «клоунами» за жалобы президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву насчет ущемления прав русских в республике и разгула националистических движений. «Мы вас здесь достойно встретим. У нас степь широкая в Казахстане, место положить найдется!» — заявил Альтаев.
Ранее стало известно о связи Мухамеджанова и Альтаева с организатором казахских «языковых патрулей» и националистических акций Til Maydani («Волна языка») Куатом Ахметовым. Предположительно, националисты активно лоббируют антирусскую политическую повестку и занимаются «покровительством» радикалов на судебных процессах в связке с советником президента Казахстана Мухтаром Тайжаном.
Кочевники против Наполеона
Отечественная война 1812 года завершилась изгнанием войск Наполеона, вторгшихся на территорию страны, и крахом глобальных планов французского императора. Это была победа не только русского, но и многих других народов, населявших обширную территорию Российской империи. Свой вклад в нее внесли и жители казахских, башкирских и калмыцких степей.
Во французском походе на Москву непосредственно приняли участие 480 тысяч человек. Кроме самих французов, это были поляки, итальянцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, швейцарцы, шведы, австрийцы, хорваты, голландцы, немцы, литовцы и представители других европейских народов, которые составляли около половины всей армии вторжения. Сам император утверждал, что в его войске едва ли насчитывалось 140 тысяч человек, говоривших по-французски.
Учитывая огромные просторы России, Наполеон особое значение придавал кавалерии, которая составляла примерно пятую часть его армии. В составе императорской конной гвардии была и отдельная рота египетских мамелюков (в основном арабизированные потомки тюрков-кыпчаков), вывезенная Наполеоном из Египта во время экспедиции 1798-1799 гг. Наполеон высоко ценил их за беззаветную преданность и храбрость. Мамелюки составляли личный конвой императора, сопровождали его во всех сражениях и вместе с ним вошли в Москву. В захваченном французами Кремле, где находился Наполеон со своим штабом, охрану несли именно воины-мамелюки. Известно также, что императорской каретой, в которой Наполеон возвращался из Москвы обратно в Париж во время бесславного отступления из России, управлял его верный слуга, мамелюк по имени Рустам.
Для русского народа это было первое со времен хана Батыя столь крупное нашествие иноземцев. Но если тогда неприятелю противостояли разрозненные русские княжества, то теперь он имел дело с единой империей, обладавшей обширной территорией, неисчислимыми людскими ресурсами, необходимым экономическим потенциалом, мощными вооруженными силами во главе с опытными полководцами.
Надо сказать, что в тот период колониальная политика царизма в Казахской степи только набирала обороты, ее влияние ощущали лишь прилинейные казахи. Большинство населения отдаленных территорий вообще не подчинялось царской администрации и продолжало жить согласно привычным устоям и традициям. Поэтому свой праведный гнев они направляли не столько против царизма, сколько против собственных правителей, недостаточно, по их мнению, защищавших интересы простого народа перед новой властью.
Конечно, казахи не воспринимали царскую Россию своей новой родиной, но вековой менталитет кочевников был таким, что война для них всегда была привычным занятием, делом чести, геройства и доблести. Поэтому многие храбрые джигиты рвались на фронт: стыдно было воину-мужчине в это время сидеть дома и не служить в армии, а участвовавший в боях, да еще вернувшийся с медалью был всегда окружен почетом и уважением соотечественников.
К тому же есть отрывочные сведения о том, что еще до этого казахские ополченцы в составе легкой конницы русской армии принимали участие в Семилетней войне 1756-1763 гг., в осаде и взятии Берлина, а также в русско-шведской войне 1788-1790 гг.
Открытка «Бержере. Александр I-ый представляет Наполеону казаков, башкиров и калмыков русской армии 8 июля 1807 года»
Судя по сохранившимся архивным и музейным документам, а также воспоминаниям современников, многочисленные степные добровольцы принимали самое активное участие в Отечественной войне 1812 г., в изгнании неприятеля из пределов страны и преследовании отступавшей наполеоновской «великой армии» вплоть до Парижа. Многонациональное население края также посильно участвовало в сборе пожертвований на нужды войска (скота, денег, одежды, вооружения, продовольствия, транспортных средств и т.д.). Известно, например, что старшина рода жаппас Байсакал Тилекулы, коллежский асессор Байжазык Кушукбаев и некоторые другие ездили по аулам, собирали скот, продовольствие для армии и народного ополчения, организовывали отряды добровольцев, которые затем вливались в ряды ополченцев и даже партизанских отрядов.
Отдельные воинские формирования из казахов, в отличие от представителей других народов, не создавались (согласно историческим договорам, казахов на регулярную военную службу не призывали). Поэтому они сражались в составе иррегулярных войск, то есть уральских и оренбургских казачьих полков, а также в рядах т.н. «инородческих полков», формировавшихся в Оренбургском крае из башкир, татар, мещеряков, мишарей, мордвы, тептярей, калмыков, нагайбаков, черемисов, чувашей и других малых народов Поволжья.
В инородческих полках казахам-добровольцам разрешалось выбирать командиров из своей среды, носить национальную одежду, они, помимо традиционного лука со стрелами, имели казачье вооружение: сабли, пики, ружья. Лошади у степняков были свои, местной породы, неприхотливые и привыкшие к дальним переходам. На них казахские воины и прошли всю Европу, от Москвы через Варшаву и Берлин до Парижа и берегов Сены, где напоили коней, а сами, наверное, задолго до наших олигархов, попробовали знаменитый французский коньяк.
Русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой».
Опасность, исходившую от воинов-кочевников, признавали и сами французы. Командир 23-го легкого конно-егерского полка барон де Марбо вспоминал, что «башкиры» (так французы называли всех нерусских воинов), прокрадываясь повсюду, носились вокруг них словно «рой ос», непрерывно обстреливая из луков. Барон вспоминал, что настигнуть их было очень трудно, и он сам был легко ранен в ногу «этим забавным снарядом». Он писал, что кавалеру ордена Почетного легиона унтер-офицеру Малену стрела вошла в грудь и вышла из спины, отчего тот сразу умер. Французы называли летучие отряды степняков «северными амурами» за экзотическое вооружение, которое уже давно забыли в Европе.
Всего от Оренбургского края в действующую армию было направлено свыше 30 иррегулярных конных полков: пять уральских и пять оренбургских казачьих, 15 башкирских, два мещерякских, два калмыцких, два мишарских и один тептярский. В их состав входили и казахские сарбазы-добровольцы. Предполагается, что они служили в составе 1-го и 2-го башкирских, 1-го тептярского, 1-го и 2-го оренбургских казачьих полков.
Петер фон Гесс «Переправа через Березину 17 ноября 1812 года»
История сохранила имена казахских джигитов, храбро воевавших с непобедимыми до этого французами. Например, есаул Оренбургского казачьего войска крещеный казах Яков Беляков еще в 1809-1810 гг. участвовал в войне с Турцией, за мужество и храбрость был награжден командующим русской армией М.Кутузовым. Позже воевал с французами. Он был жив еще в 1830 году, когда обратился к Оренбургскому военному губернатору Эссену с просьбой об освобождении его от службы по слабости здоровья. В прошении Беляков писал, что является казахом по происхождению, добровольно вступившим когда-то в казачье сословие и участвовавшим в битвах с французами.
Доказательством участия казахов в войнах с Наполеоном служат и картины художника-баталиста А.Орловского. Он их рисовал с натуры, под впечатлением живых наблюдений, когда на фронт двигались т.н. инородческие полки из башкир, калмыков, татар, казахов и других. В каталоге его произведений имеются картины маслом, посвященные казахским воинам: «Всадник киргиз» (1807 г.), «Всадник киргиз с пикой» (1807 г.), «Киргизы» (1808 г.), «Два всадника киргиза» (1809 г.), «Киргиз» (1810 г.), «Киргиз на лошади» (1810 г.). А еще 45 рисунков на эту же тему: «Киргизский патруль» (1807 г.), «Конная группа киргизов» (1811 г.), «Голова бородатого киргиза в круглой меховой шапке» (1812 г.), «Бивуак киргизов» (1813 г.), «Киргизский отряд» (1813 г.), «Киргизский лагерь» (1815 г.), «Беседа киргизов с уральским казаком» (1817 г.) и другие. Вообще, среди персонажей его картин и рисунков чаще попадаются казаки и киргизы (т.е. казахи), чем башкиры, калмыки, татары, черкесы и др.
Немецкий художник Петер фон Гесс, сам участник войны 1813-1814 гг., много позже по приглашению императора Николая I приезжал в Россию, где объездил поля сражений, изучал вооружение, военную форму, знакомился с портретами героев войны и документами. В итоге он написал 12 картин, посвященных различным эпизодам Отечественной войны. Одна из них называется «Переход через Березину 17 ноября 1812 года». В правом нижнем углу картины изображена группа всадников в типичных одеждах степняков: ватные халаты, высокие меховые шапки, с пиками в руках они атакуют французов. В них легко угадываются казахи, башкиры, калмыки, татары, нагайбаки и другие восточные народы. Кстати, при этой переправе едва не был взят в плен сам французский император, чудом вырвавшийся из окружения.
Немногочисленный калмыцкий народ также внес достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии. Три калмыцких полка доблестно с боями прошли до Парижа и Фонтенбло и со славой вернулись в свои родные степи.
Калмыки принимали участие в крупномасштабных сражениях, рейдах по тылам противника, в партизанской войне. Калмыцкие всадники, будучи мастерами дальних переходов «о двуконь” (с основной и запасной лошадьми), могли отменно поддерживать в походах физические кондиции своих скакунов, а сами отдыхать и даже спать при необходимости в седле и неожиданно появляться там, где противник их не ожидал. Быстрота передвижения, маневренность, внезапность, умелое управление боевыми единицами в походе и в бою основывались на давних воинских традициях.
На вооружении калмыцких воинов была не только лёгкая конница, но и конница, имеющая латную защиту. Она была обеспечена мортирами, пищалями. Пушки устанавливались на верблюдах, которых выводили в круговую оборону, и картечью эффективно поражали врага.
Следует отметить, что за героизм и воинскую доблесть калмыки получили право одними из первых, 18 марта 1814 года пройти на лошадях и верблюдах по улицам Парижа.
Стараясь привлекать на службу воинственные степные народы, жившие на периферии российского государства, русские цари обратили внимание на башкир. Когда в 1557 г. башкиры окончательно приняли русское подданство, они сохранили за собой право иметь собственные вооруженные формирования, которые и выставляли для участия в походах и войнах России. 10 (21) апреля 1798 года башкиры и мишари были переведены на права военно-служилого сословия. В их обязанности входило несение пограничной службы на границе с киргиз-кайсацкими степями. В 1798—1849 годах башкиры выставляли на Оренбургскую линию каждый год по 5,5 тысяч человек. Такая служба продолжалась до середины XIX века, когда в результате расширения империи, государственная граница сдвинулась на юг и восток. Помимо пограничной службы, Башкиро-мещерякское войско выделяло бойцов для участия в походах русской армии. Так, в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 гг. принимали участие 28 башкирских полков.
Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами.Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у д. Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника.
В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск.
Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.