что значит учебная дисциплина в проекте
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ — (учебная дисциплина) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Является основной структурной… … Российская энциклопедия по охране труда
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
учебный предмет — (учебная дисциплина), система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или… … Энциклопедический словарь
Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь
Предмет — В Викисловаре есть статья «предмет» Предмет: Вещь, конкретный материальный объект. В н … Википедия
ПРЕДМЕТ — ПРЕДМЕТ, а, муж. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. 2. чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое н. действие, объект (во 2 знач … Толковый словарь Ожегова
Предмет учебный — дисциплина учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности и др. для изучения в учебном заведении. Содержание П. у.… … Большая советская энциклопедия
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА» в других словарях:
учебная дисциплина — дисциплина, предмет Словарь русских синонимов. учебная дисциплина сущ., кол во синонимов: 2 • дисциплина (12) • … Словарь синонимов
Законодательная стилистика как учебная дисциплина — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами. И хотя сейчас… … Элементарные начала общей теории права
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным,… … Профессиональное образование. Словарь
Муниципальное право как учебная дисциплина — Изучение учебной дисциплины Муниципальное право предусматривается учебными планами юридических вузов. Как учебный предмет муниципальное право изучается по специальной программе, которая предусматривает получение студентами не только… … Большой юридический словарь
дисциплина — См. повиновение, учение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дисциплина наука, п … Словарь синонимов
Дисциплина — (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
дисциплина — 1. дисциплин/а¹ (трудовая). 2. дисциплин/а² (учебная) … Морфемно-орфографический словарь
Закон Божий (дисциплина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон Божий. Закон Божий религиозно ориентированная учебная дисциплина, существовавшая или ныне существующая в системе начального и среднего образования в разных странах в разные времена. В курсе… … Википедия
Информационная безопасность (учебная программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия
Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.
(У. Д.) Учебная дисциплина – это…
Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Учебный (академический) курс и предмет
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
«Три кита» учебных дисциплин
Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.
Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.
В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».
Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.
Целями изучения «Фармацевтической химии» является:
Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.
Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
Типы учебных дисциплин
По содержанию У. Д. делятся на две большие категории:
Этот тип дисциплин более характерен для вузов.
В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.
Задачи и цели учебной дисциплины
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
Программа учебной дисциплины
Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.
Структура программы У. Д.
Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.
Обычно программа состоит из четырех разделов:
Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).
Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины
Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.
Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.
Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.
В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.
Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.
На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Индивидуальный проект»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования города Москвы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы
«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Предметной (цикловой) комиссией естественно-научных дисциплин
Протокол № ____ от «___»____ __ 20___ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_________________________/ С.А. Карпова
Разработана в соответствии с требованиями Ф е дер а льно г о г о с у дарст в е нно г о образо в а тельно г о с т анда р т а и с учетом требований работодателей в части общих, профессиональных и дополнительных компетенций по специ а льн о сти ср е дне г о проф е ссио н а льно г о образо в ания 230206 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Заместитель директора по учебной работе
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина « Индивидуальный проект » изучается на 1 курсе в 1 и 2 семестре, входит в естественнонаучный цикл. Изучение дисциплины основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении естественнонаучных дисциплин, тесно связано с дисциплинами общепрофессионального цикла.
1.3. Требование к результатам освоения дисциплины 1 :
Учебная дисциплина « Индивидуальный проект » направлена на формирование общих, профессиональных компетенций, а также дополнительных компетенций, согласованных с работодателем, включающих в себя способность:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность;
составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
выделять объект и предмет исследования;
определять цели и задачи проектной и исследовательской работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
оформлять результаты проектной и исследовательской работы (создавать презентации, буклеты, публикации);
работать с различными информационными ресурсами.
разрабатывать и защищать проекты различных типологий;
оформлять и защищать учебно-исследовательские работы (реферат, курсовую и выпускную квалификационную работу);
основы методологии проектной и исследовательской деятельности;
структуру и правила оформления проектной и исследовательской работы;
характерные признаки проектных и исследовательских работ;
этапы проектирования и научного исследования;
формы и методы проектирования, учебного и научного исследования ;
требования, предъявляемые к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины по очной форме обучения:
Максимальная учебная нагрузка (час.)
Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час.)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час.)
Курсовая работа «Технология проектирования учебной дисциплины»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образование
Кафедра дизайна и методики профессионального обучения
по методика профессионального обучения на тему:
«Технология проектирования учебной дисциплины»
Содержание:
2.1 Технологическая карта как форма планирования учебного процесса…. 10
2.2 Структура технологической карты ……………………………………. 11
2.3 Формирование целей учебной дисциплины……………………………….14
научить студентов прогнозировать социально-экономическую эффективность вариантов предлагаемых проектных решений;
способствовать воспитанию эстетического понимания мира, развивать творческое мышление и воображение;
В результате изучения дисциплины специалисты должны дать знания:
— о развитии эстетики и технической эстетики;
— о неразрывной взаимосвязи сферы приложения дизайна с общей эстетической картиной предметного мира;
— о современных методах и принципах;
— о природе зрительного восприятия человека;
-о значение цвета в различных сферах жизни и деятельности человека;
-о научном и практическом значении проектирования при организации предметно-пространственной среды;
— о современном состоянии технической эстетики;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
использовать современные методы дизайнерского предпроектного анализа и проектирования предметной среды;
владеть методами отбора наиболее эффективных дизайнерских решений, методами прогнозирования их эффективности;
владеть методами системного подхода к оценке и проектированию человеческой деятельности.
-осуществлять системный подход к формированию целей и задач проектирования и к его проведению;
-применять полученные теоретические знания в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию.
Значение технологии учебного проектирования:
1) исследовательский и практический характер учебного проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности (студентов);
2) осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3) в процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4) расширяются социальные контакты, развивается их умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5) технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного проектирования.
Глава 1. Организация работы по проектированию учебной дисциплины
1.1 Уточнение условий и выбор стратегии проектирования
Что надо знать и учитывать в своей работе над созданием учебных планов и программ по части нормативных положений в сфере педагогического проектирования?
Во-первых, положения российских Федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся общих требований к содержанию образования и организации учебного процесса.
Во-вторых, документ, одобренный Правительством Российской Федерации, – Концепция модернизации российского образования до 2010 гг. – в части, касающейся высшей школы.
В-третьих, ряд документов, изданных Министерством образования и науки Российской Федерации, определяющих содержание высшего образования, структуру учебных программ.
Среди этих документов важнейшими являются государственные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Поскольку в каждом вузе имеются эти документы, нет смысла пересказывать их структуру и содержание. Однако все же подчеркнем некоторые важные, с позиций разработки учебных программ, положения:
1) ГОС ВПО устанавливает следующие параметры проектируемого учебного процесса:
а) Нормативный срок освоения образовательной программы при очной форме обучения.
б) Продолжительность (как правило с формулировкой «не менее») теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул.
в) Максимальный объем учебной нагрузки студентов в неделю – 54 ч., включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
г) Максимальный объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения – 27 ч. в неделю, не считая практических занятий по физическому воспитанию.
д) Перечень и обязательное минимальное содержание дисциплин, входящих в федеральный компонент.
е) Обязательное наличие лабораторных практикумов и практических занятий по ряду указанных в ГОСе дисциплин, содержание и назначение учебной и производственной практик.
ж) Обязательное наличие дисциплин по выбору студента.
2) ГОС ВПО устанавливает следующие вариативные параметры проектируемого учебного процесса:
а) Объемы указанных в ГОС ВПО дисциплин. Они могут изменяться вузом в пределах 10 %.
б) Объемы циклов дисциплин, которые могут изменяться вузом в пределах до 5 %.
в) Перечень включаемых в конкретную образовательную программу дисциплин из цикла ГСЭ. Вуз имеет право формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, из 11 базовых дисциплин, приведенных в ГОСе, включая в него в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 ч), физическую культуру (в объеме не менее 408 ч), отечественную историю, философию. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться в программе обучения по усмотрению вуза.
3) ГОС ВПО задает модель деятельности специалиста, но неполно. Если профессиональные задачи и виды деятельности описаны в большинстве случаев достаточно подробно, то требования к специалисту, как к члену гражданского общества, фактически не прописаны. Ряд документов, содержание которых также относится к сфере проектирования учебного процесса, имеет не нормативный, а методический, консультативный характер. По заданию Минобразования России они были разработаны соответствующими учебно-методическими объединениями, научно-методическими советами по дисциплинам, отдельными группами ученых и отражают коллективный опыт академического сообщества отечественной высшей школы. Рассмотрим вначале Письмо Минобразования России от 19 мая 2000 г. за № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» (приложение 3). Оно направлено в вузы для практического использования и содержит ряд положений, которые мы будем использовать в качестве нормограничителей при создании проектной документации. Речь идет о принятии нами в качестве базы для проектирования, содержащихся в Письме:
• определения основной образовательной программы;
• структуры основной образовательной программы;
• структуры учебного плана;
• структуры программы учебной дисциплины.
1.2 Образовательный процесс по учебной дисциплине – самостоятельный объект проектирования
Совокупность программ учебных дисциплин и практик, согласно структуре основной образовательной программы, является одним из ее элементов, роль которого как определяющего развернутое содержание ООП очень велика. С разработкой программы конкретной учебной дисциплины (УД) имеет дело каждый преподаватель. Это позволяет, оставаясь в рамках структуры ООП, рассмотреть процесс создания программы УД как самостоятельный акт проектирования ОП по определенной дисциплине.
Очевидно, что принципиальная структура образовательного процесса, рассмотренная ранее, не зависит от его длительности, т. е. может отображать как соответствующий процесс подготовки специалистов в целом (скажем, в течение 5 лет), так и процесс обучения и воспитания по определенной учебной дисциплине (длящийся, например, один семестр).
В связи с этим, создавая программу учебной дисциплины в рамках ООП, мы повторяем, по последовательность своих действий.
Предстоит создать прообраз, описательную модель образовательного процесса по дисциплине в форме программы УД, реализация которой в ходе реального процесса обучения и воспитания позволяла бы студенту при соблюдении установленных программой условий освоить дисциплину на требуемом уровне.
Создание программы УД относится к методической работе преподавателя, в сфере которой, согласно законодательству, у преподавателя самые широкие полномочия. В качестве внешних входных условий (заданий), выполнять или учитывать которые необходимо при создании программы по учебной дисциплине, в данном случае в первой группе выступают:
• цели подготовки специалиста, определенные в ООП вуза;
• минимальное содержание дисциплины и другие ее характеристики, определенные ГОСом по соответствующей специальности;
• характеристики УД, содержащиеся в учебном плане подготовки специалистов вуза;
• наличие логических связей с другими дисциплинами ООП;
• требования к выпускнику, содержащиеся в ГОСе относительно его компетенции в сфере науки, которую отражает данная дисциплина.
Другая группа входных требований к программе учебной дисциплины определяется условиями, которыми располагает соответствующая кафедра для ее реализации. Такими условиями, например, являются:
• наличие материально-технической базы для проведения всех видов занятий, особенно наличие специализированных аудиторий и лабораторной базы;
• наличие учебно-методического обеспечения дисциплины (учебники, автоматизированные учебные курсы, методические, наглядные и иные пособия и т. п.);
• наличие условий для самостоятельной работы студента (специально оборудованные интеллектуальным интерфейсом компьютерные классы, читальные залы, различные мастерские, кабинеты для выполнения курсовых проектов и работ и т. п.).
Учитывая, что объектом проектирования, как и в предшествующем разделе, является образовательный процесс, стратегия проектирования остается прежней – это эволюционный путь и сочетание восходящего и нисходящего проектирования. Также остаются неизменными и принципы проектирования, которым необходимо следовать, – принципы системности и саморазвития.
Приступим с этих позиций к описанию системы взаимосвязанных элементов образовательного процесса по учебной дисциплине.
Глава 2. Планирование учебного процесса
2.1 Технологическая карта как форма планирования учебного процесса
Оптимальной формой перспективного планирования является технологическая карта (далее – ТК), которая разрабатывается на учебную тему (раздел) и служит основой для составления поурочных планов. Учитель разрабатывает ТК самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения.(приложение1)
ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам. ТК предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Как правило, ТК разрабатывается на основе блочного планирования изучения учебного материала.
Алгоритм блочного планирования:
учебный материал раздела (темы) делится на блоки – логически завершенные части;
определяется количество уроков, необходимых для изучения каждого блока;
по каждому блоку определяются преобладающие методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся с учетом их возможностей и способностей, а также особенностей учебного материала;
применительно к учебному блоку конкретизируются знания, которые должны усвоить учащиеся; умения, навыки и способы деятельности, которыми они должны овладеть;
планируется система контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся по каждому блоку, форма итогового контроля по теме (разделу). Система контроля должна включать в себя элементы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, учительского и административного контроля.
Планирование в форме ТК организует деятельность учителя при подготовке к системе учебных занятий по блоку, дает ему возможность:
маневрировать учебным материалом исходя из реального темпа его усвоения, овладения учащимися умениями, навыками и способами познавательной деятельности и на основе этого детально разрабатывать поурочные планы;
более эффективно организовывать учебный процесс;
управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, испытываемые учащимися, и оказывать им дозированную помощь.
2.2 Структура технологической карты
Наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:
1.Название блока (темы) учебных занятий.
2.Количество часов на изучение блока учебных занятий.
Название блока (темы) и количество часов определяются исходя из программы на основе значимости учебного материала в обязательном минимуме требований государственного стандарта.
3. Триединые дидактические цели (далее – ТДЦ), планируемые при изучении учебного блока (темы) и сформулированные на деятельностной основе.
ТДЦ включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.
3.1. Обучающие учебные цели призваны:
помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы;
выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося;
обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала;
организовать деятельность учащихся:
– по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях;
– коррекции знаний и способов действий;
– обобщению и систематизации знаний и способов действий;
обеспечить формирование (продолжить и закрепить):
– предметных, специальных умений и навыков;
– общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).
3.2. Развивающие цели должны быть ориентированы на развитие:
Личностно-смыслового отношения к учебному предмету;
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
3.3. Воспитательные цели должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:
для формирования и развития различных качеств личности;
воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.
4. Содержание учебного материала – федеральный, региональный и школьный компоненты (далее – СУМ).
Здесь учитель указывает обязательный минимум федерального, регионального и школьного компонентов содержания учебного материала;
5. Преобладающие методы обучения (далее – МО).
В зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей учитель планирует использование тех или иных МО.
6. Формы организации познавательной деятельности учащихся (далее – ФОПД).
Наиболее распространенными в педагогической практике формами организации познавательной деятельности являются:
При планировании форм организации познавательной деятельности необходимо учитывать их адекватность содержанию изучаемого материала, дидактическим целям и используемым методам.
7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся.
Данные требования формулируются в категориях знать, уметь, владеть компетенциями в соответствии с требованиями государственного стандарта применительно к содержанию изучаемого материала.
8. Межпредметные связи (далее – МПС).
Межпредметные связи планируются для обеспечения преемственности в формировании понятий, общих для группы родственных дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных и др.), способов учебной деятельности, развития творческих способностей учащихся, формирования ключевых компетентностей. Различают содержательные и деятельностные МПС.
Содержательные МПС отражают в хронической последовательности изучение общих для ряда смежных предметов понятий с учетом следующих положений:
изучаемое понятие уже было усвоено на уроках по смежным предметам и нужно сохранить преемственность в его обогащении и дальнейшем развитии;
данный предмет закладывает основу для изучения этого понятия, обогащение и развитие которого будет осуществляться при изучении других смежных дисциплин.
В условиях введения государственного стандарта общего образования особую значимость приобретают деятельностные МПС. Суть их заключается в выработке единых подходов к формированию общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.
9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.
2.3 Формирование целей программы учебной дисциплины
Очевидно, что цели учебной программы по конкретной дисциплине в первую очередь связаны с развитием способностей и возможностей студента ставить и решать проблемы в той научной области, к которой эта дисциплина относится.
Как было показано в предыдущей главе, каждая дисциплина на уровне учебного плана имеет внешнюю и/или внутреннюю значимость. При этом на основе внешней значимости цели дисциплины задаются на уровне образовательных (учебных) модулей. Задача проектанта – осуществить декомпозицию этих целей, рассматривая компетенцию специалиста в ситуациях, возникающих при решении конкретных задач деятельности. Это будет четвертый уровень иерархии целей, как мы определили их в разд. I. Очевидно, что для этого необходимо разработать более детальную модель деятельности специалиста в той сфере, где используются знания и умения, формирование которых обеспечивается данной дисциплиной.
На практике объем образовательных модулей колеблется от объема дисциплины до объема ее разделов (не менее 12 ч. общей трудоемкости), а объем учебного элемента – от раздела до темы (не менее 2 ч. общей трудоемкости).
Также следует поступить с формированием целей, связанных с внутренней значимостью дисциплины. Только в этом случае декомпозиция целей верхнего уровня происходит за счет более детального анализа преемственности соответствующих дисциплин и способов ее обеспечения.
Начать формирование целей необходимо (как гласит принцип системности) с анализа общих целей ООП, в состав которой входит эта дисциплина, включая как цели воспитания, так и цели обучения.
В первую очередь следует определиться с наиболее важными (приоритетными) целями ООП. Это означает, что мы (т. е. проектанты в сфере инженерного образования) должны соотнести возможности, предоставляемые преподаванием данной дисциплины, с развитием самостоятельности будущих специалистов, их творческих способностей, принятием ценностей гуманистических идеалов. Если такие возможности имеются, то соответствующая запись должна открыть перечень целей, которые ставит перед собой преподаватель данного предмета.
Заметим, что цели дисциплины следует описывать как в формате задач, стоящих перед преподавателем, так и в формате требований к уровню освоения материала студентом. Определение задач начинается, как правило, глаголами типа «раскрыть», «показать», «объяснить», «содействовать», «рассмотреть» и т. п. Следует избегать при этом глаголов, которые указывают на субъект-объектные, патерналистские отношения преподавателя и студента. Речь идет о глаголах типа «сформировать». При необходимости лучше использовать формулировку «содействовать формированию», указывающую, что формирует себя сам студент, преподаватель же только помогает ему в этом.
Итак, исходя из модели деятельности специалиста, мы определили цели и описали их в форме задач преподавателя и требований к освоению программы для студента (в упомянутом Письме требования выделены в отдельный элемент). Теперь необходимо убедиться, что требования к освоению программы заданы в диагностичной форме. Это означает, что каждое из них было сформулировано нами так, чтобы содержать указания на уровень освоения а соответствующего учебного элемента и, если это необходимо, на особые условия, в которых должна осуществляться диагностика. Для полной уверенности в диагностичности заданных целей следует составить и экспериментально проверить комплект соответствующих контрольных заданий (аналог ФККЗ при создании КХ).
Напомним, что контрольные задания, в том числе экзаменационная процедура, проверяют лишь цели-нормы. Цели, связанные с социально-личностными компетенциями, отражаются в задачах преподавателя.
Учебной дисциплиной называют систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. Работая над созданием учебной дисциплины, педагог неизбежно сталкивается с проблемой отбора содержания образования. Для нормативных курсов существуют государственные образовательные стандарты, определяющие обязательный уровень образования по данной дисциплине. Программа является педагогическим проектом учебного материала.
Учебная дисциплина считается разработанной, если:
установлено ее место в учебном плане;
определены ее содержание (состав и структура);
проведено разделение теоретических и практических занятий и установлена последовательность их проведения;
отобраны межпредметные связи;
в качестве документа принята типовая или рабочая программа.
Определение состава структурных элементов содержания (знаний, умений, навыков) осуществляется из генерализированных целей учебного процесса.
9. Карданская, Н.Л. Принятие управленческих решений. М: Юнити, 1999.
10. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения. М: Инфра-М, 2009.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование для урока: раздаточный материал.
Триединая дидактическая цель:
1. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями:
выделять признаки понятий;
выявлять отношения множеств понятий между собой.
2. Обеспечить дальнейшее развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Обеспечить формирование и дальнейшее развитие коммуникативных и рефлексивных умений учащихся.
Защита результатов работы групп
Применить полученные знания в измененной ситуации
Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп «мыслителей» и «аналитиков»
«Аналитики» раскрывают смысл понятия «игра», указывая его существенные признаки. «Мыслители» по представленным признакам определяют задуманное понятие (задание № 3)
«Мыслители» по предлагаемым существенным признакам определяют загаданное слово
Подведение итогов, рефлексия
Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения ТДЦ
Инструктирует о заполнении бланков. Наблюдает за работой руководителей групп
Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки
Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование для урока: раздаточный материал.
Триединая дидактическая цель:
1. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями:
определения суждения и умозаключения;
нахождения в тексте и различения суждения и умозаключения;
2. Обеспечить развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Обеспечить формирование и дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся и рефлексии.