что значит вишневый сад для лопахина

Отношение к вишневому саду персонажей пьесы. Краткая характеристика

Содержание:

В русской драматургии двадцатого века последнее произведение Антона Павловича Чехова произвело настоящий фурор. Читатель воспринимает творение, опираясь на собственное мировоззрение. Некоторые видят в нем глубокий психологический смысл. Периодически его расценивают как социально ориентированное произведение. То, как относятся герои к вишневому саду, с разных сторон характеризует жизнь в России.

Пьеса была написана в 1903 году. Антон Павлович постарался максимально передать эмоции и чувства героев. Он не понаслышке знал о материальных трудностях того времени. Отец писателя продал свое имение. Ему нужно было расплатиться с долгами. Это помогло автору четко передать отношение к саду героев комедии.

В пьесе говорится о сложностях адаптации к новой эпохе, конфликте между детьми и родителями. Писатель причислял «Вишневый сад» к комедийным опусам, но, по мнению критиков, история носит трагический, драматический характер.

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Отношение героев к вишневому саду – таблица

В таблице кратко описано отношение героев к вишневому саду. Персонажи испытывали определенные чувства, эмоции от продажи имения.

РаневскаяИскренне любит растения, деревья. Любовь завораживают красота, нетронутость природы. Потеря участка равносильна потере детских воспоминаний.
ГаевБудучи расточительным человеком, Гаев не может до конца осознать, что родовое гнездо должно быть продано на аукционе. Он не воспринимает жестокую реальность. Продолжает жить детскими мечтами, иллюзиями.
Петя и АняДля детей имение – это нечто прекрасное, фантастическое, необыкновенное. Они ассоциируют его с будущим, счастливой жизнью, небывалыми успехами.
ЛопахинУсадьба для него – заветная мечта. Его главная цель заключается в материальных приоритетах. Герой всегда мечтал владеть собственными землями.

Отношение Раневской к вишневому саду

Отношение Раневской к вишневому саду цитаты из пьесы передают максимально точно. Всех персонажей автор наделил определенной историей, которая связана с усадьбой. Для героини это:

Она готова остаться с садом навсегда, даже если он будет продан с аукциона. Образ немолодой, привлекательной женщины вызывает положительные эмоции у читателя. У нее есть приемная дочка Варвара, родная – Анна. Писатель характеризует персонажа Раневской отрицательно. Из произведения можно сделать вывод, что для Чехова эта женщина:

Она уехала в Париж, когда судьба в родовом гнезде не сложилась. Здесь она находит спутника, но это не приносит ей счастья. Изначально любимый сильно заболел, а после разорил некогда обеспеченную даму. Это снова возвращает ее в родной гай, но участок уже продается на торгах. В истории Чехова Раневская представлена:

Несмотря на свою привязанность к имению, героиня быстро оправляется от потери, получив достаточную сумму денег для привычной жизни.

Как Гаев относится к вишневому саду

Второй главный герой пьесы – Гаев. Он родной брат Раневской, старше ее на несколько лет. Писатель характеризует мужчину как образованного, но безответственного человека. Он много времени и денег тратит в игорных заведениях, не имеет семьи. В приоритете мужчины – его личные интересы. Он привык наслаждаться жизнью, не задумываясь об источниках дохода. Ему помогает племянница и пожилой лакей. Особенности героя:

Отношение Гаева к вишневому саду аналогично чувствам Раневской. Он переживает потерю родового гнезда значительно тяжелее сестры. До последнего брат надеялся, что справится с проблемой, выкупит усадьбу. Однако ему не удалось этого сделать. Персонаж чувствует свою вину, борется с тоской. Большая часть информации об аукционе подается от восхищенного Ермолая, который купил имущество. Гаев отказывается комментировать ситуацию, предпочитая остаться в тени.

Отношение героев к вишневому саду – цитаты

Отношение к вишневому саду персонажей пьесы четко передано в приведенных цитатах:

Источник

Характеристика Лопахина из пьесы Вишневый сад кратко, образ с цитатами героя Ермолая Алексеевича для сочинения в таблице

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Одним из главных героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Ермолай Алексеевич Лопахин — богатый и влиятельный купец, выходец из низов, сумевший самостоятельно сколотить большой капитал. Характеристика Лопахина важна для понимания важных социально-экономических перемен, происходивших в российском обществе. Лопахин стал представителем нового для того времени капиталистического класса, олицетворением успешного дельца, предпринимателя.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Полное имя — Ермолай Алексеевич Лопахин.

Возраст — не указан, около 35–40 лет.

Род занятий — купец, предприниматель.

Семья — не указано, холостой мужчина.

Социальное положение — купец.

Происхождение — сын крепостного.

Воспитание — отсутствует, воспитан грубым, жестоким отцом.

Образование — малограмотный человек, образование на низком уровне.

Внешность — мужчина средних лет.

Характер — настойчивый, целеустремлённый, добрый, трудолюбивый, ответственный, умный, самокритичный, малограмотный.

Положительные черты — умный, трудолюбивый, настойчивый, прямолинейный.

Отрицательные черты — малограмотный, может быть грубоватым.

Произведение — «Вишневый сад».

Автор — Антон Павлович Чехов.

Цитатная характеристика

Описание Лопахина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Лопахина основан на том, что он является успешным, богатым купцом.

«Лопахин Ермолай Алексеевич, купец».

Источник: Действующие лица

«Только что вот богатый, денег много…»

Источник: Действие первое

«…вы богатый человек, будете скоро миллионером».

Источник: Действие второе

Отец и дед Лопахина были простыми людьми, крепостными, принадлежавшими семье Раневской.

«…отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал…»

Источник: Действие первое

«Отец мой, правда, мужик был…»

Источник: Действие первое

«Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»

Источник: Действие первое

«Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».

Источник: Действие третье

Портретная характеристика Лопахина основана на том, что благодаря своему капиталу он смог стать помещиком, владельцем вишневого сада.

«Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры) За все могу заплатить!»
Источник: Действие третье

Внешность

Внешний вид Лопахина соответствует его статусу богатого человека. Его одежда — дорогая, модная.

«…а я вот в белой жилетке, желтых башмаках».

Источник: Действие первое

Несмотря на простое, мужицкое происхождение, у Лопахина красивые аристократические руки.

«У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста».

Источник: Действие четвертое

Черты характера и поступки

Лопахин — человек прямолинейный и честный перед самим собой. В нём достаточно внутренней силы, чтобы смотреть правде в глаза.

«Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»

Источник: Действие первое

Лопахин пользуется большим уважением в округе и имеет славу хорошего, достойного человека.

«Он хороший человек».

Источник: Действие первое

«Человек, надо правду говорить… достойнейший…»

Источник: Действие первое

«…он хороший, интересный человек».

Источник: Действие третье

«…у тебя тонкая, нежная душа…»

Источник: Действие четвертое

Лопахин — настолько занятой человек, что не в состоянии устроить свою личную жизнь.

«Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает».

Источник: Действие первое

«Он богатеет, занят делом, ему не до меня».

Источник: Действие третье

Давно ведутся разговоры о свадьбе Лопахина и Вари, приёмной дочери Раневской, однако предложение руки и сердца от него так и не поступает.

«Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка».

Источник: О Варе, Действие второе

Источник: Действие первое

«Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон…»

Источник: Действие первое

«Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит или шутит».

Источник: Действие третье

Лопахин нежно привязан к Раневской, которая когда-то была добра к нему.

«…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную».

Источник: Действие первое

«Вы все такая же великолепная».

Источник: Действие первое

«Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде».

Источник: Действие первое

Лопахина совершенно не волнует чужое мнение о нём. Он не восприимчив к людским пересудам.

«Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит».

Источник: Действие первое

Лопахин искренне пытается помочь Раневской и Гаеву сохранить старинный вишневый сад, однако они не способны по-деловому решать проблемы, чем выводят из себя всегда спокойного и уравновешенного Лопахина.

«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!»

Источник: Действие второе

Лопахин с некоторой ностальгией вспоминает прошлое, когда, как ему казалось, было больше дисциплины и порядка.

«Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли».

Источник: Действие второе

Лопахин — невероятно трудолюбивый человек, привыкший много и усердно работать.

«Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»

Источник: Действие второе

«Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие…»

Источник: Действие четвертое

Лопахин привык иметь дело с большими деньгами, как своими, так и чужими.

«…у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди…»

Источник: Действие второе

Работа в сфере крупной торговли заставляет Лопахина разочароваться в людях.

«…я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»

Источник: Действие второе

Лопахин делает всё возможное, чтобы выкупить на торгах вишневый сад. Он не может скрыть своей радости, поскольку эта покупка становится его личным триумфом.

«Лопахин (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость). Торги кончились к четырем часам…»

Источник: Действие третье

«Пищик. Что на торгах? Рассказывай же! Любовь Андреевна. Продан вишневый сад?

Любовь Андреевна. Кто купил?

Источник: Действие третье

«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности…»

Источник: Действие третье

Лопахин — решительный человек, способный не на словах, а на деле строить новую жизнь.

«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»

Источник: Действие третье

Лопахин — добрый, щедрый человек, готовый помочь другим в трудную минуту без лишних слов.

«Прощай, голубчик. Спасибо за все. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу».

Источник: Действие четвертое

«…я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу. Зачем же нос драть? Я мужик… попросту».

Источник: Действие четвертое

Лопахин пытается найти смысл своей жизни, которая, несмотря на финансовое благополучие, не устраивает его. Он видит всю несправедливость мира, но не знает, как с этим бороться. Облегчение он находит лишь в работе.

«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Источник: Действие третье

«Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего. Ну, все равно, циркуляция дела не в этом…»

Источник: Действие четвертое

Лопахину не хватает деликатности, тактичности. Не дождавшись окончательного отъезда Раневской, он отдает приказ о вырубке сада.

«Аня (в дверях). Мама вас просит: пока она не уехала, чтоб не рубили сада.

Трофимов. В самом деле, неужели не хватает такта… (Уходит через переднюю.)

Лопахин. Сейчас, сейчас… Экие, право. (Уходит за ним)».

Источник: Действие четвертое

Воспитание

Отец Лопахина был грубым и жестоким по отношению к сыну. Все его воспитание заключалось в регулярных телесных наказаниях.

«Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный… ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу…»

Источник: Действие первое

Лопахин — малограмотный человек. Он далёк от просвещения, образования. Чтение книг наводит на него тоску.

«Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал…»

Источник: Действие третье

«…(Перелистывает, книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».

Источник: Действие первое

Характеристика Лопахина другими героями

Раневская

Любовь Андреевна благожелательно относится к Лопахину, которого считает хорошим человеком.

«Любовь Андреевна. Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек».

Источник: Действие первое

«Хочешь — выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек».

Источник: Действие третье

Подробная характеристика Раневской.

Варя отмечает равнодушие Лопахина, который уже два года не может сделать ей предложение. Всё своё время он отдает работе, мало заботясь о личной жизни.

«…Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дела много, ему не до меня… и внимания не обращает. Бог с ним совсем, тяжело мне его видеть… Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а на самом деле ничего нет, всё как сон…»

Источник: Действие первое

«…не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит или шутит. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня».

Источник: Действие третье

Гаев пренебрежительно относится к Лопахину, чьи родители были крепостными у его семьи. Он считает купца кулаком, неотёсанным мужиком.

«Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит».

Источник: Действие первое

«Хам. Впрочем, пардон…»

Источник: Действие первое

Подробная характеристика Гаева.

Петя Трофимов

Трофимов считает Лопахина эдаким хищным зверем, способным добиваться своего, идти по трупам ради достижения цели.

«…вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Источник: Действие второе

Трофимов уважает Лопахина за его невероятное трудолюбие.

«Сейчас уедем, и вы опять приметесь за свой полезный труд».

Источник: Действие четвертое

Трофимов считает утопической идею Лопахина о том, что на месте вишневого сада можно построить принципиально новую счастливую жизнь.

«…позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать…»

Источник: Действие четвертое

Подробная характеристика Пети Трофимова.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Лопахина вместе!

Биография

Ермолай Алексеевич Лопахин — мужчина средних лет, богатый купец, успешный и влиятельный предприниматель.

Лопахин родился и вырос в имении, принадлежавшей родителям Раневской. Его отец и дед были простыми мужиками, крепостными. Детство и юность Лопахина были непростыми: он жил в бедности, отец его часто бил, о полноценном образовании не могло быть и речи.

Благодаря своим личным качествам Лопахин смог не только выбраться из нищеты, но и стать по-настоящему богатым купцом, влиятельным человеком в округе. Узнав о том, что финансовое положение Раневской оставляет желать лучшего, он попытался помочь ей, предложив сдавать свои земли в аренду дачникам. Однако аристократка легкомысленно отказалась от этого предложения, и Лопахин выкупил на торгах имение, в котором его родители были, по сути, рабами.

Образ Лопахина

Лопахин — яркий представитель капиталистического класса, который только зарождался в России в конце XIX века. Будучи выходцем из крепостной семьи, не имея достойного образования и какой-либо помощи со стороны, он смог высоко взлететь благодаря своим личным качествам: упорству, трудолюбию, практичности, здравому смыслу.

Лопахин стал богатым купцом, миллионером, но в душе так и остался простым мужиком из народа. В нем нет внешнего лоска, изящества, благородных манер. Это человек дела, который не бросает своих слов на ветер.

Каждый шаг Лопахина продуман и взвешен, он рационален и не идет на поводу эмоций. Особенно ярко это проявляется в отношении сада. Лопахин прекрасно понимает, насколько высока эстетическая ценность старинного вишнёвого сада, однако он, как никто другой, понимает, что одной красотой сыт не будешь.

Отличительная черта Лопахина — невероятный трудоголизм. Он готов работать по многу часов в день, всего себя отдавая делу. Благодаря этому качеству Лопахин смог достичь больших высот, однако работа привлекает его не только повышением достатка. В неустанном труде он видит смысл своего существования, возможность отвлечься от тоскливых мыслей.

Лопахин — олицетворение молодой, прогрессивной силы, лишённой каких-либо предрассудков. Это человек дела, способный построить новую жизнь на осколках старой, несостоятельной, отжившей свой век эпохи.

Вывод

Ермолай Лопахин является ключевым персонажем в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Именно благодаря ему раскрывается основной замысел произведения — крушение пережитков феодализма в России и приход капиталистического общества.

Роль героя имеет большое значение для демонстрации контраста между людьми старой эпохи (Раневская, Гаев) и представителями современной реальности, их отношения к жизни, близким людям, финансам. Цитатная характеристика Лопахина позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах (Лопахин, Раневская и др.)

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина
«Вишневый сад». Действие первое.
Художник Б. Йогансон

Пьеса «Вишневый сад» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова.

В этой статье представлен анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова, вопросы и ответы о героях произведения (Лопахине, Раневской и др.).

Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах

Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом та помогала ему. Лопахин очень хорошо относится к Раневской и благодарен ей за доброе отношение к нему в прошлом.


Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад?

Лопахин покупает вишневый сад (в составе имения Раневской), потому участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.

Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину?

Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, цена в ходе торгов поднимается довольно высоко, но Лопахин не жалеет денег и наконец покупает имение с вишневым садом.

Есть мнение, что Лопахин не женится на Варе из-за своей нерешительности. Однако в ходе пьесы этот герой не раз демонстрирует свою решительность и целеустремленность в делах. Когда Лопахин хочет чего-то (например, выкупить вишневый сад), он проявляет настойчивость. Вероятно, он не делает Варе предложение, потому что не хочет жениться на ней.

Источник

Образ и характеристика Лопахина — героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Характер

В коротких монологах Лопахина раскрываются привлекательные черты его характера:

Своеобразие речи Лопахина состоит в том, что в ней отражается его деловитость. Он всегда говорит дельно, понятно, не разглагольствует, как Гаев.

Ермолай Алексеевич сумел скопить богатство, но он не жаден: даёт деньги взаймы Раневской, Симеонову-Пищику, хочет дать и Пете Трофимову на дорогу, но тот отказывается.

Уникальность и противоречивость образа Лопахина видна в отношении к нему Пети Трофимова. Именно Петя отмечает, что у Лопахина нежная душа, и что он хищный зверь («…у тебя тонкая, нежная душа…» «…как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадётся ему на пути, так и ты нужен»).

Действительно, в этом герое способность любоваться природой уживается с рациональным умом дельца. Чтобы помочь Раневской, которая из-за долгов потеряет имение, Лопахин предложил вариант спасения усадьбы: отдать вишнёвый сад и землю в аренду под дачи, тем более деревья в саду очень старые и скоро, вероятно, погибнут. Ермолай Лопахин предложил для спасения вишнёвого сада обновить его, ведь дачники займутся хозяйством, посадят деревья, и тогда, по словам героя, «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» В этом видна не только рациональность, деловитость Лопахина, но и его понимание красоты старого вишнёвого сада, который нуждается в обновлении.

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Петя Трофимов

Это весьма интересный персонаж в пьесе Чехова «Вишневый сад». Жанр произведения, как уже было сказано, комедия. Но в пьесе немало печальных моментов, например сцены, в которых главная героиня вспоминает о гибели маленького сына. Петя Трофимов — вечный студент. Он был гувернером погибшего сына Раневской, а потому в день приезда Любови Андреевны его просят первое время не появляться ей на глаза. Ведь он живое напоминание о трагическом событии, которое произошло пять лет назад.

Но Трофимов все же появляется. Раневская плачет, вспоминая утонувшего сына Гришу. Трофимов время от времени предается рассуждениям. Возможно, в словах этого героя присутствует и авторская точка зрения.

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Отношение Лопахина к окружающим людям

Вариант спасения усадьбы, предложенный Лопахиным, совсем не устраивает Раневскую и её брата Гаева. Они слышать даже об этом не хотят. «Дачи и дачники — это так пошло…» — говорит утончённая дворянка Раневская, которой грозит разорение. И Гаев с ней совершенно согласен. Лопахин, устав их вразумлять, в ярости кричит Гаеву: «Баба вы!» А легкомысленная Раневская снова уводит разговор в сторону, не желая обстоятельно обдумать, как избежать разорения.

Лопахин хочет помочь Раневской, потому что с детства очень хорошо к ней относится. Он до сих пор помнит, как его, пятнадцатилетнего, отец ударил, из носа пошла кровь, и Раневская, тогда молоденькая, подвела его к рукомойнику, чтобы умылся, и ласково утешала.

Лопахин считает Любовь Андреевну хорошим, лёгким, простым человеком. Он любит её, как родную, помнит, что она сделала для него много хорошего.

Когда Лопахин купил на аукционе вишнёвый сад, Раневская горько плакала. Ермолай Алексеевич жалеет её. Но не он ли всё время старался внушить ей, что имение можно спасти и предлагал свой вариант спасения? Если бы вишнёвый сад купил не он, а богач Дериганов, бывшим хозяевам сада было бы не легче.

К Леониду Андреевичу, брату Раневской, Лопахин относится с презрением, так как тот, по его мнению, слабохарактерный, ленивый человек. Лопахин отличается от Гаева трудолюбием, силой характера, деловитостью. А Гаев относится к Ермолаю Алексеевичу тоже с презрением, считая его хамом и кулаком.

С приёмной дочерью Раневской Варей у Лопахина сложные отношения. Они нравятся друг другу, Варя уже два года ждёт от Ермолая Алексеевича предложения, но он его не делает. Как говорит Варя, «он или молчит, или шутит». Она считает, что ему не до неё, так как он всегда занят делом. Возможно, так оно и есть, но существуют и другие мнения о том, почему Лопахин не женится на Варе. Он и рад бы сделать Варе предложение, но она даже при их свидании наедине говорит только о домашних хлопотах, не оставляет пауз, сбивает настроение. При этом она не смотрит на него, оглядывает вещи, что-то ищет в них. Не дождавшись от неё даже взгляда, Лопахин так и не понимает, любит ли она его. Не получив от гордой Вари ни сигнала, ни намёка о взаимности, Лопахин решает не делать ей предложение.

Есть ещё одно предположение: Лопахин не сделал предложение Варе, скорее всего, не из-за своей нерешительности (он ведь очень решительный человек), а из-за того, что с отрочества безответно любил Раневскую. Это только предположение, но вспомним его слова, обращённые к ней: «…люблю вас, как родную… больше, чем родную» (действие 1).

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Вишневый сад как райский

15 июля 1904 года (по новому стилю) в немецком курортном городке Баденвейлер скончался А.П. Чехов. Как врач, Чехов давно знал, что неизлечим — тогда медицина перед туберкулезом была бессильна. И, конечно, он не мог не думать о жизни и смерти, о вечности и небе.

Бунин отмечал двойственность Чехова по отношению к смерти: то «жизнь после смерти» считал «сущим вздором», то «…потом несколько раз еще тверже говорил противоположное: «Ни в коем случае не можем мы исчезнуть после смерти. Бессмертие — факт». Все эти размышления отразились в последней пьесе Чехова «Вишневый сад» (1904). В ней много всего, в том числе и того, чему учили и учат в школе: сад — это символ прошлого, настоящего и будущего России. Но в нем есть и другое — размышления о рае. В чем только не обвиняли Чехова при его жизни! Например, в безверии. Но тогда почему реплику Вари, где она мечтает о «пустыни», о паломничестве «по святым местам» в Киеве, Москве, можно сопоставить со словами самого Чехова, обращенными незадолго до смерти к Бунину: «Стать бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот…» Этих и других загадок в «Вишневом саде» много. Прошло сто лет после конца земного пути А.П. Чехова, а споры вокруг него и вокруг его последней пьесы не утихают. Это предопределено особенностью поэтики «Вишневого сада».

И еще: решением ЮНЕСКО 2004 год — чеховский.

Рай и есть сад

Чеховский сад из-за своей многозначности предстает то образом, то символом, то знаком, то дискурсом. Но его можно еще рассматривать как мифологему, если под этим понимать заимствование у мифа мотива, темы или ее части — мифологему райского сада. Собственно говоря, словосочетание «райский сад» тавтологично. Как утверждается в «Библейской энциклопедии» 1891 года (чеховского времени), рай — «…слово персидского происхождения и означает сад». Правда, этимологический словарь М.Фасмера не подтверждает такое объяснение. Но С.С. Аверинцев, отмечая не вполне ясную этимологию слова «рай», указывает на связь его с греческим словом «парадиз» («сад», «парк»), произошедшим, в свою очередь, от древнеиранского «отовсюду огороженное место». Но в нашу задачу не входит установление зарождения слова «рай». Сама же мифологема «райского сада» восходит к одному из самых устойчивых в литературе библейскому, ветхозаветному представлению о саде-рае в первой книге Моисея «Бытие»: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал» (2, 9). Далее в Библии описывается, с какой целью, для чего Бог поместил человека в сад: «┘поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (2, 15). В сходном ключе понимал предназначение человека на земле и Чехов. Не случайно слово «труд» так часто встречается в его письмах, произведениях, в том числе в пьесе «Вишневый сад».

Достаточно оглядеться вокруг, посмотреть на этот чеховский сад, чтобы убедиться: сам Чехов «возделывал» и «хранил» свой сад. И совсем по-другому относились к вишневому саду герои одноименной пьесы. В этом небрежении к своим обязанностям по отношению к саду — завязка в драме чеховских героев, которые довели имение до разорения, продажи с торгов. Они не «возделывают» и не «хранят» свои малые «Едемские сады».

От земного к небесному

Но дело не только в небрежении героев пьесы к саду. У Чехова всегда сосуществует множество смысловых рядов. Гораздо существеннее их другая вина. «В чем заключался грех первородного человека?» — спрашивает крупнейший богослов современности владыка Иларион (Алфеев) и видит этот грех в непослушании Богу. — Гордость — это стена между человеком и Богом. Корнем гордости является эгоцентризм, обращенность на себя, самолюбие, самовожделение. До грехопадения единственным объектом любви человека был Бог, но вот появилась ценность вне Бога — дерево показалось «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно»… — и вся иерархия ценностей рушится: на первом месте оказывается мое «я»… Для Бога места не остается: Он забыт, изгнан из моей жизни».

Если помнить, что чеховский вишневый сад, мифологема рая, то многое происходящее с героями пьесы можно передать следующим рассуждением того же богослова: «…дух, вместо того чтобы стремиться к Богу, стал душевным, страстным; душа попала во власть душевных телесных инстинктов, тело, в свою очередь, утратило первоначальную легкость и превратилось в тяжелую греховную плоть… В жизнь человека вошли болезни, страдания и скорби. Он стал смертен…»

Комедию Чехова можно рассматривать не только на архетипическом (то есть бессознательном), но и на неомифологическом (то есть сознательном) уровне как историю изгнания из рая. Обитатели вишневого сада каждый по-своему вкусили плоды запретного «дерева познания добра и зла» (Бытие, 2, 16). Каждый по-своему поддался искушению змея, пусть и через учение Ницше, стать «как боги, знающие добро и зло» (Бытие, 3, 5). Каждому из героев, кто не исполнил предназначения «хранить» свой сад, предстояло нести на себе высшее наказание, уготованное Адаму: «…в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Бытие, 3, 19).

Но помимо других обстоятельств (авторская воля, лирический подтекст и многое другое) пьеса «Вишневый сад» еще и потому комедия, что изгнание из рая земного — это начало пути к раю небесному. И это не драма, а закономерное течение человеческой судьбы.

«Смеется от радости»

И здесь мы должны обратиться к еще одному значению чеховской мифологемы рая, восходящей к христианству. Как трактуется в «Библейской энциклопедии» 1891 года, «рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей». Позднее «раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия». Другими словами, в Новом Завете рай помещается на небо. «…Ангелы небесные не покинули тебя…» — говорит Раневская о саде («О, сад мой!») вслед за другой, тоже не случайной фразой: «Весь, весь белый!»

Здесь устойчивый к цветущему саду эпитет «белый» приобретает и другое значение — святости; белый цвет связан со святостью. В этом контексте неудивительно сначала упоминание Раневской ангелов, а затем и видение: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Примечательна чеховская ремарка: «Смеется от радости». Это не сентиментальность (по крайней мере не только сентиментальность), не юродство (а если и юродство, то как знак близости к Богу), а то самое райское блаженство, в котором пребывают праведники на небесах и которое редко, но открывается и грешному человеку на земле. Даже Гаев (впрочем, это «даже» дань поверхностной традиции не принимать его всерьез) видит в саде неземное. Ведь это он первый произносит: «Сад весь белый!» Это вслед за ним повторяет Раневская: «Весь, весь белый!» Именно Гаев напоминает сестре: «Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Ты не забыла?»

Что же не должна забыть Раневская? Дорогу на небо, которая прошла через сад детства, былую чистоту, белизну, невинность. В этом контексте знаменитые слова Раневской («О, мое детство, чистота моя!») вместе с репликами Гаева, которые казались Бунину «просто несносными», приобретают иной смысл.

Кстати, Раневская «смеется от радости» (добавим — от ощущения райского блаженства) в этом эпизоде дважды. Но это состояние редкое на земле. «Господь с вами, мамочка», — одергивает Раневскую трезвая Варя, которая сама мечтает о «пустыни», о паломничестве, но не понимает, что то «благолепие», к которому она стремится, то есть райское блаженство, рядом, здесь. И тогда Раневская как будто оправдывается: «Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось. Похоже на женщину…»

Когда входит Петя Трофимов, не замеченный ею, Раневская все же еще повторяет: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…», но сад неминуемо поворачивается своей трагической стороной, реплика Пети («…бывший учитель вашего Гриши») напоминает о том, что сад — это и место гибели сына (конечно, не сам сад, а вода была этим местом, но и Эдем соседствовал с реками). Раневская, несмотря на слова Вари («Воля Божья») ропщет, как Иов: «Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг?» Но обращается она не столько к Пете, сколько через него, поверх него, к Богу.

Ад, яблони и вишни

Потому, теряя рай, вишневый рай на земле, к раю небесному стремятся, осознавая то или нет, герои последней чеховской комедии. Но не все. И связано это с тем, что Чехов в своей пьесе на уровне подтекста, переплетения символики и мифологем обращается к спорам своего времени о правде небесной и правде земной, к утопической мечте многих мыслителей и писателей начала ХХ века об их соединении и о сотворении рая на земле.

Но прежде вернемся к мифологеме сада. В нем мерцает множество смыслов. Это и утраченный, а потому идеализируемый, как любое представление о рае, рай прошлого (для Раневской и Гаева), и воплощение земного Едема (не только для «отцов», но и для «детей» — Ани и Вари, не в последнюю, а может быть, в первую очередь для Лопахина), и место грехопадения и изгнания из рая почти всех персонажей (может быть, исключением является Аня, хотя в комедии она все же не резонер, не положительный герой и не является исключением из комического мировидения автора), и воплощение. По крайней мере замена рая небесного, и полное отрицание существования этого небесного рая и вера только в построение рукотворного рая на земле, созданного человеком (Петя Трофимов).

Однако сад в последней пьесе Чехова предстает еще и как мифологема ада. Ада, чем предстала земная жизнь — как следствие оставленности человека Богом.

Бунин, упрекавший Чехова в том, что он имел «…весьма малое представление о дворянских помещиках, о дворянских усадьбах, о их садах…», предельно реалистичен. Его «яблоневый» сад лишь часть имения, обстоятельно прописанного. Нет здесь, к примеру, мифологического подтекста, хотя яблочное дерево, от которого вкусили Адам и Ева, гораздо в большей степени, нежели вишня, восходит к библейской символике. И тем не менее природа художественного образа такова, что и антоновские яблоки Бунина, недовольного «…Чеховым… еще и теперь чуть не всех поголовно пленяющим мнимой красотой своего «Вишневого сада», стали в восприятии читателя символом ушедшей мелкопоместной жизни.

В чем-то нельзя не согласиться с Буниным, который писал, что «…ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения (вовсе не похожими на то, что так крупно, роскошно цветет как раз под самыми окнами господского дома в Художественном театре…)». Но у Чехова сад через свою конкретную образность вырывается из времени и пространства и там, по словам Андрея Белого, в Вечном Покое, красив не только в короткий срок своего цветения, а всегда.

«Сад ваш страшен…»

Сад воспринимается героями чеховской пьесы по-разному и далеко не всем открывается своей таинственной стороной. Для Семена Пантелеевича Епиходова, глазами которого читатели и зрители видят сад (если не считать ремарки к первому действию: «…цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник»), он предстает в конкретном, бытовом, значении — в одном ряду со скрипящими сапогами, купленными три дня назад: «Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету». Хотя реплика повторяет авторскую ремарку (первые зрители ведь не могли познакомиться с ней), она отличается от нее — не только заземленным, к тому же разговорным употреблением вместо «вишневых деревьев» слова «вишня».

В ней нет и намека на восхищение красотой природы. Наоборот, Епиходов добавляет сразу: «Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз». Как подметила чеховед Э.А. Полоцкая, «у Епиходова как недотепы есть еще назначение: снижать высокий эффект сказанного другими, что так часто бывает у Чехова». И еще одно поразительное по своей глубине наблюдение того же ученого. Придавая особое значение слову «недотепа», вложенному драматургом в уста Фирса, и видя в нем емкую характеристику всего поколения начала ХХ века, Полоцкая пишет: «В известном смысле образ недотепы как олицетворение некоего человеческого свойства «конкурирует» в пьесе с образом вишневого сада как олицетворения природы и всей России», «образ недотепы, нескладехи… памятник всей уходящей жизни». И закономерно, что именно неудачник Епиходов, у которого заземленное, бытовое отношение к саду, оказывается «тем, кто оказался в выигрыше от продажи сада…». В этом смысле, как это часто бывает у Чехова, второстепенный персонаж вырастает до уровня символа, предвосхитившего Грядущего Хама Д.С. Мережковского. Именно под надзором Епиходова гибнет сад. В конце концов существует мнение, что все революции затеваются великими неудачниками.

И эта апмлитуда несходных, порой взаимоисключающих восприятий сада отражает весь разнобой по отношению к одному из самых важных вопросов в жизни начала ХХ в. — о вере. Впрочем, может возникнуть сомнение — о Чехове ли это? Но прислушаемся к современникам писателя.

«В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть», — писал на страницах журнала «Новый путь» С.Н. Булгаков в 1904 году. Конечно, этот был период в жизни Булгакова, тогда еще только будущего о. Сергия, когда он сам недавно перешел от увлечения марксизмом к поиску Бога, но он считал, что устами Маши в «Трех сестрах» говорит сам Чехов: «Мне кажется, человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе…»

В связи с пьесой «Вишневый сад» С.Булгаков, противопоставляя Чехова Ницше, интерпретировал «Вишневый сад» так: «Загадка о человеке в чеховской постановке может получить или религиозное разрешение, или… никакого. В первом случае он прямо приводит к самому центральному догмату христианской религии, учению о Голгофе и искуплении, во втором — к самому ужасающему и безнадежнейшему пессимизму…» Так мифологема чеховского сада предстает еще в одном ключе — в связи с искуплением людских грехов страданиями.

Булгаков подметил, что «…последнее слово, обращенное Чеховым к русскому обществу, вложено в уста Трофимова: «…неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» И здесь сад из райского превращается в картину ада.

Правда, С.Булгаков вкладывает в уста чеховского героя слова, которых нет в окончательном тексте пьесы: «Сад ваш страшен, и когда вечером или ночью проходишь по саду, то… кажется, вишневые деревья видят во сне то, что было сто, двести лет назад, и тяжелые видения томят их…» Но самое главное, по мысли С.Булгакова, в призыве Чехова искупить свои грехи «страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Красный монах

Мифологема сада отразила весь спектр русских споров о правде небесной и правде земной. В первую очередь неверие радикально настроенного поколения, социалистов в рай небесный. Обращение Трофимова к Ане «бросить» «…ключи от хозяйства… в колодец…» можно прочесть как призыв отказаться от мечты о небесном рае — ведь это еще и ключи от небес. Потому-то Трофимов противопоставляет «вишневому саду» другой: «Вся Россия наш сад». А в далее идущих словах — противопоставление небу красоты земли: «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Так блаженству небесного рая противопоставляется красота земли, земная правда.

Приходящий ночью

Петя в четвертом действии, обращаясь к Лопахину, дает несколько иное самоопределение: «Я свободный человек»; «…я силен и горд». Это ницшеанство, мироощущение сверхчеловека, но самое главное декларация своей цели: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле…»

Не принимает Чехов и другой вариант земного рая — лопахинский, который уже Мережковский называл «новым раем земным — раем лопахинским дач». На самом деле с Лопахиным все гораздо сложнее. В его монологах сад предстает в разных значениях, не только как дачный рай. Обращу внимание на то, что Мережковский именует Лопахина еще и «…проповедником вечной жизни», добавляя при этом: «первый маленький хам… старец Лука…»

У Чехова было сложное отношение к поборникам соединения правды небесной и правды земной. Одним из первых к этой идее обратился Вл. Соловьев, позднее — Д.С. Мережковский. У Чехова было недолгое сближение с Мережковскими. Писатель был знаком с журналом «Мир искусства»: С.Дягилев предложит в 1903 г. стать ему соредактором этого издания. Как раз из письма Чехова к Дягилеву мы знаем о его неверии в серьезность «религиозного движения» в России. Он считал это «игрой в религию». Потому-то, мотивируя в письме от 12 июля 1903 г. к Дягилеву отказ от предложения стать соредактором журнала, среди других причин Чехов называет и такую: «…как бы это я ужился под одной крышей с Д.С. Мережковским, который верует определенно, верует учительски, в то же время как я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего».

Вопрос о чеховской вере решить в небольшой по объему работе невозможно, приведу только одно суждение А.А. Измайлова из статьи «Вера или неверие (Религия Чехова)», который приводил процитированное письмо Чехова к Дягилеву, но видел в этих словах другой, непохожий на Мережковского тип веры. У Чехова было «раздвоение», но Измайлов сравнивает его с евангельским «Нафанаилом, у него были мгновения и часы священных раздумий под смоковницей. Но в эти мгновения он никого не подпускал к себе, вообще не считал веру предметом салонных или ресторанных разговоров…». Как пишет критик, он не «жонглирует словами «Бог», и «бессмертие», «Христос» и «антихрист», имея в виду, безусловно, Мережковского. Измайлов называет Чехова еще и «Никодимом, приходящим ко Христу ночью». Мережковский приходил ко Христу «днем». Но все помнят, что именно Никодим отдал последние почести телу Христа.

Чехов, конечно, знал об еще одной возможности обретения неба на земле. «Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется». Но этот путь был для него трудным. Он только мечтал о нем, и то изредка.

«Насадим новый сад»

Знаменитое «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» не имеет отношения к трофимовскому раю на земле. Это речь и о саде духовном (толстовском), а главное — о саде райском, небесном.

Но туда, в царствие небесное, при всей его притягательности чеховские герои стремятся лишь в редкие минуты просветления. Они меняют рай небесный на рай земной. И это в природе человека. Тот же Лопахин создает еще один суррогат заемного рая — красный, маковый, который еще дает доход «сорок тысяч чистого». И Варя не идет в пустынь. После катастрофы, после продажи вишневого сада «все успокоились, повеселели даже…» — говорит Гаев. С ним соглашается Раневская: «Да. Нервы мои лучше, это правда… Я сплю хорошо».

Вывод

Не сумев убедить Раневскую и Гаева, что нужно, чтобы им не разориться окончательно, сдать вишнёвый сад в аренду, Лопахин сам покупает его на аукционе. Двойственность его характера видна в эпизоде, когда он сообщает об этом Любови Андреевне. Ермолай Алексеевич не может сдержать радости — ведь он смог купить имение, которое строили его предки. Но в то же время Лопахин до слёз жалеет Раневскую и укоряет её, что она не послушалась его. Да, он, прежде всего, делец, который работает с утра до вечера ради максимальной выгоды, но, в то же время, у него отзывчивая душа, он желает, чтобы изменилась «нескладная, несчастливая жизнь».

Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — это образ нарождающегося типа русского предпринимателя. Автор гениально, с помощью речи и поступков этого героя выводит из тени новый класс общества — буржуазию, приходящую на смену дворянству.

Характеристика образа Лопахина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Возвращение

Любовь Андреевна Раневская — главный женский персонаж «Вишневого сада» Чехова и одна из самых ярких героинь в русской литературе. События в произведении начинаются в конце мая. Завершается история, произошедшая с чеховскими героями, в конце августа.

После пятилетнего отсутствия в родовое имение возвращается Любовь Раневская с дочерью Анной. Здесь все это время жил и ее брат, Леонид Гаев, и приемная дочь Варвара. Позже читатель узнает некоторые подробности из жизни героев Чехова.

В пьесе «Вишневый сад» диалоги автор выстроил особым образом. Разговор между героями может показаться бессвязным, сумбурным. Главная особенность пьесы Чехова «Вишневый сад» — персонажи не слышат друг друга, каждый занят собственными переживаниями.

Подъезжает экипаж. Господский дом наполняется людьми, приятно возбужденными. Все рады приезду Раневской, но при этом каждый говорит о своем. Герои произведения Чехова «Вишневый сад», как уже было сказано, не слышат и не слушают друг друга.

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Иллюзорность победы

что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть фото что значит вишневый сад для лопахина. Смотреть картинку что значит вишневый сад для лопахина. Картинка про что значит вишневый сад для лопахина. Фото что значит вишневый сад для лопахина

Отнюдь не хочет погубить Лопахин вишневый сад. Характеристика его была бы неверной, если бы мы так считали. Он лишь предлагает переустроить его, разбив на участки для дач, сделать «демократичным», общедоступным за умеренную плату. Однако в конце пьесы показан вовсе не как торжествующий победитель достигший успеха Лопахин («Вишневый сад»). Характеристика его в финале весьма противоречива. Да и старые владельцы сада изображены не только как побежденные. Интуитивно Лопахин чувствует относительность и иллюзорность собственной победы. Он говорит, что хочет, чтобы скорее изменилась эта несчастливая нескладная жизнь. Его судьбой подкрепляются эти слова: Ермолай Алексеевич один способен оценить значение вишневого сада, но он его и губит своими руками.

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» отмечена следующим: добрые намерения, личные хорошие качества этого героя почему-то расходятся с действительностью. Ни окружающие, ни сам он не в состоянии понять причин этого.

Лопахину не дано и личного счастья. В непонятные для других его поступки выливаются взаимоотношения с Варей. Он так и не решается на то, чтобы сделать этой девушке предложение. У Лопахина, к тому же, особое чувство есть к Любови Андреевне. Приезда Раневской он ждет с особой надеждой и гадает, узнает ли она его после пяти лет разлуки.

Действие первое

Действие начинается в имении, расположенном где-то в глубинке России. На улице месяц май, цветут вишни. В доме, где пройдет вся пьеса, ждут хозяев. Горничная Дуняша и купец Лопахин беседуют в их ожидании. Лопахин вспоминает, как подростком получил по лицу от отца, торговца в лавке. Любовь Раевская (одна из тех, кто должен приехать) успокаивала его, называя мужичком. Сейчас он поменял свое положение в обществе, но в душе так и остался принадлежать к мужицкой породе. Он засыпает при чтении, не видит прекрасного во многих вещах. Конторщик Епиходов приходит с цветами, он смущается, роняет их на пол. Уходит конторщик быстро, неуклюже роняя при этом стул. Дуняша хвастается, что Семен Епиходов сделал ей предложение.

Через комнату проходят приехавшие и их сопровождение. У помещицы Раневской Любови Андреевны две дочери: родная Анна, семнадцати лет, и приемная Варя, двадцати четырех лет. Вместе с ней приехал брат – Гаев Леонид. Хозяева радуются встрече с домом, на них нахлынули приятные воспоминания прошлого. Из разговора с сестрой выясняется, что Варя ждет предложения от Лопахина, но он оттягивает, молчит. Фирс (слуга) служит хозяйке, как пес, пытается предугадать все ее желания.

Купец Лопахин предупреждает хозяев, что имение выставлено на торги. Его продадут, если не предпринять каких-то действий. Лопахин предлагает вырубить сад, разбить землю на участки и продать под дачи. Брат с сестрой против вырубки вишневых деревьев. Фирс вспоминает, сколько всего делали из ароматных ягод. Лопахин объясняет, что дачники – это новый класс, который заполонит вскоре всю Россию. Гаев не верит купцу. Он хвастается возрастом шкафа, которому 100 лет. Он с пафосом обращается к мебели, практически плачет над шкафом. Эмоции вызывают молчание и недоумение присутствующих.

Помещик Пищик надеется на то, что все само собой разрешится. Раневская не понимает, что разорена, она «сорит» деньгами, которых почти нет, не может отказаться от барских привычек.

К молодому лакею Якову пришла мать, она сидит в ожидании сына в людской, но тот не торопится выйти к ней.

Гаев обещает Анне решить сложную ситуацию с садом, найти выход, который позволит не продавать имение. Дуняша делится с сестрой проблемами, но они никого не интересуют. Среди гостей есть еще один персонаж — Петр Трофимов. Он относится к разряду «вечных студентов», не умеющих жить самостоятельно. Петр красиво говорит, но ничего не делает.

Сочинение про Лопахина

Мужик–мужиком – говорит о себе Лопахин. Этот образ является собирательным и представляет собой в некоторой степени властителя нового времени.

Лопахин действительно властитель грядущей эпохи, он сумел заработать, благодаря новым условиям. Такие трудолюбивые люди становятся купцами и дельцами, сколачивают капиталы. Они вхожи в высшее общество, но не претендуют на высокую культуру и высокие идеалы, засыпают над книгами, но много работают.

Для Лопахина вишневый сад (который, к слову говоря, олицетворяет Россию) не несет в себе никакого символического идеала или святыни, он – только выгодное пространство для того чтобы сделать дачные участки и получать деньги за аренду. Спустя совсем немного времени после того как Чехов напишет свою пьесу, такие мужики как Лопахин пройдут громадой по всей стране, поделят участки для дачников, да и вообще, как говорится, «отберут и поделят». Лопахинам не особенно требуется в действительности комфорт и изящество высшего общества, они – люди практичные.

Конечно, для этого мира нужны такие люди как Лопахин, простые и деятельные, но когда они становятся основной движущей силой и замещают собой элиту, то и страна из вишневого сада превращается в пошлые участки для дачников. Конечно, счастью Гаева тоже является пошлым, его мещанство никуда не годится, однако, пролетарское счастье Лопахина не выглядит здоровой альтернативой.

Ведь в чем счастье для Лопахина? Мы видим в завершение пьесы, когда он теряет контроль, начинает приплясывать и даже не дает Раневской и остальным покинуть усадьбу спокойно, он начинает рубить сад при бывших владельцах, для того чтобы, как говориться, ткнуть носом. Раньше предки Лопахина работали в этом саду на своих хозяев, а теперь он король мира, который всего достиг своим горбом.

Да, Лопахин трудолюбив, но, по сути, он всего достигает только грубой силой. Более-менее нормальное воспитание и какие-то моральные устои он получил именно благодаря помещикам и семье Раневской в частности. Кстати, с представителями высшего сословия он продолжает вести себя учтиво и сдерживает себя, хотя стоит только ему получить искомое, прежние манеры исчезают и Лопахин становится простым и грубым хищником, который видит только практическую сторону существования.

Конечно, Чехов не видит в Лопахине фигуру негативную, наверное, он видит в нем естественный ход мира, подобно тому как времена года сменяют друг друга, так, когда помещики становятся изнеженными Гаевыми, на смену приходят более практичные и суровые Лопахины. В заключается смена эпох, которую точно увидел и охарактеризовал Чехов в собственном творении.

Момент высшего торжества Лопахина

Лопахин стремится помочь Раневской. Он предлагает ей разбить на участки сад и отдавать их в аренду. Этот герой ощущает свою огромную силу, требующую выхода и приложения. В конце концов покупает вишневый сад Лопахин. Характеристика его дополняется в этой важной сцене некоторыми существенными чертами. Для него эпизод, когда он объявляет о покупке бывшим владельцам сада, является моментом высшего торжества. Теперь Лопахин — владелец имения, в котором были рабами его дед и отец, где их даже на кухню не пускали. Он все больше начинает «размахивать руками» — его пьянит сознание собственной удачливости и силы. Сострадание к Раневской и торжество в нем противоборствуют в данном эпизоде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *