что значит вкусить запретный плод
Загадки Библии. Какой фрукт искусил Еву в раю?
Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.
Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.
Какой фрукт искусил Еву в раю?
Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).
Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.
Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.
Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.
По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название – Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?
По-видимому, такая идентификация была не случайна.
В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.
Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.
По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.
Уважаемый раввин!
Однажды мне довелось услышать, что описанную в третьей главе книги Бытия историю о древе познания следует понимать не строго буквально, а иносказательно. Говорилось, что в обиходе древних иудеев \»вкусить запретный плод\» означает сексуальную связь, а \»не знать добра и зла\» означает детский возраст, невиннность, когда человек ещё ничего не знает.
Вопрос мой таков: как понимать историю о древе познания и какой она содержит смысл?
Заранее благодарен.
Леонид Самсонов, Москва
Отвечает рав Бенцион Зильбер
Определённо это не так. «Вкусить запретный плод» надо понимать буквально – откусить от плода определённого дерева. Вопрос другой – в чём была сущность этого нарушения, что произошло, что изменилось? Маймонида спросили: «Как это, за нарушение получить большой подарок – повысить своё знание?».
Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» объясняет это так: конечно, у Адама был выбор. Ведь человек был создан, прежде всего, ради наделения его свободой выбора. Мы даже видим, что он не выдержал испытания и откусил от запретного плода, т.е. осуществил свой выбор. Но что был за выбор? Это был выбор самой возможности совершить что-то запретное. Он сам был в другой зоне – полностью чистой и благородной. Но у него была возможность войти в зону греха, как человек может протянуть свою руку в огонь. Адам думал: как я могу выполнить желание Б-га? Вот если я войду в область запретного и у меня будет более широкий выбор, тогда я смогу выполнить Его желание.
С другой стороны, запретное, недоступное – интересно, привлекательно, любопытно. Но Адам и не представлял себе, в какую темноту он введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него самого, зло перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире, и очень трудно разобраться, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне – Змей пришёл к человеку и стал его уговаривать преступить запрет.
Сейчас зло находится внутри каждого из нас – йецер а-ра («дурное стремление»), и человек ощущает: «Мне хочется» и т.д. Страсти человека усилились, в том числе и половая, и поэтому стало нехорошо быть неодетым. До этого, когда всё было совершенно естественно, не было необходимости покрывать тело. Это очень кратко о том, что произошло с Адамом и со всем миром в результате того, что Адам вкусил от запрещённого плода Древа познания.
Запретный плод
Как известно, Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что нарушили запрет и вкусили запретный плод. При этом все мы уверены в том, что это было яблоко. И ошибаемся! История о яблоке появилась в Европе лишь в Средние века, тогда как в самом тексте Ветхого Завета нет точного названия ни самого плода, ни дерева, на котором оно росло. Ученые всего мира пытаются внести ясность в этот вопрос.
Библия — одна из главных священных книг человечества. На протяжении долгих столетий ее не только читают, но и изучают, причем как богословы, так и светские ученые. И тем не менее этот литературный памятник древности до сих пор таит в себе множество тайн и загадок. Особенно много их в части Святого Писания, именуемого Ветхим Заветом. Взять хотя бы то же дерево познания добра и зла. Что за растение это было? Какие плоды на нем росли?
Обратимся к тексту Библии: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Адам был послушен Творцу. Но в дело вмешался змей-искуситель, который уговорил Еву пойти и вкусить плод с «дерева, которое среди рая». При этом описание дерева выглядит так: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз…»
Как видите, никакой конкретики. Нам остается лишь гадать, что это было за дерево, ибо яблоней, усыпанной румяными яблочками, столь часто изображаемой на картинах художников и в трудах богословов, оно никак быть не могло. По той простой причине, что ни в Иудее, ни в других странах Ближнего Востока это фруктовое дерево не произрастало, а потому и не культивировалось.
Современные исследователи Библии сходятся во мнении, что яблоко стало трактоваться как запретный плод, после того как священный текст был переведен с иврита на латынь. Перевод в 380-е годы н. э. осуществил святой Иероним по просьбе папы Дамасия I. И сделал это блестяще, но не учел одного момента: слово «malum», существующее в латинском языке, означает как «зло», так и «яблоко» — все зависит от произношения. В случае, когда человек хочет сказать «яблоко» на латыни, он должен долго тянуть звук «а»: «М-a-a-a-a-lum». А когда ему нужно произнести слово «зло», он просто говорит: «Malum» — коротко и ясно. При написании долгота звука обозначается горизонтальной чертой над гласной. Но в VI веке о книгопечатании еще не слышали, Библию переписывали от руки — и на каком-то этапе большого пути черта над буквой «а» потерялась. И вышло, что Адам и Ева съели malum — «яблоко» и совершили malum — «зло».
Внесли свою лепту и живописцы. В 1479 году фламандский художник Хуго ван дер Гус написал картину «Грехопадение», изображавшую змея-искусителя, Адама, Еву и… яблоню с яблоками. С тех пор так и повелось: какой бы мастер — Дюрер, Кранах или Рубенс — ни брался за сюжет изгнания из рая, он неизменно рисовал змея, злополучных Адама и Еву и яблоко. Хотя с таким же успехом мог бы изображать и персик, и абрикос, и вишню…
Но дело было сделано: в сознании людей, населявших средневековую Европу, яблоко окончательно превратилось в плод дерева познания добра и зла из райского сада. Хотя в действительности оно таковым не являлось.
В еврейской Библии — Танахе — тоже не упоминается слово «яблоко». Правда, там встречается «peri» — общее слово для обозначения фруктов как в библейском, так и в современном иврите. Опять-таки никакой конкретики. Тем не менее у исследователей из Израиля есть несколько версий на предмет того, какое растение можно идентифицировать с деревом познания. В качестве претендентов на эту роль они называют виноград, гранат, орех, рожковое дерево, цитрон, банан и даже… пшеницу, которая росла в эдемском саду. Если так, то Адам и Ева вкушали не плод, а колос. И видно, не так уж он им и понравился: уже покинув рай, они начали возделывать землю и высыпали в нее оставшиеся зерна.
Как вы понимаете, последнюю точку зрения разделяют далеко не все ученые.
Большинство из них все же полагают, что Адам и Ева сорвали и съели плод фигового дерева, или, как его еще называют, инжира (или смоковницы). И вот чем они это мотивируют. Стоило Адаму и Еве проглотить по кусочку неведомого фрукта, как они осознали, что обнажены, а потому стали срочно прикрывать свою наготу «смоковными листьями». Стало быть, инжир рос неподалеку, скорее всего на расстоянии вытянутой руки. Его листья достаточно крупные и прочные, поэтому их можно сшить между собой и «сделать опоясания». А вот изготовить набедренную повязку из небольших по размеру листьев яблони вряд ли получится. Кстати, и на картинах самых разных художников гениталии обнаженных Адама и Евы прикрыты листьями смоковницы — в точном соответствии с описанием в Библии.
Фиговое дерево известно с III тысячелетия до н. э., то есть люди употребляли его плоды в пищу задолго до Рождества Христова. При этом инжир отождествляется с мудростью, а его семечки у восточных народов считаются символом единения с природой.
Согласно еще одной из версий, запретным плодом вполне мог быть и этрог — так евреи называют плоды цитрона. Это растение из рода цитрусовых тоже известно с глубокой древности, оно было широко распространено в Западной Индии и Азии. И именно цитрон — первым из всех цитрусовых — попал в Европу задолго до наступления нашей эры. Формой и цветом этрог напоминает лимон, но он гораздо крупнее, а его цедра покрыта равномерными вмятинами, символизирующими «зубы Евы».
С ролью запретного плода отлично справился бы и персик. Во всяком случае, к этой версии склоняется подавляющее большинство мусульман. И их можно понять. Ну разве может обычный смертный отказаться от искушения отведать этот прекрасный сочный плод, насыщенный теплом солнца и волшебной амброзией? Увы, и это детище Востока устраивает далеко не всех, кто пытается установить «личность» запретного плода.
Словари
крыл. сл. Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16-17).
Экспрес. Что-либо заманчивое, соблазнительное, но недозволенное, запрещённое.
О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: …Запретный плод вам подавай. А без того вам рай не в рай (Пушкин. Евгений Онегин).
Недозволенный или недоступный.
Часто с глаг. вкусить, попробовать.
Обычно в роли доп. или именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Мечтая о сцене, Тася тайком приехала в театральный клуб вкусить запретный плод. П. Боборыкин, Китай-город.
Больше того, при жёстком, казалось бы, и вполне репрессивном подходе врачебная тайна всё-таки соблюдалась, и все, кто страстно хотел вкусить запретного плода ещё на школьной скамье, делали это, особо ничем не рискуя. Огонёк, 2000.
Она была дочерью очень богатого и влиятельного человека, и потому была для него запретным плодом. (Реч.)
В основе образа лежит метафора, уподобляющая кого-л., что-л. запрещённое или труднодоступное плоду, который нельзя (не позволено) есть.
фразеол. в целом является эталоном кого-л., чего-л. заманчивого, соблазнительного, привлекательного, но запрещённого или недостижимого.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. the forbidden fruit, франц. fruit défendu, нем. die verbotene Frucht.
Ср. О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что нам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.
А.С. Пушкин. Евг. Онег. 8, 27.
Ср. Die Lust ist mächtiger als alle Furcht der Strafe.
Göthe. Die Mitschuldigen. 2, 3.
Ср. Unser Tichten, Trachten, Ringen
Geht nur nach verbotnen Dingen.
Altdorfer Stammbuch. 172.
Ср. Pain dérobé réveille l’appétit.
Ср. Pain dérobé que l’on mange en cachette,
Vaut mieux que pain qu’on cuit ou qu’on acheté.
Ср. La défense est un charme; on dit qu’elle assaisonne les plaisirs, et surtout ceux que l’amour nous donne.
Ср. Tel est le coeur humain, surtout celui des femmes:
Un ascendant mutin fait naître dans nos âmes
Pour ce qu’on nous permet un dégoût triomphant,
Et le goût le plus vif pour ce qu’on nous défend.
Ср. Nitimur in vetitum semper, cupimusque negata.
Мы стремимся к запрещенному всегда и желаем то, в чем отказано.
Ovid. Amores. 8, 4, 17. Ср. 2, 19, 8.
Ср. Unde fames homini vetitorum tanta ciborum est?
Откуда у человека такое стремление к запрещенному (голод на запрещенную пищу).
Ср. Quod licet ingratum est, quod non licet, acrius urget.
Бытие. 3, 3. Ср. Бытие. 2, 16-17.
Ср. Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен.
См. приедчив некраденый кусок.
Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16-17).
Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16-17) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Но Адам и Ева нарушили эту заповедь.
Иносказательно: нечто соблазнительное и запретное одновременно.
А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»):
О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай.
Разг. О чём-л. недозволенном, недоступном, а поэтому особенно заманчивом, желанном. БТС, 843; ШЗФ 2001, 80. Восходит к Библии. ФСРЯ, 324; БМС 1998, 451.
Запретный плод
Смотреть что такое «Запретный плод» в других словарях:
Запретный плод — Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16 17) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева… … Словарь крылатых слов и выражений
запретный плод — запретное Словарь русских синонимов. запретный плод сущ., кол во синонимов: 1 • запретное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Запретный плод — Искушение Адама и Евы (Хуго ван дер Гус, ок. 1480 года) Запретный плод фразеологизм, обозначающий нечто … Википедия
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД — кто, что [для кого] Недозволенный или недоступный. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) или предмет (Z), деятельность, ситуация (Р) являются недосягаемыми или трудно доступными, могут быть связаны с риском или с опасностью, что вызывает… … Фразеологический словарь русского языка
запретный плод — На запретный товар весь базар (кидается) Ср. О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что нам дано, то не влечет; Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай. А.С. Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Запретный плод — Запретный плодъ. На запретный товаръ весь базаръ (кидается). Ср. О люди! всѣ похожи вы На прародительницу Еву: Что намъ дано, то не влечетъ; Васъ непрестанно змій зоветъ Къ себѣ, къ таинственному древу; Запретный плодъ вамъ подавай, А безъ него… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
запретный плод — О чём л. недозволенном, запрещённом (из библейского рассказа об Адаме и Еве, нарушивших запрет Бога и вкусивших плод с древа познания) … Словарь многих выражений
запретный плод — образное выражение, восходящее к библейскому плоду с древа познания добра и зла (см.: грехопадение). перен. то же, что искушение. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Запретный плод — Разг. О чём л. недозволенном, недоступном, а поэтому особенно заманчивом, желанном. БТС, 843; ШЗФ 2001, 80. /em> Восходит к Библии. ФСРЯ, 324; БМС 1998, 451 … Большой словарь русских поговорок
Запретный плод — крыл. сл. Выражение употребляется в значении: что нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого