что значит воздух в фотографиях
Воздушная перспектива в фотографии и особенности ее использования
Воздушная перспектива в фотографии достаточно мощный прием, позволяющий создать иллюзию трехмерного пространства окружающего мира на двумерной плоскости, какой является плоскость обычного фотоснимка.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью стереоскопического зрения. Именно восприятие окружающего пространства двумя глазами дает возможность видеть объем. Фотоаппарат лишен такой возможности, так как у него всего лишь один «глаз» – объектив.
Для чего используют воздушную перспективу в фотографии
Любой начинающий фотограф убеждался на практике в следующем эффекте: покорившие человека природные пейзажи своей красотой на снимках выходят совершенно иначе, теряя свою привлекательность.
Основная причина такого явления кроется в отсутствии ощущения объема, воздушности на снимке. Это актуально для любого жанра фотографии. Чтобы разобраться в причинах этой ситуации следует детально разобраться в признаках воздушной перспективы в фотографии.
Воздушная перспектива – это объективное физическое явление, которое заключается в том, что свет, проходя через воздушную среду, содержащую взвешенные частички пыли, льда, воды, преломляется, рассеивается и отражается.
Какие факторы влияют на воздушную перспективу в фотографии
От того в каком состоянии находится атмосфера, ее чистота и влажность зависит способность рассеивания света в толщине воздуха. При этом мы можем наблюдать так называемую воздушную дымку.
Чем дальше происходит отдаление от наблюдателя, наблюдается:
Тональные изменения от насыщенных, контрастных тонов переднего плана с постепенным уменьшением этих свойств к планам отдаленным, называют тональной перспективой.
Воздушная перспектива является причиной, а тональная перспектива уже следствие рассеяния света. Таким образом, тональная перспектива является одним из основных признаков воздушной перспективы в фотографии.
Воздушной (атмосферной) дымкой является эффект светимости атмосферы обусловленное свойством рассеяния световых лучей, которые проходят сквозь этот слой. При рассеянии света на молекулярном уровне возникает дымка первого рода, которая имеет голубоватый цвет. Именно поэтому наше небо имеет голубой цвет.
Дымка второго рода является следствием аэрозольного рассеяния света. Она может быть водяной, пылевой и т. п. Как правило дымка второго рода имеет серый оттенок цвета.
Рассмотренные признаки воздушной перспективы в фотографии можно создать искусственно, используя грамотно сформированную глубину резко изображаемого пространства и организацию переднего плана. Если съемка ведется в помещении, то иллюзия глубины пространства может быть создана правильно установленным освещением, которое воспроизводит тональную перспективу на снимке.
Таким образом, воздушная перспектива способна воссоздать эффект объема пространства при отсутствии или слабой выраженности линейной перспективы в кадре.
Чтобы получить на снимке эффект воздушной перспективы необходимо учесть ряд факторов:
Примеры использования воздушной перспективы в фотографии
Посмотрите на снимок ниже. На снимке очень хорошо просматривается эффект воздушной перспективы. Наличие четкого, контрастного и насыщенного по цветам переднего плана позволяет подчеркнуть протяженность пространства до холмов на дальнем плане.
На следующем рисунке ниже освещение практически не имеет особого значения. Раннее летнее утро позволило создать поэтичную картину начинающегося дня. На снимке прекрасно передано состояние природы, чувствуется осязаемость воздуха на снимке, ритмы в изображении лошадей на переднем плане подчеркивают весь объем пространства за пределами кадра.
В следующей статье продолжим рассматривать примеры использования воздушной перспективы в фотографии, разберем типичные ошибки фотографов при работе с воздушной перспективой и приведем алгоритмы работы с данным эффектом.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
Закон тональной перспективы, закон воздушной перспективы и другие полезные фото-знания
Увидев, что то необычное, поразившее нас, мы хотим тут же запечатлеть это в кадре, но часто, покоряющее нас своей красотой окружение, не получается на фотографии. Одна из причин этого — отсутствие ощущение объема, третьего измерения, ощущения пространства. Мы снимаем кадр и помним, что было красиво, красочно, великолепно, а посмотрев его уже дома на компьютере удивляемся, где же все это? Почему не получилось передать все, то, что мы увидели? Первое, что приходит на ум это плохая камера, объектив и начинается технологическая гонка. Но с покупкой нового объектива или камеры результат, как правило, заметно лучше не становится. Для понимания, почему так происходит, следует разобраться в законах перспективы — приеме передачи пространства на плоскости. Изображение, в котором присутствуют признаки перспективы, — это модель воображаемого пространства. Причем пространство это мы воспринимаем логически. А зрительное восприятие, однозначно говорит о том, что перед нами плоский лист бумаги.
Перед фотографом стоит не простая задача, картина, создаваемая фотографическими средствами, это не копия окружающего нас мира, потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости.
Так что же такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
1.Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
То, чем я хочу написать придумано не мной и даже не на заре фотографии. Это было известно еще живописцам. Собственно закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.
Прежде чем приступить к освещению законов перспективы хочу немного рассказать об особенностях нашего зрения. Есть три страшных слова, характеризующие наше зрение. Аккомодация хрусталика, конвергенция глаз и бинокулярная дискретность. На самом деле ничего страшного и непонятного нет.
Аккомодация хрусталика это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта.
Конвергенция глаз не что иное, как сведение оптических осей глаз в одной точке. Конвергенция глаз необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалась на соответствующие места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.
Бинокулярная дискретность это стереоскопический эффект, благодаря наличию двух глаз.
В совокупности это не иначе как приспособления наших глаз к окружающей среде, условиям освещения, удаленности предметов.
Все это есть у нас, но нет у камеры. И тут на помощь фотографу и приходят знание и умение применять законы перспективы, иначе изобразительные признаки глубины картины. Итак этих законов шесть:
1 Закон линейной перспективы:
Линейная перспектива — визуальное изменение масштабных соотношений предметов в зависимости от удаленности. Линейная перспектива всегда геометрически правильна, одинакова и строится по принципу, имеющему характер закона.
Столбы все одинаковые, но по мере удаления они визуально кажутся меньше.
Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов — первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы — стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта.
Следы шин на песке параллельны, но у линии горизонта они сходятся в одной точке
Перспектива на снимке будет более выраженной, если объекты съемки на переднем плане будут существенно крупнее, чем на заднем плане. Чем ближе передний предмет находится к фотографу, тем более ярко выражена линейная перспектива.
2 Закон тональной перспективы (тональное разделение планов, рассеяние света):
Сущность тональной перспективы заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам светлее предметов находящихся на переднем плане. Т.е. более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Одновременно с этим удаленные предметы кажутся менее резкими и контрасты светотени снижаются. Хорошо передается в утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой.
По мере удаления горы выглядят светлее и менее резкими.
Таким образом, видно какой художественный эффект может быть получен при воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже при отсутствии чёткого линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей. Максимальный эффект тональной перспективы достигается при контровом или заднедиагональном направлении света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива проявляется слабо либо вообще отсутствует. За счет поиска точки съемки можно искусственно создать эффект тональной перспективы. Для этого достаточно поместить на передний план предметы существенно темнее предметов находящихся вдали.
3 Закон воздушной перспективы
Явление угасания цветов с увеличением расстояния носит название воздушной перспективы. При этом предметы как бы тают, угасают, растворяются в толще воздуха. В применении к черно-белой фотографии понимают постепенное снижение контраста предметов. Воздушная перспектива, в отличие от тональной, не может быть получена искусственно. Она всегда разная, изменчивая и зависит от чистоты атмосферы, её насыщенности влагой, от плотности воздуха и делится на естественную и искусственную дымку.
Естественная дымка бывает:
атмосферной (иначе молекулярной), отображается за счет рассеяния света молекулами воздуха. Имеет сине-голубой цвет. В основном возникает там, где воздух чистый (в горах, над морем, озерами).
На этом кадре хорошо видны «голубые дали»
влажная дымка появляется при повышении влажности воздуха. Бывает светло-голубая, белесая. Самый яркий пример это туман. В туманную погоду воздушная перспектива очень сильная.
Так же дымка бывает искусственная — пыль, дым, промышленные выбросы, смог.
4 Заслонение или перекрытие
Может быть, самый сильный признак глубины. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого предмета, находящегося дальше. Иногда заслонение — единственный признак глубины.
5 Светотень
Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Отброшенные тени красноречиво говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени дают возможность буквально осязать предметы, определить их взаимное расположение. Наличие светотеневого рисунка говорит зрителю о том, что он видит тело объёмным.
Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени, то, что называется эффектом освещения, все равно дает впечатление пространства картины, наполняет это пространство средой, воздухом, таит в себе огромные выразительные возможности. Четко очерченные тени от источников, которые с некоторым приближением можно назвать точечными: солнце, искусственные источники света без отражателей, при определенных условиях дают линии сходящиеся в глубину, то есть создают перспективу.
6 Оптическая перспектива
Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, — особый случай, обоснованный конкретными требованиями).
Пример ситуации, когда главный объект выведен из резкости
Это так же основано на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда «наводит фокус» на интересующий нас предмет. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудалённость объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства. Проще говоря, оптическая перспектива это противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона.
Какие книги советовала бы почитать:
А.И. Лапин Фотография как.
Л.П.Дыко. Основы композиции в фотографии.
Надеюсь, эта информация кому то будет полезной и многие моменты станут более понятными.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что такое воздушная перспектива в фотографии и как ее получить?
Здравствуйте! Как ваши дела, как успехи на фотографическом поприще? Надеюсь, что успешно и вы уже готовы впитывать новые знания! Сегодняшняя статья хоть и небольшая, но весьма интересная, потому что мы разбираем такое понятие, как воздушная перспектива в фотографии.
Наверняка, многие о нем слышали, но плохо представляют, что это и как связано с созданием изображения. Давайте по порядку обсудим, почему, в том числе воздушная, так важна в фотографии.
Зачем нужна перспектива в фотографии?
Перспектива делает фото объемным, создавая иллюзию многоплановости и большого пространства, которое простирается и уходит за горизонт, за область видения.
Фотографии различных авторов отличаются своей изюминкой. Но все они в определенной мере соблюдают правила фотографирования, которые значительно улучшают снимки и облегчают их восприятие. Одним из фотографических принципов является создание перспективы, или субъективного ощущения глубины.
Наши глаза видят мир трехмерно, оценивая пространственное расположение объектов – тех, что близко, на переднем плане, и тех, что далеко или уходят вдаль. На фото передать это гораздо сложнее. Для этого используют специальные приемы. В частности, выделают три вида:
Иногда тональную и воздушную перспективу объединяют, но это не совсем верно, так как они все же имеют отличные причины появления и эффекты. Однако, схожи в том, что в результате них меняются тона объектов.
Где найти и как применить воздушную перспективу?
При каких условиях может возникнуть воздушная перспектива? Этому весьма способствует влажный или, увы, загрязненный воздух. К слову сказать, капельки воды в воздухе, как и пыль, не слишком благоприятны для фотоаппарата, так что будьте в курсе. После таких прогулок не помешает почистить объектив, а может, и почистить зеркало в корпусе, хотя бы специальной щеточкой.
При любых обстоятельствах всегда нужно иметь при себе специальный карандаш и тряпочки для чистки объектива. Такие я себе приобретал на Aliexpress.
В целом, можно более конкретно говорить о том, что воздушная перспектива может быть:
Повторюсь, что воздушная перспектива влияет на фотографируемые объекты. Она изменяет их:
Примеров грамотного использования любой из перечисленных перспектив превеликое множество. Фото моста, уходящего вдаль от фотографа и теряющегося в глубине пространства, вьющийся горный ручей, множество пиков гор или холмов, разделенных туманом, колесница (или современный вариант — машина), скрывающаяся в пыли дороги.
Добавление в композицию перспективы придаст всему кадру многоплановости и реалистичности, движения, загадочности; будет помогать направлять взгляд зрителя.
Ваш зеркальный фотоаппарат — ваш величайший инструмент, который может творить историю. Узнайте все преимущества вашей зеркалки и станете на шаг выше тех, кто просто фотографирует в автоматическом режиме! Рекомендуемые мною курсы начинающим.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей зеркального NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей зеркального CANON.
На этом все, что я хотел вам поведать про воздушную перспективу. Надеюсь вам стало более понятно, что это такое. Прощаюсь, но ненадолго! Был рад поделиться своими знаниями. Жду вас снова на моем блоге, не забывайте подписываться и делиться статьей!
Как создать ощущение глубины на ваших фотографиях
Сегодня мы разберем вопрос о том, как добавить ощущение глубины вашим фотографиям, чтобы они стали более живыми и интересным для зрителя. Используя несколько простых, но очень эффективных приемов, которые могут быть применены во время экспозиции, вы имеете возможность улучшить свой снимок. Поэтому мы поговорим о перспективе, глубине резкости и кадрировании.
Не смотря на то, что удаленные объекты с увеличением расстояния кажутся все меньше и меньше, в уме вы все равно можете представить реальный размер отдаленного объекта. А что касается прямых параллельных линий, то по мере отдаления они кажутся сходящимися в одной точке, хотя мозг продолжает воспринимать их как параллельные прямые. Это явление известно как «шкала постоянства». Речь идет о неменяющейся тенденции в восприятии объекта, связанной с опытом зрителя, несмотря на его значительное несоответствие по отношению к наблюдаемому образу.
Так как фотография – это оптическая запись реальности, то к ней применимы те же принципы. И для сохранения реалистичности в изображении должна быть передана глубина. Кроме того, усиление ощущения глубины стремится вовлечь зрителя в картину и создать для него эффект присутствия в конкретных условиях. Всем этим можно управлять с помощью различных типов перспектив, которые мы еще обсудим ниже в этой статье, а также используя глубину резкости и кадрирование.
Перспективой в фотографии называют метод представления трехмерных объектов на двумерной плоскости, с сохранением представления об отдаленности объектов по отношению друг к другу, а также визуально передается ощущение о расстоянии между ними и камерой.
Таким образом, чтобы повысить чувство глубины на ваших снимках, вы можете использовать некоторые из ниже перечисленных факторов.
Линейная перспектива
Это наиболее распространенный тип перспективы, используемый в фотографии, который характеризуется сходящимися линиями. Хотя эти линии в основном параллельны, чем дальше они простираются от камеры, тем ближе друг к другу они кажутся, пока наконец не сходятся в одной или нескольких точках. Это случается в том случае, если они имеют возможность простираться на достаточное расстояние в пределах кадра. Таким образом, прямые в фотографии становятся диагоналями, придавая ей ощущение динамизма и увлекая взгляд зрителя вдаль сцены. Так возникает ощущение глубины.
Фото: Ben Fredericson (xjrlokix)
Широкоугольные объективы, как правило, подчеркивают линейную перспективу, так как увеличивают глубину восприятия, позволяя расширить расстояние между передним и задним планом сцены. Тем самым они подчеркивают появление сходящихся линий. В то же время телеобъективы зрительно сокращают расстояние между передним планом и фоном, поэтому линии не имеют возможности сойтись.
Это явление известно как сжатие объектива и характерно для телеобъективов, которые как бы сжимают пространство, сокращая расстояние между передним и задним планом. Такой эффект визуально сближает элементы сцены и друг к другу, и к камере, причем в большей степени, чем это есть на самом деле.
Фотография ниже была сделана 18-миллиметровым широкоугольным объективом, и вы можете убедиться, насколько широко охвачена сцена. При этом усилено ощущение глубины, подчеркиванием и увеличением появления сходящихся линий.
Перспектива сходящихся линий также во многом зависит от угла съемки и наклона камеры. Низкий ракурс даст совсем иной эффект по сравнению со съемкой с некоторой возвышенности.
Уменьшение перспективы
Уменьшение перспективы связано с линейной перспективой и описывает способ передачи изображения, на котором чем дальше от камеры находится объект, тем меньше он выглядит. Если у вас есть сцена с дорогой и линиями электропередач по обе стороны от нее, то на ближнем крае, то есть на переднем плане будет появляться самый высокий объект, а затем последуют объекты, которые будут становиться все короче и короче. Такая тенденция будет усиливаться по направлению к заднему фону, пока объекты не превратятся в пятнышко на снимке.
Этот тип перспективы лучше всего работает с элементами, которые имеют идентичный или очень схожий размер и размещены на разном расстоянии от камеры. Чувство глубины кадра будет усиливаться из-за того, что зритель знает о том, что в реальности эти элементы одинаковой величины.
Фото: Джованни Орландо
Представленная ниже фотография является отличным примером обеих линейных перспектив. Вы можете ощутить ярко выраженную глубину с уменьшающей горизонтальной, а также с вертикальной перспективой.
Еще один удачный пример уменьшения в перспективе это популярное использование винтовой лестницы, фотографировать при этом следует сверху. Представьте, что в центре лестницы есть прямая вертикальная линия. Это будет служить своего рода воображаемым горизонтом, хотя, так как речь идет о вертикали, будем считать, что это ось. Чем ниже по лестнице скользит ваш взгляд, тем меньше выглядит круг в центре. И, наконец, он сужается до величины одной точки. Это в том случае, если лестница идет достаточно далеко. На фотографиях ниже отличные примеры с этим приемом:
Фото: Марсель Жермен
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива (также известная, как атмосферная) в основном распространена в пейзажной фотографии, где особенно актуальны туманные, неясные сцены. Съемка в дымке и тумане подчеркивает формы субъектов, а также добавляет глубину сцене. Объекты, которые ближе всего расположены к камере, отличаются насыщенным естественным цветом. Но по мере отдаленности объекта от объектива краски блекнут, расплываются и теряют насыщенность.
При взгляде на такую фотографию вам кажется, что сцена состоит из слоев, наложенных друг на друга. Возникает тональный контраст между передним и задним планом, а середина кадра дает ощущение расстояния между ними. Такое разделение плоскостей создает ощущение глубины.
Фото: Джеймсом Иордании
Фото: Марсель Жермен
Легко ощутить глубину в изображении на таких картинах, как те, что вы видите ниже. Сначала глаз воспринимает то, что наиболее очевидно, а именно более темный передний план. Затем взгляд зрителя движется за пределы переднего плана, скользя вглубь сцены, где изображение светлее и светлее. Такие сцены обычно состоят в основном из одного цвета, но контраст между различными плоскостями возникает в результате различия между тем, как падает на них свет, создавая карту тональностей, по которой путешествует глаз зрителя, различая каждую часть одну от другой.
Воздушная перспектива широко используется в живописи, а также обретает все большую популярность среди пейзажных фотографов. Они ловко используют погодные условия в свою пользу, чтобы создавать яркие, по-новому выглядящие изображения даже фотографируя хорошо известные сцены.
Телеобъективы лучше работают, чтобы подчеркнуть воздушную перспективу на фотографии, чем широкоугольные. Потому что часть сцены, которая расположена ближе к камере (в которой присутствует меньше тумана, больше резкость объекта и насыщенность цвета), как правило, выпадает из кадра. И если вы используете телеобъектив, то имейте в виду, что вам может понадобиться штатив, потому что он, как правило, в большей степени подвержен тенденции вызывать дрожание камеры по сравнению с некоторыми другими объективами.
Лучше всего для такого приема подходит зимний туман и пасмурные дни. Хотя и летние туманные дни, также как и низко плывущие облака отлично работают. Грамотно выбирая экспозицию, вы можете обмануть экспонометр вашей камеры, который посчитает, что сцена ярче, чем есть на самом деле, в результате чего получите необходимое подвергание.
Что вам нужно сделать, так это добавить пару остановок, используя функцию компенсации экспозиции на вашей камере, или, если съемка ведется в ручном режиме, то выбрать чтение сцены, а затем настроить скорость затвора, диафрагмы и ISO с передержкой сцены на пару остановок.
Тональная перспектива
Тональная перспектива описывает, как мы воспринимаем размещение объектов в пределах кадра, а, следовательно, и глубину фотографии, основываясь на тональных изменениях от темных к светлым по мере продвижения в кадре. Это может быть подчеркнуто при размещении более светлых объектов на темном фоне, который помогает выделить их и выдвинуть вперед, тем самым добавляя изображению ощущение глубины.
Также немаловажную роль в восприятии ощущения глубины на фотографии играют цвета объектов. Например, теплые оттенки красного, желтого и оранжевого цвета имеют тенденцию продвигать, а холодные цвета, например, синий, фиолетовый и зеленый, как правило, способствуют отступлению. Таким образом, размещение красного объекта на синем фоне или желтого на зеленом будет подчеркивать и усиливать ощущение глубины в фотографии.
Глубина резкости
Глубина резкости влияет на степень четкости и размытия присущую различным элементам кадра. Наш мозг воспринимает четкие предметы, как более близко расположенные, в то время как размытые объекты воспринимаются как отдаленные. Причем, ощущение увеличения расстояния возрастает с усилением размытости объекта.
Представьте себе, съемку с фокусировкой на лице при диафрагме f/2.8, где человек стоит прямо перед кирпичной стеной. Объект будет выглядеть немного резче, чем стена, потому что она отступает на задний план.
Затем попробуйте поставить этого человека в паре метров от стены и сфокусируйтесь. Стена будет выглядеть более размытой, чем в предыдущем сценарии, потому что увеличилось расстояние между ними. Если этот человек сделает еще несколько шагов вперед, то стена будет казаться еще более размытой.
Наибольшее ощущение глубины в изображении возникает в том варианте снимка, где ваша модель наиболее удалена от кирпичной стены. Потому что именно в этом случае разница в резкости между передним планом, то есть моделью и фоном, то есть стеной, является наиболее выраженной.
Кадр в кадре
Очень эффективным способом добавления глубины в кадре может быть использование в качестве главного предмета объектов переднего плана, которые входят в кадр на фоне отступающих элементов в вашей фотографии. Этот прием вовлекает зрителя в картину, и он ощущает свое присутствие в кадре, где изучает предметы и объекты, а не просто разглядывает фото. Также создается ощущение действия, размера и динамизма.
Фото: Trey Ratcliff
Заключение
Вы ознакомились с простыми, но эффективными методами, которые призваны помочь вам добавить больше глубины в фотографии и сделать их более интересными и привлекательными для зрителей. Некоторые из приемов могут быть использованы в комплексе, в чем вы могли убедиться на примерах из представленных изображений. Когда вы все сделаете правильно, результат вас просто ошеломит.