что значит возвышенный человек
Значение слова «возвышать»
2. Нравственно поднимать; облагораживать. Ничто так не возвышает человека, как творчество. Гаршин, Художники. — Любовь должна возвышать человека, а не тянуть его вниз. Катерли, Бронзовая прялка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОЗВЫША’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. (книжн.). 1. Несов. к возвысить. 2. Создавать более возвышенное настроение, направлять к более высоким задачам. В. душу.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
возвыша́ть
1. делать более громким, резким; усиливать (голос)
2. устар. делать более высоким по тону (о голосе)
3. устар. увеличивать, повышать (цену, стоимость и т. п.)
4. устар. делать более высоким
6. перен. создавать кому-либо, чему-либо более высокое общественное, служебное и т. п. положение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коптилка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «возвышать»
Предложения со словом «возвышать»
Цитаты из русской классики со словом «возвышать»
Сочетаемость слова «возвышать»
Понятия, связанные со словом «возвышать»
Афоризмы русских писателей со словом «возвышать»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «возвышать»
– Или вы в первый раз видите таких людей?! – всё больше возвышая голос, воскликнул епископ.
Подозрительные правители часто возвышают людей самого низкого звания из-за ошибочного убеждения, будто те, кто полностью зависит от их милости, будут привязаны только к своему благодетелю.
Высокое искусство возвышает душу человека, а низкое пробуждает в нём животное начало.
Синонимы к слову «возвышать»
Сочетаемость слова «возвышать»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ВОЗВЫШЕННЫЙ
Смотреть что такое «ВОЗВЫШЕННЫЙ» в других словарях:
ВОЗВЫШЕННЫЙ — ВОЗВЫШЕННЫЙ, ая, ое; ен, енна. 1. Возвышающийся над окружающим, высокий. Возвышенная местность. 2. перен. Благородный и глубокий, стоящий выше повседневности (высок.). Возвышенная цель. | сущ. возвышенность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова
возвышенный — ВОЗВЫШЕННЫЙ1, поэтический, поэтичный, романтический, эмоциональный ВОЗВЫШЕННЫЙ2, высокий, устар. выспренний ВОЗВЫШЕННЫЙ3, приподнятый, торжественный ГИМН, славословие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
возвышенный — ая, ое; ен, енна 1) полн. ф. Расположенный выше окружающего, возвышающийся над чем л. Возвышенная местность. Левый, возвышенный. берег реки имеет высоту около 30 метров (Арсеньев). Синонимы: высо/кий Антонимы: ни/зменный 2) перен. Исполненный… … Популярный словарь русского языка
возвышенный — 1. возвышенный, ен, ена, ено, ены, прич. 2. возвышенный, ен, енна, енно, енны, прил … Русское словесное ударение
Возвышенный — I прил. Расположенный выше прилегающей местности. II прил. 1. Более высокий по тону. 2. разг. Громкий, резкий; повышенный (голос). 3. перен. Приподнятый, торжественный. III прил. 1. Отличающийся высокими нравственными качествами, чистотой чувств… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
возвышенный — возвышенный, возвышенная, возвышенное, возвышенные, возвышенного, возвышенной, возвышенного, возвышенных, возвышенному, возвышенной, возвышенному, возвышенным, возвышенный, возвышенную, возвышенное, возвышенные, возвышенного, возвышенную,… … Формы слов
возвышенный — низменный низкий будничный униженный … Словарь антонимов
возвышенный — возв ышенный; кратк. форма прич. ен, ена; кратк. форма прил. (полный высокого содержания) ен, енна … Русский орфографический словарь
возвышенный — 1. прил.; кр.ф. возвы/шен, возвы/шенна, шенно, шенны; возвы/шеннее. Ваши чувства и стремления благородны и возвышенны. 2. прич.; кр.ф. возвы/шен, возвы/шена, шено, шены. Эти люди были незаслуженно возвышены по служебной лестнице … Орфографический словарь русского языка
ВОЗВЫШЕННЫЙ
Смотреть что такое «ВОЗВЫШЕННЫЙ» в других словарях:
ВОЗВЫШЕННЫЙ — ВОЗВЫШЕННЫЙ, возвышенная, возвышенное (книжн.). 1. (кратк. возвышен, возвышена, возвышено). прич. страд. прош. вр. от возвысить (устар.). 2. Высоко расположенный над уровнем моря. Фотосъемка возвышенной местности. 3. Полный высокого значения,… … Толковый словарь Ушакова
возвышенный — ВОЗВЫШЕННЫЙ1, поэтический, поэтичный, романтический, эмоциональный ВОЗВЫШЕННЫЙ2, высокий, устар. выспренний ВОЗВЫШЕННЫЙ3, приподнятый, торжественный ГИМН, славословие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
возвышенный — ая, ое; ен, енна 1) полн. ф. Расположенный выше окружающего, возвышающийся над чем л. Возвышенная местность. Левый, возвышенный. берег реки имеет высоту около 30 метров (Арсеньев). Синонимы: высо/кий Антонимы: ни/зменный 2) перен. Исполненный… … Популярный словарь русского языка
возвышенный — 1. возвышенный, ен, ена, ено, ены, прич. 2. возвышенный, ен, енна, енно, енны, прил … Русское словесное ударение
Возвышенный — I прил. Расположенный выше прилегающей местности. II прил. 1. Более высокий по тону. 2. разг. Громкий, резкий; повышенный (голос). 3. перен. Приподнятый, торжественный. III прил. 1. Отличающийся высокими нравственными качествами, чистотой чувств… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
возвышенный — возвышенный, возвышенная, возвышенное, возвышенные, возвышенного, возвышенной, возвышенного, возвышенных, возвышенному, возвышенной, возвышенному, возвышенным, возвышенный, возвышенную, возвышенное, возвышенные, возвышенного, возвышенную,… … Формы слов
возвышенный — низменный низкий будничный униженный … Словарь антонимов
возвышенный — возв ышенный; кратк. форма прич. ен, ена; кратк. форма прил. (полный высокого содержания) ен, енна … Русский орфографический словарь
возвышенный — 1. прил.; кр.ф. возвы/шен, возвы/шенна, шенно, шенны; возвы/шеннее. Ваши чувства и стремления благородны и возвышенны. 2. прич.; кр.ф. возвы/шен, возвы/шена, шено, шены. Эти люди были незаслуженно возвышены по служебной лестнице … Орфографический словарь русского языка
Возвышенное в человеке
Возвышенное и низменное в человеке
Возвышенное – это все самое лучшее и красивое в человеке и его поступках, оно появляется от красивых желаний и от сильного стремления к красоте; все то, что лучше, красивее, чище и выше, чем обычное и обыденное. Обыденное (обывательское) – это все обычное в человеке и его делах, когда человеку не нужна красота. Обыватель – человек, почти не имеющий красивых желаний и сильного устремления к красоте.
Низменное – это всё плохое и безобразное в человеке, когда человек тянется не к красивому, а наоборот, к отвратительному. Каждый человек может свободно выбирать между желаниями красивыми и возвышенным, или безобразными и низменными.
Возвышенными и низменными могут быть поступки, слова, мысли, мечты, желания, чувства. Есть люди, которые даже не замечают, когда поступают некрасиво и низменно.
Кто-то смеётся, видя, как другой споткнулся, упал в грязь. Смех над тем, что другому человеку плохо, некрасиво и низменно. Кто-то испугался драться и напал со спины. А значит, поступил некрасиво, трусливо, нечестно и низко…Если взрослый человек озвучивает низменные реакции человека, злопамятные и недоброжелательные мысли, то это очень безобразно и отвратительно.
Хороший человек стремится к красивому и возвышенному потому, что постоянно понемногу совершенствуется. Он старается быстро исправлять все свои незначительные ошибки.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война
В античной философии В античной философии можно проследить отношение мыслителей к животным инстинктам человека, как к низменным позывам.
Аристотель в «Никомаховой этике» выделяет три основных образа жизни:
жизнь, полная удовольствий и наслаждений;
государственный образ жизни;
созерцательный
Большинство людей, говорит Аристотель, сознательно выбирают жизнь, полную удовольствий и наслаждений, чем полностью обнаруживают свою низменность.
Распущенность Аристотель связывает с теми чувствами, которые являются общими с животными. Наслаждаться такими чувствами, то есть иметь к ним исключительное пристрастие, значит жить по-скотски.
По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей, которые выражают:
идеально-разумную способность;
вожделяюще-волевую;
инстинктивно-аффективную.
В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своём поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Платон надеялся изменить природу человека, искоренить в нем «низменные» побуждения во имя «возвышенных», не считаясь с уже сложившейся в течение тысячелетий общественной жизни природой человека.
В религии и богословии Христианство
В христианстве нарушение заповедей называют грехом. Для христиан такие поступки являются низменными, недостойными. По представлениям христианства, все люди несут на себе печать «первородного греха». Человек изначально порочен и греховен.
Термин «первородный грех» предложил Блаженный Августин. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Термин «первородный грех» повсеместно принят христианством.
Протестантизм
Лютер считал, что зло изначально присуще природе человека. Оно направляет его волю так, что ни один человек не способен совершить что-либо доброе. Убеждение в низменности и беспомощности человека, в его неспособности совершить что-либо доброе по собственной воле, согласно Лютеру, одно из главных условий ниспослания божьей благодати. Лишь если человек унизит себя, откажется от своей воли, от своей гордыни, только тогда снизойдет на него милость Господня. Еще более радикально Лютер выразил бессилие человека в памфлете «Рабство воли», который был направлен против Эразма Роттердамского, защищавшего свободу воли. Заставляя индивида признать и прочувствовать его ничтожность, никчемность всех его достоинств, заставляя его чувствовать себя безвольным орудием в руках Бога, Лютер лишал человека уверенности в себе, отнимал у него чувство собственного достоинства], а без этого невозможно никакое сопротивление светским властям, угнетающим человека.
Теология Ж. Кальвина аналогична теологии Лютера. Кальвин учит, что мы должны унизиться, что посредством этого самоуничижения мы и полагаемся на всесилие Божие. Он поучает, что человек не должен считать себя хозяином своей судьбы. Человек не должен стремиться к добродетели ради неё самой: это приведёт лишь к суете.
В философии XIX в Развитием понятия безобразного занимался Иоганн Карл Фридрих Розенкранц, немецкий философ, ученик Гегеля. В своём труде «Эстетика безобразного» (1853), он указывает, что в развитии идеи прекрасного неизбежен анализ безобразного. Таким образом, понятие безобразного, как отрицательной формы прекрасного, становится частью эстетики.
Розенкранц разработал подробную ступенчатую классификацию безобразного:
I. Отсутствие формы
o…
II. Неточное (неправильное)
o…
III. Распад формы (деформация)
oА. Ординарное
§1) низменное
§2) слабость
§3) ничтожное
oБ. Отвратительное
§…
oВ. Карикатура
Ординарное является противоположностью возвышенного. Понятие величественного обусловливает понятие ординарного. К примеру, отдельное лицо может считаться ординарным тогда, когда в нем просвечивается зависимость конкретного человека от некоторого порока, поскольку такая зависимость противоречит понятию человека, достоинство которого она оспаривает.
Если возвышенная величина устраняет своей бесконечностью границы времени и пространства, жизни и воли, отличий воспитания и социального положения, то низменное, наоборот, устанавливает эти границы без необходимости их наличия. Если возвышенное реализует свободу, то низменное ограничивает свободу бытия там, где она не является необходимой.
В обычной жизни говорим, к примеру, что отдельный человек низменный, когда из-за педантичной сосредоточенности на несущественном он устанавливает препятствия существенному в его стремлении к самореализации, — такой человек несвободен от мелочности, которую он не способен преодолеть.
Людвиг Фейербах отстаивал идею антропологизма: понимание человека как чисто природного, биологического существа. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Фейербах в своем труде «Сущность христианства» (1841) показал процесс возникновения понятия «Бог», как идеализирование, преувеличение, превращение в абсолют собственных, реальных человеческих качеств. Бог является неким рафинированным, избавленным от пороков, недостатков и слабостей человек. Но, чем могущественнее и совершенным становится Бог, тем более ничтожным становится сам человек. Собственная жизнь рассматривается религиозным человеком как нечто низменное, как испытание и подготовку к подлинной жизни «на том свете». Фейербах видит в этом большую угрозу для человеческих отношений. Принижение человека, отождествление его земной жизни с низменным в конце концов пагубно отражается на отношениях между людьми. И те низменные чувства (коварство, зависть, злоба, ненависть), от которых человек пытается отгородиться, все равно проявляются. Фейербах предлагает людям, избавленным иллюзорного религиозного сознания, понявшим истоки религиозных представлений, заменить поклонение Богу уважительным отношением друг к другу.
В философии XX в Бертран Рассел обращает внимание на проблему человеческого восприятия взаимоотношения духа и материи. На протяжении веков дух отождествляли с чем-то возвышенным, благородным, а материю с низменным. Современные знания, полученные благодаря развитию науки и техники, дают возможность взглянуть на взаимоотношения духа и материи по-другому.
Это приводит нас к проблеме взаимоотношения духа и материи, поскольку восприятие обычно считается «психическим» событием, тогда как воспринимаемые объекты и стимулы к восприятию считаются «физическими». По-моему, в разрешении этой проблемы нет вообще никаких трудностей. Предполагаемые затруднения происходят от плохой метафизики и плохой этики. Говорят, что дух и материя являются двумя субстанциями, полностью разобщенными друг с другом. Дух есть нечто благородное и возвышенное, материя же — нечто низменное. Грех состоит в подчинении духа телу. Познание, будучи одним из самых возвышенных проявлений духовной активности, не может зависеть от чувств, так как чувство представляет собой форму подчинения материи и поэтому является низменным. Отсюда проистекает платоновский протест против отождествления познания с восприятием. Все это, скажете вы, устарело и отжило свой век, но это оставило пережитки труднопреодолимых предрассудков.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»
Рассел показывает, как велика разница между восприятием и физическим объектом.
Пространственные отношения, устанавливаемые физикой, имеют место между электронами, протонами, нейтронами и так далее, которых мы не воспринимаем; пространственные отношения зрительных восприятий имеют место между вещами, которые мы воспринимаем, и в конечном счете между цветовыми пятнами. Между физическим пространством и зрительным пространством есть какое-то соответствие, но оно очень грубо. Во-первых, большие глубины неразличимы. Во-вторых, определение времени различно; место, где солнце зрительно находится сейчас, соответствует месту, где физическое солнце было восемь минут назад. В-третьих, восприятие подвержено изменениям, которые физик не приписывает изменениям в объекте, например восприятие изменяется в зависимости от облаков, телескопов, косоглазия или закрывания глаз. Соответствие между восприятием и физическим объектом является поэтому только приблизительным и, что касается пространственных отношений, оказывается не более точным, чем в других отношениях.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»
Низменное и возвышенное
Возвышенное и низменное в человеке
Возвышенное – это все самое лучшее и красивое в человеке и его поступках, оно появляется от красивых желаний и от сильного стремления к красоте; все то, что лучше, красивее, чище и выше, чем обычное и обыденное. Обыденное (обывательское) – это все обычное в человеке и его делах, когда человеку не нужна красота. Обыватель – человек, почти не имеющий красивых желаний и сильного устремления к красоте.
Низменное – это всё плохое и безобразное в человеке, когда человек тянется не к красивому, а наоборот, к отвратительному. Каждый человек может свободно выбирать между желаниями красивыми и возвышенным, или безобразными и низменными.
Возвышенными и низменными могут быть поступки, слова, мысли, мечты, желания, чувства. Есть люди, которые даже не замечают, когда поступают некрасиво и низменно.
Кто-то смеётся, видя, как другой споткнулся, упал в грязь. Смех над тем, что другому человеку плохо, некрасиво и низменно. Кто-то испугался драться и напал со спины. А значит, поступил некрасиво, трусливо, нечестно и низко…Если взрослый человек озвучивает низменные реакции человека, злопамятные и недоброжелательные мысли, то это очень безобразно и отвратительно.
Хороший человек стремится к красивому и возвышенному потому, что постоянно понемногу совершенствуется. Он старается быстро исправлять все свои незначительные ошибки.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война
В античной философии
В античной философии можно проследить отношение мыслителей к животным инстинктам человека, как к низменным позывам.
Аристотель в «Никомаховой этике» выделяет три основных образа жизни:
• жизнь, полная удовольствий и наслаждений;
• государственный образ жизни;
• созерцательный
Большинство людей, говорит Аристотель, сознательно выбирают жизнь, полную удовольствий и наслаждений, чем полностью обнаруживают свою низменность.
Распущенность Аристотель связывает с теми чувствами, которые являются общими с животными. Наслаждаться такими чувствами, то есть иметь к ним исключительное пристрастие, значит жить по-скотски.
По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей, которые выражают:
• идеально-разумную способность;
• вожделяюще-волевую;
• инстинктивно-аффективную.
В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своём поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Платон надеялся изменить природу человека, искоренить в нем «низменные» побуждения во имя «возвышенных», не считаясь с уже сложившейся в течение тысячелетий общественной жизни природой человека.
В религии и богословии
Христианство
В христианстве нарушение заповедей называют грехом. Для христиан такие поступки являются низменными, недостойными. По представлениям христианства, все люди несут на себе печать «первородного греха». Человек изначально порочен и греховен.
Термин «первородный грех» предложил Блаженный Августин. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Термин «первородный грех» повсеместно принят христианством.
Протестантизм
Лютер считал, что зло изначально присуще природе человека. Оно направляет его волю так, что ни один человек не способен совершить что-либо доброе. Убеждение в низменности и беспомощности человека, в его неспособности совершить что-либо доброе по собственной воле, согласно Лютеру, одно из главных условий ниспослания божьей благодати. Лишь если человек унизит себя, откажется от своей воли, от своей гордыни, только тогда снизойдет на него милость Господня. Еще более радикально Лютер выразил бессилие человека в памфлете «Рабство воли», который был направлен против Эразма Роттердамского, защищавшего свободу воли. Заставляя индивида признать и прочувствовать его ничтожность, никчемность всех его достоинств, заставляя его чувствовать себя безвольным орудием в руках Бога, Лютер лишал человека уверенности в себе, отнимал у него чувство собственного достоинства], а без этого невозможно никакое сопротивление светским властям, угнетающим человека.
Теология Ж. Кальвина аналогична теологии Лютера. Кальвин учит, что мы должны унизиться, что посредством этого самоуничижения мы и полагаемся на всесилие Божие. Он поучает, что человек не должен считать себя хозяином своей судьбы. Человек не должен стремиться к добродетели ради неё самой: это приведёт лишь к суете.
В философии XIX в
Развитием понятия безобразного занимался Иоганн Карл Фридрих Розенкранц, немецкий философ, ученик Гегеля. В своём труде «Эстетика безобразного» (1853), он указывает, что в развитии идеи прекрасного неизбежен анализ безобразного. Таким образом, понятие безобразного, как отрицательной формы прекрасного, становится частью эстетики.
Розенкранц разработал подробную ступенчатую классификацию безобразного:
• I. Отсутствие формы
o …
• II. Неточное (неправильное)
o …
• III. Распад формы (деформация)
o А. Ординарное
; 1) низменное
; 2) слабость
; 3) ничтожное
o Б. Отвратительное
; …
o В. Карикатура
Ординарное является противоположностью возвышенного. Понятие величественного обусловливает понятие ординарного. К примеру, отдельное лицо может считаться ординарным тогда, когда в нем просвечивается зависимость конкретного человека от некоторого порока, поскольку такая зависимость противоречит понятию человека, достоинство которого она оспаривает.
Если возвышенная величина устраняет своей бесконечностью границы времени и пространства, жизни и воли, отличий воспитания и социального положения, то низменное, наоборот, устанавливает эти границы без необходимости их наличия. Если возвышенное реализует свободу, то низменное ограничивает свободу бытия там, где она не является необходимой.
В обычной жизни говорим, к примеру, что отдельный человек низменный, когда из-за педантичной сосредоточенности на несущественном он устанавливает препятствия существенному в его стремлении к самореализации, — такой человек несвободен от мелочности, которую он не способен преодолеть.
Людвиг Фейербах отстаивал идею антропологизма: понимание человека как чисто природного, биологического существа. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Фейербах в своем труде «Сущность христианства» (1841) показал процесс возникновения понятия «Бог», как идеализирование, преувеличение, превращение в абсолют собственных, реальных человеческих качеств. Бог является неким рафинированным, избавленным от пороков, недостатков и слабостей человек. Но, чем могущественнее и совершенным становится Бог, тем более ничтожным становится сам человек. Собственная жизнь рассматривается религиозным человеком как нечто низменное, как испытание и подготовку к подлинной жизни «на том свете». Фейербах видит в этом большую угрозу для человеческих отношений. Принижение человека, отождествление его земной жизни с низменным в конце концов пагубно отражается на отношениях между людьми. И те низменные чувства (коварство, зависть, злоба, ненависть), от которых человек пытается отгородиться, все равно проявляются. Фейербах предлагает людям, избавленным иллюзорного религиозного сознания, понявшим истоки религиозных представлений, заменить поклонение Богу уважительным отношением друг к другу.
В философии XX в
Бертран Рассел обращает внимание на проблему человеческого восприятия взаимоотношения духа и материи. На протяжении веков дух отождествляли с чем-то возвышенным, благородным, а материю с низменным. Современные знания, полученные благодаря развитию науки и техники, дают возможность взглянуть на взаимоотношения духа и материи по-другому.
Это приводит нас к проблеме взаимоотношения духа и материи, поскольку восприятие обычно считается «психическим» событием, тогда как воспринимаемые объекты и стимулы к восприятию считаются «физическими». По-моему, в разрешении этой проблемы нет вообще никаких трудностей. Предполагаемые затруднения происходят от плохой метафизики и плохой этики. Говорят, что дух и материя являются двумя субстанциями, полностью разобщенными друг с другом. Дух есть нечто благородное и возвышенное, материя же — нечто низменное. Грех состоит в подчинении духа телу. Познание, будучи одним из самых возвышенных проявлений духовной активности, не может зависеть от чувств, так как чувство представляет собой форму подчинения материи и поэтому является низменным. Отсюда проистекает платоновский протест против отождествления познания с восприятием. Все это, скажете вы, устарело и отжило свой век, но это оставило пережитки труднопреодолимых предрассудков.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»
Рассел показывает, как велика разница между восприятием и физическим объектом.
Пространственные отношения, устанавливаемые физикой, имеют место между электронами, протонами, нейтронами и так далее, которых мы не воспринимаем; пространственные отношения зрительных восприятий имеют место между вещами, которые мы воспринимаем, и в конечном счете между цветовыми пятнами. Между физическим пространством и зрительным пространством есть какое-то соответствие, но оно очень грубо. Во-первых, большие глубины неразличимы. Во-вторых, определение времени различно; место, где солнце зрительно находится сейчас, соответствует месту, где физическое солнце было восемь минут назад. В-третьих, восприятие подвержено изменениям, которые физик не приписывает изменениям в объекте, например восприятие изменяется в зависимости от облаков, телескопов, косоглазия или закрывания глаз. Соответствие между восприятием и физическим объектом является поэтому только приблизительным и, что касается пространственных отношений, оказывается не более точным, чем в других отношениях.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»