что значит временно пребывающий иностранец
Как принять на работу иностранца
Законное оформление иностранцев — это головная боль, и многие ищут пути попроще, вплоть до найма нелегалов. Это небезопасно для бизнеса, фирме могут грозить большие штрафы. О том, что у вас работает неоформленный иностранец, до контролёров может донести кто угодно: от налоговой до раздражённого покупателя. Да и сама миграционная служба часто устраивает проверки по выявлению нелегальных иностранных граждан.
Миграционный учет и статус иностранца
Иностранные граждане подлежат в России миграционному учету. Для этого иностранец при въезде через границу получает и заполняет миграционную карту. Копию миграционной карты он передает принимающей стороне в России.
Вы уведомляете МВД о прибытии иностранца, только если являетесь принимающей стороной, например, предоставлете будущему сотруднику жилье. Это нужно сделать не позднее тридцати рабочих дней со дня прибытия иностранца из страны-члена ЕАЭС, пятнадцати рабочих дней, если прибывает иностранец из Таджикистана и семи рабочих дней со дня прибытия иностранца из других стран. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной форме. К уведомлению приложите копию документа, удостоверяющего его личность (паспорт), и копию его миграционной карты.
Порядок оформления на работу и расчётов зависит от статуса иностранного гражданина. Статусов — три:
А теперь расскажем про каждый статус поподробнее, а также вы узнаете, что нужно проверить и как оформлять иностранных граждан к себе на работу.
Как оформить постоянно и временно проживающих
Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно разрешение на привлечение иностранных работников.
При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.
При приеме на работу временно проживающего иностранца запросите разрешение на временное проживание. Иностранец может работать только в том регионе, где он получил разрешение на временное проживание. Его выдают сроком на 3 года, как отметку в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну.
Работники из Беларуси по трудовому статусу приравнены к гражданам нашей страны и при трудоустройстве предъявляют те же самые документы, кроме документов воинского учета. Правила приема на работу граждан Казахстана, Армении и Киргизии тоже были упрощены — они могут трудиться в России без разрешения на работу.
Важно: граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, как и остальные иностранные граждане, подлежат миграционному учету.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как оформить временно пребывающих без визы
Безвизовый въезд установлен для граждан всех стран СНГ, кроме Туркмении, а так же для граждан иных государств, например, Турция, Израиль.
Такие иностранцы, с 2015 года принимаются на работу на основании патента. До 2015 года для трудоустройства выдавались разрешения на работу. Они остаются действительными до истечения срока их действия.
Размер платы за патент зависит от срока его действия и региона, в котором иностранец собирается трудиться.
Патент действует только в том субъекте РФ, где был получен. Если в нем будет указана профессия, иностранный гражданин не сможет работать в этом регионе по другой специальности.
Как оформить временно пребывающих на основании визы
Сложнее всего трудоустроить временно пребывающего иностранца на основании визы. До заключения договора вам нужно будет оформить объемный пакет документов. Если вашей фирме очень нужно принять на работу такого иностранца, давайте посмотрим, что нужно сделать.
Прежде чем вы решите заключить договор с иностранцем, временно пребывающим в России, подготовьте для него разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Без этого разрешения вы не в праве принимать на работу иностранных граждан временно пребывающих в РФ на основании визы.
После того как получите разрешение на привлечение иностранных работников, оформите иностранцу приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешения на работу. Это оформляется миграционной службой при подаче документов:
Размер госпошлины за оформление приглашения на въезд для иностранного гражданина, вне зависимости от типа приглашения, составляет 800 руб.
Вы получите приглашение и разрешение на привлечение иностранца или уведомление об отказе в течение 20 рабочих дней со дня подачи ходатайства.
По общему правилу рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.
Итак, оформление временно пребывающего на основании визы иностранца займет больше двух месяцев, вам придется потратить как минимум 10 тысяч рублей на госпошлину и несколько раз посетить миграционную службу.
После выполнения этих формальностей вы можете заключать договоры с иностранными гражданами и оформлять их на работу.
Документы для оформления трудового договора
При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские. Для оформления трудового договора запросите документы с работника:
Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, в том числе, иностранные граждане. Но сделать это иностранец может и после заключения трудового договора. Поэтому нет обязанности требовать от иностранца свидетельства ИНН — его отсутвие не мешает вам выполнять обязанности налогового агента.
Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.
Выплата заработной платы иностранцу
Когда все формальности выполнены, документы оформлены и сотрудник принят, вы можете рассчитывать и выплачивать ему заработную плату. Но здесь есть один очень важный нюанс.
Согласно закону о валютном регулировании и валютном контроле иностранцы, не имеющие вид на жительство (временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации), считаются нерезидентами. Выплата в пользу нерезидента рублевых сумм, включая зарплату, считается валютной операцией. Это значит, что расчёты должны производиться только в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках (ст. 14 Закона № 173-ФЗ; Информация Росфиннадзора).
Выдавать зарплату наличными деньгами временно пребывающим и временно проживающим в РФ нельзя. Работодателю за это грозит штраф от Росфиннадзора в размере от 75 до 100% выплаченной суммы.
Налоги и взносы с зарплаты иностранного сотрудника
Порядок обложения выплат налогами и взносами также зависит от статуса иностранца.
Для того чтобы определить размер НДФЛ, проверьте является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.
Особенность — иностранцы, работающие в России на основании патента платят НДФЛ по ставке 13%. Сумма авансового платежа, уплаченного работником по патенту, уменьшает сумму НДФЛ, который работодатель удерживает с него в текущем месяце. Работодателю нужно получить в ИФНС уведомление о праве уменьшения НДФЛ сотрудника на сумму аванса, который он уже заплатил в счет будущего налога.
Другое исключение для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии — ставка НДФЛ всегда 13%.
Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом.
Иностранцы, являющиеся налоговыми резидентами РФ, имеют право на стандартные налоговые вычеты по НДФЛ.
А Эльба поможет?
Эльба умеет работать с иностранными сотрудниками: считать зарплату, налоги, взносы и отправлять отчёты в налоговую и фонды онлайн.
Статья актуальна на 27.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Памятка по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентируется Федеральными законами от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 и Административным регламентом по предоставлению Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2017 года № 881.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
1. Получение миграционной карты
1.1. Обращаем Ваше внимание на то, что при въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить бланк миграционной карты, подтверждающей право на временное пребывание в стране.
Бланки миграционной карты выдаются бесплатно должностными лицами органов пограничного контроля, либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
1.2. Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.
2. Обязательность учета по месту пребывания
2.1. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
2.2. Не подлежат учету по месту пребывания иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию, на срок не более семи дней, за исключением случаев их нахождения в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, на туристических базах, больницах либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.
2.3. Основанием для постановки на миграционный учет является:
2.4. Все процедуры по постановке на учет возлагаются на принимающую сторону.
Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.
В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина. К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции с письменного согласия принимающей стороны.
Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.
Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предоставляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, миграционную карту и визу (при ее наличии).
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту.
Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и в течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания представляет заполненный бланк уведомления в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, либо в отделение почтовой связи, на территории обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин, либо в многофункциональный центр.
Лицо, подающее уведомление о прибытии обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Для постановки на учет иностранного гражданина принимающая сторона предъявляет следующие документы:
2.5. Если принимающая сторона по уважительным причинам не может самостоятельно предоставить уведомление для постановки на учет, это уведомление может быть принято непосредственно от иностранного гражданина при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно предоставить уведомление о прибытии. В случае личного обращения иностранного гражданина к уведомлению о прибытии приобщается письменное согласие принимающей стороны на временное нахождение у нее иностранного гражданина.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания.
2.6. Подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, многофункциональный центр, либо отделение почтовой связи, принявшие уведомление о прибытии, проверяют правильность его заполнения и проставляют отметку о приеме уведомления в отрывной части бланка. Данная отметка является подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином обязанностей по постановке на учет по месту пребывания.
Отрывная часть уведомления с проставленной отметкой вручается иностранному гражданину.
Постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляется на срок, указанный в уведомлении, но не более срока, установленного ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т. е. срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком выданной ему визы; срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
При утрате иностранным гражданином отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин обязан обратиться с мотивированным заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, в котором он был поставлен на учет, который после проведения проверочных мероприятий, выдает дубликат отрывной части бланка уведомления о прибытии с проставленной отметкой о постановке на учет.
В случае изменения сведений у иностранного гражданина: вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность; вида и реквизитов документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации; фамилии, имени, отчества; даты и места рождения; пола; гражданства (подданства); цели въезда в Российскую Федерацию; профессии; заявленных сроков пребывания в Российской Федерации; сведений о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях), принимающая сторона обязана в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в подразделение по вопросам миграции в виде нового уведомления и мотивированного заявления с приложением ксерокопий документов, подтверждающих изменение сведений.
При убытии из одного места пребывания в другое место пребывания на территории Российской Федерации отрывная часть уведомления о прибытии остается у иностранного гражданина и по прибытии в новое место пребывания предъявляется принимающей стороне для осуществления процедуры постановки на учет по новому месту пребывания.
8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).
В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.
В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.
3. Срок временного пребывания
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания.
Для продления срока действия визы или срока пребывания, при наличии оснований предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ необходимо обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России заранее, до истечения вышеуказанного срока.
4. Ответственность за нарушения правил миграционного учета
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания не подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина (в соответствии с дополнением п. 2 ст. 24 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Иностранные граждане, прибывшие в РФ с нарушением установленного порядка пересечения Государственной границы РФ, своевременно не вставшие на учет по месту пребывания, уклонившиеся от выезда из РФ по окончании разрешенного срока пребывания в РФ, равно как и сообщившие о себе неправильные или ложные сведения при осуществлении миграционного учета, согласно статье 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
За нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Федеральным законом от 11 октября 2018 г. № 366-ФЗ внесены изменения в статью 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В частности изменено понятие фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания.
Так, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.