что значит всадник апокалипсиса

Что означают четыре всадника Апокалипсиса

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16—17).

Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.

Белый всадник

Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках — лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.

Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130—202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади — знак праведности и чистоты.

Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.

Рыжий всадник

Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.

Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI—VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».

Черный всадник

О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.

То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища — пшеница, ячмень — в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.

Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81—96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.

Бледный всадник

Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) — коммунизм, вороной — капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце — христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.

Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь — символ эры добра и праведности (4—3 тысячелетие до н. э.). Рыжий — времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3—2 тысячелетие до н. э.).

Вороной — эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2—1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).

Источник

Что значит всадник апокалипсиса

Стучат день и ночь над твоей головой!

Претеристская точка зрения

Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в Христианской истории. В этих суждениях, Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несёт лук, а парфянскиая империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, Парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской Империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 Н. Э. Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 Н. Э. Римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события. Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в 1 веке Н. Э. и за небольшое время до него.

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса
что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

«Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехт Дюрер

Comments

.
По мнению меньшей части приверженцев Сингулярности, так сказать, «еретиков», «позорящих» Сверхидею (и «епархию» тоже) — это действительно «критическая точка», но в худшем смысле данного слова, так как в период с 2040 по 2050 годы должно произойти ничто иное как именно планетарная катастрофа [А.Д. Панов и др.].

Но как ни странно, никто даже из этих неординарных искателей так и не смог увязать воедино обе на первый взгляд, казалось бы, совершенно близкие находки — чтобы уже по ним конкретно определить время действия легендарного Конца Света.

Хотя данное решение и лежало на поверхности, у всех перед глазами — никто из новаторов не обратил на него достойного внимания. Это очень удивительно но, тем не менее, радует — безапелляционно подчёркивает, что авторство в данном вопросе принадлежит только вашему покорному слуге.

И вот так кстати для моей концепции, совсем недавно неординарный наш современник, физик-теоретик Константин Захаров (закончил МФТИ) выдвинул свою революционную гипотезу — о периодической смене полюсов планеты совершенно необычным до него способом. И якобы происходит подобное с нашим шариком постоянно — путём регулярных переворотов ядра Земли из-за так называемого «Эффекта Джанибекова».

— Гипотеза Захарова сразу же становится отличным для меня подспорьем, так как теоретически обосновывает, в том числе и мою концепцию «Метановой Катастрофы».

Именно переворот ядра Земли мог так «эффективно» взбаламутить, «расшуровать» мантию, что кора, подобно некой гигантской чугунной плите, расположенной на какой-нибудь допотопной прогорающей угольной или же дровяной печи, снова начала довольно быстро нагреваться. А этот лавинообразный разогрев коры привёл в свою очередь к распаду газовых гидратов и взрывоподобной дегазации с запуском несчётного количества мощнейших аэролифтов.

Становится понятным, что Захаровский «Ядерный Кувырок» инициирует быстрый разогрев коры — за счёт выравнивания градиента температуры магмы при её перемешивании ядром.

— Что в свою очередь приведёт к лавинообразному разложению огромных полей газовых гидратов, сосредоточенных по всей Земле в верхних слоях её коры.

Сегодняшние оценки содержания метана в газогидратах таковы — от 2,8 квадриллионов тонн по данным Минэнерго РФ до 5 квадриллионов тонн по данным Мирового энергетического агентства (МЭА).

Источник

Всадники апокалипсиса: вирус, война, голод и новый мировой порядок

Всадники апокалипсиса — что они несут человечеству? Новое прочтение даёт следующий ответ: вирус, война, голод и новый мировой порядок.

Четыре всадника Апокалипсиса: новое прочтение откровения Иоана Богослова

На протяжении всей истории цивилизации понятие апокалипсиса так или иначе присутствовало у всех народов и цивилизаций. Откровение, о конце света, возвещающее эпоху очищения страшными событиями, является частью каждой крупной религии и веры на протяжении веков. Однако, одно из самых интересных пророчеств относится к знаменитым Четырем Всадникам Апокалипсиса, которые фигурируют в Библейской Книге Откровений.

Когда Звучат Семь Труб!

В откровении, написанном Иоанном Богословом, есть глава, которая рассказывает нам историю Судного дня: четыре Всадника Апокалипсиса спускаются на землю, чтобы уничтожить её население. Глава начинается с описания Божественного свитка, который держит Бог в правой руке. Он запечатан семью печатями. Их открытие и последующий апокалипсис ознаменуют полное вымирание человечества.

Кого в действительности увидел Иоан вознесшись на небо?

Здесь, как нельзя лучше подойдёт цитата из евангелия от Матфея (принадлежащая самому Христу), глава 7, стих 15-20:

Кого же на самом деле встретил Иоан на небе? Итак, вооружившись инструкцией от Матфея изучаем «откровение Иоана».

«Волк в овечьей шкуре» и «По плодам их узнаете их»

Для начала надо учесть, что в откровении речь идёт о целенаправленном уничтожении всего населения земли путём снятия печатей. Другими словами печати снимаются намеренно, чтобы привести к смертям и страданиям взрослых и детей.

Нет никакого разделения на плохих и хороших, старых или малых: «дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч», «умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Глава 5, стих 4, 7). «Второй Ангел вострубил… умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла»… Согласитесь, всё это плохо вяжется с божьей милостью и «добрыми плодами» Матфея.

Ставит точку в этом вопросе описание самого «агнца» — «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей…» (Глава 5,стих 6). Изображения агнца в виде овечки, которые можно встретить повсюду, вообще глупость: «И Он пришел (агнец) и взял книгу»…Чем?

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

Где еще в библии можно найти упоминание о рогатом боге? Нигде! Рогатое божество с множеством глаз повстречалось только Иоану. Более того, вся история христианства абсолютно чётко и однозначно определяет «хозяина» рогов — это сатана! Ради эксперимента можете спросить у священника, есть ли у бога рога (не забудьте нанять адвоката).

Ниже рассмотрим последствия снятия четырёх печатей и соответственно «деятельность» четырёх всадников апокалипсиса.

Белый Всадник Апокалипсиса: корона и пандемия

«И я увидел белого коня: и тот, который сидел на нем, имел лук; и корона была дана ему: и он пошел вперед завоевывая, и, для того чтобы завоевать». — Откровение, 6:2. Большинство толкователей сходятся во мнении, что белый всадник символизирует болезнь и мор.

Действительно, символизм болезни и «чумы» может быть самым правдоподобным описанием. Аспект завоевателя ассоциируется с распространением страшной эпидемии, а корона на голове завоевателя наводит нас на пугающие ассоциации с нашей действительностью.

Красный Всадник Апокалипсиса: глобальная общемировая война

Красный всадник безусловно связан с войной. Самый точный перевод — конь «огненно-красный», и всадник несет вертикальный меч в подготовке к сражению. Считается, что красный цвет символизирует огонь и кровь войны, а способность всадника заставлять людей убивать друг друга явно символизирует постоянную и глобальную войну.

И снова пример от Матфея, в котором он говорит о войне, однако ее послал вовсе не бог. Евангелие от Матфея, 24:6-7: «И вы услышите о войнах и слухах о войнах; ибо восстанет народ против народа, и царство против царства…».

Другой интересный отрывок, в котором явно идет речь совсем не о боге: «Из вечного моря он воскресает, создавая армии на обоих берегах, настраивая человека против его брата, пока человека больше нет». В статье «Ротшильды: 200 лет тайн, богатства и заговоров» рассказывалось об излюбленной схеме этой семьи и других иллюминатов финансировать обе противоборствующие стороны.

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

Черный Всадник Апокалипсиса: голод, суррогатный алкоголь и масло

«И я увидел, и увидел черного коня; и у того, кто сидел на нем, в руке были весы». И услышал я голос посреди четырех зверей, говорящих: мера пшеницы за динар, и три меры ячменя за динар». — Откровение 6,5-6

Другая легко интерпретируемая фигура, черный всадник почти всегда описывался как олицетворение Голода. Черный цвет лошади широко приписывался негативным аспектам — траур, падальщики, ночь, опустошение и уныние — все это также является аспектами голода.

В этом отрывке говорится, что одной копейки (оригинал. denarius) хватило бы, чтобы приобрести только скудный рацион пшеницы, а еще меньше — ячменя. Очевидно, что это символичный взгляд на то, как выглядел бы голод, если бы пшеница была основным продуктом питания, ведь без нее нет и хлеба (во времена написания откровения, так и было).

В заключительной части отрывка говорится, что в то время как цены на пшеницу и ячмень страдают, цены на масло и вино не должны меняться. Еще одна интересная отсылка. Вокруг голод, однако алкоголя в избытке, так как цены на него не изменились. Только суррогатный (синтетический) спирт может стоить копейки на фоне отсутствия натуральных продуктов. Как результат — люди деградируют и умирают.

Избыток масла также подтверждает суррогатность на фоне отсутствия сырья для его приготовления (оливки, подсолнечник и т.д.). Кроме того, что суррогат масла сам по себе опасен, на его фоне опьяняющее действие алкоголя уменьшается (нужно выпить больше), риск отравления усиливается. В общем, кто не умер от вирусов, суррогатов, войны и алкоголя умирает от сердечно — сосудистых заболеваний.

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

Бледный всадник Апокалипсиса

Бледный всадник содержит элементы всех предшествующих и может быть назван самым значительным из четырех. По его следам идет ад, окончательная кульминация всего самого ужасного. Его власть простирается над четвертой частью земли, вероятно, что 3/4 населения на этот момент уже погибло.

Кроме того, мы видим, что всадник убивает людей с помощью зверей («со зверями земли»). Это явный намек на животных — переносчиков инфекций, а не диких, опасных зверей, которые на фоне голода будут являться скорее спасением, чем угрозой.

Итак, последовательность печальных событий времени «всадников апокалипсиса» выглядит следующим образом:

1. Пандемия косит население планеты
2. Наступает политический и финансовый коллапс
3. Темные силы финансируют противоборствующие стороны подливая масло в огонь
4. Наступает глобальная война — брат идет на брата
5. Всеобщий, мировой голод
6. Смертельно опасные суррогатные продукты
7. Последняя четвертая часть населения подвергается новой волне «коктейля» из всех вышеперечисленных бед.

Источник

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Приблизительное время чтения: 14 мин.

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, — самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

что значит всадник апокалипсиса. Смотреть фото что значит всадник апокалипсиса. Смотреть картинку что значит всадник апокалипсиса. Картинка про что значит всадник апокалипсиса. Фото что значит всадник апокалипсиса

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви — ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского — автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос — Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом — Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Четыре всадника

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8).

Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный».

Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский).

Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.

Жена, облеченная в солнце

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).

С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).

Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.

Два зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).

В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.

Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).

Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

Напротив, Вавилон — образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд — как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

При этом нужно помнить, что всё Священное Писание богодухновенно и, соответственно, его смысловое содержание никогда не может считаться исчерпанным имеющимися толкованиями. Многообразие интерпретаций отражает бездонность Божественной мудрости, которая априори несоизмерима с человеческой ограниченностью. Любое наше нынешнее знание несовершенно, и узнать, что есть «на самом деле», мы сможем лишь в будущем веке, как об этом пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13:12). Потому можно сказать, что и текст Апокалипсиса будет понят нами до конца, когда свершатся все события, символически описанные в этой книге.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Однако для того, чтобы, читая текст Откровения, не навредить себе, напридумав в своей голове различных нелепиц, не имеющих ничего общего с учением Церкви, нужно соблюдать определенную «технику безопасности». Она проста: в процессе чтения Апокалипсиса необходимо обращаться к литературе, которая способна помочь его корректному пониманию.

Во-первых, это Священное Писание. Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги, так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Из библейских книг для понимания Апокалипсиса особенно важны тексты великих пророков, прежде всего Иезекииля и Даниила, книга пророка Захарии, а также книга Исход и второй псалом. Из святоотеческих трудов, наряду с классическим толкованием Андрея Кесарийского, следует отметить труд о «Христе и антихристе» священномученика Ипполита Римского, относящиеся к Апокалипсису фрагменты «Пира десяти дев» священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского), а также двадцатую книгу «О граде Божьем» блаженного Августина.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Замечательным примером современного русскоязычного научного исследования, посвященного Апокалипсису, является монография В. А. Андросовой «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» (М., 2013). Хорошим введением в связанную с Откровением Иоанна Богослова проблематику может служить статья в Православной энциклопедии «Иоанна Богослова Откровение» (т. 24, с. 705–745).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *