что значит вуз первой категории
Российские вузы разделят на три категории
Лекции в вузах планируют заменить на онлайн-курсы.
Очередная реформа готовится в России. На сей раз это реформа государственной аккредитации высших учебных заведений.
По данным газеты «Коммерсантъ», созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации — базовой, продвинутой и ведущей. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть лекций онлайн-курсами, которые разработают ведущие вузы.
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов рассказал о возможных изменениях госаккредитации вузов:
«Сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета. Базовый будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Таким образом, за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории».
Мнения ректоров разделились: одни считают нововведение оправданным, другие расценивают как посягательство на автономию университетов.
Ректор ЕУСПб Вадим Волков отмечает, что введение трех типов аккредитации может «создать некоторый перекос»:
«Если базовые университеты будут использовать до 70% материалов ведущих вузов, это еще больше укрепит позиции последних. Если лицензия и аккредитация будут объединены, лишая базовый вуз чего-то одного, ведущий полностью сместит его с образовательного рынка и лишит возможности продолжать работу».
Ректор Физтеха Николай Кудрявцев положительно относится к идее:
«Время идет, и подходы меняются. Тренд последних пяти-семи лет — это развитие онлайн-курсов. Тут ведомства уловили общее настроение, они готовят нормативную базу, чтобы нововведения учитывались при процессе лицензирования».
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров заявил, что «крайне негативно» относится к последним реформам Рособрнадзора. По его словам, каждый университет должен самостоятельно решать, какие программы разрабатывать:
«У нас есть национальные университеты, есть опорные, и никто не может между ними провести грань. Университеты являются автономными, а лишнее придумывание всегда ведет к негативу».
Ильшат Гафуров считает, что инициатива ведомства отвлечет университеты от «занятия научной деятельностью»:
«Нигде в мире такого нет, чтобы университеты отдавали очень много сил на вот такого рода дела и придумки, вместо того чтобы учить».
«Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу Рособрнадзора отмечает, что окончательно решение будет приниматься только после детального и конструктивного обсуждения.
Что значит вуз первой категории
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 24) установлены следующие категории образовательных организаций высшего образования: 1) ведущие классические университеты Российской Федерации: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет; 2) федеральный университет; 3) национальный исследовательский университет [1]. У классических университетов России своя давняя история, федеральные и национально-исследовательские университеты – новые категории вузов, именно они и станут объектом нашего внимания в данной статье. С 2006 года в России в целях системной модернизации системы высшего профессионального образования формируется сеть федеральных университетов – проект, инициированный лично Президентом России В.В. Путиным. В соответствии с Федеральным законодательством [1] «федеральный университет» – «это особый тип вуза, который создается в форме автономного учреждения с целью социально-экономического развития соответствующей территории (как правило, федерального округа).
Федеральный университет как особый тип вуза обладает всеми возможностями обычных вузов (в том числе ведомственных) и, кроме того, имеет право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что дает выход на международную аккредитацию образовательных программ и расширяет возможности экспорта образовательных услуг» [14]. Федеральные университеты созданы на базе объединения нескольких региональных вузов в один с целью укрепления связей вузов с экономикой и социальной сферой федеральных округов. «Миссия федеральных университетов – подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов. Университет не только готовит конкурентоспособных специалистов для своего федерального округа, но и обеспечивает регион научными, техническими и технологическими решениями, доводит свои разработки до практического применения» [9]. Так, одним из основных направлений развития федеральных университетов является проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям и эффективное взаимодействие с Российской академией наук. Создание федерального университета проходит в два этапа. 1 этап – реорганизация уже существующего вуза путем изменения его типа на автономное учреждение [2], предполагающая большие возможности для университета по реализации планов развития по сравнению с бюджетными учреждениями.
2 этап – присоединение к реорганизованному учреждению других образовательных учреждений, которые находятся в ведении Российской Федерации. «Вопросы присоединения к федеральному университету других государственных высших учебных заведений решается на правительственном уровне, в том числе в формате Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Здесь необходимо учитывать, что у всех государственных образовательных учреждений один учредитель – Правительство России, а отдельные министерства и ведомства лишь выполняют функции учредителя» [14]. Отметим также, что управление федеральными университетами обладает большей прозрачностью, нежели другие типы учебных заведений благодаря, во-первых, функционированию Наблюдательного совета университета, а во-вторых, установленными законодательством повышенными требованиями к публичному представлению отчетности о деятельности федерального университета.
В 2006 году было создано всего 2 федеральных университета: Южный федеральный университет (ЮФУ) (путем реорганизации в единую структуру Ростовского государственного университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета) и Сибирский федеральный университет (в состав которого вошли Красноярский государственный университет (КрасГУ), Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА), Красноярский государственный технический университет (КГТУ), Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ), Красноярский государственный торгово-экономический институт). Как справедливо отмечает И. Дежина, «созданные таким образом сетевые структуры позволяют одновременно решать следующие задачи: наращивать объемы проводимых НИОКР, обеспечивать востребованность научных исследований, ускорять процессы коммерциализации результатов НИОКР, повышать качество образования и, соответственно, увеличивать спрос на выпускников вуза на рынке труда, привлекать дополнительные ресурсы на проведение научной и образовательной деятельности. Наконец, преимущество сетевой формы состоит в том, что она может содействовать повышению эффективности работы и объединению разрозненных элементов инновационной системы, созданных на сегодняшний день в России» [10].
Сегодня основу инновационного комплекса системы высшего образования составляют национальные исследовательские университеты (НИУ), ядром которых являются непосредственно вузы, взаимодействующие с инновационной инфраструктурой в виде НИИ, исследовательских и экспериментальных производств, КБ, научнопроизводственных центров и т.д. НИУ – статус, присваиваемый на 10 лет на конкурсной основе университетам Российской Федерации. По своему предназначению это «высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.
Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики. Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образова-
В 2009 году после выхода постановления Правительства РФ о проведении открытого конкурса среди университетов Российской Федерации на получение статуса НИУ [4] и непосредственно официального объявления конкурса на статус претендовало 110 вузов, из них статус получило еще 12 вузов [12]. В 2010 году к ним прибавилось еще 15 университетов [5; 13]. Многогранная модель НИУ допускает включение в инновационную деятельность вузов посторонних, в том числе частных и зарубежных предприятий наукоемкого предпринимательства на основе долгосрочных договорных отношений, предусматривающих ведение общей инновационной деятельности при условии объединения интеллектуальных потенциалов и ресурсов сторон [8]. В пределах НИУ инновационная деятельность реализуется как: повышение конкурентоспособности вуза в целом; обеспечение высокого качества подготовки специалистов; проведение исследований, отвечающих требованиям инновационной стратегии развития государства, на основе коммерциализации создаваемой научно-технической и образовательной продукции и услуг, объектов интеллектуальной собственности, интеграции с профильными промышленными предприятиями и научными организациями; внедрение общей системы управления качеством научной и образовательной деятельности и эффективной телекоммуникационной среды.
В контексте этого ключевыми задачами инновационной деятельности в рамках НИУ нужно считать: обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов и их направленности на подготовку нового поколения высококвалифицированных специалистов; создание условий для привлечения ученых, преподавателей, студентов и аспирантов к инновационному процессу, использованию инновационной деятельности вузов в целях повышения качества подготовки специалистов в новых экономических условиях и усиление роли вуза как регионального центра развития инновационной деятельности; обеспечение концентрации научного и научно-технического потенциалов вузов на исследованиях и разработках в перспективных направлениях развития науки и техники на основе реализации беспрерывного инновационного цикла – от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи наукоемкой продукции и услуг; продвижение на рынок разработанных в вузах новых технологий на базе коммерциализации научных знаний, изобретений в условиях эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, сертификации наукоемкой продукции и трансферта этих технологий в экономику и социальную сферу региона и страны с использованием новых финансово-экономических механизмов; создание в вузах системы управления качеством образовательной, научной и инновационной деятельности на базе единого информационного пространства вузов, объединяющего учебный, научный и инновационный блоки вузов.
В этом плане основным организационным средством в конкретно осуществимой программе инновационного развития является инновационный образовательный проект, реализация которого позволяет создавать новые или модернизировать существующие образовательные технологии, продукты, оборудование, учебно-методическое обеспечение и средства учебно-образовательного профиля, структурные и инфраструктурные нововведения в сфере образования, а также предоставлять новые образовательные услуги и готовить специалистов, востребованных на рынке труда, создавать и коммерциализировать новые или модернизировать существующую научно-техническую продукцию, технологии или услуги. Для инновационных образовательных проектов характерно взаимодействие с рынком образовательных услуг и рынком труда [15, с. 6]. Рынок образовательных услуг и рынок труда имеют свою специфику.
Сегодня активно развивается и сеть федеральных университетов. Так, начиная с 2010 года создано 8 учебных заведений такого типа, а именно: в 2010 г. – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), в который вошли Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный университет имени А.М. Горького), СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) (создан на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, Якутского государственного и Саха государственной педагогической академии), Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (на базе объединения Архангельского государственного технического университета, Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Архангельского лесотехнического колледжа Императора Петра I, Северодвинского технического колледжа, Института судостроения и морской арктической техники в г. Северодвинске и Архангельского филиала ВЗФЭИ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (в состав вошли: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ), Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ)), Дальневосточный федеральный университет (создан на основе объединения Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного экономического университета, Уссурийского государственного педагогического института), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ) (создан путем реорганизации Российского государственного университета имени Иммануила Канта); в 2012 г. был создан Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) (в его составе: Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет, Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет); в 2014 – Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (куда вошли Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, Крымский агротехнологический университет, Крымский гуманитарный университет, Крымский экономический институт, Крымский институт информационнополиграфических технологий). На сегодня цели федеральных университетов это: 1) формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах; 2) обеспечение программ социально-экономического развития территорий и регионов в его составе квалифицированными кадрами; 3) интегрированное кадровое и научное обеспечение масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня [6]; 4) подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров [7]. Университет, имеющий статус федерального, находится на федеральном финансировании в течении 10 лет. Программа развития федерального университета, после утверждения Правительством РФ, предполагает масштабные инвестиции, связанные с оснащением лабораторий и учебных аудиторий, повышением квалификации сотрудников университета, совершенствованием управления образовательным комплексом, а также развитием инфраструктуры вуза в целом.
Помимо федерального финансирования предусмотрено также активное участие бизнеса и региональных властей. Благодаря этому федеральные университеты являются сегодня высокотехнологичными научными центрами с исследовательскими лабораториями мирового уровня. Также на повестке дня у федеральных вузов стоит развитие активного международного сотрудничества с ведущими университетами мира и участие в международных образовательных и научных программах. Не менее важным является и стремление к международному признанию собственных программ. В перспективе, к 2020 году федеральные университеты должны входить в топ-100 мировых университетов.
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.