что значит выставить автобус в футболе
Футбольная тактика «автобус»
“Автобус” или “парковка автобуса” – тактическая схема, при которой практически или даже вся команда садится в глухую оборону собственных ворот и отвечает сопернику, когда есть шанс выбежать в быструю контратаку, в противном случае выход из обороны очень медленный и зачастую стопориться в центре поля.
Главной персоной, с которой почти что у всех ассоциируется “автобус” – Жозе Моуриньо, так как от команд под его руководством чаще видели скучные матчи с упором на оборонительные действия. Да и к тому же португалец был первым, кто употребил данный термин для описания тактики своих подопечных, когда был на тренерском посту “Порту”.
Яркий пример “автобуса”
Упомянув Жозе Моуриньо, мы, конечно же, сразу вспомнили о противостоянии “Интера” и ”Барселоны” в полуфинале Лиги Чемпионов УЕФА сезона 2009/10, судьба которого была решена как раз таки “парковкой автобуса”.
В 1-ом матче на “Джузеппе Меацца” подопечные португальского специалиста действовали от обороны и били немного реже каталонцев. На тепловой карте видно, что большую часть матча итальянцы провели на своей половине поля и поблизости центрального круга, в то время как испанцы наседали на ворота, но в данном случае тактика, выбранная Жозе Моуриньо, была схожа с классической для итальянских команд тактикой “катеначчо”, но никак не с “автобусом”. По окончанию матча на табло горел счет 3:1 в пользу хозяев поля.
Жозе Моуриньо – один из самых прагматичных тренеров и в ответной встрече на “Камп Ноу” весь мир наблюдал за тем самым прославленным “автобусом”, который не переваривают многие футбольные фанаты.
Матч закончился со счетом 1:0 в пользу “Барселоны”, а “припаркованный автобус” провел “Интер” в финал.
Автобус в футболе: как пользоваться и что означает?
Достаточно популярной в последнее время в футболе является тактика «автобус». В данном материале мы подробно поговорим обо всем, что с ней связано (кто автор, какая схема используется и тд).
Достаточно популярной в последнее время в футболе является тактика «автобус». В данном материале мы подробно поговорим обо всем, что с ней связано (кто автор, какая схема используется и тд).
Для начала разберемся, что такое автобус в футболе. Суть такой тактики в том, что все (или большая часть) футболисты защищающейся команды, заняты обороной собственных ворот, то есть, находятся на своей половине поля. Как правило, такую тактику используют коллективы-аутсайдеры, которые просто не имеют возможности играть первым номером. Но есть и исключения: Интер Моуринью в победной Лиге Чемпионов, а также Атлетико Диего Симеоне. В обоих случаях состав у команды очень сильный, в которым играли звезды мировой величины. Как правило, клубы, выставляющие автобус, действуют по таким схемам, как 5-3-2 или 5-4-1. Как видите, в обоих случаях 5 защитников одновременно выходят на поле.
Кто же придумал ставить автобус? На самом деле, многие команды всегда предпочитали действовать от обороны, но до 2004-го года никто не акцентировал на этом внимание. Сделал это Моуринью, обвинив Тоттенхэм в излишней увлеченности защитными действиями. Именно тогда «Особенный» использовал термин «автобус», который получил такую большую популярность. Что интересно, в будущем коуч сам стал часто использовать такую тактику, за что его очень много критиковали.
Если еще вспоминать о командах, которые любили действовать строго вторым номером, то сразу на ум приходит казанский Рубин, когда его возглавлял Курбан Бердыев. Тогда команда дважды подряд стала чемпионом России, а также отбирала очки у Барселоны Гвардиолы на «Камп Ноу».
Почему все команды не ставят автобусы, если это верный путь к победе? Такая тактика вызывает сильное раздражение у зрителей. Большинству из них важен не столько результат, сколько эмоции от просмотра футбола. Признаться честно, когда твоя команда только и делает, что играет на отбой, наблюдать за этим не очень приятно. Но когда тренер ставит во главе угла результат, как Симеоне и Моуринью, тогда в этом есть смысл. Например, играя автобусом, Атлетико Мадрид взял сенсационное чемпионство в Испании. О достижениях Рубина и Интера Моуринью уже упоминалось выше.
Футбольная тактика «автобус» – что значит, как поставить и как взломать
Каждый любитель футбола слышал выражение «припаркованный автобус». Такой термин означает, что команда ушла в глухую оборону и всеми силами пытается не пропустить. Такую тактику используют в разных ситуациях. Например, нужно удержать конкретный счет или команда осталась в меньшинстве.
Чаще всего, «автобус» выражается в том, что обороняющаяся команда выстраивает несколько линий защиты. Фактически, на оборону своих ворот начинают играть не только защитники, но почти вся команда. При автобусе могут оставить атакующего игрока где-то в районе центрального круга, на случай контратак.
Когда одна из команд выстраивает такую оборону из 9-10 человек, пробиться к их воротам крайне сложно. К такой тактике прибегают не от хорошей жизни, а в конкретных игровых ситуациях:
Есть мнение, что тактика «припаркованного автобуса» убивает дух футбола, но она может дать реальный результат, иногда выражающийся в выигранном трофее. Ведь далеко не все команды умеют взламывать автобусы. Для этого нужно создавать ширину атаки, быстро переводить мяч с фланга на фланг, постоянно прессинговать и нагружать защитников соперника.
Варианты ставок в матчах с «припаркованным автобусом»
В большинстве случаев заработать на таких ситуациях можно наблюдая за матчами в лайве. До игры сложно предсказать строго оборонительную игру одной из команд. А вот по ходу игры, когда меняется счет, можно понять в какую сторону движется игра. Чаще всего, ставки делаются на количество угловых по принципу от противного.
1. Ставки на тотал
Условный Винчестер Юнайтед под управлением Мозе Жоуриньо приехал в гости к Либерпулю Юрвина Флоппа (имена и названия выдуманы, совпадения случайны). Юнайтед играет в гостях и открывает счет. Мозе Жоуриньо такой тренер, что любит использовать тактику удержания счета. Для него важнее будет не пропустить, чем забить еще.
Соответственно, Либерпуль Юрвина Флоппа с удвоенной силой полезет в атаку, чтобы сравнять счет на своем поле. Команда будет играть остроатакующе и давить на соперника. В такой ситуации можно выбрать такие ставки:
С тоталом голов достаточно сложно, ведь все упирается в качество обороны Винчестер Юнайтед. Команда может поставить автобус, но это не даст результата и будет пропущено сразу несколько голов. Попробуй понять, какой тотал нужен – ТБ или ТМ.
С тоталом угловых ситуация не намного проще. Если Либерпулю нужно отыграться на своем поле, и он активно начал идти вперед большими силами, то угловые точно будут. Вопрос в том, какое количество угловых. Либерпуль может атаковать чужую штрафную и постоянно грузить подачи с флангов. В таком случае новый угловой может прилетать каждые 3-5 минут. А если команда будет взламывать оборону по-другому?
Поэтому, логичный выбор – ставка на победителя по угловым. Если одной из команд нужно отыгрываться и она активно атакует, то победа по количеству угловых ей практически гарантирована. Такой вариант актуален, когда команда, практикующая тактику «автобуса», открыла счет и ушла в оборону.
2. Ставки в «лайве»
Следить по ситуации конкретного матча. Необязательно досконально знать игровой стиль команд и как часто они используют различные тактики. Иногда ситуация на поле становится очевидной по ходу игры:
Часто после этого команды, которые открыли счет, садятся в оборону и защищают результат. Естественно, в первом случае актуальной будет ставка на П2 по угловым, а во втором случае – П1 по угловым.
Схема проста – смотрите, кто открыл счет и как дальше ведет себя в матче. Если команда, открывшая счет, практически в полном составе уходит в оборону, можете ставить на победу противоположной команды по угловым.
Особо хороши те ситуации, когда команда не просто открыла счет и ушла в глухую оборону, но этой команде нельзя пропускать. Это особо актуально для двухматчетвых раундов плей-офф, когда любой пропущенный мяч по сумме двух игр приведет к провалу. Защитникам приходится просто выносить мяч. Угловые в такой ситуации точно будут.
Подход актуален даже когда у матча нет сверхважности. Просто одна из команд обороняется, а другая активно идет в атаку. Статистика второго тайма (когда риск не выиграть матч стал еще острее) даже более показательна – победа гостей по количеству угловых 7 – 3.
3. Ставки на угловые
Наличие у атакующей команды (которой нужно отыгрываться) техничных игроков в атакующей линии. Как раз при помощи «технарей» современные тренеры вскрывают автобусы. Такие игроки создают необходимую ширину атаки и остроту у ворот. Это также приводит к достаточно большому количеству угловых.
Особенно хороши те ситуации, когда у отыгрывающейся команды в атаке есть не только техничные парни, но и центрфорвард-столб, на которого постоянно будут загружать подачи. Это еще один фактор, работающий на увеличение количества угловых.
Валенсия неожиданно проигрывала на выезде Эспаньолу 0:2 к 68-й минуте. У Валенсии хватает техничных игроков в составе и схема с двумя форвардами. К 74-й минуте главный тренер Валенсии заменил Родриго и Мину двумя свежими нападающими. Результата это так и не принесло – Валенсия проиграла 0:2, но выиграла второй тайм по количеству угловых – 8:1. Общая статистика угловых за матч не настолько яркая (10:6 в пользу Валенсии), но принцип вы наверняка улавливаете.
Что такое «автобус в футболе»?
Кто давно смотрит футбол, тот наверняка слышал выражение «автобус в футболе». Что это значит? Если сразу дать краткий ответ, то одна из популярных тактик глухой защиты. Однако тут важно знать, как правильно выстраивать эту тактику, какие у нее есть плюсы и минусы, а также, как эту схему можно взломать. Именно об этом мы сегодня и побеседуем.
Для вашего удобства оставляем быструю навигацию по статье:
Даем определение
Автобус в футболе — это эффективная защитная тактика, в которой все игроки команды полностью переходят в оборону. Как правило, такую тактику осознано для себя выбирают команды, которые играют с сильным соперником. Также иногда игрокам приходится перестраиваться во время игры на такую схему, когда они испытывают колоссальное давление и не могут с ним справиться. Всегда выгодней всей командой сесть в защиту, какое-то время там отсидеться, сбить темп игры и попробовать перестроиться на более подходящую схему, при которой можно эффективней выходить в атаку.
Если обратиться к автору этого выражения, то им стал небезызвестный тренер «Челси» Жозе Моуриньо, который в 2004 в интервью обвинил игроков Тоттенхэма в чрезмерных защитных действиях. Он отметил, что его команда хотела играть и забивать, а соперник — нет. Им проще было при такой игре просто выкатить перед воротами клубный автобус.
Именно с этого момента и появилось в футбольном мире понятие «автобус в футболе», которое в своей игре начали использовать и другие команды, предпочитающие играть по схеме 5-3-2 или 4-2-1. Визуально расположение игроков при глухой обороне выглядит примерно следующим образом:
Кстати, в дальнейшем сам Жозе стал со своим Челси играть подобным образом и эту же схему потом перенес в Интер. Чуть позже тренера других команд поняли все преимущества «автобуса» и начали внедрять его в свои тактические действия.
Важно отметить, что болельщики, любящие красочный и открытый футбол, в большинстве случаев глухую защиту встречает с осуждением. Никто не хочет смотреть, как команда закрывается на своей половине и просто отбивается. Конечно, иногда это требуется ради получения определенного результата, но красочности игре это точно не добавляет. Да и полная игра в обороне всегда считалась признаком слабых команд, не умеющих атаковать.
Как организовать «автобус в футболе»?
Сразу обозначим главные принципы такой обороны:
Грубо говоря, задача такой тактики — всегда быть в большинстве в той зоне, откуда идет атака. При этом перемещение игроков идет целой группой, плотно и без разрывов. Где мяч и агрессия от нападающих, там и должно сразу возникать преимущество игроков обороны. При этом всегда важно персонально следить за центральными нападающими, лишая их свободных зон и возможности обрабатывать мяч.
Плюсы и минусы
Понятное дело, что у такой тактики есть свои преимущества и недостатки. И так уж получилось, что недостатков тут очевидно больше. Но давайте обо всем по порядку.
Начнем с плюсов. Точнее с плюса. Да, он тут один — это сложность взлома защитных рядов. Это позволяет команде либо вообще не пропускать, либо пропустить минимальное количество мячей. Также это позволяет удерживать нужный результат на табло. Да, немного не спортивно, но порой результат дороже командной чести. Тем более сегодня это уже стало называться тактическим решением, хотя раньше это было похоже на анти-футбол.
Переходим к минусам:
Другими словами, игра на банальное удержание счета не дает никаких возможностей сыграть хитро и при глухой обороне умудриться еще забить сопернику. Надежна только на индивидуальные действия одного центрального нападающего и на удачу — эти два составляющих могут позволить не только оставить свои ворота сухими, но и еще получить преимущество в счете.
При этом со стороны кажется, что большим количеством легко защищаться. На самом деле «автобус в футболе» наигрывается на тренировках. Тут важно довести все действия игроков до автоматизма. Только тогда это может принести плоды, иначе это будет простой сумбур перед своими воротами.
Рекомендуем узнать базовые футбольные тактики, которые помогут глубже понимать то, о чем идет речь в этой статье.
Как играть против «автобуса»?
А теперь давайте разбираться, как взломать эту тактику. Так сказать, посмотрим на ситуацию тренера, который будет играть против «автобуса». Как ему действовать? Задача не из простых, однако из возможных.
Несколько тактических приемов
При этом важно сохранять постоянную интенсивность атаки и не давать возможность игрокам обороны расслабиться. Хорошо помогают в этом случаи длинные передачи с фланга на фланг. Это заставляет защиту мгновенно перестраиваться и плотно сдвигаться на другой фланг. Таким образом ее можно раскачивать поперечными передачами с флангов и в момент, когда плотность их рядов в разорвется, нанести контрудар.
Также можно взламывать специальным перенасыщением одного фланга. Важно дождаться момента, когда на один фланг в итоге стянется основная часть игроков обороны и резким переводом на другой фланг сместить акцент атаки. Пока защита будет перестраиваться, есть шанс произвести неожиданную контратаку.
Иногда помогает тактика измора. Все знают, что без мяча трудно бегать и таким образом быстрее устаешь. Часто в таких случаях начало игры или даже целый тайм посвящают тому, чтобы раскачать защиту, заставить ее усиленно побегать без мяча и лишь потом начинают пытаться взламывать ее резкими прорывами. Однако в этом случае нужно солидное преимущество в контроле мяча и четкие командные действия.
Это все, что мы хотели вам донести в этой статье. Надеемся, понятие «автобус в футболе» вас теперь стало понятным. А если хочется узнать больше подробностей об оборонительных тактиках, советуем оценить следующее видео:
Паркуемся. В чем сущность тактики «автобуса»
Введение
С момента триумфального шествия Барселоны под руководством Гвардиолы, все чаще можно слышать пренебрежительно сказанное в отношении другой команды – «Да они просто припарковали автобус!». Как он паркуется, как раскатывается и существует ли он вообще – вот главные вопросы.
Забавно, что впервые этот термин, вроде как, озвучил Жозе Моуриньо. Сеу был раздосадован после домашнего матча с Тоттенхэмом в сезоне 04-05 и высказал следующее:
Собственно, с его подачи это выражение стало крылатым (судьба иронична – теперь уже его любят упрекать в этом) и зачастую употребляется абсолютно ни к месту – особенно в отношении команд, которые, как считается, не имеют нужной тактической подготовки и не владеют техническими изысками ведения атаки. В укор также ставится гипотетическая «зрелищность игры – вплоть до того, что «автобусная» победа сиречь зло во всех своих проявлениях. Ататат.
Здесь можно вспомнить, что некоторые ставят во главе именно результат. Романтикам тяжело в современно мире – он (мир) обычно поедает их с потрохами, не подавившись.
Тактика
Что может заставить одну команду «припарковать автобус» (пока будем использовать этот термин)? Обычно это реакция на раздражители со стороны противоборствующей команды:
— Быстро развивающаяся атака с мобильными перемещением игроков и активным использованием все ширины поля;
— Упор, делающийся на владении мячом, как для обеспечения своей защиты, так и для поддержания атаки;
— Преобладание короткого и среднего паса при развитии и завершении атаки;
— Завершение атаки обычно идет только с близкого расстояния, это чуть ли не на теологическом уровне.
Также выбор подобной тактики легко коррелируется современными реалиями футбола. Ведь в чем заключается его суть? Набрать 3 (ладно, 1, но не меньше) очка или пройти сложного соперника в кубковом матче. Тренер может быть изначально ориентирован на оборонительную тактику. Этой тактики придерживались и итальянские команды, и сборная Германии, и Динамо Киев (неожиданность, да).
Трактовать ли с самого начала упор на такой тактике как несомненную слабость команды? В принципе, можно. Но здесь нельзя игнорировать некоторые факторы. Какое физическое состояние его команды? Какова философия клуба (немаловажный фактор)? На какой стадии чемпионата\кубка он находится сейчас, какие перспективы? Потому что если вам светит полуфинал\финал ЛЧ и вы понимаете, что тягаться в атаке с противоборствующей командой равносильно убийству – придется крепко задуматься. Надо сказать, что наиболее прогрессивная часть современных тренеров старается выбранной своей тактикой подавить тактику соперника.
У вас есть четверка защитников и вы заставляете их максимально сблизиться и плотнее играть в собственной штрафной. Впереди оборонительное укрепление поменьше – тройка полузащитников поддерживает своих оборонцев, играя плотно к линии защиты. Оба крайних фланговых полузащитника садятся на своих бровках, пытаясь закрыть их от возможных нежелательных проходов крайних защитников оппонента.
Один из тройки полузащитников старается активно прессинговать центральную полузащиту противоборствующей команды, в основном, мешая им создавать атаки и переводить мяч на фланги (то есть, не давая менять направление атаки в нужном русле, что крайне важно – ведь его команда может не успеть перестроиться).
Остающийся нападающий занимается прессингом центральных защитников соперника – заставляя их нервничать и оттирая от остальной массы игроков. Чаще всего нападающему дается установка быть на фланге (там всегда будет свободное пространство и туда прекрасно можно вынести мяч). В случае быстрой атаки (нападающий удачно зацепился за мяч и бежит как Форест Гамп к воротам), функцию его поддержки выполняет центральный полузащитник (чаще всего – либо самый быстрый, для использования пространства, либо один из фланговых, что при расстановке располагается чуть выше изначально).
Таким образом, суть данной тактики заключается в том, что команда садится как можно ниже, цементируясь в своей штрафной, и создает численный перевес в середине поля; атака идет через длинный пас в сторону нападающего (мы помним, что он, скорее всего, на фланге, зачастую – на одном, определенном тренером на предматчевом разборе). Мяч подавляющее время у противоборствующей стороны, также нет владения территорией, опять же, кроме своей штрафной – в результате атакующей команде сыграть в привичный короткий пас адски сложно. Им просто не хватает людей для такого в атаке.
Обманчивая простота
Прочитав вышеописанное, можно подумать, что любая дворовая команда, при желании, может запереться в штрафной и устроить небо в алмазах той же Барселоне. Не тут-то было. Можно вспомнить матч Барселоны и Милана в ЛЧ. Да, итальянцы играли в оборонительный футбол, опираясь на возможность быстрого выхода в атаку силами быстрого вертикального паса на Шаарави. Но Барселона, немного изменив подход, сумела выиграть матч (сразу предупреждаю, я не хочу и не буду в этой статье обсуждать спорные судейские решения).
Можно вспомнить как играла с Барселоной Бавария. Начало матчей – так же с некоторым упором на игру от обороны. Вот только в чем была существенная разница – мюнхенский клуб владел мячом на своей половине поля. Он не собирался там его отдавать. Что это дает? Соперник выдыхается, пытаясь гонять за сферой, начинает нервничать, как итог – снижается его настрой и голевой потенциал. Но такой подход к удержанию мяча требует как мастерство и технику, но также и спокойствие в принятии решений со стороны игроков и их абсолютно правильное перемещение по полю.
Несомненно, нужно вспомнить игру Челси при Ди Маттео. Однако и тут оказывается, что проблемы на каждом углу. Команда должна если не вся целиком, то ее 9 человек показывать прекрасное взаимодействие, работать как единый организм. Все рикошеты, выставленные неудачно руки, ноги, другие конечности играет против обороняющейся команды. Каждый игрок должен прекрасно знать кому его страховать, когда и кто в случае чего страхует его.
Дело значительно усложняется, если противоборствующая обороняющейся команда умеет правильно навешивать и этот навес (самое страшное) есть кому замкнуть. Против таких должны играть свои мастера, плюс другим набрасываться на тех, кто умеет подавать, дабы не было нагнетания обстановки.
Можно признать, что припарковать автобус вовсе не так просто, как кажется. Можно осесть в своей штрафной 10 игроками, расклеиться как дерьмовая обувь и получить авоську мячей.
Неверное противодействие
Нельзя забывать, что матч играют две команды. Одна команда может выбрать оборонительную тактику (тот самый пресловутый «автобус»), то вот что делает в этот момент вторая команда – это стоит обсудить.
Представим типичную ситуацию – вторая команда, которая вроде как атакует, имеет зашкаливающий показатель владения мячом, скажем, 70% времени. Что же они делают в этот промежуток времени? Ходят кругами вокруг штрафной соперника и его «автобуса», бегают по флангам, перекатывают мяч слева направо, потом наоборот. И так до бесконечности. А проникающих передач почти нет – есть страх, что соперники перехватят пас и убегут в быструю контратаку. Владеющие мячом испытывают страх.
Хотя порой страхи воплощаются прямо на ваших глазах
А ведь очень зря. Если дать сопернику покатать мяч, а не изображать ролевую игру «удав и жертва», то он наверняка ведь раскроется. Ну не будет ни одна команда все 90 минут играть на вынос в сторону кипера оппонента и выбивать мячи в аут. Глупо же.
Атакующие команды еще часто пренебрегают дальними ударами. Здесь делает свое черное дело привитая философия – хочется не вколотить мяч посильнее, а раскатать соперника и закатить мяч в пустые ворота. Красиво, романтично…и крайне наивно.
Вывод
Так защищаться далеко не так уж просто. Требуется как можно более высокий уровень игрового взаимодействий и тактической подготовки, а также концентрации на протяжении всего матча. Ведь если хоть один игрок выпадет из общекомандного движения (а в этот момент команда похожа на действительно единый организм), отвлечется – то оппонент получит шанс. И вся идея пойдет крахом. И это сразу же может ударить по уверенности защищающейся команды, которая в результате может расклеиться.
Нельзя не сказать, что «автобус» дает сто процентов гарантии. Вообще нельзя сказать, что тактика эта может дать хоть какую-то гарантию. Это просто оборонительная тактика, к которой, благодаря личностным и субъективным суждениям болельщиков (а также человека, упомянутого в начале поста), прикрепилось негативное значение. Думаю, что это несколько неправильно. Каждый исходит из своих возможностей и понимания футбола, поэтому эта тактика и применяется.