что значит запасовка каната
Как запасовать трос на кране-манипуляторе
В конструкции автомобильного крана используются полиспасты — вращающиеся блоки, использование которых позволяет получить выигрыш в силе. За счет их установки при той же нагрузке получается увеличить грузоподъемность автокрана. На современных автомобильных кранах в зависимости от их конструкции и назначения используются двух-, трех- и четырехкратные полиспасты. Существуют различные схемы того, как запасовать трос на кране в зависимости от кратности полиспаста. Разбираемся в них.
Как зависит нагрузка от кратности полиспаста
Самая простая схема того, как запасовать трос на манипуляторе
Самой простой — и распространенной — схемой запасовки троса на кране является спиральная. В этом случае витки каната по отношению друг к другу в полиспасте располагаются в параллельных плоскостях. Неподвижный участок троса фиксируется в непосредственной близости к канатному блоку.
Характеристики каната и как избежать скручивания
Прежде чем перейти к тому, как запасовать трос на кране, важно правильно выбрать канат. На автокранах используются тросы, свитые из стальной проволоки — типа ЛК-Р или ЛК-О. Такие канаты свиты из шести прядей с линейным касанием проволоки. В зависимости от предполагаемой нагрузки канату присваивается класс — от 1М до 6М. При запасовке и дальнейшей эксплуатации важно убедиться, что выбранный канат подходит по классу нагрузки.
Стальной канат имеет такую характеристику, как угол свивки. Он показывает, в каком направлении расположены относительно друг друга пряди. При изгибе троса угол свивки увеличивается. На практике это означает, что канат при изгибании будет закручиваться. Начав запасовывать трос на кране, надо учитывать то, что при изгибе в блоках полиспаста канат станет скручиваться, в результате чего могут смещаться плоскости витков.
Если при изгибании каната угол свивки уменьшается, то происходит, напротив, раскручивание каната. Это отрицательно сказывается на прочности троса. Более того, отдельные пряди могут выбиться из пучка и сформировать узлы или волны.
Дополнительное кручение троса под нагрузкой не только ухудшает работу полиспаста, но и приводит к быстрому износу стального каната. При сильном скручивании троса блоки тоже могут заворачиваться, что приведет к неправильному распределению нагрузки.
Чтобы устранить влияние угла свивки каната и избежать его перекручивания, используют схему запасовки, при которой неподвижный конец троса фиксируется в середине обоймы. Подвижная ветвь в этом случае идет со среднего блока.
Схемы, как запасовать трос на манипуляторе
Рассмотрим более подробно схемы того, как запасовать трос на автокране.
Как запасовать трос на манипуляторе: схемы для грузовых и стреловых кранов
а – двухкратный полиспаст (на грузовом кране),
б — трехкратный полиспаст (на грузовом кране),
в — двухкратный полиспаст (на стреловом кране),
г — четырехкратный полиспаст (на стреловом кране).
Цифрами на схеме обозначены следующие компоненты:
1 — барабан грузовой лебедки,
2 — блоки на головке стрелы,
4 — крюковая обойма,
б — оттяжные канаты стрелы,
7 — подвижные блоки стрелового полиспаста,
8 — неподвижные блоки стрелового полиспаста,
Полиспасты: от расчетов до запасовки
Полиспаст – переносная блочная система, предназначенная для подъема и перемещения грузов разной степени тяжести. Это устройство применяется в строительной сфере, логистике, альпинизме и во время спасательных работ. Чтобы изготовить полиспаст своими руками, нужно знать конструктивные особенности этого приспособления, способы крепления канатов к грузоподъемнику и технологию проведения запасовки.
Общие сведения о полиспастах
Полиспаст состоит из 2-х и более шкивов (блоков), связанных при помощи веревочных канатов или цепей:
Простые полиспасты могут состоять из 1 шкива и веревки. В них ролик располагается над грузом: на потолке, балке или опоре. Первый конец веревки связан с крюком и спускается к поднимаемому грузу. Человек тянет второй конец веревки, поднимая тяжелый объект. Сложные устройства для подъема груза включают в себя несколько простых блоков и дают больший выигрыш в силе.
Принцип действия полиспастов основан на правиле рычага. Через неподвижный шкив перекидывается веревка. Груз поднимается на высоту посредством прикладывания усилий, соразмерных с весом поднимаемого объекта. Длина каната или цепи должна быть сопоставима с высотой, на которую поднимается груз. Для снижения количества затрачиваемых усилий необходимо, чтобы подвижный блок осуществлял движение параллельно грузу.
Существуют следующие разновидности полиспастов:
Полиспасты используются для следующих операций:
Полиспастами оснащаются различные виды кранов, гидравлические и электрические приводы. Они также применялись в старых прототипах лифтов.
Расчет полиспаста
Перед изготовлением полиспаста требуется рассчитать основные технические характеристики грузоподъемной конструкции. Расчеты требуется для составления чертежей и производятся согласно параметрам рабочего помещениями и весом груза.
Для определения нагрузок, влияющих на блочную систему в ходе эксплуатации, нужно рассчитать параметры, действующие на отдельные блоки:
Уравнение, использующееся для нахождения моментов силы, имеет следующий вид: SM * R = SC*R + l*SC*R + N* g*d/2, где:
Коэффициент полезного действия полиспаста определяется по следующей формуле: η = SC/SM. На этот параметр влияют качество изготовления блоков и сложность схемы. Существует следующие уровни КПД блочной системы:
При расчете также рекомендуется определить КПД остальных обводных роликов, в зависимости от конструктивных особенностей грузоподъемного механизма.
Способы крепления веревки к грузоподъемному механизму
Грузовая веревка позволяет автоматически фиксировать поднимаемый груз, что сказывается на проходе узлов. Ее нужно заправить так, чтобы исключалась возможность перетирания из-за частых контактов с остальными частями грузоподъемной конструкции. Выделяют 3 основных метода крепления веревки к полиспасту:
Для фиксации канатов кранов требуется закрепить 1 конец веревки запреткой или тросовым зажимом. На лебедках трос фиксируется на специальных креплениях при помощи клина и прижимной планки.
Простейший подъемный механизм своими руками
В домашних мастерских можно изготовить простой полиспаст из подручных материалов. Он способен поднимать легкие грузы и может использоваться только для разовых работ. Чтобы сделать полиспаст своими руками, нужно приобрести следующие комплектующие:
На стальную шпильку устанавливают подшипник, накручивают гайку и стопорят. К шпильке присоединяется крюк для снижения усилий, требующихся для прокручивания самодельного вала. Первый конец веревки располагается на статичной платформе. Для поднятия груза требуется потянуть второй конец троса вверх. Для удобства работы рекомендуется сделать дополнительный блок и пропустить через него веревку. Это позволит соединить канат с лебедкой и фиксировать транспортируемый объект в промежуточном положении.
Запасовка полиспастов
Запасовка – процедуру изменения местоположения шкивов и дистанции между ними. Целью этой операции является регулирование скорости и высоты подъема грузов в соответствии с определенной схемой прохождения троса по блокам грузоподъемного механизма. Существуют следующие разновидности запасовки:
Существует также переменная запасовка. Она бывает как двукратной, так и четырехкратной. Подвижные ролики устанавливаются на нескольких подвижным обоймах, удерживаемых при помощи каната. Кратность запасовки изменяется посредством опускания подвески крюка на опору при сматывании веревки.
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 19. Схемы запасовки канатов
Большинство рабочих операций башенным краном выполняется С помощью стальных канатов. К этим операциям относятся: подъем и опускание груза и стрелы, выдвижение башни, передвижение грузовой тележки и противовеса, поворот оголовка (на некоторых кранах), монтаж и демонтаж крана.
Рис. 35 Простейшие полиспасты: канатные а — двукратный, б — четырехкратный;
1 — неподвижная блочная обойма, 2 — подвижная обойма, 3 — канат; Р — масса поднимаемого груза
Канаты 3 (рис.35, а, б) на кранах, как правило, входят в системы, состоящие из нескольких блоков, соединенных в обоймы. Обоймы в зависимости от их крепления бывают подвижные 2 и неподвижные 1. Эта система называется канатным полиспастом. Полиспасты служат для уменьшения усилий в канате. В зависимости от того, какой выигрыш в силе дают полиспасты, они бывают двух-, трех-, четырехкратными и т. д. Обычно в технической документации на краны приводятся схемы для запасовки грузового, стрелового, тележечного и прочих канатов. Эти схемы позволяют понять работу полиспаста и правильно запасовывать канат (пропускать его по блокам).
Грузовые канаты служат для подвешивания рабочего органа крана — крюковой подвески к стреле.
Наиболее простая запасовка грузового каната показана и рис. 36, г. Крюк подвешен на одной нитке каната 2, который проходит через блоки гуська, стрелы, рас порки башни и наматывается на барабан грузовой лебедки. При такой запасовке лебедка должна развивать усилие несколько большее, чем масса поднимаемого груза (за счет потерь трения в блоках). Неудобство этой схемы в том, что при изменении вылета груз поднимается или опускается вместе со стрелой, а при монтаже зданий из крупных элементов важно, чтобы при изменении вылета груз перемещался горизонтально. Поэтому в современных кранах с подъемной стрелой применяют систему соединенных полиспастов.
Рассмотрим схему запасовки грузового каната крана типа КБ-100 (рис. 36, а). В этой схеме одна из ветвей грузового каната 2 пропущена по блокам башни, стрелы, крюковой подвески и закреплена на барабане стреловой лебедки 4. Направление навивки грузового и стрелового канатов встречное. Таким образом, при подъеме стрелы, когда стреловой канат 3 наматывается на барабан стреловой лебедки, грузовой канат 2 сматывается с барабана и груз остается на той же высоте. Для обеспечения горизонтального перемещения груза при изменении вылета нужно правильно подобрать соотношения диаметров на барабане стреловой лебедки и кратность полиспастов стрелового и грузового канатов. Система соединенных полиспастов не только повышает эксплуатационные качества крана, но и позволяет уменьшить мощность электродвигателя стреловой лебедки, так как нет затрат энергии на подъем груза при подъеме стрелы.
На кранах КБ-401 грузовой канат запасовывают по той же схеме: Отличие состоит в том, что на крюковой подвеске вместо одного блока установлены два (рис. 36, б).
Для кранов с переменной кратностью грузового полиспаста, например КБ-306, используется более сложная схема запасовки (рис. 36, в).
Рис. 36. Схемы запасовки грузовых канатов кранов: а — КБ-100, б — КБ-401, в — КБ-306 с изменяемой (двух-, четырех-) кратностью полиспаста (пунктиром показано положение дополнительной обоймы при двукратном полиспасте), г — КБ-160.4 с гуськом, д — АБКС-5, е — БКСМ-5-5А, ж — КБ-674; 1 — барабан грузовой лебедки, 2 — грузовой канат, 3 — стреловой канат, 4 — стреловая лебедка, 5 — концевой блок стрелы, 6 — блочная обойма, 7 — дополнительный блок стрелы, 8 — монтажная тяга, 9. 10 — блоки тележки, 11 — серьга
Ни головке стрелы есть третий дополнительный блок 7 и канат, сбегая с него, охватывает блочную обойму 6, а затем попадает на обычный концевой блок 5. Для подъема тяжелых грузов, когда нужна четырехкратная запасовка каната, обойму 6 крепят серьгой 11 к крюковой подвеске (как показано на рис. 27, в). При легких грузах серьгу снимают И обойма 6 поднимается вверх к головке стрелы (показано пунктиром), удерживается там грузовым канатом за счет массы крюковой подвески и в работе не участвует.
Для подъема легких грузов на увеличенном вылете (например, Кран КБ-160.4 с гуськом) применяют однониточную подвеску (рис. 36, г).
На кранах с балочными стрелами схемы запасовки обычно проще, Тик как груз при изменении вылета перемещается с помощью грузовой тележки по горизонтальной стреле, а поэтому не требуется система соединенных полиспастов. На рис. 36, е, ж показаны схемы запасовки канатов на кранах БКСМ-5-5А и КБ-674. Отличие их заключается лишь в том, что у КБ-674 двухблочная крюковая подвеска, Поэтому канат на блоках 9 я 10 тележки запасован иначе, с тем чтобы, не увеличивая размеров тележки, развести нити грузового полиспаста.
На кране АБКС-5 (рис. 36, д) грузовой канат запасован по стреле и подвеске так же, как на КБ-674, но затем проходит через систему блоков на башне и подкосе, после чего попадает на барабан грузовой лебедки 1. Канатная петля в башне необходима для монтажа башня в рабочее положение. Стрела этого крана может быть поднята при необходимости на угол 30° к горизонту. В этом случае конец грузового каната, закреплявшийся при горизонтальной стреле у основания, крепят за грузовую тележку, что обеспечивает подъем тележки с грузом и горизонтальное перемещение груза при изменении вылета. Аналогичную схему запасовки имеет и кран КБк-250 с наклонной стрелой.
Стреловые канаты предназначены для подвески стрелы и изменения вылета кранов в основном с подъемной стрелой. Стреловые канаты включают стреловой расчал 6 (рис. 37, а), стреловой полиспаст 4, анкерные тяги 2.
Стреловой полиспаст кранов с поворотным оголовком, например БКСМ-5-5А, размещен непосредственно над стрелой. У кранов с поворотной башней, например КБ-100, МСК-5-20, КБ-405 (рис. 37, б, в, е), полиспаст располагается вертикально вдоль башни. Канат стрелового полиспаста натягивается стреловой лебедкой 1. На кранах с установочным вылетом, например КБ-503 (рис. 37,г), стрела устанавливается с помощью монтажного каната 10 и грузовой лебедки 15 с барабаном малого диаметра.
В стреловом полиспасте крана с поворотной платформой стреловые канаты можно использовать не только для подвеса стрелы и изменения вылета, но и для разгрузки башни от изгиба во время работы с грузом. Это позволяет уменьшить напряжения в металлоконструкции башни, а следовательно, облегчить ее конструкцию. Возникновение изгибающего момента в башне вызвано тем, что момент от веса груза и стрелы М действующий на башню, как правило, превышает, момент М2 от усилий в стреловых и грузовых канатах, идущих вдоль башни со стороны противовеса (см. рис. 37, б, ё). Разгрузка башни от изгиба может быть достигнута путем повышения момента со стороны противовеса и обеспечения равенства Л12 = Mv Увеличение момента М., может быть достигнуто, например, удлинением распорки 7. Однако этот способ часто бывает недостаточным для полной разгрузки, так как длина распорки ограничена размерами поворотной платформы, над которой она расположена. Поэтому для увеличения момента М, на кранах широко применяют схемы запасовки стреловых канатов, позволяющие увеличить суммарную нагрузку в канатах: с разгрузочным полиспастом и с обратной тягой.
При схеме с разгрузочным полиспастом (рис. 37, б, е) стреловой расчал связан непосредственно с подвижной обоймой стрелового полиспаста. Для повышения суммарной вертикальной нагрузки, действующей снизу на распорку, стреловой канат пропускают через неподвижные блоки на распорке 7, образуя дополнительный разгрузочный полиспаст 8. Приведенная схема имеет преимущество, что при подъеме башни (монтаже) крана кратности разгрузочного полиспаста суммируется с кратностью стрелового полиспаста 4. Это позволяет снизить нагрузки в стреловом канате, а следовательно, и мощность привода. Такую схему применяют, в части (в кранах типа КБ-100 и КБ-160. На кранах КБ-160.2 и КБ-401А Один конец каната стрелового полиспаста закреплен на монтажном барабане 9. Этот барабан предназначается для наматывания излишнего основного каната при работе крана с неполной высотой башни. При наращивании башни с монтажного барабана сматывается необходимое количество каната, после чего барабан вновь стопорится. При наличии монтажного барабана обеспечиваются нормальные условия работы при наращивании башни на любое число секций. На кране К13-100 схема отличается лишь отсутствием барабана 9. При схеме с обратной тягой (рис. 37, д) неподвижным обойма 3 стрелового полиспаста связана с обратной канатной тягой) 16, которая, огибая обводной блок 17 на поворотной платформе, идет вверх и крепится снизу за распорку. По этому же принципу выполнена схема запасовки стреловых канатов крана КБк-250 (cм. рис. 37, г). Функцию обводного блока выполняют двуплечие рычаги U к концам которых прикреплены анкерные канаты 12 расчала стрелы и канаты 11 натяжения распорки башни. Соотношение плеч рычаге подобрано таким образом, чтобы обеспечить разгрузку башни от изгибающего момента.
Канатные системы для выдвижения башни. Для выдвижения башни высоких кранов, наращивания (сверху) или подращивания (снизу) применяют полиспасты выдвижения. Так, на кране КБ-503 (рис. 38, а) применен сдвоенный полиспаст, работающий от монтажной лебедки 1.
Рис. 38. Схемы запасовки канатов выдвижения башни кранов: а- КБ-503, б — КБ-401,в — КБ-100.2. г — К.Б-674; I — монтажная лебедка, £ — неподвижная обойма, 3 — канат для подъема подвижной обоймы, 4 — блоки на основании башни, 5 — подвижная обойма, 6 — балка выдвижения, 7—канатные тяги, 8—каретка выдвижения, 9 — грузовая лебедка, 10 — штанга выдвижения башни, 11 — подвижная внутренняя колонна, 12 — наружная неподвижная колонна, 13, 11 — барабаны монтажной лебедки на стойке башки
Неподвижные обоймы 2 закреплены на поворотной платформе крана. Подвижная обойма 5 через блоки 4 на оснований башни связана канатными тягами 7 с балкой 6 выдвижения башни Для опускания пустой балки 6 (без секции башни) служит канат 3, один конец которого закреплен на подвижной обойме 5, а второй проходит через блоки на основании башни и закрепляется на малом бара1 бане грузовой лебедки.
Башни крана КБ-401 выдвигаются кареткой 8 (рис. 38, б), которой является подвижной обоймой полиспаста выдвижения. Неподвижные блоки полиспаста закреплены в верхней части портала. Канат наматывается на грузовую лебедку 9. Башня крана КБ-100.2 поднимается с помощью грузовой лебедки 9 (рис. 38, е). Неподвижная обойма 2 полиспаста выдвижения закреплена на верхней части наружной телескопической колонны 12. Подвижная обойма 5 связана со штангой 10, имеющей храповое устройство, входящее в зубья подвижной внутренней колонны 11. При сокращении полиспаста внутренняя колонна башни поднимается относительно неподвижной.
Полиспаст выдвижения башни крана КБ-674 расположен в монтажной стойке, где находится лебедка с двумя барабанами: подъема стойки — 13 и выдвижения верхней части башни — 14 (рис. 38, г).
Монтажная стойка поднимается кверху с помощью барабана 13 и1 закрепляется своей нижней частью на башне. Затем с помощью бара-Сима 14 подвижная обойма 5 полиспаста поднимается к неподвижной Обойме 2, закрепленной на стойке. Верхняя часть крана со стрелой и противовесом, соединенная жестко с обоймой 5, поднимается вместе С пей. Аналогичную схему полиспаста выдвижения имеют краны КБ-573 И БК-180.
Канаты для перемещения грузовых тележек по стреле (тележечные). Для перемещения грузовой тележки обычно применяют два каната, одни концы которых закреплены за тележку, а другие — на барабане тележечной лебедки навстречу друг другу. При вращении барабана один канат сматывается с него, другой наматывается. В зависимости от расположения тележечной лебедки (на противовесной консоли или на стреле) применяют одну из схем запасовки канатов передвижения Грузовой тележки (рис. 39).
Как правильно запасовать трос на автокране?
Разные схемы запасовки канатов в полиспаст применяют в соотношении от тягового усилия и кратности монтажного полиспаста.
В практике наиболее популярным и распространенным способом является очень простая спиральная схема запасовки, при которой ветви расположение параллельно в полипасте относительно друг друга. Неподвижную ветвь каната крепят к щеке обоймы в непосредственной близости с первым канатным блоком.
Если отсутствуют монтажные обоймы с необходимым тяговым усилием, то используют 2 одинаковых рабочих полиспаста с приводом одной или двух лебедок. В первом случае, неподвижную ветвь крепят к левой подвижной обойме, а во втором случае обе ветви направляют на барабаны тяговых лебедок. В любом случае, есть необходимость в уравнительном блоке натяжение ветвей каната обоих полиспастов.
Как надо запасовать трос на автокране?
В практике не уделяют особого значения направлению запасовки каната. Важно понимать и помнить, что канат, переходя из блока в блок, изгибается и отклоняется, что приводит к смещению поперечных сечений и приводит к кручению каната относительно оси. При этом большую роль играет сочетание направлений свивки элементов каната и его изгиба.
Дополнительное кручение каната под нагрузкой не только отягощает работу полиспаста, обусловленное ускоренным изнашиванием каната, но и является причиной закручивания полиспаста. Это небезопасно для больших канатных систем с большим количеством ветвей, однако указанным явлением можно управлять.
В случаях, когда конструкция обоймы предусматривает возможность крепления неподвижной ветви каната посередине обоймы, применяют схему запасовки, при которой подвижная ветвь каната сходит со среднего канатного блока. При этом направление свивки каната не действует на функциональность полиспаста и его не учитывают.
Запасовку каната в монтажный полиспаст производит бригада такелажников, обученных всем способам производства работ, знающих последовательность выполнения технологических операций, правилами безопасности, обеспеченные исправным инструментом, приспособлениями, необходимыми материалами.
Что такое запасовка каната
Канатные текстильные стропы
Канатные стропы (металлические)
Цепи и комплектующие для строп
Стяжные ремни Gutman для крепления груза, тип Hi
Стяжной ремень для крепления автомобилей на автомобилевозах (Автовоз)
Стягивающие устройства (талрепы)
Ручные лебедки и тяговые механизмы
Полиспасты (блоки монтажные)
Тельферы электрические производства Румынии
Тельферы электрические производства Болгарии
Лебедки электрические строительные KDJ, PT, HGS, ATX, GDA
Лебедки электрические тяговые ТЭЛ
Лебедки электрические монтажные ЛМ
Лебедки электрические маневрововые ТЛ и ЛЭМ
Краны консольные производства Болгарии
Кран козловой ручной передвижной
Складной алюминиевый козловой кран PADC, Франция
Алюминиевый переносной консольный кран COMALU, Франция
Ремонт мостового крана (двухбалочного, однобалочного)
Ремонт козлового крана
Ремонт полукозлового крана
Ремонт консольных кранов
Ремонт поворотных кранов
Реконструкция (модернизация) кранов
Капитальный ремонт кранов
Техническое обслуживание грузоподъемного оборудования (сервисное обслуживание)
Статические и динамические испытания. Испытание крана
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Обследование крановых путей
Капитальный ремонт крановых путей
Монтаж подкрановых путей
Ремонт крановых путей
Техническое обслуживание тельфера
ООО «Гутман Украина»
03680, Украина, г.Киев
ул. Малинская, 16, офис 2
тел.: +38 044 221-69-16
Наша компания предлагает также полный спектр услуг связанных с грузоподъемной техникой различного вида.
В ООО «Гутман Украина» вы можете заказать монтаж и демонтаж мостового крана, ремонт мостового крана, монтаж и демонтаж кран балок, ремонт кран балок, монтаж тельфера, монтаж кранового пути и другие услуги.
Для того чтобы купить мостовой кран или заказать монтаж кран балок, впрочем как и другого грузоподъемного оборудования, Вам достаточно позвонить в наш киевский офис.
Такое грузоподъемное устройство как полиспаст состоит из нескольких блоков, собранных в обоймы, которые огибаются канатом. Главное его предназначение перемещать грузы.
Название «полиспаст» родом из Древней Греции и означает «натягиваемый многими канатами». Принцип работы этого устройства основан на действии блока или рычага.
Где применяют системы блоков?
Полиспаст или система блоков используется при работах, где требуется минимум приспособлений и ограничено применение силы (как правило, вручную), но нужно переместить, или поднять тяжелые грузы. Надо сказать, что в ходу такая система блоков и у скалолазов, спасателей и туристов.
Попробуем разобраться, в чем же принципиальные отличия полиспастов, их способы запасовки.
Самая простая модель этого устройства состоит только из одного блока, но в тоже время дает выигрыш в силе. Другими словами, нуждается в применении вдвое меньших усилий при подъеме груза большей по длине веревкой или канатом. В конструкции подобного устройства блок можно заменить обычным карабином.
Классический полиспаст – это два монтажных блока-ролика или две монтажные блочные обоймы: одного неподвижного, который и крепится к подъемному устройству (к примеру, балке, мачте и т. п.) и подвижного, который прикрепляется уже к грузу. Между собой блоки или обоймы соединены между собой запасованным канатом, веревкой или тросом.
Два блока в системе дают трехкратное преимущество в применяемом усилии. Кроме этого здесь есть и подстраховка если канат отпустить, то два схватывающих узла затянувшись заблокируют груз.
Как происходит запасовка?
В основном эти грузоподъемные механизмы запасовываются двумя способами.
Запасовка – грузовой канат
Запасовка грузового каната в этом случае позволяет перемещать груз при изменении вылета по горизонтали. [1]
Наиболее простая запасовка грузового каната показана на рис. 36, г. Крюк подвешен на одной нитке каната 2, который проходит через блоки гуська, стрелы, распорки башнн и наматывается на барабан 1 грузовой лебедки. Неудобство этой схемы в том, что при изменении вылета груз поднимается или опускается вместе со стрелой, а при монтаже зданий из крупных элементов важно, чтобы при изменении вылета груз перемещался горизонтально. Поэтому в современных кранах с подъемной стрелой применяют систему соединенных полиспастов. [2]
Схема запасовки грузового каната показана на фиг. [3]
После повторной запасовки грузовых канатов и установки новой секции на монтажную стойку поднимают и устанавливают эту. Окончив наращивание мачты, на ее верх поднимают головку при помощи ручной лебедки, – перепасовывают грузовые канаты и канат ограничителя скорости, устанавливают отводки ( линейки для выключения конечных выключателей на этажах), проверяют подъемник и приборы безопасности. [4]
Грузовой канат служит для подъема крюковой подвески Наиболее простая запасовка грузового каната показана на рис. 36, а. Груз подвешен на двух нитках каната, причем один конец каната закреплен у головки стрелы, а второй проходит через блок стрелы и оголовка, а затем наматывается на барабан грузовой лебедки. При такой запасовке лебедка должна развивать усилие, несколько большее половины веса груза. Неудобство этой схемы в том, что при изменении вылета груз поднимается или опускается вместе со стрелой, а при монтаже зданий из крупных элементов важно, чтобы при изменении вылета груз перемещался горизонтально. [6]
Кроме того, оборудование с удлиненной стрелой отличается тем, что изменяется запасовка грузового каната 2 в соответствии с грузоподъемностью машины с удлиненной стрелой, устанавливается более длинная растяжка 3 полиспаста 4 подъема стрелы, а также свой указатель 5 вылетов удлиненной стрелы. На некоторых кранах ( КС-2561Д) устанавливают удлиненный канат стрелового полиспаста. [10]
Запасовка грузового каната на барабане грузовой и стреловой лебедок обеспечивает горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стрелы, что удобно в эксплуатации и позволяет уменьшить мощность, затрачиваемую на подъем стрелы. [14]
ИНЖЕНЕРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
доцент, к.т.н. Галузин В.М., доцент, к.т.н. Данилов В.М.
к практическим занятиям по строительным машинам
БАШЕННОГО КРАНА И РАСЧЕТ
Указания разработаны на кафедре
«Технология, организация и экономика строительства»
БАШЕННОГО КРАНА И РАСЧЕТ ЕГО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Конструктивная схема башенного крана и схемы запасовки канатов.
Схемы для определения основных расчетных характеристик башенного крана. Варианты данных для выбора кранов ( приложение 1 ) и расчета его производительности ( приложение 2 ).Параметры основных моделей башенных кранов ( приложение 3 ).
2.1. Изучить конструктивную схему и схемы запасовки канатов
2.2. Ознакомиться со схемами для расчета основных характеристик крана,
определить эти характеристики.
На основании исходных характеристик объекта выбрать кран с определенными параметрами.
Выполнить расчет производительности выбранного башенного крана.
3. Рекомендации по выполнению.
3.1. Конструктивная схема башенного крана.
Конструктивной особенностью башенного крана является наличие стрелы,закрепленной в верхней части вертикальной башни.Стрела может быть подъемной, вращающейся вокруг точки крепления к башне, или балочной, подвешенной в горизонтальном положении.
Показанный на рис. 1 башенный кран состоит из поворотной и неповоротной частей.Поворотная платформа 20 вращается с помощью опорно-поворотного устройства 4, передающего все нагрузки на раму ходовой части 3 и, через рельсоколесное ходовое устройство 2, на рельсы 1. Башня 16 обеспечивает необходимую высоту подъема груза, стрела 13 – требуемый вылет крюка. На поворотной платформе расположен противовес 5, механизм поворота 19, лебедки – грузовая 18 и стреловая 17, и также тяга для крепления башни и оттяжки стрелового полиспаста. Канат грузового полиспаста проходит через направляющие блоки 10, расположенные на распорке 9, через блоки 12 на оголовке 11, неподвижные блоки грузового полиспаста 14, закрепленные на конце стрелы, и подвижные блоки крюковой подвески 15.
Рис.1. Конструктивная схема башенного крана
Схемы запасовки канатов грузового и стрелового полиспастов показаны
на рис. 2, позиции соответственно «а» и «б». Подъем груза происходит при навивке каната на барабан лебедки 18. Чтобы высота груза при изменении угла наклона стрелы ( изменении вылета крюка ) оставалась неизменной,
второй конец грузового каната закреплен на барабане стреловой лебедки 17.
Рис.2. Схемы запасовки канатов грузового «а» и
Стрелового «б» полиспастов
Так как канаты имеют противоположную навивку, при подъеме стрелы грузовой канат свивается и крюковая подвеска 15 с грузом остаются на прежнем уровне, перемещаясь в горизонтальном направлении.
Стреловой канат закреплен на барабане стреловой лебедки 17 и последовательно проходит через направляющий блок 8, подвижные 7 и неподвижные блоки 6; второй конец закреплен на портале в точке А
Стрела соединяется с подвижной обоймой полиспаста 7 с помощью каната фиксированной длины К. Этот канат проходит через направляющие блоки 8 и 12 и компенсирующий блок Б, который фактически расположен на оси подвижных блоков 7. Оба конца каната К прикреплены к стреле.
Подъем стрелы происходит при навивке каната на барабан лебедки 17, при этом подвижные блоки 7 приближаются к неподвижным 6.
Балочная стрела (показана штриховыми линиями на рис.1 ) подвешивается на канатах в горизонтальном или слегка наклонном положении. Грузовая лебедка обеспечивает подъем и опускание крюковой подвески с грузом. Вторая лебедка является тяговой, осуществляющей перемещение грузовой тележки по нижнему поясу фермы стрелы. Вариант запасовки канатов для балочной стрелы показан на рис. 3.